Энциклопедический политехнический словарь


Содержание

ПОЛЯРИМЕТРИЯ (от поляризация и ...метрик) - метод исследований в-в, осн. на измерении вращения плоскости поляризации света оптически активными веществами. Для измерений применяют приборы, наз. поляриметрами. П. - осн. метод контроля в сах. пром-сти; её применяют также для анализа эфирных масел, алкалоидов, антибиотиков и др. Одним из важных методов изучения строения вещества является спектрополяриметрия, осн. на зависимости между длиной волны и вращением плоскости поляризации света.

ПОЛЯРНАЯ СВЯЗЬ - один из видов ковалентной химической связи.

ПОЛЯРНАЯ ТРУБА - астрономич. инструмент (телескоп) для определения астрономич. постоянных - аберрации и нутации. П. т. представляет собой неподвижный астрограф, постоянно направл. в полюс мира.

ПОЛЯРНЫЕ КООРДИНАТЫ - см. Координаты.

ПОЛЯРОГРАФИЯ - см. Вольтамперометрия.

ПОЛЯРОИД - то же, что поляризационный светофильтр.

ПОМЕХИ РАДИОПРИЁМУ - электромагн. и электрич. возмущения во входной цепи радиоприёмника, препятствующие правильному приёму полезного сигнала и не связанные с ним посредством известной функцией, зависимости. П.р. - осн. причина, ограничивающая качество воспроизведения принятого сигнала и дальность его передачи. В зависимости от причины возникновения и типа источника различают следующие виды П. р.: космич.. атм., индустр., помехи, обусловленные особенностями распространения радиоволн (эхо, замирание), умышленные, или организованные, и внутренние (собственные) шумы радиоприёмных устройств.

ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬ в системе связи - способность системы различать (восстанавливать) сигналы с заданной достоверностью. Определение П. всей системы в целом - задача в большинстве случаев весьма сложная. Поэтому часто определяют П. отд. звеньев системы: приёмника при заданном способе передачи, системы кодирования или системы модуляции при заданном способе приёма и т, д. Различают реальную п потенциальную (по Котельникову), или предельно достигаемую, П. Их сравнение для конкретного устройства позволяет оценить его качество, напр. знание потенц. П. приёмника при разл. способах передачи позволяет выбрать из них наиболее совершенные.

ПОМОЛ - измельчение материала (угля, извести и др.) механич. способом; качество измельчения какого-либо материала (тонкий, грубый П.); совокупность технологич. процессов переработки зерна в муку.

ПОМПАЖ (франц. pompage) - вредное явление, наблюдаемое при работе лопастных компрессорных и насосных установок на систему, где имеется аккумулятор энергии (ресивер, паровая подушка котла ТЭС, водонапорная башня, длинный упругий трубопровод и т. п.), состоящие в том, что из-за западания напорной хар-ки на малых подачах подача пульсирует, изменяется потребляемая мощность, возникает вибрация машины и примыкающих к ней трубопроводов; одна из форм автоколебаний. Устраняют П. установкой после машины обратного клапана с системой перепуска среды во всасывающий трубопровод.

ПОНД (от лат. pondus - вес, тяжесть) - не подлежащее применению наименование единицы силы, равной 1 гс, использовавшееся в нек-рых странах (ГДР, ФРГ, Австрии, Швеции и др.). Заменено единицей СИ - ньютоном или дольной от него единицей. 1 П.= 9,806 65 мН.

"ПOHTИAK"(Pontiac) - назв. легковых автомобилей отделения "Понтиак мотор" (Pontiac Motor) концерна "Дженерал моторе" (General Motors) в США, выпускаемых с 1926. В 1986 изготовлялись легковые автомобили малого, ср. и большого классов. Рабочий объём двигателей 1,6 - 5 л, мощность 48 - 153 кВт, Макс. скорость 150 - 215 км/ч. См. рис.

Легковой автомобиль "Понтиак"

ПОНТОН [франц. ponton, от лат. ponto (pontonis) - плоскодонное судно, от pons - мост] - дерев., ж.-б. или металлич. плавучее сооружение для поддержания на воде разл. устройств. П. являются опорами для плавучих доков, подъёмных кранов, зерноперегружателей и т. п., а также наплавных мостов, служат паромными переправами. П. применяются также для подъёма затонувших судов и проводки глубоко сидящих судов по мелководным фарватерам.

ПОНУР - водонепроницаемое покрытие дна реки, примыкающее к плотине или др. водоподпорному сооружению со стороны верх. бьефа. Предназначено для удлинения пути фильтрации воды под сооружением и снижения фильтрац. давления на его подошву. П. выполняют из глины, глинобетона, торфа, бетона и ж.-б.

ПОПЕРЕЧНАЯ ДАМБА - то же, что полузапруда.

ПОПЕРЕЧНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ - параллельное включение компенсирующих устройств в схему электрич. системы в целях изменения реактивных параметров ЛЭП перем. тока, а также реактивной мощности, потребляемой в системе. В ЛЭП большой протяжённости для П. к. применяют шунтирующие реакторы. П. к. в электрич. сетях осуществляется при помощи батарей электрич. конденсаторов, синхронных компенсаторов и синхронных электродвигателей. Применение П. к. существенно уменьшает перетоки реактивных мощностей по ЛЭП и связанные с этим потери энергии, способствует поддержанию требуемых уровней напряжения в электрич. сети.

ПОПЕРЕЧНАЯ ПРОКАТКА - прокатка, при к-рой металлу придаётся вращат. движение относительно его оси и, следовательно, он обрабатывается в поперечном направлении. Применяется для обработки только тел вращения (напр., зубьев зубчатых колёс).

ПОПЕРЕЧНО-ВИНТОВАЯ ПРОКАТКА-см. в ст. Винтовая прокатка,

ПОРЕБРИК - разновидность орнаментальной кирпичной кладки, при к-рой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены (см. рис.).

ПОРОГ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ средства измерений - наименьшее значение измеряемой величины, к-рое ещё можно обнаружить по его показаниям.

ПОРОГОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ - устройство в автоматике, вычислит. технике, радиотехнике и др., на выходе к-рого сигнал появляется только тогда, когда суммарное воздействие всех входных сигналов превышает нек-рый уровень, наз. порогом срабатывания. Предназначен гл. обр. для сравнения значений величин (сигналов) с заданной величиной (сигналом).

ПОРОДНАЯ ПОЛОСА - то же, что бутовая полоса.

ПОРОДООБРАЗУЮЩИЕ МИНЕРАЛЫ - минералы, слагающие осн. объём горных пород; наибольшее значение среди П. м. имеют силикаты (75% от массы земной коры). Для каждой группы магматич., метаморфич. и осадочных пород характерны свои ассоциации П. м. Различают гл. (содержание в породе >10% по объёму), второстеп. (1 - 10% ) и акцессорные (< 1% ) П. м. Важнейшие П. м. - полевые шпаты, кварц, слюды, амфиболы, пироксены. фельдшпатоиды, оливин, хлориты, глинистые минералы, карбонаты (кальцит, доломит) и др.

ПОРОИЗОЛ (от греч. рогоз - проход, пора и франц. isoler - отделять) - герметизирующий прокладочный материал в виде жгутов из пористой резины. Изготовляют П. путём вулканизации газонаполн. резины преим. из утильных изделий (напр., старые автопокрышки), модифицированной нефт. дистиллятами. Температуроустойчивость П. от - 40 до 70 °С. В герметизируемые швы (стыки) строит. конструкций П. укладывают на резинобитумных мастиках.

ПОРОКИ ДРЕВЕСИНЫ - недостатки, снижающие качество древесины и ограничивающие её использование. П. д., изменяющие внеш. вид древесины, нарушающие её целостность, правильность строения и др., возникают как в растущем дереве, так и в срубл. древесине во время её хранения и переработки. Терминология и методы измерения П. д., встречающиеся в лесоматериалах, стандартизованы. Основной сортообразующий порок - сучки, часто встречаются трещины, гнили и др. См. Заслолок, Кармашек, Крень, Наклон . волокон древесины, Прорость, Рак древесины, Свилеватость, Синева древесины, Сучковатость, Червоточина.

ПОРОЛОН - то же, что газонаполненные полиуре-таны (пенополиуретаны). См. также Газонаполненные полимеры.

ПОРООБРАЗОВАТЕЛИ, вспенивающие вещества, - неорганич. и органич. в-ва, применяемые для получения материалов пористой структуры - пенопластов, губчатых резин. газобетона и др. Для полимерных материалов используют: твёрдые органич. в-ва - порофоры (напр., азодикарбонамид, диазоаминобензол, 2,2-азо-бис-изобутиронитрил), при разложении к-рых выделяется азот; гидрокарбонат натрия, разлагающийся с выделением диоксида углерода; легкокипящие жидкости (пентан, метиленхлорид и др.), вспенивающие материал при его нагревании до темп-ры кипения П., и др. При получении газобетона используют гл. обр. алюминиевую пудру, к-рая реагирует с содержащимися в бетоне щелочными в-вами с выделением водорода.

ПОРОПЛАСТЫ - см. в ст. Газонаполненные полимеры.

ПОРОФОРЫ - см. в ст. Порообразователи.

ПОРОХА - твёрдые (конденсированные) уплотнённые смеси ВВ, характеризующиеся протеканием в узкой зоне самораспространяющихся экзотермич. реакций с образованием гл. обр. газообразных продуктов. Горение П. обусловлено передачей теплоты от слоя к слою и устойчиво в широком интервале внеш. давлений (0,1 - 1000 МПа). Различают 2 типа П.: бездымные (на основе нитроцеллюлозы), к-рые делятся на пироксилиновые П., кордиты и баллиститы, и смесевые П. (из горючего и окислителя), вт. ч. дымный (чёрный ) порох. Смесевые П. используют в РДТТ, чёрные - в огнепроводных шнурах и для взрывных работ при добыче крупных блоков декоративного камня, бездымные П. - для взрывания обводнённых скважин в карьерах, в боеприпасах арт. и стрелкового оружия, пиротехнич. устройствах и т. д.

ПОРОХОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ - то же, что ракетный двигатель твёрдого топлива.

ПОРОШКОВАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ - произ-во металлич. порошков и спечённых изделий из них, а также из композиций металлов с неметаллами. Методы П. м. позволяют получать такие материалы и изделия, к-рые невозможно получить путём плавки, либо материалы и изделия с обычными св-вами, но экономически более выгодным путём. П. м. получают тугоплавкие металлы, карбидные твёрдые сплавы, пористые материалы, фрикц. материалы, композиции из металлов с неметаллами или из несплавляющихся металлов, магнитные материалы, магнитодиэлектрики, металлы, упрочнённые дисперсными твёрдыми включениями, плотные конструкц. металлич. детали, керметы. См. рис.

ПОРОШКОВЫЕ КРАСКИ - порошкообразные композиции на основе синтетич. плёнкообразующих в-в и пигментов, используемые для получения покрытий методом напыления. Преимущества перед жидкими красками - лёгкость хранения и транспортирования, простота применения. П. к. наносят гл. обр. на термостойкие материалы - металлы, керамику, стекло, бетон.

ПОРОШКОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ металлические - материалы (в виде полуфабрикатов или изделий), полученные методами порошковой металлургии; то же, что спечённые материалы. См. также Металлические порошки.

ПОРТ (франц. port, от лат. portus - гавань, пристань) - 1) участок берега с прилегающим водным р-ном и комплексом сооружений и устройств для погрузки-разгрузки судов, их снабжения топливом, водой и пр., ремонта и оказания др. услуг. Различают морские порты, речные порты, комбинир. порты и порты-убежища. П. бывают торговые (см. ст. Торговый флот) и военные. Торговые П. делятся на грузовые (общего назначения и специализир. по определ. грузам) и пассажирские (часто совмещаемые с грузовыми). П. характеризуются: пропускной способностью, грузо- или пассажирооборотом, глубиной на подходах и у причалов, длиной причальной линии, кол-вом, грузоподъёмностью и производительностью перегрузочных средств, степенью механизации портовых работ, наличием хранилищ для грузов, объёмом технич. обслуживания судов. Воен. П., предназнач. для базирования кораблей ВМФ, в отличие от торговых П., характеризуются наличием больших рейдов, бассейнов для снаряжения и ремонта кораблей, фортификац. сооружений. Водная часть П. наз. акваторией, береговая - территорией П. 2) Отверстие в борту судна для посадки-высадки пассажиров, приёма-выдачи грузов (грузовые П.), на старых воен. кораблях - для стрельбы из располож. у бортов пушек (пушечные П.). Обычно П. снабжают непроницаемыми крышками.

ПОРТАЛ (нем. Portal, от лат. porta - вход, ворота) - 1) архит. обрамление входа в здание. Для романской, готич. и др.-рус. архитектуры характерны перспективные П. в виде уходящих в глубину стены уступов, уменьшающихся в размерах. В средневековых сооружениях Ближнего и Среднего Востока центр. вход выделялся монументальным П. - пештаком, имевшим прямоугольную форму со стрельчатой нишей. См. рис.

2) П-образная часть конструкции или машины, напр. опорная часть портального грузоподъёмного крана, вертик. часть станины портального металлореж. станка.

Портал

ПОРТАЛЬНЫЙ КРАН - грузоподъёмный кран, предназнач. для погрузочно-разгрузочных работ на больших открытых площадках. На П-образном портале П. к. размещается поворотная крановая часть - платформа, механизмы, стрела, связанная с порталом опорно-поворотным устройством. Портал крана опирается на 4 ноги с ходовыми тележками, передвигающимися по подкрановому пути. П. к. используют в мор. и реч. портах, на строит. площадках, пром. пр-тиях. Грузоподъёмность П. к. до 300 т, наибольший вылет стрелы до 35 м, у судрстроит. П. к. - до 100 м. См. рис. к ст. Грузоподъёмный кран.

ПОРТИК (от лат. porticus) - навес, поддерживаемый колоннами или столбами, открытая галерея. В классич. архитектуре П. обычно располагается перед входом в здание и завершается фронтоном или аттиком, украш. скульптурами или рельефом. См. рис.

Портик виллы "Ротонда" близ Виченцы (Италия). 1551-91

ПОРТЛАНДЦЕМЕНТ (от англ. Portland - название полуострова на юге Великобритании) - гидрав-лич. вяжущий материал, широко применяемый в стр-ве. Осн. сырьё для П. - известняк (75%) и глина (25% ) или их природная смесь - мергель, обжигаемые до полного спекания в т. н. портландцементный клинкер. Собственно П. получают совм. тонким измельчением клинкера, небольшого кол-ва (1 - 3%) гипса и до 10% минер. добавок. Кроме обыкнов. П., изменяя минералогич. состав клинкера или вводя спец. добавки, выпускают его разновидности: быстротвердеющий, пластифициров., гидрофобный, сульфатостойкий, белый и цветные П., а также пуццолановый П. и шлакопортландцемент. Важнейшие св-ва П. - нарастание прочности при твердении, водо- и морозостойкость материалов на П. Твердение П. может быть ускорено тепловлажностной обработкой (напр., пропариванием).

ПОРТ-УБЕЖИЩЕ - акватория на море, озере или водохранилище, защищённая искусств. сооружениями или располож. в естеств. бухте (заливе); используется для укрытия судов во время шторма.

"ПОРШЕ" (Porsche) - назв. спортивных и туристских автомобилей одноимённой западногерм. фирмы, выпускаемых с 1948. В 1986 изготовлялись автомобили с кузовами ручной работы и высокими динамич. качествами. Рабочий объём двигателей 2,5 - 5 л, мощность 110 - 331 кВт, Макс. скорость 215 - 310 км/ч. См. рис.

Спортивный автомобиль "Порше"

ПОРШЕНЬ - подвижная деталь машины или прибора, плотно перекрывающая поперечное сечение цилиндра и перемещающаяся в направлении его продольной оси. П. в поршневых машинах и механизмах служат для преобразования одного вида энергии в другой. В большинстве поршневых машин П. кинематически связан с коленчатым валом при помощи механизма, преобразующего возвратно-поступат. движение П. во вращат. движение вала. Герметичность П. обеспечивается поршневыми кольцами. См. рис.

Поршень двигателя внутреннего сгорания

ПОРШНЕВАНИЕ - то же, что свабирование.

ПОРШНЕВАЯ МАШИНА - устройство для преобразования энергии рабочего тела (газа, пара или жидкости) с помощью поршня, совершающего возвратно-поступат. движение в цилиндре. При движении поршня объём, занимаемый рабочим телом, периодически меняется вместе с др. параметрами (давление, темп-pa и т. д.). в связи с чем энергия рабочего тела либо понижается (П. м. - двигатель), либо повышается (П. м. - компрессор, насос). К П. м. относятся большинство двигателей внутр. сгорания, паровые машины, поршневые компрессоры и насосы.

ПОРШНЕВАЯ МОЩНОСТЬ - показатель напряжённости конструкции и уровня форсирования рабочего процесса двигателя внутр. сгорания; отношение эффективной мощности двигателя к суммарной площади днищ его поршней. П. м. двигателей колеблется в широких пределах - от 0,7 (в стационарных двигателях) до 7,5 МВт/м2 и более (в мотоциклетных, гоночных и др. двигателях).

ПОРШНЕВОЙ НАСОС - возвратно-поступательный насос, у к-рого рабочие органы выполнены в виде поршней (см. рис.). Неравномерность подачи жидкости уменьшают, применяя многоцилиндровые П. н., а также пневмогидравлич. аккумуляторы. Напор 10 000 м и более. Находят широкое применение во мн. отраслях пром-сти.

Схема поршневого насоса одностороннего действия: 1 - рабочая камера; 2 - поршень; 3 - цилиндр; 4 - шток; 5 - крейцкопф; 6 - шатун; 7 - кривошип; 8 - маховик; Кн - нагнетательный клапан; К. - всасывающий клапан

ПОРЯДОК в математике - числовая хар-ка многих матем. объектов. Напр., П. алгебр. кривой, ур-ние к-рой есть приравненный нулю многочлен, называют наивысшую степень членов этого многочлена; окружность, ур-ние к-рой х2+ у2 = r2, - кривая 2-го П.; число дифференцирований, к-рые надо произвести над ф-цией, чтобы получить производную. - П. производной. При измерениях говорят о величине порядка 10n, подразумевая под этим, что она заключена между 0,5*10" и 5-10n.

ПОСАДКА в машиностроении - см. в ст. Допуск.

ПОСАДКА кровли - искусств. обрушение горных пород в выработанном пространстве шахты для управления горным давлением.

ПОСАДКА судна - равновесное положение корабля на воде при определённых, соответствующих этому положению, осадке, крене и дифференте. В эксплуатац. условиях П. определяется по маркам углублении.

ПОСАДОЧНАЯ МАШИНА - подъёмно-трансп. машина, применяемая в кузнечно-штамповочном произ-ве при ковке и штамповке крупных поковок для подачи заготовок в нагреват. печи, выемки их из печей и подачи к молотам и прессам.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ в электротехнике - 1) соединение двухполюсников, при к-ром через них проходит один и тот же ток, т. к. для него имеется единств. путь. П. с. источников электроэнергии применяется для получения напряжения, превышающего эдс одного источника. При П. с. нагрузок напряжения на них распределяется пропорционально их сопротивлениям. Выключение одного элемента прерывает ток во всей цепи. 2) Соединение четырёхполюсников, при к-ром напряжение и сила тока на выходе предыдущего четырёхполюсника соответственно равны напряжению и силе тока на входе последующего.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ в математической статистике - способ проверки статистических гипотез, при к-ром необходимое число наблюдений не фиксируется заранее, а определяется в процессе самой проверки. Надлежащим образом подобранный способ П. а. позволяет ограничиться значительно меньшим числом наблюдений, чем при способах, в к-рых число наблюдений фиксировано заранее.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗОНАНС - см. Резонанс напряжений.

ПОСЛЕСВЕЧЕНИЕ - люминесцентное свечение в-ва. наблюдающееся после прекращения внеш. воздействий на это в-во (освещения, облучения рентгеновским или гамма-излучением и т. п.), вызывающих его люминесценцию. В зависимости от длительности П. различают фосфоресценцию и флуоресценцию.

ПОСТ СЕКЦИОНИРОВАНИЯ - предназначен для защиты контактной сети от токов КЗ. П. с, делит контактную сеть на участки, что позволяет при аварии отключить поврежд. место, а остальную часть перегона оставить под напряжением.

ПОСТАВ - 1) машина для разового размола зерна разл. культур в муку и кормовые продукты; общее назв. различных машин для первичной и окончат. обработки зёрен крупяных культур (шелушения, шлифования и полирования). Рабочие органы П. - жернова, барабаны из абразивной массы и т. п. с на-сеч. на их поверхности бороздками. На мукомольных з-дах П. вытеснены вальцовыми станками.

2) П. в деревообработке - комплект плоских полосовых рамных пил, установл. в лесопильной раме на определ. расстояниях одна от другой, для получения из бревна брусьев-и досок заданных размеров по толщине.

ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ - промежуток времени т, в течение к-poro параметр, характеризующий переходный процесс, изменяется не раз (е ~ 2,718). Напр., при разрядке конденсатора ёмкостью С через сопротивление R сила тока в цепи I = I0ехр( - t/т), где t - время, I0 - сила начального тока (при t = 0). т = RC - здесь П. в.

ПОСТОЯННАЯ НАГРУЗКА в строительной механике - нагрузка, к-рая при расчете сооружения принимается неизменной по значению, направлению действия и месту приложения (напр., вес сооружения, давление грунта и др.).

ПОСТОЯННОГО ТОКА ГЕНЕРАТОР - электрич. машина пост. тока, работающая в режиме генератора. Действие её осн. на индуктировании эдс в обмотке якоря при его вращении в осн. магнитном поле. Бывают коллекторными (см. рис.) и бесколлекторными (униполярными). Применяются для питания регулируемых электроприводов прокатных станов, вентиляц. установок аэродинамич. труб, крупных экскаваторов и др., в качестве источника тока для питания автономных сетей пост. тока, а также в системах автоматич. регулирования (напр., тахогенераторы),

К ст. Постоянного тока генератор. Коллекторвый генератор: 1 - ротор (якорь); 2 - коллектор; 3 - щётка; 4 - статор; б - крыло вентилятора

ПОСТОЯННОГО ТОКА МАШИНА - электрич. машина, преобразующая механич. энергию вращения в электрич. энергию пост. тока (генератор) или электрич. энергию пост. тока в механич. энергию вращения (двигатель). П. т. м. обратима, т. е. одна и та же машина может работать и как генератор, и как двигатель, напр. так работают тяговые двигатели подвижвого состава электрифицир. транспорта и исполнит. двигатели мощных электроприводов пост. тока. Различают П. т. м. с параллельным, последовательным и смешанным возбуждением осн. магн. поля, а также с пост. магнитами. См. рис.

Схема работы постоянного тока машины: N и S - полюса постоянного магнита; I - ток в нагрузке; 1 - щётки; 2 - пластина коллектора; 3 - виток провода на якоре машины; 4 - нагрузка

ПОСТОЯННОГО ТОКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ - электрич. машина пост. тока, работающая в режиме двигателя. Работа её осн. на взаимодействии тока в обмотке якоря с осн. магн. полем. П. т. э. позволяют плавно и в широких пределах изменять угловую скорость, вследствие чего они получили распространение на транспорте, в прокатных станах, в крупных экскаваторах, в устройствах автоматики и т. ,п.

ПОСТОЯННОЕ ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (ПЗУ) - запоминающее устройство в составе ЭВМ, используемое только для считывания хранимой в нём информации. Обычно информация в ПЗУ записывается в процессе его изготовления, напр., в случае ПЗУ на магнитных сердечниках запись информации осуществляется путём соответствующей "прошивки" проводниками матрицы ферритовых сердечников. Если ПЗУ выполнено на дискретных ПП приборах или в виде интегральной схемы, то в нём допускается многократная запись, но для этого в ПЗУ посылается спец. сигнал, разрешающий изменение записанной информации. По сравнению с оперативным запоминающим устройством ПЗУ обладает большим быстродействием и имеет более простую конструкцию. Кроме того, большинство ПЗУ способны сохранять записанную информацию и после отключения питания. Наиболее часто ПЗУ используется как дополнит. память ЭВМ для хранения фиксиров. программ, постоянных коэфф., таблиц разл, ф-ций и т. д.

ПОСТОЯННЫЙ ТОК - электрический ток, не изменяющийся во времени ни по силе, ни по направлению. П. т. используется в разл. отраслях пром-сти, напр. в электрометаллургии, на транспорте (тяговые электродвигатели), для питания устройств связи, автоматики и телемеханики, сигнализации и т. д.

ПОСТОЯНСТВА СОСТАВА ЗАКОН - один из осн. законов химии, заключающийся в том, что каждое хим. соединение, независимо от способа его получения, состоит из одних и тех же хим. элементов, соединённых друг с другом в одних и тех же отношениях (по массе). П. с. з. был установлен в нач. 19 в. франц. химиком Ж. Прустом (1754 - 1826). Наряду с хим. соединениями, состав к-рых удовлетворяет этому закону, существуют нестехиометрические соединения перем. состава.

ПОСТРОИТЕЛЬ ВЕРТИКАЛИ - бортовой прибор искусств. спутника, определяющий направление на центр небесного тела, вокруг к-рого обращается спутник. Работа П. в. может быть осн. на разл. физ. принципах: радиолокации поверхности небесного тела, оптич. методах, определении направления силовых линий гравитац. поля планеты и др. Один из наиболее распространённых П. в. - инфракрасная вертикаль - прибор, использующий для построения местной вертикали ИК излучение планеты.

ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ - движение твёрдого тела, при к-ром прямая, соединяющая любые 2 точки тела, перемещается параллельно самой себе. При П. д. все точки тела описывают одинаковые траектории и в каждый момент времени имеют одинаковые (по значению и направлению) скорости и ускорения.

ПОТАШ - см. Калия карбонат

ПОТЕНЦИАЛ (от лат. potentia - сила) в физике - понятие, характеризующее физ. силовые поля (электрич., магн., гравитац.) и вообще поля векторных физ величин (напр., поле скоростей в жидкости). П. представляет собой вспомогат. скалярную или векторную функцию, т. н. потенциальную функцию. Понятие используется в электро-, радио- и теплотехнике, гидро- и аэромеханике и т. д.

ПОТЕНЦИАЛ ВОЗБУЖДЕНИЯ - разность потенциалов электрических, при к-рой электрон в ускоряющем электрич. поле приобретает кинетич, энергию, достаточную для возбуждения сталкивающегося с ним атома (молекулы), т. е. для перевода атома (молекулы) на более высокий энергетич. уровень. Единица П. в. (в СИ) - вольт (В).

ПОТЕНЦИАЛ СКОРОСТИ - скалярная величина ф, характеризующая поле скоростей жидкости или газа и являющаяся ф-цней координат и времени. П. с. существует при потенциальном течении, для к-poro скорость v и её проекции на оси координат связаны с П. с. соотношениями: v = gradф, vx = дф/дх, vy2 = дф/dv и vz - дф/дz. Единица П. с. (в СИ) - MVC.

ПОТЕНЦИАЛ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЙ - функция состояния системы (ф-ция независимых параметров состояния системы), убыль к-рой в квазистатическом процессе, протекающем при пост. значениях к -л. пары параметров состояния, равна разности между полной работой, соверш. системой  в этом процессе, и работой системы против внеш. давления. Напр., при пост. объёме V и энтропии S П. т. является внутренняя энергия U; при пост. давлении р и энтропии - энтальпия Н; при пост. объёме и термодинамической температуре Т - изохорно-изотермический потенциал (энергия Гельм-гольца, свободная энергия) F (иногда обозначается Л); при пост. давлении и темп-ре - изобарно-изотермический потенциал (энергия Гаусса, свободная энтальпия) G. П. т. связаны между собой разл. соотношениями, напр.,

Зная один из П. т. как ф-цию соответствующих параметров состояния, можно определить все термодинамич. св-ва системы, в частности получить уравнение состояния. При помощи П. т. выражаются условия равновесия термодинамического системы. Теоретич. определения П. т. как ф-ции соответствующих переменных является осн. задачей статистической термодинамики.

ПОТЕНЦИАЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ - скалярная величина ф, являющаяся энергетич. хар-кой электростатич. поля (электрич, поля неподвижных электрич. зарядов). П. э. в к.-л. точке поля равен отношению работы, совершаемой силами поля при переносе положит. электрич. заряда из этой точки в другую, потенциал к-рой принят равным 0, к заряду. Обычно полагают ф = 0 в бесконечно удалённой точке (в электротехнике часто принимают равным 0 потенциал Земли). П. э. - однозначная, непрерывная ф-ция координат. Он связан с напряжённостью электрического поля Е и её проекциями на оси координат: Е = - gradф, Ex = - дф/дх, Еу = - дф/ду, Еz = - дф/dz. Работа А, совершаемая силами электростатич. поля при переносе в нём электрич. заряда, равна произведению заряда О на разность П. э. в начальной (ф1) и конечной (ф2) точках траектории: А = Q(ф1 - ф2). Единица П. э. (в СИ) - вольт (В).

ПОТЕНЦИАЛОСКОП - то же, что запоминающий электронно-лучевой прибор. Термин "П." имеет огранич. применение.

ПОТЕНЦИАЛЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКИЕ - векторная и скалярная ф-ции координат и времени, являющиеся хар-ками электромагнитного поля. Векторным П. э. наз. векторная величина А, ротор к-рой равен вектору В магнитной индукции поля; rotA - В. Скалярным П. э. наз. скалярная величина ф, градиент к-рой, взятый с обратным знаком, равен геом. сумме напряжённости Е электрич. поля и производной по времени t векторного потенциала A: gradqp = - E - dA/dt. Единица векторного П. э. (в СИ) - Тл*м или В*с/м, скалярного - В.

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ - часть энергии механич. системы, зависящая от её конфигурации, 1. е. от взаимного расположения частиц системы и их положения во внеш. силовом поле. П. э. системы равна работе, к-рую совершают потенциальные силы (внеш. и внутр.), действующие на все частицы системы, при переходе от рассматриваемой конфигурации системы к т. н. нулевой конфигурации, для к-рой П. э. системы условно принимают равной 0. Выбор начала отсчёта П. э., т. е. нулевой конфигурации, совершенно произволен. Единица П. э. (в СИ) - джоуль (Дж).

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЯМА - огранич. область пространства, в к-рой потенциальная энергия частицы меньше, чем вне этой области. Если полная энергия частицы меньше её потенциальной энергии на краю П. я., то частица, согласно представлениям классич. физики, остаётся в П. я.

ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ - безвихревое движение жидкости (или газа), при к-ром каждый малый элемент её объёма деформируется и перемещается поступательно, не вращаясь. П. т. описывается при помощи потенциала скорости.

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ СИЛЫ, консервативные силы, - силы, работа к-рых зависит только от нач. и конечного положений точки их приложения и не зависит ни от вида траектории этой точки, ни от закона её движения. Работа П. с. вдоль произвольной замкнутой траектории всегда равна 0. Поле П. с. характеризуется скалярным потенциалом. П. с. F, действующая на материальную точку, равна взятому с обратным знаком градиенту потенциальной энергии ЕП этой точки в поле силы F: F = - grad EП, так что проекции F на оси координат равны: Fx = = -дЕП/дх; Fy = - дЕП/ду; Рг = -дЕП/дz. Примерами П. с. являются силы тяготения и силы электростатич. взаимодействия электрич. зарядов.

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ БАРЬЕР - огранич. область пространства, в к-рой потенциальная энергия частицы больше её полной энергии. Согласно представлениям классич. физики, частица не может проникнуть в область П. б. Согласно квантовой механике, микрочастицы могут "просачиваться" через П. б. (см. Туннельный эффект).

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЛЬЕФ - распределение потенциала, создаваемое электронным пучком на поверхности мишени электронно-лучевого прибора. Напр., в запоминающих ЭЛП электронный пучок вызывает вторичную электронную эмиссию с облучаемой диэлектрич. поверхности мишени. За счёт разности зарядов, вносимых электронным пучком и уносимых вторичными электронами, происходит изменение заряда облучаемого элемента поверхности диэлектрика.

ПОТЕНЦИОМЕТР (от лат. potentia - сила и ... метр) - 1) переменный резистор, включаемый по схеме делителя напряжения. В схеме делителя напряжения с источником пост. тока П. служит измерительным преобразователем линейного или углового перемещения в напряжение пост. тока.

2) То же. что электроизмерит. компенсатор.

3) П. магнитный - прибор для измерения разности магн. потенциалов (мдс) между двумя точками магн. цепи. П. бывают гибкие (в виде ленты из изоляц. материала с равномерно намотанным чётным числом рядов провода - т. н. пояс Роговского) и жёсткие (такая же обмотка, но на жёстком каркасе из иэоляц. материала).

ПОТЕНЦИОМЕТРИЯ (от лат. potentia - сила, мощность и ...метрия) - один из электрохим. методов анализа, осн. на определении концентрации электролитов путём измерений потенциала электрода, погружённого в исследуемый р-р. Для измерения потенциала применяют потенциометры. С помощью П. определяют, в частности, водородный показатель (рН) р-ров. Один из видов П. - потенциометрич. титрование (см. Титриметрический анализ). Этот метод титрования используют в тех случаях, когда р-р окрашен или содержит осадок, что мешает применению хим. индикаторов. Новое направление П. - ионометрия, использующая ионселективные электроды.

ПОТЕРИ НА КОРОНУ - потери электрич. энергии при её передаче вследствие возникновения коронного разряда. Особое значение П. на к. имеют для ЛЭП сверх- и ультравысокого напряжения, где они снижают общий кпд передачи. единств. путь ограничения таких потерь - увеличение диаметра проводов и (в меньшей степени) увеличение расстояния между ними. На ЛЭП сверхвысокого напряжения (330 кВ и выше) применяют т. н. расщеплённые фазы, т. е. пучок из неск. проводов с расстоянием между проводами 40 - 60 см.

ПОТЕРИ ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО - часть балансовых запасов полезного ископаемого, не извлечённая из недр при разработке месторождения. П. п. и. характеризуются коэфф. потерь - отношением кол-ва потерянных балансовых запасов к кол-ву погашенных балансовых запасов. Выделяют общешахтные (общерудничные) и эксплуатац. П. п. и.

ПОТЕРИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ - электрич. энергия, расходуемая в элементах электрической системы на нагрев токопроводящих частей, коронный разряд в ЛЭП, на намагничивание и нагрев сердечников трансформаторов, статоров и роторов электрич. машин, а также поглощаемая в диэлектриках кабелей и конденсаторов.

ПОТЕРНА (франц. poterne, от лат. posterula - задняя дверь, чёрный ход) - продольная галерея в теле массивных бетонных и ж.-б. гидротехнич. сооружений (плотины и др.), воспринимающих напор. Служит для отвода воды, собираемой системой дренажа основания и тела сооружения. П. используют также для наблюдения за состоянием внутр. частей сооружения, служебного сообщения между берегами, ремонтных работ (цементации), установки измерит. приборов.

ПОТОК ИЗЛУЧЕНИЯ - поток энергии, переносимой электромагнитными волнами.

ПОТОК СМЕЩЕНИЯ - поток вектора электрического смещения D сквозь к.-л. поверхность. Элементарный П. с. сквозь малую площадку dS равен: dW = DndS, где Dn - проекция D на нормаль к площадке. П. с. сквозь произвольную замкнутую поверхность 5 пропорционален алгебр. сумме Оооб свободных электрич. зарядов, охватываемых этой поверхностью: Ф(S)DndS = Qсвоб где Dn - проекция D на внеш. нормаль. Единица П. с.

(в СИ) - кулон (Кл).

ПОТОК ЭНЕРГИИ - отношение кол-ва энергии, перенесённой через к.-л. поверхность в процессе теплообмена, распространения волн и т. п., к интервалу времени, за к-рый этот перенос осуществлён. Отношение П. э. через поверхность, располож. перпендикулярно направлению переноса энергии, к значению площади этой поверхности наз. плотностью потока энергии. Единица П. э. (в СИ) - ватт (Вт).

ПОТОКОСЦЕПЛЁНИЕ - полный магнитный поток, пронизывающий электрич. контур (напр., в катушке индуктивности - магн. поток, "сцепленный" со всеми её витками). Если с каждым витком катушки индуктивности "сцеплен" один и тот же магнитный поток Ф, то П. Y = NФ, где N - общее число витков. П. выражается в Вб (см. Вебер).

ПОТОЛОК - нижняя часть ограждающей конструкции, ограничивающей помещение сверху. Может быть ниж. частью перекрытия или образуется особыми конструктивными элементами (подвесной П.). Различают П. гладкие и рельефные - с выступающими рёбрами, кессонами, лепными деталями. Подвесные П. используются как светопрозрачные ограждения, для звукопоглощения п звукоизоляции (см. рис.). для образования поверхности, скрывающей проводки (вентиляц. каналы, отопит. трубы и короба, электропроводка) и т. п.

Подвесной потолок, выполненный из декоративно-акустических плит "акмигран"

ПОТОЛОК летательного, аппарата - наибольшая высота, к-рую может набрать ЛЛ при данной полётной массе. Ограничивается располагаемым избытком мощности (тяги). Для самолётов различают П.: теоретич. (статич.) - высота, на к-рой возможен только горизонтальный полёт с нек-рой пост. скоростью; практич. - высота установившегося полёта, на к-рой возможная вертик. скорость составляет (для самолётов разл. типа) 0,5 - 5 м/с; динамич. - Макс. высота (превышающая теоретич. П.), к-рую можно достичь в восходящем манёвре после разгона за счёт кинетич. энергии ЛА. П. вертолётов: статич. (или П. висения) - Макс. высота, на к-рой вертолёт может висеть неподвижно относительно воздуха; динамич. - предельная высота подъёма по наклонной траектории (она превышает П. висения). За счёт эффекта влияния Земли (возд. подушки) вертолёт может зависать над площадками, располож. выше его статич. П.

ПОТОЧНАЯ ЛИНИЯ - комплекс оборудования, взаимно связанного и работающего согласованно с определ. заданным тактом (ритмом) по единому технологи ч. процессу. На каждом рабочем месте выполняются определ. операции обработки одной или неск. технологически сходных заготовок. Рабочие места размещаются в соответствии с заданной последовательностью технологич. процесса. Заготовки передаются с одного рабочего места на другое при помощи гл. обр. конвейеров. В П. л. включают позиционеры, манипуляторы, трансп. и технологич. роботы. П. л. обеспечивают непрерывность технологич. процесса, позволяют механизировать и автоматизировать его; распространены на пр-тиях с массовым и серийным произ-вом. См. рис.

Комплексно-механизированная поточная линия намотки, пропитки и сушки обмоток статоров электродвигателей: 1 - изолирование пазов; 2 - намотка первого яруса обмотки; 3 - намотка второго яруса обмотки; 4 - опрессовка лобовых частей; 5 - заклинивание обмотки в пазах; 6 - испытание обмотки; 7 - пропитка и сушка обмотки

ПОТОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - передовой метод орг-ции произ-ва, при к-ром обеспечивается согласованность и непрерывность производств. процесса. Оборудование на пр-тии располагается в соответствии с технологич. последовательностью операций, а предметы труда перемещаются механич. устройствами в определ. направлении (напр., на конвейерах). Поточные методы позволяют в широких масштабах механизировать разл. работы, применять высокопроизводит. спец. и специализир. оборудование, автоматич. машины, поточные линии. Наиболее эффективная и экономичная орг-ция произ-ва - непрерывно-поточное производство однородной массовой продукции. Важнейшее условие введения П. п. - его специализация.

ПОТОЧНЫЙ МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА - метод, предусматривающий расчленение процесса стр-ва на отд. составляющие процессы (рытьё котлована, устройство фундаментов, возведение стен, устройство кровли, отделочные работы и т. п.), к-рые ритмично выполняют строит. бригады. П. м. с. обеспечивает непрерывность и ритм всего процесса, пост. загрузку рабочих и строит. машин и ускорение стр-ва.

ПОЧАТОК - паковка с пряжей или кручёной нитью, намотанной на патрон или шпулю и имеющей форму цилиндра, верх. и ниж. основания к-рого представляют усечённый конус, что позволяет производить сматывание нити с неподвижного П. вдоль его оси.

ПОЧВЕННАЯ ФОРМОВКА - то же, что ямная формовка.

ПОЧВОУГЛУБИТЕЛЬ - рабочий орган плуга, служащий для рыхления подпахотного слоя почвы без выноса его на поверхность пашни. Плуги с П. применяют при вспашке подзолистых почв, тяжёлых чернозёмов, при вспашке под посев технич. культур и др. П. бывают лапчатые (см. рис.) и лемешные.

Установка лапчатого почвоуглубителя на плуге

ПОЧТОВАЯ СВЯЗЬ, почта, - вид связи; осуществляет регулярную пересылку и доставку адресатам писем, почтовых открыток, периодич. печати, денежных переводов, посылок, бандеролей с книжной продукцией, пром. товарами и др. вложениями - преим. при помощи трансп. средств.

ПОЧТОВАЯ ТЕХНИКА - совокупность технич. средств, используемых при выполнении операций по приёму, обработке, перевозке и выдаче почтовых отправлений (писем, бандеролей, посылок, периодич. печати и др.). На операциях приёма и выдачи почтовых отправлений в почтамтах и отделениях связи применяют различное почтовое оборудование. Для механизации и автоматизации производств. операций по обработке почтовых отправлений служат почтообрабатывающие машины. Для внутрипроизводств. транспортирования почтовых грузов и перевозки их по почтовым маршрутам используют почтовые подъёмно-транспортные средства (ленточные конвейеры, цепные подъёмники, кран-балки, электротягачи, почтовые вагоны, автомобили-самопогрузчики и др.). П. т. развивается в направлении внедрения автоматизир. систем обработки всех видов почтовых отправлений, а также создания автоматиэир. систем управления производств. процессами как внутри крупных почтовых пр-тий, так и в отрасли почтовой связи в целом.

ПОЧТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ для обслуживания клиентуры - оборудование почтамтов и отделений связи, предназначенное для выполнения операций по приёму и выдаче почтовых отправлений, продаже почтовых марок, конвертов и почтовых карточек. К П, о. относятся: почтово-кассовые машины, напр. в СССР - машины типа "Онега", с помощью к-рых оформляют приём и выплату денежных переводов, приём ценных писем, бандеролей, посылок, телеграмм и т. п., осуществляют учёт всех проводимых операций и денежных сумм, печатают соответствующие документы с необходимыми реквизитами, фиксируют данные о каждой проведённой операции; маркировальные машины, служащие для нанесения на служебные почтовые отправления знаков почтовой оплаты, календарного штемпеля (в необходимых случаях указывается также наименование и адрес учреждения или пр-тия, к-рому принадлежит данная маркировальная машина); машины для упаковки бандеролей в полиэтиленовые пакеты; штемпелевальные аппараты и календарные штемпели; механизир. стеллажи и автоматизир. склады для хранения посылок до вручения их адресатам; почтовые весы; устройства для обвязки посылок; автоматы и полуавтоматы для продажи конвертов, почтовых карточек, марок, приёма заказных писем, размена монет и др.

ПОЧТООБРАБАТЫВАЮЩИЕ МАШИНЫ - машины для механизации и автоматизации производств. операций по обработке почтовых отправлений. Различают след. осн. виды П. м.: письморазборочные - для автоматич. выделения стандартных почтовых конвертов (напр., в СССР форматом 114 X 162 мм) и открыток (105 X 148 мм) из общего потока письменной корреспонденции; лицовочво-штемпелевальные - для автоматич. установки писем и открыток в одинаковое положение относительно адреса и марки (лицовки), гашения на них знаков почтовой оплаты и нанесения оттиска календарного штемпеля с указанием места и наименования пр-тия связи, даты и времени операции штемпелевания; установки для сортировки бандеролей - полуавтоматич. П. м. для группирования бандеролей и пачек писем (постпакетов) по адресному признаку; установки для сортировки посылок - группируют по адресному признаку посылки и пачки с печатными изданиями; пачкообвяэочные - для обвязки пачек писем, газет и журналов; меш. козат явочные - для зашивания мешков с почтовыми отправлениями; номенклатурно-адресовальные - для печатания почтовой сопроводительной документации (накладных, перечней и т. п.), а также для нанесения адресных наименований на газеты, журналы и книги, доставляемые подписчикам по адресной системе; обеспыливающие - для удаления пыли с письменной корреспонденции, постпакетов, мешков в процессе их обработки. Существуют также комбинир. П. м., выполняющие неск. перечисл. функций.

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ - осн. требования к участникам движения, обеспечивающие безопасность трансп. средств и пешеходов на улицах городов и дорогах. В СССР П. д. д. определяют порядок движения в обязательны для всех лиц и орг-ций. П. д. д. содержат: общие требования по соблюдению порядка движения пешеходами и пассажирами, обязанности водителей трансп. средств, требования к технич. состоянию подвижного состава, обязанности руководителей трансп., коммун. и др. орг-ций. Кроме того, в них даётся описание дорожных знаков, используемых для регулирования и орг-ций движения. Лица, нарушившие П. д. д., могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Наблюдение за выполнением П. д. д. возложено на органы Государственной автомобильной инспекции.

ПРАВИЛЬНАЯ МАШИНА - машина для устранения кривизны (волнистости и т п.) металлич. заготовок и изделий при правке листового, сортового и профильного проката, а также длинномерных изделий (осей, валов, шпинделей и др.). Различают П. м. роликовые (для правки листов и сортового проката), роторные (для устранения овальности труб), косовалковые (для правки профилей круглого сечения и труб), раскруточные (для устранения скручивания некруглых труб), растяжные (правка тонких листов и полос), правильные прессы (правка рельсов, труб больших размеров). См. рис.

К ст. Правильная машина, Двусторонний кривошипный правильный пресс: 1 - стол; 2 - ролик; 3 - пуансон

ПРАВКА в машиностроении - 1) восстановление реж. способности металлореж. инструмента (шлифов, кругов, резцов, фрез, свёрл и др.), утраченной в процессе работы. 2) Исправление дефектов заготовок из листового, полосового, пруткового материала, а также дефектов изделий (напр., изгиба, коробления). П. выполняют вручную (с помощью слесарных инструментов) или на спец. оборудовании - правильных машинах, молотах, прессах и т. д. П. иногда наз. рихтовкой.

ПРАЗЕОДИМ [от греч. prasios - светло-зелёный (по зелёному цвету солей) и (di')dymos - двойник (название связано с историей открытия)] - хим. элемент из семейства лантаноидов, символ Рr (лат. Praseodymium); ат. н. 59, ат. м. 140,9077. П. - серебристо-белый металл. плотн. 6780 кг/м3, tпл 935 °С. П. и его соединения применяют в качестве пигментов в керамич. пром-сти, в произ-ве спец. стёкол, художеств стекла, эмалей, глазурей, огнеупоров, катализаторов, как легирующую добавку, компонент магнитных сплавов

ПРЕВЕНТОР (от лат. praevenio - предупреждаю) - приспособление, устанавливаемое на устье буровой скважины для герметизации и предупреждения выбросов нефт. или газового фонтана. П. имеет металлич. корпус, внутри к-рого размещаются подвижные плашки с уплотнениями для бурильных труб или сплошные - для перекрытия всего сечения скважины.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАЗВЕДКА - первая стадия разведки месторождений полезных ископаемых, направл. на определение пром. значимости месторождения либо его участка и целесообразности детальной разведки. Задачи П. р. - оценка масштаба оруденения (общих размеров объекта), установление формы и размеров осн. рудных тел, веществ, состава и технологич. св-в руд, выделение их природных типов, хар-ка горно-технич. условий и т. д. Осн. методы П. р.: детальное геол. картирование для оконтуривания месторождения и изучение его приповерхностной части (проведение горно-разведочных выработок и разведочных скважин, проходка опорных разведочных профилей и опробование полезного ископаемого); геофиз исследования, бурение структурных скважин, проходка спец. выработок для изучения гидрогеол. условий и отбор лабораторных технологич. проб. По результатам П. р составляются проект врем. кондиций и технико-экономич. обоснования для перехода к детальной разведке.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫЕ КОНСТРУКЦИИ - строит. конструкции, в к-рых предварительно (в процессе изготовления или монтажа) создаются напряжения, оптимально распредел. в элементах конструкции. В совр. стр-ве предварит. напряжение наиболее широко применяется в железобетонных конструкциях и изделиях. П. н. к. весьма эффективны благодаря применению высокопрочных материалов и более полному использованию их фиэ.-механич св-в.

ПРЕДЕЛ последовательности действительных чисел а1, a2, .... ап, ... - число а, обладающее тем св-вом, что все члены последовательности с достаточно большим номером п разнятся от а как угодно мало:

Не всякая последовательность имеет П. Для ф-ции f(x) при х, стремящемся к х0, П наз. такое число А. что f(x) как угодно малс разнится от А при х, достаточно близком к х0:

Теория П. лежит в основе матем. анализа.

ПРЕДЕЛ ВЫНОСЛИВОСТИ, предел уста л о с т и.- мехинич. хар-ка материалов; наибольшее напряжение цикла, к-рое материал может выдержать повторно N раз без разрушения, где N - заданное технич. условиями большое число (напр., 106, 107, 108). Обозначается бr, где r - коэфф. несимметрии цикла, равный отношению наименьшего напряжения цикла к наибольшему напряжению, взятому с алгебр, знаком. По результатам испытаний определяют П. в. при симметричных циклах а-1 и П. в. при пульсирующих циклах б0. В нек-рых случаях определяют предел огранич. выносливости: наибольшее напряжение цикла, к-рое материал может выдержать NОГР раз, где NОГР<N. П. в.- хар-ка сопротивления материала усталости.

ПРЕДЕЛ ДЛИТЕЛЬНОЙ ПРОЧНОСТИ - механич. хар-ка материалов: условное напряжение, равное отношению нагрузки, при к-рой происходит разрушение образца через определ. промежуток времени, к первонач площади поперечного сечения. Обозначается бдл.

ПРЕДЕЛ ПОЛЗУЧЕСТИ - механич. хар-ка материалов: наибольшее напряжение, при к-ром скорость или деформация ползучести за определ. промежуток времени не превышает значения, установл. технич. условиями. Обозначается бплПри пользовании термином обязательно указываются условия определения П. п.: темп-pa и допуск на скорость или деформацию ползучести за определ. промежуток времени.

ПРЕДЕЛ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ - механич. хар-ка материалов: напряжение, при к-ром отступление от линейной зависимости между напряжениями и деформациями достигает нек-рого определ. значения, устанавливаемого технич. условиями (напр., увеличение тангенса угла, образов, касательной к кривой деформации с осью напряжений, на 10, 25, 50% своего первонач. значения). Обозначается бпч. П. п. ограничивает область справедливости Гука закона. При практич. расчётах на прочность П. п. принимается равным пределу текучести. См рис.

К статьям Предел пропорциональности, Предел прочности, Предел текучести, Предел упругости. Диаграмма условных напряжений, полученных при растяжении образца из пластичного металла: б - напряжение; е - относительное удлинение; бпц - предел пропорциональности; (Ту - предел упругости; (Тт - предел текучести; О, - предел прочности (временное сопротивление)

ПРЕДЕЛ ПРОЧНОСТИ, временное сопротивление, - механич. хар-ка материалов. Различают: 1) временное сопротивление - условное напряжение (определяемое по отношению действующей силы к исходной площади поперечного сечения образца), отвечающее наибольшей нагрузке, предшествовавшей разрушению образца; обозначается бв; 2) П. п. - врем сопротивление образца, разрушающегося без местного изменения площади сечения в зоне разрушения, напр. при растяжении без образования шейки (местного утонения); обозначается бпч. П. п. является осн. хар-кой материалов, разрушающихся при малых пласта ч. деформациях (хрупкие материалы). См. рис.

ПРЕДЕЛ ТЕКУЧЕСТИ - механич. хар-ка материалов: напряжение, отвечающее ниж. положению площадки текучести в диаграмме растяжения (см. рис.) Для материалов, имеющих таковую площадку. Обозначается бт. Для материалов, не имеющих площадки текупести, принимают условный П. т.: напряжение, при к-ром остаточная деформация образца достигает определ. значения, установл. технич. условиями (большего, чем установлено для предела упругости). Если допуск на остаточную деформацию не оговорён, то подразумевается 0,2%. Тогда условный П. т. обозначается б0,2. П. т. устанавливает границу между упругой и упруго-пластич. зонами деформирования и является осн. хар-кой при оценке прочности пластичных материалов.

ПРЕДЕЛ УПРУГОСТИ - механич хар-ка материалов: напряжение, при к-ром остаточные деформации впервые достигают нек-рого значения, характеризуемого определ. допуском, устанавливаемым технич. условиями (напр., 0,001; 0,005; 0,03%), Обозначается бу. П. у. ограничивает область упругих деформаций. При практич. расчётах П. у. принимается равным пределу текучести. См. рис.

ПРЕДЕЛ УСТАЛОСТИ - то же, что предел выносливости.

ПРЕДЕЛЬНО-ДОПУСТИМАЯ ДОЗА ионизирующего излучения - кол-во излучения, к-рое при систематич. воздействии в течение неогранич. времени не вызывает к.-л. болезненных изменений организма, обнаруживаемых совр. методами. В СССР установлена П.-д. д. при облучении всего организма человека 0,17 мДж/кг (0,017 бэр) за один рабочий день и 50 мДж/кг в год

ПРЕДЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ - состояние изделия, при к-ром его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно либо восстановление его исправного или работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ - то же, что насыщенные соединения.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ СТОЛБИК - путевой знак, устанавливаемый посредине междупутья, где расстояние между осями двух сходящихся к стрелочному переводу путей соответствует установл. габаритам (на ж. д. СССР 41СО - 3810 мм). Запрещает остановку подвижного состава перед стрелочным переводом во избежание столкновения поездов, следующих в разных направлениях.

ПРЕДКАМЕРА, форкамера, аванкамера, - полость в головке цилиндра двигателя внутр. сгорания, соединённая с осн. камерой сгорания одним (с регулируемой или нерегулируемой площадью поперечного сечения) или неск. каналами П., в к-рую поступают и где частично сгорают топливо или горючая смесь, предназначается для образования газовы-х потоков, улучшающих смесеобрааование в осн. камере. Объем П. составляет примерно 20 - 30% объёма камеры сжатия в дизелях и неск. см2 в двигателях с внеш. смесеобразованием. Топливо впрыскивается в П. форсункой (в дизелях) или поступает в смеси с воздухом из карбюратора.

ПРЕДКРЫЛОК - профилир.. обычно подвижная передняя часть крыла ЛА, предназначенная для улучшения его взлётно-посадочных и маневренных хар-к. Различают скользящие и выдвижные П- (см. рис.). Они обеспечивают безотрывное обтекание До бодьших углов атаки крыла за счет увеличения кривизны его носовой части и образования в выдвижном варианте щели в крыле (см. Щелевое крыло), что позволяет реализовать более высокие значения аэродинамич. коэфф. подъёмной силы, улучшить устойчивость и управляемость ЛА. Кроме того, П. увеличивают площадь крыла. Малоскоростные ЛА могут оборудоваться неподвижными П. с пост. щелью.

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА - муфта приводов, предназнач. для защиты машины от перегрузок; при перегрузке машины полумуфты расцепляются или проскальзывают.

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА, антигризутные взрывчатые вещества, - пром. ВВ. содержащие в счоём составе пламегасители или заключённые в предохранит. оболочки и допущенные к применению в шахтах, опасных по взрыву газа или пыли.

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН - автоматич. клапан, регулирующий давление в замкнутой ёмкости или системе (паровом котле, компрессорной установке л т. п.). П. к. обеспечивает безопасную работу и обязателен для любой установки, работающей под давлением выше атмосферного. Различают П. к. рычажные (см. рис.) и пружинные, в к-рых рабочее давление регулируется соответственно длиной рычага и весом груза или силой сжатия пружины.

Двойной рычажный предохранительный клапан

ПРЕДПЛУЖНИК - рабочий орган тракторного плуга, служащий для срезания верхнего слоя пласта почвы на глуб. до 12 см и сбрасывания его в перевёрнутом положении на дно борозды. На плугах общего назначения П. устанавливают перед каждым корпусом. Движущийся за П. осн. корпус заделывает слой почвы, сброшенной П. на дно борозды. П. состоит из лемеха, отвала и стойки (см. рис.). Ширина захвата П. - 2/3 ширины захвата осн. корпуса. На плугах для вспашки каменистых почв вместо П. применяют углоснимы (небольшие отвалы, укреплённые на корпусах плуга).

Предплужник

ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА - система параметрич. десятичных рядов чисел, построенных по геом. прогрессии со знаменателем корень в степени n из 10, где п = 5, 10, 20, 40, 80 - номера рядов, безграничных как в ббльшую, так и в меньшую сторону и обладающих св-вами. к-рые позволяют применять их при выборе осн. и базовых размеров, параметров и хар-к изделий. Система П. ч даёт возможность устанавливать наиболее рацион. закономерность построения параметрич. рядов изделий и согласовывать осн. взаимосвязанные параметры и размеры в разл. отраслях пром-сти. В машиностроении, напр., широко пользуются рядами линейных размеров при конструировании машин и механизмов. В соответствии с рядами П. ч. выбирают грузоподъёмность трансп. средств, контейнеров, вместимость складов и т. д.

ПРЕДТОПОК - часть шахтных и шахтно-цепных топок, предназнач. для подготовки к сжиганию топлив с влажностью 50 - 60% (дрова, торф) и обеспечивающая подсушку и начало воспламенения топлива до его поступления в осн. зону сгорания или на цепную колосниковую решётку. См. также Шахтная топка, Циклонная топка.

ПРЕЛОМЛЕНИЕ волн - изменение направления распространения волны при её переходе из одной среды в другую, отличающуюся от первой значением скорости v распространения волны (соответственно v1 и v2). При этом выполняются следующие 2 закона П. (см. рис.): а) преломлённый луч OS" находится в одной плоскости с падающим лучом SO и нормалью к поверхности раздела сред. проведённой в точке падения О; б) для данных двух сред отношение синуса угла падения i (между лучом SO и нормалью) к синусу угла преломления r (между лучом OS" и нормалью) - величина постоянная: sin i/sinr = n21, где n21 = v1/v2 - относительный показатель преломления (второй среды по отношению к первой).

К ст. Преломление волн

ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА - см. в ст. Преломление волн. Показатель преломления. Двойное лучепреломление.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ в математике - замена одного матем. объекта (геом. фигуры, алгебр. выражения, ф-ции) др. аналогичным объектом, получаемым из первого по определ. правилам.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПОДОБИЯ - см Гомотетия.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ в вычислительной технике - преобразование машинных переменных величин из аналоговой формы в цифровую или наоборот. Производится, напр., при работе ЭВМ в системе автоматич. регулирования технологич. процессов.

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ НАПРЯЖЕНИЯ - электронное или электромеханич. устройство для изменения пост. электрич. напряжения, к-рое сначала преобразуется в переменное путём периодич. прерывания электрич. цепи, затем трансформируется в требуемом соотношении и выпрямляется. Применяются, напр., в системах электрич. измерений неэлектрич. величин.

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ТОКА ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ - электрич. машина или агрегат, состоящий из двух и более машин, для преобразования электрич. тока (по напряжению, частоте, фазе и т. п.). С этой целью в зависимости от условий работы применяют, напр., двигатель-генераторные агрегаты.

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЧАСТОТЫ - 1) П. ч. в радиотехнике - электронное устройство, изменяющее частоту подаваемого на его вход радиосигнала посредством воздействия вспомогат. колебаний др. частоты на элементы этого устройства Из получаемого спектра колебаний с комбинац. частотами фильтр, включаемый на выходе П. ч., выделяет колебания с частотой, обычно равной разности частот радиосигнала и вспомогат. колебаний. П. ч. используется в супергетеродинных радиоприёмниках, в каскаде преобразования частоты в т. н. промежуточную частоту, а также в синтезаторах частот и радиопередатчиках.

2) П. ч. в электротехнике - устройство для изменения частоты электрич. напряжения (тока). Применяется в системах питания регулируемого электропривода и магн. усилителей, для согласования двух или более систем перем. тока с различной частотой и т. д. Различают П. ч. статические (ПС), электромашинные (ПЧМ) и комбинированные. ПС разделяются на электромагнитные (ПЧЭ) и вентильные (ПЧВ). Наибольшее распространение получили ста-тич. П. ч. При мощности до 3 кВт применяют транзисторные ПЧВ, при большей мощности - тиристорные. Транзисторные ПЧВ используются в радиотехнич. измерит. и др. слаботочных устр-вах, тиристорные - в пром. и тяговом электроприводе при мощности до неск. МВт.