E-commerce: средства производства

E-commerce: средства производства

 

В последнее время все стремительнее увеличивается число сторон нашей жизни, охваченных компьютеризацией и, самое важное – глобальными телекоммуникациями. Наиболее заметна эта тенденция в сфере электронной коммерции. В прошлом году в одной из своих статей я попытался поделиться своим опытом участия в интернет-аукционах. На сей же раз наши цели серьезнее – это обзор средств создания и поддержки электронных магазинов.

Как говорит статистика, сейчас в Рунете можно найти без малого тысячу интернет-магазинов, и количество их стремительно растет. Резонно предположить, что множится и число инструментального софта. Результатом моего запроса к поисковой машине стал список из почти двух десятков фирм, специализирующихся на программном обеспечении для e-commerсe, соответствующих самым разным масштабам предполагаемого бизнеса и отвечающих самым взыскательным потребностям потенциального потребителя. Однако, в обывательском сознании бытует мнение, что создание интернет-магазина – непростая и дорогая задача, и ее решение требует специфического опыта и недюжинных знаний; не менее сложно поддерживать и ежедневно обновлять большой интернет-магазин. Так это или нет - попробуем разобраться, поближе познакомившись с наиболее характерными представителями интересующего нас класса средств разработки.

Несомненно, настоящий обзор далеко не полон, особенно в части списка арендодателей витрин в рамках своих порталов, однако я постарался отразить в нем наиболее интересные продукты нашего рынка. Кроме того, следует отметить, что я сознательно не упоминал о зарубежных разработках, поскольку они, во-первых, чрезвычайно дороги (так, shareware-продукт ShopInBox Mall имеет стоимость лицензии $1795 при достаточно скромных возможностях и отсутствии какой бы то ни было технической поддержки), а во-вторых, слабо приспособлены к реалиям нашей сегодняшней жизни. Однако, с кратким обзором западных инструментов е-коммерции можно познакомиться по адресу http://www.mk-interio.pl.ru/internet/buisenes.html

Первая система, попавшаяся мне на глаза – разработка 4950 на базе технологии Easy Shop от РосБизнесКонсалтинга. Это, пожалуй, наиболее серьезный продукт из всех имеющихся на рынке, да и список внедрений, в котором есть даже виртуальный ГУМ впечатляет.

Солидность марки РБК обязывает поддерживать качество всех разработок. В частности, потенциальному клиенту обещается привлекательный и простой для понимания дизайн, многоуровневый иерархический каталог товаров, разработка простой и понятной процедуры оформления заказа и так далее. К сожалению, отсутствует сколько-нибудь подробное описание технологии разработки, и мне так и не удалось найти что-нибудь вроде демо-версии.

Как же это на самом деле работает? Вам на выбор предоставляется три варианта расположения элементов магазина – каталога, новостей, товаров. Например, каталог в левой части, товары в центре, или каталог в верхней части, в центре новости. Вы выбираете базовую схему расположения, высказываете свои пожелания, и дизайнер разрабатывает макет – то есть процесс разработки не буде являться для вас полностью самостоятельным, в чем есть как минусы, так и очевидные плюсы.

Несколько настораживает жесткая привязанность к конкретному системному ПО – Oracle, Apache, Linux – при том, что СУБД такого класса сама по себе стоит больших денег, однако, покупая интернет-магазин «4950» вы получаете в свои руки мощное и надежное средство управления его контентом. Вы можете самостоятельно добавлять и убирать товары, корректировать и дополнять их описания, а также перемещать их из раздела в раздел по собственному усмотрению. Тем, у кого магазин велик, полезной может оказаться возможность поиска и отбора товаров по различным условиям.

Полученный заказ поступает в специальную программу, где содержится информация о каждом заказе, контактная информация заказчика, а так же статус выполнения заказа – получен, оплачен, доставлен и т.д.

Несомненным плюсом является возможность хостинга и технической поддержки (первые два месяца – бесплатно, а в дальнейшем - $150 в месяц) готового магазина, разработанного с помощью программы 4950 на серверах РБК с сохранением при этом вашего полного контроля над всем происходящим на его виртуальной территории.

Кстати, о названии продукта – 4950 – это и есть его минимальная цена, в долларах США. Существует и еще целый ряд дополнительный услуг, служащих для дальнейшего развития вашего интернет-магазина. Среди них поддержка корзины товаров, модуль статистики, поисковая система, тематически форум, однако за каждую из них вам придется дополнительно выложить минимум 495 долларов США, что, согласитесь, тоже достаточно солидная сумма. Таким образом, это – слишком тяжелая артиллерия, как по стоимости, так и по масштабам, и начинающий интернет-коммерсант вряд ли сможет осилить покупку и эксплуатации такой системы. Для меня, например, такие условия оказались принципиально неприемлемы, да и вообще не знаю, можно ли надеяться на массовость при такой цене. Это скорее – эксклюзив, как ручка Паркер, 600-й Мерседес или телефония от Метрокома, так что попробуем поискать аналогов попроще.

Интересным решением мне показалась система Аркадия от 1С. Интернет-магазин, построенный с помощью этой системы, предоставляет владельцу возможность организовать круглосуточный канал сбыта и рекламы своей продукции и обеспечивает тесную связь Web-витрины с торговой системой «1С:Торговля+Склад», которая позволяет приходовать товар на склад, отслеживать изменение количества товара при отгрузках и оформлять все необходимые бухгалтерские документы. При этом каталог товаров в магазине берется напрямую из прайс-листа, сформированного в системе 1С:Предприятие

Основные функциональные возможности Интернет-магазина включают в себя просмотр прайс-листа и внешнего вида товара, описания его свойств и характеристик, поиск товаров, быстрый доступ к группам каталога через закладки, отбор товаров в покупательскую корзину, выписка в он-лайн режиме счета, который покупатель может распечатать прямо из браузера, просмотр истории покупок и платежей, а также подключение к электронным платежным системам.

Существует возможность полной кастомизации пользовательского интерфейса и функциональности за счет редактирования шаблоном и использования управляющих скриптов, стандартных для продуктов 1С.

На мой взгляд, система очень хороша (за $ 250 вряд ли можно найти лучше), и для организации, у которой все бизнес-процессы завязаны на систему 1С, столь жесткая интеграция покажется, несомненно, положительным фактором, однако для всех прочих магазиновладельцев, особенно – в частном секторе – это может стать непреодолимым препятствием…

Еще один – пожалуй, наиболее популярный вид посреднических услуг в создании электронного магазина – это аренда более или менее готового прилавка в одном из крупных порталов. Навскидку можно перечислить сразу несколько адресов: www.highway.ru/shopinfo/rate.html, www.mags.ru/mags_price.asp, open.ishops.ru/price.asp. В этом случае ваш магазин принудительно находится на сервере арендодателя, вы используете его интернет-канал и все бремя разработки (обычно используется стандартное оформление, единое для всех клиентов) и поддержки перекладывается на плечи специалистов той компании, которую вы выберете. Все это удовольствие будет вам обходиться от 30 до 150 долларов ежемесячно.

Если ваша цель – с минимальными затратами времени выложить что-нибудь дорогостоящее и приносящее верную прибыль на продажу и через пару месяце свернуться – такое решение будет оптимальным. Однако, как показывает статистика, большинство интернет-магазинов в России имеют совсем небольшой оборот и их владельцы не могут позволить себе даже таких небольших, но регулярных выплат за поддержку своей сетевой лавки и ее хостинг. Кроме того, отрицательной стороной является и необходимость передачи своего детища в люди и полная зависимость от владельца портала – без его ведома вы зачастую не сможете даже обновить каталог своих товаров. Наконец, думаю, что не ошибусь, предположив, что один из основных движущих факторов появления электронных магазинов сегодня – это здоровое любопытство их разработчиков и желание просто-напросто попробовать, как же это все устроено, самостоятельно пройдя все этапы создания магазина от начала до конца.

Промежуточное решение предоставляет компания Вимком-Оптик ТС в рамках своего проекта OSG WebShop ( кстати, на этом сайте приведена и ссылка на пример разработанного по такой технологии магазина). Используя софт этой фирмы, вы можете как разместить свои товары на их сервере (т.е. фактически арендовать все тот же прилавок), либо создать свою собственную независимую витрину. Возможности версии 2.0 достаточно широки. Среди них – создание электронных каталогов, оперативное обновление информации о предлагаемых товарах и услугах, используя дружественный интерфейс; организация работу по принципу B2B для обслуживания удаленных филиалов и бизнес-партнеров, обеспечение обратной связи с посетителями, а также – интеграция с офисными системами, такими, как склад и бухгалтерия для автоматизации процесса переноса информации в базы данных магазина.

В процессе работы скрипт на торговом сервере обрабатывает запросы покупателя. В зависимости от параметров вызова скрипта клиенту выводится список товаров Интернет-магазина, дается возможность регистрации (аутентификации), а также наполнения покупательской корзины и формирование заказа.

Стоимость софта для разработки собственного магазина на этой платформе составляет 1250 долларов, что уже для кого-то покажется вполне приемлемым. К сожалению, и этот заманчивый проект не избежал более или менее жесткой ориентации на программно-аппаратную платформу, предложив на выбор в качестве источников данных два варианта от Microsoft – MS Access, MS SQL. Кроме того, как и в решении на базе 4950 требуется, как я понял, размещение специального софта сразу на двух машинах – собственно торговом сервере и сервере продавца, а на серверной части требуется обязательное наличие Windows NT и Internet Information Server версии 3.0 или выше, что далеко не всегда можно найти на серверах бесплатного хостинга.

По законам рынка, если есть спрос – то неминуемо должно появиться средство, удовлетворяющее всем ранее перечисленным условиям. И, судя по всему, на просторах интернета такое средство мне найти удалось – это программный продукт MoneyMethod 3000, разработанный силами петербургской (что, согласитесь, приятно) фирмы ГиперМетод.

Данный программный продукт позволяет не только профессионалу, но и любителю-самоучке, имеющему лишь самые базовые представления о средствах Сети, с легкостью создать сложный и функциональный интернет-магазин на довольно скромной технике – минимальные требования к аппаратным ресурсам составляют Pentium 200 и 64 мегабайта памяти, работающие под управлением одной из 32-разрядных Windows.

В качестве онтологической основы магазина может быть использован существующий каталог или прайс-лист товаров, подготовленный практически любыми популярными сегодня средствами – от MS Excel до СУБД сложной системы складского учета без повторного набора необходимых данных. Среди потенциальных источников данных значится и комплекс 1С:Предприятие, что позволяет MoneyMethod свободно конкурировать даже с такой махиной, как уже упоминавшаяся Аркадия. Для генерации интернет-магазина необходимо лишь указать, какой именно источник сведений о товарах нужно использовать, и с помощью шаблонов (а их, по уверениям разработчиков, около 20) MoneyMethod быстро и просто создаст готовый сайт с эффективным магазином и сразу поместит его на указанный пользователем сервер. Последнее обстоятельство, как мне кажется, позволяет достичь максимальной свободы – если вы имеете на любом бесплатном сервере персональную страницу и пару мегабайт свободного места, вам больше не о чем беспокоиться.

В простейшем случае магазин создается всего за пять шагов, включающих в себя запуск программы, выбор наиболее подходящего шаблона, подключение таблицы со сведениями о товарах (или набор ее вручную, если мы создаем магазин с абсолютного нуля), заполнение данных для связи и собственно передача сформированного контента на выбранный сервер.

Особо хочу отметить, что мне понравился (а на сайте разработчиков лежит общедоступная демо-версия) простой и понятный интерфейс, своей стильностью и выдержанностью в лучшую сторону отличающийся от большинства отечественных разработок.

Разработка может быть достаточно быстрой – нас в России не удивишь авральными работами, но возникает резонный вопрос: не будет ли страдать из-за этого качество и удобство дальнейшего сопровождения? Однако, как показывает опыт применения (а, судя по материалам на сайте, карта внедрения MoneyMethod достаточно широка и включает в себя даже Германию) поддержка готового сайта с интернет-магазином и внесение обновлений занимает не более 15 минут в день, причем данная задача под силу даже секретарше, не обладающей специфическими навыками, для чего предусмотрен специальный режим «секретарь», значительно упрощающий работу.

Для тех же, кто уже почувствовал в себе силы опытного дизайнера, существует режим мастер, позволяющий разрабатывать свои собственные шаблоны и концепции, используя современные интернет-технологии, в частности – собственные XML-скрипты для обеспечения наиболее гибкого интерфейса к данным. Не знаю, как вам, но мне всегда нравились программы, которые не только имеют некую функциональную сторону, но и могут чему-то научить своего пользователя, расширить его кругозор и дать необходимый в дальнейшем опыт. Как мне показалось, MoneyMethod 3000 именно из их числа.

Интересной мне показалась и возможность создания магазина, работать с которым можно через сотовые телефоны с поддержкой WAP. В настоящее время эта функция лишена сколько-нибудь значимого коммерческого эффекта, однако, кто знает, как будут развиваться события по мере дальнейшей мобилизации нашей страны. Да и, опять же, просто интересно попробовать сделать какой-нибудь собственный WAP-проект, не так ли?

Напомню, что мы в качестве базовых критериев оценки выбрали, помимо независимости от провайдера и гибкости в проектировании еще и цену. Если верить официальному прайсу, она составляет сейчас 99 долларов и взимается единовременно, дальше вы работаете в автономном плавании (что, разумеется, не лишает вас возможности получения необходимых консультаций и поддержки). По-моему, такая сумма вполне по карману даже тому, кто просто из любопытства решил попробовать свои силы на стезе e-commerce, ну а создание сколько-нибудь крупного е-торжища за такие деньги может считаться просто большой удачей.

Таким образом, мы лишний раз убедились, что не бывает спроса без предложения, и уже сейчас каждый может найти продукт поддержки электронной коммерции, наиболее отвечающий текущим потребностям и толщине кошелька. Так, я, к примеру, нашел для себя оптимальный вариант. Надеюсь, мои заметки помогут и вам определиться во всевозрастающем потоке открывающихся возможностей.

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы