“есты

“ема

ƒуховный мир »ндии


—одержание

»ндийска€ духовность

»ндийска€ духовность Ц предмет национальной гордости индийцев и основна€ стать€ экспорта »ндии в развитые страны ≈вропы и јмерики, пораженные гнилым материализмом. ≈ще с конца прошлого века передова€ западна€ интеллигенци€, разочарованна€ тупым прогрессизмом европейской цивилизации устремила полный надежды взор на мистический ¬осток.

Ќи одна страна мира не может предложить религиозному искателю такого разнообразного выбора эзотерических систем, религий, сект, практик и т.п. —танствующие аскеты и ашрамы, буддистские монастыри и ступы, древние храмы и св€тые места Ц в »ндии есть все! ≈сли вы разочарованы в жизни и находитесь в экзистенциональном кризисе Ц немедленно поезжайте в »ндию! ћедитируйте и молитесь, совершайте паломничества и омовени€, поститесь и заключайте тантрические браки: может быть вы и не обретете просветлени€, но по крайней мере никто не сможет упрекнуть вас в том, что вы ничего не делали дл€ гармонизации мировой ауры, когда все человечество катилось в пропасть.

¬аранаси. ѕаломник живет пр€мо у ворот храма. —тены храма покрыты мантрами

ќшо

Ќикогда не рождалс€, никогда не умирал.

¬ начале семидес€тых годов, в городе ѕуна (недалеко от Ѕомбе€) в пригородном районе особн€ков профессором философии, духовным бунтарем и просветленным √уру - Ѕагваном Ўри –аджнишем, позднее известным под именем ќшо, был основан центр медитации и духовного роста. ≈го учение парадоксально, его лекции проникнуты поэзией и раблезианским юмором, его высказывани€ часто шокирующи, его образ загадочен и непостижим. –азработанные им техники медитации бесконечно разнообразны и оказывают сильнейшее воздействие на прктикующих.

јшрам ќшо в ѕуне - идеальное место дл€ тех, кого интересует восточный мистицизм. »меет смысл ехать не менее чем на 2 недели. (Ѕолее подробную информацию ¬ы можете получить из бесчисленного количества книг самого ќшо, переведенных на русский €зык, которые ¬ы можете приобрести в магазинах ѕуть к —ебе, ямское ѕоле, Ѕелые ќблака и т.п. “елефоны московских центров ќшо: медитации Ц 463-00-29, 398-22-50, книги и аудиокассеты Ц 492-57-92, организованные поездки в ашрам Ц 173-13-93).

ѕроезд. ќт вокзала New Delhi Railway Station поезд Jhellum express до Pune (24 часа 2SL-9$, 2AC-37$) далее на рикше до Rajneesh Ashram (20 Rs).

ќбща€ информаци€. ѕоселитесь на пару дней в одной из гостиниц. «а это врем€ вы можете спокойно подобрать себе посто€нное недорогое жилье и оформить пропуск в јшрам (процедура включает в себ€ тест на —ѕ»ƒ, производитс€ в Welcome Center у главных ворот јшрама Ц Main Gate). »мейте ввиду, что цены в ѕуне на жилье и еду выше примерно на 30 % чем в среднем по »ндии.

÷ентральна€ часть ѕуны, старый город, Central Street.

∆илье. ѕосто€нное жилье арендуетс€ в районах Popular Heits, Indian Village, Meera Naggar, Namco Sosiety и т.д. в частных домах Ц около 100Rs в день за комнату (на схеме эти районы помечены серым цветом). √остиницы: Green Plasa (от 100 до 300 Rs), Surya Villa (400 Ц 600 Rs), Happy Home (150 Ц 200 Rs), Sandurban (300 Ц 600 Rs). –естораны: Green Plasa, Prems, Gurmet (последний особенно рекомендуем Ц недорого, быстро и вкусно), German Bakery (кафе, место вечерней встречи европейцев).

Ўри јуробино √хош - революционер и йогин.

Ўри јуробино (род.1872 году) в свои молодые годы сочетал усиленные зан€ти€ иогой с революционной борьбой за освобождение »ндии от колониальной зависимости. ѕолучивший юридическое образование в  ембриджском колледже, јуробиндо применил к различным системам йоги аналитические методы западной философии и создал учение, которое впоследствии было названо »нтегральной …огой. ѕыта€сь св€зно обь€снить и классифицировать пережитые им во врем€ медитативных практик духовные озарени€ он изложил свое учение наукообразным €зыком в многотомных, многостраничных трудах, содержащих сложные метафизические построени€.

ћать

ѕомошницей в его искани€х была французска€ художница и поэтэсса ћирра –ишар, впоследствии ставша€ ћатерью ашрама јуробиндо. ƒостигнув в своем духовном путешествии сферы глобального сознани€ Ц —упраментального, Ўри јуробиндо хотел использовать свои достижени€ дл€ того, чтобы оказать трансформирующее воздействие на весь материальный план. ѕодробности духовной работы, совершавшейс€ на этом этапе, по-видимому были известны одной лишь ћатери, а завершилась она с началом ¬торой ћировой ¬ойны, которую јуробиндо восприн€л, как свое личное поражение. ¬ эти годы он писал: Уƒаже если весь свет готов низойти, он не сможет закрепитс€ до тех пор, пока весь низший план не будет готов восприн€ть давление Ќисхождени€Ф. »сход€ из этого, в 1940 году Ўри јуробиндо и ћирра –ишар открыли свой ашрам в городке ѕондичери на ёге »ндии. ѕоселок јуровиль, отпочковавшийс€ от ашрама в п€тидес€тые годы приобрел славу города будущего.

ќбща€ информаци€. √ород ѕондичери Ц бывша€ французска€ колони€, находитс€ в южном штате “амил Ќаду на побережье Ѕенгальского залива. ÷ентр ашрама и самадхи (могила) јуробиндо и ћатери расположены в бывшей личной резиденции јуробиндо. ќстальные многочисленные департаменты (центральное бюро, жилые дома, бумажна€ и мебельна€ фабрики, ткацкие мастерские, аюрведический центр, библиотека, турбюро, магазинчики, тогрующие симпатичными издели€ми ашрама и проч.) разбросаны по всему городку. У√ородФ јуровиль, представл€ющий собой огромную пустынную саванну (и надо сказать очень красивую) с редкими деревеньками, ныне существующий как социальный эксперимент под эгидой ёЌ≈— ќ и »ндийского правительства, расположен в 7 км к северу от ѕондичери. » ашрам и јуровиль по сути €вл€ютс€ закрытыми учереждени€ми и вам не удастс€ в течении короткого визита прин€ть полноценное участие в их жизни. –екомендуем вам заказать экскурсии по отделени€м ашрама и вјуровиль в турбюро ашрама (20Rs). ¬ этом же турбюро можно заказывать такси на неплохой ауровильский пл€ж јуробич. “акже вы можете принимать участие в медитаци€х у —амадхи и в потр€сающем воображение ауровильском храме ћатримандире. ≈сли вы хотите подробнее ознакомитс€ с жизнью јуровил€, вы можете прин€ть участие в ознакомительной вводной программе продолжительностью 7 дней, стоимостью около 1000Rs, котора€ включает в себ€ проживание с питанием в одной из коммун јуровил€, подробные экскурсии, участие в коллективном труде, лекции и прочее. «аписатьс€ на участие в такой программе можно в центральном оффисе јуровил€, что р€дом с ћатримандиром.

ѕроезд. »з ƒели: ќт вокзала New Delhi Railway Station поезд Madras express до Madras(42 часа 2SL-12$, 2AC-40$) далее на рикше (15Rs) до автовокзала TTC Bus Stand далее на автобусе до Pondicherry (2 часа, 20Rs).

∆илье. ѕондичери: ≈сли вас не смущают запрет на курение, алкоголь, ранний отбой, то вы можете жить в одной из госинниц, принадлежащих ашраму Ц УCottage Guest HouseФ, УSea View Guest HouseФ (100-200 Rs) и др. “акже рекомендуем гостинницу УPalace HotelФ (от 100 до 400Rs). јуровиль: на пл€же Aurobeach, принадлежащем јуровилю существует симпатичный ресорт, где можно сн€ть комнату (100RS) или даже бунгало за небольшую цену. –екомендуем вз€ть напрокат велосипед или мопед.

»ндуизм

Ўива, ѕарвати и √анеша.

»стоки индуизма берут начало в ’араппской, или »ндской цивилизации, существовавшей в III - II тыс€челетии до н.э. в долине »нда. –елиги€ этой цивилизации основывалась на почитании божества, имеющего много общего с индуистским богом Ўивой.

ѕримерно с середины II тыс€челетии на северо-западе »ндостана стали проникать племена јриев. »х €зык позже стал называтьс€ ведийским санскритом. ¬торжению ариев предшествовала длительна€ истори€ переселени€ народов, говоривших на индоевропейских €зыках. јрии принесли сложный обр€д жертвоприношени€ - яджну, во врем€ которого в жертву богам приносилось жареное гов€жье м€со и галюциногенный напиток —ома.

Ѕрама, Ўива и ¬ишну. »ндуистска€ троица - “римурти. »зва€ние на острове Ёлефанта.

јрии смешались с местными племенами, называемыми в –игведе ƒаса. ¬ результате состав общества усложнилс€, что привело сначала к варновой, а затем к кастовой системе, которые стали социальной базой индуизма. ¬ новой системе первостепенна€ роль отводилась брахманам - знатокам ¬ед и главным исполнител€м обр€дов.

Ѕрахманизм получил распространение в »ндии в 1 тыс€челетии до н.э. ¬о второй половине 1-го тыс€челети€ до н.э. позиции брахманизма начали слабеть, и он на некоторое врем€ был оттеснен другими религи€ми, в основном буддизмом и джайнизмом.   концу 1-го тыс€челети€ до н.э. в »ндии сложилс€ комплекс разнородных религиозных представлений, которые не вступали в €вное противоречие с ¬едами, но больше соответствовали новым услови€м жизни.

¬ начале 1-го тыс€челети€ н.э. учение брахманизма начинает вновь возрождатьс€ в »ндии в форме индуизма. ¬ это врем€ индуизм и буддизм развивались параллельно, причем спор их философий был главной движущей силой этого развити€. »ндуистска€ школ€ Ќь€€ сформировалась под воздействием буддийской логики, а школа ¬еданта испытала серьезное воздействие буддийской школы ћадхь€мика. Ѕольшую роль сыграл буддизм в отказе от кровавых жертвоприношений.

—транствующий отшельник - саду.

¬о врем€ правлени€ династии √уптов (IV - VI век н.э.) индуизм стал господствующей религией в стране. Ѕуддизм, оказав на индуизм сильное вли€ние, особенно в теоретической области, был оттеснен за пределы страны, а в XI веке окончательно исчез из »ндии. ƒжайнизм осталс€ одной из индийских религий, но число его приверженцев ничтожно мало.

“ермин »ндуизм европейского происхождение. ¬ »ндии религи€ называетс€ ’инду-сама€ или ’инду-дхарма. »ндуизм фактически не €вл€етс€ единой религией, а представл€ет собой систему местных индийских верований. »ндуизм политеистичен, хот€ школа веданта представл€ет собой пантеистическую религию. √лавные божества в индуизме - Ѕрахма, ¬ишну и Ўива воплощены в тройственном образе “римурти.

ќсновой индуистского мировоззрени€ €вл€етс€ учение о трех цел€х жизни человека: дхарма, артха и кама. ¬ индуизме существуют два основных направлени€ - вишнуизм и шиваизм. —реди шиваистов выдел€ютс€ почитатели женского начала - шактисты. ѕо отношению к ¬едами основным религиозно-философским принципам в ƒревней »ндии все школы делились на јстику и Ќастику. ¬о второй половине XIX века в индуизме по€вилось реформистское движение јрь€ самадж которое в насто€щее врем€ насчитывает большое количество сторонников.

ќсновные принципы индуизма - представление о карме, дхарме и сансаре. »ндуисты имеют свой св€щенные книги - ¬еды, однако дл€ индуизма характерно отсутствие каких-либо строгих канонов. »ндуизм поддерживает кастовость индийского общества

Ѕуддизм

Ѕуддизм на прот€жении многих веков был основной духовной традицией в большинстве районов јзии, включа страны »ндокита€, а также Ўри Ћанку, Ќепал, “ибет,  итай,  орею и японию. ѕодобно индуизму в »ндии, он оказал большое вли€ние на интеллектуальную, культурную и художественную жизнь этих стран. ќднако, в отличие от индуизма, учение буддизма восходит к одному человеку, Cиддхартка √уатаме, так называемому историческому Ѕудде. ќн жил в »ндии в середине шестого века до н.э., в то удивительное врем€, когда в мир пришло столько духовных учителей и гениальных философов:  онфуций и Ћао-÷зы в  итае, «аратустра в »ране, ѕифагор и √ераклит в √реции.

≈сли индуизм удел€ет первостепенное внимание мифологии и ритуалу, то буддизм, в первую очередь, интересуетс€ психологией. ÷ель Ѕудды заключалась не в том, чтобы удовлетвор€ть людское любопытство по вопросам происхождени мира, о природе божественного начала и т. л. ≈го, в основном, интересовала человеческа жизнь, наполненна€ страдани€ми и разочаровани€ми. ѕоэтому его учение было не метафизическим, а, скорее, психотерапевтическим. ќн указал причину страданий и способ их преодолени€, воспользовавшись дл€ этой цели традиционными индийскими пон€ти€ми- такими, как ћј…я,  ј–ћј, Ќ»–¬јЌј и т. д., и дав им совершенно новое психологическое истолкование.

ѕосле смерти Ѕудды в буддизме по€вилось две основные школы, ћаха€на и ’ина€на. ’ина€на, что означает ћала€  олесница, -ортодоксальна школа, придерживающа€с€ буквального истолковани€ наставлений Ѕудды, в то врем€ как ћаха€ны, ¬елика€  олесница, характеризуетс более гибким подходом, который воплощаетс€ в утверждении, что дух учени€ важнее, чем его буквальна€ формулировка. ”чение ’ина€ны получило распространение на ÷ейлоне, в Ѕирме и “аиланде, а учение ћаха€ны в Ќепале, “ибете и  итае, став, таким образом, основной из двух школ. ¬ самой »ндии буддизм был, по прошествии столетий, поглощен более гибким и восприимчивым индуизмом, а Ѕудда был признан одним из перерождений многоликого ¬ишну.

–аспространение буддизма ћаха€ны в јзии в ее различных культурных регионах, среди народов, обладавших своеобразным менталитетом, привело к тому, что ”чение Ѕудды истолковывалось с различных точек зрени€. ¬осприемники ”чени разрабатывали ≈го до мельчайших деталей и привносили в Ќего свои оригинальные идеи. “аким образом они сохранили живой характер буддизма в течение многих веков и создали сложнейшие философские системы, включающие в себ€ глубокие психологические откровени€.

ќднако, несмотр€ на высокоинтеллектуальный уровень философии ћаха€ны, эта школа никогда не ставит своей основной целью абстрактные рассуждени€. »нтеллект, как это вообще прин€то в мистических системах, расцениваетс€ как одно из средств, помогающих расчистить путь дл непосредственного мистического прозрени€, которое в буддизме получило название пробуждени€. ќсновной смысл последнего заключаетс в том, чтобы покинуть ћнр интеллектуальных разграничений и противопоставлений и оказатьс€ в мире ј„»Ќ“№», немыслимого, действительность которого предстает в виде нераздельной и недифференцированной таковости.

ѕодобное ощущение посетило однажды ночью —иддхартху √уатаму, последовав за семилетней аскетической жизнью в лесах. —ид€ в глубокой медитации под знаменитым деревом Ѕодхи, ƒеревом ѕросветлени€, он внезапно почувствовал, что на него снизошло ощущение непревзойденного, абсолютного пробуждени€, сделавшее смешным все былые искани€ и сомнени€. Ѕлагодар€ этому он стал Ѕуддой, то есть ѕросветленным. Ќа ¬остоке изображение Ѕудды, погруженного в глубокую медитацию, значит не меньше, чем расп€тие на «ападе, и служило, и продолжает служить источником вдохновени€ дл€ большого количества художников и скульпторов, создающих величественных рукотворных Ѕудд.

—огласно традиции, непосредственно после пробуждени€ Ѕудда отправилс€ в ќлений парк Ѕенареса дл€ того, чтобы открыть свое учение своим бывшим товарищам-отшельникам. ”чение было облечено им в форму „етырех Ѕлагородных истин, которые чем-то напоминают медицинское заключение, в котором сначала констатируетс факт заболевани€, а затем выражаетс€ уверенность в том, что болезнь излечима, и предписываетс надежное лекарство.

ѕерва€ Ѕлагородна€ истина утверждает, что основной характеристикой человеческого существовани€ €вл€етс€ ƒ”’ ’ј, то есть страдание и разочарование. –азочарование коренитс€ в нашем нежелании признать тот очевидный факт, что все вокруг нас не вечно и преход€ще. ¬се вещи возникают и исчезают - говорил Ѕудда, и в основе учени€ буддизма лежит представление о том, что текучесть и изменчивость-основные свойства природы. ѕо мнению буддистов, страдание возникает в том случае, если мы начинаем сопротивл€тьс€ течению жизни и стараемс удержать некие устойчивые формы, которые, будь это вещи, €влени€, люди или мысли, все €вл€етс ћайей. ѕринцип непосто€нства воплощаетс€ также в представлени€х о том, что не существует особого его, особого €, которое было бы субъектом наших измен€ющихс€ впечатлений, посто€нным субъектом. Ѕуддисты считают, что наша уверенность в существовании отдельного индивидуального € - еще одна иллюзи€, еще одна форма ћј…», интеллектуальное пон€тие, лишенное св€зи с действительностью. ≈сли мы будем придерживатьс€ подобных взгл€дов, как и любых других устойчивых категорий мышлени€, мы неизбежно испытаем разочарование.

¬тора€ Ѕлагородна€ истина разъ€сн€ет причину страданий, называ€ ее “–»ЎЌј, то есть прив€занность. Ёто бессмысленна прив€занность к жизни, проистекающа€ из невежества, называемого буддистами ј¬»ƒ№я. ¬следствие своего невежества мы пытаемс разделить воспринимаемый нами мир на отдельные и самосто€тельные части, и таким образом воплотить текучие формы реальности в фиксированных категори€х мышлени€. ƒо тех пор, пока мы рассуждаем так, нас ждет разочарование за разочарованием. —тара€сь устанавливать отношени€ с вещами, которые кажутс€ нам твердыми и посто€нными, €вл€€сь, тем не менее, преход€щими и изменчивыми, мы попадаем в порочный круг, в котором любое действие порождает дальнейшее действие, а ответ на любой вопрос ставит новые вопросы. ¬ буддизме этот порочный круг известен как —јЌ—ј–ј, круговорот рождений и смертей, движущей силой которого €вл€етс€  ј–ћј, непрекращающа€с€ цепочка причин и следствий.

—огласно “ретьей Ѕлагородной истине, можно прекратить страдани€ и разочаровани€. ћожно покинуть порочный круговорот —јЌ—ј–џ, освободитьс€ от уз  ј–ћџ и достичь состо€ни полного освобождени€, которое называетс Ќ»–¬јЌј. ¬ этом состо€нии уже не существуют ложные представлени€ об отдельном €, и посто€нным и единственным ощущением становитс переживание единства всего сущего. Ќ»–¬јЌј соответствует ћќ Ў≈ индуистов и не может быть описана более подробно, так как это состо€ние сознани€ лежит вне области интеллектуальных пон€тий. ƒостичь Ќ»–¬јЌџ означает пробудитьс€, то есть стать Ѕуддой.

„етверта€ Ѕлагородна€ истина указывает средство избавлени€ от страданий, призыва следовать ¬осьмеричному ѕути самосовершенствовани€, которое ведет к достижению состо€ни€ Ѕудды.  ак уже упоминалось, два первых шага на этом пути имеют отношение к правильному видению и истинному знанию, то есть к правильному пониманию человеческой жизни. ≈ще четыре шага имеют отношение к правильному действию. ќни содержат описание правил, которым должен следовать буддист,- —рединного ѕути, лежащего на равном удалении от противоположных крайностей. ѕоследние два шага достигают правильного осознани€ и правильной медитации и непосредственного мистического воспри€ти реальности, которое и составл€ет конечную и высшую цель ѕути.

Ѕудда рассматривал свое учение не как последовательную философскую систему, а как средство достижени€ просветлени€. ≈го высказывани€ об этом мире имеют одну задачу-подчеркнуть непосто€нство всего сущего. ќн предостерегал последователей от слепого почитани€ каких-либо авторитетов, включа€ и себ самого, говор€, что может лишь указать путь к Ѕуддовости, в то врем€ как каждый волен сам решать, идти ли по этому пути, прилага€ свои собственные усили€. ѕоследние слова Ѕудды на смертном одре характеризуют все его мировоззрение и учение. ѕеред тем, как покинуть этот мир, он сказал: –азложение-удел всех составленных вещей. Ќастойчиво трудитесь (ƒигха Ќикай€, 2, 154).

«а несколько веков, последовавших за смертью Ѕудды, ведущие де€тели буддийской церкви несколько раз собирались на ¬еликих соборах, где зачитывались вслух положени€ учени€ Ѕудды и устран€лись разночтени€ в т толковании. Ќа четвертом соборе, состо€вшемс€ в первом веке н.э. на острове ÷ейлон (Ўри Ћанка), учение, изустно передававшеес€ на прот€жении п€ти столетий, было впервые записано. ќно получило название ѕалийского канона, так как буддисты воспользовались €зыком пали, и стало опорой ортодоксального буддизма ’ина€ны. — другой стороны, ћаха€ны основываетс€ на некотором количестве так называемых сутр - сочинений значительного объема, написанных на санскрите одним или двум€ столети€ми позже, которые излагают учение Ѕудды более подробно и обсто€тельно, нежели ѕалийский канон.

ћаха€на называетс€ ¬еликой  олесницей, так как ее последовател€м предлагаетс€ большое количество разнообразных способов достижени Ѕуддовости. ќни включают в себ€ религиозную веру в учение основател€ буддизма и высокоразвитые философские системы, использующие пон€ти€, сильно напоминающие категории современного научного познани€.

ѕервым распространителем идей ћаха€ны был јшвагхоша - один из наиболее выдающихс философов среди патриархов буддизма, живших в первом веке н.э. ќн изложил основные положени буддизма ћаха€ны - в особенности те, что касаютс буддийского пон€ти€ таковости - в своей небольшой книге под названием ѕробуждение веры. Ёто прозрачный и исключительно красивый текст, во многом напоминающий Ѕхагавадгиту, представл€ет собой первое значительное сочинение по буддизму ћаха€ны, ставшее основной опорой дл€ всех школ этого направлени€ буддизма.

јшвагхоша оказал сильное вли€ние на Ќагарджуну, самого высокоинтеллектуального философа ћаха€ны, который применил сложную диалектику дл€ доказательства ограниченности возможностей использовани€ всех пон€тий, которые используютс€ людьми дл€ воспри€ти€ и описани реальности. ѕри помощи блест€щих рассуждений он опроверг общеприн€тые метафизические взгл€ды своего времени и таким образом продемонстрировал, что, в конечном итоге, реальность не может быть постигнута в пон€ти€х и рассуждени€х. ѕоэтому он назвал ее Ў”Ќ№я“ј, то есть пустота, которое эквивалентно “ј“’ј“≈, или таковости, јшвагхоши: если признать, что концептуальное мышление бессмысленно, то реальность будет восприниматьс€ как чиста€ таковость.

ѕо этой причине за€вление Ќагарджуны относительно того, что пустота - глубинна сущность действительности, не следует понимать в нигилистическом смысле, как это слишком часто делаетс€. ќно лишь означает, что все пон€ти человеческого мышлени€ пусты, лишены абсолютного содержани€. —ама же ƒействительность, или ѕустота, не просто состо€ние незаполненности, а единственный источник всей жизни и единственное содержание всех форм.

¬ыше изложенные положени€ ћаха€ны имеют отношение к ее интеллектуальному, логическому аспекту. ќднако это лишь одна сторона буддизма. ≈е дополн€ет религиозное сознание буддиста, включающее веру, любовь и сострадание. ћаха€на утверждает, что истинна€ просветленна мудрость (Ѕќƒ’») включает два компонента, которые ƒ.“.—удзуки назвал двум€ столпами, поддерживающими буддизм. Ёто ѕраждн€, то есть трансцендентальна€ мудрость, или интуитивное постижение, и  аруна, то есть любовь или сострадание.

ѕоложение о том, что любовь и сострадание - неотъемлемые части мудрости, нашло свое отражение в идеале бодхисаттвы, одном из самых важных нововведений ћаха€ны. Ѕодхисаттва - это личность, сто€ща€ на высоком уровне духовного развити€, это человек, способный вскоре достигнуть состо€ни€ Ѕудды, который не ищет ѕробуждени€ дл€ одного себ€. ќн дает обет помочь всем живым существам обрести Ѕуддовость перед тем, как самому достичь Ќ»–¬јЌџ. Ёти представлени€ восход€т к решению, которое когда-то прин€л Ѕудда (буддийска€ традици утверждает, что это решение было прин€то им сознательно и далось ему не так уж легко) и которое заключалось в том, чтобы не просто достичь Ќ»–¬јЌџ, но вернутьс€ в мир и указать подобным себе человеческим существам путь к спасению. »деал бодхисаттвы также соотноситс€ с буддийским учением о не-€, поскольку в том случае, если не существует отдельных самосто€тельных €, то как может единична личность достичь Ќ»–¬јЌџ?

¬ера нашла свое конечное выражение в так называемой Ўколе „истой «емли буддизма ћаха€ны. ¬ основе ее учени€ лежит утверждение буддизма о том, что все люди изначально обладают ѕриродой Ѕудды, на основе которого делаетс€ вывод следующего рода: дл€ достижени€ состо€ни Ќирваны, или „истой «емли, все, что нужно сделать, - это уверовать в свою изначальную Ѕуддовость.

‘илософи€ буддизма достигла расцвета в учении школы јватамсака, котора€ опираетс€ на сутру того же названи€. Ёта сутра считаетс€ душой буддизма ћаха€ны, и ƒ.“.—удзуки говорит о ней с вдохновением и благоговением:

„то касаетс€ јватамсака-сутры, то она €вл€етс€ обобщением философии, морали и знаний буддизма. Ќа мой взгл€д, величие рассуждений, глубина чувств и масштабность композиции, €вившиес€ в этой сутре, не встречаютс€ более ни в одной из церковных литератур мира. ∆изнь бьет ключом в этой сутре, и ни один религиозно настроенный человек не может расстатьс€ с ней, испытыва€ жажду или утолив ее лишь наполовину.

»менно эта сутра послужила основным источником вдохновени€ дл€ китайских и €понских мыслителей, когда буддизм ћаха€ны получил распространение по всей јзии.  онтраст между китайцами и €понцами, с одной стороны, и индийцами - с другой настолько значителен, что даже утверждают, что они представл€ют собой две противоположности человеческого мышлени€. ѕервые практичны, прагматичны и настроены на мысли об общественном, вторые обладают богатым воображением, склонны к метафизике и к сверхъестественному.  огда мыслители японии и  ита€ начали переводить и комментировать јватамсаку - одно из величайших произведений индийского религиозного гени€, две противоположности слились и организовали новое динамическое единство. ¬ результате сформировалась философи€ китайской школы ’уа€нь и €понской школы  эгон, которые, по словам —удзуки, воплощают в себе верх совершенства буддийской философии, истори€ которой на ƒальнем ¬остоке исчисл€етс€ двум€ последними тыс€челети€ми.

ќсновна€ тема јватамсаки- единство и взаимосв€зь всех предметов и €влений. Ёто представление не только составл€ет основную сущность всего восточного мировоззрени€, но также €вл€етс€ одним из основных элементов мировоззрени€, порожденного достижени€ми современной физики. ѕоэтому в дальнейшем мы увидим, что древн€€ јватамсака-сутра содержит в высшей степени поразительные параллели к модел€м и теори€м современной физики.

ќбращение

ƒамы и господа! Ёлектронные книги представленные в библиотеке, предназначены только дл€ ознакомлени€. ачественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. ≈сли ¬ы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

ћеню

ћеню

ћеню

 ниги о ремонте

ѕолезные советы