МЕНЕДЖМЕНТ РОСТА. Опыт успешных российских промышленных предприятий.

МЕНЕДЖМЕНТ РОСТА. Опыт успешных российских промышленных предприятий.

 

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Сейчас можно говорить о том, что для успешных заканчивается период адаптации. Их директора изменились сами и адаптировали свои организации к новым условиям. Другие, неуспешные организации, образно говоря, съежились, не особенно что-то меняя и ни к чему особенному не стремясь. В таком состоянии пока находится основная масса российских предприятий. Этому можно пытаться найти красивые объяснения. Например, сослаться на макроэкономические исследования, определившие данную отрасль как стагнирующую. Но в тех же отраслях есть предприятия, которые ведут себя по другому. Руководители этих предприятий хотят чего-то добиться, они установили для себя новые ориентиры, они видят свою организацию в будущем сильно отличающейся от того, что есть сейчас. Процессом адаптации или выживания они управляли, стремясь создать те новые качества своей организации, которые позволят ей существовать долго и устойчиво, вне зависимости от чего-либо. Это те руководители, с организаций которых действительно может начаться настоящий рост, обусловленный не конъюнктурой, а тем, что их менеджеры будут ставить перед собой амбициозные цели и будут действовать, так, чтобы эти цели были достигнуты.

Весь фокус заключается в том, что успешные действуют, когда приходят к осознанию того, что что-то действительно необходимо сделать. Они не протестуют против засилья импорта - они думают о своем потребителе. Они не жалуются на совковый менталитет своих сотрудников, а его меняют. Они не ругают правительство, что то лишило их оборотных средств, а так управляют финансами, что оборотный капитал появляется. Они не вычерчивают бесконечные квадратики на функциональных схемах управления предприятием, а проводят реорганизации. Они формируют команды единомышленников, они налаживают конструктивные взаимоотношения с акционерами, они находят средства для обновления производственного потенциала.

Прогнозы - вещь, как говорится, неблагодарная. И все же, мы возьмем на себя смелость высказать свои предположения о том, что будет происходить в будущем на успешных предприятий.

Будет акцентировано внимание на работе с персоналом, формировании национальной идеи в рамках организации, использование этого как одного из основных элементов мотивации работников к высокопроизводительному труду. Будет продолжаться агрессивная маркетинговая политика. Они будут ориентированы на максимальное увеличение своей доли на рынке и будут применять изощренные методы борьбы за нее. Наверняка успешные попытаются расширить рынки за счет рынков зарубежных стран. Останется обязательно забота о потребителе, ориентация на удовлетворение его потребностей, а не на борьбу с конкурентами. Очень много внимания будет уделяться работе по повышению качества продукции и в этом тоже значительную роль будет играть работа с людьми. Не произойдет революционных изменений в организационных структурах. Во-первых, потому что это не сильно заботит успешных. Главное - успешные, скорее всего, сделают акцент на использование современных информационных систем, возможности которых которые в плане управления используются далеко не в полной мере. Будет продолжатся работа по стимулированию внутреннего предпринимательства, особенно нацеленного на инновации, как в плане новых продуктов, так и совершенствования технологий.

Основной заботой в отношении производства будет придание ему способности очень быстро приспосабливаться к выпуску новых видов продукции, создать большой резерв гибкости. Успешные предприятия останутся открытыми ко всему новому, будут стараться внедрять все самое современное, вне зависимости, откуда это придет, с Запада или из России. Не надо повторять ошибок других - это будет оставаться их лозунгом.

Скорее всего, у успешных не будет проблем с привлечением инвестиций, когда они им понадобятся. Имидж высококлассных менеджеров, подтвержденный выдающимися финансовыми показателями, максимально облегчит им доступ к банковским ресурсам. Уважительное отношение к акционерам, конструктивные взаимоотношения с ними, высокие дивиденды, которые они наверняка будут выплачивать, упростит им получение денег с рынка капиталов путем эмиссии. Между прочим, уже сейчас, судя по всему, именно у успешных нет особенных проблем с привлечением денег. Например, Балтика и Первомайская Заря уже нашли стратегических иностранных инвесторов, а Хлебный Дом оказался одним из первых российских предприятий, реально сумевшим собрать деньги путем вторичной эмиссии и, более того, использовать собранные деньги строго по назначению.

С чем будет проще? Не будет таких проблем в плане учета и контроля - это уже почти налажено. Отойдет на второй план борьба за дисциплину. Меньше внимания первые лица будут уделять производству и финансам. Меньше, надеемся, проблем будет с кадрами, поскольку возможности по привлечению талантливых людей будут множиться.

Наверное, менеджмент роста для некоторых из наших успешных предприятий скорее аванс. Бизнес есть бизнес.

Но все же, для большинства успешных предприятий выживание закончилось. Они выжили. Они нашли свое место. У них появились собственные долгосрочные планы, бюджеты развития, - с конкретной целью, с опорой на собственные силы, просчитанные исходя из возможностей по продаже собственной продукции, нацеленные на инновации в технологиях. Возможно, именно с их стороны последуют попытки поглощения менее удачливых предприятий близкого профиля, причем успешные принесут на поглощенные предприятия, прежде всего не деньги, а свое управленческое ноу-хау. Кстати говоря, какие-то вещи в этом плане просматриваются уже сейчас.

Все это означает, что появились ростки нового механизма упорядочивания поведения хозяйствующих субъектов на рынке, идущего на смену хаосу первых лет рыночных реформ. Это значит, что успешные предприятия - это носители потенциала роста

Перелом, готовность к прорыву - именно такие ощущения появились у нас после интервью с менеджерами роста. Вот что сказала нам Галина Синцова: Для меня возврата нет в прошлое. Будет возврат - я уйду куда-то. Как раньше работать я не могу. У меня слишком крыша открылась. Ее уже не закрыть, эту крышу. Сейчас стало интересней работать... Я считаю, что мы можем быть интересной и процветающей фирмой. Вот еще немножко, еще немножко...

На этом и поставим пока точку.

Авторы выражают искреннюю признательность Анне Васиной, Виктору Казачкову, Ивану Калинину и Ольге Менахиной за помощь в подготовке этого материала.

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы