Дружба дружбой, а Янтарь врозь.

Дружба дружбой, а Янтарь врозь.

 

Анализ ситуации вокруг регистрации товарных знаков Дружба и Янтарь для плавленных сыров.

В ответ на полученное сообщение о возникших исключительных правах у Московского завода Карат на товарные знаки для плавленных сыров Дружба и Янтарь, исходя из предположения, что оно соответствует действительности, можем сказать следующее.

По мере возрастания конкуренции, возрождения производств мы все чаще будем слышать о конфликте советских знаков. Можно прогнозировать, что в этот конфликт будут включаться и новые предприятия в самых разных областях. Предполагается, что наряду с этой борьбой советский знак, постепенно скомпрометировав себя, станет никому не нужным, и на рынке останутся только заработавшие себе имя марки и их владельцы, которые откажутся от производства обезличенной продукции.

Между тем Роспатент еще раз доказал, что у него отсутствует четкая позиция и принципиальность при рассмотрении вопросов, связанных с регистрацией товарных знаков, которые использовались многими производителями в течение долгого времени. Этот факт проявился еще в первой половине 90-х, когда оно не могло решить вопрос о товарном знаке для водки ВАО Союзплодоимпорта столичная, то исключая его из охраны, то вновь возвращая исключительные права в отношении него. При этом следует сказать, что Роспатент является основным разработчиком законопроектов в области промышленной собственности. Сегодня в его недрах решается вопрос, что делать с советскими товарными знаками, которые всегда использовались разными заводами, принадлежали, по сути, государству и вошли во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида. Один из предлагаемых вариантов - превращение советских общеупотребимых знаков в знаки соответствия, которыми смогут пользоваться различными производителями, но при условии соблюдения качества выпускаемой продукции.

Но и в настоящее время Закон РФ О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров не дает возможности зарегистрировать такие обозначения. Не вдаваясь в подробности о том, по каким основаниям Московскому заводу Карат Роспатент должен был отказать в регистрации указанных знаков, можно сказать, что товарный знак - это обозначение, способное отличать однородные товары и услуги разных производителей. Естественно, обозначения, которые применялись в течение долгого времени многими производителями, потеряли такую способность, а поэтому не могут быть товарными знаками. Ни один из потребителей с помощью названий Дружба или Янтарь не сможет отличить плавленные сыры одной компании от сыров другой и не связывает эти названия с конкретным производителем. Поэтому непонятно, чем руководствовались эксперты Роспатента, вынося решение о регистрации этих обозначений. В данном случае решение о регистрации вряд ли является единственным способом защиты качества сыров, каким оно было в отношении названия водки столичная.

Но решения Роспатента нельзя воспринимать как истину в последней инстанции: их правомерность необходимо оценивать, опираясь на правовые нормы, а в некоторых случаях оспаривать. В данном случае, вероятность удовлетворения требований заинтересованных лиц о признании регистрации недействительной, на наш взгляд, достаточно высока.

Но возможно, Карат заинтересован именно в спорах, которые в некоторых случаях уже и в России выполняют функции рекламной компании. Может быть, Карат стремится сделать известным свое имя, включить в спор права на свои обозначения, указать на качество своей продукции. Нам как-то не верится в то, что руководство Карата всерьез рассчитывает и поставило себе цель получить исключительные права на названия и дизайн упаковки для сыров Дружба и Янтарь, тем более, что уже давно ходят слухи о скорой отмене регистраций и передаче в собственность государства многих товарных знаков. Косвенно подтверждает эту точку зрения и высказывание коммерческого директора Карата: С кем-то, конечно, придется судиться. Но мы надеемся, что кто-то отойдет и сам. По всей видимости данный процесс затеян именно в целях конкурентной борьбы.

Возможно, тяжбы в самом Роспатенте и в судах приведут российских производителей сыров к выводу о том, что для защиты своей продукции необходимо разрабатывать, регистрировать и рекламировать свои товарные знаки. Надеемся, что закономерное признание регистрации товарных знаков Дружба и Янтарь недействительной, позволит сделать такой же вывод и Карату. Между тем, мы считаем, что подобные действия закономерны на российском рынке в условиях конкуренции, где производители не хотят отказываться от вошедших во всеобщее употребление обозначений, и национализация советских товарных знаков все-таки неизбежна и пока является единственной защитой интересов производителей от попыток некоторых производителей получить права на такие знаки.

И небольшой совет производителям: если вы получили письмо-уведомление о нарушении прав или требование заключить лицензионный договор, то не игнорируйте их, а в целях цивилизованного разрешения конфликта обращайтесь к специалистам в этой области.

Что касается прогнозирования данной конкретной ситуации, то можно предположить следующие пути развития событий.

  1. Путь столичной водки: получать охрану обозначения, терять, вновь получать.
  2. Путь Примы: получить регистрацию и передать права Ассоциации производителей, затем за большое вознаграждение давать разрешение на использование знака другим производителям.
  3. Путь жигулевского пива: получить регистрацию, затем ее потерять.
  4. Путь птичьего молока: получить исключительные права, формально владеть ими, не предъявляя никому претензии. Но, видимо, такой путь руководство Карата уже отвергло.

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы