Тесты

Тема

Духовный мир Индии


Содержание

Социум - Народонаселение Индии

Индия — многоликая страна, полная тайн и чудес, обладающая колоссальным и неисчерпаемым культурным наследием. Новейшие, самые современные достижения науки уживаются здесь с древнейшими философскими и мистическими представлениями. Это страна разительных контрастов, в которой крупные города, атомные электростанции и другие приметы стремительного развития соседствуют с крохотными деревушками и более того - с примитивными племенными сообществами.

Действительно, Индия по сути своей — это переплетение и взаимопроникновение различных культур и религий, где основной ценностью является сам индийский народ. В наш век стремительных перемен, сложной технологии, широкого развития средств массовой коммуникации, ведущих к активизации культурных контактов и в силу того, что люди получают доступ к различным системам ценностей, — к изменению традиционного образа жизни, люди Индии словно бы символизируют остановившееся время. В них слились воедино историческое прошлое и сегодняшнее изолированное, примитивное существование. И возможно, богатейшая культура индийских народов является одним из ценнейших сокровищ Индии.

Индийские племена: сохранение традиций и обычаев

Индия — многоликая страна, полная тайн и чудес, обладающая колоссальным и неисчерпаемым культурным наследием. Новейшие, самые современные достижения науки уживаются здесь с древнейшими философскими и мистическими представлениями. Это страна разительных контрастов, в которой крупные города, атомные электростанции и другие приметы стремительного развития соседствуют с крохотными деревушками и более того - с примитивными племенными сообществами.

Действительно, Индия по сути своей — это переплетение и взаимопроникновение различных культур и религий, где основной ценностью является сам индийский народ. В наш век стремительных перемен, сложной технологии, широкого развития средств массовой коммуникации, ведущих к активизации культурных контактов и в силу того, что люди получают доступ к различным системам ценностей, — к изменению традиционного образа жизни, племена Индии словно бы символизируют остановившееся время. В них слились воедино историческое прошлое и сегодняшнее изолированное, примитивное существование. И возможно, богатейшая культура индийских племен является одним из ценнейших сокровищ Индии.

Ветры перемен несут с собой не только идеи обновления и созидания, но чреваты также разрушением и упадком культуры. Традиции прошлого, мудрость минувших веков, проверенные временем достижения мыслителей прошлого - все это ныне находится под угрозой уничтожения Могучие волны перемен грозят захлестнуть самобытные культуры и смыть их, не оставив и следа. А если исчезнут примитивные культуры, то вместе с ними исчезнет и то зеркало, которое другие цивилизации все еще подносят к нашему лицу, чтобы узнать и изучить собственное отражение

Часто утверждается, что заимствование культурных ценностей во всем мире идет в направлении от более развитых цивилизаций к примитивным сообществам. Но мы почти не отдаем себе отчета в том, что культурное заимствование идет и в обратном направлении. Искусства и ремесла племен, их язык, религиозные воззрения и верования оказали огромное влияние на развитие Индии в прошлом и играют важную роль в сегодняшней культурной жизни страны. Такие ценные общечеловеческие качества, как честность, нравственная чистота, искренность, уважение к своей культуре, чувство собственного достоинства, присущи представителям различных племен сегодняшней Индии Именно благодаря им племена оказываются способными справиться — и весьма успешно — с многими проблемами человеческого бытия. И уже хотя бы в этом смысле племенной образ жизни является чемто большим, чем просто экзотическая диковинка, поскольку то, как племена решают многие вопросы в традициях своей культуры, может быть вполне приемлемым и доя современного общества, хотя, вероятно, с необходимыми модификациями.

Следует, однако, иметь в виду, что племенной образ жизни далеко не во всех отношениях идеален. Низкий уровень развития делает племена недостаточно подготовленными к борьбе с голодом и бедностью. С другой стороны, социальная система племенных сообществ ставит сотрудничество выше конкуренции, больше ценит простоту, равенство, чувство причастности к племени и тождества человека со всем племенем. Эти качества приводят к росту чувства собственного достоинства и удовлетворенности жизнью. Поскольку блага научно-технической революции миновали племена, они вместе с тем свободны и от гибельных ее последствий, таких, например, как разочарование и утрата надежд, что повсеместно свойственно развитым народам. Однако, словно бы в насмешку, у многих представителей племен Индии стремление к переменам становится все более и более очевидным, и создается впечатление, что не они сами, а сторонние наблюдатели заинтересованы в сохранении их культурных традиций. Многие же представители племен стремятся как можно скорее преодолеть собственную отсталость, отказавшись от своего традиционного уклада жизни и культуры.

Что же стоит за понятием племенной образ жизни? Многое, определенный уровень экономического развития, упор на родственные связи как принцип организации, малочисленность и так далее. Однако при этом под племенами в Индии понимаются сообщества самых разнообразных типов. В Индии около 25 миллионов представителей племен. в это число входят собиратели и охотники, такие, как андаманцы и кадары Кочина, скотоводы, как тода, и разнообразные земледельческие сообщества, от племен группы нага, применяющих подсечно-огневой способ обработки земли, до санта-лов, использующих при обработке полей плуг. В прежние времена племена в целом были более изолированы как географически, так и в культурном отношении, но сейчас положение изменилось.

С точки зрения географии расселения племена Индии могут быть разделены на три группы, народы северо-восточного, центрального и южного ареалов. В первую группу входят племена лепча, дафла, микир, нага, кхаси, гаро и др. В центральном регионе проживают санталы, ораоны, хо, джу-анги, гонды, байга и бхилы. К племенам южной Индии относятся ченчу, тода, кадары, бадага и другие.

В северо-восточной Индии (штаты и союзные территории Мегхалая, Аруначал-Прадеш, Сикким, Нагаленд, Манипур, Трипура и Мизорам) проживают главным образом народы монголе идной расы. Этот ареал и населяющие его народы обладают своими ярко выраженными отличиями в географическом, культурном и антропологическом отношениях.

Племена, населяющие штат Мегхалая, к примеру, принадлежат к группе мон-кхмер австроазиатской семьи. Это люди со светлой кожей, изначальное место их обитания — южный Китай. Другая значительная группа племенных народов — тибето-гималайская группа бодо, представители которой проживают по берегам реки Брахмапутры. Эта группа включает в себя все восточные пригималай-ские племена, такие, как дафла, мири, мишми и др. У представителей этих племен смуглая до темной кожа и типичные монголоидные черты. Некоторые из этих народов имели контакты с равнинным населением и переняли многие черты образа жизни индусского общества, но в большинстве они сохранили свой особенный уклад. В штате Манипур проживают народы куки и нага, причем последние ведут происхождение из юго-западного Китая. В антропологическом отношении они обладают ярко выраженными особенностями и имеют разрез глаз, типичный для представителей монголоидной расы.

Большинство горных племен в северо-восточном ареале земледельцы, возделывающие поля по дссчно-огневым способом. Значительная часть племенного населения исповедует христианство и владеет английским языком, что является результатом активной миссионерской деятельности в этом регионе. Относительная изолированность населения региона не стала препятствием для его развития. В том, что касается грамотности и уровня жизни, племена северо-восточной Индии опережают другие племена страны. Это экономически независимая группа населения с развитым чувством национального самосознания. Труднодоступность стала в значительной степени стимулом для их развития по своему особому пути, вне общего течения культурной жизни Индии. После завоевания независимости правительство Индии в своей административной политике стремилось учитывать интересы племен, с тем чтобы обеспечить подъем и консолидацию этих национальных групп. Особое внимание правительство уделяет сохранению и развитию их культурных традиций.

Процессы культурных контактов и перемены, происходящие в сегодняшней жизни племенных групп населения Индии, ставят ряд актуальных и трудноразрешимых проблем. Культурная ассимиляция, когда в результате контакта культура сообщества, занимающего подчиненное положение, круто меняется под воздействием культуры более сильного сообщества, — повод для серьезного беспокойства. Река современной индийской культуры грозит затопить и заболотить племенной уклад жизни. Потеря племенной культуры — это потеря исторического прошлого, уникального настоящего и, возможно, золотых идеалов завтрашнего дня.

Постороннему наблюдателю трудно понять и оценить все разнообразные проблемы, возникающие в связи с происходящими переменами и разрушением старого уклада жизни. Это проблемы научно-технического характера, социальные, а также психологические — могут ли племена приспособиться к изменяющемуся укладу жизни. Существуют два диаметрально противоположных подхода к решению этих проблем: либо пытаться полностью сохранить статус-кво, неизменность племенного уклада, либо широко открыть шлюзы с целью достижения столь вожделенного культурного единообразия как средства национальной консолидации. Первый подход лишь откладывает конечное неизбежное столкновение различных укладов жизни и ослабляет способность и желание племенных народов воспринять — а рано или поздно им это придется сделать — принципы и ценности других культур. Второй подход, однако, также имеет свои недостатки, поскольку в результате может оказаться целиком, полностью и навсегда утраченным многоцветье ковра общеиндийской культуры, в том числе прекраснейшие из составляющих его узоров. В связи с этим и встает проблема выбора что лучше — сделать слишком много или слишком мало.

Некоторые утверждают, что пусть лучше перемены совершаются сами собой, без постороннего вмешательства. Другие с пеной у рта возражают против этого и выступают за планомерное, сознательное управление процессом перемен со стороны государства.

В результате ускоренного развития науки и техники и широкого распространения средств массовой коммуникации все труднее и труднее становится сохранить изолированное положение культур и их разнообразие. Индустриальная культура стремится к унификации, и — поскольку перемены так или иначе неизбежны — управляемый процесс изменения, выводящий племена на путь социального и экономического развития, с тем чтобы они также могли получить доступ к достижениям передовой технологии и научного знания, представляется наиболее разумным. Перемены, однако, сколь бы желанными они ни были, не должны приводить к слишком резкому разрыву с прошлым, тем более отрывать племенное население полностью от его культурной почвы, лишать его корней. Изменение характера народа и его образа жизни — это сложная операция, затрагивающая самые различные аспекты. Социальная ориентация, экономический уклад, религиозное мировоззрение - все это должно одновременно и самым кардинальным образом приспособиться к происходящим изменениям. Если какая-либо из опор культуры окажется уничтоженной без достаточной компенсации, то это отрицательно скажется на культурной и социальной надстройке. Так, если в результате контакта культур будет доказана несостоятельность и нерациональность того или иного аспекта племенной культуры, например системы табу, поклонения духам предков, тогда члены племен могут утратить уверенность в эффективности и ценности своих верований и обычаев. И если не будет найдена достаточно адекватная замена, неизбежны потери в культурной и социальной сферах. Поскольку культура представляет собой единое и нерасторжимое целое, нанесение ущерба одному из ее аспектов приводит к потерям и в других взаимосвязанных сферах, и все это сказывается отрицательным образом — и часто весьма существенно — на жизнеспособности культуры.

Существуют три возможных пути решения проблемы изменения племенных культур. Первый заключается в том, чтобы просто оставить их в покое и предоставить возможность развиваться по своим традиционным законам в относительной изоляции, сведя к минимуму действие фактора контакта. Но это, как уже неоднократно доказывалось, может привести к культурному застою и сохранению племенных культур лишь в качестве музейных экспонатов.

Второй возможный путь - ассимиляция культур. Ее целью является скорейшее вовлечение племенных групп в общий поток культурной жизни Индии. Неизбежным следствием этого явится отказ от прежней системы ценностей. Но у племенных сообществ на этот счет может оказаться собственное мнение, они могут согласиться, но могут и не согласиться на то, что сторонникам ассимиляции представляется логичным и наиболее эффективным способом решения проблемы. Племена могут предпочесть свои собственные традиционные пути развития и уклад жизни.

Интеграция, третий путь, представляется наилучшим способом решения проблемы, поскольку она предполагает признание за племенной культурой права на собственную неповторимость, признание ее ценности и значимости для общеиндийской культуры, которая, таким образом, предстает как единство в многообразии. Взаимодействие различных укладов жизни обогащает картину культурной жизни в целом. Таким образом, индийская культура в идеале представляется результатом синтеза различных элементов, традиционных и современных, племенных и неплеменных, и каждый элемент добавляет что-то свое в общую картину.

В последнее время более заметными стали усилия правительственных институтов, направленные на систематическое, планомерное изменение племенных сообществ. При этом ставится задача свести к минимуму ущерб, наносимый ковру общеиндийской культуры, и в то же время сделать все необходимое для подъема жизни племен на современный уровень и для развития их самосознания. Эти меры в значительной степени увенчались успехом, но многое еще предстоит сделать.

В ходе этого процесса отчетливо проявились две тенденции — традиционная и современная. Первая, которую можно обозначить как санскритизация, заключается в том, что на племена оказывает влияние местное индусское население: племена начинают копировать идеи, ценности и образ жизни своих более сильных соседей, в частности принимают деление общества на касты. Так, племена тхару и кхаса в пригималайских районах, бхумидж в Западной Бенгалии и радж-гонды в Мадхья-Прадеш испытали на себе влияние индусской касты воинов — кшатриев — и сами стали называть себя кшатриями. Некоторые группы, например баурия в Бенгалии, даже стали претендовать на брахмин-ский статус в индусской кастовой системе. Племена махали из Миднапура в большой мере подверглись ассимиляции со стороны культуры индусского населения и переняли многие черты индусского кастового общества. Как уже упоминалось выше, христианское влияние — результат миссионерской деятельности — также явилось важным фактором, воздействовавшим на процесс изменения племенной культуры. Христиане племен составляют примерно 10—15% всего христианского населения Индии. Много христиан среди представителей племен мизо и кхаси в Ассаме, а также среди народностей кхария, мунда и ораон в Бихаре.

Таким образом, контакт с внешним миром привел к колоссальным переменам и сдвигам в культурной жизни этих племенных групп. Молодое поколение утрачивает знания, навыки и интерес к своим традиционным искусствам и ремеслам. В результате ткачество, гончарное ремесло, искусство плетения корзин выходят из употребления. Например, племена группы нага, прекрасные ткачи, создававшие изумительные, неповторимые, только для них характерные шали, пользующиеся большим спросом в Дели и других крупных городах, сами переходят к использованию синтетических тканей фабричного производства и забывают свое традиционное искусство. Разрушение среды обитания, привычной для племенных групп, хищнические рубки леса приводят к исчезновению особых видов тростника и бамбука, которые использовались для изготовления курительных трубок, корзин и т. п., вследствие чего это искусство попросту вымирает.

В то же время многие племенные сообщества, такие, как племена северо-восточных пограничных районов, например нага, мизо, апа-тани, приняли вызов, брошенный им изменяющимися условиями жизни в мире. Эти племена начали участвовать в торговле и бизнесе, растет их политическая активность и уровень политического сознания. Многие выходцы из среды племен играют ныне активную роль в местных правительствах, например в штатах Мегхалая и Нагаленд. Они осознают себя выразителями интересов племени и — несмотря на то, что многие из них являются христианами, — понимают необходимость возрождения племенных традиций как средства сохранения единства своего народа. Развитие коммерческой деятельности ведет к расслоению ранее однородных сообществ. Поскольку роль сельского хозяйства как основы экономики сообщества оказалась подорванной, в среде племен появляется прослойка торговцев и служащих, начинается формирование классов.

Племенная культура и мировоззрение — не просто экзотическая диковинка, представляющая лишь музейный интерес. Это живая, целостная культура. Племена воплощают идею высшей гармонии человека и природы, жизненная сила этих народов выдержала проверку на прочность временем. Этим сообществам часто приходилось жить в окружении врагов, они неоднократно подвергались гонениям. Их положение на границе огромной страны оставляло их беззащитными и уязвимыми для вражеских нападений. И если им удалось выжить и сохранить уникальность своей культуры, то только благодаря таким вечным и нетленным качествам, как оптимизм, жизнелюбие, чувство товарищества и взаимовыручки, уверенность в себе, гордость за свое наследие и единство племени. Все это давало силы выжить, в противном случае народ давно бы не выдержал. В самом деле, мы многому можем научиться у племен. Например, кхаси и гаро в горных районах — это матрилиней-ное сообщество, где право наследия осуществляется по материнской линии. Положение женщины в обществе здесь не такое, как на равнине. Даже в некоторых патриархальных горных племенах, таких, как нага, чакма и лепча, женщины пользуются равными правами с мужчинами. Женщинам там не приходится быть чересчур покорными или застенчивыми, они независимы и уверены в себе, берут на свои плечи значительную долю ответственности за организацию материальной и социальной стороны жизни своей семьи. Муж не может дурно обращаться со своей женой, поскольку она вольна в любой момент уйти от него.

Возрождение интереса к племенам вселяет надежду, что они смогут сохранить свою культуру и в то же время вольются в единую реку индийской культуры, с тем чтобы в результате взаимного обогащения и синтеза культур каждьтй народ смог впи-

тать все лучшее и при этом не потерять своего лица и своих корней. Ведь очевидно, что каждая культура обладает собственными неповторимыми чертами, которые могут стать всеобщим достоянием. Единство в многообразии — вот суть индийской культуры, та сила, благодаря которой никогда не угаснет вечное пламя духа Индии.

Сельскиеобщины

Путешествие в глубь Индии приоткроет нам завесу в самую сущность этого государства. Именно здесь, в сельской местности, в глубинке, где находятся сердце, легкие и натруженные руки нашей страны, значимость технической оснащенности очевидна и для случайного проезжего. Поезда и автобусы — самые обычные из современных технических нововведений - становятся первыми средствами связи и установления равенства, смягчают жесткие рамки бесчеловечной социальной иерархии и приоткрывают перспективы на будущее.

И все же наука и техника, несмотря на желание глашатаев перемен и развития, не являются теми средствами, которые можно просто применить в надежде, что они сработают в силу своей современности. Выбор и использование технического оборудования являются жизненно важным делом, поэтому к этой проблеме в сельских районах следует подходить вдумчиво и всесторонне, учитывая, что понятие выбор включает в себя соответствующую технику, соображения материально-финансовых ограничений в плане техобслуживания и запчастей, а также занятости деревенского населения.

То же самое относится, только в более широком смысле, и к развитию науки и техники в Индии вообще, которое невозможно причислить к нейтральным процессам, действующим изолированно от геополитической действительности мира, где мы живем.

Необходимость соразмерить внедрение науки и техники с темпом жизни сельского населения была осознана недавно, в самом начале 70-х, когда стало ясно, что современные наука и техника, несмотря на многочисленные успехи, не в состоянии достаточным образом удовлетворить потребности бедноты и низов общества. С другой же стороны, не затихает полемика о том, что такое развитый и неразвитый мир, о причинах углубляющейся пропасти между передовым, развитым, и борющимися, развивающимися, сообществами; в целом все уже согласились, что неразвитость — это в значительной степени исторический результат прошлого, а также сохранения экономических и других отношений.

Столкновение этих двух мировоззрений рождает вывод, во многом расходящийся с установившейся концепций развития, восстанавливающей не внешнюю форму промышленной революции XVIII века, а ее основное содержание. Люди снова будут вовлечены в новью процесс, представляющий собой возврат к ремесленничеству, массовое участие в котором приведет к рождению нового научного сознания, темперамента, методов и, следовательно, развития. Процесс, который д-р Амулья Редди, бывший председатель секции по применению науки и техники в сельских районах (сокр. АСТРА от англ. ASTRA) Индийского института науки в Бангалоре, убежденно назвал демократизацией обновления.

В перспективе соответствующая техника представляет социальные и культурные аспекты нового (идей)... и ценность новой техники заключается не только в ее экономической жизнестойкости и технической надежности, но и в ее способности адаптироваться к локальной социально-культурной среде.

Несколько фраз из Заявления об общей озабоченности во Втором гражданском отчете о состоянии окружающей среды Центра по науке и окружающей среде Дели уточняют, что из этого следует: Это повлечет за собой развитие народной науки, гармонически соединяющей принципы традиционного знания с современной наукой и способной надежно удовлетворить сложные человеческие потребности... Это вовсе не означает, что Индии следует повернуться спиной к всемирному технологическом прогрессу. Однако выбор будет определяться ее творческой фантазией и изобретательностью. Нас не должны сбивать с пути чары современных механических поделок: надо жить собственным разумом, чтобы выбрать и привести наши технологические возможности в соответствие с реальными нуждами.

Для такой развивающейся страны, как Индия, наилучшей концепцией и практикой децентрализованной, опирающейся на деревню технологии, как раз и нужно привести в соответствие технологические возможности с реальными потребностями народа. Технократы оценивают пригодность техники по тому, подталкивает ли она к техническому развитию. Однако при этом важно учитывать два момента, которыми передовая, сосредоточенная в городе промышленность часто пренебрегает.

Первый заключается в сознательной отправной концепции, что окружающая среда является ресурсом и выживания, и будущего человечества. Сторонники технического соответствия, если они и не заявляют это со всей определенностью, убеждены, что живое существо в своей природной среде обитания образует часть экосистемы, локализованную сеть растений и животных, взаимодействующую с климатом и друг с другом с опознаваемых и продолжительных циклах.

Не менее важна вторая концепция сторонников соответствия. Она утверждает, что прогресс должен происходить изнутри общества, что опора на собственные силы и возможность нововведений из местных ресурсов являются тем солидным фундаментом, на основе которого может идти реальное и прочное развитие.

Справочник организаций, связанных с развитием сельской местности и соответствующей техники и технологии, составленный Центром по развитию сельской местности и соответствующей техники при Технологическом институте в Дели, насчитывает 5 09 учреждений из 24 штатов, центральных министерств и ведомств, зарубежных организаций и отраслей промышленности, вовлеченных в программы по развитию соответствующей техники и технологии.

Автор познакомился с тремя программами в различных частях страны, произвольно выбранными из десяти государственных и частных организаций. При этом не выбирались показательные программы — в сфере столь молодой и неопределенной, как надлежащая или соответствующая техника, это было бы невозможно. К тому же это было бы несправедливо по отношению к другим группам, работающим и ищущим в своих областях активно, но без шумихи.

Тем не менее они представляют собой три подхода, объединенных общими задачами и вместе с тем совершенно самостоят ельных.

ЛАБОРАТОРИЯ ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ ПИЩИ: ХАРЬЯНА

Хариджан Нада-часть деревни в Харьяне. Она спряталась у подножия холмов горного кряжа Си-валик, в сорока минутах езды на автомобиле от города Чандигарх. Когда приближаешься к Хариджан Нада пешком, на холме слева отчетливо видны признаки того, что может натворить вырубка леса: кусок горы, напрочь охваченный оползнем; тонюсенькие, едва ли не в острие лезвия бритвы, бороздки и овражки, которые могут легко осыпаться в провалы ущелий.

На первый взгляд в Хариджан Нада нет ничего примечательного, и сегодня трудно представить, какое решающее значение имела эта крохотная деревушка для тысяч сельских женщин в Харьяне, Химачал-Прадеш, Пенджабе, Уттар-Прадеш, Гуд-жарате и Раджастане. Но еще больший интерес представляет то, как женщины этого села разработали совместно с бывшим архитектором и специалистом по планировке городов бездымную плиту — Нада чулха.

Нынешняя Нада чулха, которой уже больше шести лет, значительно усовершенствована и почти ничем не напоминает свой прототип. В ней нет ничего необычного, на чем можно было бы остановить внимание. Это весьма простая бездымная плита, сделанная из глиняных пластин и обмазанная глиняным раствором. Но кажущаяся безыскусной кухонная плита, чулха, результат долгих поисков и изобретательности крестьян.

Всем хорошо известно, что приготовление пищи на обычной чулхе ежедневно отнимает несколько часов в жизни сельской жительницы. Несмотря на то что современная техника революционизировала сельскохозяйственное производство во многих штатах, традиционная плита практически не улучшилась, что имеет жизненно важное значение, особенно для женщин.

Обычная глиняная чулха в Хариджан Нада, как и повсюду, имела простую и V-образную конструкцию, изрыгающую дым, на которой готовилось только одно блюдо. Основным топливом служили дрова, а для поддержания огня подбрасывали кизяк и сельскохозяйственные отходы. Собирали хворост на окружающих селение холмах. Но поскольку последние все более оголялись, времени на поиски хвороста уходило все больше и больше, а это вело к трате драгоценного времени и спаду продуктивности.

Обществу же в целом приходилось платить еще дороже. На холмах, постоянно лишаемых зеленой защиты, верхний плодородный слой почвы выветривался и смывался дождями. В то же время, пока сохранившийся верхний неплодородный слой создавал сложности лесовозобновлению, ил, смываемый вниз по течению, забивал водохранилища и, поднимая таким образом ложе русла, увеличивал опасность наводнений.

Женщинам Хариджан Нада все это обходилось и того дороже. Главную угрозу в старой чулхе таил в себе дым. Согласно исследованиям, количество канцерогенных частиц, вдыхаемых женщинами из дымного пламени в закрытых кухнях, можно приравнять к выкуриванию двадцати пачек сигарет в день. Мало того, что дымная кухня — малоприятное местонахождение, женщины проводят за приготовлением пищи долгие часы в одиночестве, и их общение с остальными членами семейства сводится к минимуму. К этому добавляется немало бесценного времени и труда, затрачиваемых женщинами на чистку дома от копоти и сажи. Если же им приходилось готовить два-три блюда, то, поскольку готовили они по очереди, времени уходило еще больше.

И вот в этот монотонно-тягостный быт двадцати женщин Хариджан Нада вступило новое действующее лицо — тридцатилетняя Мадху Сарин, автор серьезной книги о городском планировании в Чандигархе. Участвуя в программе мер по сохранению почв, осуществлявшейся в Наде, она, по ее собственным словам, имела к Нада чулха лишь косвенное отношение “Это был коллективный процесс. Сама бы я никогда не смогла осуществить его .. Я ведь даже не готовила на чулхе”.

Работа на коллективных принципах подобна нанизыванию бусинок на ожерелье, когда ожерелье готово, уже неважно, чья бусинка была в нем первой. Нада чулха началась с Шилы, пожилой женщины, поставившей новую плиту напротив старой в надежде, что ветер будет уносить дым в сторону Увидев ее за этим занятием, Мадху Сарин позже вспоминала Тогда было совсем немного опубликованных материалов, к которым я могла бы обратиться; это сейчас их целые горы. Вместе с Шилой и несколькими заинтересованными наблюдателями она опустилась на корточки и принялась за дело в первой лаборатории чулхи, вооружившись глиной и брошюрками по технологии строительства печей.

Плита, поставленная Шилой напротив старой чулхи, имела два очаговых отверстия — конфорки, — соединенных между собой проходом. Был надставлен дымоход — асбоцементная труба высотой 7,5 фута, — и проход был соединен с основанием трубы. На выходном отверстии имелся разрез с вьюшкой для контроля горячего воздуха и газов. По завершении работы оказалось, что устройство плиты почти полностью совпадает с чулхой, разработанной Институтом планирования, исследования и действия в Лакнау и рекомендованной руководством Национальной строительной организации в брошюре, которую изучали Шила, Мадху Сарин и другие женщины.

Когда 14 октября 1980 года плиту впервые затопили и дым пошел вверх, каждой женщине в Хариджан Нада стало ясно, что означает новая чулха. Правда, не обошлось и без осложнений:

большое количество тепла уходило в трубу, вторая конфорка хуже грела, топливо быстро прогорало. Постепенно все же женское население Нада приступило к постройке новых плит, причем каждая женщина учитывала ошибки предшественниц и исправляла их.

Общая потребность снизить расходы и поднять эффективность топлива, всеобщее активное участие, брошюры и руководства, позаимствованные у Мадху Сарин, — все это помогло созданию Нада чулха, которой теперь повсеместно пользуются индийские женщины. События в Хариджан Нада свидетельствуют об удачном примере сосредоточения в сельской местности мелкомасштабной местной новаторской техники и технологии. Реальные факты указывают на это.

Опасность дыма больше не угрожает женщинам, а в высвободившееся время они теперь могут подзаработать для семьи. Благодаря учебной программе по технике и технологии чулха женщины стали мастерами по плитам, женщинами-механиками. Тем самым было положено начало изменению к лучшему устоявшегося стереотипа положения женщины в сельской общине.

Количественное определение, насколько благотворно сказалась Нада чулха на селении, где она, так сказать, была изобретена, дать затруднительно. Можно ли успехи планов по поддержанию леса связывать с чулхой? Улучшился ли уход за детьми? Улучшилась ли жизнь крестьян? Для жителей Хариджан Нада, связанных с программой, процесс все еще продолжается, результаты его налицо. Если я не буду бывать в Нада так часто, сказала Мадху Сарин, - мне будет как-то не по себе. Для меня это не просто работа, это привязанность... Там сейчас творятся такие замечательные дела...

И она рассказывает о крестьянах, восстанавливающих леса на бывших пустошах, об образовании кооперативного общества для наблюдения за распределением и поддержанием уровня воды за земляной дамбой, об охране лесопосадок, о надзоре за ростом и уборкой конопли, из которой изготовляют веревки, что составляет главную статью дохода жителей.

Опыт Хариджан Нада свидетельствует об усиленном освоении соответствующей техники и технологии, их приспособлении к местным условиям и потребностям, об обобщении и широком распространении полученных результатов.

ПРЕПОДАВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ- КЛРНАТАКА

Штаб АСТРА (Организация по применению науки и техники в сельских районах) представляет собой новостройку из глиноблочных зданий на великолепно спланированной территории знаменитого Индийского института науки в Бангалоре. В осуществлении проекта принимал участие молодой бенгальский архитектор, который является также автором другого предмета гордости АСТРА — недорогостоящих глиноблочных зданий в Кендрия Видьялайя, в самой глубине институтского городка. Оба комплекса стали реальной возможностью благодаря АСТРАм — массивным на вид машинам для штамповки глиняных блоков, сконструированным, изготовленным и испытанным организацией.

Еще одним вкладом АСТРА, послужившим основой для продолжения ее работы по развитию сельских районов, стали глиноблочные дома Практического центра в деревушке Унгра округа Тумкур, в 100 км от города-сада Бангалора.

Однако в Индийском институте науки, где впервые была задумана секция АСТРА, несколько ученых пришли к выводу, что их академическая деятельность слишком ориентирована на городские условия. В целом было достигнуто согласие, что используемые для развития инструменты нельзя скопом заимствовать на Западе. Кстати, еще первые работы по технике и технологии для сельских районов, вдохновленные Махатмой Ганди и выполняемые Комиссией по деревенскому ручному ткачеству, не воспринимаются и сейчас достаточно серьезно научной интеллигенцией. Вероятно, в какой-то мере это объясняется тем, что первые энтузиасты-практики не имели серьезной технической квалификации.

Деятельность АСТРА отнюдь не является упрощенным неприятием промышленности. Организация не сомневается, что индустриализация неотъемлемый и очень важный процесс. Она просто уточняет, что выбор техники и технологии определяется наличными ресурсами, а поэтому необходимо понаблюдать за процессом развития и в ходе изучения попытаться привести в соответствие с растущими человеческими ресурсами ограниченные природные запасы страны.

Сегодня, когда директор организации д-р К. Р. Джагдиш заявляет, что техническая деятельность в сельских районах должна способствовать опоре на собственные силы, сбережению энергии, экологическому равновесию, он воздает должное тем первым, робким начинаниям августа 1974 года.

Первые принципы работы АСТРА были достаточно просты

1 Ускорить развитие деревенской техники и технологии и их испытание на территории институтского городка.

2 Учредить Практический центр поблизости от группы деревень около Бангалора.

3. Контролировать внедрение разработанной и опробованной техники и технологии в сельской местности через агентства сельского развития.

Первые два года после образования АСТРА были временем наибольшей активности- устраивались семинары, поездки в сельские районы, обсуждения технических проблем деревни. Интересы ученых были сосредоточены на использовании ветряных мельниц, гужевого транспорта, велосипедов, солнечной энергии, биогазовых установок;

на сельском жилищном строительстве, ручных насосах и децентрализованных энергосистемах Проекты, связанные со всем этим, разрабатывались при финансовой поддержке Управления науки и техники при Индийском совете по социальным научным исследованиям и Института энергетических исследований Тата.

Прежде чем была выбрана в качестве Практического центра деревня Унгра, было осмотрено 25 деревень в окрестностях Бангалора. В 1976 г. власти Карнатака отдали в аренду Индийскому институту науки сроком на 20 лет земельный участок примерно в 25 акров в Унгре Так родилась ферма Унгра, как теперь называют Практический центр окрестные жители.

Ферма Унгра является, по определению д-ра Джагдиша, местом, доступным крестьянину, его окном во внешний мир. Первое, что поражает горожанина, особенно в сумерки, перед закатом солнца, — это тишина вокруг центра. Слышен только шелест листвы на деревьях, тихое мычание скота, слабый, почти призрачный звук голосов на ферме Унгра, доносимый ветерком.

Ферма раскинулась по обеим сторонам дороги, а впереди — другие новостройки, спроектированные АСТРА. Здания Практического центра окружены деревьями — итог непрерывных усилий по озеленению. Растущий на нескольких оголенных участках сизаль применяют для извлечения волокна и экогенина — химического препарата, применяемою в фармацевтике Кстати, машинное оборудование, установленное на сизалевом комплексе, было разработано и изготовлено также на АСТРА.

Сизалевьш комплекс, граничащий одной стороной с плантацией казуарин, размещен в двух больших помещениях. Целиком построенные из глиняных материалов, эти помещения представляют собой недорогие конструкции. Каждое из них служит полигоном по проверке дешевого кровельною материала. Всего на комплексе фермы Унгра было испытано и проверено 6 типов кровли с использованием бамбука, соломы, пластмассовых листов, извести с бетоном, а также извести в сочетании с обожженным кирпичом и рубероидом.

В гостинице, общежитии для персонала и трех крохотных коттеджах разместились шестнадцать человек, составляющих отряд особого назначения организации. В него входят архитектор, инженеры-строители, инженеры-механики, агрономы, социологи и даже исполнительница классических танцев, вышедшая замуж за специалиста отряда. К основной команде присоединились энтузиасты начинания в лице 25—30 молодых жителей деревни Унгра — людей различного социального положения, нанимаемых центром на поденную работу.

На деньги Управления лесного хозяйства и Управления нестандартных энергоресурсов АСТРА проделала значительную работу исследования в области лесоводства сосредоточились главным образом на экосистемах деревни и агролесничест-ве, продуктивности биомассы, почвенной экологии смешанных и монокультур; сравнивались и документально фиксировались наблюдения за природ ными лесами и лесонасаждениями, за посадками и продуктивностью смешанных лесов на землях, предложенных под эксперимент десятью крестьянами Унгры При содействии сельской общины выращивались казуарины, сизаль и другие культуры.

Успех в технологии удешевленного строительства пока еще только брезжит. Мышление крестьянина, как отметил молодой инженер-строитель Хемантхакумар, — сразу не меняется. Они еще не верят, что дом из глины может быть прочной конструкцией. Нам удалось пока построить в деревне два дома и оштукатурить двенадцать. Но положение изменится: все больше и больше деревенских жителей стало приглядываться к новой технологии и спрашивать нас об интересующих их вещах. На то, чтобы изменить привычки крестьян, потребуется время. Но они убеждаются, что дома на ферме, где мы живем, стоят уже 3—5 лет, и стоят надежно.

Таким образом, АСТРА с успехом продолжает демонстрировать повсюду, где только возможно, технику и технологию, предназначенную для деревни. машины для производства глиняных блоков, ичвестково-почвенная штукатурка, известко-во-пуццолановый цемент, строительство общественных уборных и выгребных ям, учебные программы для каменщиков, программы по ирригации и использованию ручных насосов. При этом своей основной задачей АСТРА считает повышение продуктивности при снижении издержек как для потребителя, так и для окружающей среды. В этом плане конструкция плиты АСТРА-оле (оле означает на языке каннада печь) заслуживает высокой похвалы. Сделанная из глины, подобно Нада чулха, экономящая топливо на 60-70 %, плита быстро разошлась по всему штату, благодаря программе ее распространения, организованной АСТРА, Департаментом науки и техники штата и Советом штата по науке и технике. Дальнейшие опыты по усовершенствованию плиты АСТРА -оле сводились к замене асбоцементного дымохода глиняными кольцами, которые ставятся друг на друга, а затем оштукатуриваются, что и удешевляет печи, и дает дополнительную работу деревенским гончарам.

Общинная газовая установка в Пура, обеспечивающая газ для домашнего потребления, столкнулась с проблемой регулярных поставок навоза. Теперь принято решение закупать навоз у тех, кто имеет излишки, а газ использовать для выработки электричества. В Багганахулли электричество вырабатывает газификатор, действующий на стружках и опилках. Обе модифицированные приставки к обычным двигателям (80 % газ и 29 % — дизель) выпускаются также АСТРА. Продолжаются широкие исследования в области распределения потребления энергии, а также нестандартных энергоисточников и создания энергосистем для сельской местности.

Новое отношение к переменам поможет выработать Общинный центр в Унгре, который запланировал целый ряд мероприятий для мужчин, женщин и детей. В мае 1987 г. состоялся учебный семинар для 15 сельских учителей, вслед за которым планируется провести встречи с ремесленниками, безработной деревенской молодежью, школьниками. Клуб общины представляет собой пример гибкого использования здания для разнообразной деятельности в различное время года, — говорил Джагдиш, это место, где, возможно, закладываются основы будущего. Поэтому не случайно, что в архитектурном плане центр напоминает храм, характерный для многих сел Карнатака.

Однако перемены в деревенской жизни происходят не только под воздействием технических новинок; свою роль играет и издавна уважавшаяся в сельской местности деревенская школа. Учащиеся школы в Унгре, благодаря помощи двух женщин с фермы Унгра поставили недавно танцевально-драматический спектакль на тему защиты окружающей среды. Хореографические номера поставила танцовщица Гириджа, а социолог Шай-ладжа написала стихи на народную музыку. Ныне в школе Унгры введена целая экологическая программа, которая предусматривает создание стенной газеты, проведения ряда культурных мероприятий и, вероятно, образование дискуссионного клуба.

Понимая значение деревенской школы, АСТРА приняла решение начать строительство лаборатории-мастерской при школе в деревне Соло, в новом пока для организации районе. Человек умственного и человек физического труда были всегда разобщены традицией индийского общества, - говорит д-р Джагдиш, когда речь заходит о новом эксперименте, мы хотим попробовать изменить это положение и довести научные идеи до сельской среды. К сожалению, наука была отлучена от техники и технологии деревни: ей не было дела ни до печей на кухнях, ни до того, что росло на полях.

Директор организации полагает, что благодаря совместным усилиям возникнет целый ряд новых профессий. Однако перемены, — утверждает д-р Джагдиш, — наступят не только при помощи образованных инженеров и ученых, но и в результате работы жителей деревни, обладающих новой квалификацией и подготовкой, которые смогут действовать как инженеры и ученые. Будем ли мы и тогда так нуждаться в почетных степенях?

Обучая деревенского юношу ремеслу, вы исподволь внушаете ему уверенность, позволяя, как женщинам из Хариджан Нада, открыть в себе новые способности. Это, как неоднократно провозглашалось в АСТРА, является решающим фактором, ведущим к экономическому равновесию, к основанным на ремесленнических навыках технике и технологии, удовлетворяющих потребности сельских жителей, к приобретению социального веса через квалификацию.

СЛЕДУЯ ПУТЕМ МАХАТМЫ ГАНДИ : МАХАРАШТРА

22 января 1978 г. в Ганди-ашраме в Севаграме во время церемонии открытия международного семинара по методике внедрения техники в жизнь сельской бедноты, организованного Центром по науке для села (ЦСВ сокр. от англ. CSV), Иван Иллич, говоря о вкладе Махатмы Ганди в развитие деревни, сказал: Ганди неоднократно повторял, что производительность должна ограничиваться размерами потребностей. Тем самым Иллич просто сформулировал то, чем ежедневно занимаются женщины в Хариджан Нада, АСТРА в Унгре и ЦСВ в Вардхе, то есть, другими словами, этот процесс приводит в соответствие физические и человеческие ресурсы, уравновешивает технические возможности с реальными человеческими потребностями.

Центр начал свою работу в Варпхе в 1956—1959 годах, расположившись в комплексе, в который входит музей сельской техники и технологии. Идею создания такого музея подсказала деятельность и мысли Махатмы Ганди,

Чисто выбеленные стены музея и библиотеки ежедневно привлекают посетителей. Но настоящая работа ведется вне музейных стен, далеко от любопытствующих глаз. Ежедневно в семь часов утра из жилого городка, расположившегося за музеем, выходят молодой инженер-строитель с супругой-архитектором, двое-трое других исследователей-инструкторов и свыше двадцати обучающихся деревенских техников От главных ворот Ценгра микроавтобус доставляет их в городок Практического центра — учебного лагеря. Эта новостройка, возведенная неподалеку от городка, возникла недавно при участии Совета по развитию техники для сельских районов — организации, появившейся в 1986 году наряду с Народным движением за развитие Индии.

Инженеру и его супруге лет по тридцать, они вплотную заняты учебно-исследовательской программой Практического центра по разработке проектов дешевого жилищного строительства, направленной на сокращение расхода энергии и стоимости жилья. Человек двадцать учеников, которые будут участвовать в одном из нескольких видов деятельности Практического центра, стоят чуть поодаль от супругов с учебниками в руках или с матерчатыми сумками через плечо. Они потихоньку переговариваются, сравнивая конспекты Жизнь в Маган Санграхалайе, начиная от ожи дания автобуса перед музеем по утрам и кончая вечерними серьезными дискуссиями, — это своеобразный деревенский университет для этих пока еще неопытных юнцов; вес они серьезны, дисциплинированны и полны энтузиазма.

Все в небольшом жилищном комплексе, расположенном за музеем, сведено до сельских размеров и масштабов, и этим он напоминает ферму Унгра. За огородом, где используются органические удобрения, стоят простые глинобитные постройки — общежития для учащихся; рядом расположились кухня и небольшая столовая, где они могут просто, но сытно поесть. Неподалеку размещены глиноблочные коттеджи для научно-преподавательского состава и гостей.

Первоначальная идея создания ЦСВ родилась в ходе переписки Ганди в 1934—1936 годах с С. В. Раманом Джагдишем Чандрой Босом, П. С. Реем, Рабиндранатом Тагором и другими. В своих письмах Ганди подробно излагает мысль о том, что традиционные деревенские техника и технология составляют единое целое с экономикой деревни. Зримым воплощением идей, выраженных в этих письмах, стали нынешний музей и Всеиндийская комиссия по деревенским промыслам, которые возглавлял в свое время Дж. С. Кумараппа, близкий сподвижник Ганди, Он был связан с Маган Санграхалаией около 20 лет.

ЦСВ более четко определил свои цели в 1976 — 1978 гг., когда Департамент науки и техники финансировал его исследовательскую программу. Исследования велись в четырех областях:

1. Сельское строительство, включая проблемы, связанные с глинобитными постройками, отводом сточных вод и с традиционными печами чулха. К их решению были привлечены Центральный строительно-исследовательский институт и Национальная строительная организация.

2. Разработка заменителей обычного цемента известково-пуццолановыми блоками, с использованием таких доступных материалов, как кирпичная крошка, глиняная черепица, рисовая шелуха и зола.

3. Производство бумаги из банановых стволов проект, задуманный впервые еще Дж. С. Кумараппой.

4. Биогаз: точно определить и ликвидировать недостатки в конструкции установок, содействовать их широкому использованию, создать новую специальность сельского техника по биогазу, или, как его еще называли, босоногого механика.

К 1980 году ЦСВ взяло четкий курс на изучение, производство и распространение сельской техники и информации о ней. К настоящему времени в работе центра участвуют 10 постоянно проживающих на селе ученых и 60 деревенских ремесленников. После присоединения к их деятельности в 1985 году Совета по внедрению техники на селе в рамках ЦСВ был образован столь необходимый Практический центр — учебный лагерь

Туда прибывают и способные будущие сельские техники из Андхры, Бихара, Мадхья-Прадеш, Раджастана, Кералы, Уттар Прадеш, не считая самой Махараштры, направляющей самое большое количество учеников. Регулярно организуются краткосрочные курсы по сельской технике и технологии на разные темы - Биогазовая техника, Гончарное дело с кругом и формовкой для производства декоративных изделий, посуды, биогазовых печей, горшков, Производство картона и бумаги из банановых стволов, Сельское жилищное строительство и другие. Курсы по деревенскому строительству включают в себя строительные работы, возведение дешевых построек из глины повышенной прочности, строительство отхожих мест и отвод стоков.

Биогазовый комплекс состоит из лаборатории — она же служит помещением для лекций, комнаты для практических занятий и еженедельных консультаций сельских техников, проводимых координаторами программ. В глубине конторы находятся станки для хранения биогазовых установок разнообразнейших размеров и форм, часть из них изъята из станков-ячеек. Это совершенно новые экспериментальные установки, подобные тем, что используют глиняные автоклавы, считающиеся куда более дешевыми и производительными в деревенских условиях. Некоторые установки были уже ранее опробованы и испытаны.

Несмотря на то что д-р Кейт, работающий на биогазовом комплексе, утверждает, что 80 % из находящихся в пользовании установок принадлежит отдельным богатым крестьянам, успех зависит не от возведения и монтажа установок, а от тщательного надзора за ними и их ремонта В 1980 году в Индии было 80 000 установок. Шестой пятилетний план, завершившийся в 1985 г., ставил целью довести количество установок до 400 000, Исследуя эту проблему, д-р Кейт пришел к выводу, что для надлежащего технического обслуживания этого количества установок потребуется 10 000 специалистов. Седьмым пятилетним планом, — сказал д-р Кейт, предусмотрено увеличение числа установок до 16000СГ. А если к этому прибавить, что проверка 600 установок Центра показала 48 % недоиспользуемых или нуждающихся в ремонте, то значимость сельских техников по биогазовым установкам становится очевидной. И, как заключил д-р Кейт Каменщиков для сооружения установок у нас хватает с избытком, а техников для ухода за ними пет совсем.

Как и ряд государственных планов. Программа по внедрению биогаза включает в себя наблюдение за работой 1319 установок в округе Вардха в период с 1982 по 1986 год. Наряду с этим было открыто 98 учебных лагерей в Восточной Видхар-бе, подготовивших 1909 каменщиков. В 1982— 1983 годах сельские биогазовые техники, работающие в Центре, обслужили 195 установок, а уже в 1985-1986 годах - 586.

Надзор за установками осуществляется по простой и эффективной системе Техник на велосипеде объезжает местность в радиусе 10 км Обратная связь осуществляется двумя почтовыми открытками — одна идет к крестьянину, а другая с контрольной карточкой и адресом фирмы отправляется крестьянином координатору программы. Техник, получивший информацию, направляется к крестьянину для проверки установки, а затем делает отметку о проделанной работе. В среднем заработок техника составляет 600 рупий в месяц

На старте находятся еще два проекта — по картонно-бумажной установке и сельскому жилищному строительству. Оба проекта рентабельны и энергоэкономны, оба каждый по-своему — являются попыткой найти заменитель древесине в условиях сельской местности. Чтобы прочитать 1азету, гласит современная пословица, — надо вырубить лес. В жилищном сельском строительстве соотношение потерь не меньше, для обжига 1000 кирпичей в печи потребуется около 300 кг дров.

Проект использования банановых стволов на мелких предприятиях для производства картона, идущего на сооружение перегородок и потолочного покрытия, а также на предохранения застекленной поверхности столов, именные до-шечки, настольные коробки для бумаг и даже на дешевую кровлю, методами, уже опробованными в Центре, плохо финансировался. Первоначально обучение проводилось для пятнадцати сельских жителей: выпускника учебного заведения, опытного плотника, квалифицированного рабочего и двенадцати стажеров. Они прошли теоретическую подготовку и курс практического обучения по технологии производства бумаги и целлюлозы, курсы по сбыту и бухгалтерскому учету, а также изучили десять предприятий по производству бумаги ручным способом. Действуя по принципу цепочки, эта группа позднее обучила ремеслу четверых деревенских жителей из Сургаона, района банановых плантаций, но катастрофическая нехватка финансов не дала развиться этому почину.

В сельском жилищном строительстве работа продолжается изо дня в день. Здесь ведутся эксперименты по совмещению профессий в ходе различных видов стройки. Ученый Раджендра Де-саи вместе с супругой изучил обширный опыт недорогого жилищного строительства, применяемый в различных странах мира. Но, как ив АСТРА, основным препятствием является консерватизм крестьян, имеющих собственное представление о прочности домов. Тем не менее специалисты убеждены, что дома из глиноблоков являются единственным выходом из положения, и продолжают поиски и изучение материала, обладающего податливостью и принимающего нужную форму.

В ЦСВ, так же как в Хариджан Нада и в Унгре, привитые сельским жителям технические навыки, чтобы они могли выполнять работу специалистов, вызвали пусть небольшие, но заметные изменения в деревне. Три проекта, на которых удалось побывать, имеют, конечно, разные перспективы, но все они откликаются на властный job технических перемен стремлением вьмвить то, что уже в той или иной форме заложено из поколения в поколение в деревенской общине. Крупные успехи не сыграли пока своей роли в определении их значимости. Как сказал д-рДжагдиш, переменить общину за ночь невозможно. Однако, как свидетельствуют имеющиеся проекты, нужно стараться

ТУПИК ДЛЯ МУШАРРАФА
Дели обвиняет Исламабад в причастности к угону пассажирского самолета в декабре прошлого года
Алексей Тамилин / Независимая газета/

Драма с угоном индийского лайнера террористами, завершившаяся в новогодний вечер - 31 декабря прошлого года освобождением пассажиров и исполнением требований угонщиков, привела к новому обострению отношений между Индией и Пакистаном. Пресса Индии полна обвинениями в адрес Исламабада в причастности пакистанских властей к самому акту угона самолета и в целом в поощрении терроризма в Южной Азии и за ее пределами. Так же звучат речи официальных лиц Индии. Пакистан все отрицает или же игнорирует обвинения. Из публикаций, помещенных на этой газетной странице, читатель может составить себе представление прежде всего о состоянии, в котором находятся отношения двух стран; естественно, редакция не имеет возможности подтвердить или опровергнуть сообщения индийской (отметим, также и пакистанской) прессы, служащие основным материалом для этих публикаций. В то же время совершенно очевидно, что проблема терроризма в Южной Азии, от Афганистана до Шри-Ланки, существует и затрагивает иные регионы - в частности, Чечню. Очевидно и то, что новый правитель Пакистана генерал Первез Мушарраф - человек, которому придется очень серьезно отнестись ко всему происходящему в его государстве и регионе: у него накопились проблемы, которые нельзя не решать.

ТЕРАКТЫ тамильских тигров в Коломбо против президента Чандрики Кумаратунге и премьер-министра Сирамаво Бандаранаике, убийство тиграми под Мадрасом кандидата в премьер-министры Индии Раджива Ганди в мае 1991 г., недавний угон кашмирскими сепаратистами индийского пассажирского самолета, серия мощных взрывов в Бомбее, устроенная исламскими экстремистами (из банды Давуда Ибрагима, индийского мафиози, совершившего немало других преступлений, но ускользнувшего от индийских властей и скрывающегося ныне в Карачи), акты террора и насилия, совершаемые теми же исламскими экстремистами в индийском штате Джамму и Кашмир, лагеря подготовки террористов на территории Пакистана, в том числе и боевиков для войны в Чечне, воинствующие талибы, рост экстремистов на северо-востоке Индии... что, казалось бы, есть общего в этой цепочке фактов? Общие корни, однако, есть, считает индийская пресса. Исламские экстремисты тесно связаны с тамильскими тиграми и сепаратистами на северо-востоке Индии. Причем нередко направляющей и организующей силой выступает Межведомственная разведка Пакистана (МРП), которая не брезгует связями с террористами, подобными Усаме бен Ладену, и бандитами, подобными мафиози Давуду Ибрагиму и тамильским сепаратистам. Заслугой МРП является, в частности, и приход к власти в Афганистане талибов, которых буквально выпестовал в свое время нынешний Главный военный администратор Пакистана Первез Мушарраф.

Хиндустан таймс отмечала, что особенно в последнее время стали заметны провокации, устраиваемые МРП как в Кашмире (всем памятен Каргильский эпизод летом прошлого года), так и на северо-востоке Индии в штатах Ассам, Нагаленд и Мизорам. И уже всему миру стало очевидно, что ныне Пакистан замешан в террористических актах не только в Южной Азии.

Еще в апреле 1993 г. тогдашний директор ЦРУ Джеймс Вулси и и.о. координатора по борьбе против терроризма Лоуренс Поун подтвердили на заседании сенатского комитета по юриспруденции, что Пакистан находится в списке тех стран, которые, по мнению США, поддерживают террористов, сообщала газета Вашингтон пост, цитируемая сейчас индийскими СМИ. Вслед за тем заявлением ряд известных американских многонациональных компаний, опасаясь обвинений, что они сотрудничают с террористическим государством, объявили о свертывании своей экономической деятельности в Пакистане.

Факт признания того, что Пакистан на государственном уровне поддерживает террористов, ни для кого не стал неожиданным, хотя официальные пакистанские правительственные круги всегда упорно отрицали все. Но ведь еще в 1991 г., в отчете госдепа США О глобальном терроризме указывалось, что имеется достаточно много свидетельств того, что официальный Пакистан поддерживает кашмирских сепаратистов, которые действуют методами террора и насилия на территории индийской части Кашмира, равно как и поддерживает сикхских боевиков в индийском Пенджабе. А в январе 1993 г. официальный представитель госдепа США указал, что США вынуждены официально обратиться к пакистанским властям и обратить их внимание на недопустимость поддержки антииндийской террористической деятельности.

На опасность перемещения деятельности террористов в другие регионы указывали в своем совместном отчете в феврале 1993 г. Азиатское общество и Институт востоковедения РАН. В том документе приводились слова лидера сепаратистского Фронта освобождения Джамму и Кашмира (ФОДК) Амануллы Хана, который отмечал, что на территории Пакистана находятся 60 лагерей по подготовке боевиков, причем половина их - в Азад Кашмире, так в Пакистане называют оккупированную им территорию Кашмира. Причем в некоторых лагерях инструкторами являлись афганские моджахеды из группы Хекматияра, а им помогают представители Межведомственной разведки Пакистана.

Интересно заметить, писала газета Пайонир, что Пакистан сейчас оказался в тупиковой ситуации: даже если бы у Мушаррафа и имелась политическая воля на прекращение поддержки экстремистов и террористов, он все равно бы не смог на это пойти. Слишком тесно сложились связи с террористами, слишком зависимы друг от друга и те и другие. И очень непросто развязать сложившийся узел.

ТРИ ТЫСЯЧИ МЕДРЕСЕ

По свидетельству газеты Хинду, более 5000 студентов, обучавшихся в пакистанских медресе, были направлены на пополнение рядов талибов только в 1999 г. Из Пакистана они уехали на 300 новеньких мини-автобусах Тойота, что подтверждала и пакистанская газета Ньюс. Все они направлялись на джихад.

Хотя учебные заведения, носящие название медресе, известны по всему миру, в Пакистане они очень специфичны, пишет газета Нэшнл геральд. Например, потому, что они оказались способны играть роль, далеко выходящую за пределы Пакистана, поскольку там обучают не только исламу, но и основам террористических действий. Затем эти знания экспортируются.

В 1947 г., во время создания Пакистана, в стране было лишь 137 медресе. Сегодня их число перевалило за 3000. И это только по самым скромным подсчетам. Даже сами пакистанцы признают специфику своих медресе. Известный пакистанский журналист Мухаммад Али Анвар в газете Доон отмечал, что в медресе готовят в основном солдат ислама; это школы, где тесно перемешаны политика и ислам. Цель обучения - подготовка бойцов для джихада, войны против неверных по всему миру. Такого же мнения и представитель ЮНИСЕФ в Афганистане Луи-Жорж-Арсено. Причем в медресе проходят подготовку отнюдь не только пакистанцы. Там обучаются и афганцы, и арабы, даже тамильские тигры и чеченцы. После обучения студенты внедряются в государственные органы соответствующих стран на разных уровнях. Это очень изощренная и опасная программа, подчеркивает газета.

Не называя прямо Пакистан, писала Таймс оф Индиа, посол Индии при ООН Камлеш Шарма подчеркнул, что в нашем регионе некоторые религиозные учебные заведения используются для того, чтобы вкладывать в умы молодежи негативные страсти, замешанные на ненависти и насилии. Затем эту молодежь направляют в Афганистан и другие горячие точки, где они на самом деле используются в качестве пушечного мяса.

ПОЧЕМУ УГОН ПРОИЗОШЕЛ В НЕПАЛЕ?

На фоне северо-южного направления пакистанского терроризма, которое не считается новостью, до последнего времени относительно мало писали о деятельности тех же сил на северо-востоке Индии, в таких районах, как штаты Ассам, Нагаленд, Мизорам. А ведь там уже много лет идет борьба индийского государства с сепаратистами разного толка.

Между прочим, по некоторым данным, российские летчики, томящиеся в ожидании суда вот уже пять лет в тюрьме Калькутты, не зная о содержимом груза, везли оружие для одного из отрядов сепаратистов, действующих в тех краях. Именно поэтому индийское правительство так болезненно восприняло сам факт их участия, пусть и невольного, в антииндийской деятельности. Видимо, поэтому оно не пошло, как не раз было в других случаях с российскими гражданами, на акт милосердия и пока не стремится их выпускать. Хотя по-человечески понятно, что пять лет в индийской тюрьме - все равно, что лет 20 в российской.

В прошедшем 1999 г. внимание Индии особо было приковано к ситуации на северо-востоке, поскольку активизировались сепаратисты и появились новые факты участия в этой активности МРП. Причем, и об этом также мало пишут, впервые вовлеченным оказался Непал. Оказалось, что пакистанцам перемещаться на восток и северо-восток Индии проще всего именно через горное королевство. Недавний угон пакистанскими экстремистами индийского самолета именно из Непала только подтверждает это.

Дело настолько серьезно, что осенью прошлого года министр иностранных дел Индии Джасвант Сингх провел специальные консультации со своим непальским коллегой. Во время переговоров Джасвант Сингх особо подчеркнул, что возросшая активность МРП является предметом серьезной озабоченности Индии и что традиционная прозрачность индийско-непальской границы ни в коем случае не должна стать фактом, благоприятным для МРП и террористов. Одновременно подчеркивалось, что между Индией и Непалом всегда существовало согласие относительно необходимости борьбы против терроризма во всех его проявлениях.

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы