100 великих полководцев

Майкл Ли Лэннинг

<< Назад | Содержание | Дальше >>

77. ИСОРОКУ ЯМАМОТО

японский адмирал (1884–1943)


Исороку Ямамото командовал объединенным Японским имперским флотом и на первом этапе Второй мировой войны значительно расширил пределы японской империи. Мастерское сочетание морских и воздушных боевых действий позволило ему одержать большую победу над американцами при Перл-Харборе в 1941 г. и стяжать славу одного из лучших мастеров боя с использованием авианосцев.

Ямамото родился 4 апреля 1884 г. в семье обедневшего самурая (он был шестым ребенком). Фамилия егородителей была Такано, но позднее он взял фамилию своего приемного отца. В 1904 г. Ямамото окончил военно-морскую академию и вскоре после этого принял участие в знаменитой Цусимской битве, в которой адмирал Того (№ 68) одержал победу над русским флотом. Во время этого сражения Ямамото получил несколько ранений, в том числе потерял два пальца на руке, что едва не кончилось увольнением со службы. После войны Ямамото служил на нескольких кораблях. К 1915 г. он пришел к мысли о необходимости создания кораблей, оборудованных как морские аэродромы. В 1919–1921 гг. Ямамото учился в Гарвардском университете. Затем он снова служил в Японии и побывал как наблюдатель на некоторых европейских военных кораблях. В 1925 г. он послан в Вашингтон в качестве военного атташе.

Вернувшись на родину в 1929 г., Ямамото стал командовать авианосцем «Акаги» и получил чин контрадмирала. С тех пор карьера Ямамото была посвящена почти исключительно военно-морской авиации. Благодаря своему новаторству и умению добывать значительные средства у правительства, адмирал к концу 30-х гг. создал один из самых сильных и современных флотов в мире, причем ядро этого флота составили авианосцы.

К 1939 г. большинство военных и политических руководителей Японии пришли к выводу, что США представляют единственное серьезное препятствие для достижения Японией господства в Восточной Азии и, следовательно, необходимо нанести сокрушительный удар по американскому флоту в Тихом океане, чтобы изоляционисты-американцы попросили о мире и больше не мешали японцам добиваться своих целей. Ямамото, познакомившийся с возможностями США во время своего пребывания в этой стране, был против подобного решения. Он опасался, что США, благодаря мощной промышленности и огромным богатствам, в конце концов одержат победу над небольшим островным государством.

И все же Ямамото пришлось разработать план внезапного нападения на базу в Перл-Харборе. Он был уверен в успехе этой акции, однако опасался, что после этого американцы вовсе не уйдут из Тихого океана, но, напротив, могут добиться там господства.

26 ноября 1941 г. Ямамото, командовавший флотом из шести авианосцев, а также вспомогательных кораблей, отплыл на Гавайи по северному пути, которым пользовались редко. Утром 7 декабря с японских авианосцев было совершено внезапное нападение на американский флот в Перл-Харборе. Большинство американских самолетов на островах было уничтожено, четыре линкора потоплено и еще четыре — выведено из строя. Всего за два часа Ямамото нанес американскому флоту тяжелейшее поражение в его истории.

Две первые атаки были настолько успешными, что Ямамото отказался от первоначального намерения нанести удары по сухим докам и нефтехранилищам. Впрочем, это не стало такой уж большой ошибкой. Правда, в порту в это время не было американских авианосцев, которые находились на маневрах. И все же японское руководство восприняло почти безупречную атаку Ямамото на Перл-Харбор как триумф.

За этой победой последовали успехи Ямамото в операциях в Ост-Индии в январе — марте 1942 г. и в Индийском океане в апреле 1942 г. В июне того же года Ямамото руководил атакой на остров Мидуэй, одновременно организовав экспедицию в район Алеутских островов.

4 июня флот Ямамото приблизился к Мидуэю, однако японцев встретили там американские авианосцы (японский радиокод был расшифрован). Собственная же разведка Ямамото сообщила неправильные сведения о числе американских авианосцев, уцелевших после недавней битвы в Коралловом море. К тому же американцам удалось нанести удар по авианосцам противника, когда его самолеты находились на кораблях для заправки горючим и пополнения боеприпасов. К концу битвы американцы потопили четыре из девяти японских авианосцев.

Лучшая работа разведки противника, а также, отчасти, невезение привели к первому поражению японского флота за 350 лет. И все же Ямамото продолжал руководить боевыми операциями, несмотря на ограниченность ресурсов Японии и растущую мощь врага.

Хотя американский флот уже был сильнее японского, Ямамото оставался наиболее опасным флотоводцем на Тихом океане. Когда американские дешифровщики (те самые, что получили сведения о готовящейся атаке на Мидуэй) сообщили о планируемой поездке Ямамото на обороняемый японцами остров Бугенвилль, американское командование стало разрабатывать план убийства неприятельского военачальника. 18 апреля 1943 г. американские истребители сбили два самолета, на которых летели Ямамото и его штаб.

В день гибели Ямамото японское руководство произвело его в адмиралы флота. Хотя едва ли исход войны мог измениться, если бы Ямамото остался жив, его гибель оказалась тяжелой потерей для Японии. Она подорвала моральный дух войск и гражданского населения. Адмирал Кога, назначенный вместо Ямамото, так выразил общие чувства: «Ямамото был один, и заменить его не может никто».

Ямамото в значительной мере способствовал развитию военных операций с использованием авианосцев, способных наносить удары на далекие расстояния. После Перл-Харбора ни одна страна не могла бороться за господство в мире без флотилий авианосцев. Ямамото, в духе кодекса самурайской чести, всегда проявлял личное мужество, доблесть и преданность своему делу. По уровню своих способностей и личным качествам этот создатель сильного флота, оснащенного авианосцами, является самым выдающимся японским флотоводцем после Того.

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы