Энциклопедический политехнический словарь


Содержание

ЛИНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ (ЛЭП) - электроустановка для передачи электрич. энергии на расстояние, состоящая из проводников тока и вспомо-гат. устройств. ЛЭП являются одними из осн. звеньев электрических систем и вместе с электрич. подстанциями образуют электрические сети. Выбор номин. напряжения ЛЭП определяется гл. обр. передаваемой мощностью и расстоянием. По значению номинального напряжения различают ЛЭП низкого (до 1 кВ), среднего (3 - 35 кВ), высокого (ПО - 220 кВ), сверхвысокого (330 - 1000 кВ) и ультравысокого (св. 1000 кВ) напряжения. По конструктивному исполнению они подразделяются на воздушные ЛЭП (см. рис.) и кабельные ЛЭП (в т. ч. газоизолированные ЛЭП); исследуются также криогенные ЛЭП. Повсеместно используются гл. обр. трёхфазные ЛЭП перем. тока, однако всё большее значение приобретают ЛЭП пост. тока.

Линия электропередачи Волжская ГЭС имени В. И. Ленина - Кинель

"ЛИНКОЛЬН" (Lincoln) - назв. легковых автомобилей повыш. комфортабельности одноимённой фирмы, выпускаемых в США с 1908 [с 1920 - концерном "Форд мотор" (Ford Motor)]. В 1986 изготовлялись автомобили большого класса. Рабочий объём двигателей 5 л, мощность 110 - 148 кВт, Макс. скорость 175 - 210 км/ч. См. рис.

Легковой автомобиль "Линкольн"

ЛИНКОР - см. Линейный корабль.

ЛИНКРУСТ (от лат. linum - лён, полотно и crusta - кора, облицовка) - рулонный отделочный строит. материал с гладкой или рисунчатой рельефной поверхностью. Состоит из плотной бум. основы, покрытой тонким слоем пластмассы. Последнюю получают на основе синтетич. смол (реже - растит. масел или их заменителей) в сочетании с наполнителями. В совр. стр-ве в связи с распространением моющихся обоев применение Л. ограничено.

ЛИНОГРАВЮРА - гравюра на линолеуме или на сходных с ним полимерно-пластич. материалах. По технике близка к ксилографии, допускает высокую тиражность, часто используется для цветной печати. Благодаря мягкости материала штрих в Л. получается, как правило, более точным и живописным, но часто не столь тонким и ровным, как в ксилографии.

ЛИНОЛЕУМ (от лат. linum - лён, полотно и oleum - масло) - полимерный рулонный материал длл покрытия полов. В зависимости от осн. исходного сырья (связующего) Л. подразделяются на поливинилхлоридный, глифталевый (алкидный), коллоксилиновый (нитролинрлеум) и резиновый (релин). Л. может быть безосновным (одно- и многослойным) и на упрочняющей (тканевой) или теплозвукоизоляц. основе. В совр. стр-ве Л. - один из осн. материалов для покрытия полов.

ЛИНОТИП (от лат. linea - черта, линия и греч. typos - отпечаток) - строкоотливная машина для набора текста в виде монолитных металлич. строк с рельефной печатающей поверхностью. Л. состоит из трёх осн. аппаратов: наборного, отливного и разборочного. Степень сложности набора, выполняемого на Л., характеризуется числом разд. знаков, к-рые могут быть использованы в наборе. Производительность Л. 150 - 200 знаков в 1 мин. В связи с развитием фотонабора выпуск Л. сокращается.

ЛИНЬ (голл. lijn) - трос диам. до 25 мм, изготовляемый из высококачеств. пеньки. Л. применяются на судах для оснастки, такелажных и др. работ. В зависимости от способа выработки, числа прядей и назначения Л. носят раз л. названия: шкимушгар, юзень, лаглинь, лотлинь и др.

ЛИОФИЛЬНОСТЬ [от греч. 1уо - растворяю и phileo - люблю (букв. - любовь к растворению)] - св-во в-ва интенсивно взаимодействовать с граничащими с ним растворителями. См. также Гидрофильность.

ЛИОФОБНОСТЬ [от греч. 1уо - растворяю и phobos - страх, боязнь (букв. - боязнь растворения)] - св-во вещества слабо взаимодействовать с граничащими с ним растворителями. См. также Гидрофобностъ.

ЛИПТОБИОЛИТ (от греч. leiptos - оставшийся, остаточный, bios - ^жизнь и lithos - камень) - ископаемый уголь, образовавшийся в осн. из наиболее стойких к превращениям частей высших растений - носков, смол, оболочек спор, пробковой ткани коры, кутикулы и др. При термич. разложении выход летучих в-в 60 - 80% (на горючую массу), выход первичного дёгтя 25 - 50%. Используется как хим. сырьё.

ЛИССАЖУ ФИГУРЫ [по имени франц. физика Ж. Лиссажу (J. Lissajous; 1822 - 80)] - замкнутые траектории точки, совершающей одновременно 2 гармонич. колебат. движения в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Вид Л. ф. зависит от соотношений между периодами (частотами), фазами и амплитудами обоих колебаний и позволяет определить эти соотношения (см. рис.). Л. ф. используются в измерит. технике для исследования соотношений между периодами и фазами колебаний, а также формы колебаний.

К ст. Лиссажу фигуры (над квадратами указаны разности фаз, под квадратами - отношения периодов колебаний)

ЛИСТ в издательском делеи полиграфии - единица печатной продукции. Авторский Л. служит для измерения объёма литературного произведения, представл. автором, и равен в СССР 40 тыс. печатных знаков (включая пробелы между словами). Неполная строка при подсчёте принимается за полную. К авторскому Л. приравнивается 700 строк стихотворного материала или 3000 см2 отпечат. графич. материала. Авторским Л. количественно измеряется труд авторов, рецензентов, редакторов и т. д. Бумажный Л. служит для расчёта кол-ва бумаги, потребной или израсходов. на издание. Форматы бумажных Л. в СССР установлены стандартом. Печатный Л. служит для измерения натурального (фактич.) объёма издания - это оттиск на одной стороне бумажного листа формата 60 X 90 см. Оттиск на бумаге стандартных размеров других форматов (напр., 70 X 90, 70 X 108, 84 X 108 см) наз. физическим печатным Л. данного формата и обычно пересчитывается в т.н. условные печатные Л. формата 60 X 90 см (через коэфф., равный отношению площадей печатных листов). Учётно-издательский Л. служит для подсчёта объёма печатного издания и равен 40 тыс. печатных знаков, или 700 строкам стихотворного текста, или 3000 см2 графич. материала. Этот объём включает объём собственно литературного произведения плюс объём всего прочего текстового и графич. материала (редакц. предисловие, колонцифры, колонтитулы и т. д.). Учётно-издат. Л. применяются для издательского планирования и учёта, измерения труда технич. редакторов, корректоров и т. п. Подписной Л. - оттиск, получ. на рабочей скорости с тиражной формы в печатной машине и подписанный к печати. Тиражный Л. - оттиск, получ. в процессе печатания тиража издания.

ЛИСТИНГ (от англ. list - список) - буквенно-цифровая информация, содержащая результаты обработки программы, полученная на ЭВМ; напечатанный на бумаге текст программы, её распечатк а.

ЛИСТОВАЯ ШТАМПОВКА - процесс получения из листового проката (листа, полосы, ленты) изделий, имеющих плоскую или пространств. форму, без существ. изменения толщины материала. Лист толщ. до 15 мм штампуют без нагрева, а большей толщины - с нагревом. К Л. ш. относятся: резка (разрезка, вырубка, пробивка отверстий), гибка, вытяжка (в т. ч. глубокая) и ряд дополнит. операций (отбортовка, закатка, сборка и др.). Применяется в автомоб. (цельноштампов. кузова и т. п.), радиотехнич., электронной и мн. др. отраслях пром-сти. См. рис.

Схема установки заготовки в вырубном штампе при листовой штамповке: 1 - вырубленная деталь; 2 - матрица; 3 - пуансон; 4 - пуансонодержатель; 5 - верхняя плита; 6 - заготовка; 7 - штамп

ЛИСТОВОЙ МЕТАЛЛ - листы и широкие листовые полосы из металлов, получаемые прокаткой. Из нек-рых металлов (алюминий, свинец, медь и т. д.) прокатывается фольга. Особый вид Л. м. . - биметаллич. листы, получаемые одноврем. прокаткой пакетов из двух заготовок разл. металлов.

ЛИСТОВОЙ СТАН - см. в ст. Прокатный стан,

ЛИСТОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ - конструкции из листового металла. Применяются в осн. для сооружения ёмкостей разл. назначения: резервуаров (см. рис.), газгольдеров, бункеров, силосов, трубопроводов больших диаметров и т. п. Л. к. работают преим. на растяжение, что позволяет наиболее эффективно использовать прочностные св-ва металла.

Монтаж листовых конструкций шарового резервуара

ЛИСТОГИБОЧНАЯ МАШИНА - машина для гибки и правки металлич. листов и полос при пропускании их между валками. См. рис.

Схема действия ротационной валковой листогибочной машины

ЛИСТОПРАВИЛЬНАЯ МАШИНА - машина для правки в холодном (реже горячем) состоянии металлич. листов, т. е. устранения кривизны, волнистости, вмятин и др. внеш. дефектов, образовавшихся при обработке давлением и в результате термич. обработки, а также при транспортировании и хранении. На роликовых Л. м. лист пропускается между двумя рядами роликов, располож. в шахматном порядке, и, испытывая многократные перегибы, выправляется. При правке на растяжных Л. м. растягивающее усилие создаёт в листе напряжения, превышающие предел текучести. Применяется также комбиннр. способ непрерывной правки полос - изгибом и натяжением.

ЛИСТОРАСКЛАДОЧНАЯ МАШИНА - служит для автоматич. раскладки отпечатанного тиража однолнстовых или малостраничных документов по секциям (число секций до неск. десятков). Обычно объединена с высокопроизводит. копировальным или множительным оборудованием. Применяется в учреждениях с большим кол-вом обрабатываемых документов. См. рис. к ст. Оргтехника.

ЛИСТОШТАМПОВОЧНЫЙ АВТОМАТ - автоматич. машина для массового изготовления (штамповки) из листовых или ленточных заготовок деталей машин, электро- и радиоаппаратуры, изделий широкого потребления и т. п. К Л. а. относятся также нек-рые прессы-автоматы для патронно-гильзового произ-ва.

ЛИТАЯ ИЗОЛЯЦИЯ - то же, что компаунды полимерные.

ЛИТАЯ СТАЛЬ - твёрдая сталь, прошедшая в процессе произ-ва через жидкое состояние. Древнейший способ получения Л. с. - тигельный процесс. Во 2-й пол. 20 в. почти вся производимая в мире сталь является Л. с., выплавленной в конвертерах, мартеновских печах, дуговых печах и др. плавильных агрегатах.

ЛИТЕЙНАЯ МОДЕЛЬ - приспособление для получения в литейной форме рабочей полости для будущей отливки. Л. м. является, как правило, частью модельного комплекта. Л. м. изготовляют с учётом припусков на усадку затвердевающего сплава и последующую механич. обработку отливки. При наличии в отливке внутр. полостей на Л. м. предусматриваются спец. выступы - знаки, отпечатки к-рых в форме служат опорами для литейных стержней. В индивидуальном произ-ве Л. м. обычно изготовляются из дерева и затем окрашиваются или из газифицирующихся при заливке металла пенопластов (обычно пенополистирола), в массовом и крупносерийном произ-вах - из металла и пластмасс. При получении отливок методом литья по выплавляемым моделям применяются разовые Л. м. из легкоплавкого состава (напр., смесь парафина и стеарина в соотношении 1:1). См. рис.

К ст. Литейная модель, Литейная форма, Литейный стержень. Основные элементы литейной оснастки при получении отливки в разовой объёмной форме: а и б - модельный комплект верхней и нижней полуформ с опокой; в и г - верхняя и нижняя заформованные опоки; д - литейная форма, подготовленная к заливке; 1 - направляющий штырь; 2 - подмодельная плита; 3 - стол формовочной машины; 4 - стержневой знак; 5 - литейная модель;6 - формовочная смесь; 7 - литейный стержень

ЛИТЕЙНАЯ ФОРМА - применяемая в литейном произ-ве форма для получения отливок. В Л. ф. заливают расплавл. материал (металлич. или каменный). Рабочая часть Л. ф. представляет собой полость, в к-рой материал, охлаждаясь, затвердевает и принимает требуемые конфигурацию и размеры. Л. ф. состоит из собственно формы для воспроизведения нар. контуров отливок и литейных стержней для образования внутр. полостей и отверстий. Л. ф. может использоваться только один раз (разовая Л. ф.) или многократно (пост. или полупостояпная форма). Материалами для разовых форм служат кварцевый песок, бентонит, глина и др. (см. Стержневые смеси, Формовочные смеси), а для пост. форм - металлы, напр. при литье в кокиль и литье под давлением. Формы, применяемые при изготовлении изделий из пластмасс, наз. литьевыми. См. рис.

ЛИТЕЙНЫЕ МАШИНЫ - общее назв. машин, применяемых в литейном произ-ве для дозирования и заливки расплавл. металла, образования отливки, выбивки, очистки её и т. д. К Л. м. относятся карусельные кокильные машины, машины для литья под давлением, для литья центробежного и др.

ЛИТЕЙНЫЕ СВОЙСТВА металлов и сплавов - совокупность физ.-хим. и спец. технологич. свойств, характеризующих способность металлов и сплавов образовывать отливки без раковин, трещин, пористости и др. дефектов. Важнейшие Л. с.: жидкотекучесть, объёмная и линейная усадка, ликвация и склонность к образованию ликвац. наплывов. Л. с. зависят гл. обр. от темп-ры и хим. состава металла .

ЛИТЕЙНЫЕ СУШИЛА - печи, применяемые в литейном произ-ве для сушки материалов, форм и стержней с целью повышения их газопроницаемости и прочности. Различают Л. с. периодич. действия - камерные, стационарные и переносные установки и Л. с. непрерывного действия - разл. конвейерные и тоннельные печи. В Л. с. осуществляется т. и. конвекц. сушка. С применением формовочных и стержневых самотвердеющих смесей с жидким стеклом и смоляными связующими надобность в Л. с. отпадает.

ЛИТЕЙНЫЙ АВТОМАТ - предназначен для выполнения технологич. операций в литейном произ-ве по заданной программе без непосредств. участия человека. Применяют Л. а. для приготовления и регенерации формовочных и стержневых смесей, формовки, изготовления стержней, заливки форм, выбивки, очистки и зачистки отливок и т. д. При комплексной механизации и автоматизации литейного произ-ва Л. а. объединяются трансп. системами в автоматич. линии.

ЛИТЕЙНЫЙ ДВОР - часть доменного цеха, располож. непосредственно у печи и предназнач. для проведения работ по выпуску чугуна и шлака. В совр. цехах Л. д. находятся под крышей. К ним примыкают рельсовые пути для чугуновозов и шлаковозов. До внедрения разливочных машин на Л. д. велась и разливка чугуна в изложницы или песочные формы для получения чушек.

ЛИТЕЙНЫЙ КРЕПИТЕЛЬ - связующий материал для формовочных смесей и стержневых смесей. Смеси с добавкой Л. к. обладают определ. прочностью как в сыром состоянии, так и после сушки, не разрушаются под действием заливаемого в форму металла. В литейном произ-ве применяют органич. и неорганич. Л. к.

ЛИТЕЙНЫЙ СТЕРЖЕНЬ - отъёмная часть литейной формы, оформляющая внутр. полости отливки. В тех случаях, когда конфигурация литейной модели затрудняет её извлечение из литейной формы, Л. с. используют и для формирования нар. частей отливки. Л. с. устанавливают на опорные поверхности литейной формы - знаки или жеребейки. Для разовых литейных форм и часто при литье в кокиль используют Л. с., изготовляемые на стержневых машинах из спец. стержневых смесей с последующей их сушкой или отверждением. При литье под давлением применяются только металлич. стержни. См. рис.

ЛИТЕЙНЫЙ ЧУГУН - см. в ст. Чугун.

ЛИТЕРА [от лат. lit(t)era - буква] - прямоугольный брусок из типограф, сплава, дерева или пластмассы с рельефным (выпуклым) изображением (очком) буквы, цифры или знака на одном из его торцов (см. рис.). Применяется как печатающий элемент при ручном или буквоотливном наборе. При печатании очко покрывают краской и получают оттиск на бумаге.

Литера: а - ножка; б - головка; в - очко; г - кегль; д - толщина; е - рост (постоянный для всех литер); ж - сигнатура

ЛИТИЙ (от греч. lithos - камень) - хим. элемент, символ Li (лат. Lithium), ат. н. 3, ат. м. 6,941. Л. - серебристо-белый металл из группы щелочных металлов; плотн. 534 кг/м3 (самый лёгкий из металлов), tпл 180,5 °С. Осн. минералы Л. - алюмосиликаты (.сподумен, лепидолит). Л. получают из обогащ. руд гидрометаллургич. методами с последующим электролизом расплавов солей. Важнейшая обл. применения Л. - ядерная энергетика. Изотоп 6Li - единств. пром. источник для произ-ва трития. Л. - материал для изготовления электрич. батарей. В чёрной металлургии Л. служит для раскисления, легирования и модифицирования сплавов, в цветной - для улучшения их механич. св-в (для аэрокосмич. целей перспективны сплавы алюминия с 2 - 3% Л.). Соединения Л. применяют в произ-ве спец. стёкол, термостойкого фарфора и керамики, для получения пластичных смазок, сегнетоэлектриков, пьезоэлектриков, оптич. материалов, люминофоров, психотропных средств, осушителей, катализаторов и т. д.

ЛИТНИКОВАЯ СИСТЕМА - совокупность каналов и полостей (элементов), служащих для заполнения рабочей полости литейной формы расплавл. металлом, питания отливки при затвердевании, улавливания первых порций металла, шлака и загрязнений. Осн. элементы Л. с. (чаша, стояк, дроссель, шлакоуловитель, питатель) вместе с питающими элементами, прибылью и выпором образуют литниково-питающую систему (см. рис.).

Элементы литниковой системы: 1 - чаша; 2 - фильтровальная сетка; 3 и 7 - верхняя и нижняя полуформы; 4 - стояк; 5 - шлакоуловитель; 6 - дроссель; 8 - питатели

ЛИТО... (от греч. lithos - камень) - составная часть сложных слов, указывающая на отношение к камню, горным породам (напр., литология, литосфера).

ЛИТОГРАФСКАЯ ПЕЧАТЬ, литография (от лито... в ...графия) - старейший способ плоской печати, при к-ром краска с печатной формы передаётся непосредственно на запечатываемый материал. Л. п. вытеснена более совершенной офсетной печатью, однако формы Л. п., изготовл. на литографском камне (известняке), продолжают применяться для художеств. печати (напр., при изготовлении эстампов). Если изображение на литографский камень наносит художник-автор, Л. п. наз. автолитографией.

ЛИТОКОН (от лито... и греч. eikon - изображение, подобие) - однолучевой запоминающий электронно-лучевой преобразователь электрических сигналов, мишень к-рого выполнена в виде диэлектрич. мозаики, нанесённой на электропроводящую подложку. В . Л. изображение сначала записывается электронным пучком, промодулир. по интенсивности входным электрич. сигналом, в виде потенциального рельефа на мозаичной поверхности мишени, а затем считывается тем же электронным пучком. При считывании электронный пучок, сканируя мишень, создаёт в цепи коллектора токи, соответствующие глубине записанного рельефа. Время сохранения записанной информации - от неск. мин. до 1 ч. См. также Запоминающий электронно-лучевой прибор.

ЛИТОЛ - пластичная антифрикц. водостойкая смазка, состоящая из нефт. масла, загущённого литиевой солью 12-оксистеариновой к-ты. Содержит антиокислит. и антикорроз. присадки. Применяется для смазывания разл. узлов трения автомобилей, подшипников скольжения и качения зубчатых передач и пр. при темп-pax до 130 °С.

ЛИТОЛОГИЯ (от лито... и ...логия) - наука, изучающая осадочные горные породы и совр. осадки, их веществ, состав, структуры и текстуры, физ. св-ва, размещение, естеств. ассоциации в земной коре, условия образования и процессы изменения. Л. занимается также изучением осадочных месторождений полезных ископаемых (бокситов, железа, марганца, солей, фосфоритов и др.). В англо-амер. литре термином "Л." часто обозначают полевое изучение состава горных пород любого происхождения.

ЛИТОСФЕРА (от лито... и сфера) - внеш. твёрдая оболочка Земли. По совр. представлениям, Л. включает земную кору и располож. под ней верхний (твёрдый) слой мантии Земли. Мощность Л. колеблется от 50 до 200 км.

ЛИТОТРИПТОР (от лито... и греч. tripsis - растирание, дробление) - мед. аппарат для дробления камней мочевого пузыря и выведения их осколков. В СССР выпускаются аппараты типа "Урат", принцип действия к-рых осн. на разрушении камней ударной волной, возникающей при электрич. разряде в жидкости.

ЛИТОХИМИЧЕСКАЯ СЪЁМКА - то же, что металлометрическая съёмка.

ЛИТР (франц. litre) - допускаемая к применению наравне с единицами СИ внесистемная ед. объёма (вместимости), равная 1 дм3 (точно) = 0,001 м3. Обозначение - л. Прежнее значение (до 1964) - 1 л = 1.000028 дм3.

ЛИТРАЖ ДВИГАТЕЛЯ - нерекомендуемое назв. суммарного рабочего объёма двигателя.

ЛИТРОВАЯ МОЩНОСТЬ - отношение мощности двигателя внутр. сгорания к рабочему объёму двигателя. Этот показатель характеризует степень совершенства двигателя. По Л. м. можно сравнивать конструкции однотипных двигателей. Наибольшую Л. м. имеют форсированные автомоб. и мотоциклетные двигатели.

ЛИТЬЕ - процесс получения изделий (отливок) из разл. расплавов (металлов, горных пород, керамич. материалов, пластмасс и др.), принимающих конфигурацию полости формы и сохраняющих её после затвердевания. В литейном произ-ве для получения металлич. отливок применяют более 50 разновидностей Л.; в песчаные формы, в кокиль, по выплавляемым моделям, центробежное, под давлением, в оболочковые формы и др. Л. является одним из экономичных способов получения деталей и заготовок сложной формы, больших и малых размеров. См. также Каменное литьё, Литьё под давлением полимерных материалов.

ЛИТЬЕ В КОКИЛЬ, кокильное литьё, - способ получения фасонных отливок в металлич. формах - кокилях. В отличие от др. способов литья в металлич. формы (литьё под давлением, центробежное литьё и др.) при получении отливок в кокиле заполнение формы сплавом и его затвердевание происходят без к.-л. внеш. воздействия. Высокие теплопроводность и точность кокиля позволяют изготовлять плотные отливки с точными размерами, меньшими припусками на механич. обработку, чем при литье в песчаные формы. Л. в к. получают отливки из чугуна, стали, алюм., магниевых и др. сплавов.

ЛИТЬЁ В ОБОЛОЧКОВЫЕ ФОРМЫ - способ получения отливок в оболочковых формах. Отливки имеют плотную однородную мелкозернистую структуру и высокие механич. св-ва, меньшие усадку и внутр. напряжения, чем при др. способах литья. Л. в о. ф. получают отливки с высокими качеством поверхности и точностью. Недостаток этого способа - высокая стоимость материала, оснастки и оборудования, поэтому его применение эффективно в крупносерийном произ-ве отливок массой до 100 кг.

ЛИТЬЁ В ПЕСЧАНЫЕ ФОРМЫ - способ получения отливок в формах, изготовл. из песчаноглинистых формовочных материалов и используемых для получения одной отливки.

ЛИТЬЁ ВСАСЫВАНИЕМ - способ получения отливок в тонкостенных водоохлаждаемых металлич. литейных формах (кристаллизаторах), заполняемых при вакуумном всасывании жидкого сплава. Во внутр. полости кристаллизатора создаётся разрежение, благодаря к-рому сплав всасывается в форму на определ. высоту. В форме металл затвердевает, образуя отливку, конфигурация к-рой соответствует конфигурации внутр. полости кристаллизатора. Особенности способа: спокойное заполнение формы металлом даже при изготовлении тонкостенных отливок и отсутствие потерь металла на литниковую систему; малая производительность, из-за чего ограничено его применение.

ЛИТЬЁ ПО ВЫПЛАВЛЯЕМЫМ МОДЕЛЯМ - способ получения фасонных отливок из металлич. сплавов в неразъёмной горячей и негазотворной оболочковой форме, рабочая полость к-рой образована удалением литейной модели выжиганием, растворением или выплавлением в горячей воде (отсюда и назв. способа). Отливка образуется в оболочке, состоящей из огнеупорного состава, к-рым модель окрашивается или в к-рый она окунается; каждый слой состава подсушивается. Перед заливкой оболочка прокаливается в засыпке (опорный слой) при высокой темп-ре и заливается в горячем состоянии. После затвердевания отливки оболочку разрушают. Л. по в. м. изготовляют отливки с высокой точностью, что часто позволяет использовать их как готовые детали, без дополнит. механич. или др. обработки.

ЛИТЬЁ ПОД ДАВЛЕНИЕМ - 1) Л. п. д. металлов - способ получения отливок из сплавов цветных металлов и сталей нек-рых марок, максимально приближающий размеры и форму отливки к размерам и форме готовой детали, что позволяет уменьшить или исключить их последующую мехавич. обработку. Сущность способа состоит в том, что на расплавл. металл (расплав), залитый в камеру прессования, сообщающуюся с оформляющей полостью формы, давит поршень, в результате чего расплав быстро заполняет форму и застывает в ней, приобретая точные очертания отливки. Л. п. д. производят на литейных машинах с холодной и горячей камерами прессования; литейные формы изготовляют из стали. Производительность машин до 600 заливок (запрессовок) в 1 ч. Применяют и многогнёздные формы, что позволяет получать за одну заливку более 20 деталей. 2) Л. п. д. полимерных материалов - метод изготовления изделий разл. формы из пластич. масс (термопластов и реактопластов) и резин. смесей, при к-ром материал нагревается и размягчается (пластицируется) в обогреваемом цилиндре литьевой машины, откуда под давлением червяка или поршня нагнетается в литьевую форму. После остывания материала (для термопластов), отверждения (для реактопластов) или вулканизации (для резин. смесей) он сохраняет конфигурацию и размеры изделия. Метод пригоден для переработки термопластов в изделия объёмом от 0,1 до 30 000 см3, а реактопластов и резин. смесей - до 3000 см3. Преимущества метода по сравнению с др. методами формования изделий из полимерных материалов - высокие производительность и качество изделий. См. рис.

Червячная литьевая машина для литья под давлением полимерных материалов: 1 и 2 - приводы поступательного и вращательного движений червяка; 3 - червяк (при пластикации материала совершает вращательное и медленное поступательное движение вправо; при нагнетании материала в форму - быстрое поступательное движение влево); 4 - бункер; 5 - нагреваемый материал; 6 - расплавленный материал; 7 - обогреваемый цилиндр; 8 - изделие; 9 - литьевая форма; 10 - обогреватели

Схемы литья под давлением на машинах с камерами прессования: а - холодной горизонтальной; б - холодной вертикальной; в - горячей; 1 - плита крепления подвижной части формы; 2 - выталкиватели; 3 - подвижная обойма формы; 4 - полость формы (отливка); 5 - неподвижная обойма формы; 6 - камера прессования; 7 - прессующий поршень; 8 - пресс-остаток; 9 - тигель нагревательной печи; 10 - обогреваемый мундштук

ЛИТЬЁ ЦЕНТРОБЕЖНОЕ - способ получения отливок в металлич. формах, при к-ром расплавл. металл, подвергаясь действию центробежных сил, отбрасывается к стенкам формы и затвердевает, образуя отливку. Этот способ литья широко используется в пром-сти, особенно для получения пустотелых отливок со свободной поверхностью - чугунных и стальных труб, колец, втулок, обечаек и т. п. Формы устанавливают на литейных центробежных машинах. В зависимости от положения оси вращения форм различают горизонтальные и вертик. машины. Отливки, получ. Л. ц., обладают повыш. плотностью во внеш. слое. Для получения внутр. полости в цилиндрич. отливках не требуется проставлять стержни. См. рис.

Получение сложной отливки способом литья центробежного на машине с вертикальной осью: 1 и 2 - нижняя и верхняя полуформы; 3 - стояк литниковой системы; 4 - стеркень; h - рабочая полость

ЛИФТ (от англ. lift - поднимать) - стационарный подъёмник прерывного действия с вертик. движением кабины или платформы по жёстким направляющим, установл. в ограждённой со всех сторон шахте. Различают Л. пассажирские (обычные, скоростные, больничные) грузоподъёмностью 320 - 2400 кг и грузовые (общего назначения и спец., напр. магазинные) грузоподъёмностью до 10 т. Скорость движения пасс. Л. 0,5 - 4 м/с (7 м/с - в уникальных конструкциях) и грузовых 0,18 - 1,5 м/с. Высота подъёма до 150 м и более. См. рис.

Схема пассажирского лифта: 1 - машинное поме-шение; 2 - лебёдка; 3 - рабочий канат; 4 - подвеска; 5 - ловитель; 6 - кабина; 7 - отводка; 8 - башмак; 9 - шахта; 10 - направляющая кабины; 11 - направляющая противовеса; 12 - противовес; 13 - буфер; 14 - приямок; 15 - натяжной блок; 16 - канат ограничителя скорости; 17 - ограничитель скорости; 18 - магнитная станция

ЛИХТЕР (голл. lichter) - несамоходное сухогрузное судно. Л. используются для перевозок с помощью буксирных судов и для частичной разгрузки глубокосидящих мор. судов перед постановкой к мелководному причалу. Для перевозок на баржевозах используются стандартные Л. грузоподъёмностью 370 т. См. рис.

К ст. Лихтер. Баржевоз (лихтеровоз) "Алексеи Косыгин" лихтеровместимостью 78 единиц

ЛИХТЕРОВОЗ - то же, что баржевоз.

ЛИЦЕНЗИЯ (от лат. licentia - свобода, право) - 1) разрешение на использование изобретения или иного научно-технич. достижения. Обычно Л. выдаётся на изобретение, по к-рому подяна заявка на патент или получен этот документ. Л. оформляется лицензионным соглашением, согласно к-рому владелец патента (лицензиар) предоставляет за определ. вознаграждение покупателю Л, (лицензиату) полное или частичное право на использование изобретения. 2) Л. экспортная или импортная - разрешение, выдаваемое компетентным гос. органом (в СССР - Мин-вом внеш. экон. связей) на осуществление внешнеторговых операций.

ЛИЦОВОЧНО-ШТЕМПЕЛЕВАЛЬНАЯ МАШИНА - см. в ст. Почтообрабатывающие машины.

ЛОБЗИК (от нем. Laubsage) - ручной инструмент для выпиливания по криволинейному (узорному) контуру изделий из дерева или мягкого металла. В П-образном корпусе (станке) закреплено сменное тонкое узкое полотно с зубьями. Л. как сменным инструментом снабжаются пневматич. или электрич. ручные машины.

ЛОБОВАЯ ТЯТА реактивного двигателя - отношение тяги двигателя к его лобовой площади (наибольшей площади поперечного сечения двигателя без учёта агрегатов).

ЛОБОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ - то же, что сопротивление аэродинамическое.

ЛОВУШКИ - стационарные сетные орудия лова, устанавливаемые на путях движения рыбы. Вход в ловушку удобен, а выход затруднён. К Л. относятся вентери и ставные невода.

ЛОГАРИФМ [от греч. logos - слово, здесь - (соотношение и arithmos - число] числа N по основанию а - показатель степени т, в к-рую следует возвести а, чтобы получить N; обозначается logаN. Т. о., т = logaN, если ат = N (предполагается, что а > 0, а не равно 1). Осн. св-ва Л.

позволяют сводить умножение , деление и возведение в степень (извлечение корня) к сложению, вычитанию их Л. и умножению (делению) Л. на показатель степени (корня), т. е. к более простым действиям. При вычислениях наиболее употребительны десятичные Л. (а = 10), обозначаемые lgN. Существуют разнообразные таблицы десятичных Л. (наиболее употребительны 4- и 5-значные). В теоретич. вопросах большое значение имеют натуральные Л., основанием к-рых служит число е = 2,718 28..., их обозначают lnN.

ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ЛИНЕЙКА, счётная линейка, - инструмент для приближённых вычислений, с помощью к-рого операции над числами (умножение, деление, возведение в степень, извлечение корня и др.) заменяются операциями над логарифмами этих чисел. Обычная Л. л. состоит из корпуса, движка и прозрачного бегунка, имеющего визирную линию. На корпусе и движке нанесены осн. шкалы С и Д (см. рис.), размеченные так, что положение любого числа х (целого или дробного от 1 до 10) определяется длиной отрезка, равного n*lgx и отлож. от начала шкалы (n - модуль шкалы). Геом. сложение (вычитание) отрезков ткал С и Д посредством перемещения движка заменяет операцию умножения (деления) соответствующих чисел. Кроме осн. шкал С и Д, на Л. л. могут быть нанесены шкалы - (шкала R), х2 (Л, В), х3 (К), lgx (L) а др. Точность обычной Л. л. 3 знака. Л. л. практически вытеснены карманными микрокалькуляторами.

Логарифмическая линейка

ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ - ф-ция у = lnx. обратная показательной функции, т. е. у = 1пх равносильно х = еу. В области действит. чисел Л. ф. определена только для х > 0; график Л. ф. (см. рис.) ыаз. логарифмикой. Иногда Л. ф, наз. также ф-цию у = logax с произвольным положит. а не равно 1. Значение у Л. ф., соответствующее значению аргумента х, наз. логарифмом числа х.

График логарифмической функции

ЛОГАРИФМИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ - усилитель, у к-рого выходное напряжение сигнала пропорционально логарифму входного напряжения. Применяется в системах, работающих при большом динамич. диапазоне изменения входных сигналов (в приёмниках радиолокац. станций, системах автоматич. самонаведения, измерит. усилителях и др.).

ЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ в Э В М - операция над машинными переменными (выраженными в цифровой форме, обычно в двоичной системе счисления), выполняемая по правилам алгебры логики. К числу осн. и наиболее употребительных в ЭВМ Л. о. относятся отрицание (логич. эквивалент частицы "не" - инверсия), логич. умножение (конъюнкция), логич. сложение (дизъюнкция). Эти Л. о. достаточно просто реализуются электронными логическими элементами, а любые более сложные Л. о. при составлении программы ЭВМ могут быть сведены к трём основным.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ - электронные устройства, реализующие простейшие логич. операции (функции) над входными сигналами согласно правилам алгебры логики (напр., логич. сложение - дизъюнкцию, логич. умножение - конъюнкцию, отрицание - инвертирование) и выдающие сигналы, соответствующие значениям реализуемых функций. Сигналами служат дискретные значения (уровни) электрич. напряжения или силы тока; напр., низкий уровень соответствует 0, высокий - 1. Конструктивно Л. э. могут быть выполнены на электронных лампах, ПП приборах или в виде интегральных схем. Л. э. различаются в осн. по функцией, назначению, способу представления информации, схемотехнич. решению и используемым электронным приборам. Л. э. составляют основу элементной базы цифровых автоматов, в т. ч. ЭВМ; совокупность Л. э., обеспечивающих построение необходимого набора логич. цепей для реализации любых заданных функций, образует систему элементов данного автомата, ЭВМ.

...ЛОГИЯ (от греч. logos - слово, учение) - составная часть сложных слов, означающая: учение, знание, наука (напр. , геология, метеорология).

ЛОГОМЕТР [от греч. logos - слово, здесь - (со)отношенне и ...метр] - устройство для измерения отношения двух электрич. величин (обычно сил токов в обмотках его подвижной части). Л. бывают магнитоэлектрич., электро- и ферродинамич. и электромагнитные. Подвижная часть наиболее распростр. магнитоэлектрич. Л. состоит из двух элементов, обычно катушек, 1 и 2 (см. рис.), в к-рых электрич. величины, образующие измеряемое отношение, создают вращающие моменты (M1 и M2), направл. навстречу друг другу; положение равновесия наступает при равенстве моментов. Находясь в неоднородном поле пост. магнита, катушки стремятся повернуться в направлении действия большего момента, и подвижная часть отклоняется до тех пор, пока моменты не уравновесятся. Л. используются в омметрах, фазометрах, частотомерах, тензометрах, электрич. термометрах, дистанц. измерителях электрич. и неэлектрич. величин. Градуируются в единицах измеряемых величин.

Схема магнитоэлектрического логометра: 1 и 2 - подвижные катушки; 3 - постоянный магнит; 4 - сердечник (часть магнитной системы, создающей неоднородное по зазору магнитное поле); 5 - стрелка, скреплённая с подвижной частью прибора

ЛОГОПЕРИОДBЧЕСКАЯ АНТЕННА - антенна, в основу структуры к-рой положен принцип логарифмич. периодичности длин излучающих элементов и расстояний между ними. Л. а. отличаются большой широкополосностью, определяемой соотношением размеров излучателей Макс. и миним. длины. Применяются для связи и телевидения на метровых и декаметровых волнах.

ЛОДЖИЯ (итал. loggia) - помещение в виде ниши фасада жилого или обществ. здания, обычно с дверными и оконными проёмами с одной стороны и открытое с другой (см. рис.). Л. может иметь разл. глубину и протяжённость по фасаду и используется как балкон, укрытый в здании, или терраса.

Дом с лоджиями

ЛОДКА - небольшое реч. гребное судно. Иногда Л. снабжают парусом или двигателем (моторная Л.). Л. наэ. также воен. корабли отд. классов (канонерская Л., подводная Л.).

ЛОДЬЯ - то же, что ладья.

ЛОЖЕМЕНТ (франц. logement) - опорное устройство для установки и закрепления на трансп. средствах к.-л. машин, аппаратов, длинномерных грузов и т. п. Напр., в Л. спец. агрегата (установщика) закрепляется РН при транспортировании её на пусковую систему космодрома и установке в вертик. положение. Л. снабжаются захватами или стяжками.

ЛОКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ ЭВМ - составная часть процессора, представляющая собой быстродействующее запоминающее устройство небольшой (по сравнению с оперативным запоминающим устройством) ёмкости (до неск. сотен байт). Предназначена для хранения в процессе вычислений часто используемых данных, промежуточных результатов, констант, коротких подпрограмм. Скорость работы Л. п. соизмерима со скоростью работы процессора, а техн. средства её реализации совместимы с логич. элементами процессора. Наиболее часто Л. п. реализуется на полупроводниковых интегральных схемах.

ЛОКОМОБИЛЬ (франц. locomobile, от лат. locus - место и mobilis - подвижной) - передвижная или стационарная паросиловая установка в виде паровой машины, смонтированной на паровом котле. В СССР произ-во Л. прекращено в 1960-х гг.

ЛОКОМОТИВ (франц. locomotive, от лат. locomoveo - сдвигаю с места) - тяговая машина, пред-назнач. только для передвижения поездов или вагонов по рельсам и не используемая для перевозки пассажиров и грузов. В зависимости от источника энергии Л. подразделяются на электрические, дизельные, газотурбинные и паровые и соответственно наз. электровозами, тепловозами, газотурбовозами и паровозами. Существуют разл. комбиниров. Л., напр. дизель-электровозы. По роду выполняемой работы различают магистральные, маневровые и промышленные Л. В зависимости от осуществляемых перевозок Л. бывают грузовые (в т. ч. магистральные и пром. транспорта, работающие на карьерах, в рудниках, на внутризаводских путях и т. п.), пассажирские и грузопассажирские.

ЛОНЖЕРОН (франц. longeron, от longer - идти вдоль) - 1) Л. в летательном аппарате - прод. элемент силового набора крыла, оперения, лопасти несущего винта вертолёта и т. п. Представляет собой балку с верх. и ниж. поясами, связанными стенкой. Л. воспринимает (совместно с др. силовыми элементами) изгибающий и крутящий моменты и поперечные силы. В т. н. лонжеронных крыльях изгибающий момент практически полностью воспринимается мощными поясами Л.

2) Л. в автомобиле - продольная балка рамы автомобиля, имеющая обычно корытообразное сечение, увелич. в местах, подверж. наибольшим нагрузкам.

ЛОПАРИТ (от лопари - распространённого в науч. лит-ре назв. народа саамы) - минерал. ниобо-титанат натрия, кальция и редких земель. Обычно содержит примесь тантала. Цвет чёрный. Тв. по минералогия, шкале 5,5 - 6,5; плотн. 4600 - 4900 кг/м3. Руда на титан, ниобий, тантал и редкие земли церие-вой подгруппы.

ЛОПАСТНАЯ МАШИНА - то же, что лопаточная машина.

ЛОПАСТНАЯ РЕШЁТКА - совокупность лопастей, располож. по окружности и or рани ч. двумя концентрич. поверхностями вращения либо двумя цилиндрич. поверхностями (прямая Л. р.). Различают Л. р. плоские - с двухмерным потоком и пространственные - с трёхмерным потоком, вращающиеся и неподвижные. В результате взаимодействия вращающейся Л. р. (рабочее колесо) с перемещающейся через неё жидкостью часть энергии жидкости преобразуется в энергию вращения вала (лопастные двигатели) или энергия вращающегося вала преобразуется в энергию жидкости (лопастные насосы, компрессоры, вентиляторы).

ЛОПАСТНО-РЕГУЛИРУЕМАЯ ТУРБИНА, Т о-мана турбина, - разновидность гидравлич. поворотно-лопастной турбины, у к-рой направляющий аппарат или вовсе отсутствует, или имеет жёстко закреплённые лопатки, к-рые выполняют ф-цию только направителя потока. Турбина регулируется поворотом лопастей рабочего колеса. Снижение кпд при отклонении нагрузки от оптимума у Л.-р. т. меньше, чем у пропеллерной, но условия регулирования хуже. Л.-р. т. применяются гл. обр. на маломощных установках.

ЛОПАСТНЫЙ НАСОС - динамический насос, в к-ром жидкость перемещается за счёт силового взаимодействия с лопастями вращающегося рабочего колеса (лопастной решётки). Наиболее распространены центробежные насосы и осевые насосы.

ЛОПАТКА, л и з е н а, - вертик. выступ на стене здания, не имеющий базы и капители; одно из осн. средств ритмич. членения стены (см. рис.).

Лопатка

ЛОПАТКИ (лопасти) турбомашин - детали проточной части лопаточных машин. Совокупность Л. образует систему каналов или лопастных решёток, в к-рых осуществляется рабочий процесс турбомашин.

ЛОПАТОЧНАЯ МАШИНА, лопастная машина, - устройство с вращающейся лопастной решёткой для преобразования энергии движущейся капельной жидкости или газа в энергию вращающегося вала (напр., турбина) или наоборот (напр., лопастный насос). Передача мощности потоку или приём её от потока происходят при изменении момента импульса жидкости или газа при проходе через рабочее колесо, состоящее из лопаток, укреплённых на втулке (ступица), к-рая присоединяется к валу. Различают одно- и многоступенчатые Л. м. По принципу действия Л. м. подразделяют на активные и реактивные (см., напр., Активная турбина, Реактивная турбина). В зависимости от направления скорости потока в рабочем колесе относительно оси вращения Л. м. бывают осевые, радиально-осевые, диагональные и радиальные. Регулирование мощности Л. м. за счёт изменения расхода жидкости или газа может производиться неск. методами. Напр., в гидротурбинах расход можно менять поворотом лопаток рабочего колеса или с помощью направляющего аппарата. Гидравлич. подобие Л. м. позволяет получать для них не только индивидуальные, но и типовые хар-ки.

ЛОРЕНЦА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ [по имени голл. физика X. А. Лоренца (Н. A. Lorentz; 1853 - 1928)] - соотношения между координатами и моментами времени к.-л. события, рассматриваемого в двух инер-циальных системах отсчёта К (х, у, z, t) и К' (х', у', z', t'), движущихся одна относительно другой с любыми возможными скоростями. В простейшем случае, когда сходственные оси систем К и К' попарно параллельны и система К' движется относительно К с пост. скоростью V, направленной вдоль оси х (см. рис. к ст. Галилея преобразования), причём в момент начала отсчёта времени t u t' начала координат О и О' систем К и К' совпадают, Л. п. имеют вид:

где с - скорость света в вакууме. При малых скоростях (V << с) Л. п. переходят в преобразования Галилея. Л. п. вытекают из постулатов спец. относительности теории.

ЛОРЕНЦА СИЛА - сила, действующая со стороны электромагнитного поля на движущуюся заряж. частицу. Л. с. F равна F = QE + О [v, В], где О - заряд частицы, Е - напряжённость электрич. поля, В - магнитная индукция, a v - скорость частицы относительно той инерциальной системы отсчёта, в к-рой вычисляются F, E и В. Часто под Л. с. понимают только второе слагаемое, к-рое характеризует действие магнитного поля на движущуюся в нём заряж. частицу.

ЛОРЕНЦА - МАКСВЕЛЛА УРАВНЕНИЯ, Лоренца уравнения, - фундаментальные уравнения классич. электродинамики, определяющие микроскопич. электромагнитные поля, созданные отд. заряженными частицами; лежат в основе электронной теории.

ЛОТ (от нем. Lot или голл. lood) - прибор для измерения глубины воды с судна. Глубина определяется длиной вытравленного линя, к к-рому привязан груз (см. рис.), замером давления у дна или временем прохождения отражённого от дна звука (см. Эхолот).

Лот

ЛОТ - рус. ед. массы и веса, применявшаяся до введения метрической системы мер. 1 Л. (ед. массы) = 3 золотникам = 1/32 фунта = 12,7973 г. 1 Л. (ед. веса) = 12,7973 гс = 0,125 499 Н.

ЛОТКОВЫЙ СПУСК - приспособление в виде наклонной плоскости с бортами, по к-рой груз скользит под действием силы тяжести. Л. с. применяют для подачи деталей в нужном направлении в загрузочных, разгрузочных и контрольных устройствах автоматов, для перемещения на короткие расстояния насыпных и штучных грузов.

ЛОТОК - водовод незамкнутого поперечного сечения с безнапорным движением воды; применяется в гидроэнергетике, ирригации. Выполняется из дерева, металла, ж.-б. и т. п.; укладывается на поверхности земли или на эстакаде.

"ЛОТОС" (Lotus) - назв. туристских и гоночных автомобилей англ. фирмы "Лотос каре" (Lotus Cars), выпускаемых с 1952. В 1986 изготовлялись туристские автомобили ср. класса с повыш. динамич. качествами. Рабочий объём двигателей 2,2 л, мощность 118 - 157 кВт, Макс. скорость 215 - 245 км/ч. Особенность автомобилей "Л." - кузова из армиров. стеклопластиков. См. рис.

Туристский автомобзль "Лотос"

ЛОУРЕНСИИ - одно из названий, предложенных для хим. элемента с ат. н. 103 из семейства актиноидов, символ Lr (лат. Lawrencium). Первые опыты по синтезу 103-го элемента были выполнены в 1961 в США. Хотя результаты этих опытов в дальнейшем не подтвердились, название, данное амер. учёными в честь Э. Лоуренса (изобретателя циклотрона), пока сохраняется. Первые надёжные сведения об изотопе 256Lr получены в 1965 в СССР. Наиболее долгоживущим является изотоп 260Lr с периодом полураспада ок. 3 мин (впервые синтезирован в США в 1971).

ЛОУСОНА КРИТЕРИЙ [по имени амер. физика Дж. Д. Лоусона (J. D. Lawson)] - условие возникновения термоядерной реакции, заключающееся в том, что произведение концентрации п частиц в высокотемпературной плазме на время т удержания этой плотности плазмы должно превышать определ. значение, к-рое зависит от типа термоядерной реакции. Напр. для реакции слияния ядер дейтерия nт > 1021 м-3*с, если коэфф. преобразования выделившейся в реакции энергии в электрич. ~1/3.

ЛОЦИЯ (от голл. loodsen - вести корабль) - 1) раздел науки о судовождении, изучающий условия плавания водными путями, их навигац. особенности и принципы использования карт и навигац. пособий. 2) Назв. навигац. пособия, содержащего подробное описание водных путей, берегов, условий и правил плавания, установленного навигац. оборудования, гидрометеорологич. условий, ремонтных и бункерных баз и т. п.

ЛОШАДИНАЯ СИЛА - не подлежащая применению внесистемная ед. мощности. Обозначение - л. с. 1 л. с. (метрич.) = 735,499 Вт, в США и Великобритании применяют Л. с., к-рая обозначается hр и равна 745,7 Вт (см. Ватт).

ЛОШМИДТА ПОСТОЯННАЯ, Лошмидта число [по имени австр. физика И. Лошмидта (J. Loschmidt; 1821 - 95)], - число молекул в ед. объёма идеального газа при норм. условиях (темп-ра Т = 273,15 К, давление р - 101 325 Па). Л. п. определяется по ф-ле: n0 = NA/Vm = 2,687*1025м-3, где по - Л. п., м-3; NA - Авогадро постоянная, моль-1; Vm - молярный объём идеального газа при норм. условиях, м3/моль.

ЛОЩЕНИЕ - отделочная операция кож. произ-ва для получения более гладкой и блестящей поверхности кож хромового дубления, казеинового покрытия и юфти. Л. выполняют на лощильной машине проглаживанием гладким, полиров. роликом лицевой стороны кожи.

ЛУАЗ - марка грузопасс. автомобилей повыш. проходимости, выпускаемых Луцким автомоб. з-дом на базе агрегатов легковых автомобилей "Запорожец" с 1966. Кузов несущий типа фаэтон-универсал. В 1986 рабочий объём двигателя 1,2 л, мощность 29 кВт, Макс. скорость 85 км/ч. См. рис.

Грузопассажирский автомобиль ЛуАЗ-969М

ЛУБОКОМБАЙН - с.-х. машина для уборки зеленцовых посевов кенафа с одноврем. выделением луба (волокон) из скош. стеблей. Л. срезает стебли, очищает их от сорной растительности и подгона, выделяет из стеблей луб и укладывает его в поле для просушки. Выпускаемый в СССР Л. КУ-0,2 убирает кенаф на одно- и двухстрочных посевах с междурядьем 90 см и высотой стеблей до 4,5 м. Производительность до 0,43 га/ч.

ЛУБРИКАТОР (от лат. lubrico - делаю гладким, скользким) - автоматически действующий прибор, предназнач. для подачи смазки под давлением на трущиеся поверхности,

ЛУБЯНЫЕ ВОЛОКНА - волокна, содержащиеся в стеблях, листьях и оболочке плодов разл. растений и используемые в текст. пром-сти. Различают: тонкие Л. в. (стеблевые) - лён и рами, применяемые для выработки тонких и средних по поверхностной плотности тканей, кручёных нитей и др. изделий; грубые Л. в. (стеблевые) - конопля, джут, кенаф и др., применяемые для выработки грубых тарных тканей и кручёных изделий - шпагатов, верёвок, канатов и т. п.; жёсткие Л. в. (листовые) - абака (текст, банан), агава и др., используемые для изготовления верёвок, канатов и т. п.; плодовые Л. в. - койр, добываемый из нар. покрова скорлупы орехов кокосовой пальмы и используемый для изготовления верёвок, мор. канатов, циновок, плетёных изделий.

ЛУГОВОЙ АГРЕГАТ - комбинир. с.-х. машина, составл. из почв, фрезы, туковой и зерновой сеялок и двух катков. Используется для ускор. коренного  улучшения лугов и пастбищ на торфяных и минер. почвах, не засорённых камнями и древесно-кустарниковой растительностью. Л. а. за один проход фрезерует почву, вносит минер. удобрения, высевает семена трав и зерновых культур, прикатывает почву перед посевом и после него. Агрегатируется с тракторами ср. мощности. Ширина захвата Л. а. АЛС-2,5 (см. рис.), применяемого в СССР, 2,5 м. Производительность 1,4 - 1,5 га/ч.

Лугодой агрегат АЛС-2,5

ЛУЖЕНИЕ - покрытие оловом металлич., гл. обр. стальных и медных, изделий или полуфабрикатов (ленты, листа, проволоки) для защиты их от коррозии или для облегчения процесса пайки. Л. осуществляют погружением предмета в расплавл. олово, в р-р, содержащий олово, или в электролит с последующим оплавлением в масляных ваннах, печах или индукторах. Перед Л. изделие очищают и обрабатываемую поверхность протравливают к-той.

"ЛУНА" - наименование серии сов. автоматич. КА (автоматич. станций), запускавшихся к Луне в 1959 - 76 (исследование Луны проводилось также с помощью автоматич. станций "Зонд"). КА первого поколения ("Л.-1" - 4Л.-3") совершали перелёт с Земли к Луне без предварит. выведения на орбиту ИСЗ, проведения коррекций на траектории Земля - Луна и торможения вблизи Луны. КА осуществили пролёт Луны ("Л.-l"), достижение Луны ("Л.-2"), её облёт и фотографирование ("Л.-3"). КА второго поколения ("Л.-4" - "Л.-14") запускались с использованием более соверш. методов: предварит. выведение на орбиту ИСЗ, затем старт к Луне, коррекции траектории и торможение в окололунном пространстве. При запусках отрабатывались полёт к Луне и посадка на её поверхность ("Л.-4" - "Л.-8"), мягкая посадка ("Л.-9" и "Л.-13") и перевод на орбиту искусственного спутника Луны (ИСЛ) ("Л.-10", "Л.-11", "Л.-12", "Л.-14"). Более соверш. и тяжёлые КА третьего поколения ("Л.-15" - "Л.-24") осуществляли перелёт к Луне по схеме, используемой КА второго поколения; при этом для увеличения точности посадки на Луну предусмотрена возможность проведения неск. коррекций на траектории полёта от Земли к Луне и на орбите ИСЛ. КА "Л." обеспечили получение первых науч. данных о Луне (в т. ч. фотогр. и ТВ изображений), отработку мягкой посадки на Луну, создание ИСЛ, взятие и доставку на Землю проб грунта ("Л.-16", "Л.-20". "Л.-24"), транспортировку на поверхность Луны луноходов ("Л.-17", "Л.-21"). Создание и запуск разнообразных автоматич. лунных аппаратов - особенность сов. программы исследования Луны. См. рис.

Автоматическая станция "Луна-16": 1 - возвращаемый аппарат; 2 - буровой механизм; 3 - ракета "Луна - Земля"; 4 - посадочная ступень; 5 - топливный бак; 6 - двигатель посадочной ступени; 7 - двигатель ракеты "Луна - Земля"; 8 - топливный бак; 9 - антенна

Схема грунтозаборного устройства космического аппарата "Луна-16": 1 - возвращаемый аппарат; 2 - исходное положение штанги и бурового станка; 3 -рабочее положение штанги и бурового станка; 4 - ампула с лунным грунтом; 5 - буровой снаряд; б - винт подачи; 7 - корпус бурового станка; 8 - вращатель

"ЛУНАР ОРБИТЕР" (англ. Lunar Orbiter) - наименование серии амер. искусств. спутников Луны. Нач. масса до 391 кг, конечная (при полёте по селено-центрич. орбите) ок. 270 кг. Наряду с фотографированием лунной поверхности (для поиска р-нов посадки космич. аппаратов "Сервейор" и кораблей "Алоллон") они использовались для науч. исследований в окололунном пространстве. В 1966 - 67 запущено 5 "Л. О.".

ЛУНОХОД, лунный самоходный a пп a p а т, - аппарат, способный самостоятельно передвигаться на поверхности Луны, или аппарат для перевозки на поверхности Луны космонавтов и оборудования (см. рис.). Л. использовались для проведения науч. исследований и как трансп. средства при осуществлении лунных экспедиций. Управление движением автоматич. Л. - дистанционное, осуществлялось по радиокомандам с Земли; при этом на Л. устанавливалась ТВ система, передающая оператору на Земле изображение местности, лежащей перед Л. Л. с экипажем управлялись космонавтами с использованием автономных навигац. систем.

"Луноход-1" - первый в космонавтике Л., доставлен на Луну сов. КА "Луна-17", функционировал на поверхности Луны с 17 нояб. 1970 до 4 окт. 1971, выполнив широкую программу науч. исследований. Масса Л. 756 кг. Шасси 8-колёсное, обеспечивает по 2 скорости движения вперёд и назад, повороты в движении и на месте. Управление движением Л. осуществлялось по радиокомандам из Центра дальней космич. радиосвязи экипажем (командир, водитель, штурман, оператор, бортинженер) с использованием ТВ информации и телеметрич. информации о крене, дифференте, пройденном пути. Электропитание - от солнечной батареи и буферных аккумуляторных батарей. Пройденное расстояние 10 540 м; обследована поверхность на площади 80 000 м2; передано более 200 панорам и св. 20 000 снимков поверхности; более чем в 500 точках по трассе движения изучались физ.-механич. св-ва грунта, в 25 точках проведено определение его хим. состава; получены данные по морфологич. и топографич. особенностям поверхности, проведено исследование радиац. обстановки на Луне.

"Луноход-2" доставлен на Луну сов. КА "Луна-21" 16 янв. 1973. Масса Л. 840 кг; конструкция аналогична "Луноходу-1", имеет усовершенств. системы и науч. аппаратуру. За 4 мес Л. прошёл 37 км. Передано 86 панорам и св. 80 000 телевиз. снимков, получены  стереоскопия, изображения рельефа. Магнитные измерения позволили получить данные о внутр. строении Луны до глубины порядка сотен км. Измерения светимости лунного неба показали, что Луна окружена слоем пылевых частиц, сильно рассеивающих свет.

"Ровер". Амер. луноходы "Ровер" (LRV) использовались в экспедициях космич. кораблей "Аполлон-15, -16, -17" в 1971 - 72. Доставлялись на Луну в отсеке посадочной ступени корабля "Аполлон" в сложенном состоянии, после посадки астронавты приводили Л. в рабочее положение. Общая масса Л. (с двумя космонавтами в скафандрах, перевозимым грузом и др.) 725 кг. Макс. скорость движения - до 15 км/ч. Электроснабжение - от аккумуляторной батареи. Управление движением Л. осуществлялось астронавтами. Макс. дальность передвижения 35,7 км (экспедиция на "Аполлоне-17").

"Луноход-1" (СССР): 1 - солнечная батарея; 2 - телефотометр; 3 - штыревая антенна; 4 - прибор оценки проходимости; 5 - прибор счисления пути; б - мотор-колесо; 7 - выносной блок ретрансляции; 8 - телекамеры; 9 - уголковый отражатель; 10 - остронаправленная антенна; 11 - антенна; 12 - блок рентгеновского телескопа; 13 - дозиметр

Луноход "Ровер" (США)

ЛУПА ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ - оптич. прибор для линейных измерений. Различают Л. и. с измерит. шкалой апланатич. из трёх линз и анастигматич. из четырёх линз. Увеличение Л. и. 4 - 16, предел измерений 15 мм, цена деления 0,1 мм.

ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ - возникает при воздействии на организм повышенных доз ионизирующей радиации. Л. б. может возникнуть в результате внеш. облучения, а также при попадании радиоактивных в-в внутрь организма. Л. б. сопровождается поражением центр, нервной системы, нарушением проницаемости сосудов, подавлением кроветворения, снижением сопротивляемости организма инфекциям и др. Острая Л. б. возникает в результате кратковрем. (минуты, часы) действия большой дозы облучения, напр. при взрыве атомных и термоядерных устройств. Подострая и хроническая формы Л. б. наблюдаются при длит. воздействии небольших доз излучения. Лечение Л. б. проводится в условиях стационара. Принятые в СССР нормы предельно допустимых доз и концентраций радиоизотопов установлены из расчёта общего излучения в дозе не более 50 мГр, что гарантирует безопасность работы с этими в-вами.

ЛУЧЕВОЙ ТЕТРОД - тетрод, в к-ром поток электронов от катода к аноду представляет собой совокупность ленточных, слабо расходящихся лучей (см. рис.). Для фокусировки электронного потока в Л. т. используют спец. электроды - т. н. лучеобразующие пластины. В Л. т. за счёт создания вблизи анода небольшого потенциального барьера, отражающего эмитируемые анодом вторичные электроны, устранено вредное влияние динатронного эффекта. Л. т. широко применяются для усиления мощности НЧ и генерирования ВЧ электрич. колебаний в выходных каскадах радиопередающих устройств.

Схема лучевого тетрода: 1 - экранирующая сетка; 2 - управляющая сетка; 3 - катод; 4 - лучеобразующая пластинка; 5 - анод

ЛУЧИСТОЕ ОТОПЛЕНИЕ - вид отопления, при к-ром б. ч. теплоты в помещение передаётся лучеиспусканием. отопит. приборы системы Л. о. располагаются под потолком или в перекрытии. Теплоносителями в системе Л. о. могут быть горячие вода, пар и воздух. Применяется также электрич. нагрев системы Л. о.

ЛУЧИСТОСТЬ - то же, что яркость энергетическая.

ЛУЧИСТЫЙ ТЕПЛООБМЕН, радиационный теплообмен, теплообмен излучением, - теплообмен между телами, осуществляющийся вследствие испускания и поглощения ими электромагнитного излучения. Л. т. может происходить при отсутствии промежуточной среды (напр., обогрев Земли вследствие поглощения падающего на неё излучения Солнца). Обычно Л. т. сопровождается конвективным теплообменом и явлением теплопроводности. Л. т. эффективен лишь при достаточно высоких темп-pax тел. В технике Л. т., в т. ч. ИК лучами, широко используется в печах, сушилках, паровых котлах и т. д. Большую роль Л. т. играет в метеорологии, космич. технике, гелиотехнике и др.

ЛУЩЕНИЕ - рабочий процесс дереворежущего лущильного станка: поперечное резание цилиндрич. заготовки из древесины (чурака) плоским ножом с прямолинейной режущей кромкой. Результирующей траекторией резания является спираль, а стружка (тушёный шпон) имеет вид непрерывной ленты гост, толщины. Для повышения качества шпона при Л. применяется дополнит. инструмент - прижимная линейка.

ЛУЩИЛЬНИК - с.-х. орудие для лущения стерни, предпосевной обработки почвы и закрытия влаги на стерневом поле. Л. бывают дисковые и лемешные. Рабочие органы дисковых Л. - сферич. диски диам. 450 мм (см. рис.). Их располагают батареями по 9 - 10 дисков под углом атаки (см. Атаки угол) до 35°. При работе эти диски разрезают почву, рыхлят её и частично оборачивают верх. слой. В СССР выпускаются дисковые Л. с шириной захвата 5 - 20 м. Они применяются для лущения стерни на глуб. 5 - 7 см и предпосевной обработки почвы на глуб. 4 - 10 см. Лемешные Л. снабжены отвальными корпусами шир. захвата 25 см. Их используют для лущения стерни на глуб. до 12 см и перепашки почвы на глуб. до 18 см.

Прицепной дисковый лущильник

ЛУЩИЛЬНЫЙ СТАНОК - специализир. (используется преим. в произ-ве фанеры) дереворежущий станок для получения способом лущения листового полуфабриката из натур. древесины - лущёного шпона. Наибольшая длина чу рака - 900 - 2700 мм, наибольший диаметр чурака - 450 - 1300 мм, диапазон толщин шпона - 0,1 - 6 мм. Л. с. используется также в произ-ве спичек, мебели, тары. См. рис.

Схема лущильного станка: 1 - чурак; 2 - прижимная линейка; 3 - суппорт; 4 - шпон; 5 - нож

ЛЬДОГЕНЕРАТОР - холодильная установка для произ-ва искусств. льда (технич. и пищ.) в виде плит, блоков, кубиков, чешуек снега. Различают Л. с непосредств. охлаждением, в к-рых лёд намораживается на поверхности испарителя, и рассольные, в к-рых формы для льда охлаждаются рассолом с темп-рой от - 10 до - 12 °С (см. рис.). Из Л. наиболее интенсивными являются Л. чешуйчатого и снежного льда, принцип действия к-рых осн. на непрерывном послойном намораживании воды. Производительность таких Л. до 40 т/сут.

Рассольный льдогенератор чешуйчатого льда: 1 - цилиндр; 2 - вал; 3 - кожух; 4 - деформирующий ролик

ЛЬНОУБОРОЧНЫЕ МАШИНЫ - комплекс с.-х. машин для уборки и первичной обработки льна. В СССР с учётом зональных особенностей применяют 3 способа уборки льна: сноповый, комбайновый и раздельный. При уборке сноповым способом теребление льна производят льнотеребилками ТЛН-1,5 и ТЛН-1.5А с последующим подбором тресты подборщиком ПТН-1 с вязальным аппаратом. Обмолачивают снопы льномолотилками МЛ-2.8П. Для переработки тресты на волокно применяют льноконо-племялки МЛКУ-6 или МЛКУ-6А, льнотрепальную машину ТЛ-40А и куделеприготовит. машину КЛ-25А. При уборке комбайнами лён теребят, очёсывают головки, связывают в снопы и расстилают на льнище для вылежки и получения тресты. Для этого применяют комбайны ЛКВ-4Т (с вязальным аппаратом) или ЛК-4А (с расстилочным щитом) шириной захвата 1,52 м и производительностью 1,5 - 1,8 га/ч. Ворох от комбайнов сушат активным вентилированием или с помощью установки ОСВ-60 и перерабатывают на молотилке-веялке МВ-2.5А. При раздельной уборке лён теребят теребилками. Для ускорения просыхания льняной соломы применяют оборачиватель лент ОСН-1, а затем львоподборщик ПТН-1 или льноподборщик-молотилку ЛМН-1В. См. рис.

Льноуборочные машины: а - льнотеребилка ТЛН-1,5; б - льноуборочный комбайн ЛКВ-4Т; в - подборщик тресты ПТН-1; г - льномолотилка МЛ-2.8П

ЛЬЯЛО - водосток в ниж. части трюма на стальных судах, образованный крайним междудонным листом и наружной обшивкой. В Л. стекает вода, образующаяся при отпотевании внутр. поверхности бортов, просачивающаяся через швы наружной обшивки и т. п. Из Л. вода откачивается насосами и по трубам осушит, системы удаляется за борт; обычно Л. закрывают крышками.

"ЛЭНДСAT" (англ. Landsat, сокр. от Land Satellite - спутник для изучения Земли) - наименование амер. ИСЗ для дистанционных исследований природных ресурсов Земли. Масса до 2 т. Разрешение камер до 30 м. Первый ИСЗ выведен на орбиту 23 июля 1972, последний ("Л.-5") - 1 марта 1984. С 1985 "Л." передан в коммерч. эксплуатацию частновладельч. консорциуму. См. рис.

ИСЗ "Лэндсат": 1 - панель солнечных батарей; 2 - командная антенна; 3 - блок служебных систем; 4 - микродвигатель системы коррекции орбиты; 5 - жалюзи системы терморегулирования; 6 - блок полезного груза; 7 - камеры; 8 - датчик системы ориентации

ЛЮГЕР (англ. lugger) - небольшое парусное рыболовное судно кон. 19 - нач. 20 вв., а также воен. посыльный корабль 19 в. с рейковым (люгерным) парусным вооружением на 2 - 3 мачтах.

ЛЮК (от голл. luik) - отверстие в палубе судна для сообщения с нижерасполож. помещениями (сходный Л., грузовой Л.) или доступа света и свежего воздуха (светлый Л.). Л. на верх. палубе обычно окаймлены комингсами и снабжены непроницаемыми люковыми закрытиями. Закрытия больших Л. (грузовых, светлых) имеют электрич. или гидравлич. привод. См. рис. Л. устраивают также в фюзеляже самолёта, космич. корабля, в полу и стенах пром. сооружений, котлах, на колодцах для доступа в водопроводную, газовую, канализац., телеф. сети и др.

К ст. Люк. Люковое закрытие

ЛЮКАРНА (франц. lucarne, от лат. lux - свет) - оконный проём в чердачной крыше или купольном покрытии (см. рис.).

Люкарны купола Петровского дворца в Москве (арх. М. Ф. Казаков). 1776 - 82,

ЛЮКС (от лат. lux - свет) - ед. освещённости в СИ. Обозначение - лк. 1 лк равен освещённости поверхности пл. 1 м2 при световом потоке падающего на неё излучения, равном 1 лм (см. Люмен).

ЛЮКСМЕТР (от лат. lux - свет и ...метр) - прибор для измерения освещённости. Л. бывают фото-электрич. и визуальные. Действие фотоэлектрич. Л., к-рый содержит фотоэлемент и гальванометр, осн. на разностном измерении электрич. тока в цепи фотоэлемента при изменении освещения чувствит. поверхности; освещённость определяется по показаниям гальванометра, проградуиров. в лк. Визуальный Л. осн. на уравнивании с визуальным контролем яркости двух смежных полей, освещённость одного из к-рых измеряется, а другого - известна и воспроизводится с помощью внутр. источника света.

ЛЮЛЕЧНЫЙ КОНВЕЙЕР - конвейер для транспортирования штучных грузов, рабочий орган к-рого - люльки, подвешенные шарнирно к одной или двум замкнутым тяговым цепям. Л. к. оснащают ручными и автоматич. устройствами для загрузки и разгрузки. Применяются для транспортирования грузов и для пооперац. перемещения по ходу технологич. процесса заготовок, деталей, ящиков и пр. Вертик. автоматич. конвейеры люлечного типа используют для транспортирования книг в библиотеках и документации в многоэтажных адм. зданиях. Вертик. Л. к. наз. также элеваторами.

ЛЮМЕН (от лат. lumen - свет) - ед. светового потока в СИ. Обозначение - лм. 1 лм равен световому потоку, испускаемому точечным источником в телесном угле 1 ср при силе света 1 кд (см. Стерадиан, Кандела).

ЛЮМИНЕСЦЕНТНАЯ ЛАМПА - газоразрядный источник света низкого давления, в к-ром УФ излучение разряда (обычно дугового) преобразуется с помощью люминофоров в длинноволновое (видимое) излучение. Наиболее распространённая разновидность - ртутная Л. л. Она представляет собой стек. колбу (преим. цилиндрич. формы) с нанесённым на внутр. поверхности слоем люминофора (см. рис.). В торцах колбы укреплены вольфрамовые спиральные электроды. В лампу вводят каплю ртути, испаряющейся при зажигании разряда, и нек-рое кол-во инертного газа (аргон, неон и др.), к-рый способствует увеличению срока службы лампы и улучшению условий возбуждения атомов ртути. При подключении Л. л. к источнику перем. тока между электродами лампы возникает электрич. ток (десятые доли А), возбуждающий свечение паров ртути. Давление ртутных паров обычно до 1,3 Па. Мощность Л. л. 4 - 200 Вт; световая отдача до 85 лм/Вт; срок службы до 15 - 18 тыс. ч. Л. л. широко применяются для освещения помещений обществ. и жилых зданий, пром. пр-тий и т. п.

Схематическое изображение люминесцентной лампы: 1 - слой люминофора; 2 - ультрафиолетовое излучение; 3 - атомы ртути; 4 - электрон; 5 - электрод

ЛЮМИНЕСЦЕНТНЫЙ АНАЛИЗ - хим. анализ в-ва по характеру его люминесценции. Количеств. Л. а. производят по интенсивности линий в спектре люминесценции определ. в-ва, качеств. - по виду его спектра.

ЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ [от лат. lumen (luminis) - свет и -escent - суффикс, означающий слабое действие] - неравновесное излучение света телами, избыточное над их тепловым излучением и имеющее длительность т после прекращения действия возбудителя Л., во много раз превышающую период световых волн (т >> 10-14 с). Л. объясняется испусканием света атомами (молекулами, ионами) в-ва при их т. н. излучат, переходах обычно из состояний с повыш. энергией (возбуждённые состояния) в состояния с меньшей энергией. По длительности Л. условно разделяют на флуоресценцию (кратковрем. свечение) и фосфоресценцию (длит, свечение). Способностью к Л. обладают газы, мн. жидкости и твёрдые тела. Искусственно приготовленные в-ва, способные давать яркую Л., наз. люминофорами. По способу возбуждения Л. различают: ионолюминесценцню - Л., вызываемую ударами ионов; катодолюминесценцию - Л., возбуждаемую ударами электронов; радиолюминесценцию и рентгенолюминесценцию - Л. под действием радиоактивных излучений н рентгеновских лучей; триболюминесценцию - Л. при трении и разламывании нек-рых кристаллов; фотолюминесценцию - Л., возбуждаемую светом; хемилюминесценцию (и её частный вид - биолюминесценци ю) - Л., возбуждаемую хим. реакциями; электролюминесценцию - Л., возбуждаемую электрич. полем.

Осн. энергетич. хар-ка Л. - величина, наз. энергетическим выходом Л., к-рая показывает, какая доля энергии, поглощаемой в-вом, преобразуется в энергию люминесцентного излучения. Для хар-ки фотолюминесценции вводится понятие квантового выхода Л., равного отношению числа испускаемых фотонов к числу поглощаемых фотонов. Л. используется для изучения строения и св-в молекул, при хим. анализе (люминесцентный анали э); в электроннолучевых приборах (кинескопах, осциллографах и др.); в люминесцентных лампах и газосветных трубках; для обнаружения, исследования и использования невидимых УФ и рентгеновского излучений; при регистрации а-, Э- и у-излучений радиоактивных препаратов и т. д.

ЛЮМИНОФОРЫ [от лат. lumen (luminis) - свет и греч. phoros - несущий] - вещества, способные преобразовывать поглощаемую ими энергию в световое излучение (люминесцировать). По хим. природе Л. разделяются на неорганич. (кристаллофосфоры) и органические. Свечение неорганич. Л. обусловлено б. ч. присутствием посторонних катионов, содержащихся в малых кол-вах (до 0,001%). Такие примеси (активаторы) обычно являются катионами металлов: напр., свечение сульфида цинка активируется катионом меди. Неорганич. Л. применяются в люминесцентных лампах, ЭЛТ, для изготовления рентгеновских экранов, служат индикаторами радиации и др. Органич. Л. (люмогены) применяются для изготовления ярких флуоресцентных красок, люминесцирующих материалов, используются в чувствит. люминесцентном анализе в химии, биологии, медицине и криминалистике.

ЛЮНЕБЕРГА ЛИНЗА [по имени амер. учёного 20 в. Р. Люнеберга (R. Luneberg)] - сферич. линза из радиопрозрачного материала с перем. коэфф. преломления в радиальном направлении. Применяется в линзовой антенне с управляемым положением максимума диаграммы направленности.

ЛЮНЕТ (франц. lunette) - приспособление к металлореж. станку, служащее добавочной опорой для вращающихся обрабатываемых длинных и нежёстких заготовок. Л. уменьшает прогиб заготовки от сил резания и веса детали, повышает виброустойчивость.

ЛЮНЕТ в архитектуре - арочный проём в своде или стене, огранич. снизу горизонталью (см. рис.). В сквозных Л. помещаются окна, глухие Л. украшают росписью и скульптурой.

Люнет над дверью

ЛЮСТР (франц. lustre - глянец, блеск, от лат. lustro - освещаю) - тончайшая прозрачная плёнка, наносимая на глазурь для придания ей радужного отблеска. Для изготовления Л. к оксидам металлов добавляют щелочные силикаты. Чтобы получить плёнку с золотым оттенком, применяют сульфид меди, сульфид серебра и оксиды железа, а с красным оттенком - добавляют оксид олова и сажу.

ЛЮТЕЦИЙ (от Lutetia Parisiorum, или Lutetia - Лютеция, назв. главного города галльского племени паризиев, совр. Париж) - хим. элемент из семейства лантаноидов, символ Lu (лат. Lutetium), ат. н. 71, ат. м. 174,967. Л. - серебристо-белый металл; плотн. 9840 кг/м3. tпл1663 °С. Открыт франц. химиком Ж. Урбеном.

ЛЯПИС-ЛАЗУРЬ (от лат. lapis - камень и позднелат. lazur - синий камень, лазоревый цвет) - минерал, то же , что лазурит.

ЛЯПУНОВА МЕТОДЫ (по имени рус. математика и механика А. М. Ляпунова; 1857 - 1918) - методы качеств. исследования нек-рых важных св-в (напр., устойчивости, диссипативности) решений обыкнов. дифференц. ур-ний. Первый Л. м. осн. на отыскании и исследовании решений ур-ний т. н. возмущённого движения, к-рое по к.-л. причинам (напр., вследствие случайного толчка) отличается от случайного невозмущ. движения. Второй (т. н. прямой) Л. м. заключается в подборе нек-рых ф-ций координат системы (ф-ций Ляпунова), по св-вам к-рых можно судить об устойчивости движения. Л. м. являются теоретич. основой решения мн. прикладных задач, в т. ч. задач теории автоматич. управления.