100 Великих приключений

Николай Непомнящий Андрей Низовский

<< Назад | Содержание | Дальше >>

«Господь ввёл их в тихую пристань»

Когда капитан Джон Франклин узнал о готовящейся экспедиции на поиски Северо-Западного прохода, он тотчас предложил свои услуги. В Адмиралтействе ему возразили:

— Вам уже почти шестьдесят! Мы имеем право не пустить вас.

Но Франклин настаивал. Кому же как не ему, старому полярному путешественнику, уже стоявшему когда-то во главе двух экспедиций на север Американского континента, снова вести корабли в Арктику? Он чувствовал в себе запасы такой энергии, что её с избытком хватило бы для нового путешествия. Его поддерживал старый товарищ, капитан Уильям Эдвард Парри. «Этот человек, — говорил он, — подходит для данной задачи лучше всякого другого». И в марте 1845 года Джон Франклин был назначен начальником экспедиции…

* * *

Ещё ни разу британское Адмиралтейство не снаряжало в Арктику такой крупной экспедиции. В распоряжение Франклина поступили два корабля: «Эребус» водоизмещением в 370 тонн и «Террор» в 340 тонн, оба приспособленные для плавания в полярных водах. Помимо парусной оснастки они имели паровые машины в пятьдесят лошадиных сил каждая. Капитаном «Террора» и одновременно заместителем начальника экспедиции был назначен опытный полярник Фрэнсис Крозье. «Эребус» вёл командор Фицджеймс, отличный мореход, хотя и не бывавший ещё в полярных водах. Что касается матросов и офицеров «Эребуса» и «Террора», то говорили, что это — цвет британского флота.

19 мая 1845 года корабли покинули Портсмут. Редкая экспедиция уходила от родных берегов в таком бодром настроении, и редкая экспедиция вселяла участникам её столько надежд и такую веру в успех.

В июле «Эребус» и «Террор» подошли к острову Диско у побережья Гренландии. Догрузившись здесь продовольствием и углём, 14 июля 1845 года экспедиция отправилась дальше. 26 июля «Эребус» и «Террор» видели китобои в заливе Мелвилл, у Западного побережья Гренландии. Корабли пришвартовались у айсберга под 74°40? с. ш. и 66°13? з. д. и, по-видимому, ждали, когда льды освободят вход в пролив Ланкастер. С этого времени о путешественниках не было никаких известий.

Первым поднял тревогу известный полярный путешественник Джон Росс. В 1848 году в канадские полярные воды отправилась поисковая экспедиция. Два года спустя она вернулась в Лондон ни с чем, сообщив только, что на севере сейчас «исключительно тяжёлые ледовые условия». С 1848 по 1889 год до 40 экспедиций вели поиски Франклина. В августе 1850 года Кондрингтон Форсайт, капитан клипера «Принц Альберт», обнаружил на мысе Рейли (остров Девон) пять круглых площадок, обнесённых валом. Очевидно, это были следы стоявших когда-то здесь палаток. Спасатели нашли кусок выцветшего брезента, фрагмент каната длиной 44 фута, и обглоданные говяжьи и бараньи кости. Было точно известно, что ни одна из известных европейских или американских экспедиций прежде этого района не посещала. Кроме экспедиции Джона Франклина… Этот первый успех, хотя и незначительный, пробудил надежду, что Франклин и его люди будут найдены и спасены.

Тем временем была сделана ещё одна находка: Эразм Оммени, первый из спасателей, кому удалось напасть на след пропавшей экспедиции, обратил внимание на крошечный островок по соседству с мысом Рейли — остров Бичи. И здесь почти сразу же он обнаружил место ещё одной стоянки Франклина. На островке сохранилась сложенная из грубых камней хижина, возле которой было разбросано множество жестянок из-под консервов. А под камнями хижины нашлись части разорванной книги и кусок газеты, вышедшей в сентябре 1844 года — за полгода до начала плавания «Эребуса» и «Террора».

Спустя некоторое время после Оммени на Бичи побывал англичанин Уильям Пенни. Ему удалось сделать здесь ещё одну важную находку, окончательно доказавшую, что когда-то здесь побывали люди Джона Франклина. Пенни нашёл остатки уже не одной хижины, а большого лагеря, почему-то не замеченного Оммени. Рядом с лагерем были обнаружены три могилы, сложенные из каменных плит. На плитах лежали доски, на которых краской были выведены имена умерших и названия кораблей: это были имена матросов пропавшей экспедиции Франклина и названия «Эребус» и «Террор»…

Несмотря на множество спасательных экспедиций, до сих пор не был обнаружен ни один из участников экспедиции. Многолетние безрезультатные поиски стоили недёшево, и в Адмиралтействе уже подумывали о том, чтобы, отозвав все корабли и сухопутные отряды, признать факт гибели экипажей «Эребуса» и «Террора». И в этот момент пришла долгожданная весть: Джон Рей, возглавлявший сухопутную экспедицию, исследовавшую арктические районы Канады, нашёл новые следы экспедиции Франклина.

Рей вёл поиски на суше вдоль северного побережья Канады. В 1851 года он спустился по реке Коппермайн, пересёк Землю Уоллестона и исследовал Землю Виктории. Расспрашивая эскимосов, Рей услышал от одного из них рассказ о каких-то белых людях, умиравших от голода. А у одного эскимоса Рей увидел повязанное вокруг шеи «украшение» — ленту с фуражки английского моряка…

Рей выкупил у эскимосов серебряные ложку и вилку с инициалами Фрэнсиса Крозье. Слухи о том, что путешественник покупает причудливые железки, принадлежавшие кавлунакам (белым людям), широко распространились по округе, и вскоре собравшиеся со всех сторон эскимосы доставили Рею 23 серебряные ложки и вилки с инициалами офицеров «Эребуса» и «Террора», орден, принадлежавший Джону Франклину, части футляра от золотых часов, фрагменты золотой цепочки, компас… И были новые и новые рассказы о том, как кавлунаки зимовали на острове Кикерктак (Земле Кинг-Уильям), как они шли через белую пустыню, умирая от цинги, голода и мороза…

Руководствуясь рассказами эскимосов, Рей обнаружил несколько могил, а также тридцать шесть трупов на материке и пять трупов на острове неподалёку, к северо-западу от устья реки Бак. Некоторые трупы лежали в палатках, другие под лодкой, которая была перевёрнута так, чтобы служить убежищем…

Из открытия, сделанного Реем, напрашивался вывод: белые люди, о которых рассказывали эскимосы, были скорее всего отрядом, отправленным Франклином за помощью. И, судя по рассказам эскимосов, этот отряд погиб пять лет тому назад. Злая ирония судьбы: весной 1847 года, в то самое время, когда корабли Франклина стояли, затёртые льдами у западного берега полуострова Бутия, Джон Рей исследовал этот полуостров! Он прошёл 250 километров от места бедствия и не встретил никого из людей Франклина. Если бы они встретились, все члены экспедиции, вероятно, были бы спасены…

Однако судьба самого Франклина оставалась загадкой. И его вдова Джейн Франклин, не желая пребывать в неизвестности, снарядила на собственные средства новую экспедицию. Утром 1 июля 1857 года из шотландского порта Абердин вышел парусник «Фокс», которым командовал капитан Мак-Клинток. У кочевых эскимосов, попадавшихся по пути, обнаруживались всё новые и новые предметы европейского происхождения — серебряная посуда, форменные пуговицы. Эти предметы, как утверждали эскимосы, были найдены дальше к югу, там, «где погибло когда-то от голода много белых людей».

На острове Кинг-Уильям Мак-Клинток обнаружил в снегу человеческий скелет с сохранившимися обрывками одежды, которая явно принадлежала европейцу. Пройдя ещё дальше вглубь острова, Мак-Клинток и его люди наткнулись на занесённую снегом шлюпку с двумя скелетами и большим количеством полуистлевшей одежды. В шлюпке лежало два ружья (одно заряженное), пять пар часов, 15 серебряных ложек, 11 вилок, из них восемь — с гербом Франклина. Судя по всему, человек, чьи останки лежали в носу шлюпки, умер первым…

Постепенно вырисовывалась следующая картина…

Сперва Франклин попытался продвинуться проливом Веллингтона, но льды остановили его. Тогда экспедиция отправилась на юг между островами Батерст и Корнуоллис. Путь был выбран верно, и это уже само по себе было важным открытием. Первая зимовка (1845/46 г.) прошла на суровом плоском безжизненном острове Бичи в проливе Барроу. Экипажи кораблей сошли на берег, разбили большой лагерь. За зиму они совершили несколько вылазок (в том числе и на мыс Рейли), разведывая окрестности. Франклин и его товарищи пережили зимовку довольно сносно, хотя провизия начала портиться и её выбрасывали в море. Запасов продовольствия, которых, как считалось, должно было хватить на пять лет, не хватило даже на три года! Одной из причин гибели экспедиции Франклина стала алчность торгаша, снабдившего полярников недоброкачественными продуктами. И в решительный момент, когда консервы должны были спасти людей от голодной смерти, оказалось, что в них — тухлое мясо, опилки и песок…

По весне, едва разжались ледяные тиски, «Эребус» и «Террор» вновь подняли паруса, а из их труб повалил дым. Не теряя уверенности в успехе, Джон Франклин вёл свои корабли проливом Пиля. Однако вскоре на западе повстречались паковые льды. У северной оконечности Земли Кинг-Уильям «Эребус» и «Террор» вмёрзли в лёд. Так началась вторая зимовка экспедиции.

Весной огромные ледяные поля с вмёрзшими в них кораблями пришли в движение. Вновь воскресла надежда выбраться на чистую воду. Но, вопреки ожиданиям, льды так и не вынесли корабли на открытое пространство. Началась третья по счёту, теперь уже голодная зимовка.

Один из офицеров экспедиции Мак-Клинтока сделал сенсационную находку на северо-западной части острова Кинг-Уильям — под грудой камней, сложенных на берегу, он обнаружил записку, оставленную офицерами «Эребуса» и «Террора»: «25 апреля 1848 г. Корабли её величества „Террор“ и „Эребус“ были покинуты 22 апреля в 5 лигах к северо-северо-западу от этого места, где они были скованы льдами с 12 сентября 1846 г. Офицеры и команда, всего 105 душ, под начальством капитана Ф. Р. М. Крозье высадились здесь под 69°37? северной широты и 98°41? западной долготы…»

Внизу после подписей Крозье и Фицджеймса значилось:

«Мы отправляемся завтра, 26-го, к реке Бак-Фиш»…

Партия, посланная за помощью вглубь материка, бесследно пропала. 22 апреля 1848 года, после третьей зимовки, во время которой умерли девять офицеров и пятнадцать матросов, уцелевшие 105 человек, возглавляемые Крозье и Фицджеймсом, покинули прочно вмёрзшие в лёд корабли и пешком двинулись к югу в направлении Американского материка, оставляя за собой новые и новые могилы…

Часть уцелевших франклиновцев добралась до материка, но до станции «Компании Гудзонова залива» уже не смог дойти никто. Все участники экспедиции умерли от изнеможения, голода и холода. Много лет спустя старики эскимосы рассказывали, что видели партию крайне измождённых людей, тащившихся гуськом по белой пустыне. Вид этих людей был так страшен, что эскимосы в ужасе бежали от них. Кому-то из этих людей, по сообщению эскимосов, будто бы удалось добраться до острова Монреаль.

— Он сидел на берегу, — рассказывала старая эскимосская женщина. — Он подпирал голову руками, а локтями опёрся на колени. Он умер, когда поднял голову, чтобы заговорить со мною…

Могила Франклина не найдена до сих пор, как не найдены главные документы экспедиции, включая вахтенные журналы обоих кораблей. Сегодня Канадский Арктический архипелаг — место величайшей в истории исследования Арктики трагедии — в память о Франклине и его спутниках называется архипелагом Франклина. Имя Франклина носит также пролив между Бутия-Фениксом и Землёй Принца Уэльского. А на скалистом берегу пустынного острова Бичи, где когда-то зимовали команды «Эребуса» и «Террора», на самом высоком месте стоит большая мраморная плита, установленная членами экспедиции Мак-Клинтока. Её видно со всех сторон. Надпись на ней гласит:

«Памяти ФРАНКЛИНА, КРОЗЬЕ, ФИЦДЖЕЙМСА и всех их доблестных товарищей, офицеров и сослуживцев, пострадавших и погибших за дело науки и во славу родины.

Этот памятник поставлен близ места, где они провели первую полярную зиму и откуда выступили в поход, чтобы преодолеть все препятствия или умереть.

Он свидетельствует о памяти и уважении их друзей и соотечественников и о скорби, утоляемой верою, той, которая в лице начальника экспедиции утратила преданного и горячо любимого супруга.

Господь ввёл их в тихую пристань, где всем уготовано вечное спокойствие.

1855 г.»

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы