Энциклопедический политехнический словарь


Содержание

ПАВ - см. Поверхностно-активные вещества.

ПАВИЛЬОН (франц. pavilion, от лат. papilio - шатёр) - 1) отдельно стоящая постройка, имеющая малые размеры или облегч. открытую конструкцию, особую связь с природой. 2) Часть большого здания, обычно увенч. самостоят. крышей. 3) пост. или врем. востройка, предназнач. для выставочной экспозиции, киносъёмок, торговли и т. д.

ПАВИЛЬОННОГО ТИПА ПРОМЫШЛЕННОЕ ЗДАНИЕ - одноэтажное одно-, двух- или трёхпропётное обособленное пром. здание с большими размерами пролётов. П. т. п. з. широко применяются в хим. и металлургич. пром-сти, а также для складских зданий. Протяжённость П. т. п. з., напр. на з-дах металлургич. пром-сти (прокатные цехи, цехи влектролиза алюминия и др.), достигает 1000 м и более при относительно небольшой ширине. Тип застройки территории такими зданиями наз. п а-вильонной застройкой.

ПАЗ - марка автобусов, выпускаемых Павловским автобусным з-дом с 1950. В 1986 выпускались городские и местного сообщения автобусы малого класса пассажировместимостью 26 - 45 чел. См. рис.

Городской автобус ПАЗ-672М малого класса

ПАЗ - выемка в детали. П. служат для установки шпонок, фиксации головок болтов, перемещения смежных деталей и т. д. Бывают прямоугольной формы, в виде 4ласточкина хвоста" (трапецеидальные), Т-образные и др.

ПАЗОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ - устар. назв. шлицевого соединения.

ПАЙКА, паяние, - процесс получения неразъёмного соединения материалов (стали, чугуна, стекла, графита, керамики и др.), находящихся в твёрдом состоянии, расплавл. припоем. При П. происходят взаимное растворение и проникновение осн. материала и припоя, заполняющего зазор между соединяемыми частями изделия. По механизму образования паяного шва различают П. готовым припоем, контактно-реактивную, реактивно-флюсовую, металлокерамич., диффузионную в активной и нейтральной газовой среде, в вакууме и др., по источнику нагрева - П. паяльником, ИК лучами, лазером, индукционную, злектродуговую, газопламенную и др.

ПАЙЛЕН - см. в ст. Полипропиленовые волокна.

ПАКЕР (англ. packer, от pack - упаковывать, заполнять, уплотнять) - устройство для разобщения пластов в скважине при их раздельной эксплуатации. Спускается в неё на трубах. Имеет резиновую кольцевую манжету, к-рая при нажиме колонны труб расширяется и герметизирует затрубное пространство скважины.

ПАКЕТ (нем. Paket, от франц. paquet) - стопка ящиков, одинаковых деталей, строит. материалов и т. д , уложенных на спец. подкладки (поддоны) либо сформированных так, чтобы можно было захватить их грузоподъёмным устройством, и предназнач. для укладки в штабель или для погрузки в трансп. средства и перевозки (см. Пакетные перевозки).

ПАКЕТ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ - комплекс программ ЭВМ, предназнач. для решения класса задач, близких друг к другу либо по содержанию, либо по применяемым матем. методам, напр. для расчёта строит. конструкций, лётно-технич. хар-к самолётов, учёта готовой продукции на пр-тии, статистич. обработки экспериментальных данных и т. д. П. п. п. - наиболее совершенная форма организации прикладного программного обеспечения ЭВМ.

ПАКЕТНАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ - один из видов организации вычислит. процесса на ЭВМ, при к-ром определ. число задач объединяется в пакет, обрабатываемый как единое целое. При П. о. и., как правило, исключается непосредств. доступ пользователей к ЭВМ; оператор ЭВМ формирует пакет вручную либо при помощи операционной системы с предварит. накоплением задач во внеш. памяти. Особенно целесообразна П. о. и. при многопрограммной обработке информации, т. к. в этом случае достигается весьма высокая степень совмещения работы центрального процессора с внеш. памятью.

ПАКЕТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ - перевозка грузов, уложенных в пакеты, к-рые на всех стадиях трансп. процесса (от грузоотправителя до грузополучателя) не расформировывают, а все погрузочно-разгрузочные операции выполняют механизир. способом. Для сборки и разборки пакетов созданы спец. пакето-формирующие машины и пакеторазборочные машины.

ПАКЕТНЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ - электрич. выключатель, служащий для одноврем. ручного переключения неск. цепей низкого напряжения. Состоит из группы контактов, механизма, перемещающего контакты и фиксирующего их в определ.-положении, и корпуса (см. рис.). Износостойкость П. в. до 105 переключений. П. в. выпускаются на номинальную силу тока до 400 А при напряжении до 660 В.

Пакетный выключатель: 1 - корпус; 2 - пакеты; 3 - подвижные контакты; 4 - неподвижные контакты; 5 - изоляционные перегородки

ПАКЕТОРАЗБОРОЧНАЯ МАШИНА - установка для разборки пакетов из тарно-штучных грузов, собранных на пакетоформирующих машинах. Применяется на поточных автоматизир. линиях с высоким ритмом (в металлургич,, деревообр., полиграф. и др. отраслях пром-сти).

ПАКЕТОФОРМИРУЮЩАЯ МАШИНА - установка для укладки грузов в пакеты. Различают П. м. вертик., горизонтального и комбинир. действия с электромеханич., пневматич. и гидромеханич. приводом, работающие в автоматич. или полуавтоматич. режиме. П. м. применяют для пакетирования т. н. тарно-штучных грузов (мешков, ящиков, катушек, колёс, рулонов и т. д.).

ПАКЛЯ - волокнистые отходы первичной обработки льна, пеньки и др. лубяных культур, непригодные для выработки пряжи. П. применяется в качестве прокладочного, иэоляц., набивочного и др. материала.

ПАКОВКА (от нем. packen - укладывать) - форма расположения текст. материала (продукта или полуфабриката). Осн. виды П. (см. рис.): кипа (для волокна), бобина, катушка, початок, шпуля (для полуфабрикатов и готовых отд. нитей), валик, навой (для основы), кусок, рулон, штука (для ткани).

Виды паковок: а - бобина; б - катушка; в - початок; г - шпуля; д - валик; е - навой

ПАЛЁТА - 1) то же, что спутник в автоматич. линии. 2) Деталь часового механизма.

ПАЛЕТКА (от франц. palette - пластинка, планка) - разграфлённая, например на квадратики, прозрачная пластинка. Служит для определения площади участков на плане или на карте.

ПАЛЛАДИЙ (открыт в 1803 и назван в честь малой планеты Паллады, открытой в 1802) - хим. элемент из группы платиновых металлов, символ Pd (лат. Palladium), ат. н. 46, ат. м. 106,42. П. - серовато-белый металл, мягкий и ковкий; плотн. 12 020 кг/м3, tпл 1552 оС. В природе встречается вместе с др. платиновыми металлами. Добывается вместе с платиной гл. обр. из сульфидных медно-никелевых руд. П., наряду с платиной, благодаря своей пластичности и сравнит. дешевизне, применяется в технике гораздо чаще, чем др. платиновые металлы Чистый П. используют для очистки водорода, изготовления электрич. контактов (для АТС и др.), сплавы с золотом, платиной, родием - в терморегуляторах и термопарах, сплавы с золотом, серебром, никелем и др. элементами - в ювелирном деле и зубопротезировании (не имеют привкуса и не темнеют). П. и его соединения широко применяют как катализаторы (напр., для гидрогенизации и дегидрогенизации, дожигания выпускных газов автомобилей). Пасты П. используют в произ-ве интегр. схем.

ПАЛЛАДИРОВАНИЕ - гальванич. нанесение палладиевого покрытия на металлич. изделия для защиты от коррозии или для придания их поверхности высокой отражат. способности.

ПАЛУБА - горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Состоит из настила и набора (бимсов, карлинг-сов и др.). верх. непрерывная П. является осн. продольной связью корпуса, обеспечивающей его общую прочность и поперечную жёсткость. Ни ж. палубы служат для разделения грузовых помещений по высоте (грузовые суда), размещения пассажиров (пасс. суда), технологич. оборудования (напр., рыбообрабатывающие суда) и пр. П., ограничивающие сверху надстройки, ваз. П. надстроек, вышележащие имеют назв. по их назначению (шлюпочная, прогулочная П. и др.). См. рис.

Палубы судна: 1 - первая (верхняя) палуба; 2 - вторая палуба; 3 - третья палуба; 4 - четвёртая палуба; 5 - палуба надстройки; 6 - нижняя прогулочная палуба; 7 - верхняя прогулочная палуба; 8 - шлюпочная палуба; 9 - палуба мостика; 10 - солнечная палуба; 11 - палуба бака; 12 - палуба юта; 13 - верхняя палуба; 14 - средняя палуба; 15 и 16 - нижние палубы (1 - 10 - преимущественно для пассажирских судов)

ПАЛЬМИТИНОВАЯ КИСЛОТА СН3(СН2)14СООН - бесцветные кристаллы; tпл 62,5 - 64 °С. В виде триглицеридов содержится в растит. и животных жирах, восках. Смесь П. к. со стеариновой к-той - основа стеарина. Соли П. к. (пальмитаты) - мыла.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ЛАМПА - стеклянная приёмно-усилительная лампа, получившая своё назв. из-за формы и относительно малых размеров (диаметр баллона ок 2 см, высота не более 8 см). Малые размеры электродов и расстояний между ними (обычно до 100 мкм) обусловили широкий рабочий диапазон частот П. л. (до 300 МГц). П. л. отличаются большим разнообразием конструктивных вариантов электродных систем; применяются в радиолокац., бытовой и др. радиоаппаратуре. См. также Комбинированная лампа.

ПАМЯТЬ ЭВМ - часть ЭВМ, предназнач. для записи, хранения и выдачи информации, представленной в кодовой форме; образуется из одного или неск. запоминающих устройств (ЗУ). Наибольшее кол-во информации, к-рое может храниться в П. ЭВМ. определяется суммарной ёмкостью всех входящих в неё ЗУ; быстродействие П. ЭВМ зависит как от быстродействия отд. ЗУ, так и от способов обмена информацией между ними. Для наилучшего использования всей ёмкости П. ЭВМ и оптим. организации вычислит. процесса П. ЭВМ обычно подразделяют на оперативную (или основную), внешнюю (или вспомогательную) и буферную; соответственно и ЗУ, образующие ту или иную П. ЭВМ, имеют аналогичные названия: оперативное, внешнее, буферное ЗУ. См. рис.

Иерархическая структура памяти ЭВМ: ОЗУ - оперативное запоминающее устройство; СОЗУ - сверхоперативное запоминающее устройство: ВЗУ - внешнее запоминающее устройство

ПАНДУС (от франц pente douce - пологий склон) - наклонная плоскость, заменяющая лестницу внутри или снаружи здания (сооружения). П. служит для въезда и выезда автомобилей в многоэтажных гаражах, для перехода на осн. магистраль в местах развязки движения транспорта, для спуска и подъёма пешеходов в подз. переходах и т. д

ПАНЕЛЬ (нем. Paneel) - 1) плоский крупноразмерный элемент (конструкция) заводского изготовления, широко применяемый в совр. стр-ве зданий и сооружений разл. назначения (напр., П. покрытия, стеновая П. и др.).

2) Отделка ниж. части стен помещения, отличающаяся от отделки всей стены.

3) Пролёт между двумя смежными узлами верх. или ниж. пояса фермы, воспринимающими осн. нагрузку.

4) То же, что тротуар.

5) Конструктивная часть электрич. распределит. щита, пульта управления, радиотехнич. устройства и др.. где размещаются органы управления, контроля, сигнализации.

6) П. в горном деле - часть шахтного поля, огранич. по падению пластов гл. штреком и границей шахтного поля или гл. штреками, по простиранию - границами соседних панелей или границей соседней панели и границей шахтного поля.

ПАНЕЛЬНОЕ ОТОПЛЕНИЕ - система отопления, в к-рой теплота в помещение подаётся от плоских отопит. панелей, располагаемых в стенах и перегородках (иногда в полу). Теплоносителем служит вода (реже пар); может применяться также электрообогрев.

ПАНТОГРАФ [от греч. pan (pantos) - всё я ...граф] - 1) приспособление в виде раздвижного шарнирного параллелограмма для перечерчивания (копирования) планов, чертежей, аэрофотоснимков и карт обычно в изменённом масштабе. Оригинал подкладывается под обводный штифт, требуемое изображение вычерчивается карандашом (см. рис.).

2) Чертёжный прибор пантографной системы.

3) Аппарат для съёма тока с контактного провода, монтируемый на крыше электровоза или моторного вагона электропоезда, трамвая.

Пантограф

ПАР - в-во в газообразном состоянии в условиях, когда газовая фаза может находиться в равновесии с жидкой (твёрдой) фазой того же в-ва, т. е. при давлениях и темп-pax меньше критических (см. Критическое состояние). Понятие "П." мало отличается от понятия "газ", поэтому деление это чисто условное. Иногда в-во в газообразном состоянии независимо от значений^его давления и темп-ры ваз. П. (напр., пар водяной) или газом (напр., диоксид углерода) Если П. находится в равновесии с жидкой или твёрдой фазой того же в-ва, он ваз. насыщенным; его св-ва (плотность, уд. теплоёмкость и др.) определяются только темп-рой. Если давление П. при данной темп-ре меньше давления насыщ. П., он наз. перегретым. При достаточно малых давлениях и высоких темп-pax св-ва П. приближаются к св-вам идеального газа.

ПАР ВОДЯНОЙ - вода в газообр. состоянии; получается в процессе парообразования (испарения) при подводе теплоты к воде в паровых котлах и др. теплообменных аппаратах. П. в. принадлежит к т. н. реальным газам, у к-рых в отличие от идеальных газов внутр. энергия при пост. темп-ре не зависит от уд. объёма и произведение давления и уд. объёма при одной и той же темп-ре не остаётся постоянным. Состояние П. в. характеризуется параметрами - давлением и темп-рой - для перегретого пара, давлением (или темп-рой) и степенью сухости - для насыщ. пара. При атм. давлении уд. объём сухого насыщ. П. в. примерно в 1600 раз больше, чей воды. В критич. состоянии объёмы пара и воды одинаковы. П. в., находящийся в термодинамич. равновесии с водой, наз. сухим насыщ. паром, а насыщ. пар, к-рый содержит капельки воды, наз. влажным насыщенным. Отношение массы сухого насыщ. пара к массе влажного насыщ. пара наз. паросодержанием, или степенью сухости пара. П. в. - рабочее тело в паровых машинах и паровых турбинах, а также теплоноситель в системах теплоснабжения и вентиляции. Он используется также во мн. технология, процессах.

ПАРА- в химии - см. Орто-, мета-, пара- в химии.

ПАРА СИЛ - две равные по а6с. значению (модулю) и противоположные по направлению параллельные силы F и F' (см. рис ). прилож. к одному и тому же твёрдому телу. Кратчайшее расстояние l между линиями действия сил пары наз. её плечом. П. с. стремится вызвать вращение тела. Действие П. с. на твёрдое тело характеризуется вектором М м о м е н т а П. с., численно равным произведению модуля одной из сил пары на плечо П. с. (М = Fl) и направленным перпендикулярно к плоскости П. с. в ту сторону, откуда вращение тела под влиянием П. с. видно происходящим против хода часовой стрелки.

К ст. Пара сил

ПАРАБОЛА (греч. parabole) - линия пересечения круглого конуса с плоскостью, параллельной к.-л. касат. плоскости этого конуса, - множество точек Р плоскости, для к-рых расстояние до определ. точки F (фокуса П.) плоскости равно расстоянию до нек-рой прямой MN (директрисы П.). Если выбрать систему координат так. как показано на рис., то ур-ние П. будет у2 = 2рх, где р = NF. П. - линия 2-го порядка.

Парабола

ПАРАБОЛИЧЕСКАЯ АНТЕННА - зеркальная антенна, в к-рой зеркалом служит вырезка из параболоида вращения или параоолич. цилиндра,

ПАРАБОЛИЧЕСКАЯ СКОРОСТЬ - см. Космические скорости.

ПАРАБОЛОИДЫ эллиптический и гиперболический - поверхности 2-го порядка. Могут быть получены движением параболы, вершина к-рой скользит по неподвижной параболе (с осью, параллельной оси движущейся параболы), тогда как её плоскость, смещаясь параллельно самой себе, остаётся перпендикулярной плоскости неподвижной параболы. При этом получается эллиптич. или гиперболич. П., смотря по тому, направлены ли оси "образующей" и "направляющей" парабол в одну и ту же или в противоположные стороны. Частный случай эллиптич. П. - П. вращения, к-рый может быть образован вращением параболы вокруг её оси. См. рис.

Параболоиды: а - эллиптический; б - гиперболический

ПАРАЛЛАКС (от греч. parallaxis - отклонение) - видимое изменение положения предмета (тела) вследствие перемещения глаза наблюдателя (см. рис.), П. в астрономии - видимое изменение положения небесного светила вследствие перемещения наблюдателя. Различают П., обусловл. вращением Земли (суточный П.), обращением Земли вокруг Солнца (годичный П.) и движением солнечной системы в Галактике (вековой П.). По П. небесных-светил методами тригонометрии определяют расстояния до этих светил.

Влияние параллакса на отсчёт температуры по термометру

ПАРАЛЛАКТИЧЕСКАЯ МОНТИРОВКА - то же, что экваториальная монтировка.

ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД (греч. parallelepfpedon, от parallelos - параллельный и epipedon - плоскость) - шестигранник, все грани к-рого параллелограммы.

ПАРАЛЛЕЛОГРАММ (греч. parallelogrammon, от parallelos - параллельный и gramma - линия) - четырёхугольник, противоположные стороны к-рого параллельны (а следовательно, и равны).

ПАРАЛЛЕЛЬ (от греч. parallelos, букв. - идущий рядом) - 1) небесная П.. или суточная П., - малый круг небесной сферы, плоскость к-рого параллельна плоскости небесного экватора. Вдоль П. движутся небесные светила вследствие видимого её суточного вращения. 2) Земная П. - линия сечения поверхности земного шара плоскостью, параллельной экватору; все точки, лежащие на одной земной П., имеют одинаковую широту (см. Координаты).

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ - см. Проекция.

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ в электротехнике - соединение между собой двухполюсников или пассивных четырёхполюсников, при к-ром между полюсами (зажимами) двухполюсников или на входах (выходах) четырёхполюсников действует одно и то же напряжение. П. с. - осн. способ подключения потребителей электрич. энергии; при П. с. включение или выключение отд. потребителей практически не влияет на работу остальных (при достаточной мощности источника).

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ РЕЗОНАНС - то же. что резонанс токов.

ПАРАМАГНЕТИЗМ (от греч. рага - возле, рядом и магнетизм) - совокупность магнитных св-в веществ (парамагнетиков), обладающих положит. магнитной восприимчивостью n < 1. Магнитная проницаемость парамагнетиков n > 1, но очень близка к 1. Во внеш. магнитном поле парамагнитное тело приобретает намагниченность, практически совпадающую по направлению с напряжённостью поля. П. обусловлен в основном ориентацией во внеш. магнитном поле пост. магнитных моментов атомов (молекул, ионов или электронов проводимости) парамагнитного в-ва, к-рыми они обладают независимо от напряжённости намагничивающего поля. Магнитная восприимчивость норм. парамагнетиков зависит в осн. от термодинамич. темп-ры Т. У парамагнитных щелочных и щёлочноземельных металлов х от Т практически не зависит. Ферромагнетики (и др. магнитно-упорядоч. кристаллы) становятся парамагнетиками при темп-ре выше Кюри точки.

ПАРАМЕТР (от греч. parametron - отмеривающий, соразмеряющий) - 1) величина, значения к-рой служат для различения элементов нек-рого множества между собой. Напр., в ур-нии n2 + у2 = r2 величина г - П. окружности, т. к. определ. значением r из множества окружностей, заданных этим ур-нием, выделяется вполне определ. окружность.

2) П. в технике - величина, являющаяся существ. хар-кой системы, технич. устройства, явления или процесса. Напр., в механич. системах такими величинами являются масса, коэфф. трения, момент инерции и т. д.; из электрич. наиболее характерны сопротивление, индуктивность, ёмкость, сила тока, напряжение; для тепловых процессов П. служат теплоёмкость, теплопроводность, температурный напор и т. д. П. могут быть пост. и перем. (зависят от времени или системы координат). В системах (устройствах) различают параметр сосредоточенный и параметр распределённый.

ПАРАМЕТР ПОТОКА ОТКАЗОВ - показатель надёжности ремонтируемых изделий. Характеризует ср. число отказов ремонтируемого изделия в ед. времени: w(t) =n/дельта t. где п - число отказов за время дельта t.

ПАРАМЕТР РАСПРЕДЕЛЁННЫЙ - параметр системы, к-рый нельзя локализовать в конечном числе точек системы. Примером системы с П. р. служит длинная линия, у к-рой такими параметрами будут индуктивность, электрич. ёмкость и электрич. сопротивление, приходящиеся на единицу её длины. П. р. характеризуют развитие процесса в системе как во времени, так и в пространстве.

ПАРАМЕТР СОСРЕДОТОЧЕННЫЙ - параметр системы, к-рый можно считать локализованным в одной точке пространства. Напр., в электрич. цепях П. с. являются сосредоточ. сопротивление - резистор. сосредоточ. ёмкость - конденсатор электрический, сосредоточ. индуктивность - катушка индуктивности н т. п. Значение П. с., как правило, превышает значение аналогичной величины, рассредоточ. в заданной части системы (цепи).

ПАРАМЕТР СОСТОЯНИЯ термодинамический - физ. величина, служащая в термодинамике для хар-ки состояния рассматриваемой системы, напр. давление, температура, удельный объём, концентрация, внутренняя энергия, энтропия. П. с. системы взаимосвязаны, так что равновесное состояние системы можно однозначно определить, указав значение огранич. числа П. с. (см. Уравнение состояния),

ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ РЯД - упорядоченная совокупность числовых значений параметра. П. р. может быть однопараметрич. и многопараметрическим (оформляемым в виде "таблиц-сеток").

ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ СВЧ ДИОД - полупроводниковый диод, предназнач. для работы в параметрич, усилителях СВЧ диапазона в качестве элемента с электрически управляемой ёмкостью. Действие прибора осн. на зависимости ёмкости перехода в ПП от приложенного внеш. напряжения, П, СВЧ д. работают в области обратных (до неск. В) и малых прямых (до 0,5 В) напряжений. Осн. параметр - постоянная времени t = Сп*rs (где Сп - ёмкость перехода, а rs - суммарное активное сопротивление базы диода и контактов) достигает 0,1 - 0,5 пс (при этом Сп = 0,01 - 1 пФ). Наиболее распространены П. СВЧ д. на основе контакта металл - полупроводник (преим. диоды с барьером металл - GaAs), изготовленные методами диффузии и вплавления примесей, эпитаксиального наращивания и др. П. СВЧ д. применяются во входных каскадах приёмных систем спутниковой связи, радиолокац. линий связи, в радиометрах для космич. исследовании и т. д.

Параметры с нелинейными индуктивностями: 1 - 4 - тороидальные ферри-товые сердечники; L1 и L2 - нелинейные индуктивности;- С - конденсатор; R - резистор

ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ СИГНАЛ в связи - электрич. процесс, отображающий изменение во времени выделенного параметра речевого сигнала. Иногда П. с. наз. кодовым сигналом.

ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ - усилитель электрич. сигналов, в к-ром мощность сигнала увеличивается за счёт энергии источника, периодически изменяющего значение реактивного параметра системы (обычно ёмкости). П. у. отличается очень малым уровнем внутр. шумов. Используется в радиоприёмных устройствах для приёма слабых сигналов, напр. в радиоастрономии и для связи с КА

ПАРАМЕТРИЧЕСКОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ КОЛЕБАНИЙ - возбуждение колебаний в колебат. системе в_результате периодич. изменения значения к.-л. из её энергоёмких параметров, напр. ёмкости или индуктивности в случае электромагн. колебаний в колебат. контуре. П. в. к. наступает при определ. соотношениях между частотой w0 собств. колебании системы и частотой wп изменения параметра. Наиболее благоприятно условие: wп = 2w0

ПАРАМЕТРИЧЕСКОЕ КОМПАНДИРОВАНИЕ -компандирование, при к-ром компрессия сигнала осуществляется за счёт выделения из него огранич. числа медленно меняющихся параметров, характеризующих сигнал с той или иной степенью точности. При экспандировании управление осуществляется комплексом параметров, выделенных при компрессии.

ПАРАМЕТРОН - переключат, элемент устройств автоматики и вычислит. техники, представляющий собой колебат. контур с неликейной индуктивностью или ёмкостью, в к-ром возбуждаются параметрич. колебания с двумя устойчивыми состояниями фаз, зависящими от фазы входного сигнала. Примером простейшего П. может служить колебат. контур, настроенный на частоту, параметры нелинейного элемента к-рого (индуктивность или ёмкость) периодически меняются с частотой 2f (частотой подкачки) под воздействием внеш. источника перем. эдс (см. рис.). Устойчивые состояния П. проявляются в сохранении фазы колебаний (0 или л) на выходе П. Для изменения зафиксир. в П. информации прекращают возбуждение П., затем подают на вход небольшой сигнал противоположной фазы и снова включают источник возбуждения. П. предназначен для использования в качестве логич. или запоминающего элемента.

ПАРАПЕТ (франц. parapet, от итал. para petto, от рагаге - защищать и petto - грудь) - 1) невысокая стенка, ограждающая кровлю здания, мост, набережную и т, д. 2) П. в гидротехнике - стенка, располож. на гребне плотины, дамбы, мола и т. п. у верхового откоса (грани), предназнач. для защиты от волн, брызг и др.

ПАРАФИН (от лат. parum - мало и affinis - сродный; название связано с нейтральностью П. по отношению к реактивам) - бесцветная воскоподобная смесь твёрдых насыщ. углеводородов состава С18 - С35; tпл 40 - 65 °С. Выделяют из нефт. фракций при их депарафинизации. Электроизоляц. материал, компонент пластичных смазок, присадка к смазочным маслам, сырьё в произ-ве синтетич. жирных к-т и высших жирных спиртов. Используется также для аппретирования тканей, пропитки упаковочной бумаги для пищ. продуктов, парафинирования древесины, в мед. практике (парафинолечение) и т. д.

ПАРАФОРМАЛЬДЕГИД - см. в ст. Формальдегид.

ПАРАШЮТ (франц. parachute, от греч. рага - против и франц. chute - падение) - устройство для уменьшения скорости падения пилота, парашютиста, покинувших Л А (см. рис.), спускаемого космич. аппарата, сброшенного с самолёта или др. ЛА груза, а также для уменьшения пробега при посадке самолёта, торможения гоночных автомобилей. Состоит из матерчатого купола, стропов, вытяжного устройства и ранца, в к-ром купол помещается в сложенном виде П. раскрывается автоматически или парашютистом

Схема действия спасательного парашюта: 1 - выбрасывание вытяжного парашюта из парашютного контейнера с помощью пружинного или иного механизма; 2 - вытягивание купола и строп парашюта раскрывшимся вытяжным парашютом; 3 - 4 - начало наполнения купола воздухом при свободном падении пилота с парашютом и гашение скорости системы "пилот - парашют"; 5 - полное наполнение купола

ПАРАШЮТ ШАХТНЫЙ - автоматически действующее устройство для улавливания и плавной остановки шахтных клетей (или вагонеток - при наклонном подъёме) в случае обрыва подъёмного каната. Применяется в шахтах и рудниках на сертик. и наклонных подъёмных установках. См. рис.

К ст. Парашют шахтный. Схема работы парашюта типа 2ТК: а - в транспортном положении; б - после обрыва каната; в - полное улавливание клети; 1 - ловитель; 3 - клеть; 3 - постель; 4 - центральная подвеска; 5 - приводная пружина; 6 - клиновая муфта; 7 - тормозной канат

ПАРКЕТ (франц. parquet) - небольшие струганые планки (т. н. клёпка) для покрытия пола; П. наз. также само покрытие (лицевой слой) такого пола. Изготавливается в осн. из твёрдых пород дерева (дуб, бук и т. п.). Различают П.: штучный, собираемый на месте из отд. клёпок дл. 150 - 450 мм. шир. 30 - 60 мм, толщ. до 20 мм; наборный - листы из клёпки, подобранной по рисунку и наклеенной на бумагу, и щитовой - клёпка, наклеенная на основание в виде щитов из досок или древесново-локнистых плит.

ПАРКЕТНЫЕ РАБОТЫ - устройство из паркета покрытия (лицевого слоя) пола. Паркет укладывают по жёсткому ровному сплошному основанию - бетонному, асфальтовому или выполн. из досок. Паркет к дерев. основанию крепится гвоздями; к бетонному и асфальтобетонному - с помощью холодных или горячих мастик. Отделку поверхности паркетного покрытия (острожку, циклёвку или шлифовку) производят вручную или паркетоотделочными машинами.

ПАРКЕТОШЛИФОВАЛЬНАЯ МАШИНА - отделочная строит. машина для шлифования паркетных полов с рабочим органом в виде фибрового диска. Привод рабочего органа - электрич. или пневматический. Производительность П. м, - до 60 м2/ч. Применяются также паркетострогальные машины. См. рис.

Дисковая паркетошлифовальная машина: 1 - рабочий шлифовальный диск; 2 - сменная головка; 3 - электродвигатель; 4 - пылесборник; 5 - ходовое колесо

ПАРОВАЯ МАШИНА - первичный поршневой двигатель, в к-ром потенц. энергия сжатого водяного пара превращается в механич. работу (см. рис.). Вплоть до кон. 19 в. П. м. была практически единств. распространённым двигателем в пром-сти и на транспорте. Развитие П. м. шло в направлении создания стационарных П. м. для ф-к и з-дов. электростанций, паровозов, судов и локомобилей, для нужд с. х-ва и местной пром-сти. П. м. имеет хорошие тяговые хар-ки, допускает большие перегрузки и реверсирование, надёжна, проста. Мощность до 15 МВт, кпд достигает 20 - 25%. Недостатками П. м.. сузившими её применение, являются низкая экономичность и ограничение единичной мощности.

Схема паровоя машины: 1 - поршень; 2 - шатун; 3 - коленчатый вал; 4 - маховик

ПАРОВАЯ ТУРБИНА - турбина, в к-рой потенц. энергия пара превращается в кинетич., а затем в механич. работу вращающегося вала. П. т. - осн. двигатель для привода электрогенераторов на ТЭС. Различают активные турбины и реактивные турбины. Габариты П. т. сравнительно малы, она проста в эксплуатации, экономична и позволяет использовать пар высоких параметров, получать чистый конденсат, одновременно с выработкой электроэнергии отпускать потребителям пар разных параметров. П. т. бывают стационарные и трансп. (судовые). К стационарным относятся конденсационные турбины, теплофикационные турбины и т. д. Практически все П. т. - многоступенчатые турбины. Применяют П. т. также для привода центробежных воздуходувок, компрессоров и насосов. П. т. в СССР строят на раэл. мощности - от неск. кВт до 1200 МВт и более, при этом частота вращения ротора турбины - от 3000 (стационарные турбины) до 30 000 об/мин и более (турбины небольшой мощности). См. рис.

Двухкорпусная паровая турбина со снятыми крышками

Схематический разрез небольшой реактивной паровой турбины: 1 - кольцевая камера свежего пара; 2 - разгрузочный поршень; 3 - соединительный паропровод; 4 - барабан ротора; 5 и 8 - рабочие лопатки; 6 и 9 - направляющие лопатки; 7 - корпус; h - энтальпия пара; с - абсолютная скорость пара; р - давление пара

Схематический продольный разрез активной паровой турбины с тремя ступенями давления: 1 - кольцевая камера свежего пара; 2 - сопло первой ступени; 3 - рабочая лопатка первой ступени; 4 - сопло второй ступени; 5 - рабочая лопатка второй ступени; 6 - сопло третьей ступени; 7 - рабочая лопатка третьей ступени; р - давление пара; с - абсолютная скорость пара

ПАРОВОДЯНАЯ СМЕСЬ - смесь пара и воды, образующаяся в обогреваемых трубах паровых котлов, испарителях и др. теплообм. аппаратах, в к-рых происходит парообразование. Плотность П. с. меньше плотности воды, поэтому разность плотностей воды в опускных (не обогреваемых) трубах парового котла и П. с. в подъёмных (обогреваемых) трубах обусловливает естеств. циркуляцию воды.

ПАРОВОЕ ОТОПЛЕНИЕ - система отопления, в к-рой теплоносителем является водяной пар, подаваемый по трубопроводам (паропроводам) в отопительные приборы, установл в помещениях. В системах П. о. используется св-во пара выделять теплоту парообразования при его конденсации в отопит. приборах; образующийся конденсат по конденсато-проводу возвращается в сеть централиэов. теплоснабжения или в паровой котёл, находящийся в отапливаемом здании. При устройстве П. о. может быть применён и отработавший пар (напр., от паровых машин, турбин и др. оборудования).

ПАРОВОЗ - локомотив с самостоят. паросиловой установкой - котлом и паровой машиной, размещёнными на экипажной части (раме с колёсными парами). Первые П. созданы в Великобритании Р. Тревитиком в 1803 и Дж. Стефенсоном в 1814. В России первый П. был построен Е. А. и М. Е. Черепановыми в 1833 - 34. В СССР произ-во П. прекращено в 1957; они заменены более экономичными локомотивами - электровозами и тепловозами.

ПАРОВОЗДУХОМЕР - прибор, являющийся комбинацией дроссельного паромера и дифференц. тягомера с общим вторичным указывающим прибором, имеющим одну шкалу и 2 стрелки. Использование П. осн. на приближ. пропорциональности расхода воздуха или продуктов сгорания (измеряется дифференц. тягомером) и паропроизводительности котла (измеряется дроссельным паромером). Применение П. упрощает контроль за работой котла: при регулировании нагрузки и процесса горения достаточно добиваться совпадения обеих стрелок.

ПАРОВОЗДУШНЫЙ МОЛОТ - молот, в к-ром в качестве рабочей среды используется пар или сжатый воздух от компрессора. Пластич. деформация заготовки производится с помощью двух бойков (ковочный молот) или штампов (штамповечный молот), один из к-рых установлен на шаботе, а другой крепится к подвижной бабе. По конструктивному исполнению П. м. бывают одно-и двухстоечные со станиной арочного и мостового типа.

ПАРОВОЙ АВТОМОБИЛЬ - автомобиль с паросиловой установкой, состоящей из котла, паровой машины и вспомогат. агрегатов. Паросиловая установка допускает плавную регулировку крутящего момента, что создаёт выгодную тяговую характеристику. Токсичность отработавших газов П. а. значительно меньше, чем у автомобиля с двигателем внутр. сгорания. Широкого распространения не получил из-за конструктивной сложности.

ПАРОВОЙ КОТЁЛ - устройство, служащее для получения пара с давлением выше атмосферного за счёт теплоты, выделяющейся в топке при сжигании топлива. Рабочее тело подавляющего большинства П. к. - вода. Развитие простого цилиндрич. П. к. осуществлялось по двум направлениям. Первое - создание газотрубных котлов, когда в цилиндрич котёл вставляли сначала от одной до трёх труб большого диаметра (жаровые трубы), а затем десятки труб малых диаметров (дымогарные трубы). Второе - создание водотрубных котлов путём увеличения числа цилиндров, составляющих котёл, сначала до 3 - 9 относительно большого диаметра (батарейные котлы), а затем до десятков и сотен цилиндров небольшого диаметра, превратившихся в кипятильные трубы. Последние первоначально устанавливали под углом до 12° к горизонту и объединяли в пучки посредством камер или секций, присоединявшихся к располож. над ними горизонтальным барабанам, - получились горизонтально-водотрубные котлы. Затем прямые кипятильные трубы стали устанавливать вертикально или под большим углом к горизонту и соединять ими верх. и ниж. горизонтальные барабаны; прямые трубы постепенно заменяли изогнутыми, а число барабанов котла всё уменьшали. Совр. вертикально-водотрубные котлы имеют всего 1 или 2 барабана. Водотрубным котлом является и безбарабанный прямоточный котёл. Развитие П. к. сопровождалось непрерывным повышением паропроизводительности котлов, параметров пара, вырабатываемого котлом, и его кпд, а также уменьшением уд. расхода металла на изготовление котла. Простой цилиндрич. котёл имел кпд около 30% , паропроизводительность 0,4 т/ч, рабочее давление пара до 1 МПа. Совр. котлы имеют кпд 93 - 95%,  паропроизводительность до 4000 т/ч, давление пара серийных котлов до 25 МПа, а отд. экземпляров до 30 МПа. См. рис.

Конструкции паровых котлов: а - цилиндрический; 6 - батарейный; в - жаротрубный; г - жаротрубно-дымогарный (локомобильный); д - камерный горизонтально-водотрубный; е - камерный горизонтально-водотрубный конструкции В. Г. Шухова; ж - двухсекционный горизонтально-водотрубный ("морской"); з - вертикально-водотрубный с гнутыми трубами; и - вертикально-водотрубный с П-образной компоновкой; к - вертикально-водотрубный с Т-образной компоновкой; л - прямоточный конструкции Л. К. Рамзина; м - прямоточный котёл ТПП-210А (СССР); 1 - барабан; 2 - колосниковая решётка; 3 - жаровая труба; 4 - дымогарные трубы; 5 - сборная камера; б - пароперегреватель; 7 - водяной экономайзер; 8 - воздухоподогреватель; 9 - газоход

ПАРОВОЙ НАСОС, насос с паровым приводом, - прямодействующий поршневой насос, поршень к-рого находится на одном штоке с поршнем приводной паровой машины. Обычно применяются П. н. сдвоенной конструкции, в к-рых золотник одного цилиндра управляется штоком другого.

ПАРОГАЗОВАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ - тепловая электростанция с парогазотурбинной установкой; может снабжать тепловой энергией внеш. потребителей, т. е. работать как теплоэлектроцентраль.

ПАРОГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА (ПГУ) - энергетич. установка, в к-рой комбинируются циклы паровых и газовых турбин. В качестве рабочих тел на ПГУ используют продукты горения топлива и подогретый воздух (в газовой турбине), пар (в паровой турбине) или парогазовую смесь в одной турбине. Преимущества ПГУ - более высокая нач. темп-ра рабочего тела, чем в газотурбинных установках, и более низкая темп-pa отвода теплоты, чем в газотурбинных установках. Существует неск. схем ПГУ. Наибольшее применение находят комбинир. установки, в к-рых в камеру сгорания газовой турбины подаётся топливо (природный газ, мазут), составляющее только 20% всего используемого топлива. Пройдя через газовую турбину, продукты сгорания, содержащие неиспользованный кислород, поступают в топку парового котла, где сжигаются вместе с остальным топливом, к-рое может быть любого качества. По мере повышения нач. темп-ры газа перед газовыми турбинами более предпочтит. становятся схемы с котлами-утилизаторами. Расход топлива в такой ПГУ снижается до 270 г/(кВт-ч) при нач. темп-ре газа 1100 °С (кпд " 46% ). Сооружение ПГУ требует сравнительно низких капит. затрат при кпд до 32%. В СССР П. у. с котлами-утилизаторами строят мощностью до 800 МВт.

ПАРОГЕНЕРАТОР - аппарат или агрегат для произ-ва водяного пара с давлением выше атмосферного за счёт теплоты первичного теплоносителя (воды, жидкого натрия и т. п.), к-рую последний получает в ядерном реакторе. Применяют на атомных энергетич. установках с двухконтурной тепловой

ПАРОМ - судно для перевозки сухопутных транспортных средств (автомобилей, ж.-д. вагонов), грузов и пассажиров через водные преграды (проливы, реки, озёра) между определ. береговыми пунктами. П. бывают самоходными и несамоходными. По назначению подразделяются на желеэнодорожные, автомобильно-пассажирские, универсальные. Различают П. для местных линий небольшой протяжённости и трансокеанские. Последние имеют большое сходство с пасс. судами, отличаясь от них наличием гаражных помещений для транспорта в ср. части. Водоизмещение нек-рых П. превышает 20 тыс. т, грузовместимость св. 100 ж.-д. вагонов. пассажировместимость до 2000 чел. Паромное сообщение наиболее развито в Японии и странах Зап. Европы. В Ла-Манше (Английском канале) в качестве парома используются суда на возд, подушке. См. рис.

Паром "Герои Шипки"

К ст. Паром. Паромный комплекс в г. Варна (Болгария)

ПАРОНИТ - листовой материал из асбестового волокна, каучука, минер. наполнителей и серы. П. служит для изготовления прокладок, уплотняющих фланцевые соединения трубопроводов перегретого и насыщ. пара, горячего воздуха и газов или щелочных р-ров, слабых к-т, аммиака и т. д.

ПАРООБРАЗОВАНИЕ - переход в-ва из жидкого или твёрдого состояния в газообразное (фазовый переход первого рода). В замкнутом объёме П. идёт до тех пор, пока пространство над жидкостью или твёрдым телом не будет заполнено паром, имеющим равновесное при данной темп-ре давление (давление насыщения). П. со свободной поверхности жидкости наз. испарением, с поверхности твёрдого тела - возгонкой.

ПАРООХЛАДИТЕЛЬ - теплообменное устройство для регулирования темп-ры перегрева пара. П. подразделяют на поверхностные и впрыскивающие в зависимости от того, происходит ли снижение темп-ры пара при соприкосновении его со стенкой, охлаждаемой водой, или в результате испарения конденсата, к-рый впрыскивается в ёмкость с паром.

ПАРОПАРОВОЙ ТЕПЛООБМЕННИК - теплообменник котла для регулирования темп-ры частично отработавшего в турбине вторичного пара. Темп-ра последнего повышается за счёт его нагрева первичным паром.

ПАРОПЕРЕГРЕВАТЕЛЬ - элемент котла, служащий для получения перегретого пара. П. состоит из системы паралл. труо с внутр. диам. 20 - 60 мм, изогнутых в виде змеевиков и присоединённых одним концом к входному коллектору (реже непосредственно к барабану котла), другим концом - к выходному или к промежуточному коллектору (камере). Конвективные П. располагают в газоходах котла, радиац. - на потолке и стенах топки, радиа-ционно-конвективные (ширмовые) с шагом в 0,5 - 2 м - на выходе из топки. В реальных котлах П., как правило, выполняются комбинированными. По схеме движения пара относительно газообр. продуктов сгорания П. бывают с прямотоком, противотоком и смешанным током. Котлы ТЭС обязательно снабжают П., т. к. перегрев пара повышает кпд паросиловой установки. При давлении пара в 14 МПа и выше, кроме основных, устанавливают промежуточные (вторичные) П. для повторного перегрева пара, частично отработавшего в турбине. См. рис.

Схема комбинированного пароперегревателя: 1 - барабан; 2 - радиационная часть пароперегревателя; 3 - раднационно-кон-вективная часть пароперегревателя; 4 - потолочная труба; 5 - конвективная часть пароперегревателя; 6 - пароохладитель

ПАРОПРОВОД - трубопровод для транспортирования пара. П. выполняют обычно из стальных цельнотянутых труб. П. низкого давления (до 1,2 МПа) могут соединяться с помощью фланцев, ср. и высокого давления - стыковой сваркой. Для удаления конденсата пара П. имеют уклон (2 - 3°/оо) в сторону движения пара, снабжаются водоотделителями и дренажными устройствами. Запорными и регулирующими органами П. служат вентили и задвижки; термич. расширение воспринимается компенсаторами. Для уменьшения потерь теплоты П. покрывают тепловой изоляцией.

ПАРОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ - управление процессами подачи в цилиндр паровой машины свежего пара и выпуска из него отработавшего, а также процессом подвода пара к паровой турбине. П. в паровой машине осуществляется чередованием открытий и закрытий впускных и выпускных каналов цилиндра, производимыми (в строгой зависимости от закона движения поршня) с помощью золотников, клапанов, самого поршня непосредственно (прямоточные машины) или кранов. В паровой турбине применяются сопловое и дроссельное П. При сопловом П. в каждую из групп сопел пар подводится от отд. регулирующих клапанов, к-рые открываются поочерёдно. При дроссельном П. пар подаётся сразу по всей окружности, и изменение его расхода достигается дросселированием в регулирующих клапанах, к-рые открываются одновременно.

ПАРОСИЛОВАЯ УСТАНОВКА - энергетич. установка, в общем случае состоящая из паровых котлов (парогенераторов) и паровых двигателей, в к-рых анергия водяного пара превращается в механич. работу. В качестве паровых двигателей используются паровые машины или паровые турбины.

ПАРОТУРБИННАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ - тепловая электростанция, на к-рой для привода электрич. генератора используется паровая турбина. Подразделяются на конденсационные электростанции (вырабатывающие только электроэнергию) и теплоэлектроцентрали (вырабатывающие помимо электрич. энергии и тепловую). В СССР на долю П. э. приходилось в 1988 ок. 99% электроэнергии, вырабатываемой на тепловых электростанциях.

ПАРОХОД, паровое судно, - самоходное судно, приводимое в движение паровым двигателем (паровой машиной или турбиной); турбинные П. наз. также турбоходами. П. начали строить после изобретения паровых машин, но практич. применение они нашли лишь с нач. 19 в. Первый П. построен в Сев. Америке в 1807 Р. Фултоном. Первым П. в России считается " Елизавета". Он был построен в 1815 для рейсов между Петербургом и Кронштадтом. В совр. флоте осн. тип самоходного судна - теплоход, гл. двигателем к-рого является двигатель внутр. сгорания. См. рис.

Один из первых русских пароходов

ПАРСЕК (от сокращения слов параллакс и секунда) - допускаемая к применению в астрономии наряду с единицами СИ внесистемная ед. длины. Обозначение - пк. 1 пк равен расстоянию, с к-рого полудиаметр земной орбиты виден под углом в 1", или расстоянию до звезды, параллакс к-рой равен 1". 1 пк ~ 3.260 световых лет ~3,0857*1010 м = 3,0857*1013 км (см. Световой год).

ПАРТИЯ производственная - группа заготовок одного наименования и типоразмера, запускаемых в обработку одновременно или непрерывно в течение определ. времени.

ПАРУС судна - движитель, предназнач. для преобразования энергии ветра в работу полезной тяги судна. Один из старейших видов движителей (6000-летняя эпоха мореплавания). Представляет собой полотнище льняной, хлопчатобум. или синтетич. ткани, укреплённое на деталях рангоута; ставится поперёк судна (прямой П.) и ли вдоль него (косой П.). К П. относят также совр. аэродинамически эквивалентные им жёсткие оболочки типа парус - крыло. См. рис.

ПАРУСА в архитектуре - конструкция, образующая переход от прямоугольного основания сооружения к его купольному покрытию. Различают П. балочно-консольные и арочно-сводчатые.

Паруса парусного судна: 1 - бом-кливер; 2 - кливер; 3 - второй, или средний, кливер; 4 - форстеньги-стаксель; 5 - фор-бом-брамсель; 6 - верхний фор-брамсель; 7 - нижний фор-брамсель; 8 - верхний фор-марсель; 9 - нижний фор-марсель; 10 - фок; 11 - грот-бом-брамстаксель; 12 - грот-брам-стаксель; 13 - гротстеньги-стаксель; 14 - грот-трюмсель; 15 - грот-бом-брамсель; 16 - верхний грот-брамсель; 17 - нижний грот-брамсель; 18 - верхний грот-марсель; 19 - нижний грот-марсель; 20 - грот; 21 - крюйс-брам-стаксель; 22 - крюйс-стеньстаксель; 23 - крюйс-бом-брамсель; 24 - крюйс-брамсель; 25 - верхний крюйс-марсель; 26 - нижний крюйс-марсель; 27 - бизань; 28 - контр-бизань

ПАРУСИНА - тяжёлая плотная льняная или полульняная ткань из толстой пряжи. Первоначально употреблялась для парусов (отсюда назв.). Применяется неотделанная или пропитанная особыми составами для изготовления брезента, верха обуви, а также для пошива спец. одежды.

ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ с у д н а - совокупность парусов, рангоута, такелажа, палубных механизмов и дельных вещей парусного судна. Тип П. в. определяется видом парусов (прямое, косое), р-ном распространения (латинское, бермудское и др.) или типом судна (напр., П. в. барка, П. в. иола). См. рис.

Типы парусного вооружения: а - прямое; б - ж - косое (б - гафельное, в - рейковое, г - шпринтовое, д - португальское, в - латинское, ж - бермудское)

ПАРУСНОЕ СУДНО, парусник, - судно, приводимое в движение энергией ветра с помощью парусов. П. с. различают по числу мачт (от 1 до 7) и по типу парусного вооружения (см. рис.). П. с. были осн. типом мор. судов, в совр. флоте используются в качестве спортивных, прогулочных, учебных судов. Рост цен на топливо и ужесточение требований, связанных с охраной окружающей среды, привели к разработке проектов и постройке ряда коммерч. П. с.

Силуэты парусных судов: 1 - со шпринтовым парусным вооружением; 2 - с рейковым вооружением; 3 - с бермудским вооружением; 4 - с латинским вооружением; 5 - с гафельным вооружением; 6 - куттер; 7 - люгер; 8 и 9 - двухмачтовые шхуны; 10 - бригантина; 11 - бриг; 12 и 13 - трёхмачтовые шхуны; 14 - баркентина; 15, 17 и 19 - барки; 16 и 18 - корабли

ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО - парусное судно со вспомогат. механич. установкой (двигателем внутр. сгорания), работающей при безветрии и маневрировании. Большинство П.-м. с. - мелкие промысловые, учебные, туристские.

ПАРУСНОСТИ ЦЕНТР автомобиля - условная точка приложения равнодействующей сил сопротивления воздуха движению автомобиля. Высота П. ц. у большинства автомобилей почти совпадает с высотой их центра тяжести.

ПАРУСНОСТЬ судна - 1) площадь проекции надводной части судна на диаметральную плоскость судна. 2) Общая площадь всех парусов, входящих в состав парусного вооружения судна.

ПАРЦИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ [ср.-век. лат. раrtialis - частичный, от лат. pars (partis) - часть] - давление газа, входящего в состав газовой смеси, к-рое он оказывал бы, занимая один весь объём смеси и находясь при темп-ре смеси. П. д. используют в расчётах смесей идеальных газов (см. Дальтона законы).

ПАРЦИАЛЬНЫЙ ОБЪЁМ - объём, к-рый занимал бы газ, входящий в состав газовой смеси, если бы он находился при тех же темп-ре и давлении, что и вся смесь, П. о. используют в расчётах смесей идеальных газов.

ПАСКАЛЬ [по имени франц. учёного Б. Паскаля (В. Pascal. 1623 - 62)] - ед. давления (в т. ч. звукового, осмотического) и механического напряжения в СИ. Обозначение - Па. 1 Па равен давлению, вызываемому силой 1Н (см. Ньютон), равномерно распределённой по нормальной к ней поверхности площадью 1 м2. Единицы, кратные П., - килопаскаль (1 кПа = 103 Па), мегапаскаль (1 МПа = 106 Па), гигапаскаль (1 ГПа = 109 Па); дольные - миллипаскаль (1 мПа= 10-3 Па), микропаскаль (1 мкПа = 10-6Па) и др.

ПАСКАЛЬ - назв. языка программирования высокого уровня, ориентиров, гл. обр. на обучение программированию как учебной дисциплине, составление трансляторов и др. программ. В основу разработки П. положен язык программирования Алгол-60. Для П. характерны строгая типизация данных и переменных, что облегчает обнаружение ошибок в программе, обеспечивает ясность конструкции (структуры) и хорошую читаемость программ.

ПАСКАЛЯ ЗАКОН - осн. закон гидростатики, согласно к-рому давление, производимое внеш. силами на поверхность жидкости, передаётся одинаково по всем направлениям.

ПАСПАРТУ (от франц. passe-partout) - наклеенная на толстую бумагу картонная рамка, в к-рую вставляется фотоснимок (обычно фотопортрет); лист картона с тиснёным орнаментом, образующим рамку вокруг наклеенного на картон фотоснимка.

ПАССАЖИРСКИЙ КОНВЕЙЕР - то же, что движущийся тротуар.

ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЁТ - самолёт для перевозки пассажиров, оснащённый пасс. креслами, буфетно-кухонным и санитарно-технич. оборудованием, системой наддува и вентиляции кабин и т. д. Различают магистральные П. с., в т. ч. ближние (с дальностью полёта 1000 - 2500 км), средние (2500 - 6000 км) и дальние (св. 6000 км), и П. с. местных возд. линий. В зависимости от уровня обслуживания и комфорта пассажиров, плотности установки пасс. кресел, оформления интерьера различают пасс. салоны первого, туристич. и экономич. классов (с Макс. числом мест). П. с. большой пассажировместимости часто называют аэробусом.

ПАССАЖИРСКОЕ СУДНО - судно для перевозки пассажиров (не менее 12 чел.) и их багажа. Различают П. с. мор., реч., смешанного (мор. и реч.) плавания, для ближних и дальних перевозок. На крупных П. с. (см. рис.) размещается св. 2000 пассажиров. Особенностью П. с. является наличие неск. палуб, развитой надстройки и открытых участков палуб, комфортабельность пасс. помещений. П. с.-гиганты пассажировместимостью до 4000 чел. строились в первой пол. 20 в. В 1927 - 40 гг. построены крупнейшие трансатлантич. лайнеры "Нормандия" и "Куин Мэри", в 50 - 60-х гг. - "Юнайтед Стейтс", "Франс", "Куин Элизабет". В 70-х гг. трансокеанское линейное пасс. судоходство по экономич. причинам (в т. ч. развитие авиации) прекратилось, и большинство линейных П. с. было переоборудовано в круиэные суда.

К ст. Пассажирское судно. Теплоход "Иван Франко" Черноморского пароходства

ПАССАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (от франц. passage - проход) - астрометрич. инструмент, в к-ром зрит, труба (телескоп может вращаться в плоскости меридиана (или нек-рых др. вертик. плоскостях) вокруг горизонтальной осн. опирающейся на спец. опоры (см. рис.). Применяется для наблюдений прямых восхождений звёзд и определения точного времени.

Пассажный инструмент

ПАССАТИЖИ (возможно, от франц. passe - проход и tige - стержень) - ручной слесарно-сборочный и электромонтажный инструмент, в к-ром совмещены плоскогубцы и кусачки для проволоки (в шарнире); две выемки с зубцами служат для завёртывания мелких труб, соединит. муфт, ниппелей, гаек и др. (см. рис.). Одна из ручек П. может заканчиваться лезвием отвёртки, а другая - квадратным дыроколом. У П. для электромонтажных работ ручки покрыты электроизоляц. материалом.

Пассатижи

ПАССИВИРОВАНИЕ, п а с с и в а ц и я, - перевод поверхностного слоя металла из активного (в хим. отношении) состояния в пассивное с целью придания ему корроз. стойкости. Для этого металлич. изделия обрабатывают р-рами окислителей (пассиваторов), напр. хроматов, нитритов, для образования на поверхности тончайших оксидных плёнок (см. Оксидирование).

ПАССИВНАЯ РАДИОЛОКАЦИЯ - наблюдение (локация) объекта по излучению находящихся на нём радиоустройств и по естеств. (тепловому) радиоизлучению. Для пассивных радиолокац. станций характерна скрытность работы.

ПАССИВНЫЙ УЧАСТОК полёта ракеты, космического аппарата - участок полёта, на к-ром движение происходит при выключ. ракетных двигателях. С точки зрения динамики полёта разница между участками траектории (активным участком и П. у.) заключается в том, что из числа сил, действующих на РН или КА, исключается сила тяги.

ПАСТЕРИЗАЦИЯ Гот имени франц. учёного Л. Пастера (L. Pasteur; 1822 - 95)] - консервирование пищ. продуктов нагреванием не выше 100 °С в пастеризаторах. При П. погибает большинство неспороносных бактерий, дрожжей и плесневых грибов, содержащихся в продуктах, а также разрушаются ферменты. При дробной П. (повторная 4-кратная П. через определ. сроки, необходимые для прорастания спор) погибают и спороносные бактерии. П. применяется также как промежуточный процесс в произ-ве нек-рых пищ. продуктов (напр., сыра, кисломолочных продуктов - кефира, простокваши и др.). П. лучевая - обработка пищ. продуктов гамма-излучением для уничтожения в них микрофлоры. Продукты после обработки безвредны и могут употребляться в пищу.

ПАТЕНТ [от ср.-век. лат. litterae patentee - грамота; лат. patens (patentis) - открытый] - документ, удостоверяющий признание предложения изобретением, приоритет изобретения, авторство на изобретение и исключит. право патентообладателя на изобретение. Патент выдаётся на имя автора изобретения или его правопреемника с указанием в патенте фамилии, имени и отчества автора. Никто не может использовать изобретение, на к-рое выдан патент, без согласия патентообладателя. Лицо, нарушившее исключит. право патентообладателя на использование изобретения, защищённого патентом, обязано возместить причинённые убытки в порядке, предусмотренном законодательством. Патентообладатель вправе за плату или бесплатно выдать разрешение (лицензию) на использование изобретения или полностью уступить патент. Действие П. распространяется только на территорию гос-ва, в к-ром он выдан. Срок действия П. устанавливается нац. законодательством (как правило, 15 - 20 лет). В СССР П. - одна из двух форм правовой охраны изобретений (др. форма - авторское свидетельство). Срок действия П. 15 лет со дня подачи заявки на изобретение в Гос. комитет СССР по делам изобретений и открытий, к-рый выдаёт П.

ПАТЕНТИРОВАНИЕ (от англ. patenting) - вид термич. обработки стали, применяемый при произ-ве проволоки с целью увеличения обжатия при волочении и повышения прочности. При П. сталь нагревают до 870 - 950 °С, после чего быстро охлаждают в ванне (обычно из расплавл. щёлочи), нагретой до темп-ры ок. 500 °С, выдерживают при этой темп-ре и затем охлаждают на воздухе.

ПАТЕНТНАЯ ФОРМУЛА - краткая формулировка объекта патентной защиты, к-рой заканчивается патентное описание. На основе П. ф. определяется объём прав патентообладателя.

ПАТЕНТНАЯ ЧИСТОТА - юридич. термин, обозначающий, что объект техники (машина, прибор, технологич. процесс, материал, продукт и т. д.) можно использовать в данном гос-ве без нарушения прав патентообладателя (см. Патент).

ПАТЕНТОСПОСОБНОСТЬ - совокупность признаков, приданных объекту изобретения путём технического творчества, отвечающих требованиям, предъявляемым Гос. научно-технич. экспертизой изобретений для признания объекта изобретением.

ПATEPHОСТЕР (нем. Paternoster, букв. - чётки; назв. по сходству) - устаревшее назв. многокабинного пасс. подъёмника (лифта) непрерывного действия с открытыми кабинами (без дверей). Кабины расположены на расстоянии 4 - 4,5 м. Рассчитаны на 1 - 2 чел. Скорость движения П. 0,25 - 0,3 м/с, высота подъёма 10 - 12 этажей.

ПАТИНА (итал. patina) - тончайшая плёнка разл. цветовых оттенков (от зелёного до коричневого), образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы и латуни в результате окисления металла под воздействием естеств. среды (обычно атмосферы или влажной почвы) либо в результате спец. обработки окислителями (патинирование).

ПАТИО (исп. patio) - открытый внутр. двор жилого дома, часто окружённый галереями.

ПАТРОН (франц. patron, нем. Patrone) - 1) П. в металлообработке - приспособление для закрепления заготовок (см. рис.) или инструментов на металлореж. станках. Различают П. механич., электромагнитные, гидравлич., пневматич. и гидропластовые. П. могут быть двух-, трёх- и четырёх-кулачковые, цанговые. П. наз. также модель, по к-рой обдавливают листовую заготовку при изготовлении полых изделий на давильных станках, и инструмент для нарезания нар. конич. резьбы на трубах а внутр. конич. резьбы на муфтах для этих труб.

2) П. в военном деле - боеприпас стрелкового оружия и нек-рых пушек (калибр до 120 мм со сгорающей гильзой), в к-ром пуля (снаряд), пороховой заряд и средство воспламенения соединены в одно целое с помощью гильзы (унитарный П.). П. позволяет заряжать орудия за один приём, что обеспечивает высокую скорострельность. Первые П. с бумажной гильзой появились в 40-х гг. 17 в., с металлич. - в 60-х гг. 19 в.

3) П. в электро- и светотехнике - устройство для крепления источника излучения  (напр., лампы накаливания) и обеспечения его электрич. питанием. См. рис.

Патрон для закрепления заготовок

Артиллерийский унитарный патрон: 1 - снаряд; 2 - гильза; 3 - заряд бездымного пороха; 4 - воспламенитель; 5 - капсюльная втулка

ПАТРУБОК - короткая труба для отвода газа, пара или жидкости из осн. трубопровода или из резервуара. П. наз. переходным, когда он имеет неодинаковые по размеру или форме концы. П. - также соединит. трубопроводы, служащие для транспортировки рабочих тел под действием разности давлений.

ПАУЛИ ПРИНЦИП [по имени швейц. физика В. Паули (W. Pauli; 1900 - 58)] - одно из осн. положений квантовой механики. Согласно П. п. в системе одинаковых микрочастиц с полуцелым спином (напр., электронов, протонов, нейтронов) не может быть двух частиц, к-рые находились бы в одном и том же состоянии. П. п. позволил объяснить закономерности заполнения электронных оболочек атомов, тонкой и сверхтонкой структуры их спектров и дать физ. обоснование периодич. закона Менделеева. П. п. играет важную роль в истолковании св-в атомных ядер, молекул и кристаллов (см. Зонная теория).

ПАУНДАЛЬ (англ. poundal) - брит. ед. силы, равная 0,138 255 Н (см. Ньютон).

ПАЯЛЬНАЯ ЛАМПА - лёгкая переносная горелка с направленным пламенем для нагревания деталей и паяльника, а также для расплавления припоя при пайке (см. рис.). Пламя образуется на выходе из трубы П. л. при воспламенении смеси паров жидкого горючего (спирт, керосин, бензин) с воздухом. П. л. часто используют при правке, гибке и т. п.

Керосиновая паяльная лампа: 1 - труба; 2 - ванночка для разжигания лампы; 3 - заливная пробка; 4 - воздушная пробка; 5 - резервуар; 6 - ручка; 7 - насос; 8 - вентиль

ПАЯЛЬНАЯ ПАСТА - пастообразная смесь порошков припоя и флюса.

ПАЯЛЬНИК - ручной инструмент, применяемый при пайке металлов (см. рис.). Медная рабочая часть П. нагревается внеш. источником теплоты - чаще всего электрич. током (электропаяльник). Существуют УЗ П., у к-рых колебания нагретого стержня разрушают оксидную плёнку на поверхности паяемого металла под слоем расплавл. припоя. УЗ П. обеспечивают бесфлюсовую пайку.

Паяльники: а - бензиновый с резервуаром для горючего в рукоятке; б - электрический; в - газовый с подогревом открытым пламенем; г - газовый с подогревом в закрытой камере

ПАЯНИЕ - см. Пайка.

ПАЯНОЕ СОЕДИНЕНИЕ - неразъёмное соединение, выполненное пайкой. Различают П. с. встык, вскос, внахлёстку, втавр, ступенчатое, взамок и др.

ПЕГМАТИТ [от греч. pegma (pegmatos) - скрепление, связь] - 1) минер. образование, состоящее из правильных сростков кварца и полевого шпата (т. н. письменный гранит - см. рис.). Обычно наз. графическим П. 2) Крупнозернистая светлая изверж. горная порода, состоящая в осн. из породообразующих минералов (в гранитных П. - из полевого шпата, кварца и слюды) и обогащённая минералами, содержащими редкие металлы и легколетучие в-ва (фтор, бор и др.). Используется как керамич. сырьё. С П. связаны пром. месторождения драгоц. камней, пьезокварца, оптич. флюорита, слюды-мусковита, редких металлов.

Пегматит

ПЕДАЛЬ РЕЛЬСОВАЯ (франц. pedale, от лат. реdalis - ножной) - устройство для фиксации прохождения колёсных пар подвижного состава определ. точки пути. Устанавливается на рельсах или вблизи  них и приводится в действие самим поездом. Применяется в устройствах полуавтоматической блокировки, переездной сигнализации и др.

"ПЕЖО" (Peugeot) - назв. автомобилей, выпускаемых во Франции с 1890 одноимённой фирмой, а с 1976 - компанией "Пежо-Ситроен отомобиль" (РСА, Peugeot - Citroen Automobiles). В 1986 изготовлялись легковые автомобили особо малого, малого и среднего классов (рабочий объём двигателей 1 - 2,85 л, мощность 33 - 130 кВт, Макс. скорость 135 - 210 км/ч) и грузовые автомобили особо малого л малого классов (полная масса 1,3 - 3,8 т, грузоподъёмность 0,4 - 2 т, мощность двигателей 37 - 55 кВт). См. рис.

Легковой автомобиль " Пежо"

ПЕК (от англ. peck - куча) - брит. ед. объёма (вместимости). 1 П. (США) = 8,809 77 л; 1 П. (Великобритания) = 9,092 18 л.

ПЕК (от голл. pek - смола) - твёрдое или вязкое аморфное в-во чёрного цвета со специфич. раковистым изломом; остаток от перегонки дёгтей. Устойчив к к-там и р-рам солей. Применяется как органич. вяжущее, изоляц. материал. Различают П. кам.-уг., торфяной, древесный, буроугольный.

ПЕЛЕНГ (от голл. peiling) - 1) направление на к.-л. объект от наблюдателя, измеряемое углом между плоскостью меридиана (истинного, магнитного или компасного) и вертик. плоскостью, проходящей через место наблюдателя (напр., центр компаса) и наблюдаемый объект (см. рис.). Отсчёт П. ведётся в угловых градусах от сев. направления меридиана по ходу часовой стрелки.

2) Строй самолётов, когда они следуют относительно ведущего уступом вправо назад (правый П.) или влево назад (левый П.) на одной высоте или с превышением (принижением).

Схема определения курсового угла и пеленга самолёта; Си - северное направление географического меридиана; Юн - южное направление географического меридиана

ПЕЛЕНГАТОР - прибор для определения направления на внеш. ориентиры (береговые, плавучие объекты) и небесные светила. С помощью П. производят отсчёт пеленга. Различают П. визуальные, оптич., акустич. и радиопеленгаторы.

ПЕЛТОНА ТУРБИНА - то же, что ковшовая турбина.