Тесты

Тема

Духовный мир Индии


Содержание

Природа и Ландшафт Индии

Природа исключительно щедра по отношению к Индии, которая является в сущности не страной, а целым субконтинентом: бурлящие реки, спокойные озера, пустыни, пальмовые пляжи и глубокие моря, белоснежные горные вершины и густые леса - вот ее дары. Благодаря уникальному географическому положению и разнообразию климатических зон Индия всегда обладала богатейшим животным миром. Неповторимые культуры местных народов с удивительной силой и гибкостью приспособились к зачастую сложным условиям окружающей среды. Такое огромное разнообразие природных и человеческих ресурсов является величайшей ценностью Индии. Статьи, представленные в этом разделе дадут вам начальное представление о природе Индии.

Дикая природа Индии

Природа исключительно щедра по отношению к нашей стране: бурлящие реки, спокойные озера, глубокие моря, белоснежные горные вершины и густые леса вот ее дары. Благодаря уникальному географическому положению и разнообразию климатических зон Индия всегда обладала богатейшим животным миром. Среди диких животных, обитающих в наших лесах и доставшихся нам в наследство, 350 видов млекопитающих, 1200 видов и 2100 подвидов птиц и более 20 000 видов насекомых. Количество рыбы в наших реках и морях неисчислимо.

За триста лет до рождества Христова Каутилья, главный министр государства Паталипутра, в трактате Артхашастра написал: Запрещается рубить деревья, срезать бамбук и тростник, косить траву, собирать хворост и листья, жечь древесный уголь, убивать животных ради их шкур, клыков или кости. Он понимал, что подобная деятельность создаст хаос в нормальной жизни животных и таким образом нарушит природное равновесие. Император Ашока запретил охоту в III в. до н. э. В р42 г. до н. э. император издал эдикт с перечнем птиц и животных, которых запрещается убивать;

этим же эдиктом запрещалось выжигать леса. Таким образом, современная концепция национальных парков и заповедников есть воплощение издревле существовавшего в Индии представления о милосердии ко всему живому. Семена этих идей можно найти в древних Ведах, а рабочие модели чегко определены в Артхашастре.

За последние годы положение животного мира Индии заметно ухудшилось, и причин тому много. В недалеком прошлом диких слонов ловили и муштровали для использования в войнах. Носороги уничтожались ради шкур, из которых делали щиты для воинов. В бытность Индии английской колонией любимым времяпрепровождением и спортом индийских махараджей и принцев и высокопоставленных британских чиновников стала охота на тигров — бессмысленное убийство при помощи огнестрельного оружия. Чтобы удовлетворить потребности постоянно растущего населения, беспорядочно вырубались леса — этого требовало развитие сельского хозяйства и промышленности. Дикие животные, населявшие эти леса, были вынуждены искать новую среду обитания. В результате их численность резко сократилась, и многие виды сегодня находятся под угрозой вымирания. В начале этого века, по самым грубым подсчетам, в Индии было от 40 до 50 тысяч тигров. Подсчеты в 1972 году показали, что численность тигров сократилась до 1827 особей.

Животный мир Индии сильно пострадал в первые годы нашего суверенного существования: князья и князьки были лишены былой власти и не присматривали за угодьями, а браконьеры, ни в грош не ставившие правила и предписания департамента лесного хозяйства, начали просто истреблять диких животных. Новое правительство независимой Индии было загружено бесчисленными неотложными проблемами, а к тому времени, когда оно смогло заняться охраной животного мира, урон был уже нанесен.

В течение многих лет шли горячие споры о том, стоит ли заниматься охраной диких животных в стране, где настоятельно требуется забота о человеке. Ответ на этот вопрос не так самоочевиден, как могло бы показаться, здесь необходима дальновидность и масштабность мышления. Животные являются наиболее точными индикаторами здоровья лесов, которое важно для сельского хозяйства не менее, чем для диких животных. В этой сложной взаимозависимости охрана животного мира перестает быть лишь актом милосердия и становится вопросом выживания человечества.

В 1962 году был учрежден Комитет охраны диких животных, и вскоре были созданы национальные парки и заповедники для защиты и сохранения нашей флоры и фауны. Их сеть простерлась от Кашмира до мыса Кумари и даже дальше, до Андаманских и Никобарских островов. Сейчас, двадцать пять лет спустя, у нас в стране насчитывается около 250 национальных парков и заповедников общей площадью более 75 000 кв. км. Результаты планомерной работы по сохранению лесов и диких животных, выполняемой при поддержке Всемирного фонда охраны природы и Международного союза сбережения природных ресурсов и других организации, привлекли внимание широкой общественности. Была предотвращена угроза исчезновения таких видов, как щетинистый заяц, карликовая дикая свинья, крокодил, тигр, носорог, хангул, тамин и большая индийская дрофа. Наша постоянная бдительность и самоотверженный труд должны обеспечить будущее редких и исчезающих видов на благо всего человечества.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК КАНХА

Леса в штате Мадхья-Прадеш занимают площадь около 162 390 кв. км, или 37% всей территории штата. На 1156 кв. км этих лесных земель расположены три национальных парка. Бандхавгадх, Шивпури и Канха ~ крупнейший в Индии, площадью 945 кв. км. Основными достопримечательностями парка являются тигр и болотный олень -животные, удивительно зависимые друг от друга.

На сегодняшний день популяция тигров в Мадхья-Прадеш составляет немногим более 700 особей, в то время как раньше на территории штата их проживали тысячи. В 1973 году, когда в Канхе была начата операция Тигр — комплекс мероприятий по защите этих исчезающих гигантских кошек, — в заповедной зоне оставалось всего лишь 39 тигров. Через пять лет их число возросло до 62 Экспедиции ученых со всего мира регулярно приезжают в парк изучать жизнь тигров. Ежегодно около 10 000 туристов посещают Канху, где им представляется прекрасная возможность для фотографирования тигров в их естественной среде обитания.

Но тигр не единственное чудо Канхи. Его богатейший животный мир включает различные виды оленей, такие, как барасинга, или болотный олень, читал, или пятнистый олень, и самбар. Здесь также можно увидеть скромную антилопу -гарну и великолепного буйвола-гаура.

Барасинга мощные высокие олени с ветвистыми рогами — были известны жителям Мадхья-Прадеш с незапамятных времен. Национальный парк Канха является прибежищем этих оленей уже многие годы, и прирост поголовья свидетельствует о том, что они здесь охраняются более тщательно, нежели в других местах. В прошлом олень-барасинга был широко распространен по всей территории центральной Индии, но на сегодняшний день единственная популяция этих оленей сохранилась в Национальном парке Канха.

Этот олень предпочитает жить на открытых травянистых местах. Его плотные и заостренные копыта хорошо приспособлены для передвижения по сухому грунту Он потребляет мало воды, и его можно встретить вблизи водоемов еще реже, чем пятнистого оленя. Питаясь в основном травой, барасинга предпочитает пастись на лугах За несколько дней до отела олениха уходит в заросли высокой травы и остается там до тех пор, пока олененок не окрепнет в относительной безопасности. Особи одного пола и возраста образуют отдельные группы, как ученики в классах, поэтому группы и называются школами. В Канхе можно встретить группу из 40—50 резвящихся молодых оленят, а невдалеке — отдельно пасущуюся школу оленей — подростков или взрослых. Самцы и самки в возрасте до года держатся вместе.

Днем барасинга отдыхает на краю луга, внимательно наблюдая, что делается вокруг. Лишь на переходе с одного луга на другой может он оказаться под сенью деревьев. Барасинга размножается, пасется и ищет укрытие на открытых травянистых местах, они, а не леса являются средой его обитания. Луга около деревень постоянно оголялись пасущимся скотом, в результате этого олень-барасинга постепенно был вытеснен. Однако в ходе операции Тигр большинство деревень было переселено с территории национального парка, что чрезвычайно благоприятно сказалось на поголовье оленей.

Читал, или пятнистый олень, — одно из наиболее грациозных животных наших лесов. Читал слывет самым красивым оленем в мире. В Индии он водится везде, в любом лесу, где ему достаточно пищи и воды. Пятна — читти — на шкуре животного и дали ему это имя. Читал — стадное животное, в крупном стаде можно насчитать до нескольких сотен оленей детенышей, подростков и взрослых особей обоих полов. До тех пор пока в Канхе не появились толпы туристов, читал не боялся человека. Большое стадо оленей постепенно приближалось к нашему коттеджу и при отсутствии туристов обитает в районе конторы по сей день.

Пятнистый олень — основная добыча тигра. На них нападают красные волки и, когда олени обращаются в бегство, рвут и терзают их на бегу. На пятнистых оленей нападают также леопарды, шакалы, гиены и питоны. Все эти хищники играют важную роль в природном балансе, так как читал исключительно плодовитое животное: самка рождает олененка каждые шесть месяцев.

Гарна — одна из антилоп, которой грозит полное исчезновение. В парке можно увидеть немногочисленные группы из двух-трех животных. Антилопа-гарна необычайно быстронога, она живет на открытых равнинах и не рискует углубляться в лесные или горные районы. Природа наделила эту маленькую антилопу способностью убегать от своих врагов, и поэтому она редко становится добычей леопардов или тигров.

Гарна единственная антилопа, которая водится в Индии. Ранее она встречалась на равнинах по всей стране, кроме побережья в Сурате и дальше на юг. Ее беспощадно истребляли ради мяса, шкуры и просто ради азартной охоты. Браконьеры не оставляли ее в покое даже на территории национальных парков и заповедников, включая и Канху. К 1963 году здесь осталось всего лишь 30 антилоп. В результате принятых мер их численность увеличилась до 100 в 1980 году; замедленность роста объясняется тем, что на гарну охотятся красные волки и шакалы.

Самбар - самый крупный индийский олень с великолепными рогами Его часто можно видеть у воды, он питается травой, листвой и дикими плодами. Он пасется в ночное время, а днем прячется в густых лесах. Самец самбара достигает 300 кг веса, но удивительно, как бесшумно может передвигаться по лесу это крупное копытное.

Гаур — самый крупный и сильный дикий буйвол. Это поистине величественное животное. Он может достигать высоты 195 см в холке и весить более 900 кг. У него массивная голова, мощное туловище и крепкие ноги этакая гора мышц. Острый нюх помогает ему обнаружить противника, а могучие мышцы — защитить себя. Новорожденный гаур — золотисто-желтого цвета, который со временем темнеет. Молодой гаур рыжеватого или кофейно-коричневого цвета, а старые самцы иссиня-черные и практически лишены волосяного покрова.

Тигры и леопарды обычно не охотятся на таких крупных животных, как самбар или гаур, но вполне могут справиться с теленком. Однако природа дала маленькому гауру необходимые средства защиты Через десять минут после рождения геленок гаура стоит на ногах, а в случае опасности он может бежать за матерью уже через 20 минут после рождения.

Национальный парк Канха — прекрасный образец успешного проведения мероприятий по охране индийской фауны для других национальных парков и заповедников. Здесь не только спасли от уничтожения многие виды диких животных, но и создали благоприятные условия для роста их поголовья.

НОСОРОГИ КАЗИРАНГИ

Ассам — местность, привлекающая многих любителей дикой природы. Этот край проливных муссонных дождей и плодородной почвы знаменит уникальной флорой и фауной своих заповедников. Единственную человекообразную обезьяну в Индии гиббона хулок — можно увидеть только в Ассаме. Среди других удивительных видов диких животных Ассама — обезьяны и лемуры, а также золотистый лангур и медлительный лори. Здесь же барсук с характерными полосками на боках, пятнистый леопард, золотистая кошка, виввера и бинтуранг. И только в Ассаме, если посчастливится, можно встретить щетинистого зайца с грубым колючим мехом и карликовую дикую свинью. Но ассамский Национальный парк Казиранга известен прежде всего как место обитания индийского носорога в нем и других заповедниках Ассама насчитывается около 1300 носорогов, а также 300 тигров, 1900 диких слонов и 1000 диких буйволов.

Вес взрослого индийского однорогого носоро га достигает двух тонн. Это один из самых крупных существующих ныне носорогов, рост самца в холке может превышать 180 см Тело этого великана выглядит весьма внушительно, толстые кожные пластины поделены складками и напоминают панцирь. Морду исполина украшает рог, основу которого составляет утолщенная ороговевшая кожа. Интересно, что носорог не использует его как оружие, а предпочитает пользоваться при нападении клыками. Слон обычно избегает стычек с носорогом из-за боязни повредить хобот Носороги встречаются на низменных болотистых берегах Брахма путры, в предгорьях Гималаев, в небольшом районе Бенгалии и на низинных топях вдоль рек Рапти и Нарайяни в западном и центральном Непале.

С древних времен считалось, что порошок из носорожьего рога способен увеличить мужскую силу. Исключительная редкость рога способствовала такому стремительному росту цен на него, что браконьеры убивали животное только ради его рога, который они старались продать как можно быстрее.

К началу этого века численность популяции носорогов резко уменьшилась. По приблизительным подсчетам, в 1904 году в Казиранге оставалось не более дюжины носорогов, а в Бенгалии и того меньше. Охота на этих животных была полностью запрещена в 1910 году, и задача их охраны была возложена на регулярные армейские части. Охранительные меры были настолько эффективны, что численность носорогов увеличилась. В настоящее время в Казиранге, Джалдападе и Манасе насчитывается 1654 носорога. В 1978 году Национальный парк Казиранга был признан лучшим заповедником Индии и вполне заслуженно удостоен премии индийского Комитета охраны диких животных.

Хотя носороги охраняются законами от 1932 и 1954 года, браконьерство продолжает оставаться серьезной проблемой и в Ассаме, и в Бенгалии. В 1975 году служащие национальных парков получили в свое распоряжение высокочастотные переговорные устройства, которые должны были помочь им нести охрану. В настоящее время вооруженная охрана и патрульные группы ведут круглосуточное дежурство в Казиранге.

Бесхвостую человекообразную обезьяну, известную как гиббон хулок, можно встретить на лесистых холмах Ассама и в районе Читтагонга в Бангладеш. Ее отличительной чертой являются белые брови, и поэтому ее также называют белобровым гиббоном (Nylobates hoolock Harlan). Эта человекообразная обезьяна весит 6—8 кг и достигает в росте 90 см, довольно стройна, имеет круглую голову и необычно длинные передние конечности, которые могут быть в два раза длиннее задних. У нее короткий нос с широко расставленными ноздрями. Окраска молодых самцов и самок темная, когда же самки достигают возраста 5—6 лет, их окраска меняется на бледно-коричневую. Новорожденные детеныши покрыты по всему телу бледно-коричневой шерстью с желтоватым отливом.

Гиббон хулок ведет дневной образ жизни, он наиболее активен утром и вечером. Питается он листьями, молодыми побегами, плодами, цветами, насекомыми, личинками и пауками, пьет росу или слизывая ее с листьев, или используя для этого ладошку.

Как только первые утренние лучи солнца проникают в лес, гиббоны поднимают невероятный шум. Начинает один, а затем его крики подхватывает все семейство. Крики, как заразная болезнь, охватывают все новые и новые группы, и вскоре весь лес наполняется криками и гамом. В жаркие полуденные часы гиббоны перебираются на отдых в чащу Вечером они снова выходят на поиски пищи, но уже с меньшим шумом. Гиббоны цепляются своими длинными руками за ветки и раскачиваются на них, ходят на задних конечностях по толстым ветвям, прыгают на нижние ветки — они выглядят более подвижными, нежели другие человекообразные обезьяны той же весовой категории. Передвигаясь на задних конечностях, они широко растопыривают передние, чтобы удержать равновесие. Матери ревниво оберегают своих детенышей. Пробираясь между деревьев, они переносят их на закорках через препятствия, а когда прыгают с дерева на дерево, то крепко прижимают их одной рукой к груди.

Орнитофауна Ассама также чрезвычайно богата. В начале XX века белокрылая древесная утка (Cairina Scutulata S. Muller) была широко распроcтранена в большей части долины Брахмапутры, в Аруначал-Прадеш, в Трипуре, Манипуре, Нагален-де и Мизораме. За какие-то пятьдесят лет численность утиной популяции и ареал ее обитания катастрофически сократились. На сегодняшний день этот ареал ограничен лишь территорией северо-восточного Ассама и Аруначал-Прадеш. По оценке Общества диких животных Ассамской долины, в 1979 году в Ассаме насчитывалось лишь 44 белокрылых древесных утки. Недавно в зоопарке Гаухати эта утка вывела птенцов в неволе. Возможно, подобные методы разведения птицы могут быть использованы для увеличения поголовья древесных уток в их природной среде обитания. Основной определяющей особенностью этой птицы является белое пятно на оперении крыла.

В низинах Ассама много прудов и мелких озер. На илистом дне и по берегам водоемов можно обнаружить богатое разнообразие водной растительности, кувшинок, лотосов, водяных гиацинтов. Водоемы окружены зарослями тростника и травы. Зеленые озера, являющиеся характерной особенностью Ассама, привлекают тысячи птиц. В Национальном парке Казиранга можно встретить около ста различных видов птиц, а также особой достопримечательностью Казиранги считается колония пеликанов.

ЗАПОВЕДНИК ПЕРИЯР

Из Казиранги на северо-востоке Индии мы направимся в Перияр на юго-западе. Периярский заповедник — интересный пример сочетания задач энергетики и ирригации с экологическими мероприятиями. Во время претворения этого плана в жизнь было сделано все возможное для сохранения красоты лесной долины. Плотина, построенная в холмистой местности на реке Перияр, образовала искусственное озеро с многочисленными островами и бухтами. Породы деревьев с мягкой древесиной погибли, а твердые виды остались посреди озера. Сотни пней и стволов этих деревьев возвышаются подобно статуям над голубой водной гладью. Когда розовый рассвет поднимается над холмами и утренний туман окутывает озеро, Перияр представляется заколдованной сказочной страной, укрытой таинственной дымкой.

Согласно подсчетам 1980 года, в Перияре обитало 700 диких слонов. Слоны любят купаться, и на берегах озера часто можно увидеть целые семьи слонов. Они приходят сюда на водопой, искупаться и поиграть. Удивительно, с какой легкостью плавают эти огромные животные.

Перияр также известен как место обитания черного нильгирийского лангура, чей мягкий блестящий черный мех пользуется огромным спросом. Считается, что его съедобное мясо, кровь и некоторые внутренние органы излечивают многие болезни. На нильгирийского лангура в Индии охотятся больше, чем на других обезьян, поэтому неудивительно, что он очень подозрительно относится к человеку, и его трудно сфотографировать с близкого расстояния.

Нильгирийский лангур обитает в южной Индии на склонах Западных Гхат вплоть до мыса Кумари, в Нильгири, Анамалаи, Пални и прилегающих горных цепях. Кроме густых вечнозеленых лесов, его можно увидеть и в лиственных влажных альпийских и вечнозеленых лесах. В последние 70 лет этот лангур оказался на грани исчезновения в большинстве мест ареала своего распространения. Когда-то его громкие крики переполняли леса на восходе солнца; сегодня этот крик можно услышать редко.

Он кормится в основном листьями и плодами, иногда совершает набеги на сады. Лангур выкапывает растения кардамона, чтобы полакомиться его сердцевиной, поедает и другие культурные растения. На поиски пищи он выходит рано утром и возвращается к полудню, по вечерней прохладе он снова отправляется на поиски пищи.

Нильгирийские лангуры живут группами от 5 до 16 особей; предводительствует каждой группой самец. На одного самца в стаде приходится в среднем 1,2 самки. Детеныши рождаются в июне, иногда в сентябре. До месячного возраста они сохраняют рыжевато-коричневую окраску, после чего она постепенно становится интенсивно-черной.

В Перияр на постоянное место жительства начинает переселяться исчезающий вид львинохвостой макаки. Длина головы и тела этой хорошо сложенной обезьяны от 50 до 60 см, а длина хвоста колеблется между 25 и 28 см. Макака предпочитает селиться на высоких деревьях, и ее пища состоит из листьев, плодов и бутонов. Она черного цвета, очень пуглива и старается держаться в укрытии. Неудивительно, что ее трудно обнаружить в сумеречной чаще леса. Так же как и другие обезьяны, макаки живут группами от 12 до 20 особей. Крик самца похож на крик человека, заблудившегося в лесу и зовущего своих спутников. Кои хэ? (Есть кто?). Жители лесных деревень говорят, что за этим криком следует громкий звук, похожий на голубиное воркование.

Макака весьма отличается от других видов обезьян Ее виски и щеки покрыты темно-коричневой или коричневато-белой шерстью, а остальное тело — блестящей черной шерстью. На конце ее хвоста кисточка, как у льва, за что она и получила свое название. На голове у львинохвостой макаки — грива волос, смахивающая на львиную. Очевидно, ей больше подошло бы название львиноголовой!

Перияр богат и орнитофауной — здесь насчитывают около 200 видов птиц. Серые и белые цапли, зимородки, бакланы и змеешейки сидят па торчащих из воды пнях. В лесах вокруг озера можно увидеть шурок, сизоворонков, колпиц и других птиц.

Нужно с удовлетворением отметить, что среди 75-90 тысяч туристов, ежегодно посещающих Перияр, постоянно возрастает число детей школьного возраста Это результат активной лекционной работы, разъясняющей необходимость охраны диких животных, которая проводится в школах, расположенных в районе заповедника. Это, несомненно, будет способствовать возникновению у детей интереса к диким животным и облегчит задачу охраны природы.

КАШМИРСКИЙ ОЛЕНЬ ИЗ ДАЧИГАМА

В двадцати километрах от Шринагара — среди диких роз, жасмина, грецкого ореха и конского каштана живут единственные в мире 350 хангулов, известных также как кашмирские олени. Их последнее место обитания — Дачигамский заповедник, занимающий небольшую территорию 22,5 км длиной и 8 км шириной. Хангул — редкий вид оленя, встречающийся только в кашмирских Гималаях, территория его обитания ограничена северной частью кашмирской равнины и некоторыми прилегающими районами.

Хангул в холке достигает 120—125 см, взрослый самец весит свыше 180 кг, а средняя длина его рогов — один метр. Наибольшая зафиксированная длина рогов — 128,3 см по внешней спирали. Ветвистые рога оленей разнообразны по форме- нормой считается 5 отростков на каждом роге, в отдельных случаях встречаются экземпляры с шестнадцатиконечными рогами, рога с 14 отростками считаются редкостью, а вот 13 или 11 отростков — явление частое.

Хангулы живут поодиночке или образуют стада от 2 до 18 голов. Во время подсчета оленей в марте 1980 года было зарегистрировано 347 особей. Зимой 1979/80 года в речных районах нижнего Дачи-гама было обнаружено еще несколько стад хангу-лов общей численностью 30 голов. В марте—апреле попадаются смешанные стада, состоящие из одного или более самцов и нескольких самок с детенышами. Летом смешанные стада встречаются редко. На непродолжительное время возникают группы из самок и оленят по 12—16 голов.

Гон начинается в середине сентября и заканчивается во второй половине октября. В это время самки и самцы ведут себя по-разному: взрослые самцы уединяются, в то время как самки образуют маленькие группы. Самцы редко устраивают поединки — к концу августа у них уже устанавливается иерархический порядок, самки телятся, расположившись неподалеку друг от друга.

Хангулы обычно кочуют из леса в лес небольшими стадами в поиске подходящих пастбищ. Между мартом и апрелем они сбрасывают рога и поднимаются в горы к вечным снегам, где и проводят лето на высоте от 2750 до 3650 метров над уровнем моря.

После получения Индией независимости в 1947 году численность хангулов в заповеднике составляла по приблизительным подсчетам более 3000 особей. Резкое сокращение поголовья произошло в 60-е и начале 70-х годов. Причинами столь резкого уменьшения популяции хангулов стали браконьеры, хищники и вмешательство человека. Даже после объявления Дачигама заповедником, в 1951 году, браконьерство оставалось бедствием номер один вплоть до 1975 года и явилось основной причиной сокращения популяции хангулов. Осенью во время гона в лесу можно услышать необычные звуки — это любовный зов самца оленя. Эти звуки привлекают внимание не только самок, iio и браконьеров, жаждущих добычи. В 1975 году в Дачигаме была установлена вооруженная охрана, позднее в заповедник бьыа введена полиция штата и увеличена численность охраны. Сейчас с браконьерством практически покончено и оно более не может рассматриваться как фактор, ограничивающий рост популяции хангулов в Дачигаме.

Четыре крупных хищника — гималайский бурый медведь, гималайский черный медведь, леопард и снежный леопард — также влияют на численность хангулов. Бурый медведь и снежный леопард были замечены в верхнем Дачигаме. В 1980 году, однако, лишь три или четыре бурых медведя были обнаружены в районе между Далваном и Нагабераном в верхнем Дачигаме. Что касается обитания в этом районе снежного леопарда, то эти сведения не подтверждаются. Леопард и черный медведь сохранились в значительном количестве в этом за поведнике Кстати, черный медведь занимает практически ту же среду обитания, что и самки хангула летом.

Хангул занесен в Красную книгу Власти штата заинтересованы в сохранении этого редкого вида оленей — меры, принятые ими, обеспечивают сохранение хангула, и сейчас угроза его существованию ликвидирована.

Пришло время вспомнить мудрость наших предков, понять, что сохранение диких животных не означает их заточения в зоопарки Они нуждаются в открытых пространствах, о состоянии которых позаботится сама природа. На долю человека здесь выпадает роль защитника, обороняющего живот ньк от человека же. Это сосуществование человека с другими формами жизни на нашей планете является целью всех экологических мероприятии. Как говорили наши древние мудрецы

Наивысший из всех даров

свобода от страха.

Нет дара величественнее этого

для любой формы Жизни во вселенной

Малые города Индии

Рассказать историю городов Индии очень сложно, о происхождении каждого из них существуют свои предания. Трудно ручаться за их достоверность, но и относиться к ним с пренебрежением тоже нельзя, ибо в них живет душа народа. Подобно многим городам мира, индийские города, во всяком случае большинство из них, появлялись и развивались по воле случая. Неповторимым своеобразием отличаются, однако, как раз те города, которые росли по своим внутренним законам. Например, Ленинград или Париж имеют свой характерный силуэт и вызывают у каждого человека определенные ассоциации. Эти города как бы дышат, их облик несет на себе отпечаток истории. Есть такие города и в Индии, и история многих из них уходит своими корнями в глубокую древность.

Концепция городского планирования не нова. Еще во времена хараппской цивилизации существовали города, построенные по плану, с аккуратными улицами, общественными банями и службами, отвечающими за чистоту и уборку мусора. По плану строилась и древняя столица Магадхской империи Паталипутра (отсюда название современного города Патна). Несколько лет назад в штате Орисса была найдена рукопись, в которой содержались указания о том, как должны строиться города. В древние века появилось и понятие нагари-ка, означавшее одновременно городской житель и вежливый, хорошо воспитанный человек, которое нашло отражение и в санскритской драме, и в тамильской поэзии, и во многих других литературных памятниках. Следовательно, города были такой же неотъемлемой частью индийской цивилизации, как и сельскохозяйственные области.

Некоторые из древнеиндийских городов канули в Лету, другие пришли в упадок. Сегодня нам мало что известно о городах Индрапрастхе или Хастинапуре, упоминаемых в древнеиндийском эпосе Махабхарата, или о городах из мифических преданий, построенных архитекторами, которые обладали магической силой. Печальным осколком прошлого стала Айодхья, упоминаемая в другой великой эпической поэме — Рамаяне. В далеком прошлом жители Музириса, располагавшегося на побережье Кералы, торговали с Римом, Грецией, Китаем и странами Западной Азии. Торговлей занимались и обитатели Пампахары на восточном побережье. От этих городов остались одни названия. Хампи, столица великого государства Виджая-нагар, лежит в руинах, но эти руины поражают своим великолепием. Утратил свое значение Бхаруч, что на побережье Гуджарата. Об университетских городах Таксила (ныне это город Такшашила на территории Пакистана) и Наланда можно узнать только из учебников истории.

Современные города - Бомбей, Калькутта и Мадрас все еще сохраняют некоторые элементы индийской самобытности, несмотря на большое количество промышленных предприятий. Жизнь в них бьет ключом. Для того чтобы понять Индию, проникнуться духом ее жизни, следует побьшать в небольших городах. Мы ознакомимся с четырьмя из них — Варанаси, Канчипурам, Танджавур и Майсур. В отличие от Бомбея или Калькутты, Токио или Москвы их вряд ли можно назвать городами в современном смысле этого слова. И все же это города со своей достаточно древней историей, особенно первые три из них. Вместе они представляют Индию в ее многообразных конкретных и ощутимых проявлениях.

Варанаси

Из этих четырех городов только Варанаси, или Каши, расположен на севере, в Уттар-Прадеш, наиболее населенном штате страны. Это один из древнейших священных городов Индии и принадлежит не только Индии, но и всему миру. Город расположен на западном берегу Ганги. Но важны не ею местоположение или история, а то место, какое занимает он в сердце каждого индийца. На протяжении веков, до появления Будды, город олицетворял разум и дух Индии. Здесь бывали Ашока, Чандрагупта, Харшавардхана и, видимо, Гангайкондан, великий правитель из династии Чола. Посещали его и могольские императоры: Акбар, Джахангир и Аурангзеб. Город, омываемый священными водами Ганги, являлся средоточием религии, философии и науки.

Ганга — это не только река, берущая начало в Гималаях и несущая свои воды через равнины в Бенгальский залив. Существует и другая Ганга -Ганга других миров, Ганга разума, Ганга как абстрактная идея. Это вечный поток, мать всех рек. А для верующих Ганга олицетворяет собой все реки и ручьи Индии. Варанаси, или Каши, -это также идея, город, олицетворяющий собой познание смысла сущего и освобождение от череды рождений и смертей. Идея Каши, его сущность или качества могут переноситься на любой город, который мы считаем священным и который, как мы полагаем, может помочь человеку встать на путь освобождения.

Варанаси кажется погребенным в глубины Времени, но он существует и в каждый данный момент. Он одновременно и в этом, и в другом мирах; изменяясь, он остается неизменным. Вот почему, подобно Риму, его называют Вечным городом. Архитектура Варанаси ничем не привлекательна. Великолепие присуще самому городу, ибо он воплощает идею Каши, сияющего города, идею света, озаряющего разум и сердце.

Варанаси — это город Шивы, космического божества, которое и разрушает, и дарит жизнь, и оберегает ее. Губительная сила Шивы направлена не против человека, а против всего, что иллюзорно в мире. Он уничтожает саму смерть, уничтожает время, ибо все, что существует во времени, тленно и обречено на смерть. Освобождая верующего из пут времени, Шива ставит его вне времени. Люди стремятся умереть в Каши, чтобы умереть не умирая, слиться после телесной смерти с вечной истиной. В этом главное предназначение Варанаси, города, в котором заканчивается паломничество человека, города, в котором он освобождается от всего тленного.

Мы не будем останавливаться на истории города. История измеряется временем, а этот город освобождает от оков времени тех, кто страдал от замкнутости времени и пространства. И все же Варанаси — это не только цикл жизни и смерти. Это реальный город с миллионным населением. В тесноте узких улочек слышны голоса людей, звучит музыка. Город живет, пульсирует, в нем идет повседневная борьба за жизнь, но жителям не чужды и соблазны бытия. Город не страдает так от грязи и скученности, как Бомбей или Калькутта. Варанаси, однако, обладает своими неуловимыми свойствами, отличающими его от других городов. Речь не об его индийской самобытности — это вездесущее таинство, которое невозможно передать словами, его нужно почувствовать. Люди, которых вы видите на улицах, на базарах и ступенях набережной, заняты постоянной борьбой за существование, но на их лицах виден отпечаток многовековой истории Индии. Каши стоит на Ганге, но он также стоит на вечной реке по имени Индия, и в нем воплощены и ее противоречия, и ее величие.

Здесь слышны крики уличных торговцев, продавцов молока и творога. В городе можно купить браслеты, блестящие на горячем солнце, медные и латунные сосуды. Сари из Варанаси, затканные серебром и золотом, притягивают взгляд, как и шпили его храмов. Здесь есть лавки, в которых продаются медные сосуды с водой Ганги, которую вливают в рот умирающим. Варанаси — город света, город спасения и освобождения. Перед взорами паломников, проплывающих по Ганге в лодках, открываются величественные ступени набережной, где в любое время дня и ночи можно увидеть людей из различных уголков страны, совершающих омовение. Над водой плывут звуки музыки, слышны голоса верующих, поющих гимны из Вед и молитвы. Укрывшиеся от солнца под зонтиками мудрецы истолковывают легенды или основы вероучений. Вот уже много веков приходят сюда верующие, чтобы омыться в водах реки и ощутить в ее волнах присутствие всех великих мудрецов и мыслителей Индии. Здесь омывают тела умерших, пытаются умилостивить предков шариками из риса — пипда. Богомольны являются сюда со своими священнослужителями — или становятся жертвами алчных торговцев спасением. Богомольцы не противятся, ибо идея наживы лишена всякого смысла в этом Вечном городе, обещающем освобождение от земных уз. Варанаси — это прежде всего ощущение: несмотря на свою реальность, город дает ощущение непреходящего. И соблазны Каши являются частью путешествия в область.духа. Даже встреча с женщинами легкого поведения служит здесь полезным напоминанием о том, что все земные наслаждения эфемерны и тщетны все земные привязанности.

Варанаси, или Каши, — это по-настоящему индийский город, город с тремя ликами — древней, средневековой и современной Индии. Ищущий обретает здесь познание Высшей Реальности. Бытует предание, что, когда случится всемирный потоп, погибнет все и лишь Каши останется источником Вечного Света. Он один из главных путей или бродов, по которым человек переходит из физического мира в иной мир вечной жизни и блаженства. Ибо только здесь, в Варанаси, у этого брода, раскрывается внутренняя сущность человека.

Канчипурам

От Варанаси, расположенного на севере, до южного города Канчипурама пролегли сотни километров. Сегодня, когда путешествие с континента на континент занимает всего несколько часов, большие расстояния не пугают путешественников и паломников. Но и в прошлом, до появления парового двигателя и самолета, они не были препятствием для богомольцев.

Новый Канчипурам также одно из наиболее почитаемых святых мест в Индии. Город имеет древнюю историю. Нагарешу Канчи переводится с санскрита как Канчипурам — первый среди городов. Слово Канчи значит пояс, кольцо, предполагается, что город находится в центре кольца, опоясывающего Землю. Иными словами, Канчипурам — это город, который занимает центральное место в истории религий и культуры Индии. В свое время он обладал значительным политическим весом. Сегодня это окружной город в штате Тамилнад, расположенный в двух часах езды от Мадраса. К западу от города протекает река Палар.

Кначипурам возник еще в III в. до н. э. В свое время этот город имел большое значение для многочисленных религий, в том числе индуизма, буддизма и джайнизма. Он был знаменит и своими ведическими школами. Со II—III вв. н. э. до позднего средневековья город ассоциировался с некоторыми крупными буддистскими деятелями. Упомянем лишь Бодхидхарму, принца из Канчипурама (некоторые, правда, утверждают, что он бьет брахмином), который стал известен благодаря созданному им новому направлению в буддизме — дхьяне. В VI веке он отправился в Китай проповедовать свое учение. В Китае оно получило название чань, а позднее в Японии преобразовалось в дзэн-буддизм.

Считается, что здесь основал один из своих центров великий философ адвайты Шанкарачарья. Центры монастырского типа создавались для тех. кто удалился от мира, чтобы проповедовать свое учение. Центр в Канчи привлекает многочисленных верующих, особенно с юга страны, которые не сомневаются, что его основателем был сам Шанкарачарья (первый Шанкарачарья; ибо все последующие главы центра также звались Шанкарачарья). Нынешнего главу канчипурамского центра Чандра-секхарендру Сарасвати тысячи его приверженцев считают почти богом. Он действительно является одним из виднейших религиозных деятелей современной Индии. В поисках истины к нему приезжают просвещенные люди из разных стран мира. Для своих девяноста лет он отличается завидной энергией. Шанкарачарья чрезвычайно образованный человек и является подлинным носителем традиционных знаний и мудрости. Кроме того, он глубоко разбирается в современной науке. Мы говорим об этом потому, что сегодня древний город Канчи во многом ассоциируется с этим человеком.

Интересно представить себе, как выглядел Канчипурам в прошлом. Сюда, наверное, устремлялись в поисках знания или удачи отважные люди из Китая, Западной Азии, Греции и Рима. Здесь велись споры о различных религиозных и философских течениях, сюда прибывали товары из разных уголков мира. В Канчипураме очень много храмов, больше, чем в любом другом городе страны. Их здесь насчитывается около ста. Поэтому не удивительно, что Канчи всегда считался одним из священных городов Индии.

В Канчипураме правили многие династии. В первые века нашей эры здесь, вероятно, правили Паллавы. Впоследствии к власти пришли Кадамбы и Ганги из Карнатаки, династии Чола и Раштракутов. С Канчипурамом связаны Чалукьи и Хойсалы. Однако наиболее известна династия Паллавов. Именно во времена ее правления на морском побережье неподалеку от Мадраса были высечены замечательные храмы: Махабалипурам, или Мамал-лапурам. Тогда и были заложены основы дравидийского стиля архитектуры. В самом Канчипураме Паллавы в VIII веке построили два знаменитых храма: Кайлашанатх и Вайкунтхаперумал. Оба храма отличаются сдержанностью и изяществом, которое позднее уступило место пышной орнаментальности.

Величественный, высокий и просторный вишнуистский храм Варададжасвами и шиваитский, именуемый Повелитель мангового дерева, являются великолепными образцами культовых зданий. Предполагается, что храм богини Камакши связан с именем Шанкары, который установил в нем чакру — символ поклонения высшему женскому началу.

Многие прекрасные храмы Канчи находятся в запустении. Но силой воображения мы можем перенестись во времена древности и средневековья, когда сюда пешком или в паланкинах прибывали поэты и паломники, купцы и философы. Сегодня Канчипурам известен своими тканями ручной работы, особенно шелковыми сари, не имеющими себе равных по красоте и яркости красок. Индийские женщины считают их совершенством.

Здесь пели свои стихи поэты-святые, как те, кто поклонялся Шиве, так и приверженцы Вишну. Канчипурам был и центром карнатакской, южноиндийской музыкальной традиции, которая сильно отличается от северной. Хотя Канчипурам сейчас пришел в упадок, каждый, кто приезжает сюда, может ощутить былое величие города.

Танджавур

Танджавур, расположенный дальше к югу, в штате Тамилнад (приблизительно в 350 км от Мадраса), по настоящему южноиндийский, во всяком случае тамильский, город. Англичане называли этот город - и округ - Танджором, однако его правильное название — Танджавур. Танджавур расположен в дельте священной реки Кавери. Этот район с его плодородными землями и буйной растительностью называют рисовой чашей Тамилнада. Много веков назад великие правители династии Чола построили здесь земляную плотину под названием Великий Аникут, которая направляет воду по сети оросительных каналов. В окрестностях Танджавура есть несколько мест, представляющих большую культурную ценность. Среди них можно отметить Тирувайювар, где в XVIII веке родились три великих музыканта Шьямашастри, Тьяюраджа и Муттусвами Дикшитар. Тьягараджа большую часть своей жизни провел в Тирувайюваре, на берегах реки Кавери, где сейчас сооружен ему памятник. Каждый год в годовщину смерти Тьягараджи проводится большой музыкальный праздник. Обычно он приходится на январь, и желающие принять в нем участие отправляются из Танджавура в Тирувайювар на автобусах и машинах

Считается, будто жители Танджавура — прирожденные музыканты и танцоры, а также математики Когда-то в городе жили богатые землевладельцы, у которых было достаточно времени для занятий искусством. Они проводили досуг за обсуждением тонкостей раг (ладово мелодическое построение индийской музыки), слушали певцов и музыкантов. Город славился и своими музыкальными инструментами, в частности трубой нагасварам, на которой играли во время свадебных церемоний и храмовых ритуалов. В Танджавуре возник и бхарат-натьям — классический индийский танец.

В штате Карнатака выращивается большая часть индийского кофе. Но впервые кофе, вероятно, начали разводить в Тамилнаде, в частности в Танджавуре. Этот кофе не похож ни на какие другие сорта в мире, он обладает неповторимым ароматом, который столь же изыскан, как бронзовая скульптура времен династии Чола. Существует особый способ его приготовления — при помощи фильтров — и заваренный кофе напоминает по цвету сандаловую пасту. Для его приготовления отбираются лучшие зерна, тщательно обжариваются и размалываются. Смолотый кофе помещают в сосуд с перфорированным дном и сверху заливают кипятком. Знатоки утверждают, что пить его нужно обязательно с молоком.

Облик Танджавура сформировался в период правления династии Чола. Позднее он входил в состав империи Виджаянагар, затем им правили Наяки, образовавшие независимое государство; еще позднее власть оказалась в руках маратхов, а потом и англичан. Искусства процветали при всех правителях. Бронзовые изделия времен династии Чола известны всему миру и, по-видимому, остаются непревзойдёнными в индийской металлической скульптуре. Некоторые произведения хранятся в Сарасвати Махал в Танджавуре Маратхи покровительствовали искусству музыки и танца. Вполне возможно, что современный стиль бхарат-натьям бьет создан семьей танцоров, известной под названием танджавурский квартет, хотя некоторые историки танца оспаривают эту теорию.

Танджавур знаменит своими узкими улочками и переулками, ресторанами, где подают не только хороший кофе, но и южноиндийские деликатесы -иддли и доса, ставшие популярными по всей стране. Неизвестно, кто первым приготовил иддли и доса, но здесь, в Танджавуре, они бесподобны. В городе живут и искусные мастера, изготавливающие музыкальные инструменты и предметы из металла.

Главной достопримечательностью Танджавура является храм Брихадишвара. Храм, посвященный богу Шиве, был построен императором Раджараджей I из династии Чола (Х—Х1 вв.). Это прекрасное здание было возведено как бы для того, чтобы восславить Индию, восславить Шиву, сидящего на горе Кайлаш. Высота гопурама — надвратной башни храма — 68 метров, а ограда представляет собой прямоугольник со сторонами 152х76 метров. Примером инженерного искусства строителей служит вимана (башня святилища). Она вертикально поднимается на 15 метров над своим квадратным основанием и затем постепенно заостряется. Ее общая высота — 58 метров^Башня украшена прекрасными изваяниями. Храм оставляет впечатление художественного величия. Его можно сравнить только с незавершенным храмом в Гангаиконда-чолапураме, который также строился династией Чола.

Майсур

Из Танджавура отправимся в Майсур. В прошлом существовал и штат Майсур, который сейчас входит в штат Карнатака. Так же как и Танджавур, Майсур типично южноиндийский город. До получения Индией независимости город олицетворял блеск княжеского правления, так как именно здесь в своем великолепном дворце жил майсурский махараджа. Подобно махараджам Траванкора и Кочина, он принадлежал к особой категории просвещенных правителей, которые много сделали для развития своих княжеств.

Майсур всегда считался городом придворных, музыкантов и ученых. Сейчас, конечно, о придворных нет и речи, однако еще не исчезло изящество жизни. В этом чудесном городе еще попадаются статные старики в златотканых тюрбанах и элегантно одетые женщины. На тихих улицах жилых кварталов и сейчас можно услышать звуки прекрасных мелодий в честь Чамундешвари — богини города Майсура. С внушительной архитектурой дворцов контрастируют небольшие новые дома и университетский городок с поэтичным названием Манасаганготри, что означает Исток Ганги разума. Так назвал университет один из великих современных поэтов К. В. Путтаппа, пишущий на языке каннада.

Здесь нет резкого ритма столичных городов, напористости, присущей современному образужизни. Майсур как бы укрылся в южных пределах штата Карнатак. Он напоминает Мальгуди, созданный воображением писателя Р. К. Нарайана и описанный им в смешных и ироничных повестях и рассказах, в которых о многом сказано ясно и просто. Майсур похож на Мальгуди, потому что в нем не все лежит на поверхности, и если бы он мог говорить, то рассказал бы нам также не все.

Как и многие другие города Индии, особенно на юге страны, Майсур за свою многовековую историю видел многих правителей. Говорят, что в 301 г. до н. э. великий правитель севера Чандрагупта Маурья прибыл в Сраванабелагола, чтобы стать джайнистским монахом. Это место расположено недалеко от Майсура. Майсуром правили Чалукьи, Раштракуты, императоры Виджаянагара и Хойса-лы. Он побывал под властью Хайдера Али и его сына Типу Султана, одного из величайших полководцев Индии последних веков, который погиб в 1799 г. в Срирангапаттаме, около Майсура, героически сражаясь против англичан. С XVII в. до получения Индией независимости Майсуром правили Вадияры, за исключением тех лет, когда им владели Хайдер Али и Типу Султан. Вадияры покровительствовали искусствам и поддерживали музыкантов всех школ и направлений.

Рядом с Майсуром расположен холм Чамунди, возвышающийся почти на 1000 метров над уровнем моря. Он получил свое название в честь богини — покровительницы Вадияров. На его склоне поставлена колоссальных размеров статуя Нанди, священного быка Шивы, высеченная из базальта. Дворец махараджи выполнен в индо-сарацинском архитектурном стиле и украшен хойсальской резьбой. О сказочных богатствах правителей можно судить по залу для торжественных приемов. По некоторым сведениям, стоящий здесь трон был подарен майсурскому радже Чиккадеве могольским императором Аурангзебом в XVII в. Знатных гостей размещали в другом дворце — Лалита Махал. Величественное зрелище представляет собой и дворец Джаганмохан.

Срирангапаттам

Те, кто приезжает в Майсур, непременно посещают соседний город Срирангапаттам и плотину Кришнараджасагар. Срирангапаттам, лежащий в девяти милях от Майсура, известен как один из вишнуистских центров и представляет собой большую историческую ценность. Храм Ранганатхасвами построен в дравидийском стиле и имеет прекрасную надврагную башню - гопурам. Потрясает своими размерами статуя бога Вишну, возлежащего на змее Шеша.

Крепость, расположенная здесь же, была построена в XV веке. К востоку от нее, на берегу реки Каверн расположен летний дворец Типу Султана Дарья Даулат Баг. Сам город Срирангапаттам разместился на острове на реке Кавери, вода поступала в город по хитроумно сконструированному акведуку, выстроенному Типу Султаном. Плотина Кришнараджасагар находится приблизительно в двух милях от Срирангапаттама на замечательном озере, к которому ведут знаменитые сады Вриндаван, являющиеся достопримечательностью, популярной среди туристов.

Малые города Индии превращаются в большие, а большие в мегаполисы. После получения Индией независимости процесс урбанизации идет быстрыми темпами. Своим очарованием города, подобные Майсуру, во многом обязаны хорошо организованному пространству и обилию зелени. Другие города, например Чидамбарам ' или Мадурай, расположенные на юге страны, известны своими храмами. Тривандрум и Хайдарабад превратилис в столицы штатов, но рост промышленности не смог исказить их самобытного облика.

Индия — это не только большие города: Дели, Бомбей, Калькутта и Мадрас, но и малые, сохраняющие свое очарование. Познание Индии, преобразующейся, но сохраняющей свою неизменную самобытность, — труд нескончаемый, но приносящий радость.

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы