Энциклопедический политехнический словарь


Содержание

АБАК, абака (греч. abax, abakion, лат. abacus - доска, счётная доска), - 1) верхняя плита капители колонны (см. рис.), полу колонны, пилястры, непосредственно воспринимающая нагрузку от балочного перекрытия (антаблемента). 2) Счётная доска (прообраз счётов), применявшаяся до 18 в. в Зап. Европе для арифметич. вычислений.

АБЕРРАЦИИ ОПТИЧЕСКИХ СИСТЕМ (от лат. aberratio - уклонение) - искажения изображений, получаемых в оптич. системах (линзах, фотообъективах, микрообъективах и т. д.). Различают геом. и хроматич. А. о. с. Геометрические А. о. с. - искажения изображений, возникающие вследствие использования широких пучков света (сферическая аберрация, кома) или пучков света, падающих наклонно к гл. оптич. оси системы (астигматизм, дисторсия, кривизна поля изображения). Геом. аберрации характеризуют несовершенство оптич. системы в монохроматич. свете. Хроматическая аберрация - искажения изображений, вызываемые использованием немонохроматич. (напр., белого) света. Она обусловлена дисперсией света в линзах и др. элементах оптич. системы и проявляется в образовании цветной каймы у изображения.

АБЕРРАЦИЯ в астрономии - видимое смещение светила на небесной сфере в направлении движения наблюдателя. Угол смещения а определяется по ф-ле: tg а = vc-1*sinф, где v - скорость наблюдателя относительно светила, с - скорость света, ф - угол между вектором скорости наблюдателя и направлением на светило.

АБЛЯЦИЯ (позднелат. ablatio - отнятие, устранение, от лат. aufero - уношу) - унос массы с поверхности твёрдого тела потоком горячего газа в результате оплавления, испарения, разложения и хим. эрозии материала. На А. основано абляционное (аблятивное) охлаждение КА и головных частей РН, подвергающихся аэродинамич. нагреванию при входе в атмосферу, а также стенок камер РД, нагреваемых продуктами сгорания. Охлаждаемая конструкция предохраняется от контакта с атмосферой (или продуктами сгорания) слоем абляц. материала, к-рый воспринимает поступающую теплоту. Из существующих абляц. материалов в космич. технике наибольшее применение получили обугливающиеся пластмассы на основе фенольных, кремнийорганич. и др. синтетич. смол, содержащие в качестве наполнителей углерод (в т. ч. графит), диоксид кремния (кремнезём, кварц), найлон и др.

АБОНЕМЕНТНЫЙ ЯЩИК (от франц. abonner - абонировать, подписываться на что-л.) - ящик (ячейка) спец. шкафа, устанавливаемого на пр-тии почтовой связи, абонируемый на определ. срок адресатом для получения поступающих на его имя почтовых отправлений.

АБОНЕНТСКАЯ ЛИНИЯ [от франц. abonner. первонач. значение - о(т)граничивать] - возд., кабельная или волоконно-оптич. линия связи, соединяющая оконечное абонентское устройство (телегр. или телеф. аппарат) с телегр. или телеф. станцией.

АБОНЕНТСКОЕ ТЕЛЕГРАФИРОВАНИЕ - электрич. связь между абонентами (пр-тиями, учреждениями) путём непосредств. двустороннего обмена телегр. сообщениями. Связь между абонентами осуществляется через станцию А. т. ручной (АТР) или автоматич. (АТА) системы. У каждого абонента устанавливают рулонный телегр. стартстопный аппарат с автоответчиком н вызывной прибор, к-рые соединены со станцией двухпроводной линией. А. т. значительно сокращает время переговоров по сравнению со временем прохождения обычных телеграмм.

АБРАЗИВНАЯ ОБРАБОТКА - обработка материалов резанием абразивными зёрнами. Осн. назначение А. о. - обеспечение повыш. точности и качества поверхности; А. о. может применяться для червовой обдирки поверхностей, резки, съёма больших припусков. К А. о. относятся шлифование, хонингование, суперфиниширование, доводка, притирка и др.

АБРАЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, абразивы (франц. abrasif - шлифовальный, от лат. abrasio - соскабливание), - твёрдые порошкообразные в-ва (природные и искусств.), применяемые для механич. обработки металлов, сплавов, горных пород, стекла, драгоц. камней и т. п. Естеств. А. м. - алмаз, корунд, гранат, кварц (кремень) и др.; искусственные - электрокорунд, карборунд, алмаз синтетический, карбид бора н др. Применяются, напр., для изготовления абразивного реж. инструмента, произ-ва высокоогнеупорных изделий.

АБРАЗИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ - инструмент, режущими элементами к-poro являются абразивные зёрна (абразив). Различают А. и. со связанным абразивом (шлифовальные круги, бруски, сегменты), на эластичном основании (шлифов, шкурка, лента) и в виде свободного абразива (зёрна, порошки, пасты). Наиболее распространены шлифов, круги, к-рые характеризуются формой, размерами, материалом зёрен, зернистостью, твёрдостью, материалом связки, структурой. Напр., запись на торце шлифов, круга 4ПП450 X 25 X 12724А25СМ17К535м/с" означает: "ПП450 X 25 X 127" - круг плоской формы прямого профиля с нар, диам. 450 мм, выс. 25 мм, внутр. диам. 12,7 мм; "24А" - материал (электрокорунд белый); "25" - зернистость материала (ср. диам. зёрен - 0,25 мм); СМ1 - твёрдость материала (среднемягкий первый); "7" - номер структуры; "К5" - керамич. связка 5-й разновидности; 435м/с" - допустимая окружная скорость при обработке. См. рис.

Жёсткий абразивный инструмент (примеры): а - шлифовальный круг; б - шлифовальная головка;. в - сегмент; г - брусок

АБРАЗИВЫ - см. Абразивные материалы.

АБРИС (нем. Abriss, от abreissen - чертить) - 1) очертание предмета. 2) Схематич. чертёж участка местности, составленный при съёмке и служащий для последующего составления точного плана.

АБСИДА - то же, что апсида.

АБСОЛЮТНАЯ ВЕЛИЧИНА (модуль) действительного числа а - неотрицат. число (обозначается |а|), определяемое так: если а >= 0, то |а|=а, если а < 0. то |а| = - а. Напр., |3| = 3. |-5| = = - ( - 5) =5. |0| = 0. А. в. (модуль) комплексного числа г = х + iy (х и у - действит. числа) - число + корень из x2 + у2.

АБСОЛЮТНАЯ ТЕМПЕРАТУРА - см. в ст. Термодинамическая температура.

АБСОЛЮТНО ЧЁРНОЕ ТЕЛО - физ. тело, к-рое при любой темп-ре полностью поглощает всё падающее на него электромагнитное излучение независимо от длины волны (см. рис.). Поглощения коэффициент А. ч. т. при любой темп-ре равен 1. Тепловое излучение А. ч. т. определяется только его термодинамической температурой и не зависит от материала тела (см. Планка закон, Стефана - Болъцмана закон). См. также Серое тело.

Пример абсолютно чёрного тела - замкнутый; сосуд с малым отверстием. Свет, попавший в полость через отверстие, многократно отражается от стенок сосуда и полностью поглощается

АБСОЛЮТНЫЙ НУЛЬ - начало отсчёта термодинамической температуры; расположен на 273,16 К ниже тройной точки воды. При А. н. прекращается поступат. и вращат. движение атомов и молекул, но они находятся не в покое, а в состоянии т. н. "нулевых" колебаний (см. Нулевая энергия). Согласно третьему началу термодинамики, А. н. недостижим.

АБСОРБЕР - осн. аппарат установки, в к-рой осуществляют абсорбцию.

АБСОРБЦИОННЫЙ СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ - физ. метод определения количеств. и качеств, элементного и мол. состава веществ, а также их структуры по спектрам поглощения ими света. См. также Спектральный анализ.

АБСОРБЦИЯ (лат. absorptio, от absorbeo - поглощаю) - 1) поглощение (.сорбция) веществ из смеси газов жидкостью. В отличие от адсорбции А. происходит во всём объёме поглотителя (а б с о р б е н т а). А. применяют в разл. отраслях хим. пром-сти, в системах жизнеобеспечения космич. кораблей и др. См. рис.

Схема аппарата для абсорбции, в котором примеси улавливаются жидкостью, распылённой форсункой: 1 - приёмный патрубок; 2 - форсунка; 3 - трубопровод промывающей жидкости; 4 - патрубок чистого газа; 5 - камера чистого газа; 6 - перегородка, делящая ёмкость на две камеры; 7 - дренажная трубка; 8 - гидронасос; 9 - гидрозатвор; 10 - сетчатое или сетчато-набивное продолжение диффузора; 11 - газоход отсоса из камеры деаэрации; 12 - диффузор; 13 - камера смешения; 14 - приёмная камера

2) Поглощение электромагн. излучения или звука при прохождении через в-во (см. Поглощение света, Поглощение звука).

АБС-ПЛАСТИК - сополимер акрилонитрила, бутадиена и стирола. Плотн. 1050 - 1080 кг/м3; размягчается при 90 - 105 °С. Конструкц. материал в машино- и приборостроении, наполнитель для поливинилхлорида и поликарбонатов, улучшающий их ударную прочность и технологич. св-ва.

АБСЦИССА (от лат. abscissus - отрезанный) - одна из декартовых координат точки, обычно первая, обозначаемая буквой х.

"АВАНГАРД" (англ. Vanguard) - наименование амер. ИСЗ для изучения околоземного пространства, ракет-носителей для запуска этих ИСЗ. Первый ИСЗ, запущ. в США в дек. 1957, относился к типу "А.". До 1959 запущены 11 "А", на орбиты вышли 3. Макс. масса 23 кг. РН "А." имела жидкостные 1-ю и 2-ю ступени (кислород и керосин; тетраоксид азота и несимметричный диметилгидразин) и твер-дотопливную 3-ю ступень. Макс. полезный груз ок. 20 кг при выводе на орбиту выс. 500 км; стартовая масса ок. 10 т, дл. 22 м, макс. диам. 1,5 м. ИСЗ "А.-1" (запуск 17 марта 1958) продолжает обращаться по орбите и является самым старым из находящихся в космосе объектов искусств. происхождения. См. рис.

ИСЗ "Авангард-1": 1 - антенны; 2 - солнечные батареи; 3 - передатчик с электропитанием от солнечных батарей; 4 - химические батареи: 5 - передатчик с электропитанием от химических батарей

АВАНКАМЕРА - то же, что предкамера.

АВАНПОРТ (франц. avant-port, от avant - перёд, передняя часть и port - порт, гавань) - 1) внеш., передовая часть порта, приспособленная для якорной стоянки, погрузки и разгрузки судов. Обычно А. располагают за естеств. укрытиями (мыс, коса); при их отсутствии сооружают молы, волноломы и др. искусств. укрытия. 2) Один из двух парных портов, гл. из к-рых располагается на реке, на нек-ром расстоянии от устья, а А. - ближе к морю (напр., порт Тилбери - А. по отношению к Лондонскому порту).

"АВИА" (Avia) - назв. грузовых автомобилей, выпускаемых по лицензии франц. фирмы "Савием" (Saviem) одноимённым автозаводом с 1968 в Праге (ЧССР). В 1986 изготовлялись три серии грузовых автомобилей разл. назначения. Полная масса 4 - 6 т, грузоподъёмность 1,8 - 3,1 т, мощность дизелей 53 - 61 кВт. См. рис.

Грузовой автомобиль "Авиа"

АВИА... (от лат. avis - птица) - составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову "авиационный" (напр., авиалиния, авиамоделизм).

АВИАГОРИЗОНТ - пилотажно-навигац. гироскопич. прибор для измерений и визуальной индикации углов крена и тангажа, характеризующих положение ЛА относительно горизонтальной плоскости. См. рис.

Авиагоризонт: 1 - подвижная линия горизонта; 2 - шкала тангажа; 3 - флажок сигнализатора отказа прибора; 4 - зенит; 5 - силуэт-самолётик; 6 - шкала крена

АВИАЛИНИЯ, воздушная линия, - уста-новл. маршрут регулярных полётов пасс. и грузовых ЛА между определ. пунктами. Различают А. меж-дунар. и внутренние (в т. ч. магистральные и местные). Полёты выполняются по трассам (коридорам), обеспеченным аэродромами, средствами радионавигации, контроля и управления возд. движением.

АВИАЛЬ (сокр. от авиационный алюминий) - сплав на основе алюминия, содержащий 0,45 - 0,9% магния, 0.5 - 1,2% кремния, 0,2 - 0,6% меди, 0,15 - 0,35% марганца или хрома. Обладает высокой пластичностью и удовлетворит. корроз. стойкостью в атм. условиях. Для упрочнения А. подвергают закалке и искусств. старению. Применяют для про-нз-ва сложных по форме прессов, и штампов, деталей (лопастей винтов вертолётов, элементов строит. конструкций и др.).

АВИАМОДЕЛИЗМ - конструирование, постройка и запуск моделей ЛА в спортивных целях. Спортивный А. - один из наиболее массовых технич. видов спорта. Осн. классы спортивных моделей: свободно-летающие (безмоторные, резиномоторные, с поршневыми или реактивными двигателями); кордовые - управляемые спортсменом через корд (тонкие стальные нити или тросы); радиоуправляемые; летающие модели, копии ЛА. Рекорды по А. регистрируются Междунар. авиац. федерацией (ФАИ). Практич. руководство авиамод. спортом в СССР осуществляют Центральный спортивно-технич. клуб А. ДОСААФ и Федерация авиамод. спорта СССР.

АВИАНОСЕЦ - боевой надводный корабль, осн. ударным вооружением к-рого являются самолёты палубной авиации; класс самых крупных совр. кораблей. Предназначен для уничтожения сил флота противника и обеспечения своих мор. или океанских коммуникаций. А. имеет полётную палубу с катапультами и тормозными устройствами для взлёта и посадки самолётов, ангары и лифты для размещения и транспортировки самолётов, оборудование для их обслуживания, ремонта и заправки. На А. базируется до 120 штурмовиков, истребителей и торпедоносцев. По назначению подразделяются на многоцелевые (см. рис.), ударные и противолодочные; в зависимости от энергетич. установки - на атомные и обычные. Полное водоизмещение до 95 тыс. т, скорость до 65 км/ч (ок. 35 узлов).

Многоцелевой авианосец "Констелейшн" (США)

АВИАЦИОННАЯ БОМБА - один из видов авиац. боеприпасов, сбрасываемых с самолёта или др. ЛА. Различают А. б. осн. и вспомогат. назначения. А. б. осн. назначения (см. рис.) снаряжаются ВВ, зажи-гат. составами, ядерными или термоядерными зарядами, служат для поражения целей, бывают ядерные, фугасные, осколочные, противотанковые, противолодочные, зажигат., химические. Вспомогат. А. б. снаряжаются пиротехнич. осветит. смесями, агитац. лит-рой и пр., служат для постановки дымовых завес, освещения местности и выполнения др. задач. В кон. 2-й мировой войны были впервые применены управляемые А.б., имеющие системы телеуправления и самонаведения.

Авиационная бомба: 1 - корпус; 2 - взрыватель; 3 - баллистическое кольцо; 4 - запальные стаканы; 5 - дополнительные детонаторы; 6 - подвесная система; 7 - снаряжение; 8 - стабилизатор

АВИАЦИОННАЯ ПУШКА - часть арт.-стрелкового вооружения самолёта. Обычно многоствольная (до 6 стволов, закрепл. на вращающемся валу) арт. установка калибром 20 - 45 мм с высокой технической скорострельностью (700 - 1800 выстрелов в 1 мин на ствол). При вращении вала происходит поочерёдное замыкание стволами электроконтакта, выстрел, затем перезаряжание. Масса А. п. до 140 кг, дальность стрельбы до 2000 м. А. п. применяют в качестве наступат. оружия истребителей-бомбардировщиков, палубных истребителей и оборонит. вооружения бомбардировщиков и др. ЛА.

Шестиствольная 20-мм авиационная пушка "Вулкан" М-61А (США): 1 - поперечные направляющие подачи патронов и отражения гильз; 2 - направляющие затворы; 3 - механизм переключения движения затворов

АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - двигатель для приведения в движение ЛА, совершающих полёты в околоземном возд. пространстве. Осн. типы А. д. - турбовинтовые двигатели и воздушно-реактивные двигатели (гл. обр. турбореактивные двигатели), работающие на т. н. реактивном топливе, и поршневые бензиновые двигатели с возд. или жидкостным охлаждением. На мн. экспериментальных самолётах с небольшой продолжительностью полёта применялись жидкостные ракетные двигатели. Наиболее важные показатели совершенства А. д. - уд. вес (отношение веса двигателя к его взлётной тяге или мощности) и уд. расход топлива на крейсерском режиме полёта (отношение часового расхода топлива к крейсерской тяге или мощности).

АВИАЦИЯ (франц. aviation, от лат. avis - птица) - летание на аппаратах тяжелее воздуха в околоземном возд. пространстве. В А. применяют самолёты, вертолёты, планеры и др. ЛА, использующие динамич. принцип создания подъёмной силы. Основой развития технич. средств А. является ряд науч. дисциплин: аэродинамика, газовая динамика, теория двигателей и др., основой применения их - самолётовождение. Различают А. гражданскую (трансп., санитарную, с.-х. и др.) и военную (военно-возд. силы - ВВС, морскую, армейскую, войск ПВО). Для обеспечения регулярного грузопасс. движения гражд. А. располагает парком ЛА для магистральных и местных авиалиний; аэродромами и аэропортами, службами управления, наземными и бортовыми радиотехнич., метеорологич., светотехнич. и др. средствами обеспечения полётов. На вооружении воен. А. находятся: бомбардировщики, истребители, истребители-бомбардировщики (штурмовики), разведыват. ЛЛ (пилотируемые и беспилотные), военно-трансп. самолёты, многоцелевые вертолёты и др. ЛА.

АВИЕТКА (франц. aviette) - устар. назв. лёгкого самолёта.

АВИЗЕНТ - тяжёлая хл.-бум. технич. ткань для оснащения парашютов.

АВОГАДРО ЗАКОН [по имени итал. физика и химика А. Авогадро (A. Avogadro; 1776 - 1856)] - один из осн. газовых законов, согласно к-рому в равных объёмах разл. идеальных газов при одинаковых темп-ре и давлении содержится одинаковое число молекул. Эквивалентная формулировка: при одинаковых давлении и темп-ре одинаковые кол-ва вещества разл. идеальных газов занимают один и тот же объём. При давлении 101 325 Па (760 мм рт. ст.) и темп-ре О оС (273,15 К) молярный объём идеального газа Vm = (22,414 10 ± 0,000 19)*10-3 м3/моль.

АВОГАДРО ПОСТОЯННАЯ - физ. величина NA, равная отношению числа молекул к количеству вещества: NА= (6,022 1367 ± 0,000 0036)*1023 моль-1. Числовое значение А. п. (в СИ) наз. Авогадро числом.

АВТО... (от греч. autos - сам) - составная часть сложных слов, соответствующая по смыслу частям слова или словам: 1) "автоматический" (напр., автоблокировка, автопилот), "самодвижущийся" (напр., автоперегрузчик, автопогрузчик); 2) "автомобиль", "автомобильный" (напр., автовокзал, автодром).

АВТОБЛОКИРОВКА - автоматич. изменение режима работы машины, прибора, системы (вплоть до полной остановки), вызванное внезапным нарушением норм, условий их функционирования; совокупность технич. средств, автоматически осуществляющих такое изменение режима. А. применяется на пром. пр-тиях и на транспорте для защиты рабочих и оборудования при возникновении аварийных ситуаций или неправильных действиях обслуживающего персонала, для предотвращения выпуска брака при разладке или поломке технологии, машин, для обеспечения безопасности движения (см., напр., Автоблокировка железнодорожная) и др.

АВТОБЛОКИРОВКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ - путевая блокировка, при к-рой межстанционный перегон делится на ряд блок-участков; каждый из блок-участков ограждается путевым светофором, к-рый автоматически закрывается при занятии поездом блок-участка и открывается при его освобождении. Каждый проходной светофор является предупредительным по отношению к след. светофору. В качестве датчика занятости блок-участка поездом обычно используется рельсовая цепь. Существует также А. ж. со счётчиками осей подвижных единиц. В таких системах в начале и конце блок-участков устанавливаются устройства, воспринимающие и запоминающие прохождение каждой оси. При одинаковом числе вошедших на блок-участок и вышедших с него осей фиксируется свободность блок-участка, при различном числе осей - занятость.

АВТОБУС [франц. autobus, от auto(mobile) - автомобиль и лат. (omni)bus - для всех] - пасс. автонобиль с кузовом гл. обо. вагонного типа, предназ-нач. для перевозки 9 и более чел., считая и водителя. Скорость А. 60 - 100 км/ч. В СССР принят типовой ряд габаритных размеров А. (по длине): до 5 м - особо малые (напр., РАФ-2203); 6 - 7,5 м - малые (напр., ПАЗ-3201); 8 - 9,5 м - средние (напр., ЛАЗ-4202); 10.5 - 12 м - большие (напр., ЛиАЗ-677М); св. 16,5 м - особо большие (сочленённые А. и автобусные поезда).

АВТОВАКУУМНАЯ СВАРКА - см. в ст. Диффузионная сварка.

АВТОВЕДЁНИЕ ПОЕЗДОВ - система автоматич. управления движением поездов, осуществляющая с заданной точностью выполнение графика движения при компенсируемых возмущающих воздействиях, минимизацию расхода энергии (топлива) на тягу под контролем систем обеспечения безопасности движения. Различают автономные и централиэов. системы А. п. Автономная система (наз. иногда автомашинистом) обеспечивает автоматич. управление временем хода поезда по перегону, длительностью стоянки, прицельным торможением отд. поезда по заранее заданной программе. Централизов. система А. п. содержит 2 функцией, контура управления. верх. контур определяет рассогласование между плановым и исполненным графиком движения всех поездов на направлении (линии), контролируемом системой, вырабатывает требуемое время хода и длительность стоянок. Ниж. контур реализует заданное верх. контуром время хода, длительность стоянок, прицельное торможение. При некомпенсируемых возмущающих воздействиях верх. контур пересчитывает (корректирует) плановый график движения.

АВТОВОКЗАЛ - комплекс сооружений для обслуживания пассажиров и автобусных бригад на конечных и узловых пунктах междугор. автобусных линий. В здании А. размещаются пасс. залы, кассы, диспетчерская, камеры хранения багажа и др. помещения; на территории - перроны для посадки и высадки пассажиров. А. оборудуют средствами автоматич. сигнализации, радиосвязью и телевиз. устройствами для управления движением автобусов. А. иногда совмещают с ж.-д. или реч. вокзалом в объединённом вокзале.

АВТОГАЗОВЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ - то же, что газогенсрирующий выключатель.

АВТОГЕННАЯ РЕЗКА (устар.) - то же, что кислородная резка.

АВТОГЕННАЯ СВАРКА (устар.) - то же, что газовая сварка.

АВТОГЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ в металлургии - способы переработки рудного сульфидного сырья, при к-рых плавка шихты ведётся за счёт теплоты, выделяющейся в результате окисления сульфидов при продувке воздухом, обогащённым кислородом. Примеры А. п.: кивцэтная плавка, кислородно-факельная плавка, плавка в жидкой ванне.

АВТОГРЕЙДЕР (от авто... и грейдер) - самоходная дорожно-строит. машина. Осн. рабочий орган А, - полноповоротный отвал криволинейного профиля с механич. или гидравлич. управлением и приводом от двигателя. А. имеет вспомогат. орган - к и р к о в щ и к для разрушения дорожных одежд и покрытий, а также сменное оборудование бульдозера, снегоочистителя и др. машин. См. рис.

Автогрейдер

АВТОДИСПЕТЧЕР - автоматизированная система управления объектом (машиной, технологич. комплексом, процессом, трансп. средством), обеспечивающая оптим. режим его работы. Задачи А. - сбор и обработка информации о параметрах управляемого объекта, выработка решений, направленных на их оптимизацию, формирование и выдача команд для реализации этих решений. В простейшем случае ф-ции А. ограничиваются сбором и переработкой информации, необходимой для оперативной работы диспетчера. Напр., ж.-д. А. составляет график движения поездов с учётом сложившейся на ж. д. обстановки и выдаёт соответствующие рекомендации (команды) машинистам и на диспетчерский пункт.

АВТОДОРОЖНЫЙ МОСТ - мост, предназнач. для движения безрельсовых трансп. средств и пешеходов. К А. м. в городах часто относят также мосты, пропускающие трамвай. Ширина проезжей части А. м. назначается с учётом местных условий и интенсивности движения.

АВТОДРЕЗИНА - дрезина с автомоб. двигателем.

АВТОДРОМ (от авто... и греч. dromos - бег, место для бега) - территория, оборудованная для автоспорта, соревнований и обучения водителей.

АВТОЖЕКТОР (от авто... и лат. jacio - бросаю, выбрасываю) - назв. первого аппарата искусств. кровообращения (СССР, 1925). См. "Искусственное сердце - лёгкие" аппарат.

АВТОЖИР (франц. autogyre, от греч. autos - сам и gyros - круг, вращение) - винтокрылый ЛА, у к-рого подъёмная сила создаётся несущим винтом, свободно вращающимся в горизонтальной плоскости под действием набегающего потока воздуха, а поступат. движение, как на самолёте, обеспечивается тянущим винтом при помощи авиац. двигателя. После создания вертолётов работы над А. были прекращены.

АВТОЗАГРУЗЧИК СЕЯЛОК - автомобиль, оборудов. устройством для загрузки комбинир. сеялок семенами и минер. удобрениями. Выпускаемый в СССР А. с. АС-2УМ смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-51А. Одновременно с загрузкой семена протравливаются порошкообразными ядохимикатами и увлажняются. Вместимость бункера 3,3 м3. А. с. ЗАУ-3 (УЗСА-40) смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-53А. Его используют для смешивания разл. видов минер. удобрений и загрузки готовой смеси в сеялки, разбрасыватели или трансп. средства. Время загрузки сеялки СЗ-3,6 - 35 с. Грузоподъёмность ЗАУ-3 - 3 т. См. рис.

Автозагрузчик сеялок АС-2УМ: 1 - бункер} 2 - бак для воды; 3 - протравливатель; 4 - наклонный шнек; 5 - горизонтальный шнек; 6 - направляющий рукав; 7 - коробка отбора мощности; 8 - трансмиссия; 9 - лоток протравливателя

Автозагрузчик сеялок ЗАУ-3 (УЗСА-40)

АВТОКАР (англ. autocar, от греч. autos - сам и англ. саr - тележка) - безрельсовая самоходная тележка с приводом от двигателя внутр. сгорания и низко располож. грузовой платформой. Применяется гл. обр. как средство внутризаводского транспорта, для механизации погрузочно-разгрузонных работ на ж. д., в портах, на складах и др. А. нередко оборудуют подъёмными платформами, грузоподъёмными кранами и пр.

АВТОКЛАВ (франц. autoclave, от греч. autos - сам и лат. clavis - ключ) - аппарат для проведения разл. процессов при нагреве и под давлением выше атмосферного (что увеличивает скорость процессов). Применяется в хим. пром-сти, гидрометаллургии, пром-сти стройматериалов (см. рис.), пищ. пром-сти, в медицине.

Автоклав для стеновых строительных материалов

АВТОКЛАВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, материалы и изделия автоклавного твердения, - строит. материалы и изделия, получаемые на основе силикатных вяжущих (известково-кремне-зёмистых, цементных и их смесей) и твердеющие при повыш. темп-ре и давлении. В процессе изготовления A.M. подвергаются термовлажностной обработке ("запариванию") в автоклавах при 175 - 200 оС насыщ. водяным паром под давлением 0,9 - 1,6 МПа в течение 8 - 16 ч. В результате физ.-хим. взаимодействия компонентов (извести, песка и воды) образуются гидросиликаты кальция, обусловливающие твердение и водостойкость материала. См. также Силикатный бетон.

АВТОКОД - язык программирования, ориентированный на конкретную ЭВМ. При программировании позволяет использовать все возможности машинного языка, но программа записывается в терминах мнемонич. обозначений машинных операций и их операндов, а также операций, выполняемых ассемблером. А. обычно используется для создания операц. систем, трансляторов и прикладных программ, предъявляющих повыш. требования к эффективному использованию возможностей ЭВМ.

АВТОКОЛЕБАНИЯ - незатухающие колебания, к-рые осуществляются в неконсервативной системе при отсутствии перем. внеш. воздействия, причём амплитуда и период этих колебаний определяются св-вами самой системы. Система, в к-рой возникают незатухающие колебания, наз, автоколебательной. Энергия А. поддерживается за счёт регулируемого (самой автоколебат. системой) поступления энергии от спец. источника, содержащегося в этой системе. Примерами А. могут служить колебания маятника часов, струн в смычковых и столбов воздуха в духовых муз. инструментах, электрич. колебания в генераторах электрических колебаний.

АВТОКОЛЛИМАТОР (от авто... и collimo, вместо правильного лат. collineo - направляю прямо) - оптич. прибор для точных измерений малых углов (см. рис.). А. применяется также для створных измерений при контроле прямолинейности и плоскостности направляющих большого протяжения (до 30 м) и точной установке технологич. оборудования.

Автоколлиматор

АВТОКРАН - см. Автомобильный кран.

АВТОЛЕСОВОЗ - автомобиль для перевозки пиломатериалов, уложенных пакетами. Особенность конструкции А. - высоко поднятая рама с угловыми стойками, опирающимися через рессоры на ходовые колёса. А. наезжает на пакет, уложенный на подкладки; захватные устройства, к-рые расположены под рамой и приводятся в действие с помощью гидропривода, прижимают пакет к нижней поверхности рамы (см. рис.).

Автолесовоз

АВТОЛИТОГРАФИЯ - см. в ст. Литографская печать.

АВТОЛЫ [от авто... и лат. ol(eum) - масло] - устар. назв. моторных масел для карбюраторных двигателей.

АВТОМАГИСТРАЛЬ, автострада, - автомоб. дорога, обычно большой протяжённости и высокой пропускной способности, с разделит. полосой для разобщения встречных трансп. потоков, не имеющая пересечений в одном уровне с др. путями. Предназначается для массового скоростного движения автотранспорта.

АВТОМАТ (от греч. automates - самодействующий) - 1) устройство (совокупность устройств), выполняющее по заданной программе без непосредств. участия человека все операции в процессах получения, преобразования, передачи и использования (распределения) энергии, материалов или информации. Программа А. задаётся в его конструкции (часы, торговый автомат) или извне посредством перфокарт, магн. лент и т. п. (ЭВМ, станок с ЧПУ), копиров. или моделирующими устройствами (АВМ, следящая система, интерполятор).

2) А. в кибернетике - матем. модель реально существующих или принципиально возможных технич. систем для переработки дискретной информации .

АВТОМАТ - ручное индивидуальное автоматич. огнестр. оружие для поражения живой силы противника в ближнем бою, способное создавать большую плотность огня. Проектируется под патрон, промежуточный между винтовочным и пистолетным. В А. часть энергии или сила отдачи пороховых газов при выстреле используется для перезаряжания и произ-ва очередного выстрела. Огонь из А. можно вести короткими и длинными очередями и одиночными выстрелами. Боевая скорострельность до 100 выстрелов в 1 мин. Для стрельбы применяют патроны с обыкновенными (со стальным сердечником), трассирующими и бронебойно-зажигат. пулями. Вместимость магазина 30 патронов. Разл. модификации сов. А. конструкции М. Т. Калашникова (см. рис.) имеют калибр 5,45 - 7,62 мм, массу со снаряж. магазином (без штыка-ножа) 3,6 - 4,3 кг соответственно, прицельную дальность стрельбы до 1000 м.

Автомат конструкции М. Т. Калашникова: а - с деревянным прикладом (АКМ); б - со складывающимся прикладом (АКМС)

АВТОМАТИЗАЦИЯ - применение технич. средств, экономико-матем. методов и систем управления, освобождающих человека частично или полностью от непосредств. участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Автоматизируются: технологич., энергетич., трансп. и другие производств. процессы; проектирование сложных агрегатов, судов, пром. сооружений, производств. комплексов; орг-ция, планирование и управление в рамках цеха, пр-тия, стр-ва, отрасли, войсковой части, соединения и др.; науч. исследования, мед. и технич. диагностирование, учёт и обработка статистич. данных, программирование, инж. расчёты и мн. др. Цель А. - повышение производительности и эффективности труда, улучшение качества продукции, оптимизация планирования и управления, устранение человека от работы в условиях, опасных для здоровья. А. - одно из осн. направлений науч.-технич. прогресса.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ - автоматич. составление программ ЭВМ по заданному алгоритму с помощью самих ЭВМ. При А. п. ЭВМ выполняет следующие осн. ф-ции: составление программы, реализующей заданный алгоритм, и её описание на выбранном языке программирования; проверка программы, её отладка, устранение выявленных ошибок, коррекция программы; выработка команд, их кодирование и перекодирование. А. п. повышает эффективность применения ЭВМ и существенно облегчает общение пользователей с ЭВМ.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ - применение средств вычислительной техники и оргтехники при проектировании приборов, машин, систем, сооружений и т. п. (от расчёта хар-к проектируемого изделия до изготовления технич. документации и анализа результатов испытаний готового образца). Осн. направление развития А. п. - применение систем автоматизир. проектирования (САПР), представляющих собой совокупность технич. средств (ЭВМ, алфавитно-цифровые и графич. дисплеи, графопостроители, кодировщики графич. информации и др.), матем., программного и информац. обеспечения. Матем. обеспечение САПР содержит описания матем. моделей проектируемых объектов, алгоритмы проектирования, алгоритмич, языки, терминологию, стандарты и др. материалы. В состав программного обеспечения входят операционные системы, трансляторы с языков программирования, супервизоры и т. д., а также пакеты прикладных программ. К информац. обеспечению относятся документы с описаниями стандартных процедур проектирования, типовых проектных решений, типовых элементов проектируемых объектов и др.

В процессе А. п. обычно выделяют 4 осн. этапа: системотехнич. проектирование (формулируются цели проектирования и формируется структура объекта, определяются его осн. технико-экономич. характеристики); функциональное (схемотехническое) проектирование (выбирается функционально-логич. база, разрабатываются принципиальные схемы изделия в целом и его составных частей, оптимизируются параметры); техническое (конструкторское) проектирование (синтез конструкции проектируемого объекта, определение компоновки и размещения его элементов и узлов, составление схем электрич. соединений и т. д.) заканчивается изготовлением комплекта конструкторской документации; проектирование технологич. процессов (определение состава технологич. оборудования для произ-ва проектируемого изделия, поиск готовых унифицир. средств технологич. оснащения или проектирование спец. технологич. оборудования, изготовление комплекта технологич. документации). А. п. позволяет повысить качество конструкторской документации и существенно сократить сроки проектирования.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА - способ орг-ции произ-ва, при к-ром ф-ции управления и контроля, ранее выполнявшиеся человеком, передаются автоматич. устройствам. Цель А. п. - повышение производительности и улучшение условий труда, обеспечение высокого качества продукции, оптим. использования всех ресурсов произ-ва. А. п. играет важную роль в ускорении научно-технич. прогресса. А. п. осуществляется путём перевода технологии на использование автоматизир. станков, агрегатов, механизмов, промышленных роботов и робототехнич. комплексов, гибких производственных модулей (и систем), автоматических линий и участков. А. п. наиболее целесообразна при двух- и трёхсменной работе пр-тий, когда в дневную смену оборудование обслуживается рабочими (ремонт, наладка, комплектование, входной контроль заготовок и т. п.), а в вечернюю и ночную смены оборудование работает в автоматич. режиме под наблюдением обслуживающего дежурного персонала, к-рый периодически контролирует качество продукции и устраняет мелкие неисправности.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (АСУ) - совокупность административных, организационных, экономико-матем. методов и тех-нич. средств вычислит. техники, оргтехники и средств связи, взаимоувязанных в процессе своего функционирования в единую систему "человек - машина" для принятия управляющих решений. АСУ включает обеспечивающие и функциональные подсистемы. К обеспечивающим подсистемам относятся: технич., матем., информац., организац. и кадровое обеспечение. Функциональные подсистемы решают задачи учёта, контроля, планирования и управления производственно-хозяйств. деятельностью. Гл. звено в АСУ - цифровая ЭВМ (либо комплекс ЭВМ. объединённых в вычислительный центр), связанная со всеми др. звеньями системы каналами связи, по к-рым информация поступает снизу вверх (от неск. нижних ступеней управления к вышестоящей), а распоряжения, приказы (команды), установки и коррективы - сверху вниз. Внедрение АСУ целесообразно в тех случаях, когда важнейшие решения, влияющие на стратегию или цели управления, развитие и совершенствование системы, основываются на опыте человека, его интуиции, к-рые не поддаются формализации и потому не могут быть запрограммированы; частично или полностью (в зависимости от типа АСУ и вида информации) автоматизируются процессы сбора, регистрации, хранения и обработки информации, т. е. процессы, к-рые без ущерба для функционирования системы могут выполняться автоматами. Осн. отличие систем автоматич. управления (САУ) от АСУ состоит в том, что человек в АСУ не только контролирует работу автоматов, но и активно участвует в самом процессе управления: оценивает результаты обработки оперативной информации; принимает решения по координированию работы отд. звеньев АСУ; берёт на себя оперативное управление при отказах или сбоях в системе обработки данных; на основе результатов проведённых измерений выбирает методику науч. изысканий и определяет направление и последовательность проведения экспериментов; решает конкретные задачи при подборе кадров, аттестации работников, повышении их квалификации и т. п. Различают АСУ объектами (технологич. процессами - АСУТП, пр-тием - АСУП, отраслью - ОАСУ) и функцией, автоматизир. системы, напр. проектирования (САПР), плановых расчётов, материально-технич. снабжения и др.

АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КЛАСС - учебное помещение, оборудованное комплексом технич. средств для автоматизации процесса обучения. В состав технич. средств входят автоматизированные рабочие места преподавателя и обучаемых, оснащённые контролирующими автономными устройствами либо терминалами, подключёнными к ЭВМ; кроме того, в комплект оборудования А. о. к. входят диапроекторы и кинопроекц. аппараты, телевизоры, дисплеи и др. В А. о. к. часть ф-ций преподавателя возлагается на обучающие устройства, что позволяет прецодавателю активно и целенаправленно руководить процессом обучения большого числа учащихся на доступном для обучаемого уровне сложности и в посильном темпе.

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО (АРМ) - рабочее место оператора, диспетчера, конструктора, технолога и др., оснащённое средствами вычислит. техники для автоматизации процессов переработки и отображения информации, необходимой для выполнения производств. задания.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД - электрический привод, в к-ром регулирование режимов работы осуществляется при помощи устройств автоматич. управления в соответствии с требованиями производств. процесса. Для управления А. э. применяют ПП силовые преобразователи, бесконтактные системы управления, микропроцессоры, программируемые контроллеры и др. средства автоматизации. Существующие типы А. э. выполняют самые разнообразные функции - от сравнительно простых (автоматич. пуск, останов. реверсирование механизма, поддержание или изменение с высокой точностью его скорости и т. п.) до управления сложными установками с комплексной автоматизацией технологич. процессов. К важнейшим разновидностям А. э. относятся следящие электроприводы, позиционные, программно-управляемые и др. Примеры А. э.: электроприводы станков с ЧПУ прокатных станов, автоматич. и полу автоматич. линий, шахтных подъёмных машин. Мощность А. э. - от неск. Вт до неск. МВт.

АВТОМАТИКА - 1) область теоретич. и прикладных знаний об автоматически действующих устройствах и системах; раздел кибернетики технической, изучающий вопросы создания и оптим. использования технич. средств автоматического управления и автоматического регулирования (напр., управляющих вычислит. машин, устройств управления на базе микропроцессорной техники, измерит. преобразователей, исполнит. механизмов, регуляторов технологич. процессов, устройств регистрации и отображения информации и др.).

2) Отрасль техники, решающая задачи построения систем управления процессами и оборудованием, действующих без непосредственного участия человека.

3) Совокупность механизмов, приборов и устройств, действующих автоматически в соответствии с заданным алгоритмом для достижения поставленной це-

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ДУГОВАЯ СВАРКА - см. в ст. Механизированная дуговая сварка.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ - система машин, комплекс осн. и вспомогат. оборудования, автоматически выполняющих в определ. технологич. последовательности и с заданным ритмом весь процесс изготовления или переработки продукта произ-ва либо его части. В ф-ции обслуживающего персонала А. л. входят: наблюдение (контроль) за работой агрегатов или участков линии, ремонт и наладка. Линии, к-рые для выполнения части производств. процесса требуют непосредств. участия человека (напр., пуск и останов отд. агрегатов, закрепление или перемещение продукта переработки), наз. полу автоматическими. Наибольшее распространение А. л. получили в машиностроении, пищ., хим., электротехнич., радиотехнич. отраслях пром-сти. Различают А. л.: специальные - для обработки строго определ. изделий, специализированные - для обработки однотипной продукции в определ. диапазоне параметров и гибкие, представляющие собой системы, состоящие из неск. гибких производственных модулей, объединённых автоматизир. системой управления для большой номенклатуры однотипной продукции. Широкое применение в машиностроении находят роторные ироторно-конвейерные линии. А. л. обеспечивает стабильность качества изготовляемой продукции, высокий коэфф. использования оборудования, уменьшает потребность в рабочей силе, улучшает др. экономич. показатели. См. рис.

Схема гибкой (переналаживаемой) автоматической линии для обработки заготовок корпусов редукторов четырёх типоразмеров: 1 - загрузочная позиция; 2 - двусторонний расточный станок; 3 и 4 - односторонние расточные станки; 5 и 6 - многошпиндельные сверлильные станки со сменными головками; 7, 8 и 9 - расточные станки для финишной обработки; 10 и 11 - расточные станки с наклонными головками; 12 - разгрузочная позиция; 13 - опрокидыватель; 14 - поворотные столы; 15 - контрольные позиции. Производительность линии 100 000 корпусов в год при переналадке с одного типоразмера на другой в течение 4 ч. Линия состоит из 10 агрегатных станков, связанных общим конвейером. При обработке и транспортировании используются приспособления-спутники четырёх типоразмеров

Структурные компоновки автоматических линий: а - однопоточная последовательного действия; б - однопоточная параллельного действия; в - многопоточная; г - смешанная (с ветвящимися потоками); 1 - рабочие агрегаты; 2 - распределительные устройства

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЛОКОМОТИВНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ (АЛС) - система автоматич. передачи непосредственно машинисту или находящимся в кабине локомотивным устройствам информации о допустимой скорости движения поезда по блок-участкам. Допустимая скорость определяется свободностью и целостностью рельсового пути, а также технич. состоянием искусств. сооружений. В том случае, если действия машиниста не приводят к необходимому снижению скорости, исполнит. органы системы АЛС включают тормозные средства. Различают непрерывные (АЛСН), точечные (АЛСТ) и комбинир. (АЛСК) системы АЛС. В АЛСН информация передаётся на локомотив по рельсовым цепям непрерывно; в АЛСТ - только в определ. местах пути (точках), обычно на границах блок-участков или в местах ограничения скорости; в АЛСК используются оба способа передачи. В АЛСТ отсутствует контроль целостности рельсового пути, в АЛСК по непрерывному каналу передаются сообщения о поездной ситуации на расположенных впереди участках пути, по АЛСТ - информация о хар-ках пути (кривых, уклонах и т. д.).

АВТОМАТИЧЕСКАЯ МЕЖПЛАНЕТНАЯ СТАНЦИЯ (АМС) - непилотируемый космический аппарат для доставки науч. аппаратуры к небесным телам и для изучения межпланетного космич. пространства. Нек-рые АМС имеют аппараты, пред-назнач. для спуска на др. планеты. В ряде случаев науч. исследования проводятся с помощью искусств. спутника планеты. Запускались сов. АМС "Венера", "Марс", "Вега", амер. АМС "Мармнер", "Пионер", "Викинг", "Вояджер" и др., западноевроп. АМС "Джотто", япон. "Планета-А".

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПОДСТРОЙКА ЧАСТОТЫ (АПЧ) - автоматич, управление частотой колебаний автогенератора (генератора с самовозбуждением). обеспечивающее возвращение её к заданному значению в случае отклонения от него по к.-л. причине. Широко применяется в радиоприёмниках, передатчиках, синхронизаторах частот и др. электронных устройствах. Распространены 2 вида А. п. ч. - частотная (ЧАПЧ) и фазовая (ФАПЧ).

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ (АТС) - телефонная станция, на к-рой соединение телеф. аппаратов осуществляется автоматически по адресной информации, поступающей от телеф. аппарата абонента. По характеру соединит. коммутац. устройств различают АТС: машинные, оборудованные искателями, работающими от электропривода; шаговые - с искателями, передвигающими щётки под воздействием электрич. импульсов; координатные, выполненные на осн. многократных координатных соединителей; квазиэлектронные, в к-рых соединения устанавливаются быстродействующими коммутац. устройствами на герконах, ферридах и т. п. элементах, а управление соединениями осуществляется специализир. ЭВМ; электронные, использующие для соединений коммутац. устройства на электронных элементах (ПП приборах, интегральных схемах и т. д.), а для управления, как и квазиэлектронные АТС, - специализир. ЭВМ. Среди действующих АТС всех типов преим. распространение (1987) получили координатные. Наиболее же перспективны электронные АТС, открывающие возможность введения для абонентов разл. дополнит. услуг: предоставления им возможности применения сокращённого (с меньшим числом знаков) набора номеров наиболее часто вызываемых абонентов; установки телеф. аппаратов "на ожидание", если номер вызываемого абонента занят; уведомления абонента о вызове, когда он ведёт разговор с др. абонентом; переключения соединения на др. телеф. аппарат; организации одноврем. телеф. связи неск. абонентов (т. н. конференц-связь) и др.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТОТНАЯ РАЗГРУЗКА (АЧР) - автоматич. отключение части потребителей электроэнергии при аварийном снижении частоты в электрич. системе (из-за чрезмерного увеличения электрич. нагрузки в системе или отключения значит. части генераторной мощности). В первую очередь отключаются малоответств. потребители. Если частота продолжает снижаться, те срабатывают последующие очереди АЧР. Все очереди АЧР различаются значением частоты срабатывания (в СССР от 49,2 до 46,5 Гц) и выдержками времени (от 0,2 до 90 с). АЧР является одним из осн. мероприятий, предотвращающих опасное развитие тяжёлых аварий в электрич. системах. См. также Дефицит мощности.

АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГИСТРАТОР - то же, что регистрирующее устройство.

АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР УСИЛЕНИЯ (АРУ) - устройство, автоматически изменяющее усиление приёмника электрич. колебаний при изменении напряжения сигнала на его входе. Применяется в радиовещат., радиолокац. и др. приёмниках для значит. уменьшения изменений напряжения сигналов на выходе (4 - 6 дБ) по сравнению со входными (60 - 80 дБ). См. рис.

Амплитудные характеристики радиоприёмников с различными типами автоматических регуляторов усиления (АРУ): А - без АРУ; Б - с задержанным АРУ (чувствительность приёмника не ухудшается при приёме слабых сигналов); В - с простым АРУ (чувствительность ухудшается при приёме слабых сигналов); Г - с усиленно-задержанным АРУ (применяется для получения большего постоянства выходного сигнала). Штрихами показан уровень напряжения сигнала на выходе, при котором появляются искажения принимаемых сигналов

АВТОМАТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЁЖНЫЙ ПРИБОР - то же, что графопостроитель.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ РЕЗЕРВА (АВР) - включение автоматич. устройством резервных источников энергоснабжения, водоснабжения и т. п. или резервного оборудования взамен отключившегося основного (рабочего). Особенно широко АВР применяется в электроэнергетических системах, где оно служит для включения резервных источников питания, трансформаторов, ЛЭП, питат. насосов и др., чем обеспечивается бесперебойность энергоснабжения потребителей. Устройство АВР срабатывает при отключении рабочего источника питания либо при устойчивом падении ниже допускаемого уровня электрич. напряжения, давления в напорной магистрали насоса и т. п.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ - огнестр. оружие (пулемёты, пистолеты, автоматич. винтовки, автоматы, автоматич. пушки и др.), в к-ром перезаряжание и очередной выстрел выполняются автоматически за счёт образующейся при выстреле энергии пороховых газов, отдачи или энергии др. (посторонних) источников. А. о. непрерывного огня наз. также самострельным. Оружие, в к-ром автоматизировано только перезаряжание, наз. самозарядным или А. о. одиночного огня. А. о. появилось во 2-й пол. 19 в.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПОВТОРНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ (АПВ) - автоматич. ввод в работу электрич. оборудования (после его отключения релейной защитой) с целью повышения надёжности электроснабжения потребителей. Применяют АПВ возд. и кабельных ЛЭП, трансформаторов, сборных шин подстанций и электродвигателей. Наибольшее распространение АПВ получило на возд. ЛЭП, где даёт в 70 - 85% случаев успешное включение, т. к. большинство КЗ на них устраняется в результате кратковрем. снятия напряжения. Применяется АПВ одно- и многократного действия, трёхфазное, однофазное и др. Эффективность АПВ тем выше, чем быстрее оно следует am аварийным отключением.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ (АРВ) - автоматич. изменение силы тока возбуждения электрич. машины с целью обеспечения требуемого значения её эдс при норм. и аварийных режимах работы.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЁНИЯ (АРН) - автоматич. поддержание электрич. напряжения в заданных пределах в узловых точках электрич. системы. АРН на электростанциях осуществляют автоматическим регулированием возбуждения синхронных генераторов, в узлах потребления энергии - с помощью трансформаторов с автоматич. регулированием коэфф. трансформации под нагрузкой, синхронных компенсаторов и синхронных двигателей с автоматически регулируемым возбуждением. АРН обеспечивает требуемое качество энергии (по электрич. напряжению), снижение потерь энергии в сетях, увеличение пропускной способности ЛЭП.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТОТЫ (АРЧ) в электроэнергетической системе - автоматич. поддержание частоты электрич. тока в системе в пределах, допускаемых технич, требованиями и условиями экономичности работы. Устройство АРЧ при отклонении частоты электрич. тока от нормы воздействует на турбину через её регулятор скорости и т. о. приводит в соответствие активную мощность генераторов с нагрузкой электроэнергетической системы при сохранении неизменной частоты. Разработаны системы автоматич. регулирования, к-рые одновременно поддерживают частоту и экономически целесообразно распределяют активную мощность между электростанциями системы.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ - управление к.-л. объектом (машиной, прибором, системой, процессом) в соответствии с заданным алгоритмом без непосредств. участия человека. Осуществляется с помощью технич. средств, обеспечивающих автоматич. сбор, хранение, передачу и переработку информации, а также формирование управляющих воздействий (сигналов) на объект управления. А. у. широко применяется для повышения производительности труда, качества и точности управления, для освобождения человека от работы в труднодоступных или опасных для здоровья условиях, а также при выполнении операций, требующих невозможных для человека скоростей обработки информации.

АВТОМАТНАЯ СТАЛЬ - сталь, предназнач. для обработки на металлореж. станках-автоматах. При резании даёт короткие, ломкие, легко отделяющиеся стружки. Это св-во стали обусловлено повышенным содержанием серы (0,08 - 0,2% ), а часто и фосфора (до 0,15%).

АВТОМАШИНИСТ - см. Автоведение поездов.

АВТОМЕТРИЯ (от авто... и ...метрик) - науч. дисциплина, изучающая основы проектирования автоматич. измерит. и контрольных приборов, измерит. и информац. систем, а также вопросы автоматизации сбора и обработки измерит. информация на осн. методов кибернетики технической.

АВТОМОБИЛЕВОЗ - специализир. сухогрузное судно для коммерч. перевозки партий автомобилей. Представляет собой многопалубное судно преим. с горизонтальной грузообработкой. Автомобили погружаются и выгружаются своим ходом через кормовые или носовые ворота и лацпорты по забортным аппарелям. Для распределения груза по палубам используются пандусы и внутр. аппарели, а для крепления автомобилей по-походному - механич. устройства и ручные растяжки. Водоизмещение А. невелико из-за огранич. партионности перевозимого груза; вместимость 1,5 - 2 тыс. автомобилей, скорость 15 - 19 уз-

АВТОМОБИЛЕРАЗГРУЗЧИК, автомобилеопрокидыватель, - устройство для выгрузки сыпучих грузов (зерна, щебня, гравия и др.) из кузовов бортовых автомобилей. А. бывают стационарные и передвижные (в т. ч. самоходные), тупиковые и проездные. Стационарные А. обычно применяются на элеваторах, самоходные - на зерноочистит. токах, перегрузочных площадках и т. д. См. рис.

Автомобилеразгрузчик с гидравлической системой подъёма: 1 - опорная рама; 2 - платформа; 3 - гидропривод; 4 - гидроцилиндр

АВТОМОБИЛЬ (от авто... и лат. mobilis - подвижной, легко двигающийся) - трансп. безрельсовая машина на колёсном или полугусеничном ходу, приводимая в движение собств. двигателем. По назначению А. могут быть пассажирскими (легковой и автобус), грузовыми, специальными (пожарный, коммунальный, автокран, автолавка и др.) и гоночными. А. с особой конструкцией кузова, предназнач. для перевозки определ. рода грузов, наз. специализированными (лесовоз, фермовоз, цементовоз, муковоз, рефрижератор, битумовоз и др.). А. оборудуются двигателями: бензиновыми (поршневыми или роторными); дизельными; газовыми, работающими на сжатом или сжиженном горючем газе; газотурбинными; электрическими, работающими от аккумуляторных батарей или от топливных элементов; паровыми поршневыми с отд. котельной установкой. По компоновке осн. агрегатов различают А. с передними задним расположением двигателя, с приводом на заднюю и (или) переднюю ось. По проходимости А. подразделяют на дорожные, внедорожные (карьерные), повыш. и высокой проходимости. См. также Автомобильный поезд, Гоночный автомобиль, Грузовой автомобиль. Легковой автомобиль.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА - дорога, сооружённая или приспособленная для движения автомоб. транспорта. Осн. элементы А. д.: земляное полотно, проезжая часть с обочинами и дорожной одеждой, искусств. сооружения. А. д. оборудуют дорожными знаками и эксплуатац. сооружениями (автовокзалы, заправочные станции, мотели и т. д.). В СССР различают А. д. общегос., республиканского, областного, местного, внутрихозяйств. значения, ведомственные; в соответствии с технич. классификацией в зависимости от расчётной интенсивности движения А. д. подразделяют на 5 категорий. Расчётная скорость по А. д. I категории - 150 км/ч, V категории - 60 км/ч. Протяжённость А. д. (включая ведомственные) 1584,4 тыс. км (1986). См. также Автомагистраль.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - см. в ст. Автомобиль.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ КРАН, автокран, - самоходная погрузочно-разгрузочная машина, смонтированная на автомоб. шасси, с поворотной консольной стрелой (см. рис.). Привод кранового оборудования - электрич., гидравлич. или механич. с отбором мощности от двигателя автомобиля. В СССР выпускают А. к. грузоподъёмностью до 16 т. Вылет стрелы 1,2 - 10 м, а при наличии спец. вставок у А. к. большой грузоподъёмности - до 22 м. Высота подъёма крюка 7 - 18,3 м. Для повышения устойчивости во время подъёма груза А. к. используют дополнит. внеш. опоры (аутригеры).

Автомобильный кран

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЕЗД - автомобиль (бортовой или спец. тягач) с одним или неск. прицепами либо полуприцепом, присоединяемыми тягово-сцепными или опорно-сцепными устройствами и имеющими общую с автомобилем тормозную систему. Прицепы и полуприцепы в составе А. п. могут иметь ведущие мосты (активные мосты) с приводом (механич., электрич., гидравлич.) от силового агрегата автомобиля.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЛИГОН - комплекс дорог и сооружений для проведения испытаний автомобилей. На А. п. сооружают дороги: кольцевые скоростные, с неровным твёрдым покрытием, "динамометрические", грунтовые, пересечённые препятствиями (подъёмы, спуски, броды, грязевые и пылевые участки). См. рис.

Схема автомобильного полигона НАМИ (СССР): 1 - промбаза; 2 - глубоководная ванна; 3 - мелководная ванна; 4 - песчаный участок; 5 - трек со сменными препятствиями; 6 - дорога со щебеночно-гравийным покрытием; 7 - пылевая камера; 8 - бункерный комплекс; 9 - скоростная дорога; 10 - динамометрическая дорога; // - грунто-равнинная дорога; 12 - мощёная дорога; 13 - специальные испытательные дороги; 14 - грунтовая дорога тяжёлой проходимости; 15 - подъёмы с уклонами 30, 40, 50, 60%; 16 - дорога горного типа; 17 - подъёмы с уклонами 4, 6, 8, 10%; 18 - грязевая ванна; 19 - комплекс для испытаний на пассивную безопасность

Испытательные дороги и устройства автомобильного полигона НАМИ (СССР): 1. Скоростная дорога. 2. Мощёная дорога. 3. Глубоководная ванна. 4. Грязевая ванна. 5. Подъёмы большой крутизны. 6. Дорога "выбитый булыжник". 7. "Бельгийская мостовая". 8. Трек с неровностями. 9. Устройство для испытания автомобиля методом фронтального столкновения с неподвижным препятствием

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ - вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям. Осн. сферы применения А. т. - развоз и подвоз грузов к магистральным видам транспорта, перевозки пром. и с.-х. грузов на короткие расстояния, внутригор. перевозки, перевозки грузов для торговли и стр-ва. На дальние расстояния А. т. перевозит скоропортящиеся, особо ценные, требующие быстрой доставки, неудобные для перевозки др. видами транспорта грузы. Грузооборот А. т. в СССР 488 млрд. т-км, перевозки пассажиров автобусами ок. 49 млрд. чел. (1986).

АВТОМОДЕЛИЗМ - технич. вид спорта, включающий создание моделей автомобилей и ходовые испытания их на спец. трассах. Различают след. типы моделей: с двигателем внутр. сгорания (гоночные, с возд. винтом, модели-копии серийных автомобилей), с электродвигателем, резиномоторные, радиоуправляемые. Соревнования по А. для кордовых моделей проводят на кордодроме - бетонном кольце диам. ок. 20 м; модели движутся по кругу на кордовой нити. Федерация автомод, спорта СССР с 1973 входит в Европ. федерацию автомоб. спорта (ФЕМА).

АВТОМОТРИСА (франц. automotrice - самодвижущаяся) - моторный самоходный вагон с двигателем внутр. сгорания, используемый обычно самостоятельно (без прицепляемых вагонов) для перевозки пассажиров, служебных поездок ж.-д. персонала и др. нужд.

Автомотриса

АВТОНОМНОСТИ УСЛОВИЯ - условия, при выполнении к-рых в системе автоматич. управления имеет место независимость каждой из регулируемых величин от изменения остальных величин или от всех задающих воздействий, кроме одного, ей соответствующего. Для выполнения А. у. между регуляторами системы устанавливаются перекрёстные связи, стабилизирующие значение регулируемых величин при изменении одной из них. А. у. - частный случай условий инвариантности САУ.

АВТОНОМНОСТЬ судна (от греч. autonomia - независимость) - способность судна в течение определ. времени выполнять свои задачи без захода на базу. А. исчисляют в сутках и определяют по запасам топлива, воды, продовольствия, боеприпасов (на воен. кораблях) и пр.

АВТОНОМНЫЙ ИСТОЧНИК ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ - обеспечивает электроэнергией системы и устройства, не связанные с ЛЭП. Различают А. и. э., конструктивно объединённые с потребителем (напр., первичные элементы или аккумуляторы в малогабаритной радиоэлектронной аппаратуре, солнечные батареи на КА, стартёрные и тяговые аккумуляторные батареи и др.), и выносного типа (передвижная электростанция, в частности энергопоезд, и др.).

АВТООПЕРАТОР (от авто... и лат. ореrоr - работаю) - 1) А.станка - устройство для автоматич. смены инструмента в многооперационном станке. А. осуществляет захват инструмента, выполнившего операцию, извлекает его из шпинделя и вставляет на его место другой инструмент. Контроль положения каждого инструмента в шпинделе осуществляется автоматически. Время смены инструмента ок. 5 с. 2) А. гидроэлектростанции - система автоматич. устройств, обеспечивающая подачу командного импульса на пуск и останов агрегатов ГЭС при изменении режима их работы вследствие изменения напора и _расхода, а также нагрузки электроэнергетической системы, в состав к-рой входит ГЭС. В А. ГЭС аналогового типа входят: командный или управляющий блок, блок выбора очерёдности пуска (останова) агрегатов, блок напора, а также датчики мощности и водотока. В А. ГЭС цифрового типа, включающем управляющую ЦВМ, хар-ки агрегатов и др. данные задаются программой и хранятся в памяти машины, что обеспечивает более оперативное управление ГЭС и приближает режим работы агрегатов к оптимальному.

АВТОПАВИЛЬОН (от авто... и франц. pavilion - беседка, палатка, павильон) - сооружение на остановочных пунктах автобусных линий для кратко-врем. пребывания пассажиров (см. рис.).

Автопавильон

АВТОПАНСИОНАТ (от авто... и франц. pension - место, где принимают жильцов на полное содержание) - комплекс сооружений (гостиница, станция технич. обслуживания автомобилей, крытые гаражи и бензоколонки) и специально оборудов. территории (стоянки, смотровые канавы и эстакады, подъездные пути и пр.) для отдыха и обслуживания автотуристов. А. строят преим. на автомобильных дорогах I и II категорий.

АВТОПЕРЕГРУЗЧИК - машина для перевозки и механиэир. загрузки бункеров картофелесажалок клубнями, бункеров высадкопосадочных машин маточными корнями сах. свёклы, бункеров разбрасывателей минер. удобрений. В СССР используют А. САЗ-3502 (см. рис.), смонтиров. на шасси автомобиля-самосвала ГАЗ-САЗ-53Б. А, можно применять для перевозки корнеклубнеплодов от уборочных машин, а также для перегрузки грузов в автомобили и на ж.-д. платформы, баржи. А. работает как обычный самосвал.

Автоперегрузчик САЗ-3502

АВТОПИЛОТ (от авто... и франц. pilote - руководитель, вожак) - устройство для автоматич. ста-

билизации и управления полётом ЛА. Непрерывно поступающие сигналы текущего положения аппарата в пространстве (от чувствит. элементов, обычно от гироскопич. датчиков), сигналы требуемого положения аппарата в пространстве (от спец. задатчиков режима полёта, управляемых членами экипажа или программируемых заранее) и сигналы обратной связи (от исполнит. механизмов) сравниваются в счётно-решающем устройстве А. Их разности (сигналы рассогласования) после усиления поступают на соответствующие исполнит. механизмы управления рулями или двигателями. А. выполняет заданную программу полёта, освобождая лётчика от напряжённой работы по управлению самолётом в длит. полётах.

АВТОПОГРУЗЧИК - самоходная подъёмно-трансп. машина с приводом от бензинового двигателя или от дизеля и со сменным рабочим оборудованием (ковшами, вилочными захватами и др.) для погрузки, разгрузки, укладки в штабеля и перемещения штучных и сыпучих грузов (см. рис.).

Автопогрузчик

АВТОПОИЛКА - устройство для поения скота и птицы. Различают А. индивидуальные с вместимостью чаши 1,7 - 2 л, приводимые в действие нажатием клапана или педали самим животным, и групповые для поения крупного рогатого скота при беспривязном содержании, обслуживающие 80 - 100 голов (вместимость чаши до 60 л). Для поения скота на пастбищах и в летних лагерях, удалённых от водоисточников, используют передвижную поилку, обслуживающую до 150 голов. Вместимость цистерны такой А. 3 м3. См. рис.

Индивидуальная автопоилка ПА-1А (СССР)

Передвижная автопоилка ПАП-10Д (СССР)

АВТОПРОКЛАДЧИК - прибор, автоматически прокладывающий курс судна на навигац. карте при получении показаний курса от гирокомпаса, а данных о пройденном расстоянии - от лага или по сигналам радионавигац. системы. Прежнее назв. А. - одограф.

АВТОРОТАЦИЯ (от авто... и лат. rotatio - вращение), самовращение, - 1) непрерывное вращение в возд. потоке симметричного тела относительно любой из его осей под действием аэродинамич. сил, возникающих при взаимодействии потока с телом. 2) Вращение крыла самолёта относительно своей продольной оси на закритич. углах атаки. А. крыла - осн. причина штопора самолёта. 3) Свободное вращение возд. винта под действием набегающего потока воздуха.

АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО в СССР - документ, удостоверяющий признание предложения изобретением, приоритет изобретения, авторство на изобретение, исключит. право гос-ва на изобретение. А. с. действует бессрочно со дня подачи заявки в Гос. комитет СССР по делам изобретений и открытий. исключит. право гос-ва на изобретение действует в течение 15 лет со дня подачи заявки. В случае соавторства А. с. на изобретение выдаётся каждому соавтору с указанием в нём др. соавторов. Автор (соавторы) изобретения имеет право на вознаграждение и др. права и льготы. В большинстве соц. стран действует аналогичная форма охраны изобретений. См. также Патент.

АВТОРУЛЕВОЙ, гирорулевой, - электронавигац. прибор для автоматич. удержания судна на заданном курсе. Действие А. осн. на автоматич. включении рулевого устройства при отклонении судна от курса. А. работает в сочетании с гирокомпасом или др. курсоуказателями. А. удерживает судно на курсе при скорости св. 4 узлов с погрешностью: при состоянии моря до 3 баллов - до ±0,2°; св. 6 баллов - до ±2,5°.

АВТОСПУСК - устройство для автоматич. спуска затвора фотоаппарата через заданный промежуток времени (обычно 10 - 15 с). Применение А. позволяет фотографирующему присутствовать в снимаемой сцене.

АВТОСТАНЦИЯ - 1) А. грузовая - трансп. орг-ция, осуществляющая регулярные междугородные перевозки грузов подвижным составом автохозяйств общего пользования. А. размещают в крупных городах, являющихся пунктами отправления или получения грузов. 2) А. пассажирская - сооружение на автомоб. дорогах для обслуживания пассажиров. А. строят в городах и насел. пунктах; состоит из пасс. здания и перрона для посадки и высадки пассажиров.

АВТОСТОП (от авто... и англ. stop - остановка) - устройство на локомотиве и рельсовом пути для автоматич. остановки поезда при подходе его к запрещающему сигналу в случае потери бдительности машинистом. А. осуществляет воздействие путевых устройств на локомотивные в определ. точках пути, поэтому наз. точечным. Различают А. механич. и электромагнитные. Механич. А. применяется на ж. д. метрополитенов. При проезде запрещающего сигнала путевая скоба А. воздействует на рамку, находящуюся на локомотиве, к-рая включает тормозную систему. Для исключения столкновения с остановившимся впереди поездом за каждым проходным светофором располагается т.н. защитный участок, равный длине пути при экстренном торможении. Электромагн. А. применяется на магистральных ж. д. При подходе локомотива к запрещающему сигналу путевой индуктор воздействует на локомотивный, что приводит к включению тормозных средств поезда.

АВТОСТРАДА (итал. autostrada) - то же, что автомагистраль.

АВТОСТРОП (от авто... и голл. strop - петля) - грузозахватное приспособление, обеспечивающее захват и освобождение однородных штучных грузов при погрузочно-разгрузочных, строит. и монтажных работах без участия стропальщика. Операции строповки и отстроповки могут выполняться, напр., с помощью электромагнита, установл. на А. и управляемого из кабины крановщиком. Создание новых конструкций А. - одна из важных задач, от решения к-рой зависит осуществление комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.

АВТОСЦЕПКА, автосцепное устройство. - 1) устройство для автоматич. сцепления вагонов и локомотивов; срабатывает при их соударении (нажатии). А. обеспечивает безопасность, т. к. при расцеплении, к-рое производится вручную, человек не находится между вагонами. А. смягчает действие продольных усилий при движении и остановке поезда, облегчает и ускоряет маневровую работу, позволяет увеличить массу поездов, уменьшает возможность обрывов составов.

2) Устройство для автоматич. соединения навесного с.-х. орудия или машины с механизмом навески трактора. В СССР навесные плуги, культиваторы, сеялки и др. орудия и машины оборудуют А. СА-1 (см. рис.) или СА-2, отличающимися между собой размерами и прочностью. А. состоит из замка, к-рый крепят на раме орудия или машины, и рамки, к-рую соединяют с тягами навески трактора. Трактор подают к орудию задним ходом и после того, как рамка войдёт в замок, включают гидросистему трактора, и рамка фиксируется в замке.

Автосцепка СА-1 плуга: а - замок; б - рамка; 1 - рама плуга; 2 - замок; 3 - рамка; 4 - нижние тяги механизма навески трактора; 5 - верхняя тяга механизма навески трактора

АВТОТИПИЯ (от авто...и греч. typos - отпечаток, форма) - способ воспроизведения полутоновых оригиналов преобразованием полутонового изображения в микроштриховое. Фотографированием через растр изображение разбивается на мельчайшие точки. Затем с растровой фотоформы изготавливают клише с печатающими элементами в виде точек. Такое клише наз. растровым. Применяется для воспроизведения фотоснимков, рисунков средствами высокой печати. А. наз. также оттиск с растрового клише.

АВТОТРАНСФОРМАТОР - электрич. трансформатор, у к-рого обмотка низшего напряжения является частью обмотки высшего напряжения. Ко-эфф. трансформации п = Uв/Uн = Wв/Wн, где Uв - высшее напряжение, Uн - низшее напряжение, Wв и Wн - числа витков обмоток А. (см. рис.). При малых коэфф. трансформации А. легче и дешевле обычного трансформатора. Недостаток А. - гальванич. связь первичной и вторичной цепей. В регулируемых под нагрузкой маломощных А. можно, перемещая точку отвода, изменять вторичное напряжение в широких пределах; применяются они в цепях управления, в устройствах автоматики и в лабораторных установках. В мощных А. напряжение регулируется так же, как и у обычных трансформаторов. Они широко используются для связи электрнч. сетей с близкими значениями напряжений, напр. 500 и 330 кВ; выполняются трёхфазными или (наиболее мощные) в виде группы из трёх однофазных А., имеющих третьи обмотки, к-рые соединяются треугольником, что обеспечивает уменьшение искажения напряжений при несимметричной нагрузке.

Автотрансформатор с двумя отводами для связи линий 500 - 750 кВ и его электрическая схема

АВТОФАЗИРОВКА, фазовая устойчивость, - явление, состоящее в том, что в среднем для большой группы ускоряемых частиц высокой энергии (из-за зависимости массы частиц от энергии) автоматически поддерживается синхронизм (резонанс) между движением частиц и ускоряющим электрич. полем. А. используется во всех осн. типах ускорителей: синхротронах и микротронах - ускорителях электронов; фазотронах (синхроциклотронах) и синхрофазотронах - ускорителях протонов. Все циклич. ускорители на большие энергии (сотни МэВ и выше) спроектированы на основе А.

АВТОЭЛЕКТРОННАЯ ЭМИССИЯ, туннельная эмиссия, полевая эмиссия, - испускание электронов проводящим твёрдым или жидким телом под действием сильного электрич. поля, к-рое создаётся у поверхности тела, играющего роль катода. А. э. не зависит от темп-ры катода и осуществляется путём прохождения электронов сквозь потенц. барьер у поверхности катода (см. Туннельный эффект). Плотн. тока А. э. из металла в вакуум J=с1Е2exp(-c2/E), где Е - напряжённость электрич. поля, с2 и с2 - константы, зависящие от работы выхода электрона из катода.

АВТОЭЛЕКТРОННЫЙ МИКРОСКОП - то же, что электронный проектор.

АГАТ (от греч. achates) - минерал, разновидность халцедона. Характеризуется многократным чередованием тонких (до 10 мкм), различно окрашенных концентрич. слоев. Тв. по минералогия, шкале 6,5 - 7. Применяется как поделочный камень, а также используется для изготовления технич. изделий (опорные камни, призмы для весов, цапфы для геодезич. приборов и др.). Для получения цветных декоративных А. их окрашивают. См. рис.

Агат

АГЛОМЕРАТ (от лат. agglomеrо - присоединяю, накопляю) в металлургии - спечённые в куски мелкие материалы, гл. обр. концентраты обогащения руд и пылевидные руды.

АГЛОМЕРАЦИЯ, агломерационный процесс, - термич. способ окускования мелких материалов, чаще всего рудной шихты (рудной мелочи и концентратов, пылевидных руд, колошниковой пыли), для улучшения их металлургич. св-в, осуществляемый обычно путём сжигания мелкого топлива в самом материале за счёт непрерывного прососа воздуха; часто в агломерац. шихту вводят флюсы (известняк). Окускование при А. происходит гл. обр. в результате образования жидких легкоплавких хим. соединений, связывающих при остывании отд. зёрна в куски. А. осуществляют преим. на агломерац. машинах ленточного типа, представляющих собой непрерывную цепь спекательных тележек с решётчатым дном. Продукт А. - агломерат - осн. сырьё для чёрной и цветной металлургии.

АГЛОМЕРАЦИЯ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ - единство насел. пунктов (гл. обр. городских), объединённых в одно целое хоз., трудовыми и культурно-бытовыми связями. Возникает преим. вокруг крупных городов, становящихся в этом случае ядром А. н. п., а также в густонаселённых пром. р-нах, где возникают многоядерные насел. пункты (напр., в угольных бассейнах). А. н. п., образов, на базе двух ядер и более, нередко обозначают термином конурбация.

АГЛОПОРИТ - искусств. пористый заполнитель в виде щебня или гравия. Получают термич. обработкой шихты из глинистых пород или отходов от добычи, обогащения и сжигания углей с последующим дроблением и рассевом на фракции. А. применяется при изготовлении лёгкого бетона (т. н. аглопоритбетона) и для теплоизоляц. засыпок. Теплопроводность А. 0,12 - 0,26 Вт/(м*К).

АГРЕГАТ (от лат. aggrego - присоединяю) - 1) машинный А. - укрупнённый унифицир. элемент машины (напр., электродвигатель, насос), обладающий полной взаимозаменяемостью и выполняющий определ. ф-ции в технологич. процессе.

2) Механич. соединение неск. машин, работающих в комплексе (напр., пахотный А. состоит из трактора, плугов, борон).

3) Совокупность отд. зёрен минералов и их сростков, слагающих горную породу либо её часть (напр., гранит - зернистый А. полевых шпатов, кварца и слюды).

АГРЕГАТИРОВАНИЕ - 1) метод конструирования изделий на осн. применения унифицир. и стандартных составных частей путём изменения характера их соединений и пространств. сочетания, применительно к заданным условиям. А. сокращает трудоёмкость проектирования и изготовления изделий, упрощает их эксплуатацию, позволяет производить агрегатный ремонт, облегчает проведение модернизации отд. морально устаревших составных частей.

2) Составление агрегатов из неск.-машин для их комплексного использования.

АГРЕГАТНАЯ ВЫЕМКА УГЛЯ - способ произ-ва работ в длинном (100 - 300 м) забое угольной шахты, при к-ром все осн. процессы (выемка, погрузка и доставка угля, передвижка конвейера, управление кровлей) автоматизированы и осуществляются без постоянного присутствия рабочих в очистном забое. Комплекс для А. в. у. состоит из добычного горного комбайна или струговой установки, передвижного конвейера, гидрофицир. (гидравлич.) горной крепи, кабеле- и шлангоукладчика и приспособления для зачистки кровли пласта. Управление агрегатом - дистанционное, из подготовительной горной выработки .

АГРЕГАТНЫЙ РЕМОНТ - форма орг-ции ремонта машин, при к-рой вместо устранения дефектов в изнош. деталях заменяют целиком узлы и агрегаты, используя оборотный фонд. Узлы и агрегаты восстанавливают на ремонтных пр-тиях. А. р. ускоряет ввод машин в действие.

АГРЕГАТНЫЙ СТАНОК - металлореж. станок, состоящий в осн. из унифицированных, кинематически не связанных между собой агрегатов. Взаимозависимость и последовательность движения задаются агрегатам обычно единой системой управления. Достоинства А. с. - возможность быстрой сборки и перекомпоновки для обработки др. деталей; высокая производительность, обусловленная многоинструментальной обработкой заготовок одновременно с неск. сторон; сокращение сроков проектирования; возможность многократного использования части агрегатов при изменении объекта произ-ва. А. с. применяют гл. обр. в крупносерийном и массовом произ-вах. См. рис.

Трёхсторонний однопозиционный агрегатный станок

Унифицированные агрегаты вертикального агрегатного станка: 1 - станина; 2 - центральный и наладочный пульты; 3 - поворотный делительный стол; 4 - гидробак; 5 - насосная установка; 6 - гидропанель; 7 - электрошкаф станка; 8 - силовой стол (в станках других типов - силовые головки); 9 - стойка; 10 - сверлильная бабка; 11 - упорный угольник; 12 - расточная панель; 13 - резьбовой копир; 14 - шпиндельная коробка; 15 - удлинитель; 16 - электрошкаф силовых механизмов; 17 - коробка скоростей; 18 - двухпозиционный делительный стол; 19 - расточная бабка; 20 - боковая станина. В станке унифицированы базовые детали (1, 9, 11 и 20), силовые механизмы (8), шпиндельные механизмы (10, 14 и 19), механизмы транспортирования (3 и 18), механизмы главного движения {17), гидрооборудование (4, 5 и 6), электрооборудование (7 и 16), вспомогательные механизмы (12, 13 и /5)

Примеры компоновок агрегатных станков: а - вертикальный односторонний однопозиционный; б - наклонный односторонний однопозиционный; в - многосторонний однопозиционный смешанной компоновки; в - вертикальный односторонний многопозиционный

АГРОНОМИЧЕСКИЕ РУДЫ - калийные соли, фосфатное сырьё (апатиты, фосфориты) и природные нитраты (селитры), используемые в качестве с.-х. удобрений. Иногда к А. р. относят также применяемые в с. х-ве самородную серу (инсектофунгицид и дезинфицирующее средство), гипс (гипсование почв), известняк (известкование кислых почв), глауконит (калийное удобрение), вермикулит (аккумулятор влаги, наполнитель для минер. удобрений, субстрат для гидропоники).