Тесты

Тема

Энциклопедический политехнический словарь


Содержание

ПНЕВМОМЕХАНИЧЕСКОЕ ПРЯДЕНИЕ - способ безверетённого прядения, при к-ром поток волокон транспортируется пневматически (воздухом) во вращающуюся прядильную камеру, скручивается и в виде кручёной пряжи наматывается на катушку. Разделение процессов кручения и наматывания позволяет по сравнению с традиц. кольцевым способом прядения увеличить скорость формирования пряжи в 3 - 5 раз, а массу паковки с пряжей - в 10 и более раз. См. рис.

Расположение машин на фабрике пневмомеханического прядения: 1 - кипные рыхлители; 2 - очистители; 3 - смеситель; 4 - чесальные машины; 5 - транспортёр лент; 6 - ленточная машина; 7 - пневмомеханические прядильные машины; 8 - ленточная машина с авторегулятором толщины ленты; 9 - резервные питатели; 10 - бункеры трепальных машин

ПНЕВМОНИКА, струйная пневмоавтоматика, - раздел пневмоавтоматики, охватывающий изучение, разработку и использование технич. средств автоматизации, в к-рых представление, передача и преобразование информации осн. на взаимодействии возд. струй (потоков), изменении скорости воэд. течений и др. аэродинамич. эффектах. Устройства П. нормально функционируют при высоких и низких темп-pax, пожаро- и взрывобезопасны, не боятся инерц. перегрузок и вибраций, не подвержены влиянию радиации, поэтому их используют в авиац., ракетной и космич. технике, в ядерной энергетике. Элементы П. применяют и в мед. аппаратуре, напр. в системах управления аппаратами искусств. кровообращения и дыхания.

ПНЕВМООКРАСОЧНАЯ УСТАНОВКА - см. Окрасочный агрегат.

ПНЕВМОПОДЪЁМНИК - см. Пневматический подъёмник.

ПНЕВМОПРИВОД, пневматический исполнительный механизм, - силовое устройство, предназнач. для дистанц. воздействия (напр., клапаном, задвижкой, краном) в системах (устройствах) управления. По характеру воздействия (передаче сигналов управления) различают П. с поступат. и вращат. движением. Наибольшее распространение получили П. с поступат. движением (перемещением), в к-рых перепад давления воздуха - пневмосигнал - преобразуется в движение (перемещение поршня или мембраны). Поршневой П. представляет собой цилиндр, в к-ром под действием сжатого газа или пружины движется поршень со штоком. Мембранный П. представляет собой герметичную камеру, разделённую на 2 рабочие полости мембраной, перемещающейся под давлением воздуха. Изменение давления в одной из полостей вызывает смещение центра мембраны (её прогиб) и связанного с ней штока. П. используется также для привода рабочих машин.

ПНЕВМОРЕЛЁ (от греч. pneuma - дуновение, воздух и реле) - релейный элемент, чувствит. элементом к-рого является мембрана, сильфон и т. п., а преобразователем механич. перемещения в изменение давления воздуха - сопло-заслонка.

ПНЕВМОСОПРОТИВЛЁНИЕ, пневмодроссель, - элемент пневмоавтоматики, препятствующий свободному течению воздуха (или др. газа), вследствие чего на нём создаётся перепад давления. П. чаще всего выполняется в виде зауженного канала пост. сечения либо в виде пары "неподвижное седло - подвижная деталь" (напр., конус - конус, сопло - заслонка). П. является аналогом резистора в электрич. цепи.

ПНЕВМОУДАРНОЕ БУРЕНИЕ - способ бурения скважин диам. 85 - 200 мм с применением погружного пневмоударника при подз. и открытой разработке твёрдых полезных ископаемых, при разведке и добыче нефти и газа. В погружном пневмо-ударнике поршень под действием сжатого воздуха или воздушно-водяной смеси под давлением 0.6 - 2 МПа совершает возвратно-поступат. движения и наносит удары по хвостовику породоразрушающего долота. Вращение пневмоударника производится с поверхности через став буровых штанг. Удаление буровой мелочи с забоя производится отработавшим воздухом. Пневмоударный карьерный станок показан на рис

Станок лёгкого типа для пневмоударного бурения

ПНЕВМОФОРМОВАНИЕ - см. в ст. Вакуум-и пневмоформование.

ПОБЕДИТ - твёрдый сплав, получаемый методом порошковой металлургии из монокарбида вольфрама (ок. 90%) и кобальта (ок. 10%). П. - первый сплав такого типа, изготовл. в СССР (1929) Термин "П." иногда распространяют на др. твёрдые сплавы вольфрамо-кобальтовой группы.

ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ - то же, что натрия хлорид NaCl.

ПОВЕРКА средств измерений - определение метрологич. органом (гос. или ведомств.) погрешностей средств измерений и установление их пригодности. Различают П. по времени - первичную, периодич., внеочередную и инспекционную; по широте охвата - поэлементную, комплектную и независимую (П. средств измерений относит. величин). П. осуществляют в рамках мероприятий по обеспечению единства и правильности измерений в стране.

ПОВЕРКИ МЕТОД - метод передачи размера единицы от вышестоящих в поверочной схеме эталонов или образцовых средств измерений нижестоящим или рабочим средствам измерений. Различают 5 П. м.: непосредств. сличения, сличения посредством компаратора, по образцовой мере, по образцовому измерит. прибору и косвенными измерениями.

ПОВЕРОЧНАЯ СХЕМА - документ, устанавливающий целесообразную систему передачи размера единицы физ. величины от эталона к средствам измерений разл. уровней точности.

ПОВЕРХНОСТНАЯ ПЛОТНОСТЬ - физ. величина, равная отношению массы тела к площади его поверхности и применяемая для хар-ки толщины бумаги, картона, асбестовых листов, кровельной стали и др. подобных материалов. П. п. выражают (в СИ) в кг/м2 и в г/м2.

ПОВЕРХНОСТНАЯ ЭНЕРГИЯ - избыток энергии поверхностного слоя на границе раздела фаз по сравнению с соответствующей объёмной энергией самих фаз, обусловленный различием межмолекулярных взаимодействий в обеих фазах. П. э. пропорциональна площади поверхности раздела фаз, поэтому она особенно велика у высоко дисперсных систем (напр., коллоидных) и во многом определяет их св-ва.

ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА. П А В, - в-ва. способные концентрироваться на поверхности раздела фаз и снижать поверхностное (межфазное) натяжение. Обладают смачивающими, эмульгирующими, моющими и др. ценными св-вами. Подразделяются на ионогенные и неионогенные. Среди ионогенных ПАВ, диссоциирующих в р-ре с образованием активного аниона или катиона, наибольшее значение имеют анионные, напр. соли жирных к-т или сульфокислот; к катионным ПАВ относятся, напр., производные алкиламинов. Пример неионогенных ПАВ (не диссоциирующих в р-ре) - поли-этиленгликолевые эфиры жирных спиртов. ПАВ используют при флотац. обогащении руд, как тек-стильно-вспомогат. в-ва, основу моющих ср-в, эмульгаторы при получении водных дисперсий полимеров (латексов) и во мн. др. процессах хим. технологии.

ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ жидкости - хар-ка сил межмолекулярного взаимодействия в жидкости, равная отношению силы, действующей в плоскости, касательной к поверхности жидкости (в сторону её сокращения), на элемент контура, ограничивающего эту поверхность, к длине этого элемента. П. н. зависит от хим. природы жидкости и темп-ры, уменьшаясь при увеличении темп-ры (до 0 при критической температуре). Снижение П. н. достигается введением в жидкость поверхностно-активных веществ. Единица П. н. (в СИ) - Н/м.

ПОВЕРХНОСТНОЕ ПЛАСТИЧЕСКОЕ ДЕФОРМИРОВАНИЕ (ППД) - один из видов упрочнения материалов. ППД особенно эффективно для изделий, работающих в условиях знакоперем. на-гружения (оси, зубчатые колёса, коленчатые валы, подшипники, инструменты, сварные конструкции и т. п.). Подразделяется на статическое и динамическое - накатывание и раскатывание роликами и шариками, обкатка зубчатыми валками, чеканка (в т. ч. пневматич. пучковым упрочнителем), алмазное выглаживание, дорнование. вибрац. и гидроабразивная обработка и т. п. ППД уменьшает шероховатость поверхности, обеспечивает наклёп и остаточные сжимающие напряжения, повышающие усталостную прочность, износостойкость, долговечность изделия. Применение ППД позволяет во мн. случаях исключить операцию шлифования из технологич. процесса изготовления деталей.

ПОВЕРХНОСТНОЙ ВОЛНЫ АНТЕННА - антенна, в к-рой фокусировка (направл. излучение) обеспечивается с помощью поперечной или продольной структуры (слоя диэлектрика на металле, плоской или цилиндрич. ребристой металлич. поверхности), поддерживающей распространение т. н. поверхностной волны. П. в. а. состоит из облучателя и указанной структуры. Применяются как невыступающие антенны на летат. аппаратах, элементы антенной решётки и т. д. См. рис.

Поверхностной волны антенна: 1 - ребристая замедляющая структура; 2 - рупорное устройство, возбуждающее в структуре поверхностные электромагнитные волны; 3 - радиоволновод, подводящий электромагнитные волны к рупору. Стрелкой указано направление распространения волны

ПОВЕРХНОСТНЫЕ АКУСТИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ - упругие волны, распространяющиеся вдоль свободной поверхности твёрдого тела или вдоль границы твёрдого тела с др. средами и затухающие при удалении от границ. П. а в. ультра- и гиперзвукового диапазонов широко используются в технике для всестороннего неразрушающего контроля поверхности и поверхностного слоя образца, для создания микроэлектронных схем обработки электрич. сигналов в акустоэлектронике и т. д.

ПОВЕРХНОСТНЫЕ ВОЛНЫ - волны, распространяющиеся по свободной поверхности жидкости или на поверхности раздела двух несмешивающихся жидкостей П. в. возникают под влиянием внеш. воздействия (напр.. ветра), выводящего поверхность жидкости из равновесного состояния. В зависимости от природы сил. возвращающих поверхность жидкости в первонач. состояние, различают 3 типа П. в.: гравитационные, обусловл. в осн. силой тяжести; капиллярные, обусловл в осн. силами поверхностного натяжения; гравитационно-капиллярные. Влияние сил поверхностного натяжения особенно существенно при

ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ - совокупность явлений связанных с особыми св-вами поверхностных слоев на границах между соприкасающимися телами П я обусловлены наличием поверхностной энергии особенностями состава и структуры поверхностных слоев. К П. я. относятся: поверхностное натяжение, смачивание, адгезия, когезия, трение, адсорбция т. д. П. я. играют осн. роль в высокодисперсных (коллоидных) системах, при росте кристаллов. в капиллярных явлениях, почвообразовании выветривании, размывании и эрозии горных

ПОРОД при испарении и конденсации, образовании осадков и т д. П. я. имеют большое значение в технологии строит. материалов, в металлургии и обработке металлов, в процессах трения, износа.тонкого измельчения, крашения, флотации, смазки и мн. др.

ПОВЕРХНОСТНЫЙ ЭФФЕКТ. скин - эффект - неравномерное распределение интенсивности (плотности) переменного электрич. тока по сечению провода или магн. потока по сечению магнитопровода (интенсивность уменьшается в направлении от поверхности провода или магнитопровода к его центр, части). Степень неравномерности растет с увеличением частоты тока или магн. потока, площади сечения провода или магнитопровода, проводимости и магн. проницаемости материала. П. э. приводит к увеличению сопротивления провода перем. току по сравнению с сопротивлением пост. току и к размагничиванию магнитопровода вихревыми токами.

ПОВОРОТ НА ГОРКЕ - Фигура пилотажа, состоящая из последовательно выполняемых горки, pазворота 180° без поворота вокруг продольной оси и пикирования в направлении, обратном направлению юрки (см. рис.).

Поворот на горке

ПОВОРОТНОЕ УСКОРЕНИЕ. Кориолиса ускорени е, - см. в ст. Кориолиса сила.

ПОВОРОТНО-ЛОПАСТНАЯ ТУРБИНА - реактивная гидравлическая турбина, лопасти рабочего колеса к-рой закреплены на его втулке и могут с помощью спец. привода автоматич. поворачиваться вокруг своих осей. Автоматич. разворот лопастей позволяет при изменении режима ставить лопасти в наивыгоднейшее положение по отношению к входящему на рабочее колесо потоку. Поэтому эти турбины в широком диапазоне изменения нагрузки и напора сохраняют высокий кпд. Различают диагональные турбины и осевые (т. н. Каплана турбины - см рис ). Осевые П.-л. т. применяются при напорах от 3 до 70 м, их мощность достигает 200 МВт, диаметр рабочего колеса до 10,3 м.

Схема осевой поворотно-лопастной турбины: 1 - направляющий аппарат; 2 - рабочее колесо

ПОВОРОТНЫЙ КРУГ - 1) П. к. в железнодорожном депо - устройство в виде вращающейся вокруг вертик. оси фермы с рельсами, на к-рых устанавливается локомотив или вагон при ремонте и технич. обслуживании. Ж.-д. пути, по к-рым подвижной состав поступает на П. к., подходят к нему радиально и расположены на одном уровне с поверхностью земли. 2) П. к. в т е а т р е - вращающаяся часть сценич. площадки, предназнач. для быстрой смены декораций.

ПОВРЕЖДЕНИЕ - одно из понятий надежности теории; событие, заключающееся в нарушении исправности изделия. П. может быть существенным и являться причиной нарушения работоспособности (отказа) и несущественным, при к-ром работоспособность изделия сохраняется.

ПОВТОРИТЕЛЬ - усилит. каскад с коэфф. усиления, близким к 1 (но меньше 1). Распространены П. на транзисторах (см. рис.) - эмиттерный (на биполярном транзисторе) и истоковый (на полевом транзисторе); в устройствах с электронными лампами используют катодный П. Из-за сильной отрицат. обратной связи обладает низким выходным (от десятков до тысяч Ом) и большим входным сопротивлениями, малой входной ёмкостью и может работать без перегрузок и искажений при значит. входных напряжениях сигнала. Назван так потому, что фаза, значение и форма входного и выходного напряжении одинаковы (повторяются). Применяется в радио-технич. устройствах в качестве буферного или согласующего каскада между цепями с высоким выходным сопротивлением и цепями с высокой входной ёмкостью и низким входным сопротивлением.

Схемы повторителей: а - эмиттерного; б - истокового; в - катодного; Uвх - входное напряжение; Uвых - выходное напряжение; Ек, Еc, Еa - напряжения источников коллекторного, стокового и анодного питания;R и RK - сопротивления нагрузки; UCK - управляющее напряжение

ПОГЛОТИТЕЛЬ НЕЙТРОНОВ - в-во, поглощающее нейтроны в активной зоне ядерного реактора для поддержания цепной ядерной реакции на постоянном уровне, а также для быстрого прекращения её в случае необходимости. Большинство конст-рукц. материалов активной зоны не обладают св-вом поглощать нейтроны. Поглотителями для тепловых нейтронов являются бор, кадмий, кюрий, европий и др.; для резонансных - уран 235U. В активную зону реактора поглотитель вводится обычно в виде стержней; при введении их в активную зону и выведении из неё соответственно уменьшается или увеличивается реактивность ядерного реактора. Иногда для тех же целей применяют поглотитель (напр.. борную кислоту), растворённый в теплоносителе.

ПОГЛОТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО - лёгкое неочищ. нефт масло, получаемое при переработке фракций каменноугольной смолы. Применяется в коксохим. произ-ве гл. обр. для извлечения ароматич. углеводородов из коксового газа. У П. м. нормируются хорошая расслаиваемость в смеси с водой, пределы выкипания (265-350 °С), tзаст ( - 20 °С) и кинематич. вязкость [(3,6-6,2)*10-6 м2/с (при 50 °С)].

ПОГЛОЩАЮЩАЯ СКВАЖИНА - спец. скважина пробуренная на пласты с высокой поглотит, способностью для сброса и захоронения в них сточных пром. вод и др. жидкостей и газов.

ПОГЛОЩЕНИЕ волн - явление преобразования энергии волн в др. виды энергии, происходящее при распространении волн в в-ве (среде). II. не следует смешивать с ослаблением (уменьшением энергии) волны по мере её прохождения в среде. Ослабление волны может вызываться не только II., но и др. процессами, не связанными с преобразованием энергии рассматриваемой волны в др. виды энергии (напр., при рассеянии волн).

ПОГЛОЩЕНИЕ ЗВУКА - явление преобразования энергии звуковой волны во внутр. энергию среды в к-рой распространяется волна. П. з. обусловлено теплопроводностью, внутр. трением (вязкостью) и нек-рыми релаксац. процессами, возникающими в среде при изменении её давления и темп-ры в звуковой волне. Амплитуда а и интенсивность I плоской волны, распространяющейся в однородной среде вдоль оси Оx, зависит от х по закону: а = а0ехр(-ах) и I = I0ехр( -2ах), где а0 и I0 - амплитуда и интенсивность в точке х - О, а ос - линейный коэфф. П. з., зависящий от св-в среды и частоты звука. П. з. используется для исследования внутр. структуры разл. в-в, а также для звукоизоляции.

ПОГЛОЩЕНИЕ СВЕТА - явление уменьшения энергии световой волны при её распространении в в-ве происходящее вследствие преобразования энергии волны во внутр. энергию в-ва или в энергию вторичного излучения, имеющего иной спектральный состав и иные направления распространения. количеств. хар-ки П. с. - поглощения коэффициент и показатель поглощения. П. с. ("истинное поглощение") не следует смешивать с явлением уменьшения энергии проходящей световой волны в оптически неоднородной среде вследствие рассеяния света. П. с. описывается Бугера - Ламберта - Бера законом. Спектр П. с. зависит от хим. природы и агрегатного состояния в-ва. Избирательным (селективным) П. с. объясняется окраска р-ров красителей и минералов. П. с. используется для изучения  строения в-ва, хим. анализа в-в (т. н. абсорбц. спектр. анализ).

ПОГЛОЩЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТ в оптике - отношение потока излучения, поглощённого в-вом, к потоку излучения, упавшего на его поверхность.

ПОГЛОЩЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЬ - см. Бугера - Ламберта - Бера закон.

ПОГЛОЩЁННАЯ ДОЗА ионизирующего излучения - физ. величина, равная отношению ср. энергии, переданной излучением в-ву в нек-ром элементарном объёме, к массе в-ва в этом объёме. Единица П. д. (в СИ) - грэй (Гр.). Прежние ед. П. д. - рад, кратные и дольные от неё - не подлежат применению.

ПОГРАНИЧНЫЙ СЛОЙ в гидромеханике - тонкий слой жидкости или газа, образующийся при обтекании ими твёрдого тела. Скорость у поверхности равна нулю (из-за внутр. трения), а на внеш. границе П. с. - скорости осн. потока. П. с. тем тоньше, чем меньше вязкость. Исследование П. с. имеет важное практич. значение в аэрогидродинамике, метеорологии и т. д.

ПОГРЕШНОСТЬ данного числа а, к-рое рассматривается как приближ. значение другого числа ж, есть разность х - а. В приближ. вычислениях употребляются величины: |х - а| - абс. П. и |х - а|: а - относит. П. (в % ). Обычно число а неизвестно и, следовательно, неизвестна величина ж - а, поэтому для хар-ки точности приближ. равенства х ~ а довольствуются указанием верх. границы абс. П, (предельная абс. П.), к-рая определяется как такое число Да, что |х - а| =<Дельта а. Хар-кой точности служит также предельная относит. П., т. е. отношение Дельта а/а. Выражение "число х равно а с точностью до Да" означает, что предельная абс. П. числа а, как приближ. значения числа х, равна Да и записывается в виде: х - а ± Дельта а.

ПОГРЕШНОСТЬ в автоматическом регулировании - разность между заданными (предписываемыми) и действит. значениями регулируемой величины в процессе регулирования. П. в любой момент можно рассматривать как сумму П. в установившемся режиме (статич. П.) и в переходном процессе (динамич. П.). Статич. и динамич. П. определяют соответственно статич. и дивамич. точность систем автоматич. регулирования.

ПОГРЕШНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ - хар-ка результата измерения, представляющая собой отклонение найденного значения величины от её истинного значения. Различают абсолютную П. и., выражаемую в единицах измеряемой величины, и относительную П. и., представляющую собой отношение абс. П. и. к истинному значению измеряемой величины (в долях ед., в % и т. д.). П. и. - результат воздействия на средство измерения и измеряемую величину неблагоприятно влияющих факторов (колебаний темп-ры, электромагн. помех и т. д.), несовершенства метода и самого средства измерений (неточность его нач. градуировки, нестабильность во времени и др.). Различают случайные и неучтённые систематич. составляющие П. и. Случайная П. и. характеризуется ср. квадратичным отклонением, т. е. рассеиванием результата при повторных измерениях с учётом задаваемого уровня доверит, вероятности.

ПОГРУЖНОЙ НАСОС - насос, устанавливаемый под уровнем подаваемой жидкой среды. См. также Глубоководный насос.

ПОГРУЖНОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ - электродвигатель, конструкция к-рого обеспечивает возможность работы при погружении в жидкую среду: воду (электропривод насосов), глинистый раствор (П. э. буровой установки) и др.

ПОГРУЗОЧНАЯ МАШИНА г о р н а я - применяется для погрузки полезного ископаемого или пустой породы в трансп. средства. Бывают непрерывного и цикличного действия. По типу рабочего органа различают П. м.: ковшовые, с загребающими лапами и скребками, конвейерные, скреперные и др, См. рис.

Горная погрузочная машина с ковшовым рабочим органом

Горная погрузочная машина с загребающими лапами

ПОГРУЗЧИК - машина периодич. или непрерывного действия для погрузки, выгрузки, транспортирования грузов на небольшие расстояния. Применяется на складах, в цехах, портах и т. д. П. может оснащаться сменными рабочими органами (навесным оборудованием): вилочным захватом, ковшом, бадьёй, спец. захватами для пакетов и т. д. По роду привода различают автопогрузчики и электропогрузчики. В разл. отраслях нар. х-ва используют спец. П.: в горной пром-сти на базе врубовой машины - П. для транспортирования горных пород, в с. х-ве - свеклопогрузчики, картофелепогрузчики, машины для погрузки сена, минер. удобрений, торфа и т. д. См. рис.

Погрузчики: а - вилочный; б - многоковшовый

ПОД, подина, - элемент конструкции печи или парового котла, выполняемый из огнеупорных материалов. В технологич. печах на П. располагают материалы или изделия, подвергаемые тепловой обработке (нагреву, плавлению, обжигу и т. д.). При этом различают печи со стационарным, выдвижным, шагающим, вращающимся, роликовым П., а также многоподовые печи. В паровых котлах с камерными топками П. образует днище топочной камеры.

ПОДАТЛИВАЯ КРЕПЬ - горная крепь, допускающая небольшое уменьшение площади сечения выработок при сохранении несущей способности крепи. Податливость крепи достигается за счёт скольжения элементов крепи в местах их соединений (напр., арочная крепь), введения в конструкцию крепи податливых элементов и за счёт деформаций элементов крепи (смятие заостр. концов дерев. стоек, разрушение концов ж.-б. стоек спец. башмаком и др.).

ПОДБОРОЧНАЯ МАШИНА в полиграфии - машина, механизирующая комплектовку брошюрно-журнальных или книжных блоков из отд. тетрадей путём вкладывания тетради в тетрадь или последо-ват. прикладывания их друг к другу. Представляет собой конвейер, на к-рый самонакладом из магазинов (секций) подаются тетради. Применяются также машины для комплектовки листовой продукции (открыток, репродукций и т. д.). П. м. часто агрегатируются с др. устройствами (проволокошвейными или бесшвейного скрепления, резальными).

ПОДБОРЩИК - рабочий орган, устанавливаемый на жатке самоходного зерноуборочного комбайна и предназнач. для подбора хлебной массы из валков при раздельной уборке и подачи её к шнеку жатки комбайна (см. рис.). Рабочие органы (зубья или пальцы) закрепляются на барабане (у барабанных П.) или на ленте транспортёра (у конвейерных П.), Барабанные П. применяют также на пресс-подборщиках, подборщиках-копнителях и подборщмках-стогообразователях для подбора сена или соломы из валков.

Подборщик на зерноуборочном комбайне

ПОДБОРЩИК-КОПНИТЕЛЬ - с.-х. машина для подбора сена из валков, формирования копен и укладки их на поле. Осн. узлы (см. рис.) - подборщику пружинными пальцами, элеватор (или транспортёр), камера для сбора сена с механизмами для разравнивания и уплотнения сена и выгрузки копны, рама и ходовая часть. Применяемый в СССР П.-к. ПК-1,6 формирует цилиндрич. копны массой до 400 кг. Производительность до 9 т/ч.

Прицепной подборщик-копнитель ПК-1,6

ПОДБОРЩИК-УКЛАДЧИК ТЮКОВ - с.-х. машина, предназнач. для подбора тюков сена или соломы, образованных пресс-подборщиком, накопления тюков и укладки их в штабеля. Применяемый в СССР гидрофицир. П.-у. т. ГУТ-2,5 (см. рис.) имеет подбирающий механизм, приёмник тюков, платформу, механизм сталкивания, передвижную стенку и гидросистему. Рабочие органы П.-у. т. приводятся в действие выносными гидроцилиндрами и от вала отбора мощности трактора. Грузоподъёмкость машины 2,5 т. Производительность до 10 т подобранных, сложенных и установленных в штабель тюков за 1 ч работы.

Схема работы подборщика-укладчика тюков ГУТ-2,5: а - подбор тюков; б - укладка на приёмник; в - укладка на подъёмник: г - подъём тюков в накопитель; д - опрокидывание накопителя; е - сталкивание штабеля

ПОДВЕСКА транспортных машин - совокупность устройств, связывающих колёса с рамой (кузовом) и предназнач. для уменьшения динамнч. нагрузок, передающихся автомобилю вследствие неровной поверхности дороги, а также обеспечивающих передачу всех сил и моментов, действующих между колесом и рамой (кузовом).

ПОДВЕСНАЯ ДОРОГА - подъёмно-трансп. сооружение с подвесным канатным или однорельсовым (монорельсовым) путём, располож. на опорах выше уровня земли (см. рис.). П. д. канатные устраивают при необходимости преодолеть по кратчайшему расстоянию пересеч. местность, водное пространство и т. п.; для перемещения пассажиров и разл. грузов. Подвижной состав - подвесные тележки, вагонетки, вагоны пли кресла (для пассажиров). П. д. однорельсовые обычно устраивают на пром. пр-тиях, складах и т. п. для лучшего использования рабочего пространства, а также на ж. д. как путепроводы для скоростных поездов на возд. подушке и магн. подвеске. См. Монорельсовая дорога.

Подвесная дорога, применяемая для обслуживания животноводческих ферм

Подвесная дорога в Альпах

ПОДВЕСНОЙ КОНВЕЙЕР - конвейер, транспортирующий орган к-рого - каретки, перемещающиеся по подвесному пути под действием тяговой цепи или каната. Каретки имеют подвески с крюками, траверсами, этажерками, люльками и т. п. Применяют П. к. в поточном пропз-ве для транспортирования штучных грузов, напр. деталей при конвейерной сборке, готовой продукции с одного этажа на другой и т. п.

ПОДВЕСНОЙ МОТОР - переносный агрегат, предназнач. для движения малых плавучих средств, сочетающий в себе двигатель внутр. сгорания (обычно - двухтактный), движитель (гребной винт) и силовую передачу. С помощью струбцин П. м. навешивается на корму моторной лодки. Конструкция подвески предусматривает поворот П. м. в горизонтальной плоскости для управления лодкой и откидыванне его вверх при наезде на подводное препятствие. Питание горючим осуществляется от бензобака. П. м. выпускаются мощностью от 1,5 до 175 кВт. Существуют также дизельные четырёхтактные П. м. с водомётным движителем и подвесные электромоторы, работающие от аккумулятора. Последние используются гл. обр. в качестве вспомогат. и бесшумных двигателей при спортивной ловле рыбы. См. рис.

Подвесной мотор "Ветерок"

ПОДВИЖНАЯ НАГРУЗКА в строительной механике - нагрузка, место приложения и направление действия к-рой могут изменяться в процессе эксплуатации сооружения (напр., вес поезда, движущегося по пролётному строению моста).

ПОДВИЖНОЕ СОЕДИНЕНИЕ - соединение деталей, образующих кинематические пары (напр., вал в подшипнике, винт в гайке и т. д.).

ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ - совокупность средств передвижения автомоб., ж.-д. и др. видов транспорта. П. с. автомоб. транспорта, напр., состоит из автомобилей, прицепов и полуприцепов; ж.-д. транспорта - из тяговых самоходных единиц (локомотивов, моторных вагонов и др.) и вагонов.

ПОДВИЖНОСТЬ носителей тока - хар-ка электрич. св-в проводников и полупроводников, равная отношению ср. скорости упорядоч, движения носителей тока (электронов, ионов, дырок), возникающего под действием электрич. поля, к напряжённости этого поля. Понятие П. широко используется в расчётах электрической проводимости газов, электролитов, металлов и ПП.

ПОДВОДНАЯ ЛИНИЯ СВЯЗИ - кабельная линия, пролож. по дну моря или океана на глуб. до 5 - 6 км. П. л. с. выполняют из коаксиального или волоконно-оптич. кабеля с периодически (по всей длине) встроенными в него необслуживаемыми усилителями электрич. колебаний, электропитание к-рых осуществляется с береговых станций по внутр. проводнику кабеля.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА - боевой корабль, способный погружаться под воду и дяит. время действовать в подводном положении. Предназначен для уничтожения надводных кораблей, судов и подводных лодок, поражения объектов на территории противника, для высаживания десантов, диверс. групп и т. п. Совр. П. л. классифицируют по назначению и типу энергетич. установки (дизельные и атомные). Атомные П. л. (см. рис.) приводятся в движение установками, работающими на ядерном топливе, имеют неогранич. радиус действия. Осн. оружие П. л. - баллистич. и крылатые ракеты, торпеды, ракеты-торпеды. С П. л. можно устанавливать мины. П. л., предназнач. для выполнения науч. исследований, наз. исследовательскими, для транспортирования грузов - транспортными.

Схема атомной подводной лодки типа "Трайдент" с двумя ракетными отсеками на 24 ракеты (США): 1 - задний ракетный отсек; 2 - штурманская рубка; 3 - главный командный пост; 4 - передний ракетный отсек; 5 - жилые помещения команды; 6 - каюты офицеров; 7 - система управления пуском; 8 - вспомогательное оборудование и аварийная система электропитания; 9 - кают-компания; 10 - отсек главной энергетической установки

ПОДВОДНАЯ РАЗРАБОТКА месторождений - способ добычи полезных ископаемых со дна рек, озёр, морей и океанов. Осн. оборудование П. р. - землесосные снаряды и драги спец. конструкции. См. рис.

Подводная разработка месторождений морского дна с помощью драг: а - одночерпаковой (оснащённой драглайном); б - одночерпаковой (оснащённой грейфером); в - многочерпаковой; г - землесосной (гидровсасывающей) с механическим разрыхлителем; д - землесосной (гид-роасасьшающей) с погружными насосами; е - эрлифтной (пневмовсасывающей)

ПОДВОДНАЯ СВАРКА И РЕЗКА - см. Сварка и резка подводная.

ПОДВОДНАЯ ФОТО- И КИНОСЪЁМКА - съёмка под водой фото- и киноаппаратом, заключённым в водонепроницаемый бокс. Съёмку производят на контрастном фотокиноматериале преим. в полуденные часы (при естеств. освещении). Фокусировку объектива осуществляют по шкале расстояний.

ПОДВОДНОЕ БЕТОНИРОВАНИЕ - способ произ-ва бетонных работ, при к-ром бетонная смесь подаётся под воду. Смесь перемещается по трубам или в бадьях; при др. способе один только цем. р-р подаётся по трубам в крупный заполнитель, предварительно засыпанный в опалубку под водой (способ "восходящего раствора"). П. о. применяют при возведении и ремонте подводных частей гидротехнич. сооружений на значит. глубине.

ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ - строительно-монтажные работы, выполняемые под водой при возведении гидротехнич. сооружений, обслуживании мор. нефтепромыслов, прокладке трубопроводов и т. п. Большинство видов П.-т. р. (расчистка дна, сбор образцов грунта, буровзрывные и монтажные работы и т. д.) выполняется водолазами с береговых водолазных станций, с водолазных судов или непосредственно с буровых платформ, трубоукладчиков и т. д.

ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ - подводное судно, как правило, небольших размеров, предназнач. для выполнения науч. исследований, поисковых работ и рабочих операций, связанных с подъёмом затонувших предметов, эксплуатацией подводных скважин, трубопроводов и т. п. П. а. различают по назначению: исследоват., рабочие, транспортнровочные и т. п.; по opr-цин движения: опускаемые привязные (батисферы), буксируемые (батипланы) и автономные самоходные; по способу удержания на глубине: привязные, поплавковые (батискафы), гидродинамич., донные и т. п.; по способу управления: с участием человека (обитаемые) и управляемые дистанционно или по заданной автопрограмме (необитаемые); по глубинам погружения: для малых глубин (до 600 м), для ср. глубин (до 2000 м), для больших глубин (до 6000 м), для предельных глубин. П. а. с глубинами погружения более 6000 м объединяются общим названием глубоководные П. а. См. рис.

Буксируемый обитаемый подводный аппарат "Атлант-2". Глубина погружения 200 м

Автономный обитаемый подводный аппарат "ТИНРО-2".

ПОДВУЛКАНИЗАЦИЯ. с к о р ч и н г, - см в ст. Вулканизация.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ в строительстве - подготовка территории для стр-ва (или реконструкции) зданий (сооружений). В П. р. входят: ограждение участка, расчистка его от деревьев, валунов и т. п., снос строений, планировка  территории, защита от поверхностных и подз. вод, прокладка врем инж. сетей и дорог, устройство бытовых и др. помещений, геодезич. разбивка территории. При реконструкции бытовые и административные помещения обычно размещаются во временных освобождённых помещениях предприятий.

ПОДДОН - 1) П. в металлургии - металлич. плита, на к-рую устанавливают изложницы перед заливкой в них металла.

2)П. в станках - металлич. корыто у металлореж. станков для сбора смазывающе-охлаждающей жидкости, стружки и пр.

3) П. в двигателях внутреннего сгорания - нижняя часть картера, в к-рой собирается моторное масло после смазки трущихся пар; в тракторных, автомобильных и тому подобных двигателях в П. хранится весь запас масла.

ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ - красиво окрашенные и способные принимать полировку минералы и горные породы, применяемые для изготовления художеств. камнерезных изделий, инкрустаций, мозаик, ювелирных украшений, а также в декоративных целях. Нек-рые П. к. идут в огранку. Существует неск. классификаций П. к. Согласно одной из них по ценности и художеств. значению различают 3 класса П. к.: I класс - нефрит, лазурит, чароит, главколит, содалит, амазонит, яшмы, Лабрадор, орлец (родонит), малахит, авантюрин, кварцит, горный хрусталь, везувиан, розовый кварц, янтарь; II класс - лепидолит, фукситовый сланец, серпентин, агальматолит, стеатит, гипс-селенит (уральский), ангидрит, обсидиан, письменный гранит, морская пенка (сепиолит), мраморный оникс, датолит, флюорит, каменная соль, графит; III класс - гипс-алебастр, мрамор, порфиры, брекчии, сливные кварциты, лабрадорит. По др. классификациям к числу П. к. относятся также все разновидности халцедона, агат, оникс, солнечный и отчасти лунный камни, гагат, жад и др. минералы и породы, иногда наз. полудрагоц. камнями.

ПОДЖОГ ПЛАСТА - инициирование горения нефти, осуществляемое в нач. стадии процесса воздействия на пласт продуктами её внутрипластового горения. П. п. производится окислителем (воздухом), нагнетаемым в скважину компрессором после предварит. нагрева пород при забойной зоны пласта электронагревателями или газовыми горелками до темп-р 500 - 600 °С. Нек-рые нефти способны загораться самопроизвольно при нагнетании окислителя в пласт без предварит. его нагрева (см. Внутрипластовое горение).

ПОДЗЕМНАЯ ГАЗИФИКАЦИЯ УГЛЯ - получение горючего газа в результате неполного сжигания угля в недрах Земли, на месте залегания. При П. г. у. по скважинам в очаг горения (угольный пласт) подаётся воздушное или парокнслородно-воздушное дутьё, по др. скважинам из очага горения выводится на поверхность горючий газ.

ПОДЗЕМНАЯ РАЗРАБОТКА месторождений - способ добычи полезных ископаемых посредством проведения системы подз. горных выработок. В 1980-х гг. П. р. в СССР охватывала 25% добычи руд, 50% хим. сырья, 60% угля. Осн. производств. единицы П. р. - шахта, рудник. См. рис.

Схема подземной разработки месторождения: 1 - рудное тело; 2 - квершлаг; 3 - клетьевой подъём; 4 - скиповой подъём; 5 - копры

ПОДЗЕМНОЕ ВЫЩЕЛАЧИВАНИЕ - способ разработки рудных месторождений путём выщелачивания металлов (в осн. меди, урана) непосредственно из рудного тела с последующим извлечением этих металлов из собранного р-ра. При П. в. могут применяться также разл, окислители, бактерии (бактериальное выщелачивание) и т. п.

ПОДКАТКА - заготовит. операция объёмной штамповки, служащая для получения заготовки путём перераспределения металла по длине.

ПОДКАЧИВАЮЩИЙ НАСОС - вспомогат. насос в системе питания двигателя внутр. сгорания жидким топливом. При помощи П. н. создаётся давление для преодоления гидравлич. сопротивления топливоподводящей системы и подачи топлива в карбюратор, насос-форсунку, топливный насос.

ПОДКЛАДКА сварочная - деталь или приспособление, устанавливаемые под кромки свариваемых деталей при сварке плавлением. Предназначена для формирования и защиты обратной стороны сварного шва, может оставаться в сварном соединении или удаляться после сварки (см. рис.). Удаляемая П. бывает плоской либо с канавкой, в к-рую закладывают флюс (флюсовая подушка) или подают защитный газ.

Подкладка сварочная: а - неудаляемая; б - удаляемая; 1 - свариваемые детали; 2 - сварной шов; 3 - остающаяся подкладка; 4 - удаляемая подкладка с отверстием для подачи защитного газа

ПОДКЛЁТ - нижний нежилой этаж кам. или дерев. здания (см. рис.). П. в нек-рых рус. церквах использовались в качестве усыпальниц.

ПОДКОРМЩИК-ОПРЫСКИВАТЕЛЬ - с.-х. машина для внесения водного аммиака в почву (при вспашке, предпосевной культивации, подкормке пропашных культур) и хим. борьбы с сорняками путём сплошного опрыскивания гербицидами поверхности поля во время посева или защитных зон одновременно с культивацией междурядий. Машину навешивают на трактор или самоходное шасси. П.-о. можно также агрегатировать с разл. с.-х. машинами и орудиями (сеялками, культиваторами, плугами). Производительность применяемых в СССР машин (см. рис.) при внесении водного аммиака 0,5 - 2,9 га/ч, при опрыскивании гербицидами ~ до 8.7 га/ч.

Универсальный навесной: подкормщик-опрыскиватель ПОУ

ПОДКРАНОВАЯ БАЛКА - металлич. или ж.-б. балка, опирающаяся на колонны, с укреплённым на ней рельсом для грузоподъёмного крана.

ПОДКРАНОВЫЙ ПУТЬ - два параллельных рельса, служащих направляющими для передвижных грузоподъёмных кранов. Рельсы П. п. могут быть расположены в одной горизонтальной плоскости (напр., для мостового крана или кран-балки), в одной вертик. плоскости (напр., для велосипедного крана) или в разных уровнях (напр., для полупортального или полукозлового крана).

ПОДКРИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ядерногореактора - режим, в к-ром размножения нейтронов коэффициент в ядерном реакторе меньше 1, что сопровождается снижением уровня мощности реактора.

ПОДЛЁДНЫЙ ЛОВ - добыча рыбы путём опускания через проруби орудий лова в воду, где их расправляют или протягивают на значит. расстояния. Проруби образуются с помощью льдобуров. операции лова выполняются с помощью механич. прогонов.

ПОДМОСТИ - приспособления индивидуального изготовления или типовые инвентарные в виде жёстких пространств, конструкций для произ-ва нек-рых строит. и монтажных работ (каменных, отделочных, электромонтажных, монтажа сборных конструкции и др.) на разл. высоте. П. изготавливаются из дерев. или металлич. рам или стоек, настил обычно деревянный. П. должны иметь необходимую прочность, устойчивость, обеспечивать удобства и безопасность ведения работ. П. могут устанавливаться на основании или подвешиваться к конструкциям. Известны блочные, шарнирно-панельные (см. рис.), пакетные самоустанавливающиеся и др. П.

Инвентарные шарнирно-панельные подмости

ПОДНАЛАДКА - поддержание неизменного размера всех деталей данной партии (напр., диаметра или толщины), на к-рую налажен станок. П. осуществляется автоматически, путём измерения каждой (или каждой второй, пятой и т. д.) обработанной детали и последующего исправления положения реж. кромки (рабочей поверхности) инструмента, если контролируемый размер вышел за предел, установл. при наладке.

ПОДОБИЕ - геом. понятие, характеризующее наличие одинаковой формы у геом. фигур, независимо от их размеров. Две фигуры F1 и F2 наз. подобными, если между их точками можно установить взаимно однозначное соответствие, при к-ром отношение расстояний между любыми парами соответствующих точек фигур F1 и F2 равно одной и той же постоянной k, наз. коэфф. П. Углы между соответствующими линиями подобных фигур равны (на рис. угол B1A1C1 = угол B2A2C2). См. также Гомотетия.

К ст. Подобие

ПОДОБИЯ ТЕОРИЯ - теория, изучающая условия подобия физ. явлений. Два явления наз. подобными. если все количеств. хар-ки еi одного из них получаются из соответствующих количеств. хар-к другого путём умножения их на пост. числа а (к о н с т а н т ы подобия), одинаковые для всех однородных величин (напр., скорости в разных точках потока жидкости). Согласно П. т., два явления подобны только в том случае, если они качественно одинаковы и характеризуются равными значениями нек-рых безразмерных параметров (т. н. определяющих критериев подоби я), составленных из физ. и геом. величин, характеризующих эти явления. Напр., течения вязкой жидкости в двух трубах подобны, если для них одинаковы значения безразмерного параметра, наз. Рейнольдса числом. П. т. - науч. база постановки экспериментов и обработки их результатов, она лежит в основе моделирования, широко применяемого в разл. областях техники.

ПОДОГРЕВАТЕЛЬ КАТОДА электровакуумного прибора - тугоплавкий нагреват. элемент для разогрева до рабочей темп-ры термоэлектронных катодов косвенного накала. Нагревается протекающим через него электрич. током. Наиболее распространены проволочные П. к. складчатой или спиральной конструкции, расположенные внутри катода или в спец. камере рядом с катодом. Такой П. к. состоит из керна (тела накала) и изоляц. покрытия. Материалом керна обычно служит вольфрам либо его сплавы с молибденом или рением; изоляц. покрытие чаще всего выполнено из спечённого алунда.

ПОДПОРНАЯ СТЕНКА - конструкция, удерживающая от обрушения находящийся за ней массив грунта. П. с. наиболее распространены в гидротехнич. стр-ве (при сооружении набережных, причалов, камер шлюзов и т. п.). Материалами для П. с. служат природный камень, бетон, ж.-б., реже металл и дерево.

ПОДПЯТНИК - упорный подшипник, воспринимающий осевые нагрузки. Различают П. скольжения и качения.

ПОДРУЛИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО - средство активного управления судном при малых скоростях хода и без хода. В качестве П. у. используются крылъчатые движители, поворотные винтовые колонки, а также гребные винты или насосы, устанавливаемые в поперечных гидроканалах, проходящих через корпус судна, как правило, в носу, способные создавать тягу в двух противоположных направлениях, перпендикулярных диам. плоскости судна.

К ст. Подруливающее устройство: а - гребной винт в носовом канале; б - поворотная винторулевая колонка

ПОДРЫВНАЯ МАШИНКА - то же, что взрывная машинка.

ПОДСОБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - цехи или участки пром. пр-тия, перерабатывающие отходы осн. произ-ва или выпускающие продукцию, не соответствующую специализации данного пр-тня.

ПОДСОЧКА - искусств. ранение деревьев для извлечения: у хвойных - живицы (смолы), у нек-рых гуттаперченосных и каучуконосных - латекса, у берёзы и клёна - сладкого сока.

ПОДТОВАРНИК - круглый лесоматериал (тонкие брёвна) диам. в верхи, отрезе 6 - 13 см у хвойных, 8 - 11 см у листе, пород древесины. П. применяется для вспомогат. и врем. построек разл. назначения.

ПОДФАРНИК - прибор освещения в системе электрооборудования автомобиля, предназнач. для указания его габарита на стоянках в ночное время и при движении. В П. устанавливаются обычно двухнитевые лампы, позволяющие использовать их также и для указания поворота автомобиля. Свет, излучаемый передними П., - белый, задними П. - красный.

ПОДШИПНИК - опора вала или вращающейся осн. воспринимающая от них радиальные, осевые и радиально-осевые нагрузки и обеспечивающая их свободное вращение. П. - распространённая деталь машин, механизмов, приборов и др. устройств. По принципу работы различают П. скольжения, в к-рых цапфа вала скользит непосредственно по опорной поверхности, и П. качения, в к-рых между поверхностью вращающейся детали и поверхностью опоры расположены шарики или ролики. П. скольжения может иметь цилиндрич., конич. или шаровую форму опорной поверхности и работать в условиях полужидкостного и жидкостного трения. Простейшим П. скольжения является отверстие, расточенное в корпусе машины. Чаще в отверстие корпуса вставляют вкладыш из др. материала, обычно антифрикционного (см. Подшипниковые материалы). П. к а ч е н и я обычно состоят из нар. и внутр. колец, тел качения (шариков или роликов) и сепаратора (детали, удерживающей тела качения на определ. расстоянии одно от другого). П. качения различают: по направлению воспринимаемой нагрузки - радиальные, радиально-упорные, упорные (подпятники); по форме тел качения и рабочих поверхностей колец - шариковые, шариковые сферич., роликовые цилиндрич. - с короткими, длинными (игольчатыми) и витыми роликами, роликовые конич., роликовые сферич., роликовые сфероконич., в т. ч. самоустанавливающиеся, не чувствительные к незначит. угловым отклонениям вала; по числу рядов тел качения - одно-, двух- и многорядные; по степени точности - П. пяти классов точности - О, 6, 5, 4, 2. См. рис.

Подшипник скольжения с разъёмными вкладышами и кольцевой смазкой: 1 - корпус; 2 - вал; 3 - "кладыш; 4 - смазочное кольцо

Подшипники качения: а - шарикоподшипник; б - роликоподшипник; в - двухрядный самоустанавливающийся сферический роликоподшипник; г - конический роликоподшипннк; д - игольчатый подшипник; е - упорный шарикоподшипник. Стрелками показано направление воспринимаемых подшипниками нагрузок

ПОДШИПНИКОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ - материалы, применяемые для изготовления вкладышей подшипников скольжения. П. м. должны обладать малым коэфф. трения по стальной поверхности вала, обеспечивать малый износ трущихся поверхностей и выдерживать достаточные удельные нагрузки. К металлическим П. м. относят баббиты, бронзы, нек-рые чугуны, а также пористые спечённые материалы, пропитываемые в вакууме маслом (самосмазывающиеся материалы). Неметаллические П. м. - нек-рые пластмассы (текстолит, древесные слоистые пластики, полиамиды, фторопласты), П. м. на основе древесины и углеграфито- выс. Комбинированные П. м. - сочетание разл. материалов, напр. пористых металлов, пропитанных пластмассой, пластмасс с наполнителем в виде металла, графита или слоистых П. м. типа металл - пластмасса.

ПОДЪЁМА ЭТАЖЕЙ МЕТОД, подъёма перекрытий метод, - возведение многоэтажных зданий путём подъёма изготовл. на уровне земли этажей или перекрытий по направляющим колоннам либо по монолитным ж.-б. технич. шахтам (ядрам жёсткости). При этом сначала монтируют крышу, затем этажи (начиная с верхнего). Опорой для подъёмных устройств могут служить колонны или технич. шахты. В качестве подъёмных устройств иногда используют установл. в подвальной части здания гидравлич. домкраты, к-рые выталкивают этажи снизу. См. рис.

К ст. Подъёма этажей метод. Дом, строящийся методом подъёма по колоннам

ПОДЪЁМНАЯ МАШИНА г о р н а я - осн. часть рудничной подъёмной установки, предназначена для подъёма и спуска клетей и скипов по шахтным стволам глуб. до 1500 - 2000 м. Различают П. м.: малые (диаметр барабана до 3 м), крупные (диаметр барабана св. 3 м), с ведущим шкивом трения (без барабанов), многоканатные.

ПОДЪЁМНАЯ СИЛА - геом. сумма аэродинамической подъёмной силы и проекции тяги двигателей на ось, перпендикулярную скорости ЛА и направл. в сторону его условной верх. части.

ПОДЪЁМНИК - грузоподъёмная машина прерывного (циклического) или непрерывного действия для подъёма груза и людей в спец. грузонесущих устройствах, движущихся по жёстким вертик. (иногда наклонным) направляющим или рельсовому пути. По способу передачи воздействия ст привода к грузонесущим устройствам различают канатные, цепные, реечные, винтовые и плунжерные П. Преим. распространение получили канатные П., в к-рых грузонесущие устройства подвешиваются на стальных канатах, огибающих канатоведущие шкивы или навиваемых на барабаны подъёмных лебёдок. П. имеют, как правило, электрич. или реже гидравлич. привод. К П. относятся лифты, эскалаторы, патерностеры, фуникулёры, скиповые подъёмники, строит. П. (мачтовые, канатные, шахтные и т. д.), пневмоподъёмники (газлифты), П. на автомобилях-вышках, судоподъёмники и др.

ПОДЪЁМНО-МАРШЕВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ПМД) - авиац. двигатель, способный создавать вертик. и горизонтальную тягу. ПМД применяются на самолётах вертик. взлёта и посадки и обеспечивают маршевый участок полёта и (самостоятельно или в комбинации с подъёмными двигателями) вертик. и переходные режимы полёта и висение ЛА. В качестве ПМД нашли применение турбореактивные двигатели с поворотными соплами, турбовинтовые двигатели, установл. в поворотных мотогондолах на крыле, и т. п.

ПОДЪЁМНО-ОСМОТРОВЫЕ УСТРОЙСТВА - гаражное оборудование, предназнач. для подъёма автомобиля или одного из его мостов на высоту, обеспечивающую доступ к ниж. части шасси, либо для снятия и установки двигателя и др. агрегатов. К П.-о. у. относят подъёмники (гидравлич., пневматич. и электрич.), домкраты, подъёмно-осмотровые стенды, передвижные краны, тележки, подъёмники-опрокидыватели и пр., а также осмотровые канавы (длинные траншеи) и эстакады. См. рис.

К ст. Подъёмно-осмотровые устройства. Гидравлический одноплунжерный, подъёмник

К ст. Подъёмно-осмотровые устройства. П-образный винтовой подъёмник

К ст. Подъёмно-осмотровые устройства. Электромеханический подъёмник.

ПОДЪЁМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ - машины, предназнач. для перемещения грузов и людей на относительно небольшие расстояния. По характеру перемещений и назначению П.-т. м. разделяются на грузоподъёмные машины, транспортирующие и погрузочно-разгрузочные машины. Различают П.-т. м. периодич. (циклич.) действия и непрерывного действия. К П.-т. м. периодич. действия относят грузоподъёмные краны, подъёмники, лифты, домкраты, лебёдки и др.; к П.-т. м. непрерывного действия - конвейеры, эскалаторы, устройства пневматич. и гидравлич. транспорта (приводные) и спуски, рольганги (бесприводные).

ПОДЪЁМНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ авиационный - двигатель самолётов вертик. взлёта и посадки, предназначенный для создания вертик. тяги. П. д. (как правило, турбореактивные) входят в составную силовую установку, включающую также маршевые двигатели или подъёмно-маршевые двигатели, и работают только на режимах взлёта, посадки и висения.

ПОДЪЁМНЫЙ КРАН - см. Грузоподъёмный кран.

ПОДЪЁМНЫЙ ЭЛЕКТРОМАГНИТ - грузозахватное приспособление для захвата обычно стальных заготовок (валов, труб, листов), стружки, лома и т. п. Работает от источника пост. тока; применяется при большом объёме перегрузки магн. материалов. См. рис.

Подъёмный электромагнит

ПОЕЗД - сформированный и сцепленный ж.-д. состав из вагонов с одним или неск. действующими локомотивами пли моторными (самоходными) вагонами, имеющий установленные сигналы. См. также Автомобильный поезд.

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние объекта, при к-ром с установл. вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей его опасных факторов, а также предусматривается защита материальных ценностей. П. б. обеспечивается системами предотвращения пожара и пожарной защиты, а также комплексом мероприятий, включающих орг-цию пожарной охраны, обучение населения правилам пожарной безопасности, разработку норм. правил и инструкций, средств наглядной агитации.

ПОЖАРНАЯ ЛЕСТНИЦА - служит для подъёма пожарных и пожарнотехнич, вооружения, а также для спасения людей. П. л. бывают автомоб., ручные и стационарные (при зданиях). Автомоб. П. л. (см. рис.) имеют механич. или гидравлич. привод для выдвижения колен и поворотов относительно горизонтальной и вертик. осей. Механизмы обеспечивают устойчивость автомоб. П. л. в рабочем положении. Высота её подъёма достигает 45 м.

Автомобильная пожарная лестница АЛ-30. Высота подъёма 32 м

ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ - возможность возникновения или быстрого развития пожара, обусловл. специфич. св-вами в-ва. состоянием аппаратуры или особенностями технологич. процесса В-ва или материалы, св-ва к-рых к.-л. образом благоприятствуют возникновению или развитию пожара, относят к пожароопасным. П. о. в-в оценивают комплексом показателей, к-рые зависят от агрегатного состояния в-ва. П. о. технологич. процессов и аппаратуры оценивают по возможности образования неконтролируемой горючей среды и источников её зажигания, а также неконтролируемого выхода параметров технологич. процесса за безопасные пределы.

ПОЖАРНАЯ ОХРАНА - 1) система гос. и обществ. мероприятий, направл. на охрану людей и материальных ценностей от пожаров. 2) Орг-ция, осуществляющая мероприятия по пожарной профилактике и борьбе с пожарами.

ПОЖАРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА - комплекс организац. и технич. мероприятий, направл. на предотвращение пожара, ограничение его распространения, создание условий для успешного тушения пожара и обеспечение безопасности людей. Осуществление П. п. является составной частью мер по созданию пожарной безопасности производств., обществ. и жилых зданий и сооружений и входит в функцией, обязанности пожарной охраны.

ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ - совокупность технич средств для обнаружения пожара, сообщения о месте его возникновения и переработки сигнала о пожаре. Установка П. с, обычно включает сеть пожарных извещателей, линии связи, приёмные устройства, средства подачи сигнала тревоги, средства связи с пожарной охраной и др.

ПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ СИСТЕМА - совокупность органкзад, мероприятий и технич. средств на объекте, направл. на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара (огня, дыма, токсич. продуктов горения и др.) и ограничение материального ущерба от него. П. з. с. включает ограничение кол-ва легковоспламеняющихся и горючих в-в, регламентацию их размещения, изоляцию горючей среды, обеспечение огнестойкости элементов зданий, применение систем противодымной защиты, пожарной сигнализации и пожаротушения, эвакуацию людей при пожаре, ограничение возможности распространения пожара за пределы очага, применение средств индивидуальной и коллективной защиты людей, организацию пожарной охраны объекта.

ПОЖАРНЫЕ МАШИНЫ - моторизов. средства, применяемые при тушении пожаров. К П. м. относятся осн. пожарные автомобили (автонасосы, автоцистерны, пожарные вездеходы), спец. пожарные автомобили (автолестницы, автоподъёмники, автомобили дымоудалення, аэродромные пожарно-спасат., газо-водяного тушения, газодымозащитные, рукавные и др.), мотопомпы, пожарные поезда, теплоходы и катера, вертолёты и самолёты. См. рис.

К ст. Пожарные машины: а - пожарная насосная станция ПНС-110: б - автомобиль дымоудаления АД-90(66)-183; в - пожарный автомобиль связи и освещения АСО-5; г - аэродромный пожарно-спасательный автомобиль АПС-70(7310)-22001; д - пожарный лесной вездеход ВПЛ-149А; е - самоходный лафетный ствол СЛС-100(ГТ-СМ)-213

ПОЖАРНЫЙ ГИДРАНТ - стационарное устройство для отбора воды на пожарные нужды из нар. водопроводной сети- Подз. П. г. размещается в колодце, закрытом крышкой. Для отбора воды на такой П. г. навинчивается пожарная колонка, имеющая 2 выходных патрубка с вентилями для подсоединения рукавов. У наземного П. г. пожарная колонка стационарна. Наземный П. г. легко преобразуется в гидрант-колонку, к-рая может использоваться для отбора воды как на хоз., так и на пожарные нужды.

ПОЖАРНЫЙ ИЗВЕЩАТЕЛЬ - 1) элемент пожарной сигнализации для восприятия нач. признаков возникшего пожара (теплоты, дыма, пламени) и преобразования этих признаков в электрич. сигналы, пригодные для дальнейшей передачи. 2) Автономный прибор, воспринимающий нач. признаки пожара (обычно дым) и подающий звуковой сигнал пожарной тревоги.

ПОЖАРНЫЙ КРАН - комплект для тушения пожара водой, состоящий из запорного вентиля, установл. на пожарном водопроводе, пожарного рукава, ствола и средства для их хранения (ящика или спец. кассеты).

ПОЖАРНЫЙ РУКАВ - гибкий тканевый трубопровод со спец. быстросмыкаемыми соединит. головками на концах, служащий для подачи воды от автонасоса, мотопомпы, гидранта или пожарного крана к стволу.

ПОЗИТИВНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, позитив (от лат. positivus - положительный), - фотография. изображение, получаемое печатью с негативного изображения на позитивный фотоматериал пли обращением фотографическим. Чёрно-белое П. и. образовано зёрнами металлич. серебра, цветное - красителями.

ПОЗИТИВНЫЙ ПРОЦЕСС - получение видимого позитивного изображения (позитива) на позитивном фотоматериале (фотобумаге или позитивной фотоплёнке). Включает контактную или проекционную фотопечать с негатива и последующую хим.-фотогр. обработку экспонир. позитивного фотоматериала - его проявление, промывку, фиксирование и т. д.

ПОЗИТРОН [от лат. posi(tivus) - положительный и ...трон] - элементарная частица с массой, равной массе электрона, положит. элементарным электрическим зарядом и спином, равным 1/2. П.. - античастица по отношению к электрону. При столкновении П. с электроном происходит их аннигиляция с испусканием, как правило, двух уквантов.

ПОЗИЦИОНЕР (от лат. positio - положение) - приспособление, предназнач. для установки изделия в положение, удобное для технологич. обработки без перемещения, напр., при сборке и сварке.

ПОЗИЦИЯ - см. в ст. Операция технологическая.

ПОЗЫВНОЙ СИГНАЛ радиостанции - набор символов (букв, цифр) либо звуковой сигнал (слово, муз. фраза и т. п.), обычно передаваемый в начале каждого сеанса работы станции и служащий для её опознавания при приёме.

ПОИСК АВТОМАТИЧЕСКИЙ - процесс в поисковой системе, заключающийся в подаче управляющего воздействия на вход объекта, оценке реакции на него объекта, проявляющейся в виде изменения значения нек-рой целевой ф-ции, и на их основе определении управляющего воздействия, изменяющего целевую ф-цию в нужную сторону.

ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА управлення-система автоматического управления, в к-рой управляющие воздействия методом поиска автоматического изменяются т. о., чтобы осуществлять наилучшее управление объектом; при этом изменения хар-к объекта или воздействий внеш. среды заранее неизвестны. Принцип автоматич. поиска лежит в основе действия самоприспосабливающихся систем и систем управления с экстремальным регулятором. В П. с. входят след. осн. элементы: устройство формирования цели управления, устройство орг-ции поиска и органы управления. П. с. применяют, напр., для автоматич. управления самолётом (автопилот), для получения оптим. переходных процессов и т. д., а также для стабилизации регулируемого параметра.

ПОИСКОВО-ВЫЗЫВНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ - вид оперативной связи на территории пр-тия. в учреждении, используемый для передачи сообщений (вызова) сотрудникам. Различают проводную и беспроводную П.-в. с. Проводная П.-в. с. может быть световой, осуществляемой при помощи электрич. сигналов, передаваемых по проводам (сигнал подается световым табло или сигн. лампочками), акустич. (при помощи звонка) и речевой (сообщение передаётся в радиотрансляц. сеть либо на приставку-громкоговоритель к телефону). Беспроводная П.-в. с. аналогична радиосвязи. УКВ П.-в. с. состоит из центр, передатчика и приёмно-передающих устройств; индуктивная - из мощного усилителя НЧ, выход к-рого соединён с проволочной петлёй, пролож. по периметру здания, территории пр-тия, и индивид приёмников, настроенных на определ. частоту.

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы