Энциклопедический политехнический словарь


Содержание

БУКСА (от нем. Buchse) - чуг. или стальная коробка, внутри к-рой размещены подшипник, передающий нагрузку от кузова вагона или локомотива на шейку оси колёсной пары, и устройство для подачи смазки. В СССР значит. часть подвижного состава оборудована роликовыми подшипниками.

БУКСИРНОЕ СУДНО, буксир (от голл. boegseren - тянуть), - самоходное судно для вождения (буксировки) несамоходных судов, плотов и др. плавающих сооружений. По р-ну плавания различают Б. с. морские, речные, озерные и рейдовые. По назначению Б. с. подразделяют набуксировщик и, осуществляющие вождение на буксирном тросе; кантовщики. оказывающие помощь судам при швартовке к причалам порта; толкачи - для вождения судов толканием (см. рис.); спасатели - для оказания помощи аварийным судам в море и их буксировки в порт.

Буксирное судно-толкач

БУЛАТ (от перс, пулад - сталь), булатная сталь, - углеродистая сталь, к-рая благодаря особому способу изготовления отличается своеобразной структурой и видом ("узором") поверхности, высокой твёрдостью и упругостью. В древности, в ср. века (т. н. дамасская сталь) и отчасти в новое время служила для изготовления холодного оружия исключит. стойкости и остроты. Науч. основы изготовления Б. разработаны рус. металлургом П. П. Аносовым (1799 - 1851).

БУЛЬБ (англ. bulb, от лат. bulbus - луковица) - 1) утолщение подводной носовой части судна (см. рис.). Б. снижает волнообразование при движении судна, чем уменьшает сопротивление воды; площадь его поперечного сечения составляет от 2 до 20% площади сечения подводной части судна в его середине.

2) Балласт сигарообразной формы, укрепляемый на т. н. плавниковом (плоском) киле небольших парусных яхт. Иногда наз. также бульбкилем.

К ст. Бульб. Бульбопыи нос контейнеровоза

БУЛЬБОВЫЙ ГИДРОАГРЕГАТ - то же. что кап-сульный гидроагрегат.

БУЛЬДОЗЕР (англ. bulldozer, от bulldoze - разбивать крупные куски) - 1) съёмное оборудование на тракторе или тягаче (а также сам трактор или тягач с таким оборудованием), предназнач. для срезания, перемещения на расстояния до 200 м, разравнивания грунта. Б. применяют в осн. при планировочных работах, возведении дорожных насыпей из резервов, подготовит. работах и т. д. Различают Б. с неповоротным и поворотным отвалами, с канатным и гидравлич. управлением. См. рис.

2) Горизонтальный пресс (механич., реже гидравлич.) усилием 0,1 - 5 МН для гибки в штампах сортового и полосового проката (в холодном или горячем состоянии). Б. используют для изготовления скоб, кронштейнов, гофрир. полос, коротких профилей простого сечения.

Бульдозер на базе гусеничного трактора

БУМАГА (от итал. bambagia - хлопок) - материал в виде тонкого листа, состоящий в осн. из предварительно размолотых растит. волокон, тесно переплетённых между собой и связанных силами сцепления разл. вида. Впервые получена во 2 в. в Китае. С 19 в. изготовляется гл. обр. из древесины. Для придания Б. необходимых св-в в бумажную массу добавляют минер. наполнители, проклеивающие и нек-рые др. вещества. Формование Б. производится путём отлива на сетке бумагоделательной машины из сильно разбавл. водой волокнистой бум. массы. Известно более 600 видов Б. в рулонах, бобинах н листах. Осн. технич. показатели Б.: масса 1 м (от 4 до 250 г), толщина (от 4 до 400 мкм), разрывная длина (от 1200 до 16 000 м), сопротивление излому (2 - 10 000 и более двойных перегибов), степень проклейки (от 0 до 3 мм), белизна (от 0 до 95% ), гладкость (от 10 до 2500 с), зольность (от 0 до 25% и выше). К технич. показателям Б. относятся также впитывающая способность, воздухо-, паро- и жиро-проницаемость, пробивное напряжение, влажность и др.

БУМАГА ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ, фотобумага, - фотоматериал, состоящий^ из бум. основы (подложки) и нанесённого на неё тонкого светочув-ствит. слоя фотогр. эмульсии.

БУМАГОДЕЛАТЕЛЬНАЯ МАШИНА - осн. и наиболее сложная машина в произ-ве бумаги, на к-рой осуществляются непрерывно и последовательно след. технологи ч. процессы: отлив, формование, обезвоживание, прессование, сушка, охлаждение, отделка и свёртывание готовой бумаги в рулоны. Б. м. подразделяются на плоскосеточные, двухсеточные с вертик. или горизонтальным расположением сеток, круглосеточные. вакуум-формующие, комбинированные, сухого формования, инверформ и др. Б. м. состоит из сеточной, прессовой, сушильной частей, каландра и наката. Сеточная часть имеет одну или две бесконечно движущиеся сетки, на к-рые непрерывным потоком, равномерно по всей их ширине поступает разбавл. водой бумажная масса. При обезвоживании бум. массы на сетке или между сетками происходит формование бум. полотна, к-рое далее обезвоживается в прессовой части и окончательно высушивается в сушильной части машины. Прессовая часть Б. м. состоит из неск. 2-вальных (иногда 3-вальных) прессов, между валами к-рых (находясь на прессовом сукне) проходит бум. полотно. При этом часть влаги из него отжимается. Сушильная часть Б. м. состоит из 2-ярусных батарей сушильных вращающихся цилиндров, обогреваемых изнутри паром. Сырое бум. полотно, проходя между горячими поверхностями цилиндров и сушильным сукном каждой батареи, высушивается до влажности 5 - 7%. В конце сушильной части Б. м. имеется холодильный цилиндр (иногда 2) для охлаждения бумаги. Затем бумага проходит машинный каландр, придающий ей гладкость, и наматывается в рулон на накате. Производительность совр. Б. м. 250 - 500 т/сут, шир. обрезанного бум. полотна ок. 10 м, рабочая скорость 800 - 1500 м/мин, масса машины ок. 3500 т, дл. 115 м, шир. 20 м и выс. до 15 м. Мощность всех электродвигателей ок. 30 МВт. См. рис.

Схема плоскосеточной бумагоделательной машины: 1 - машинный бассейн; 2 - насос; 3 - бак постоянного напора; 4 - коническая мельница; 5 - смесительный насос; 6 - задвижка; 7 - очистная аппаратура; 8 - напорный ящик; 9 - сеточная часть; 10 - грудной вал; 11 - гауч-вал; 12 - регистровые валки; 13 - отсасывающие ящики; 14 - решительный валик (эгутёр); /5 - правильный валик; 16 - прессовая часть; 17 - прессовые валы; 18 - шерстяные сукна; 19 - сушильная часть; 20 я 21 - сушильные цилиндры; 22 - каландр; 23 - холодильные цилиндры; 24 - накат; 25 - продольно-разрезный станок

Общий вид бумагоделательной машины

БУМАЖНАЯ МАССА - смесь размолотых волокнистых материалов, воды и наполняющих, красящих и проклеивающих веществ, используемая для изготовления бумаги и картона. Комбинируя степень укорачивания и фибрилляции волокон, получают Б. м. с различным характером помола, что позволяет вырабатывать бумагу с заданными свойствами.

БУМАЖНОЕ ЛИТЬЁ - произ-во фасонных изделий (тарелки, стаканы, бутылки, банки, вёдра, ящики, тара для яиц и т. д.) из волокнистой массы (целлюлоза, древесная масса, макулатура) под давлением или под вакуумом. Для формования изделий на стенки матрицы, изготовл. из металлич. листа с большим кол-вом отверстий и обтянутой мелкой сеткой, наслаивают волокна приготовл. массы.

БУМАЖНО-СЛОИСТЫЕ ПЛАСТИКИ декоративные - листовой облицовочный материал толщ. 1 - 3 мм, получаемый горячим прессованием бумаг, пропитанных термореактивными полимерами. Лицевой слой Б.-с. п. образует декоративная бумага (напр., имитирующая ценные породы дерева), пропитанная прозрачным полимером (обычно меламино-формальдегидным), дающим блестящую, твёрдую и стойкую плёнку. Применяется Б.-с. п. в стр-ве (для облицовки), в мебельном произ-ве и др.

БУМАЖНЫЙ КОНДЕНСАТОР - конденсатор электрический, у к-рого обкладки выполнены из тонких лент фольги, а в качестве диэлектрика используется бумага, пропитанная твёрдым расплавленным (церезин, хлорнафталин) или жидким (изоляц. масло, совол) диэлектриком. Ёмкость Б. к. 100 пФ - 10 мкФ. Б. к. применяются в радиотехнике, технике высоких напряжений (до 100 кВ) и др.

БУНА - то же, что полузапруда.

БУНКЕР (англ. bunker) - 1) ёмкость для хранения сыпучих и кусковых материалов (зерно, песок, уголь, руда и др.). Ниж. часть Б. для самотёчной разгрузки выполняют с наклонными стенками (напр., в виде перевёрнутой усечённой пирамиды или конуса) и оборудуют затворами и питателями для регулирования кол-ва выпускаемого материала. Б. наз.также ёмкость, устанавливаемую на разл. передвижных машинах, напр. на зерноуборочных комбайнах, саморазгружающихся вагонах.

2) Б. судовой - помещение на судне для хранения топлива.

3) Б. вентилируемый - устройство для врем, хранения и сушки семян зерновых и зернобобовых культур, а также для зимнего хранения семян кондиц. влажности. Б. в. входит в состав зерноочистительно-сушильных комплексов, семяобрабатывающих пр-тий и используется как самостоят. установка. Б. в. БВ-40, выпускаемый в СССР, вмещает до 40 т пшеницы. Корпус Б. выполнен в виде цилиндра диам. 3,1 м. Высота Б. с тумбой 10,2 м. Воздух нагнетается вентилятором в электрокалорифер, нагревается в нём и подаётся в слой зерна. Темп-ра нагрева воздуха регулируется автоматически в зависимости от влажности зерна.

БУНКЕРНАЯ УБОРОЧНАЯ МАШИНА торфяная - предназначена для механизир. уборки торфа из валков и транспортирования его к штабелям. Обычно работает с гусеничным трактором. Состоит из рабочего органа (скрепера с ковшовым элеватором), бункера с дном в виде пластинчатого или скребкового конвейера, автомата для учёта убираемого торфа и силовой передачи с приводом от вала отбора мощности трактора (см. рис.). Б. у. м. убирает за сезон 12 - 30 тыс. т воздушно-сухого фрезерного торфа. В СССР с применением Б. у. м. производят св. 70% фрезерного торфа"

Бункерная уборочная машина

БУНКЕРНЫЙ КОМБАЙН торфяной - самоходный агрегат для пневматич. уборки торфа с од-новрем. фрезерованием нового слоя. Состоит из пневматич. установки (вентилятор, сопла, трубопроводы, 2 циклона-отделителя), герметически закрывающегося бункера, автомата для учёта собранного торфа и силовой передачи с приводом от двигателя внутр. сгорания. Сзади к Б. к. прицепляют фрезерный барабан (см. рис.). В СССР с применением Б. к. производя! до 20% фрезерного торфа.

БУНКЕРОВОЧНОЕ СУДНО, бункеровщик, - судно, предназнач. для снабжения судов топливом в порту или во время плавания. Б. с. имеют оборудование для перекачки жидкого топлива или перегрузки угля.

БУНКЕР-ПОЕЗД - транспортное средство для непрерывной загрузки, транспортирования и разгрузки горной массы. Состоит из шарнирно соединённых секций-платформ с высокими бортами (без торцевых стенок) на колёсно-рельсовом ходу. Секции образуют сплошной жёлоб-бункер, по дну к-рого проложен изгибающийся скребковый или пластинчатый конвейер для распределения горной массы по всей длине Б.-п. при его загрузке и для послед. разгрузки. Кроме конвейерных, существуют конструкции Б.-п. со скреперным заполнением и разгрузкой, с вибрац. секциями, с откидными днищами и др. Вместимость Б.-п. обычно 20 - 40 м . Откатку Б.-п., как правило, осуществляют рудничными локомотивами. БУРА (от араб, бурак - селитра) Na2В4О7*10Н2О - соль тетраборной к-ты H2B4О7; бесцветные кристаллы; плотн. 1690 - 1720 кг/м . Растворима в воде (1,6 г безводной соли в 100 г H2O при 10 °С). В природе встречается в отложениях усыхающих бороносных соляных озёр в виде минерала тинкала. Применяют при пайке для очистки металлич. поверхностей, для приготовления спец. сортов стекла (гл. обр. оптического), эмалей, глазурей, в кож. произ-ве, в медицине (как антисептич. средство), в с. х-ве (как микроудобрение).

"БУРАН" - сов. крылатый орбит. корабль многоразового использования. Предназначен для выведения на орбиту сложных космич. объектов и их обслуживания; доставки элементов (модулей) и персонала для сборки на орбите уникальных крупногабаритных сооружений (радиотелескопов, антенных систем и т. п.) и межпланетных комплексов; возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников; доставки на Землю продукции космич. произ-в и выполнения др. грузопасс. перевозок по маршруту Земля - космос - Земля. Выполнен по самолётной схеме типа "бесхвостка" с низкорасполож. крылом двойной стреловидности. В носовом отсеке "Б." установлена герметичная кабина для экипажа (2 - 4 чел.) и пассажиров (до 6 чел.), агрегаты ДУ и топливные баки. Общая стартовая масса до 105 т, дл. 36,4 м, выс. на стоянке 16,5 м, размах крыла ок. 24 м, грузоподъёмность до 30 т. Старт корабля производится с помощью РН "Энергия", спуск и посадка - по "самолётному" режиму. Первый беспилотный полёт с посадкой в автоматич. режиме совершен 15 нояб. 1988.

БУРЕНИЕ (от голл, boor или старонем. Bohr - бур) - процесс образования горной выработки цилиндрич. формы разрушением породы на забое буровым инструментом и её удалением с забоя с помощью воды, сжатого воздуха или штангами-шнеками. Порода на забое разрушается по всему сечению (бескерновое Б.) или только по внеш. контуру (колонковое бурение). Диаметры разбуриваемых выработок составляют десятки (30 - 60) мм (шпуры), сотни (100 - 800) мм (скважины), тысячи (1000 - 6000) мм (шахтные стволы); глубина - от десятков см до неск. км. Применяют гл. обр. механич. способы Б. твердосплавным породоразрушающим инструментом (вращат. ударно-поворотное, ударно-вращат., вращательно-ударное). Для проходки взрывных скважин в кварцсодержащих породах применяют термическое бурение. Известны способы Б. с помощью высоковольтных электрич. разрядов (электроимпульсное), взрывов на забое зарядов ВВ (взрывное), высоконапорных струй жидкости (гидравлическое). Б. производят для поисков и разведки месторождений полезных ископаемых, извлечения жидких и газообразных полезных ископаемых из земных недр, произ-ва взрывных работ, осушения и вентиляции подз. сооружений, устройства фундаментов, сооружения шахтных стволов и т. д.

БУРИЛЬНЫЙ МОЛОТОК, перфоратор, - машина ударного действия для бурения шпуров (реже скважин) в массиве горных пород, бетоне, кирпичной кладке и т. п. Б. м., как правило, - пневматич. машина; реже применяют мотоперфораторы с бензиновым двигателем; разрабатываются электрич. модели; различают ручные (лёгкие, средние и тяжёлые) массой 10 - 30 кг, колонковые массой 50 - 70 кг, устанавливаемые на буровые каретки или на колонки с автоподатчиками. и телескопные массой 30 - 50 кг для бурения шпуров, направл. вверх. Для уменьшения вредного действия вибраций и шума служат виброгасящие рукоятки и глушители.

БУРИМОСТЬ - сопротивляемость горных пород разрушению в процессе бурения. Определяется скоростью бурения, энергоёмкостью бурения ед. длины шпура или скважины при стандартных условиях проведения опыта для каждого типа буровой машины.

БУРОВАЯ ВЫШКА - подъёмное сооружение (обычно металлич. конструкция) над скважиной для спуска и подъёма бурового инструмента, забойных двигателей, обсадных труб. Б. в., как правило, оснащается полиспастом и др. средствами механизации спуско-подьёмных операций и кассетой для размещения бурильных труб. Применяют Б. в. выс. от 9 до 58 м. Их изготовляют в виде усечённой пирамиды (башенного типа), а также А-образной формы (см. рис.). Б. в. перемещают с помощью тракторов или разбирают на отд. узлы и монтируют на новом месте.

Буровая вышка: а - башенного типа; б - А-образной формы

БУРОВАЯ КАРЕТКА - установка для механизир. бурения шпуров и скважин в подз. горных выработках. Б. к. применяют при проходке выработок и в очистных забоях, в горизонтальных и накл. выработках - самоходные, в вертик, стволах - подвесные. См. рис.

БУРОВАЯ МЕЛОЧЬ - сухая или водная смесь продуктов разрушения породы на забое шпура или скважины буровым инструментом, удаляемая сжатым воздухом, шнеками, водой или воздушно-водяной смесью.

БУРОВАЯ УСТАНОВКА - комплекс оборудования для бурения скважин. По способу бурения Б. у. подразделяются на вращательные (наиболее распространённые) и ударные. Б. у. для вращат. бурения включает (см. рис.): буровую вышку (мачту), силовой привод, оборудование для механизации спуско-подъёмных операций, буровые насосы, оборудование для приготовления, очистки и регенерации промывочных р-ров и др. Различают Б. у.: с т а ц и о н а р н ы е для бурения нефт., газовых и глубоких геологоразведочных скважин; передвижные, к-рые используют преим. при геологоразведочных работах, бурении на воду, в строит. работах; самоходные, оборудование к-рых монтируют на гусеничном или колёсном ходу, автомобиле, тракторе, катере и т. п., для бурения гл. обр. взрывных скважин; переносные для поискового бурения в труднодоступных р-нах. В горном деле Б. у. наз. буровыми станками.

Общая схема буровой установки: 1 - буровая вышка; 2 - буровые насосы; 3 - обсадные трубы; 4 - бурильные трубы; 5 - турбобур; 6 - долото; 7 - ротор; 8 - буровая лебёдка; 9 - вертлюг; 10 - талевая система

БУРОВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ - совокупность производств. процессов по обуриванию массива горных пород и отбойки взрывом его части с одновременным дроблением и перемещением горной массы. Б. р. включают проходку зарядных полостей (шпуров, скважин, камер) для размещения зарядов ВВ, их заряжание и забойку и инициирование взрыва с помощью детонаторов или детонирующего шнура, размещённых в зарядах в заданной последовательности и с заданными интервалами между зарядами или группами зарядов.

БУРОВОЕ СУДНО - плавучее средство, оборудов. буровой установкой и предназнач. для бурения на мор. дне в шельфовой зоне. Оснащено системой ди-намич. стабилизации, обеспечивающей удержание Б. с. над скважиной.

БУРОВОЙ ИНСТРУМЕНТ - общее назв. механизмов и приспособлений, применяемых при бурении шпуров, скважин и ликвидации аварии, возникающих в глубоких скважинах. По назначению Б. и. разделяют на технологич. (буровые долота, резцы, штанги, центраторы, утяжелители, элементы бурильной колонны); вспомогат. (ключи, элеваторы, спайдеры, клиновые захваты и др.); аварийный (метчики, колокола, труболовки, труборезки, торпеды и др.): спец. (отклонители, стабилизаторы и др.).

БУРОВОЙ НАСОС - предназначен для подачи воды и гидросмеси (гл. обр. глинистого р-ра, реже - нефт. р-ра) при бурении. Б. н. обеспечивает циркуляцию промывочной жидкости в буровой скважине, а также является источником энергии для забойного гидравлич. двигателя. Обычно применяют Б. н. поршневого типа.

БУРОВОЙ СТАНОК - см. в ст. Буровая установка,

БУРОВОЙ ШЛАМ (нем. Schlamm - ил, грязь) - водная суспензия, частицы к-рой представлены продуктами разруш. горных пород забоя и стенок скважины, продуктами истирания бурового снаряда и обсадных труб, глинистыми минералами (при промывке глинистым р-ром). Собственно Б. ш. - та часть взвеси, к-рая улавливается шламовой трубой (при колонковом бурении); часть Б. ш., выносимая на поверхность промывочной жидкостью, наз. буровой мутью. Если при разведочном бурении имеет место избират. истирание рудных минералов, то Б. ш. обогащается ценными компонентами руды; поэтому следует проводить опробование и анализ Б. ш. с целью уточнения результатов опробования скважины по керну. Анализ Б. ш. производится также при низком выходе керна по рудному телу.

БУРОВЫЕ СВАИ глубокого заложения - сваи, сооружаемые бурением скважин и последующим заполнением их бетоном без устройства котлованов; применяются в мостостроении. Бурение ведут под глинистым р-ром с целью обеспечения устойчивости стенок.

БУРОСБОЕЧНАЯ МАШИНА - машина, предназнач. для бурения скважин диам. 300 - 500 мм по угольному пласту снизу вверх и разбурнвания их до диам. 500 - 960 мм сверх вниз при крутом, наклонном или пологом залегании пласта.

БУРОШНЕКОВАЯ МАШИНА - машина для выемки маломощных пластов полезного ископаемого (угля, кам. соли и др.) бурением скважин большого диаметра (0,5 - 2,7 м). Различают Б. м. для открытых и подз. горных работ с одним или двумя (спаренными) шнековыми ставами. Рабочий орган Б. м. - буровая коронка, закреплённая на шнеке, к-рый выдает из скважины глуб. 40 - 70 м разбурённое полезное ископаемое; погрузка в трансп. средства производится самой Б. м. Перспективно применение многошпиндельных самоходных Б. м. с электрич. приводом. Б. м. получили распространение в США; в СССР их применяют при подз. разработке. См. рис.

Бурошнековая машина для открытых работ с одниа буровым ставом

БУРТОУКЛАДЧИК - с.-х. машина для разгрузки автомобилей и автопоездов (без расцепки) со свёклой, очистки её от земли и ботвы, укладки в кагаты и погрузки отходов в разгруж. автотранспорт. Состоит (см. рис.) из прицепной (площадки) н навесной частей; прицепная часть служит для разгрузки автотранспорта и передачи свёклы на навесную часть, к-рая предназначается для приёма, очистки и укладки свёклы, ,а также погрузки отходов. Производительность до 150 т/ч.

Буртоукладчик

БУРТОУКРЫВЩИК - с.-х. машина для укрытия почвой полевых кагатов и буртов сах. свёклы, столовых корнеплодов и картофеля, а также для укрытия силосных траншей. Наиболее распространённый в СССР роторный Б. БН-100А (см. рис.) состоит из рамы с навеской и опорным катком, рыхлящей лапы, лемеха и ротора. Подрезанную почву захватывают лопасти ротора и отбрасывают в сторону кагата или бурта на расстояние до 10 м. Управляется гидросистемой трактора. Производительность до 100 м3/ч.

Буртоукрывщик БН-100А

БУРЫЙ ЖЕЛЕЗНЯК - жел. руды, состоящие из смеси ряда минералов, гл. обр. гидроксидов железа (гётит, гидрогётит, гидрогематит), глинистых минералов, опала, иногда шамозита и др. Б. ж. наз. также лимонитом.

БУРЫЙ УГОЛЬ - горючее ископаемое растит. происхождения, представляющее собой переходную форму от торфа к кам. углю (ископаемый уголь низкой степени углефикации). Содержит 55 - 78% углерода. Технологнч. группы Б. у. в зависимости от содержания влаги: Б1 (св. 40%), Б2 (30 - 40%), БЗ (менее 30%). Выход летучих в-в 40 - 65% (на горючую массу), теплота сгорания горючей массы 22,6 - 31 МДж/кг. Б. у. используют как энергетич. топливо, для полукоксования и в газогенераторных установках, а также в качестве сырья для хим. пром-сти.

БУССОЛЬ (франц. boussole) - оптико-механич, прибор для измерений горизонтальных углов между магнитным меридианом и направлением на к.-л. предмет (магнитных азимутов, румбов направлений и др.). Б. применяют при геодезич. и топографич. работах для получения планов местности, выполнения топография, привязки позиций и пунктов, для ориентирования арт. орудий в направлении цели (см. рис.) и др.

Перископическая артиллерийская буссоль: 1 - монокуляр; 2 - азимутальная насадка; 3 - корпус отсчётного червяка; 4 - корпус буссоли; 5 - ориентир-буссоль; 6 - тренога

БУСТЕР (англ. booster, от boost - поднимать, повышать давление, напряжение) - вспомогат. устройство для увеличения силы и скорости действия осн. механизма или машины в моменты особо высоких нагрузок. Б. в авиации - гидравлич., электрич. или пневматич. устройство в цепи управления рулями скоростных самолётов; Б. в ракетной технике - РН, первая ступень многоступенчатой ракеты, стартовый ускоритель; Б. в электротехнике (устар. назв.) - дополнит. источник электрич. тока или трансформатор, включаемый для стабилизации электрич. напряжения в сети. Б. наз. также ускоритель заряженных частиц, промежуточный между инжектором и осн. ускорителем.

БУСТЕРНЫЙ НАСОС - вакуумный насос, устанавливаемый между форвакуумным и высоковакуумным насосами с целью приведения в соответствие выпускного давления высоковакуумного насоса с впускным давлением форвакуумного насоса.

БУТ - то же, что бутовый камень.

БУТАДИЕН, дивинил, СН2=СН-СН=СН2- бесцветный газ с характерным запахом; tкип - 4,5 °С. Легко полимеризуется. Осн. мономер в произ-ве синтетич. каучуков. Используется также для получения АБС-пластика и др. полимеров.

БУТАДИЁН-НИТРИЛЬНЫЕ КАУЧУКИ, дивинил-нитрильные каучуки, нитрильные каучук и, [-СН2СН=СНСН2-]m-[-CH2CH(CN)-]n - сополимеры бутадиена с акрилонитрилом; содержание второго сомономера в отечеств, каучуках - 17 - 20% (СКН-18), 26 - 30% (СКН-26). 36 - 40% (СКН-40). Плотн. Б.-н. к. 940 - 990 кг/м3. Резины бензо-, масло- и теплостойки (показатели этих св-в тем выше, чем больше содержание акрилонитрила); прочность при растяжении 25 - 33 МПа, относит. удлинение 500 - 650% (наполнитель - активный технич. углерод). Применяются в произ-ве прокладок, амортизаторов, прорезин. тканей, шлангов, эбонита.

БУТАДИЕНОВЫЕ КАУЧУКЙ, дивинил о-вые каучук и, [-СН2СН=СНСН2 - ]я - полимеры бутадиена. Наиболее распространены стереорегулярные Б. к. (СКД), содержащие в макромолекуле 87 - 93% (иногда до 98%) звеньев 1,4-цис (см. Изомерия, Стереорегулярные полимеры). Плотн. Б. к. 900 - 920 кг/м3. Резины из СКД превосходят резины из натур. каучука по эластичности и износостойкости; прочность при растяжении 19 - 22 МПа, относит. удлинение 500 - 650% (наполнитель - активный технич. углерод). Применяется в произ-ве шин, конвейерных лент, шлангов, для изоляции кабелей. Нестереорегулярные Б. к. (40 - 45% звеньев 1,4-цис) используют при получении ударопрочного полистирола и для изготовления нек-рых бытовых изделий.

БУТАДИЁН-СТИРОЛЬНЫЕ КАУЧУКЙ, д и в и-ннл-стирольные каучук и, с т и р о л ь-ные каучук и. [ - СН2СН=СНСН2 - ]m-[-СН2СН(С8Н6)-]n - сополимеры бутадиена со стиролом или сс-метилстиролом; содержание второго сомономера в отечеств, каучуках - ок. 8% (СКС-10 или СКМС-10), ок. 23% (СКС-30 или СКМС-30) и ок. 45% (СКС-50 или СКМС-50). Плотн. Б.-с. к. ~930 кг/м3. Нек-рые Б.-с. к. содержат нефт. масла или (и) технич. углерод, к-рые вводят в каучук при его получении (т. н. наполненные к а у ч у к и). Резины тепло- и износостойки; прочность при растяжении 23 - 30 МПа, относит. удлинение 600 - 700% (наполнитель - активный технич. углерод); с увеличением содержания стирола возрастают прочность и износостойкость и ухудшается морозостойкость резин. Из СКС-30 изготовляют шины и мн. реэинотехнич. изделия, из СКС-10 - морозостойкие изделия, из СКС-50 - искусств. кожу, покрытия для полов,

БУТАНЫ - газы без цвета и запаха. Известны 2 изомера: норм. Б. CH3(CH2)2CH3 (гкип - 0,5 °С) и изо-бутан (СН3)2СНСН3 (tкип - 11,7 оС). Содержатся в природном горючем газе и в газах нефтепереработки. Из норм. Б. получают бутадиен, уксусную к-ту, ма-леиновый ангидрид, из изобутана - высокооктановые компоненты бензинов.

БУТАРА (возможно, от народнолат. butarium - бочка) - барабанный грохот (бочка, желомойка), цилиндрич. или конич. перфориров. вращающийся барабан. Материал подаётся в Б. через наклонный грохот, а разгружается на шлюз. Б. - один из древнейших аппаратов для промывки песков россыпных месторождений золота и касситерита. Используется на драгах, а также для промывки глинистых руд, отмывки тонких шламов.

БУТЕНЫ, бутилен ы, - бесцветные газы. Известны 3 изомера: нормальный Б.-1 (а-бутилен) СН2=СНСН2СН3 (Ьсип - 6.3 °С), норм. Б.-2 (бета-бутнлен) СН3СН=СНСНз (tкип 3,7 и 0,9 °С соответственно для цис- и транс-изомера) и изобутен (изобутилен) СН2=С(СН3)2 (tкип - 7 °С). Содержатся в газах нефтепереработки. Из норм. Б. получают бутадиен, малеиновый ангидрид и др., из изобутиле-на - изопрен, полиизобутилен, бутилкаучук.

БУТИЛАКРИЛАТНЫЙ КАУЧУК - см. в ст. Акрилатные каучуки.

БУТИЛЕНЫ - то же, что бугпены.

БУТИЛКАУЧУК [-С(СН3)2СН2-]m - - СН2С(СН3)=СНСН2-[-СН2(СН3)2С-]n- сополимер изооутилена (см. Бутпены) с небольшими кол-вами (до 3 молярных % ) изопрена. Плотн. 910 - 920 кг/м3. Резины атмосфере-, тепло-, паро-, кислото-, щелоче- и маслостойки, газонепроницаемы, диэлектрики; прочность при растяжении 18 - 23 МПа. относит. удлинение 650 - 950% (для ненаполненных и наполненных технич. углеродом резин). Применяется в произ-ве автомоб. камер, диафрагм форматоров-вулканизаторов, прорезин. тканей, герметиков, для изоляции проводов и кабелей. Продукты галогенирования Б. (хлорбутилкаучук, бромбутилкаучук), к-рые вулканизуются легче, чем Б., и совулканизуются с др. каучуками, используют в произ-ве шин, клеёв для крепления резины к металлу и др.

БУТИРОМЕТР (от греч. butyron - масло и ...метр) - прибор для определения жирности молока. Наиболее распространённый Б. - стек, цилиндрич. сосуд с делениями (см. рис.). Цена деления 0,1% жира в молоке. В Б. вливают 11 см3 молока, 10 см серной кислоты и 1 см3 амилового спирта, закрывают каучуковой пробкой и взбалтывают; при этом составные части молока, кроме жира, растворяются. Для лучшего отделения жира Б. помещают в центрифугу, а после центрифугирования фиксируют содержание жира в молоке в % .

Бутирометр: 1 - шкала; 2 - резервуар; 3 - отверстие для пробки

БУТОВАЯ ПОЛОСА, породная полос а, - выкладывается из кусков породы в виде полос в очистных горных выработках для поддержания кровли от обрушения в сочетании с дерев. или металлич. призабойным креплением. Для выкладки Б. п. используют попутную породу от проходки горных выработок, а также из специально проходимых бутовых штреков. Б. п. позволяет управлять горным давлением, особенно при малоустойчивых породах в кровле пласта. Шир. Б. п. обычно 6 - 12 м. Б. п. применяют при разработке тонких пластов, жил, линз полезных ископаемых.

БУТОВЫЙ КАМЕНЬ, бут (возможно, от итал. buttare - бить, толкать), - крупные куски неправильной формы размером 150 - 500 мм, получаемые из известняков, доломитов, песчаников, реже гранитов. Разновидность Б. к. - булыжный камень (валуны размером до 300 мм). Б. к. различают: по прочности - низкопрочный (25 - 100 МПа), ср. прочности (150 - 400 МПа) и высокопрочный (св. 500 МПа); по морозостойкости - в зависимости от условий службы (15 - 300 циклов замораживания). Б. к. применяют для кладки фундаментов, стен вспомогат. помещений, канализац. каналов, гидротехнич. сооружений и т. п.

БУТОВЫЙ ШТРЕК - штрек, проводимый для выемки породы из кровли (преим.) или подошвы пласта в выработанном пространстве лавы. Породу используют для выкладки бутовых полос. Б. ш. имеет врем. закрепление и не поддерживается по мере подвигания лавы.

БУФЕР (англ. buffer, от buff - смягчать толчки) - приспособление для смягчения ударов. Б. на локомотивах и вагонах воспринимают ударные и сжимающие усилия, возникающие при движении поезда. При автосцепке Б. на локомотивах и грузовых вагонах не ставятся. Автомоб. Б. (бамперы) служат гл. обр. для восприятия и смягчения случайных ударов.

БУФЕРНАЯ БАТАРЕЯ - аккумуляторная батарея, включённая параллельно с генератором пост. тока или выпрямит. устройством для питания потребителей при уменьшении мощности генератора, а также с целью снижения колебаний напряжения и тока в цепи. Названа по аналогии с механич. буфером, т. к. первоначально Б. б. предназначалась для частичной компенсации мощности, отдаваемой электрич. станцией в периоды Макс. нагрузок. Б. б. часто используют в качестве резерва (в режиме непрерывной буферной работы с пост. подзарядом) при прекращении работы осн. источников питания, напр. в устройствах связи, на КА в сочетании с солнечными батареями. В режиме Б. б. работают также аккумуляторные батареи, применяемые на авто- и ж.-д. транспорте, когда при снижении скорости движения ниже определ. предела генератор автоматически от-

БУФЕРНОЕ ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (БЗУ), промежуточный накопитель информации, - блок, согласующий во времени обмен данными между устройствами с разл. быстродействием, напр. внеш. и оперативным запоминающими устройствами, работающими совместно ДРУГ с другом или с внеш. объектами. БЗУ позволяет компенсировать различие скоростей выдачи и приёма информации. Для БЗУ характерно наличие независимых каналов приёма и выдачи информации, различные время и частота обращения в ре-

Кимах записи и считывания, отсутствие необходимости в восстановлении информации и закономерность в орг-ции обращения по адресам. Наиболее важным параметром БЗУ является время обращения при записи как условие сохранения поступающей информации.

БУФЕРНЫЕ РАСТВОРЫ, буферные системы, - р-ры, поддерживающие постоянный водородный показатель (рН) среды при разбавлении, концентрировании или добавлении к-т или щелочей (не превышая нек-рого предела). Примеры Б. р.: р-р уксусной к-ты и её натриевой соли, р-р борной к-ты и буры. Б. р. широко используются в хим. технологии, в аналитич. химии (процессы осаждения, экстракции и др.). Буферные системы имеют важнейшее значение для жизнедеятельности организмов; они обеспечивают, напр., постоянство кислотности крови и лимфы.

БУФЕРНЫЙ КАСКАД, буферная ступень, - каскад радиопередающего или радиоприёмного устройства, применяемый для уменьшения или устранения влияния следующего за ним каскада на работу предыдущего. Роль Б. к. обычно выполняет эмиттерный повторитель, а также усидит. каскад, слабо связанный с предыдущим (защищаемым) каскадом.

БУХТА (от нем. Bucht) - 1) небольшой залив, защищённый от ветра и волнения выступающими в море (озеро) частями берега или близлежащими островами. Б. используются часто для стоянок лодок, судов.

2) Трос или снасть, свёрнутые кругами, восьмеркой или продолговатой связкой. Б. наз. также упаковку нового троса в форме полого цилиндра.

БУШЕЛЬ (англ. bushel) - ед. объёма (вместимости) жидкостей и сыпучих тел. В США 1 Б.=35,2391*10-3м3 = 35,2391 л; в Великобритании 1 Б.=36,3687*10-3м3 = 36,3687 л.

БУШПРИТ (от англ. bowsprit) - горизонтальный или наклонный брус, выступающий за форштевень парусного судна; служит для крепления носовых парусов, площадь к-рых зависит от длины Б. На Б. подвешивают судовой якорь, к-рый не убирается в клюз.

"БХАСКАРА" (англ. Bhaskara) - наименование ннд. ИСЗ для проведения экспериментов по исследованию Земли из космоса методами дистанц. зондирования, астрономия, исследований, отработки систем сбора и передачи информации, изучения хар-к опытных образцов КА, разработанных в Индии. Назв. в честь инд. астронома и математика 12 в. Бхаскары. Масса ИСЗ 444 кг, выс. ~1,2 м, диам. ~1,6 м. Электропитание от СБ и хим. батарей, созданных с помощью сов. специалистов. ИСЗ "Б.-l" (см. рис.) и "Б.-2" выведены на орбиты в 1979 и 1981 сов. РН с сов. космодрома. Центр управления полётами ИСЗ "Б." находится на о. Шрихарикота.

Индийский ИСЗ "Бхаскара-1"

БЫК - промежуточная опора мостов и водосливных гидротехнич. сооружении (напр., плотин, водосбросов). Б. сооружают из бетона, ж.-б., камня, дерева. Им обычно придают обтекаемую в плане форму и при необходимости с верховой стороны устраивают ледорезы.

БЫСТРОДЕЙСТВИЕ ЭВМ - время, затрачиваемое ЭВМ на выполнение одной арифметич. операции; иногда Б. ЭВМ оценивают также среднестатис-тич. числом операций, выполняемых ЭВМ в ед. времени. Напр., Б. ЭВМ ЕС-1066 - 80 не на 1 арифметич. операцию сложения, или 5,5-104 операций за 1 с. Б. ЭВМ зависит от её архитектуры, элементной базы, характера решаемых задач. Для сравнит. оценки быстродействия разных ЭВМ используют стандартные пакеты программ (т. н. программные смеси). Время, затраченное на выполнение такого пакета программ, позволяет рассчитать Б. ЭВМ при решении разл. класса задач (экономич., научно-технич. и др.).

БЫСТРОРЕЖУЩАЯ СТАЛЬ - см. в ст. Инструментальная сталь.

БЫСТРОТОК - гидротехнич. сооружение в виде открытого облицов. канала или лотка для сброса воды из верх. бьефа в нижний.

БЫСТРЫЕ НЕЙТРОНЫ - нейтроны с энергией больше 100 кэВ.

БЫСТРЫЙ РЕАКТОР - ядерный реактор, в к-ром цепная реакция деления ядерного топлива осуществляется на быстрых нейтронах. В Б. р. отсутствуют замедлители нейтронов. В качестве ядерного топлива используется плутоний или обогащённый уран. Б. р. характеризуются малыми размерами активной зоны (напр., у реактора на быстрых нейтронах БН-350 активная зона выс. 1,06 ми диам. 1,5 м содержит 1,05 т 235U). На осн. Б. р. БН-350 в СССР (г. Шевченко) создана (1973) энергетич. установка трёхцелевого назначения: произ-во электроэнергии (электрич. мощность 150 МВт), опреснение воды (120 тыс. т в 1 сут) и воспроизводство ядерного топлива.

БЬЕФ (франц. bief) - часть водоёма, реки или канала, примыкающая к водоподпорному сооружению (плотине, шлюзу, ГЭС и др.). Различают верхний Б., располож. выше по течению, перед водо-подпорным сооружением, и нижний Б. находящийся ниже по течению, по др. сторону водоподпорного сооружения. Б., образованный двумя или неск. последовательно располож. водоподпорнымн сооружениями и находящийся на водоразд. участке водной системы или водотока, наз. раздельным.

"БЬЮИК" (Buick) - назв. легковых автомобилей, выпускавшихся одноимённой фирмой в 1902 - 08, затем концерном "Дженерал моторе" (General Motors) в США. В 1986 изготовлялись легковые автомобили ср. и большого классов. Рабочий объём двигателей 1,8 - 5 л, мощность 63 - 110 кВт, Макс. скорость 160 - 190 км/ч. См. рис.

Легковой автомобиль "Бьюик"

БЭВ, биллиэлектронвольт, - устар. обозначение кратной ед. от электронвольта (эВ). 1 БэВ = 109 эВ~160,219 пДж = 1,60219*10-10 Дж (см. Джоуль).

БЭР (сокр. от биологический эквивалент рентгена) - наименование внесистемной ед. эквивалентной дозы излучения. Обозначение - бэр. Подлежит изъятию и замене зивертом. 1 бэр = 0,01 Дж/кг = 0,01 Зв.