Энциклопедический политехнический словарь


Содержание

АРХИТЕКТУРА (лат. architecture, от греч. architekton - строитель, зодчий), зодчеств о, - здания и др. сооружения (а также их комплексы), создающие материально организов. среду для жизни н деятельности людей; само искусство создавать эти здания (сооружения). А. тесно связана с экономикой об-ва, с уровнем развития производит. сил и характером производств. отношений, с уровнем развития науки и техники. Произведения А. не только служат практич. целям, но и активно воздействуют на формирование эстетич. взглядов об-ва. Т. о., А. в целом является одновременно и областью материального произ-ва и видом художеств. творчества. Возведению зданий и сооружений предшествует этап проектирования - выполнение необходимых чертежей, расчётов и т. д. При проектировании архитектор и инженер предусматривают использование строит. материалов, конструктивных систем, соответствующих назначению данного сооружения, технико-экономич. требованиям, территориальным и климатич. условиям, разрабатывают объёмное решение, планировку здания, поэтажные планы и разрезы, фасады, интерьеры и т. д., применяя законы и средства композиции архитектурной. Особая область А. - градостроительство.

АРХИТЕКТУРНАЯ АКУСТИКА - раздел акустики, изучающий звуковые процессы в помещениях. А. а. включает волновую акустику, рассматривающую процессы собств. и вынужденных колебаний воздуха в помещении с учётом волновой природы звука, и геометрическую акустику, исследующую распространение звука в помещениях разл. формы с учётом многократных отражений звуковых волн. Законы А. а. учитываются при проектировании зрелищных сооружений, вокзалов, аэропортов, производств. зданий с технологич. процессами, сопровождаемыми шумом.

АРХИТРАВ (франц. architrave, от греч. archi- - главный и лат. trabs - балка) - нижняя из трёх горизонтальных частей антаблемента, лежащая на капителях колонн; имеет вид балки - широкой гладкой (в дорическом и тосканском ордерах) или разделённой на 3 горизонт. уступа - фасции (в ионич. и коринфском ордерах архитектурных).

АРШИН (тюрк.) - рус. ед. длины, применявшаяся до введения метрической системы мер (введена в употребление, вероятно, в 16 в.), равная 16 вершкам или 711,2 мм.

АСБЕСТ (от греч. asbestos - неугасимый) - обобщённое назв. тонковолокнистых минералов класса силикатов (гр. серпентина и амфибола), способных расщепляться на гибкие и тонкие волокна (толщиной до 0,5 мкм). Разновидности А. - хризотил-асбест и амфибол-асбесты: крокидолит-, рибекит-, родусит-, амозит-, антофиллит-А. и др. Гл. технич. хар-ки А. - высокая прочность на разрыв, эластичность, прядильность, огнеупорность, стойкость к к-там и щелочам. Наиболее широко в пром-сти применяют хризотил-А. Амфибол-А. по механич. прочности, огнеупорности, прядильным св-вам уступает хризотил-А., но значительно превосходит его по кислотостойкости. На осн. А. вырабатывается св. 2000 изделий, используемых в разл. отраслях пром-сти.

АСБЕСТОЦЕМЕНТ - строит. материал, изготовляемый из смеси цемента, асбеста и воды. На 100 частей (по массе) портландцемента марки 500 и выше расходуется от 12 до 20 частей асбеста преим. низких сортов. Благодаря армирующему эффекту волокон асбеста А. до начала схватывания цемента обладает достаточной прочностью на растяжение и пластичностью, что позволяет из листа толщиной 5 - 10 мм формовать разл. изделия. В затвердевшем состоянии А. обладает высокими физ.-механич. св-вами: предел прочности при изгибе до 30 МПа, при сжатии до 90 МПа, ударная вязкость в пределах 1,8 - 2,5 кДж/м2. А. долговечен, морозостоек, огнестоек, имеет повышенную хим. стойкость. Средняя (по объёму) плотн. 1550 - 1905 кг/м3. Недостатки А.: подверженность хрупкому разрушению и деформативность при изменении влажности, снижение к-рых достигается гидрофобизацией и дополнит. армированием. На стр-во А. поступает в виде готовых изделий: листов, плит, труб. Наиболее распространены кровельные профилиров. (волнистые) или плоские листы (неправильно наз. шифером). Плоские листы (прессованные и непрессованные) применяются для внутр. отделки вспомогат. помещений жилых и обществ. зданий, обшивки стеновых панелей, ограждений балконов и т. п.; такие листы из А. могут выпускаться в окраш. или отделанном полимерными плёнками виде. Из А. изготовляют трубы водопроводные (напорные и безнапорные), газопроводные и др., а также вентиляц. короба, элементы мусоропроводов и т. п. Методом экструзии (выдавливания) из А. получают пустотелые панели для стеновых и кровельных конструкций.

АСБЕСТОЦЕМЁНТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ - изготовляются из листового асбестоцемента, теплоизоляц. материалов с дерев., асбестоцем. или металлич. элементами каркаса. К А. к. относятся утеплённые (обычно минер. войлоком) плиты для покрытий производств. зданий. Монолитные конструкции (плиты и панели) изготовляют из двух плоских листов, соединённых слоем утеплителя (обычно пенопласта). Наиболее распространены конструкции каркасного типа - плиты и панели, состоящие из плоских асбестоцем. листов, соединённых с каркасом клеем или шурупами. Для каркаса применяют асбестоцем. или металлич. профили, дерев. бруски. Ширина плит 1,2 - 1,5 м, перекрываемые пролёты 3 и 6 м.

АСБОПЛАСТИКИ - пластмассы на основе асбестового наполнителя и термореактивного связующего, напр. феноло-формальдегидной смолы. По виду наполнителя различают асботекстолит (наполнитель - асбестовая ткань), асбогетинакс (асбестовая бумага), асбоволокнит (волокнистый асбест). Прочные теплостойкие материалы с хорошими фрикц., электроизоляц. и антикорроз. св-вами. Из А. изготовляют лопатки ротац. насосов, коллекторы малогабаритных электрич. машин, тормозные колодки вагонов метрополитена и самолётов, хим. аппаратуру, тепловую защиту нек-рых частей ракет и т. д.

АСИДОЛ - маслянистая, нерастворимая в воде жидкость; смесь нафтеновых к-т, к-рую получают при разложении серной к-той отходов от щелочной промывки нефт. дистиллятов. А. используют для пропитки шпал, как растворитель смол и анилиновых красителей, для приготовления смазочно-охлаждающих жидкостей. Продукт неполного разложения щелочных отходов - асидол-мылонафт - применяют в мыловарении как заменитель растит. жирков.

АСИМПТОТА (от греч. asymptotes - несовпадающий) кривой линии с бесконечно простирающейся ветвью - прямая, к к-рой эта ветвь неограниченно приближается, напр. А. гиперболы. График затухающих колебаний приближается к своей А., пересекая её. См. рис.

К ст. Асимптота. У гиперболы у=1/x асимптоты - оси координат Ох и Оу

График затухающих колебаний (ось Ot - асимптота)

АСИНХРОННАЯ МАШИНА (от греч. а- - приставка, означающая отрицание, и synchronos - одновременный) - электрическая машина переменного тока, у которой угловая скорость ротора не совпадает с угловой скоростью магнитного поля, создаваемого перем. током (обычно 3-фазным), протекающим в обмотках статора, и зависит от нагрузки. Принцип действия осн. на электромагн. взаимодействии между вращающимся магн. полем и перем. током, индуктируемым этим полем в обмотках ротора. В соответствии со способом выполнения роторной обмотки А. м. подразделяют на короткозамкнутые (см. Короткозамкнутая асинхронная машина) и с фазным ротором (см. Асинхронная машина фазная). В зависимости от значения скольжения А. м. могут служить асинхронным электродвигателем (осн. применение), асинхронным генератором или электромагн. тормозом; А. м. с заторможенным ротором используются также в качестве индукц. регулятора.

АСИНХРОННАЯ МАШИНА ФАЗНАЯ, асинхронная машина с фазным ротором, - асинхронная машина, у к-рой обмотка ротора выполнена по типу обмотки статора и снабжена вводным устройством (в виде контактных колец) для присоединения к внеш. цепи. Применяются в качестве двигателей; пусковой момент, сила пускового тока и угловая скорость регулируются в достаточно широких пределах активным сопротивлением, включённым в цепь ротора через контактные кольца. А. м. ф. используют гл. обр. для привода механизмов, требующих регулирования угловой скорости, а также в нерегулируемом приводе с тяжёлыми условиями пуска (цем. и угольные мельницы, подъёмно-трансп. механизмы и т. д.). Мощность - от неск. Вт до неск. МВт.

АСИНХРОННАЯ ЭВМ - электронная вычислит. машина, в к-рой начало выполнения каждой операции определяется сигналом об окончании предыдущей операции. Рабочий такт А. ЭВМ переменный, зависит от времени выполнения операции. Асинхронный принцип работы ЭВМ обеспечивает достаточно простое согласование работы устройств с разл. быстродействием и нек-рый самоконтроль - в случае отказа или невыполнения к.-л. операции машина останавливается. А. ЭВМ могут быть частично асинхронные, напр. асинхронно выполняются операции умножения, деления, ввод информации, а остальные имеют пост. такт работы.

АСИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР - асинхронная машина, работающая в генераторном режиме (первичный двигатель вращает ротор в том же направлении, что и магн. поле, но с большей угловой скоростью). А. г. не получили широкого распространения. Применяются в осн. как вспомогат. источники электрич. тока небольшой мощности и как тормозные устройства (в электроприводе).

АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ - асинхронная машина, работающая в двигат. режиме. Угловую скорость А. э. регулируют переключением числа пар полюсов, изменением частоты питающего тока, сопротивления в цепи ротора, а также каскадным включением неск. машин. Направление вращения А. э. изменяют переключением любых двух фаз обмотки статора. А. э. просты в произ-ве и надёжны в эксплуатации; применяют их как осн. двигатели в электроприводе. Мощность А. э. от неск. Вт до десятков МВт (см. рис.).

Асинхронный электродвигатель АВ-8000/6000 для привода питательных насосов паровых котлов электростанций (мощность 8 МВт, напряжение 6 кВ, масса 21,2 т)

Асинхронный электродвигатель в разобранном виде: а - статор; о - ротор в короткозамкнутом исполнении; в - ротор в фазном исполнении; 1 - станина; 2 - сердечник из штампованных стальных листов (магнитопровод); 3 - обмотка; 4 - вал; 5 - контактные кольца

АСПИРАТОР (от лат. aspiro - вдыхаю, выдыхаю) - 1) мед. аппарат для отсасывания жидкостей из ран, открытых и закрытых полостей тела, а также нек-рых мягких опухолей (напр., опухолей мозга), извлечения плодного яйца при аборте и т. д. А. работают преим. по принципу электровакуумных насосов; в ряде случаев А. применяют не для отсасывания, а для нагнетания жидкости (пульверизации, анестезии). С А. комбинируют хирургич. инструменты - шпатели, ретракторы, пункционные иглы и т. п. См. рис.

2) Механич. устройство для отбора проб воздуха или газа с целью анализа его состава и запылённости. А. применяют в горной и металлургич. пром-сти (анализ рудничной атмосферы, доменного и коксового газа и т. д.).

Универсальный медицинский аспиратор

АСПИРАЦИЯ - удаление пыли или др. вредных в-в с места их образования при работе технологич. оборудования или инструмента, во время пересыпки, разгрузки и т. п. Осуществляется с помощью местных отсосов и вентиляц. укрытий: зонтов, панелей и пр.

АССЕМБЛЕР (англ. Assembler, от assemble - собирать, монтировать) - вспомогат. программа в составе операц. систем для автоматич. перевода исходной программы, подлежащей выполнению на ЭВМ, на машинный язык. Один из видов транслятора.

АССОРТИМЕНТ (франц. assortiment, от assortir - подбирать, сортировать, снабжать разнообразными товарами) - состав и соотношение отд. видов изделий к.-л. отрасли произ-ва, пр-тия или к.-л. группы товаров. Изделие определ. модели рассматривается в качестве единицы А. и отличается от др. изделий данного А. по назначению (см. Номенклатура продукции), типажу, классу, внеш. виду. А. должен точно соответствовать структуре той или иной обществ. потребности и отражать её изменения. Задачу создания оптим. А. на осн. изучения потребления и прогноза его тенденций выдвигает техническая эстетика, к-рая формирует науч. подход к её решению. Повышению качества А. служат разл. средства его оптимизации: изучение рынка (маркетинг), разработка дизайн-программ, экспертиза пром. изделий и др.

АССОЦИАТИВНОЕ ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО - запоминающее устройство ЭВМ, в к-ром выборка (запись) данных производится не

по конкретному адресу, а по заданному сочетанию (ассоциации) признаков, свойственных искомой информации. Такими признаками могут быть: часть слова (числа) для обнаружения его среди др. слов, нек-рые особенности самого слова (напр., наличие спец, кодов в его разрядах), абс. размер слова или его местоположение и др. Существуют 2 осн. способа реализации А. з. у.: 1) построение спец. памяти, обладающей св-вом одноврем. хранения, считывания без разрушения и сравнения полученных данных; 2) программная орг-ция (моделирование), при к-рой ассоциативные связи между хранящейся в памяти информацией устанавливаются упорядоч. расположением её в виде последоват. цепочек или групп (списков). Применение А. з. у. значительно ускоряет поиск, анализ, классификацию и обработку данных.

АССОЦИАТИВНОСТЬ (от ср.-век. лат. associatio - соединение), ассоциативный (сочетательный) закон, - св-во сложения и умножения, выражаемое ф-лами: (а+b)+с=a+(b+с), а(bс) = (аb)с.

АСТАТ (от греч. astatos - неустойчивый) - хим. радиоактивный элемент, полученный искусственно; символ At (лат. Astatium), ат. н. 85, м. ч. наиболее долгоживущего изотопа 210. Из-за неустойчивости А. изучен недостаточно; в хим. отношении проявляет св-ва и металла и неметалла (близок к иоду). Изотоп с массовым числом 211 перспективен для мед. радиодиагностики .

АСТАТИЗМ (от греч. astatos - неустойчивый) - св-во измерит. системы или системы регулирования, состоящее в том, что установившаяся погрешность не зависит от величины или характера изменения внеш. воздействия.

АСТАТИЧЕСКАЯ САР - система регулирования автоматического, содержащая астатический регулятор. Примером может служить система автоматич. регулирования уровня жидкости (см. рис.): при увеличении (уменьшении) расхода жидкости поплавок перемещается и замыкает верхний (нижний) контакт. Двигатель изменяет положение задвижки, к-рая увеличивает (уменьшает) приток жидкости. В этом случае установившееся состояние при любом расходе жидкости имеет место только для одного значения регулируемой величины, соответствующего нейтральному положению реле. См. также Статическая САР.

Астатическая САР уровня жидкости: ЭД - электродвигатель; T1 - входная труба; 3 - задвижка; П - поплавок; Т2 - выходная труба; 1 и 3 - верхний и нижний контакты реле; 2 - подвижный контакт реле

АСТАТИЧЕСКИЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПРИБОР - электроизмерит. прибор (амперметр, вольтметр и др.), измерит. механизм к-рого выполнен т. о., что на положение подвижной части (показания прибора) не влияет внеш. однородное магн. поле.

АСТАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР - автоматич. регулятор, поддерживающий заданное значение регулируемой величины при любом значении внеш. воздействия на систему регулирования. Для осуществления астатич. регулирования в схему регулятора включается интегрирующее звено либо хар-ки чувствит. элемента подбирают так, чтобы регулятор обладал св-вами интегрирующего звена. Число таких последовательно включённых звеньев наз. порядком астатизма А. р. Регуляторы с астатизмом 1-го порядка применяют обычно при регулировании тех-нологич. процессов, с астатизмом более высокого порядка - в следящих системах.

АСТИГМАТИЗМ (от греч. а- - приставка, означающая отрицание, и stigme - точка) - одна из мо-нохроматич. аберраций оптических систем, состоящая в том. что изображение светящейся точки в общем случае имеет вид пятна эллиптич. Формы, к-рое при нек-рых положениях плоскости изображения вырождается в отрезок прямой или кружок (см. рис.). А. возникает вследствие использования пучков света, падающих наклонно к оптич. оси системы, а также при нарушении осевой симметрии преломляющих поверхностей оптич. системы (напр., роговицы или хрусталика при А. глаза).

Световой пучок, прошедший через оптическую систему, обладающую астигматизмом. Внизу показаны сечения пучка плоскостями, перпендикулярными оси оптической системы

"АСТОН МАРТИН" (Aston Martin) - назв. легковых автомобилей высшего класса, выпускаемых с 1921 фирмой 4Астон Мартин Лагонда" (Aston Martin Lagonda) в Великобритании. В 1986 изготовлялось незначит. число автомобилей ручной сборки (рабочий объём двигателей 5,3 л, мощность 225 - 322 кВт. Макс. скорость 230 - 300 км/ч). См. рис.

Легковой автомобиль "Астон Мартин"

АСТРАГАЛ (франц. astragale, от греч. astragalos, букв. - шейный позвонок) - деталь сложного профиля в ордерной архитектуре. Представляет собой (см. рис.) сочетание валика с полочкой (см. Обломы архитектурные); А. наз. также валик, служащий сочленением ствола колонны с капителью или базой,

Астрагал (указан стрелкой)

АСТРО... (от греч. astron - звезда) - составная часть сложных слов, обозначающая: относящийся к звёздам, небесным телам, к космич. пространству (напр., астрограф, астрометрия).

АСТРОГРАФ (от остро... и ...граф) - телескоп, в к-ром приёмником излучения служит фотогр. пластинка. Визирование производят с помощью гида, связанного с фотогр. телескопом в единую систему (см. рис.). А. применяют для фотографирования небесных объектов.

Астрограф Пулковской обсерватории

АСТРОДИНАМИКА - раздел небесной механики, изучающий динамику космич. полёта. Исследует эволюцию орбит искусств. небесных объектов, определяет астрономич. постоянные из наблюдений движения КА, решает задачи оптимизации космич. перелётов, развивает методы расчёта траекторий полёта к планетам и Луне.

АСТРОЛЯБИЯ (ср.-век. лат. astrolabium, от греч. astron - звезда и 1аЪё - схватывание) - угломерный прибор, служивший до 18 в. для определения широты и долготы в астрономии. В совр. астрономии находит применение призменная астролябия.

АСТРОМЕТРИЯ (от остро... и ...метрия) - раздел астрономии, в к-ром изучаются методы измерений точных положений небесных светил, угловых расстояний между ними, а также методы определения геогр. координат и азимутов на земной поверхности и измерений времени. А. включает практич. астрономию, фундаментальную А., фотогр. А., а также службу времени и службу широты.

"АСТРОН" - наименование сов. автоматич. КА (автоматич. станции) для проведения астрофиз. исследований галактич. и внегалактич. источников космич. излучения; создан на базе межпланетного КА "Венера". Масса 3500 кг. Орбита высокоэллиптич., сильно вытянутая (перигей - 2000 км, апогей - 200 000 км); позволяет свыше 90% времени вести измерения вне тени Земли н радиац. поясов. Часть науч. аппаратуры, установл. на борту "А.", создана совместно специалистами СССР и Франции. КА выведен на орбиту в 1983, За 4 года было проведено св. 500 сеансов радиосвязи. По совм. программам учёных СССР, ГДР, Франции и Италии проводились разнообразные исследования звёзд, галактик, туманностей и кометы Галлея.

АСТРОНАВИГАЦИЯ - см. Астрономическая навигация.

АСТРОНАВТИКА (от остро... и греч. nautike - мореплавание) - термин, используемый в ряде стран, в частности в США, вместо термина космонавтика, принятого в СССР.

АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА - внесистемная ед. длины в астрономии. Обозначение - а. е. Примерно равна ср. расстоянию от Земли до Солнца: 1,49598*1011 м= 149,598 млн. км (значение принято Междунар. астрономич. союзом).

АСТРОНОМИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИЯ, астронавигация, - разновидность навигации космической и навигации воздушной. Первичная информация в А. н. определяется результатами оптич. измерении. В начале космич. эры (1957) А. н. обозначала вид навигации, осн. на измерениях величин, характеризующих лишь угловое положение звёзд, напр. относительно Земли или Луны; затем к А. н. стали относить все виды навигации, в к-рых применяются оптич. измерит. приборы: секстанты, датчики звёзд и Солнца и т. д. В систему автономной А. н. помимо измерит. приборов входят также вычислит. устройства. Система А. н. на КА может использоваться совм. с системой инициальной навигации.

АСТРОНОМИЯ (греч. astronomia, от astron - звезда и nomos - закон) - наука о строении и развитии космич. тел, их систем и Вселенной в целом. А. включает разделы: астрометрию, астрофизику, радиоастрономию, звёздную астрономию, небесную механику, космологию и др. А. также изучает и разрабатывает способы использования наблюдений небесных тел для практич. нужд (служба времени, определение геогр. координат и азимутов на земной поверхности, ориентация ИСЗ и межпланетных станций по звёздам и т. п.).

АСТРООРИЕНТАЦИЯ - ориентация КА относительно "неподвижных" звёзд или небесных тел Солнечной системы с помощью спец. астродатчиков, яапр. при астрофиз. исследованиях, выполнении точных манёвров и в др. случаях, когда допустимые ошибки ориентации малы и измеряются угловыми минутами или секундами.

АСТРОФИЗИКА (от астро... и физика) - раздел астрономии, изучающий физ. явления в небесных телах, их системах и в космич. пространстве.

АСТРОФОТОМЕТР [от остро..., греч. phos (photos) - свет, блеск и ...метр] - прибор для измерений блеска или яркости небесных объектов или их световых потоков сравнением друг с другом и с искусств. источником света.

АСУ - см. Автоматизированная система управления.

АСФАЛЬТ (от греч. asphaltos - горная смола) - строит. вяжущий материал; смесь битума с мелким минер. наполнителем. Различают А. природный (встречается сравнительно редко) и искусственный. В стр-ве используют гл. оор. искусств. А., обычно наз. асфальтовой мастикой или асфальтовым вяжущим, - смесь 13 - 60% нефт. битума с известняковым порошком. Её применяют как приклеивающий и гидроизоляц. материал, а также в смеси с песком, гравием или щебнем при получении асфальтобетона.

АСФАЛЬТОБЕТОН, асфальтовый бетон, - строит. материал, получаемый из смеси щебня, песка, минер. порошка и битума. А. используются для устройства покрытий автомоб. дорог, полов пром. зданий, кровельных покрытий и др. Различают А. горячий, содержащий вязкий битум, укладываемый при темп-ре не ниже 120 °С; тёплый - с маловязким битумом и темп-рой укладки 40 - 80 °С; холодный - с жидким битумом, укладываемым при темп-ре окружающего воздуха, но не ниже 10 °С. А. может быть крупно-, средне-, мелкозернистым и песчаным (наибольшая крупность зёрен соответственно до 40, 25, 15, 5 мм).

АСФАЛЬТОБЕТОНОСМЕСИТЕЛЬ - установка для приготовления асфальтобетонных и др. битумоминеральных смесей путём сортировки песка и щебня по фракциям, дозирования их компонентов, перемешивания с битумом. Различают А. с вертик. и горизонтальным движением материалов. См. рис.

Схема асфальтобетоносмесителя: 1 - элеватор исходного сырья; 2 - грохот; 3 - бункер для минерального порошка; 4 - элеватор для минерального порошка; 5 - лоток негабаритного камня; 6 - весовой бункер; 7 - лопастная мешалка; 8 - битумный насос; 9 - бачок для дозирования битума

АСФАЛЬТОУКЛАДЧИК - самоходная дорожно-строит. машина для распределения и укладки асфальтобетона и др. битумоминеральных смесей на основание при сооружении и ремонте дорожных и аэродромных покрытий. Различают А.: гусеничные (см. рис.), колёсные и комбинированные. Смесь из самосвалов поступает в бункер А., откуда подаётся к шнекам, распределяющим её по ширине укладываемой полосы. Разравнивание и профилирование покрытия производится с предварит. его уплотнением. А. оснащаются автоматич. системами управления рабочими органами.

Схема асфальтоукладчика: 1 - заслонки; 2 - бункер; 3 - буферный ролик; 4 - гусеничный ход; 5 - скребковые питатели; 6 - распределяющие шнеки; 7 - трамбующий брус; 8 - выглаживающая плита

АТАКИ УГОЛ - 1) в аэродинамике - угол между к.-л. условной линией (напр., продольной осью ЛА или хордой крыла) и направлением скорости полёта. При изменении А. у. изменяются аэродинамические коэффициенты, а следовательно, и аэродинамич. силы и моменты, действующие на ЛА, и режим полёта. Различают А. у.: нулевой подъёмной силы, критический (аэродинамич. коэфф. подъёмной силы максимален), наивыгоднейший (аэродинамическое качество максимально). На закритич. А. у. происходит срыв потока, поэтому для предотвращения потери устойчивости полёты ЛА ограничиваются: А. у. должны быть меньше критич. значения.

2) В с.-х. технике - угол между плоскостью вращения дискового рабочего органа с.-х. орудия и направлением его движения.

АТАКТИЧЕСКИЕ ПОЛИМЕРЫ - см. в ст. Стереорегулярные полимеры.

"АТЛАНТИС" - см. "Спейс шаттл".

"АТЛАС" (англ. Atlas) - наименование амер. одноступенчатой (или "полутораступенчатой") жидкостной (кислород и керосин) ракеты-носителя. Дальность полёта последней модели св. 18 000 км, стартовая масса 118 т, дл. 25 м. макс. диам. 3 м, система наведения - инерциальная. РН "А." использовалась в 1962 - 63 для запуска космич, кораблей "Меркурий", позже - для запуска ИСЗ воен. назначения. РН "А." с дополнит. ступенью (напр., "А.-Центавр") служат для запуска ИСЗ воен., науч. и хоз.-прикладного назначения, а также АМС ("А.-Центавр" с дополнит. твердотопливной ступенью). РН "А.-Центавр" выводит на стационарную орбиту ок. 600 кг полезного груза; стартовая масса 137 т, дл. ок. 35 м, диам. 3 м. Модификация ступени "Центавр" - межорбитальный буксир. См. рис.

Ракета-носитель "Атлас"

АТМОСФЕРА (от греч. atmos - пар и сфера) - 1) газовая оболочка, окружающая Землю. А. принято считать ту область вокруг Земли, в к-рой газовая среда вращается вместе с Землёй как единое целое. Масса А. составляет ок. 5,15-10" т. 2) Не подлежащая применению внесистемная ед. давления, заменяемая единицей СИ паскалем (Па) или кратными от Па единицами [А. техническая (обозначение - ат) равна давлению, вызываемому силой 1 кгс, равномерно распре дел. по нормальной к ней поверхности пл. 1 см2; 1 ат = 1 кгс/см2 = 98,0665 кПа. А. физическая (обозначение - атм) равна атмосферному давлению 760 мм рт. ст.; 1 атм = 1,0332 кгс/см2 = 101,325 кПа].

АТОМ (от греч. atomos - неделимый) - наименьшая частица хим. элемента, к-рая ещё является носителем его хим. св-в. А. состоит из положительно заряж. атомного ядра и отрицательно эаряж. электронов, образующих электронные оболочки А. Число электронов в А. численно равно заряду ядра, выраж. в электронных единицах (зарядовому числу), к-рое совпадает с атомным номером Z элемента в периодической системе элементов Менделеева. В целом А. электрически нейтрален. А. имеет размеры порядка 10-10 м. Размеры ядра А. порядка 10-14 м. Масса А. практически совпадает с массой его ядра. Св-ва А. подчиняются законам квантовой механики, а его энергия квантуется, т. е. принимает ряд дискретных значений, соответствующих стационарным состояниям А. (часто их наз. уровнями энергии).

Стационарное состояние, соответствующее наименьшему значению энергии А., наз. основным или нормальным, а все остальные - возбуждёнными. В осн. состоянии свободный А., не подверженный внеш. воздействиям, может находиться неогранич. время, в возбуждённом - конечное время, обычно порядка 10 нс. Однако для нек-рых, т.н. метастабильных, состояний оно может быть значительно больше. Из возбужд. состояния А. может перейти в основное или в менее возбуждённое; при этом свободный А. испускает фотон, энергия к-poro hv=Ei-Ek, где Ei и Ek - энергия А. в исходном и конечном состояниях. Если возбужд. А. сталкивается с др. частицей, то он может передать энергию Et - Е* этой частице, не испуская фотон (безызлучат. переход; удар 2-го рода). Обратный переход А. из состояния с энергией Ek в состояние с энергией Et > Ekможет быть осуществлён за счёт поглощения фотона с энергией hv = Et - Ek либо вследствие удара 1-го рода - столкновения с др. частицей (напр., с электроном), передающей А. необходимую энергию.

Для простейшего А. водорода (и водородоподобных систем - ионов, содержащих один электрон) состояние А. определяется значениями четырёх квантовых чисел п, I, т и ms (см. Квантовые числа), характеризующих состояние электрона. Энергия А. водорода зависит только от гл. квантового числа п. Для сложных А., содержащих 2 электрона и более, приближённо можно считать, что каждый электрон А. находится в своём квантовом состоянии, характеризуемом набором четырёх квантовых чисел n, l, m и ms. В соответствии с Паули принципом а сложном А. не может быть больше одного электрона, находящегося в данном квантовом состоянии. Электроны, находящиеся в состояниях с заданными значениями гл. квантового числа п, образуют ряд электронных оболочек.

Энергия электрона в сложном А. зависит не только от гл. квантового числа п. но и от азимутального квантового числа l. В зависимости от значения l электроны в каждой оболочке распределяются по подоболочкам.

В осн. состоянии А. электроны распределяются по оболочкам и подоболочкам т. о. что полная энергия А. минимальна. А. одного и того же элемента могут отличаться по массе вследствие разл. числа нейтронов в их ядрах (см. Изотопы).

АТОМНАЯ БАТАРЕЯ - см. Ядерная батарея.

АТОМНАЯ БОМБА - см. Ядерное оружие.

АТОМНАЯ ЕДИНИЦА МАССЫ - ед. массы, применяемая в атомной физике и равная 1/12 массы изотопа углерода с массовым числом 12. Обозначение - а. е. м. 1 а. е. м.~1,6605402-10-27 кг.

АТОМНАЯ МАССА (ранее наз. атомным весом) - масса атома хим. элемента, выраженная в атомных единицах массы. Принятое в данном словаре сокращённое обозначение - ат. м.

АТОМНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ (АЭС) - электростанция, в к-рой атомная (ядерная) энергия преобразуется в электрическую. На АЭС теплота, выделяющаяся в ядерном реакторе в результате цепной реакции деления ядер нек-рых тяжёлых элементов, в осн. 233U, 235U, 239Рu, преобразуется в электрич. энергию так же, как и на обычных тепловых электростанциях. При делении 1 г изотопов урана или плутония высвобождается ок. 22,5 МВт*ч энергии, что эквивалентно энергии, получающейся при сжигании 2,8 т условного топлива. АЭС составляют основу ядерной энергетики. Первая в мире АЭС мощностью 5 МВт пущена в СССР (г. Обнинск) в 1954. К кон. 80-х гг. мощность крупнейших действующих АЭС составляла св. 6 ГВт.

Наиболее часто на АЭС применяют 2 типа реакторов на тепловых нейтронах: корпусные водо-водяные реакторы и канальные графита-водные реакторы. В зависимости от вида и агрегатного состояния теплоносителя выбирается термодинамич. цикл АЭС. Выбор верх. температурной границы цикла определяется максимально допустимой темп-рой оболочек тепловыделяющих элементов (твэлов), а также св-вамн теплоносителя. Отличит. особенность большинства АЭС - использование пара сравнительно низких параметров, насыщенного или слабоперегретого. В высокотемпературных графито-газовых реакторах возможно применение обычного газотурбинного цикла. Реактор в этом случае выполняет роль камеры сгорания.

При работе реактора концентрация делящихся изотопов в ядерном топливе уменьшается (твэлы выгорают). Со временем отработавшие твэлы заменяют новыми. Для исключения перегрева и нарушения герметичности оболочек твэлов предусматривается быстрое (в течение неск. с) глушение ядерной реакции аварийной системой расхолаживания. Осн. электротехнич. оборудование АЭС такое же, как и на обычных тепловых электростанциях. См. рис.

Принципиальная схема атомной электростанции: 1 - ядерный реактор; 2 - циркуляционный насос; 3 - теплообменник; 4 - паровая турбина; 5 - электрический генератор

К ст. Атомная электростанция. Пример компоновки главного корпуса станции: 1 - реактор; 2 - водоподогреватель; 3 - сепаратор; 4 - запасные твэлы; 5 - кран перегрузки твэлов; 6 - пульт управления; 7 - машинный зал; 8 - турбогенератор; 9 - паровая турбина; 10 - главный циркуляционный насос

АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ - см. Ядерная энергия.

АТОМНОВОДОРОДНАЯ СВАРКА - дуговая сварка, при к-рой дуга горит между двумя неплавящимися вольфрамовыми электродами в атмосфере водорода. Под действием высокой темп-ры дуги происходит диссоциация молекул водорода. В процессе рекомбинации водорода на поверхности металла дополнительно выделяется теплота. Защита зоны сварки водородом обеспечивает высокое качество шва почти всех металлов (кроме меди и её сплавов). Зазор между свариваемыми кромками заполняется присадочным металлом.

АТОМНОЕ ЯДРО - центральная часть атома, в к-рой сосредоточена почти вся его масса. А. я. у разных элементов имеют размеры порядка 1 - 10 фм (10-15 - 10-14 м), т. е. порядка 10-5 - 10-4 радиуса атома. Плотн. ядерного в-ва - порядка 1017 кг/м3. А. я. состоит из Z протонов и N = (А - Z) нейтронов, где Z - зарядовое число, А - массовое число.

А. я. обозначают в форме AZХ, где X - символ соответствующего элемента. А. я. имеет положит. элек-трич. заряд Ze (е - заряд протона, равный по абс. значению заряду электрона), механич. момент импульса (спин я д р а) и магнитный момент. Устойчивость А. я. характеризуется энергией связи А. я. и обусловлена действием ядерных сил. Все А. я. делятся на стабильные и радиоактивные (см. Радиоактивность, Альфа-распад, Бета-распад). Распад А. я. на неск. (обычно 2) близких по массе ядер-осколков наз. делением А. я. Ядра нек-рых тяжёлых элементов могут делиться самопроизвольно (спонтанное деление) или при их бомбардировке гл. обр. нейтронами (вынужденное деление). Деление А. я. сопровождается вылетом вторичных нейтронов деления, гамма-излучением и выделением огромных кол-в энергии (см. Ядерный взрыв, Ядерный реактор).

АТОМНЫЕ ЧАСЫ, квантовые часы, - устройство для измерений времени, содержащее кварцевый генератор, управляемый квантовым стандартом частоты. Роль маятника играют атомы. Ход А. ч. регулируется частотой излучения атомов при переходе их с одного энергетич. уровня на др. Эта частота настолько стабильна (погрешность 10-11 - 10 -13), что А. ч. позволяют измерять время точнее, чем с использованием астрономич. методов (допускают ошибку не более чем 1 с за 100 лет). Применяются в радионавигации для измерений расстояний от летат. аппарата до наземной станции сравнением фазы сигнала, принятого с Земли, с фазой опорного сигнала бортового оборудования, вастроном и ческой службе времени для получения точного времени, необходимого при работах в области геологии, геофизики и т. д., а также в качестве эталона частоты при физ. исследованиях. См. рис.

Структурная схема атомных часов

АТОМНЫЙ ВЕС - см. Атомная масса.

АТОМНЫЙ ВЗРЫВ - см. Ядерный взрыв.

АТОМНЫЙ НОМЕР - порядковый номер Z хим. элемента в периодической системе элементов Менделеева. Определяет число протонов в атомном ядре и его электрич. заряд, равный Ze, где е - заряд протона (численно равный заряду электрона), а также число электронов в нейтральном атоме.

АТОМНЫЙ РЕАКТОР - см. Ядерный реактор.

АТОМОХОД, атомное судно, - общее назв. судов с ядерной силовой установкой. Существуют гражд. и воен. А. разного назначения: ледоколы, танкеры, подводные лодки, авианосцы и др. Первый гражд. А. - атомный ледокол "Ленин" - построен в СССР в 1959. См. рис.

Атомоходы: ледокол "Россия" (вверху), лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть" (внизу)

А-300В - первый европ. (франко-западногерм.) широкофюзеляжный пасс. самолёт с двумя турбовентиляторными двигателями (взлётная тяга каждого 233,5 кН). Число мест 331. Размах крыла 44,8 м, дл. 53,5 м, взлётная масса 150 т, крейсерская скорость 917 км/ч. Может перевезти груз св. 35 т на расстояние до 2400 км. Макс. дальность полёта 5200 км (с грузом 16 т). См. рис.

Пассажирский самолёт А-300В (Франция - ФРГ)

АТТЕНЮАТОР (от франц. attenuer - ослаблять, уменьшать) - радиотехнич. устройство, позволяющее при пост. уровне мощности или напряжения сигнала на входе уменьшить выходной сигнал в заданное число раз. Простейший А. - делитель напряжения.

АТТЕСТАЦИЯ (от лат. attestatio - свидетельство) - 1) определение квалификации, уровня знаний работника или учащегося. 2) А. продукции в СССР - оценка технич. уровня и качества выпускаемой пром. продукции и присвоение ей одной из двух категорий качества - высшей или первой. Установленные надбавки к оптовой цене на продукцию высшей категории качества и скидки с оптовой цены на продукцию, отнесённую при А. к первой категории качества, способствуют расширению выпуска высокоэффективной пром. продукции. 3)А. рабочих мест в нар. х-ве СССР - периодич. учёт всех рабочих мест, оценка их состояния, выявление среди них и ликвидация малоэффективных. А. рабочих мест сопровождается их рационализацией. При этом сокращается применение ручного и тяжёлого физ. труда, внедряются совр. средства механизации и автоматизации технологич. процессов, увеличивается коэффициент сменности оборудования.

АТТИК (от греч. attikos - аттический) - стенка над венчающим архит. сооружение карнизом, часто украшенная рельефами и надписями. Обычно завершает триумфальную арку.

АТТО... (от дат. atten - восемнадцать) - приставка для образования наименования десятичной дольной единицы, соответствующая множителю 10-18. Обозначение - а. Пример образования дольной единицы: 1 аг (аттограмм) = 10-18 г.

АТТРИТТОР (от лат. attritus - потёртый, стёртый) - установка для механич. измельчения порошков до ультрадисперсного состояния (до 0,01 мкм) мелкими шариками, соударение к-рых между собой и стенками рабочей камеры осуществляется вследствие вращения вертик. мешалки. Частота вращения мешалки не превышает 500 об/мин, что обеспечивает незначит. износ стенок рабочей камеры и шариков. Предельная вместимость рабочей камеры 1,2 м3, мощность на валу мешалки не более 90 кВт.

"АУДИ" (Audi) - назв. легковых автомобилей фирмы "Ауди НСУ ауто унион" - Audi NSU Auto Union (ныне в ФРГ), выпускавшихся в 1909 - 40. С 1966 выпуск возобновлён. В 1986 фирма изготовляла автомобили малого и ср. классов. Рабочий объём двигателей 1,6 - 2,2 л, мощность 55 - 225 кВт, макс. скорость 160 - 250 км/ч. Особенность автомобилей "А" - передние или все ведущие колёса. См. рис.

Легковой автомобиль "Ауди"

АУКСОХРОМЫ (от греч. аихо - увеличиваю и chroma - цвет) - см. в ст. Хромофоры.

АУРИПИГМЁНТ (от лат. auripigmentum, букв. - золотая краска) - минерал, сульфид мышьяка As2S3. Цвет яркий лимонно- или золотисто-жёлтый до оранжево-жёлтого и буроватого. Тв. по минералогия, шкале 1,5 - 2; плотн. ок. 3500 кг/м3. Руда мышьяка; используется как минер. краска.

АУСТЕНИТ [от имени англ. металлурга У. Робертса-Остена (W. Roberts-Austen; 1843 - 1902)] - фаза железоуглеродистых сплавов, твёрдый р-р углерода (до 2%) и легирующих элементов в y-железе. Кристаллич. решётка - гранецентрированная кубическая. А. парамагнитен, плотность его больше, чем др. структурных составляющих стали. В углеродистых сталях и чугунах А. устойчив выше темп-ры 727 °С.

АУСТЕНИЗАЦИЯ - образование аустенита при нагреве стали.

"АУТОБЬЯНКИ" (Autobianchi) - назв. легковых автомобилей одноимённой итал. фирмы, выпускаемых с 1955 [с 1959 в составе концерна "ФИАТ" (FIAT)]. В 1986 изготовлялись автомобили особо малого класса. Рабочий объём двигателей 0,9 - 1 л, мощность 31 - 63 кВт, Макс. скорость 130 - 180 км/ч. См. рис.

Легковой автомобиль "Аутобьянки "

АУТОИНФЕКЦИЯ (от греч. autds - сам и ср.-век. лат. infectio - заражение) - заболевание, причиной к-рого являются микробы, находящиеся в организме и под влиянием неблагоприятных условий (напр., переутомление, переохлаждение) приобретающие болезнетворные св-ва. При длит. космич. полётах развитие А. особенно вероятно. В опытах с длит. ограничением подвижности человека, а также пребыванием в герметически закрытой кабине наблюдались явления А. в виде гнойничковых заболеваний кожи, ангин и др.

АУТРИГЕР (англ. outrigger) - 1) кронштейн за бортом гребного судна для выносной уключины. На мелких судах А. наз. всё то, что выдаётся за борт. 2) дополнит. опора (иногда с домкратом), увеличивающая устойчивость передвижного устройства (напр., подъёмного крана) против опрокидывания.

АФЕЛИЙ (от апо... и греч. helios - Солнце) - см. Апоцентр.

АФОКАЛЬНАЯ СИСТЕМА (от греч. а - приставка, означающая отрицание, и фокус), телескопическая система, - оптич. система, фокус к-рой (точка, в к-рой собираются параллельные лучи) находится в бесконечности.

АФФИНАЖ (франц. affinage, от affiner - очищать) - металлургич. процесс получения благородных металлов высокой чистоты путём их разделения и отделения от них примесей.

АХРОМАТ (от греч. achromatos - бесцветный), ахроматическая линза, ландшафтная линза, - линзовая оптич. система с исправленной хроматнч, аберрацией (см. Аберрации оптических систем) для двух цветов (см. рис.).

Ахромат. Тонкими линиями показан ход лучей: 1 - в жёлтой области спектра; 2 - в сине-фиолетовой области спектра

АХТЕРПИК (голл. achterpiek) - крайний кормовой отсек судна.

АХТЕРШТЕВЕНЬ (голл. achtersteven) - деталь набора корпуса судна, составляющая продолжение киля в кормовой части. Выполняется в виде литой, клёпаной или сварной рамы, служащей опорой для руля (рудерпост), а на одновинтовых судах - и для кормового конца гребного вала (с т а р н п о с т).

АЦЕТАЛИ И КЕТАЛИ - органич. соединения общих ф-л (ROhCR'H и (RO)2CR'R"(R, R', R" - СН3-C2H5- и др.): бесцветные жидкости с приятным запахом. Применяются как растворители, душистые в-ва, пестициды. Из ацеталей поливинилового спирта получают клеи (типа БФ) и материалы для электроизоляц. покрытий.

АЦЕТАЛЬДЕГИД, уксусный альдегид, СНзС(О)Н - бесцветная жидкость с резким запахом; tкип 20,2 oС. Сырьё в произ-ве уксусной к-ты и мн. др. продуктов органич. синтеза.

АЦЕТАТНЫЕ ВОЛОКНА - искусств. волокна, получаемые формованием из р-ров ацетатов целлюлозы. Эластичны, приятны на ощупь, устойчивы к микроорганизмам, неустойчивы к истиранию, разрушаются в концентриров. к-тах и р-рах щелочей. Применяются в произ-ве трикотажных изделий, подкладочных и др. тканей, галстуков, сигаретных фильтров. А. в. с непрерывным каналом в центре используют для разделения р-ров методами обратного осмоса и ультрафильтрации.

АЦЕТАТЫ (от лат. acetum - уксус) - соли и эфиры уксусной к-ты. Соли (СН3СОО)n М (М - металл, n - его степень окисления) - кристаллич. продукты, применяемые для приготовления катализаторов и сиккативов. Эфиры CH3COOR (R - органич. радикал) - летучие жидкости; используются как растворители, в произ-ве киноплёнки, в парфюмерии, пищ. пром-сти, для синтеза полимеров. См. также Винилацетат, Этилацетат, Ацетаты целлюлозы.

АЦЕТАТЫ ЦЕЛЛЮЛОЗЫ, ацетилцеллюлоза, [С4Н7O2(ОН)3-x(ОСОСН2)х]n - твёрдые продукты обработки целлюлозы уксусным ангидридом. Растворимы в хлориров. углеводородах, сложных эфирах, кетонах, муравьиной и уксусной к-тах; малоустойчивы к р-рам щелочей; размягчаются при 190 - 210 "С. Из А. ц. изготовляют ацетатные волокна, основу негорючей кино- и фотоплёнки, плёнку для укрытия парников, пластмассы (этролы).

АЦЕТИЛЕН НС=СН - бесцветный газ; tкип  -83,6 oС. Применяется для синтеза акрилонитрила, винилхлорида, винилацетата, хлоропрена и др. важных хим. продуктов, а также для газовой сварки и резки металлов.

АЦЕТИЛЕНОВЫЙ ГЕНЕРАТОР - аппарат, используемый для получения ацетилена при разложении карбида кальция водой. А. г. низкого (до 10 кПа) и среднего (до 150 кПа) избыточного давления, oбычно передвижные: используют гл. обр. при газовой сварке. А. г. высокого избыточного давления (св. 150 кПа) - стационарного типа, служат для получения больших объёмов ацетилена в хим., фармацевтич., пищ. пром-сти,

АЦЕТИЛЦЕЛЛЮЛОЗА - то же, что ацетаты целлюлозы .

АЦЕТОБУТИРАТЫ ЦЕЛЛЮЛОЗЫ

- твёрдые продукты обработки целлюлозы ангидридами уксусной и масляной к-т. Мало гигроскопичны, устойчивы к р-рам щелочей и к-там; растворимы в кетонах, хлориров. углеводородах, нитросоединениях; светостойки; трудно воспламеняются; размягчаются при 140-170 °С. Применяются в производстве пластмасс (этролов), материалов для антикорроз, и электроизоляц. покрытий, плёнок.

АЦЕТОН (от лат. acetum - уксус) СН3С(О)СНз - бесцветная жидкость; tкип 56,2 оС. Растворитель в произ-ве лаков, хим. волокон, сырьё для синтеза дифенилолпропана, эфиров и мн. др. органич. соединений.

АЦЕТОПРОПИОНАТЫ ЦЕЛЛЮЛОЗЫ

- твёрдые продукты обработки целлюлозы ангидридами уксусной и пропионовой к-т. Растворимы в ацетоне, циклогексаноне и др. органич. растворителях, совместимы с большинством обычных пластификаторов; размягчаются при темп-ре ~180 оС. Характеризуются термостойкостью и механич. прочностью. Применяются гл. обр. в произ-ве пластмасс (этролов).

АЦИКЛИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (от греч. а -приставка, означающая отрицание, и kyklos - круг, цикл), алифатические соединения, жирного ряда соединения, - органич. соединения, в молекуле к-рых атомы углерода связаны между собой в "открытые" разветвлённые или неразветвлённые цепи (см., напр., Бутоны, Бутепы, Пентаны). Распространены в природе; в больших кол-вах содержатся в природном горючем газе, нефти и продуктах её переработки.

АЭРАЦИЯ ВОДЫ (от греч. аег - воздух) - насыщение воды кислородом воздуха. А. в. производится: в очистных водопроводных сооружениях с целью повышения качества воды путём её обезжелезивания и удаления из неё свободной углекислоты и сероводорода; в сооружениях биологической очистки сточных вод для обеспечения жизнедеятельности микроорганизмов, ускоряющих процесс минерализации растворённых в сточных водах органич. в-в; в рыбоводных прудах.

АЭРАЦИЯ ЗДАНИЙ - организованный естеств. воздухообмен, происходящий благодаря разности плотностей нар. и внутр. воздуха и воздействия ветра на нар. ограждения здания. А. з. широко применяют в пром. цехах (кузнечных, литейных, прокатных и т. п.) со значит. избытками теплоты. При А. з. нар. воздух поступает через окна в ниж. части здания и вытесняет тёплый и загрязнённый воздух помещения через окна или аэрац. фонари в верх. части здания. Створки окон и фонарей снабжают механич. устройствами для регулирования А. з. (см. также Вентиляция).

АЭРО... (от греч. аёг - воздух) - составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову "воздушный" (напр., аэрограф, аэростат).

АЭРОБУС, воздушный автобус, - широкофюзеляжный самолёт, предназнач. для перевозки большого числа пассажиров. А. отличаются высоким уровнем комфорта (просторное расположение кресел с двумя продольными проходами и т. д.), а нек-рые также возможностью упрощения операций с багажом (напр., пассажир может предварительно сдать багаж или взять его с собой и оставить в специально отведённом на самолёте месте).

АЭРОВОКЗАЛ (от аэро... и вокзал) - здание или совокупность зданий для обслуживания пассажиров и проведения багажных операций в аэропортах. А. - осн. сооружение пассажирско-грузового комплекса, в состав к-рого также входят: привокзальная площадь, перрон со стоянками самолётов, здания перронно-технич. служб, цех приготовления бортового питания, гостиницы, командно-диспетчерский пункт. В крупных городах, с целью разгрузки А. в аэропортах, сооружают также гор. А., связанные с аэропортом трансп. средствами. См. рис.

АЭРОГАММАСЪЁМКА - изучение интенсивности и хар-к энергетич. спектра естеств. гамма-излучения горных пород с ЛА при помощи аэрогаммаспектрометров. Применяется в комплексе с др. методами при геол. и радиогеохим. картировании, а также для поисков скоплений радиоактивных элементов и месторождений ряда др. полезных ископаемых.

АЭРОГРАФ (от аэро... и ...граф) - устройство для распыления жидкой краски сжатым воздухом при нанесении её на бумагу, ткань и т. п. в процессе изготовления плакатов, театральных декораций, ретуширования фотонегативов, иллюстраций и т. д. См. рис.

Аэрограф

АЭРОДИНАМИКА (от аэро... и динамика) - раздел аэромеханики, изучающий законы движения газов (в т. ч. воздуха) и силы, действующие на обтекаемое тело. Является теоретич. основой создания ЛА, лопаточных машин и т. д. Осн. задачи, решаемые А., - изыскание путей повышения аэродинамической подъёмной силы, снижения сопротивления аэродинамического и т. п.

АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ - поверхность ЛА (крыло, оперение), при взаимодействии к-рой с возд. средой в полёте возникают силы, воздействующие на движение аппарата.

АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПОДЪЁМНАЯ СИЛА - составляющая силы, действующей со стороны возд. (газовой) среды на движущееся в ней тело, направленная перпендикулярно скорости тела в сторону его условной верх. части. На самолёте А. п. с. лежит в плоскости его симметрии и образуется в основном за счёт несимметричного обтекания его крыла (крыло с несимметричным профилем, ориентация крыла под нек-рым атаки углом к потоку или то и др. вместе). В этом случае скорость потока на верх. поверхности крыла больше, а давление (в соответствии с Бернулли уравнением) меньше, чем на ниж. поверхности, и вследствие разности давлений возникает А. п. с. Она пропорциональна скоростному

АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕНЬ - см. Циркуляционная зона.

АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА - установка, создающая поток воздуха или др. газа для экспериментального изучения явлений, сопровождающих обтекание тел (ЛА, их частей и др.). В А. т. испытывают аэродинамич. модели или объекты в натур. величину (см. рис.).

Подготовка к испытаниям в аэродинамической трубе ЦАГИ модели самолёта

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ - безразмерные величины, используемые при проектировании ЛА и в др. задачах вместо аэродинамич. сил и моментов. А. к. полной аэродинамич. силы и её составляющих (напр., подъемной и боковой силы и силы лобового сопротивления) равны отношению рассматриваемой силы к скоростному напору и характерной площади, в качестве к-рой обычно принимается площадь крыла. А. к. составляющих аэродинамич. момента относительно осей координат ЛА равны отношению соответствующего момента к скоростному напору, площади крыла и характерному размеру - размаху крыла для моментов крена и рыскания и средней аэродинамической хорде для момента тангажа. А. к. зависят в основном от геометрич. хар-к ЛА, атаки угла и Маха числа полёта.

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ - см. Органы управления аэродинамические

АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО - отношение аэродинамической подъёмной силы к сопротивлению аэродинамическому ЛА. Зависит от геом. хар-к ЛА, атаки угла, скорости полёта и др. Макс. значение А. к. - мера аэродинамич. совершенства ЛА.

АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ НАГРЕВАНИЕ - нагревание поверхности ЛА при движении в атмосфере. Заметное А. н. происходит при движении со сверхзвуковой скоростью и является следствием перехода кинетич. энергии аппарата, тормозящегося атмосферой, в тепловую энергию газа, обтекающего аппарат и в свою очередь передающего часть теплоты поверхности аппарата. При входе КА с первой космической скоростью в атмосферу Земли темп-ра на его поверхности может достигать 6000 - 8000 К

АЭРОДРОМ (от аэро... и греч. dromos - бег, место для бега) - комплекс сооружений, оборудования и земельный участок с возд. пространством, предназнач. для взлёта, посадки, руления, стоянки и обслуживания самолётов. В зависимости от типов эксплуатируемых самолётов, размеров территории, несущей способности аэродромных покрытий и др. хар-к А. делят на классы. По назначению А. подразделяют на трансп., заводские, учебные, клубноспортивные и др. Трансп. А. оборудуют как аэропорты.

АЭРОДРОМНОЕ ПОКРЫТИЕ - искусств. покрытие на взлётно-посадочных полосах_, рулёжных дорожках, местах стоянок самолётов, перронах и предангарных площадках аэродромов для обеспечения их бесперебойной эксплуатации. По условиям работы различают 2 осн. вида А. п.: жёсткие (из монолитного предварительно напряжённого ж.-б., сборных ж.-б. плит), работающие на изгиб и распределяющие нагрузку от самолёта на большую площадь; нежёсткие (асфальтобетонные, чёрные щебёночные и гравийные), работающие гл. обр. на сжатие. Типы А. п. и их конструкции назначают в зависимости от классов аэродромов и категорий расчётных нагрузок.

АЭРОЖЁЛОБ - наклонный жёлоб с отверстиями, в к-рые подают сжатый воздух для образования аэросмеси при транспортировании сыпучих материалов. Применяется в раэл. технологич. линиях.

АЭРОЗОЛИ (от аэро... и нем. Sol - золь, коллоидный раствор) - дисперсные системы, состоящие из мелких частиц, взвешенных в воздухе или др. газе; к А. относят пыли, дымы, туманы. А. применяют в с. х-ве (для защиты растений и животных от вредителей, для борьбы с градом), медицине (аэрозоль-терапия), как средство защиты от мух, комаров, гнуса, для нанесения лакокрасочных покрытий, распыления топлив, получения сухого молока, образования дымовых завес. Вместе с тем нек-рые А. приносят большой вред. Пыль, содержащая кремнезём, вызывает заболевание лёгких - силикоз; не менее опасна бериллиевая, свинцовая, хромовая пыль. Борьба с производств. пылью - одна из важнейших задач пром. гигиены. Огромную опасность представляют радиоактивные А., образующиеся при ядерных взрывах, при добыче и переработке ядерного топлива.

АЭРОЗОЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР - машина для образования аэрозолей механич. и термомеханич. способами. В первом случае рабочая жидкость дробится на капли потоком холодных газов, во втором - потоком горячих газов. В СССР выпускают А. г. АГ-УД-2 (см. рис.), к-рые перевозят в кузове автомобиля или тракторного прицепа. Производительность А. г. до 9 га/ч, ширина захвата 30 - 40 м.

Аэрозольный генератор АГ-УД-2 (СССР)

АЭРОМАГНИТНАЯ СЪЁМКА - изучение мага, поля Земли с ЛА при помощи аэромагнитометров, А. с. - один из методов регион, геофиз. исследований для изучения геол. строения земной коры. Результаты А. с. используют при составлении геол. карт, для уточнения контуров геол. образований, выявления и трассирования тектонич. нарушений, зон метасоматич. и гидротермальных изменений горных пород и др. Крупномасштабную А. с. применяют при поисках жел. руд, бокситов, алмазоносных кимберлитовых трубок и нефтегазоносных залежей.

АЭРОМАГНИТОМЁТР - прибор для измерений геомагнитного поля с ЛА. Применяют А. феррозон-довые, ядерные (протонные) с относит, погрешностью измерений геомагн. поля 10-4 - 10-5 и вантовые, имеющие относит, погрешность 10-6 - 10-7. Датчик А. размещается на крыле или в хвосте ЛА и защищается от его собств. магн. поля автоматич. компенсаторами, а при более точных измерениях буксируется в гондоле на кабель-тросе в 30 - 50 м от самолёта или вертолёта.

АЭРОМЕХАНИКА (от аэро... и механика) - раздел механики, изучающий равновесие и движение газообразных сред и механич. воздействие этих сред на погружённые в них твёрдые тела. А. подразделяют на аэродинамику и аэростатику,

АЭРОНАВИГАЦИОННЫЙ ЗАПАС ТОПЛИВА - часть запаса топлива на борту ЛА, заправляемая сверх расчётного расходуемого кол-ва и предназнач. для компенсации возможного перерасхода топлива, к-рый может быть вызван изменениями профиля и маршрута полёта, в т. ч. вследствие неблагоприятных метеоусловий, повторным заходом на посадку, необходимостью следования на запасный аэродром и т. п.

АЭРОНАВИГАЦИЯ - то же, что навигация воздушная.

АЭРОНАВТИКА - то же, что воздухоплавание.

АЭРОПЛАН (от аэро... и лат. planum - плоскость) - устар. назв. самолёта.

АЭРОПОРТ, воздушный порт, - комплекс зданий, сооружений (включая аэродром) и оборудования, предназнач. для обеспечения регулярных перевозок пассажиров, грузов и почты средствами возд. транспорта. В СССР А. подразделяют на междунар., союзные и местные (на местных возд. линиях). В состав А. входят аэровокзалы, службы перевозки почты и грузов, мастерские, ангары, топливохранилища и оборудование заправки ЛА топливом н др. А. оборудованы радиолокаторами, автоматич. радиотехнич. средствами, системами светосигн. и навигац. устройств и т. д. См. рис.

К ст. Аэровокзал, Аэропорт. 1. Аэровокзал международного аэропорта Шереметьево. Москва. Вид со стороны перрона (до реконструкции). 2. Общий вид операционного зала аэровокзала Внуково-1. Москва. 3. Аэровокзал аэропорта Домодедово. Москва. Вид со стороны лётного поля. 4. Аэровокзал аэропорта Домодедово. Вид со стороны привокзальной площади. 5. Аэровокзал аэропорта Борисполь. Киев. 6. Международный аэропорт. Женева. 7. Аэровокзал международного аэропорта Дж. Кеннеди. Нью-Йорк. 8. Международный аэропорт Схипхол. Амстердам. Общий вид перрона из вышки управления движением напору, площади крыла и аэродинамич. коэфф. подъёмной силы, зависящему в основном от геом. хар-к крыла, угла атаки и Маха числа полёта. На вертолёте А. п. с. создаётся его несущим винтом.

АЭРОСАНИ - механич. сани, передвигающиеся по снегу с помощью возд. винта, приводимого в движение двигателем (см. рис.). Скорость до 100 км/ч. А. применяют гл. обр. на Севере для связи, перевозки больных, в экспедициях и т. п.

Аэросани Ка-30 (СССР)

АЭРОСМЁСЬ, топливовоздушная смесь, - однородная смесь топлива (твёрдого - в пылевидном состоянии, жидкого - распылённого на мельчайшие капли, или газообр.) с воздухом. От однородности А. в значит. степени зависит качество процесса горения. Различают обеднённую и обогащённую А. В обеднённой А. кол-во воздуха превышает необходимое для полного сгорания топлива, в обогащённой - наоборот.

АЭРОСТАТ (от аэро... и ...стат) - ЛА легче воздуха, использующий аэростатич. подъёмную силу, образующуюся за счёт разности плотностей атм. воздуха и заключ. в оболочку А. (см, рис.) более лёгкого газа (водорода, гелия, светильного газа, тёплого воздуха). Различают А. привязные (для наблюдений, воз д. заграждения и др. целей), свободные (летающие с экипажем или без него в направлении воз д. течений) и управляемые (дирижабли), а по высоте подъёма - субстратостаты и стратостаты.

Наполнение аэростата газом перед полётом

АЭРОСТАТИКА - часть аэромеханики, в к-рой изучаются условия равновесия газов (в осн. воздуха) и действие газов на погружённые в них твёрдые тела. Законы А. используются при создании ЛА легче воздуха (аэростатов, дирижаблей).

АЭРОСЪЁМКА - съёмка местности с ЛА с использованием съёмочных систем (приёмников информации), работающих в разл. участках спектра электромагнитных волн. А. осуществляется, в частности, методами фотографии (см. Аэрофотосъёмка).

АЭРОТЕНК, аэротанк (от аэро... и англ. tank - резервуар, бак), - сооружение для биологической очистки сточных вод с помощью аэробных бактерий. Представляет собой бетонный или ж.-б. проточный резервуар, разделённый перегородками на ряд коридоров (шир. 8 - 10 м, выс. 4 - 5 м, дл. до 150 м). Коридоры оснащены аэраторами, через к-рые подаётся воздух для снабжения кислородом искусственно вносимого активного ила и его перемешивания со сточными водами. Жидкая смесь, протекая по А., очищается в результате окисления содержащихся в ней органич. загрязнений микроорганизмами активного ила. Продолжительность обработки сточной жидкости в А. 6 - 12 ч.

АЭРОУПРУГОСТЬ - противодействие упругих элементов конструкции Л А аэродинамич. силам. А. учитывают при расчёте прочности и оценке устойчивости и управляемости ЛА.

АЭРОФИЛЬТР (от аэро... и фильтр) - сооружение для биологической очистки сточных вод. Отличается от биофильтра большей высотой фильтрующего слоя (до 4 м) и наличием устройства для принудит. вентиляции, что обеспечивает высокую окислит. мощность А.

АЭРОФИНИШЁР - устройство для торможения самолёта при посадке на палубу авианосца. При посадке самолёт своим крюком (гаком) захватывает натянутый над палубой трос, к-рый связан с тормозным механизмом (гидравлич. цилиндром, тормозным барабаном и т. п.), поглощающим кинетич. энергию ЛА.

АЭРОФЛОКУЛА - агрегат, состоящий из пузырьков воздуха и твёрдых частиц, образующийся в суспензии при аэрации и в присутствии флокулянтов. А. образуются в процессах флотации, очистки воды от тонкодисперсных и коллоидных частиц.

АЭРОФОТОАППАРАТ - аппарат, предназнач. для получения снимков земной поверхности с самолётов и др. ЛА. А. различаются в осн. форматом кадра и фокусным расстоянием объектива. Используются для плановой и перспективной съёмки. В нек-рых А. осуществляется компенсация смещения оптич. изображения относительно фотослоя (оптич. или механич. способами), получающегося вследствие полёта носителя, с целью повышения резкости аэрофотоснимков.

АЭРОФОТОСЪЁМКА - фотографирование участка местности с ЛА для составления по получ. снимкам топографич. карт. Различают А. плановую, перспективную, панорамную, планово-перспективную. Масштабы планового фотографирования - от 1 : 2000 до 1 : 50 000, перспективного - от 1 : 2000 до 1 : 25000. А. применяют также в геол. исследованиях, сел. и лесном х-ве, воен. деле, инж. изысканиях.

АЭРОФОТОТОПОГРАФИЧЕСКАЯ СЪЁМКА - вид топографич. съёмки, выполняемой по аэроснимкам при помощи фотограмметрич. приборов (см. Фотограмметрия). Методы А. с.: комбинир. (сочетание фотограмметрич. обработки и мензульной съёмки) и стереотопографич. (использование стереоскопич. св-ва двух снимков одной местности, полученных из разных точек фотографирования). Последний метод - основной при создании топографич. карт (масштаб 1 : 2000 и мельче).

АЭРОЭЛЕКТРОРАЗВЁДКА - метод разведочной геофизики, в основе к-рого лежит влияние электропроводных зон земной коры на хар-ки НЧ электромагнитного поля. Измерение хар-к поля производится с самолёта (вертолёта), летящего на выс. ок. 100 м; источник поля может также располагаться на ЛА. Глубина исследования до 100 м. А. позволяет быстро исследовать большие площади (в т. ч. в труднодоступных р-нах). Её применяют, напр., для поисков рудных тел, линз пресной воды, картирования коренных отложений.