Энциклопедический политехнический словарь


Содержание

ЖАККАРДА МАШИНА [по имени франц. ткача и механика Ж. М. Жаккара (J. М. Jacquard; 1752 - 1834)] - зевообразовательный механизм ткацкого станка для выработки крупноузорчатых тканей. Даёт возможность раздельно управлять каждой нитью основы или небольшой их группой. При помощи Ж. м. вырабатывают декоративные ткани, ковры, скатерти и т. д.

ЖАЛЮЗИ (франц. jalousie) - !) ставни, шторы из паралл. пластинок (неподвижных или поворачивающихся). Применяются для зашиты помещения от солнечных лучей, атм. осадков и пыли.

2) Поворотные металлич. створки, устанавливаемые перед масляным радиатором и водяным радиатором системы охлаждения автомобиля или др. машины для регулирования доступа и интенсивного потока воздуха.

ЖАРОПРОЧНОСТЬ - способность материалов (преим. металлич. сплавов) при высоких тема-pax выдерживать без разрушения механич. нагрузки. Достигается подбором хим. состава сплава в сочетании с определ. условиями кристаллизации в термич. обработки, обеспечивающими получение нужной структуры сплава.

ЖАРОПРОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - материалы, обладающие жаропрочностью. К Ж. м. относятся жаропрочные сплавы на основе никеля, железа, кобальта, тугоплавкие металлы и сплавы на их основе, а также нек-рые композиц. материалы. Применяются для изготовления лопаток паровых и газовых турбин, жаровых труб, для обшивки и нар. деталей сверхзвуковых ЛА и т. п.

ЖАРОСТОЙКИЕ КОНСТРУКЦИИ железобетонные - применяются в пром. печах (см. рис.), дымовых трубах, боровах, электролизёрах и др. тепловых агрегатах; исключают использование штучных фасонных огнеупоров и металлич. кожухоd. В качестве арматуры Ж. к. при темп-pax до 450 °С используют обычные стали, а при более высоких - легир., нержавеющие и спец. жаростойкие стали. См. также Жаростойкий бетон.

К ст. Жаростойкие конструкции. Поперечный разрез туннельной печи из жаростойкого железобетона; 1 - сводная панель; 2 - арматура; 3 - стеновая панель; 4 - теплоизоляция; 5 - фундаментный блок

ЖАРОСТОЙКИЕ СПЛАВЫ, жароупорные, окал и нестойкие, - металлнч. материалы, обладающие повыш. сопротивлением хим. взаимодействию с газами при высоких темп-pax. Большинство Ж. с. имеют никелевую, железную или железо-никелевую основу и содержат хром (до 30% ), кремний, алюминий, образующие (вместе с металлом основы) на поверхности сплава защитные оксидные плёнки.

ЖАРОСТОЙКИЙ БЕТОН - бетон, способный сохранять необходимые физ.-механич. св-ва при длит. воздействии высоких темп-р. Вяжущие для Ж. б. - глинозёмистый, высокоглинозёмистый и периклазо-вый цементы, жидкое стекло, реже портландцемент и шлакопортландцемент; заполнители - тугоплавкие или огнеупорные горные породы, бой огнеупорных изделий и т. п. В Ж. б. вводят тонкомолотые добавки - хромнтовую руду, бой магнезитового или шамотного кирпича, андезит и др. Различают Ж. б. жароупорный, огнеупорный и высокоогнеупорный (огнеупорность соответственно до 1580, 1770 и выше 1770 °С).

ЖАРОСТОЙКОСТЬ - 1) Ж. применительно к металлам и сплавам - то же, что жароупорность, окалнностойкость. 2) Ж. применительно к др. конструкц. материалам - их способность сохранять или лишь незначительно изменять при высоких темп-pax свои механич. св-ва (пример - жаростойкий бетон).

ЖАРОТРУБНЫЙ КОТЁЛ - цилиндрич. газотрубный котёл, водяное пространство к-рого пронизывают одна или две (см. рис.) жаровые трубы большого диаметра, в к-рых движутся дымовые газы. Применялись в небольших установках, с произ-ва сняты вследствие громоздкости и большого уд. расхода металла.

Жаротрубный котёл

ЖАРОУПОРНОСТЬ, жаростойкость, окалиностойкость, - св-во металлов и сплавов противостоять при высоких темп-pax хим. воздействию, в частности окислению на воздухе или в др. газовой среде.

ЖАТКА - с.-х. машина для снашивания зерновых культур и укладки скош. массы в валок при уборке раздельным способом; часть зернового комбайна, служащая для скашивания с.-х. культур при прямом комбайнировании или для подбора убираемой культуры и последующего транспортирования к рабочим органам комбайна. Валковые Ж. (см. рис.) агрегатируют с тракторами и комбайнами. Ширина захвата выпускаемых в СССР валковых Ж. от 1,7 до 7 м. Производительность до 7 га/ч.

К ст. Жатка. Прицепная валковая жатка ЖРС-4.9А (слева); навесная реверсивная валковая жатка ЖНС-6-12 к комбайну " Нива" или "Сибиряк" (справа)

ЖАТКА-СНОПОВЯЗАЛКА - с.-х. машина для скашивання культур с одноврем. вязкой скош. стеблей в снопы шпагатом. В СССР выпускаются Ж.-с. ЖСК-2,1 (см. рис.) для уборки среднерусской и южной конопли зеленцовых и семеноводч. посевов. Ж.-с. скашивает стебли конопли, очищает их от травы и связывает в снопы диам. до 20 см. Ширина захвата 2,1 м. Производительность до 1,7 га/ч.

ЖВАКА-ГАЛС (от голл. zwak-hals) - приспособление для крепления коренного конца якорной цепи к корпусу судна. Конструкция Ж.-r. позволяет быстро освободиться от якоря. См. рис.

Жвака-галс

ЖЕЗЛОВАЯ СИСТЕМА - см. Электрожезловая система.

ЖЕЛАТИНА, желатин (франц. gelatine, от лат. gelatus - замёрзший, застывший), - студне-образующий продукт денатурации коллагена (белка соединит. ткани животных). Получают щелочной обработкой дермы, костей, хрящей, сухожилии с последующим экстрагированием водой. Применяют в пищ. пром-сти (приготовление студней, желе, мармелада), для изготовления фотоэмульсий, в микробиологии (среда для культивирования микроорганиз-

мов), в медицине (кровеостанавливающее средство), в качестве столярного клея и т. д.

ЖЕЛЕЗА ОКСИДЫ - не растворимые в воде соединения железа: чёрный FeO (устар. - закись железа), t 1368 °С; чёрный Fе2О3 (устар. - закись-окись железа, в природе - минерал магнетит), t 1538 °С; жёлтый, коричневый или тёмно-красный Fe3O4 (в природе - минерал гематит или красный железняк; компонент охры, сиены, сурика, умбры), t 1565 °С. Ж. о. - сырьё для произ-ва чугуна и стали, ферритов, пигментов, компонент керамики, термита, полирующих материалов (крокуса), рабочего слоя магнитных лент.

ЖЕЛЕЗИСТЫЕ КВАРЦИТЫ - метаморфич. тонкополосчатые породы, состоящие из кварца, магнетита (или гематита) и нек-рых силикатов (биотита, амфиболов, хлорита, серицита и др.), причём отд. смежные слои (толщиной 0,1 - 20 мм) обычно сложены к.-л. одним из этих минералов. Содержание железа составляет 25 - 30%, а иногда св. 50%. Ж. к. - прэм. жел. руды, с ними связаны крупнейшие железорудные месторождения мира.

ЖЕЛЕЗНАЯ ГУБКА - см. Губчатое железо.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА - комплексное трансп. пр-тие, имеющее все технич. средства для перевозки пассажиров, грузов, почты и багажа. Первая в мире Ж. д. общего пользования дл. 21 км построена в Великобритании в 1825. В России первая Ж. д. общего пользования открыта в 1837 между Петербургом и Павловском (27 км). Осн. технич. средства Ж. д.: подвижной состав (локомотивы и вагоны), рельсовый путь, искусств. сооружения (мосты, эстакады, туннели), станции и узлы, средства автоматики и телемеханики (сигнализация, централизация и блокировка), строения (вокзалы, депо, мастерские) и др. Ж. д. различают: по назначению - общего пользования, или магистральные, пром. транспорта (подъездные и технология, пути пром. пр-тий), в т. ч. лесовозные, рудничные, заводские и др.; городские (трамвайные и метрополитена); по ширине колеи - широко- и узкоколейные; по роду тяги - с электрич., дизельной (тепловозной), газотурбинной и паровой тягой. В СССР электрич. тяга применяется на наиболее грузонапряж. линиях (св. 30% от общей протяжённости ж.-д. сети), на к-рых выполняется более половины всего грузооборота Ж. д. Ост. часть Ж. д. обслуживается в осн. тепловозной тягой. Ж. д. потребляют св. 6% всей вырабатываемой в стране электроэнергии и более 16% производимого дизельного топлива. К нач. 1986 ж.-д. сеть составляли 32 дороги (самостоят. адм. ед. МГТС СССР). Ж. д. соединены более чем с 30 междунар. пасс. линиями со странами Европы и Азии. Протяжённость Ж. д. общего пользования - св. 146 тыс. км (11 - 12% общей протяжённости Ж. д. мира), подъездных путей пром. пр-тий - св. 107 тыс. км. Грузооборот Ж. д. в 1987 составил 3824,7 млрд. т*км (св. 50% грузооборота Ж. д. мира), пассажирооборот - 402,2 млрд. пассажиро*км. На долю Ж. д. приходится св. 50% всех производств. фондов обществ. тр-та.

ЖЕЛЕЗНЕНИЕ, о с т а л и в а н и е, - электролитич. покрытие металлич. предметов железом; применяется для уменьшения истирания поверхности деталей, восстановления размеров изнош. деталей, повышения тиражеустойчивости стереотипов и т. д.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ АВТОМАТИКА И ТЕЛЕМЕХАНИКА - совокупность систем, обеспечивающих функционирование технич. объектов ж.-д. транспорта методами и средствами автоматич. н телемеханич. управления. По выполняемым функциям Ж. а. и т. делится на системы: обеспечения безопасности движения поездов, диспетчерского управления и контроля движения поездов, горочной автоматики, пассажирской автоматики, к-рые составляют систему сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), а также автоведения поездов, телемеханического управления локомотивами, автоматич. и телемеханич. управления устройствами энергоснабжения электрифицир. ж. д., технич. диагностики и автсматич. контроля. К технич. средствам СЦБ относятся: путевая блокировка, электрожезловая система, централизация стрелок и сигналов, устройства автоматики и телемеханики горок сортировочных, диспетчерская централизация, а также ограждающие устройства на ж.-д. переездах, табло оповещения пассажиров.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ КОЛЕЯ - две рельсовые нити, располож. на определ. расстоянии (наз. колеёй ) одна от другой, прикреплённые к шпалам, брусьям или плитам. В СССР приняты Ж. к. нормальная (широкая) - 1520 мм и узкие - 750 и 1000 мм (пром. транспорт), за рубежом - в осн. 1435 мм, а также (в нек-рых странах) 1067, 1600 и 1676 мм.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ МАГИСТРАЛЬ - ж. д. общего значения с интенсивным движением поездов, ж.-д. линия, главная по отношению к примыкающим к ней ж.-д. линиям.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПЕРЕПРАВА - сооружение для переправы ж.-д. поездов через реки, проливы, лиманы и озёра при отсутствии мостов. Различают Ж. п. постоянно действующие - паромные (металлич. или ж.-6. самоходные суда) и временные - ледовые.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПЛАТФОРМА - см. в ст. Платформа.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ - система сигналов, с помощью к-рой обеспечиваются безопасность и организация движения поездов на ж. д. Различают сигналы: видимые, к-рые подаются светофорами, семафорами, дисками, щитками, фонарями, флагами, факел-свечами, сигнальными указателями и знаками и отличаются цветом, формой, положением или числом, и звуковые, подаваемые духовыми рожками, ручными и локомотивными свистками, гудками и сиренами силовых установок, звонками электрнч. сигнализации, петардами; отличаются числом и сочетанием звуков разл. продолжительности.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ - осн. эксплуатац. пр-тие ж.-д. транспорта с системой путей для приёма, отправления, скрещения и обгона поездов, с устройствами для посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов, расформирования, формирования и обработки поездов. Ж. с. подразделяют на пасс., грузовые, узловые, промежуточные, участковые, сортировочные и др.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КРАН - стреловой полноповоротный грузоподъёмный кран на платформе с ж.-д. ходовыми тележками норм. колен (см. рис.). Рабочее оборудование Ж. к. - норм. и удлинённые стрелы с гуськами, а также грузозахватные устройства в виде грейферов, электромагнитов и крюковых подвесок. Привод механизмов от паровой машины, дизеля или дизель-электрический. Ж. к. могут транспортироваться без разборки собств. ходом или в составе поезда. В СССР грузоподъёмность Ж. к. для погрузочно-разгрузочных работ 6,3 - 125 т, высота подъёма 5 - 25 м, вылет 4 - 26 м, скорость передвижения собств. ходом 4 - 13 км/ч. Грузоподъёмность Ж. к. для монтажных работ до 160 т.

Железнодорожный кран: 1 - аутригер (выносная опора); 2 - платформа

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ - мост для перевода ж.-д. пути через к.-л. препятствие (реку, овраг и др.). На больших реках судоходные пролёты Ж. м. обычно перекрывают стальными пролётными строениями балочной системы со сквозными гл. фермами. Для несудоходных пролётов и на малых реках применяют конструкции со стальными балками или пролётные строения из сборного и предварительно напряж. ж.-б.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПЕРЕЕЗД - место пересечения ж. д. в одном уровне автомоб. дорогой, трамвайными путями, троллейбусными линиями. При большом движении Ж. п. оборудуют автоматич. сигнализацией и шлагбаумами централизов. управления. На электрифицир. линиях на Ж. п. устанавливают габаритные ворота.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ - комплекс сооружений и устройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй. Ж. п. состоит из верхнего строения (рельсов со скреплениями и противоугонными устройствами, стрелочных переводов, шпал, брусьев, балластного слоя), непосредственно воспринимающего усилия от колёс подвижного состава и направляющего их движение, земляного полотна (насыпей и выемок), служащего основанием для верх. строения, и искусственных сооружений (мостов, путепроводов, туннелей, подпорных стенок, водопропускных труб).

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ - см. в ст. Железная дорога.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЗЕЛ - пункт, в к-ром сходятся или пересекаются неск. ж.-д. линий; совокупность ж.-д. станций, подходов к ним и соединит. ветвей (см. рис.). Осн. функции: пропуск транзитных поездов, погрузка и выгрузка грузов, передача поездов и вагонов между станциями узла, пересадка пассажиров и др. В больших городах Ж. у. иногда имеют окружную ж. д., соединяющую станции узла.

Схемы железнодорожных узлов: а - с одной станцией; б - крестообразного типа (I - XIV - соединительные ветви)

ЖЕЛЕЗНЫЕ СПЛАВЫ - металлич. системы, одним из компонентов к-рых (как правило, преобладающим) служит железо. Ж. с. содержат обычно примеси (марганец, кремний, серу, фосфор и др.), а также легирующие элементы (см. Легирование, Легированная сталь). Важнейшими Ж. с., наиболее часто применяемыми в технике, являются железоуглеродистые сплавы (сталь, чугун). К Ж. с. относят также спец. сплавы на железной основе (с высоким электрич. сопротивлением, магнитные, жаропрочные и др.) и ферросплавы.

ЖЕЛЕЗО - хим. элемент, символ Fe (лат. Ferrum), ат. н. 26, ат. м. 55.847. Ж. - серебристо-белый металл; имеет аллотропные модификации, к-рые различаются по кристаллич. структуре или по магнитным св-вам. При обычной темп-ре вплоть до 769 °С устойчиво ферромагнитное a-Fe; плотн. 7874 кг/м3. При 769 оС (точка Кюри) Ж. становится парамагнитным. Между 911 °С и 1400 °С устойчиво y-Fe, выше 1400 °С - бета-Fe; t 1539 °С. Ж. пластично, легко куётся, поддаётся прокатке, штамповке и волочению. Способность Ж. растворять углерод и др. элементы служит основой для получения разнообразных жел. сплавов. Твёрдый р-р углерода в a-Fe наз. ферритом, в у-Fe - аустенитом. В природе Ж. широко распространено, занимая второе (после алюминия) место среди металлов. Важнейшие его минералы - магнетит, титаномагнетит, гематит и др. - слагают месторождения жел. руд. значит. кол-ва Ж. содержатся на дне океанов в виде железо-марганцевых конкреции. Получают Ж. из жел. руд в виде разл. сплавов с углеродом - чугунов (доменным процессом) и сталей (мартеновским, конвертерным, электроплавильным процессами). Высо-колегир. стали (с большим содержанием никеля, хрома, вольфрама и др.) выплавляют в электрич. дуговых н индукц. печах. Начато произ-во Ж. прямым восстановлением получаемых из руд окатышей. Чистое порошкообразное Ж. в небольших кол-вах получают термич. разложением карбонила Fe(CO)5. Ж. - важнейший металл совр. техники (хотя в чистом виде из-за низкой прочности практически не используется). На долю сплавов Ж. приходится ок. 95% всей металлич. продукции. На осн. Ж. создаются новые материалы, способные выдерживать воздействие высоких и низких темп-р, вакуума и высоких давлений, агрессивных сред, больших перем. напряжений, ядерных излучений и т. п. В 1987 в СССР выплавлено 162 млн. т стали.

ЖЕЛЕЗОБЕТОН - сочетание бетона и стальной арматуры, монолитно соединённых и работающих в конструкции как единое целое. Совместная работа материалов в Ж. обеспечивается прочным сцеплением бетона с арматурой, близостью значений температурных коэфф. линейного расширения обоих материалов. В Ж. бетон обычно воспринимает сжимающие усилия, а арматура - растягивающие. Осн. достоинства Ж.: высокая прочность, долговечность, простота формообразования. Широко применяется в жил. н пром. стр-ве, мостостроении, гидротехнич. стр-ве и др. Термин "Ж." нередко употребляют как собирательное назв. железобетонных конструкций и изделий.

ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ПЛОТИНА - плотина, сооружённая в осн. из ж.-б., обеспечивающего прочность конструкции. По назначению Ж. п. различают глухие и водосбросные (с поверхностными или глубинными отверстиями), по конструкции - гравитац., контрфорсные, ячеистые и арочные.

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ИЗДЕЛИЯ - элементы зданий и сооружений, изготовляемые из ж.-б., и сочетания этих элементов. Ж. к. н п. классифицируются по неск. признакам: способу выполнения (монолитные, осуществляемые на месте стр-ва, сборные, составляемые из отд. элементов, гл. обр. заводского изготовления, и сборно-монолитные, представляющие собой сочетание сборных элементов с монолитным бетоном); виду применяемого для их изготовления бетона (из тяжёлых и лёгких бетонов); виду напряжённого состояния (обычные н предварительно напряжённые).

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ РАБОТЫ - возведение монолитных ж.-б. сооружений и конструкций и монолитных частей сборно-монолитных конструкций. В состав Ж. р. входят опалубочные работы (см. Опалубка), арматурные работы и бетонные работы.

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ МОСТ - мост, пролётные строения к-рого выполнены из ж.-б., опоры - из ж.-б. или бетона. Эффективность и возможности Ж. м. резко повышаются с применением в них предварительно-напряжённых ж.-б. конструкций. Наиболее распространены Ж. м. балочные, арочные, рамные, рамно-консольные, рамно-подвесные. См. рис.

Железобетонный мост Нагатино (Москва)

ЖЕЛЕЗОГРАФИТ - спечённый антифрикционный материал, содержащий 95 - 98% железа и 2 - 5% графита; пористость 15 - 30%. Получают Ж. методами порошковой металлургии. Применяется для изготовления подшипников и втулок.

ЖЕЛОНКА - инструмент, применяемый при бурении и эксплуатации скважин, для подъёма на поверхность жидкости, песка н буровой грязи.

ЖЕМЧУГ - образования (обычно округлые), возникающие внутри раковин нек-рых пластинчато-жаберных моллюсков - морских и пресноводных, выстилающих свои раковины перламутром. Ж. образуется путём обволакивания попавших в раковину инородных частиц (песчинок и т. п.) тонкими концентрич. слоями арагонита (реже кальцита) в смеси с конхиолином. Ж. издревле ценится как ювелирный камень. В Японии в пром. масштабах выращивается т. н. культивированный Ж. на спец. мор. плантациях (в раковины моллюсков-жемчужниц вводятся посторонние тела, служащие основой будущих жемчужин).

ЖЕМЧУЖНЫЙ ПАТ - смесь кальциевой соли гуанина, находящейся на чешуе нек-рых рыб (напр., каспийской кильки), с нитроцеллюлозным лаком; густая масса серебристого цвета с перламутровым оттенком. Применяется при изготовлении искусств. жемчуга, пластмасс с перламутровым отливом и т. д.

ЖЕРЕБЕЙКА - металлич. подставка (опора) для фиксации стержней в литейной форме. После заливки формы металлом Ж. остаётся в теле отливки. Обычно Ж. изготовляют из металла, однородного с отливкой; для лучшей свариваемости с отливкой и защиты от коррозии её подвергают лужению, меднению или пассивированию.

ЖЕРНОВ - круглый обтёсанный естеств. или искусств. камень; рабочий орган жернового постава. Изготовляется из твёрдого материала (гранит, кремень, наждак и т. п.).

ЖЕРНОВОЙ ПОСТАВ - машина для измельчения фуражных культур в кормовые продукты для скота. Иногда Ж. п. применяются на небольших с.-х. мельницах для размола зерна в муку или для вымола отрубей. Рабочие органы Ж. п. - вращающийся и неподвижный жернова с насечёнными на их поверхности бороздками. На мельницах пром. значения Ж. п. вытеснены вальцовыми станками.

ЖЁСТКОСТЬ - способность тела или конструкции сопротивляться образованию деформации. У абсолютно твёрдого тела (предельный случай, не встречающийся в действительности) Ж. бесконечно велика (сколь угодно большие нагрузки не вызывают деформаций); у резин Ж. очень мала (малая нагрузка приводит к большим деформациям). Большинство реальных материалов по Ж. занимает промежуточное положение между абсолютно твёрдым телом и резиной. При простых деформациях в пределах Гука закона Ж. определяется как произведение модуля упругости на ту или иную геом. хар-ку поперечного сечения элемента (площадь сечения при растяжении-сжатии и сдвиге, осевой момент инерции при изгибе и т. д.). Величина, обратная Ж., ваз. податливостью. В авиац. и ракетной технике часто оценивают уд. Ж, - отношение Ж. к плотности материала.

ЖЁСТКОСТЬ ВОДЫ - один из показателей качества воды, обусловл. содержанием в ней растворённых солей кальция и магния, вызывающих осаждение твёрдого осадка (накипи) на стенках теп-лообменных аппаратов (паровых котлов, водонагревателей и др.). Ед. Ж. в. миллиграмм-эквивалент на килограмм (мг-экв/кг) или аа литр (мг-экв/л) заменяются миллимолем на килограмм (ммоль/кг) (1 мг-экв/кг соответствует 0,5 ммоль/кг для ионов кальция Са2+ и магния Me2+; см. Грамм-эквивалент). Общая Ж. в. состоит из карбонатной (неточно ваз. временной) и некарбонатной (неточно наз. постоянной). Первая обусловлена содержанием в воде бикарбонатов кальция и магния, выпадающих при нагревании воды в виде шлама, а вторая - содержанием сернокислых, хлористых, кремнекислых, азотнокислых и фосфорнокислых соединений Са и Me, не выпадающих из р-ра даже при его кипячении. Классификация воды по жёсткости в ммоль/кг (мг-экв/кг): мягкая - до 1 (до 2), ср. жёсткости - 1 - 2,5 (2 - 5), жёсткая - 2,5 - 5 (5 - 10) и очень жёсткая - св. 5 (св. 10). Для уменьшения жёсткости воду умягчают (см. Водопад готовка).

ЖЕСТЬ - холоднокатаная отожжённая сталь (преим. низкоуглеродистая) в виде тонкой ленты или листов толщ, обычно 0,2 - 0,5 мм. Производится также особая тонкая Ж. (т. н. Ж. двойной прокатки) толщиной 0,08 - 0,1 мм. Ж. без защитного покрытия наз. нелужёной (чёрной), Ж., покрытая слоем олова, - лужёной (белой). Для предотвращения коррозии Ж. иногда покрывают спец. лаками, эмалями, пластмассовыми плёнками. Ж. применяется гл. обр. для изготовления металлич. тары (гл. обр. консервной).

ЖИВУЧЕСТЬ с у д н а - способность судна при получении повреждений сохранять свои эксплуатац. и мореходные качества. Обеспечивается непотопляемостью, пожаробезопасностью, надёжностью технич. средств, подготовленностью экипажа.

"ЖИГУЛИ" - назв. легковых автомобилей малого класса, выпускаемых Волжским автомоб. з-дом им 50-летия СССР с 1970. См. ВАЗ.

ЖИДКИЕ КАУЧУКИ - жидкие синтетич. полимеры (олигомеры), к-рые в результате вулканизации превращаются в резиноподобные материалы. Выпускаются бутадиеновые, кремнийорганич., полисульфидные, уретановые Ж. к. Изделия формуют методами свободной заливки, вакуумного или центробежного литья. Применяются в произ-ве шин и др. резиновых изделий, а также для приготовления герметиков, клеёв, получения электроизоляц. и антикорроз. покрытий.

ЖИДКИЕ КРИСТАЛЛЫ - особое состояние нек-рых органич. в-в, в к-ром они обладают реологич. (см. Реология) св-вами жидкости - текучестью, но сохраняют упорядоченность в расположении молекул и анизотропию нек-рых св-в, характерную для кристаллов. Ж. к. образуют в-ва, молекулы к-рых имеют удлинённую палочкообразную форму, часто с чередованием линейных и циклич. атомных группировок. Такая форма молекул определяет приблизит, параллельность их взаимной укладки, что является осн. признаком структуры Ж. к. Различают 3 осн. типа Ж. к.: нематические, смектические и холестерические (см. рис.). Наименее упорядоч. структуру имеют нематические Ж. к., молекулы к-рых параллельны, но сдвинуты вдоль своих осей ва произвольные расстояния друг относительно друга. В смектических Ж. к. молекулы расположены слоями. Холестерические Ж. к. по своей структуре похожи на нематич. Ж. к., отличаясь от них дополнит. закручиванием молекул в направлении, перпендикулярном их длинным осям. Благодаря сильной зависимости св-в Ж. к. от внеш. воздействий они находят разнообразное применение в технике (в температурных датчиках, индикаторных устройствах, модуляторах света и т. д.).

ЖИДКОЕ СТЕКЛО - см. в ст. Растворимое стекло.

ЖИДКОСТИ - в-ва в конденсированном агрегатном состоянии, промежуточном между твёрдым и газообразным. В-во находится в состоянии Ж. при давлениях, болъших давления в тройной точке, и при темп-pax, заключ. в интервале от темп-ры кристаллизации до темп-ры кипения. Различие между жидким и газообразным состоянием в-ва исчезает в критическом состоянии. Ж., подобно твёрдым телам, обладают малой сжимаемостью и большой плотностью и в то же время, подобно газам, не обладают упругостью формы и легко текут. В Ж. ср. расстояние между молекулами - порядка размеров самих молекул (~ 0,1 нм), и силы межмолекулярного взаимодействия весьма значительны. Этим, напр., объясняются особые св-ва поверхностного слоя Ж. (см. Поверхностное натяжение). В отличие от "дальнего порядка" в расположении частиц твёрдого тела по узлам кристаллич. решётки, в Ж. наблюдается "ближний порядок": в среднем для каждой молекулы Ж. число ближайших соседей и их взаимное расположение одинаковы. Подобно частицам твёрдого тела, молекулы Ж. совершают тепловые колебания ок. нек-рых положений равновесия. Однако если в твёрдых телах эти положения равновесия неизменны, то в Ж. они время от времени изменяются: по истечении нек-рого времени t молекула Ж. перескакивает в новое положение равновесия, перемещаясь на расстояние порядка ср. расстояния между молекулами Ж. Эти перескоки молекул Ж. обусловливают её текучесть. Среднее значение t, наз. средним временем "оседлой жизни" молекул, зависит от природы жидкости и очень быстро уменьшается с увеличением темп-ры-<t>= t0exp(E/kT), где t0~10-12 с, k - Больцмана постоянная, Т - термодинамическая температура, Е - энергия активации перехода молекулы из одного положения равновесия в соседнее. Для маловязкиг Ж. <t>~10-11 с.  Динамич. вязкость разных Ж. весьма различна напр., при Т=273 К для воды она равна 1,79 мПа*с. а для глицерина - 12,1 Па*с). С понижением темп-ры вязкость Ж. увеличивается. У нек-рых Ж. это увеличение вязкости столь значительно, что они, будучи переохлаждёнными, не успевают кристаллизоваться и образуют аморфные тела (напр., стёкла, смолы, глины).

ЖИДКОСТНЫЙ ВАКУУММЕТР - вакуумметр, действие к-poro осн. на уравновешивании измеряемого давления (или разности давлений) давлением столба жидкости. Ж. в. бывают U-образные (с закрытым и открытым коленом), колокольные, компрессионные. Применяемые рабочие жидкости - обычно ртуть или вакуумные масла. Ж. в. измеряют давления до 10-2 Па.

ЖИДКОСТНЫЙ ЛАЗЕР - лазер, в к-ром активной средой является жидкость. Наиболее распространены перестраиваемые Ж. л. на р-рах органич. соединений, в т. ч. красителей (кумарины, ксантены, оксазиновые и полиметиновые красители и др.). Накачка Ж. л. обычно осуществляется лампами-вспышками, дуговыми лампами или др. лазерами. Диапазон рабочих длин волн 300 - 1200 нм; типичное значение диапазона перестройки на одном красителе ~60 нм; импульсная мощность излучения ~10 МВт, средняя мощность - до неск. Вт; кпд - 30 - 60% (при возбуждении другим лазером). Осн. применения: устройства лазерного зондирования атмосферы (лидары), спектроскопии, фотохимии, разделения изотопов.

ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ЖРД) - реактивный двигатель, работающий на жидком ракетном топливе. Схема ЖРД разработана К. Э. Циолковским в 1903. ЖРД состоит из камеры сгорания с соплом, систем подачи компонентов топлива, органов регулирования, зажигания и вспомогат. агрегатов (теплообменников, смесителей и др.). Подача топлива в ЖРД может быть вытеснительной или с помощью турбонасосного агрегата (ТНА), приводимого в действие генераторным газом, вырабатываемым в газогенераторе. Большинство камер сгорания охлаждается одним из компонентов топлива. Уд. импульс ЖРД с ТНА достигает 3400 м/с для топлива кислород - керосин и 4700 м/с для топлива кислород - водород. Созданы ЖРД с тягой от долей Н (микроракетные двигатели) до неск. МН (двигатели РН). Масса от неск. сотен г до 10 т. ЖРД - осн. двигатель совр. космонавтики. Их применяют в качестве основных (маршевых), корректирующих, тормозных, рулевых. Жидкостные ракетные микродвигатели могут быть стабилизирующими, ориентационными, индивидуальными. См. рис.

Схема жидкостного ракетного двигателя с вытеснительной подачей топлива: 1 - баллон со сжатым газом; 2 - редуктор; 3 - топливные баки; 4 - клапаны; 5 - камера сгорания; 6 - пояса подачи горючего для внутреннего охлаждения; 7 - сопло

Жидкостный ракетный двигатель РД-253 первой ступени ракеты-носителя "Протон" (тяга 1635 кН, удельный импульс 3100 м/с, масса залитого ЖРД 1460 кг, высота 2,72 м, максимальный диаметр камеры 1,5 м, время работы 130с)

Схема подачи топлива в жидкостном ракетном двигателе с турбонасосным агрегатом: 1 - топливные баки; 2 - газогенератор; 3 - турбонасосный агрегат; 4 - форсунки; 5 - камера сгорания; 6 - сопло

ЖИДКОТЕКУЧЕСТЬ - способность расплавл. металла заполнять литейную форму; одно из важнейших технология, св-в литейных сплавов. При высокой Ж. отливка более точно повторяет конфигурацию формы, что особенно важно при изготовлении тонкостенных изделий. Ж. измеряют при помощи спец. литейной формы, имеющей спиралевидный канал, в к-рый заливают испытываемый сплав. Чем выше Ж., тем более длинный участок спирали заполняется металлом. С повышением темп-ры заливки Ж. сплава возрастает.

ЖИЖЕРАЗБРАСЫВАТЕЛЬ - с.-х. машина для откачки навозной жижи из жижесборников скотных дворов, перевозки и равномерного разлива её по полю. Ж. можно использовать для приготовления торфожижевых, торфофекальных и др. компостов, подкормки растений в садах, полива овощных культур, подвоза воды и жидких ядохимикатов для заправки с.-х. машин, тушения пожаров и мойки машин. Ж. представляет собой цистерну, смонтированную на шасси автомобиля или на шасси спец. одно-, двух- или трёхосного тракторного прицепа. Выпускаемые в СССР прицепные тракторные Ж. имеют цистерны вместимостью от 3,6 до 23 м3. См. рис.

Жижеразбрасыватель к тракторам МТЗ-80/82

Жижеразбрасыватель к трактору К-701

ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ космонавтов - система мероприятий и средств (СЖО). обеспечивающих в герметич. кабине космич. корабля поддержание искусств. газовой среды (воздуха) с оптим. физ. параметрами (давление, темп-pa, влажность, скорость движения) и хим. составом, удовлетворение потребностей экипажа в кислороде, пище, воде и удаление отходов жизнедеятельности человека и др. биол. объектов. Открытые системы Ж. содержат запасы кислорода, пищи, воды; твёрдые и жидкие отходы жизнедеятельности в этом случае складируются в спец. ёмкости, а газообразные продукты поглощаются фильтрами. В частично закрытых системах производится регенерация воды и кислорода, в остальном же подобные системы не отличаются от открытых. В закрытых системах происходит круговорот осн. элементов и в-в в малых замкнутых объёмах КК с воспроизводством пищ. продуктов на борту, регенерацией воды и кислорода и утилизацией отходов жизнедеятельности человека и биокомплекса. Конструктивное решение СЖО и рациональная степень замкнутости определяются продолжительностью космич. полёта. Расчёт СЖО производят исходя из необходимости удовлетворения потребностей космонавтов в пище, воде, кислороде и удаления отходов жизнедеятельности. При полётах по околоземной орбите задача обеспечения соответствующими в-вами может решаться с помощью трансп. кораблей.

ЖИКЛЁР (франц. gicleur, от gicler - брызнуть) - калиброванное отверстие в детали, дозирующее расход жидкости или газа. Напр., в карбюраторе через Ж. подаётся топливо в смесит. камеру для приготовления рабочей смеси, поступающей в цилиндры двигателя.

ЖИЛА - протяжённое в двух направлениях геол. тело, сравнительно небольшой мощности, заполнившее трещину в земной коре либо возникшее путём замещения горных пород вдоль трещины иными минер. в-вами. Ж., сложенные горными породами, ваз. дайками; собственно Ж. слагаются преим. одним или немногими жильными минералами (кварцем, кальцитом, баритом, флюоритом и др.) и, как правило, содержат рудные минералы (сульфиды металлов, самородное золото и др.), т. е. являются т. н. рудными Ж. Они характерны для многочисл. жильных месторождений золота, олова, вольфрама и ряда др. металлов.

ЖИЛЬНЫЕ МИНЕРАЛЫ - минералы, сопровождающие рудные, обычно слагающие осн. объём рудных жил и др. рудных тел, но сами не представляющие большой ценности. Типичные Ж. м. - жильный кварц, кальцит и др. карбонаты, хлориты, флюорит, барит, иногда полевые шпаты, слюды и т. д. При обогащении руд стремятся по возможности удалить Ж. м. в хвосты, а рудные минералы выделить в виде концентрата.

ЖИРНОГО РЯДА СОЕДИНЕНИЯ - то же, что ациклические соединения. Впервые выделены из жиров (отсюда назв.). В совр. науч. лит-ре термин "жирный" сохранился гл. обр. применительно к высшим карбоновым к-там и спиртам.

ЖИРНЫЕ КИСЛОТЫ - см. в ст. Карбоиовыв кислоты.

ЖИРНЫЕ МАСЛА - см. в ст. Жиры.

ЖИРОБУС, г и р о б у с [от греч. gyros - круг и лат. (omni)bus - для всех], - вид безрельсового транспорта, движущегося за счёт кинетич. энергии, на-копл. в маховике; является вспомогат. пасс. транспортом для коротких трасс. Нек-рое практич. применение с 1955 получили электрожиробусы, оборудованные маховым агрегатом, состоящим из асинхронного двигателя-генератора, сочленённого с маховиком, и тяговых электродвигателей.

ЖИРОВАНИЕ в кожевенно-меховом производстве - обработка шкур или кож эмульсиями или расплавами жиров для придания им мягкости, водостойкости и гибкости. Выполняется обычно после дубления.

ЖИРОМУЧНАЯ УСТАНОВКА - комплекс машин и аппаратов для произ-ва кормовой рыбной муки и технич. жира из отходов, получ. в процессе разделки рыбы. Ж. у. устанавливаются на судах рыбопромыслового флота и на береговых рыбоперераб. пр-тиях.

ЖИРЫ - группа в-в, входящих наряду с углеводами и белками в состав всех животных и растит. организмов. Осн. компоненты Ж. - триглицериды (полные сложные эфиры глицерина и высших жирных к-т, гл. обр. олеиновой, линолевой, пальмитиновой, стеариновой). Ценный высококалорийный пищ. продукт, особенно коровье, баранье, свиное сало, Ж. молока, а также различные растит. Ж. (растительные, или жирные, масла).

ЖУКОВСКОГО ТЕОРЕМА (по имени рус. учёного Н. Е. Жуковского; 1847 - 1921): при обтекании потоком идеальной несжимаемой жидкости а эродинамит, поверхности единичного размаха и неизменного профиля на неё действует подъёмная сила, определяемая ф-лой У = pooVoo Г, где poo, Voo - плотность и скорость невозмущённого (на бесконечности) потока, Г - циркуляция скорости вокруг профиля. Эту силу часто называют подъёмной силой профиля (размерность в СИ - Н/м).