Тесты

Тема

Энциклопедический политехнический словарь


Содержание

ТРЕТЬЯ КОСМИЧЕСКАЯ СКОРОСТЬ - см. Космические скорости.

ТРЕУГОЛЬНИК - часть плоскости, ограни ч. тремя отрезками прямых (стороны Т.), имеющими попарно по одному общему концу (вершины Т.).

ТРЁХМЕРНАЯ ГОЛОГРАММА - зарегистрированная в трёхмерной (объемной) среде интерференционная картина при использовании голография, схемы на встречных пучках (см. Голография). Из-за использования встречных пучков расстояние между поверхностями, соответствующими интерференц. максимумам, порядка Лямбда/2 (Лямбда - длина волны света), что требует особо высокой разрешающей способности регистрирующих материалов для голографии. Специфика действия трёхмерной дифракц. решётки приводит к тому, что восстанавливается только одно изображение и восстановление возможно в белом свете. Поэтому, если для получения Т. г. объекта использовалось излучение с тремя длинами волн, то при восстановлении изображения в белом (напр., солнечном) свете получится цветное изображение. Т. г. применяют, напр., в изобразит. голографии. Т. г. условно разделяют на толстослойные (в регистрирующем слое толщиной ~ 20 мкм укладывается неск. десятков интерференц. поверхностей) и объёмные (толщина регистрирующего слоя 1 мм и более).

ТРЁХФАЗНАЯ ЦЕПЬ - электрич. цепь перем. тока, в к-рой действуют 3 синусоид, напряжения одинаковой частоты, сдвинутые по фазе (обычно на 120°). Т. ц. экономичнее однофазных, дают существенно меньшие пульсации тока после выпрямления, позволяют простыми средствами получать вращающееся магн. поле в электродвигателях.

ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ железобетонных конструкций - способность ж.-б. конструкций воспринимать действующие на них нагрузки без образования трещин. Т. необходима для обеспечения водонепроницаемости конструкций - водонапорных труб, резервуаров, газгольдеров и т. п., защиты их от воздействия агрессивной среды (дымовых газов, паров, кислот, мор. воды и т. п.) или при многократно повторяющейся нагрузке (в ж.-д. шпалах, подкрановых балках, эстакадах и т. д.).

ТРИАНГУЛЯЦИОННЫЙ ПУНКТ - то же, что тригонометрический пункт.

ТРИАНГУЛЯЦИЯ (от лат. triangulum - треугольник) - метод определения положения геодезич. пунктов путём построения на местности систем смежно располож. треугольников (вершинами их являются определяемые точки), в к-рых измеряют углы л длину сторон (или одной стороны). Государственная триангуляц. сеть СССР подразделяется по точности на 4 класса.

ТРИБ, т р и б к а, - мелкомодульное зубчатое колесо с малым числом зубьев (6 - 16), составляющее одно целое со своей осью вращения. Применяется в часах и др. точных механизмах.

ТРИБОЛОГИЯ - то же, что трайбология.

ТРИБОМЕТРИЯ (от греч. tribos - трение и ...метрия) - учение о методах измерений сил или коэфф. внеш. трения и износа трущихся поверхностей. Приборы для измерений сил трения наз. трибометрами.

ТРИБОХИМИЯ - раздел механохимии; изучает реакции, происходящие при трении твёрдых тел.

ТРИБОЭЛЕКТРИЧЕСТВО (от греч. tribes - трение) - электрич. заряды, возникающие при трении друг о друга двух тел. Электризуются оба тела, причём приобретаемые ими заряды равны по абс. значению и противоположны по знаку. В основе Т. металлов и ПП лежат контактные явления (см. Контактная разность потенциалов). При трении двух диэлектриков положительно заряжается тот, у к-рого больше диалектрииеская проницаемость. Т. возникает во мн. производств. процессах (напр., при прядении, при разбрызгивании жидкостей) и может привести к нежелат. накоплению статич. зарядов, для устранения к-рых заземляют металлич. детали, ионизируют воздух и принимают др. меры.

ТРИБРОММЕТАН - то же, что бромоформ.

ТРИГАТРОН (от триггер и ...трон) - газоразрядный прибор с холодным катодом и вспомогат. электродом, упр вляющим моментом возникновения искрового разряда в атмосфере инертного газа с повыш. давлением (до неск. атм). Применяется в качестве коммутатора в устройствах формирования электрич. импульсов для модуляции СВЧ колебаний (в мощных генераторных лампах, магнетронах и др.). См. рис.

Тригатрон: А - авод; К - холодный катод; П - управляющий элекгрод. Мощный разряд между А и К возникает после пробоя вспомогательного промежутка между К и П от маломощного источника

ТРИГГЕР (англ. trigger - защёлка, спусковой механизм) - переключат. устройство, к-рое сколь угодно долго сохраняет одно из двух своих состояний устойчивого равновесия и скачком переключается из одного состояния в другое по сигналу извне. Выполняется обычно на ПП приборах, интегр. схемах, электронных лампах, реже - на элементах пневмоавтоматики и струйной техники. Каждому состоянию Т. соответствуют определ. сигналы (напр., в виде электрич. импульсов или перепадов напряжения) на его выходах (основном и инверсном), к-рые условно принимаются за "0" и "1"; при изменении состояния Т. меняются сигналы - на том выходе Т., где был "0", устанавливается "1", и наоборот. Ряд соединённых определ. образом Т. образуют регистр или счётчик. Применяется гл. обр. в устройствах автоматики и вычислит. техники, напр. в регистрах ЭВМ, дешифраторах, сумматорах и т. д.

1,2,3-ТРИГИДРОКСИБЕНЗОЛ - то же, что пирогаллол.

ТРИГЛИФ (греч. triglyphos, от tri-, в сложных словах - три и glypho - режу) - прямоугольная плита с двумя пелыми, а по краям половинными желобками. Чередуясь с метопами, Т. образуют фриз в дорическом ордере (см. Ордер архитектурный).

ТРИГЛИЦЕРИДЫ - см. в ст. Жиры.

ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ - ф-ции угла: синус (sin), косинус (cos), тангенс (tg), котангенс (ctg), секанс (sес),косеканс(соsес). Т. ф. можно определить как отношения длины г и проекций а и b на оси координат радиус-вектора, образующего с положит. направлением оси Ох угол а: sin а = b/r, cos а = а/r, tg а = b/а, ctg а = a/b, sec а = r/а, cosec а = r/b. Значения Т. ф. для разл. углов даются в таблицах; графики Т. ф. см. на рис. Т. ф. играют важнейшую роль в матем. анализе и его приложениях.

К ст. Тригонометрические функции. Графики функций: 1 - синуса; 2 - косинуса; 3 - тангенса; 4 - котангенса; 5 - секанса; 6 - косеканса

ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЙ ПУНКТ, триангуляционный пункт, - геодезический пункт, положение к-рого на земной поверхности определено методом триангуляции.

ТРИГОНОМЕТРИЯ (от греч. trigonon - треугольник и ...метрия) - раздел математики, в к-ром изучаются тригонометрические функции и их приложения к геометрии.

ТРИЕР (от франц. trier - отбирать, сортировать) - с.-х. машина для очистки от примесей семян зерновых культур и трав по длине частиц. Т. выделяет из семян очищаемой культуры длинные и короткие примеси. Т. бывают цилиндрич. и дисковые. В СССР применяют цилиндрич. Т., рабочим органом к-рых являются ячеистые цилиндры. В цилиндрах с мелкими ячейками (кукольных) выделяются короткие зёрна и примеси, а в цилиндрах с ячейками большого диаметра (овсюжных) - длинные зёрна и примеси. При вращении цилиндра короткие зёрна и примеси попадают в ячейки, поднимаются вверх и выпадают из ячеек в лоток. Длинные зёрна и примеси идут сходом по ячеистой поверхности. Производительность Т. от 5 (БТ-5) до 20 (БТ-20) т/ч. См. рис.

К ст. Триер. Триерныв блок БТ-5

Схема работы триера: 1 - кукольный цилиндр; 2 - лоток (штриховыми линиями показаны различные его положения); 3 - шнек; 4 - овсюжный цилиндр

ТРИКОТАЖ (франц. tricotage, от tricoter - вязать) - текст. изделия или полотна, получ. из одной или многих нитей путём образования петель и их взаимного переплетения. По структуре Т. подразделяется на поперечновязаный (кулирный) и продольновязаный (основовязаный), одинарный и двойной (более плотный и тяжёлый), гладкий и рисунчатый. Из Т. изготовляют одежду, чулки, перчатки, платки, береты и т. п., а также гардины, ковры, технич. изделия (прокладки, трубки, фильтры, сети), изделия мед. назначения (бинты, кровеносные сосуды, протезы внутр. органов) и т. д.

ТРИКОТАЖНАЯ МАШИНА - то же, что вязальная машина.

ТРИМАРАН - трёхкорпусное судно с одинаковыми корпусами, два из к-рых расположены рядом, а третий сдвинут в продольном направлении в корму или, чаще, в нос. Т. наз. также узкие парусные суда, снабжённые двумя дополнит. корпусами-поплавками (аутригерам и), закреплёнными на нек-ром расстоянии от его бортов с целью повышения остойчивости, и моторные катера, (см. рис.), корпус к-рых имеет явно выраженные обводы с тремя килями (боковыми наделками-с понсонам и).

Моторный катер-тримаран

ТРИМЕТИЛПЕНТАН - то же, что изооктан.

ТРИММЕР (англ. trimmer, от trim, букв. - приводить в порядок) - 1) вспомогат. рулевая поверхность, располож. вдоль задней кромки аэродинамич. руля управления и предназнач. для снижения усилий на ручке и педалях управления ЛА на установившихся режимах полёта (путём компенсации шарнирного момента при отклонении Т. в сторону, противоположную отклонению осн. руля). См. рис. к ст. Оперение.

2) Метательный конвейер - самоходная погрузочно-разгрузочная машича, сообщающая грузу (напр., грунту, зерну) кинетич. энергию от лопастей ротора, диска или движущейся ленты. Груз отбрасывается на расстояние до 30 м. Т. применяют для закладки породой выработанных пространств в шахтах, отсыпки грунта в отвал, насыпки дамб, заполнения вагонов, амбаров, трюмов судов и т. п.

ТРИНИТРОКСИЛОЛ - ВВ из группы нитросое-динений ароматич. ряда. Темп-pa вспышки 330 °С. По стойкости и чувствительности близок к тринитротолуолу и применяется для тех же целей.

ТРИНИТРОТОЛУОЛ, тол, т р о т и л, - ВВ из группы нитросоединений ароматического ряда; нитропроиэводное толуола. Бесцветные или слабоокраш. кристаллы, tпл ок. 80 °С. Малочувствителен к тепловым и механич. воздействиям, плохо растворим в воде, легко загорается. Темп-pa вспышки ок. 290 °С, теплота взрыва 4,2 МДж/кг, плотн. 1641 кг/м3 (при 25 °С). Т. бывает порошкообразный, чешуйчатый, гранулированный (т. н. гранулотол), прессованный и плавленый. Применяется для взрывания на земной поверхности (запрещён для подз. условий) и как составная часть аммиачноселитренных ВВ, а также для снаряжения боеприпасов.

ТРИОД [от греч. tri-, в сложных словах - три и (электр)од] - 1) электронная лампа с 3 электродами: термоэлектронным катодом (прямого или косвенного накала), управляющей сеткой и анодом (см. рис.). Используется в раднотехнич. аппаратуре как приёмно-усилительная лампа либо генераторная лампа малой, средней и большой мощности. Получили распространение миниатюрные и сверхминиатюрные Т. (напр., нувисторы). Т., предназнач. для работы в СВЧ диапазоне, имеют электроды с кольцевыми выводами (для удобства подсоединения к резонаторам или радиоволноводам). См. также Маячковая лампа.

2) Устар. назв. транзистора.

Устройство триода: 1 - анод; 2 - сетка; 3 - подогреватель катода; 4 - катод

ТРИОКСАН - см. в ст. Формальдегид.

ТРИПЛЕКС (от лат. triplex - тройной) - 1) разновидность безосколочного стекла, состоящая из двух стек. листов, скрепл. между собой полимерной плёнкой.

2) К.-л. устройство (или процесс), состоящее из трёх самостоят. частей, элементов.

"ТРИСТАР" (TriStar) - амер. широкофюзеляжный пасс. самолёт с тремя турбовентиляторными двигателями (взлётная тяга 652 кН). Число мест 400. Размах крыла 47,34 м, дл. 54,16 м, крейсерская скорость до 910 км/ч, дальность полёта ок. 10 000 км. См. рис.

Пассажирский самолёт "Тристар" (США)

ТРИТИЙ (лат. Tritium, от греч. trftos - третий) - радиоактивный изотоп водорода см. ч. 3; символ Т или 3Н. Период полураспада 12,262 года; при распаде испускает чрезвычайно мягкие 0-частицы. В природе Т. образуется, напр., из атм. азота под действием нейтронов космич. лучей; в атмосфере его ничтожно мало. В пром-сти Т. получают по ядерной реакции при облучении лития медленными нейтронами ( 63Li + п = 31Т + 42Не). Т. используется как горючее в термоядерных бомбах: реакция 31Н+21Н= 42Не + п идёт с выделением огромного кол-ва энергии, равного 420 ТДж на 1 кг гелия.

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА, триумфальные ворота, - временные или пост. монументальные арочные (с одним или тремя проёмами) ворота, воздвигаемые в честь знаменат. событий. Обычно украшаются скульптурным декором, надписями. Возникли в Др. Риме; в России строились с кон. 17 в. См. рис.

К ст. Триумфальная арка. Нарвские триумфальные ворота в Ленинграде (арх. В. П. Стасов). 1827 - 34

ТРИФТОРХЛОРЭТИЛЕН F2C=CFC1 - бесцветный газ; (кип - 26,8 °С. Мономер в синтезе политри-фторхлорэтилена и нек-рых сополимеров Т., напр. с этиленом.

ТРИЭТАНОЛАМИН - см. в ст. Этаноламины.

ТРОЙНАЯ СВЯЗЬ - хим. связь между соседними атомами в молекуле, осуществляемая тремя парами электронов. Графически изображается тремя валентными штрихами, напр. -С=С- , - C=N, N=N. Встречается гл. обр. в молекулах органич. соединений, напр. в ацетилене HC=CH, ацетонитрнле CH3C=N, связь N=N - также и в молекуле азота. В органич. соединениях Т. с. отличается высокой реакц. способностью, в молекуле азота - инертна.

ТРОЙНАЯ ТОЧКА - точка на Термодинамич. диаграмме состояния, соответствующая равновесию трёх фаз рассматриваемой термодинамич. системы. Напр., Т. т. воды соответствует термодинамич. равновесию системы, состоящей из льда, воды и водяного пара. Для Т. т. воды - осн. реперной точки термодинамич. темп-ры Т (см. Температурные шкалы) - Т = 273,16 К (точно), давление р = 611 Па.

ТРОЛЛЕЙБУС (англ. trolleybus, от trolley - контактный провод, роликовый токоприёмник и bus - автобус) - вид гор. безрельсового электрич. транспорта. Т. получает энергию из сети пост. тока напряжением 500 - 600 В, реже 750 В. Питание поступает через контактную сеть от подвесных (троллейных) проводов. Сочетает преимущества трамвая (электротяга, отсутствие газов, загрязняющих атмосферу) и автобуса (лёгкость и бесшумность хода на шинах, возможность обгона), однако не имеет манёвренности автобуса.

ТРОЛЛЕЙВОЗ (от англ. trolley - контактный провод, роликовый токоприёмник) - грузовое трансп. средство, оборудованное электродвигателями с питанием от контактных проводов. Грузоподъёмность Т. в СССР 5, 10, 25 т, скорость движения на подъём 10 - 12 км/ч, уд. расход электроэнергии 0,3 кВт*ч (т-км). Разновидность Т. - дизель-Т. (для прохождения участков трассы, где прокладка троллейного провода нерациональна, используется дизель). Применяется для перемещения пород в карьерах и для др. целей. См. рис.

Троллейвоз

Дизель-троллейвоз грузоподъёмностью 65 т

ТРОЛЛЕЙНЫЙ ПРОВОД - см. Контактный провод.

ТРОЛЛЫ - многокрючковые удочки, буксируемые судном. Их лески выбирают спец. лебёдками.

ТРОМП (франц. trompe) в архитектуре - сводчатая конструкция в форме части конуса или купола (см. рис.). Т. позволяют возвести над четырёхугольным в плане помещением круглый в плане купол или барабан, а также осуществить переход от нижней четырёхугольной части здания к верхней восьмиугольной н т. д. Т. получили значит. распространение в архитектуре мн. стран Востока и в рус. архитектуре (особенно 17 в.).

Тромп

...ТРОН [1) от греч. суффикса -tr-, употребляющегося в назв. разл. устройств, и окончания -on; 2) от греч. otryno - возбуждаю, подстрекаю; 3) от слова (элек)трон] - траднц. окончание названий многих (в осн. вакуумных и газоразрядных) электронных приборов (напр., магнетрон, стабилотрон), ускорителей заряженных частиц (напр., бетатрон, синхротрон), а также нек-рых элементарных частиц (напр., нейтрон, позитрон).

ТРОНКОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (от франц. tronc - ствол) - бескрейцкопфный двигатель внутреннего сгорания. Отличается от крейцкопфного двигателя тем, что боковое усилие, возникающее в кривошипном механизме, воспринимается рабочими поверхностями поршня и цилиндра. Т. д., к к-рым относятся все быстроходные двигатели внутр. сгорания, устанавливаются на тракторах, автомобилях, мотоциклах, тепловозах, судах и т. д.

ТРООСТИТ [от имени франц. учёного Л. Ж. Труста (L.-J. Troost; 1825 - 1911)] - структурная составляющая стали, представляющая собой дисперсную смесь феррита и цементита; отличается от перлита и сорбита более тонким строением. Образуется при распаде аустенита в температурном интервале 500 - 400 °С (Т. закалки) или при отпуске закалённой стали при темп-рах 350 - 400 °С (Т. отпуска). Т. отпуска, имеющий зернистый цементит. отличается от Т. закалки, имеющего пластинчатый цементит, большей пластичностью. Стали со структурой Т. обладают повыш. твёрдостью и прочностью, умеренными пластичностью и вязкостью.

ТРООСТОМАРТЕНСИТ - структура сталей после закалки, состоящая из троостита и мартенсита.

ТРОПИКОУСТОЙЧИВОСТЬ - св-во материала противостоять специфич. воздействиям, характерным для атм., биол. и др. условий низких геогр. широт: высокой интенсивности солнечной радиации, высокой (95 - 97%) и низкой (3 - 8%) в зависимости от характера тропич. р-на относит. влажности воздуха, наличию специфич. насекомых и микроорганизмов.

...ТРОПИЯ (от греч. tropos - поворот, направление) - составная часть сложных слов, означающая направленность, поворот, изменение (напр., анизотропия, изотропия).

ТРОПОСФЕРА (от греч. tropos - поворот, изменение и сфера) - ниж. слой атмосферы, простирающийся до высоты 8 - 17 км; в нём сосредоточено 4/5 массы всей атмосферы, почти весь водяной пар. Темп-pa в Т. уменьшается с высотой в среднем на 6 °С/км. В Т. развиваются все явления погоды (образование облаков, выпадение осадков и др.).

ТРОПОСФЕРНАЯ РАДИОСВЯЗЬ - радиосвязь, при к-рой используется переизлучение деци- и сантиметровых радиоволн электрически неоднородной тропосферой. Обычно применяется в отд. звеньях линий радиорелейной связи, в осн. для передачи телеф. и телегр. сообщений. Дальность Т. р. до 1000 км. См. рис.

Схема тропосферной радиосвязи: 1 - передатчик; 2 - луч передатчика; 3 - слои, рассеивающие радиоволны; 4 - луч приёмника; 5 - приёмник

ТРОС (голл. tros) - общее наименование канатно-верёвочных изделии, изготовляемых из естеств. (растит.) и искусств. волокнистых материалов, а также из стальной проволоки. См. Канат.

ТРОСОВЫЙ МОЛНИЕОТВОД - то же, что грозо-защитный трос.

ТРОТИЛ - то же, что тринитротолуол.

ТРОТИЛОВЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ - хар-ка взрывного действия ядерного оружия. Т. э. равен массе тротилового заряда (см. Тринитротолуол), энергия взрыва к-рого равна энергии взрыва данного ядерного боеприпаса. Ядерные боеприпасы имеют Т. э. от неск. тыс. до десятков млн. т.

ТРОХОИДА (от греч. trochoeides - колесообразный, круглый, от trochos - колесо, круг и eidos - вид) - плоская траектория точки вне или внутри окружности, катящейся по прямой линии (см. рис.).

Трохоида

ТРОХОТРОН (от греч. trochos - колесо, круг и ... трон) - многоэлектродный электронно-лучевой прибор с ленточным электронным пучком (лучом), формируемым под действием взаимно перпендикулярных магн. и электрич. полей и движущимся по т. н. трохоиде. Служит для переключения (коммутации) разл. электрич. цепей и распределения электрич. сигналов между ними. Применяется в импульсных пересчётных схемах, делителях частоты, схемах совпадения и др.

ТРОЩЕНИЕ - совместное параллельное наматывание (без крутки) неск. текст. нитей на одну паковку. Т. обычно предшествует кручению. Применяется при произ-ве кручёных нитей, швейных ниток и т. п. Выполняется на тростильных машинах (см. рис.).

К ст. Трощение. Схема тростильной машины: 1 - питающие паковки; 2 - чиститель; 3 - тормозное устройство; 4 - направляющие валки; 5 - нитеводитель; 6 - бобина

ТРУБКА ТОКА - часть жидкости (или газа), огранич. поверхностью, к-рая образована линиями тока, проведёнными через все точки малого замкнутого контура.

ТРУБОВОЗ - специализир. полуприцеп или роспуск для перевозки труб дл. 12 - 48 м. Погрузка и разгрузка Т. осуществляются кранами-трубоукладчиками или автокранами. Т. может быть оборудован саморазгружающимся устройством. Трубы размещаются на Т. на спец. кониках и закрепляются тросами или цепями.

ТРУБОГИБ - ручное или механизир. приспособление переносного (настольного) или стационарного исполнения для гибки труб и арматуры по требуемому радиусу.

ТРУБОЛИТЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - произ-во металлнч. (преим. чугунных) труб методом литья. Металл заливают в вертик. или горизонтальные формы на установках литья центробежного, а также в вертик. формы на установках полунепрерывного литья. При центробежном литье не требуется стержня для образования отверстия в трубе, т. к. жидкий металл прижимается и удерживается на стенках вращающейся формы центробежной силой. При полунепрерывном литье отверстие образуется стержнем. При использовании вертик. форм обычно применяют карусельный способ литья, при к-ром формы устанавливаются по окружности карусели-барабана, поворачивающегося вокруг вертик. осн. в результате чего формы перемещаются с позиции на позицию (сборки, заливки и т. д.). Литые чуг. трубы и соединит. фасонные части (угольники, тройники, крестовины) применяются гл. обр. в водопроводных и канализац. (домовых) сетях.

ТРУБООБРАБАТЫВАЮЩИЙ СТАНОК - спец. металлореж. станок токарной группы для обработки труб. По технологич. назначению различают Т. с. след. типов: трубоотрезной - для отрезки труб, снятия у них наружных и внутр. фасок, заусенцев, трубопроточнбй - для обработки внутр. поверхностей бурильных, насосно-компрессорных и геологоразведочных труб, трубонарезной - для обтачивания концов труб и нарезания на них резьбы и др. станки.

ТРУБОПРОВОД - сооружение из труб, плотно соединённых между собой, для транспортирования газообр., жидких и твёрдых продуктов, в т. ч. готовых изделий. В зависимости от транспортируемого продукта различают газо-, нефте-, водо-, пульпопровод и т. п., пром. Т. (для транспортирования металла, машин, вагонеток, контейнеров с готовыми изделиями или материалами), внутриучрежденч. Т. для передачи документации, почты и др. Т. оборудованы пр-тия хим., пищ., угольной, металлургич. и др. отраслей пром-сти, жилые и пром. здания и т. д.

ТРУБОПРОКАТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - произ-во стальных бесшовных труб прокаткой на спец. станах. Т. п. охватывает как осн. операции собственно прокатки, так и вспомогат. операции: транспортирование исходного металла (слитков или заготовок) со склада к нагреват. печам и к валкам первого по ходу процесса стана, передачу прокатываемых труб от одного стана к другому, их охлаждение, правку, обрезку и пр. Трубопрокатный агрегат состоит из неск. (2 - 6) трубопрокатных станов. Первый по ходу процесса стан (т. н. прошивной) предназначен для получения из сплошной заготовки (или слитка) толстостенной трубы, наз. гильзой. За прошивным устанавливается т. н. удлинительный (раскатной) стан, служащий для раскатки гильзы (удлинения её и уменьшения толщины стенки). По типу стана-удлинителя (автоматич., пилигримовый, трёхвалковый, непрерывный, реечный) наз. и трубопрокатный агрегат в целом (напр., трубопрокатный агрегат с автоматич. раскатным станом). Затем труба проходит через обкатной и калибровочный станы (в нек-рых агрегатах - и редукц. стан), после чего готовые трубы по рольгангу поступают к холодильнику. Осн. параметром, определяющим размер трубопрокатного агрегата, является нар. диаметр прокатываемых труб - 18 - 700 мм. Понятие Т. п. включает и произ-во холоднокатаных труб, т. е. труб, к-рые после горячей прокатки подвергаются ещё и прокатке в холодном состоянии. См. рис.

К ст. Трубопрокатное производство.

К ст. Трубопрокатное производство. Схема прокатки трубы на пилигримовом стане: 1 - начало захвата трубы валками; 2 - прокатка на коническом участке; 3 - прокатка на цилиндрическом участке; 4 - подача трубы с поворотом

К ст. Трубопрокатное производство. Схемы расположения валков в прошивных станах с бочковидными (1), дисковыми (2) и грибовидными (3) валками

ТРУБОПРОКАТНЫЙ СТАН - см. в ст. Трубопрокатное производство.

ТРУБОРЕЗ - ручной инструмент для резки труб при помощи роликов; трубу закрепляют в тисках или прижиме, а Т. вращают вокруг неё, регулируя усилие резания винтом (см. рис.).

Труборез (а) и прижим для труб (б): 1 - корпус; 2 и 3 - режущие ролики; 4 - регулировочный винт; 5 - рукоятка

ТРУБОСВАРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - произ-во металлич., преим. стальных, труб диам. от 6 мм до 2 м методом сварки листа или полосы. Процесс состоит из двух операций - формовки (сгибания листа или полосы в трубу) и собственно с в а р к и. Трубосварочные станы разделяются по характеру произ-ва на непрерывные, в к-рых формовка происходит постепенно, по мере продольного продвижения полосы, и периодические, в к-рых лист сначала сгибают в трубу по всей длине; по способу сварки - на станы печной и электрич. сварки. При печной сварке нагретую в печи до 1300 - 1330 оС полосу (штрипс) сгибают в трубу в роликах профилировочного стана или путём протягивания через воронку, причём одновременно происходит сварка кромок полосы встык или (реже) внахлёстку. Электросварочные станы разделяют на станы контактной сварки и дуговой сварки (с продольным или спиральным швом).

ТРУБОУКЛАДЧИК - подъёмный кран, применяемый в комплекте со спец. машинами при прокладке трубопроводов (см. рис.). Т. используют для поддержания труб и плетей из труб при сварке, очистке и изоляции, а также для перегрузки труб и др. грузов. Крановое оборудование Т. монтируют на гусеничном тракторе. Грузоподъёмность Т. 1 - 50 т, скорость передвижения 2,1 - 10 км/ч, вылет стрелы до 7,5 м.

Трубоукладчик

ТРУБЧАТАЯ ПЕЧЬ - 1) то же, что вращающаяся печь. 2) Аппарат для высокотемпературного нагрева нефти и нефтепродуктов в процессе их переработки. Т. п. состоит из конвективного змеевика и настенных (иногда и потолочного) экранов, располож. в топочной камере.

ТРУБЧАТЫЙ РАЗРЯДНИК - разрядник, в к-ром искровой промежуток расположен в канале трубки, выполненной из изоляц. газогенерирующего материала (фибры, оргстекла, винипласта). В Т. р. электрич. дуга гасится потоком газов, образующихся вследствие разложения материала трубки под действием самой дуги. Т. р. применяют для защиты участков с ослабл. изоляцией на ЛЭП и подходов к подстанциям 3 - 110 кВ; включаются между проводом и заземлённой конструкцией. См. рис. при ст. Разрядник.

ТРУБЫ - полые (пустотелые) изделия, преим. кольцевого сечения и относительно большой длины. Используются гл. обр. для изготовления трубопроводов и строит. конструкций. Выполняются из металлов, керамики, асбестоцемента, кирпича, ж.-б., дерева, стекла, каучука, пластмасс и др. материалов. Особое значение в совр. технике имеют металлич. Т. По способу изготовления они делятся на Т. со швом и бесшовные. Т. со швом изготовляют преим. сваркой (см. Сварные трубы. Трубосварочное производство), реже применяются паянные по шву Т. Бесшовные Т. производят гл. обр. прокаткой (см. Трубопрокатное производство), меньшее распространение имеют бесшовные литые Т. (см. Труболитейное производство) и холоднотянутые Т., получаемые волочением. По назначению металлич. Т. делятся на бурильные, нефтегазопроводные, дымогарные, газовые, водопроводные, канализац., капиллярные (напр., для мед. шприцев) и т. д.

ТРУДОЁМКОСТЬ продукции - показатель, характеризующий затраты рабочего времени на изготовление ед. продукции или выполнение определ. работы. Чем меньше Т., тем выше производительность труда.

ТРЮМ (от голл. truim) - помещение в корпусе судна под ниж. палубой. Снизу Т. ограничивается днищем или вторым дном. В Т. размещают грузы (грузовые Т.), судовые механизмы (машинный Т.), запасы и т. д.

Ту-154 - сов. пасс. самолёт с тремя турбореактивными двигателями (тяга одного двигателя 93 кН). Число мест 180. Размах крыла 37,6 м, дл. 47,9 м, взлётная масса 98 т, Макс. коммерч. нагрузка 18 т, крейсерская скорость 950 км/ч, дальность полёта 3250 км. См. рис.

Пассажирский самолёт Ту-154 (СССР)

Ту-144 - сов. пасс. сверхзвуковой самолёт с четырьмя турбореактивными двигателями (тяга одного двигателя 196 кН). Число мест 150. Размах крыла 28,8 м, дл. 65,7 м, взлётная масса 207 т, Макс. коммерч. нагрузка 15 т, крейсерская скорость 2100 км/ч, дальность полёта 6500 км. См. рис.

Пассажирский самолёт Ту-144 (СССР)

ТУГОПЛАВКИЕ МЕТАЛЛЫ - металлы, темп-ра плавления к-рых выше темп-ры плавления железа (разделение условное). К ним относят титан, цирконий, гафний, ванадий, ниобий, тантал, хром, молибден, вольфрам, рений, а также иногда платиновые металлы (рутений, родий, осмий, иридий, платину).

ТУГОПЛАВКИЕ ОКСИДЫ - соединения металлов с кислородом, имеющие высокую tпл. Кроме простых Т. о. (образов, одним металлом), в технике применяют сложные оксиды, состоящие из двух и более разл. оксидов металлов в виде твёрдых р-ров или хим. соединений. Примеры Т. о.: Al2O3. UO32, BeO, HfO2, ThO2. ZrO2. Т. о. наиболее широко используются в радиотехнич., металлургич., хим. отраслях пром-сти, в ядерной энергетике, а также в ракетной и космич. технике.

ТУГОПЛАВКИЕ СОЕДИНЕНИЯ - соединения металлов, обладающих высокими темп-рамп плавления, с бором (см. Бориды), углеродом (см. Карбиды), азотом (см. Нитриды), кремнием (см. Силициды), кислородом (см. Тугоплавкие оксиды). Т. с. делятся на 2 группы: металлоподобные и неметаллические. К Т. с. относятся также интерметаллиды, сульфиды, фосфиды, а также хим. соединения бериллия, алюминия и магния с бором, углеродом, азотом и кремнием, имеющие tпл до 2500 °С. Мн. Т. с. обладают высокой стойкостью против действия к-т, нагретых агрессивных газов, расплавл. металлов и солей.

ТУЗ, тузик (от англ. two - два), - шлюпка лёгкой конструкции, рассчитанная на одного гребца (с двумя парными вёслами), наименьшая из судовых шлюпок. Обычно Т. снабжают рейдовые катера и яхты.

ТУКОВАЯ СЕЯЛКА - с.-х. машина для рассева по поверхности поля минер. удобрений (туков) и их смесей под вспашку или культивацию, а также для подкормки зерновых культур и трав. Наибольшее распространение в СССР получили Т. с. с тарельчатыми высевающими аппаратами, напр. сеялка РТТ-4,2 с шириной захвата 4,2 м. Сеялка (см. рис.) имеет туковый ящик вместимостью 0,7 м3 с 11 высевающими аппаратами. При вращении тарелок удобрения подаются к сбрасывателям, к-рые рассеивают их по поверхности почвы. Привод тарелок и ворошителей туков - от опорно-приводных колёс. Рабочая скорость 10 - 12 км/ч.

Тарельчатая туковая сеялка РТТ-4,2

ТУКОВЫСЕВАЮЩИЙ АППАРАТ - устройство для высева минер. удобрений. В разбросных туковых сеялках наибольшее применение получили тарельчатые Т. а. (см. рис.). Высевающие тарелки этих аппаратов, смонтиров. в вырезах дна тукового ящика, вращаясь, выносят удобрения из ящика к сбрасывателям, к-рые рассевают удобрения по поверхности почвы. Норму высева можно регулировать от 20 до 750 кг/га. См. также Комбинированная сеялка.

Тарельчатый туковысевающий аппарат туковой сеялки

ТУЛИЙ (от греч. Thule - Туле. назв. полулегендарной страны, к-рую древние географы считали северной оконечностью Земли) - хим. элемент из семейства лантпаноидов, символ Тт (лат. Thulium), ат. н. 69, ат. м. 168,9342. Т. - серебристо-белый металл, плотн. 9330 кг/м3, t1545 °С. Применяют Т. для поглощения газов в электровакуумных приборах, искусственно получаемый радиоактивный изотоп 175Тm - в медицине для радиодиагностики и в технике для просвечивания деталей.

ТУННЕЛЬ, тоннель (англ. tunnel), - подземное (подводное) сооружение для движения транспорта, перемещения воды, прокладки коммуникаций и т. п. По назначению и конструктивным особенностям различают Т.: на путях сообщения (ж.-д., метрополитена, автодорожные, пешеходные); для неск. видов транспорта (в одном сечении); коммунальные (для гор. сетей водопровода, канализации, тепло-и газоснабжения и др.); гидротехнич. (см. Гидротехнический туннель); в системах ГЭС и мелиорации. По местоположению Т. подразделяются на подземные, подводные (располож. под каналами, озёрами, проливами) и горные (пролож. через хребты, отд. возвышенности и т. п.). Глубина заложения Т., его длина, очертание в плане, форма и размеры поперечного сечения зависят от топография., геол. и климатич. условий и его назначения. Проходка Т. производится горным, щитовым или открытым способами. Горный способ обычно требует применения крепей, конструкция и несущая способность к-рых должны соответствовать геол. условиям. Для Т., залож. в слабых породах, наиболее эффективен щитовой способ (см. Шит проходческий). Применяются также спец. способы: вертик. кессонов, погружение готовых секций Т., продавливание и др. Первый известный трансп. Т. (пешеходный) был проложен под р. Евфрат в Вавилоне в 3 тыс. до н. э. Первый судоходный Т. (ок. 160 м) был построен во Франции в кон. 17 в., первый ж.-д. Т. (ок. 1.19 км) - в Великобритании в 1826 - 30.

ТУННЕЛЬ ГРЕБНОГО ВАЛА - узкое длинное водонепроницаемое помещение судна, через к-рое проходит гребной вал от кормовой переборки машинного отделения до ахтерпика. Выполняется в виде сводчатого коридора и служит для защиты водопровода.

ТУННЕЛЬНЫЙ ДИОД - полупроводниковый диод, действие к-рого осн. на туннельном эффекте. Содержит р - n-переход с очень малой толщиной запирающего слоя (обычно 5 - 15 нм). Предложен япон. физиком Л. Эсаки (L. Esaki) в 1957. Туннельвый механизм переноса электронов в Т. д. обусловливает N-образный вид его вольтамперной характеристики, имеющей участок с отрицат. сопротивлением (см. рис.). Т. д. изготовляют чаще всего на основе германия и арсенида галлия с большой концентрацией примесей (до 1025 - 1027 м-3). Т. д. характеризуются широким диапазоном рабочих темп-р (до 200 °С - германиевые; до 600 °С - арсенид-галлиевые), высоким быстродействием, но низкой выходной мощностью (единицы мВт). Применяются в усилителях и генераторах электрич. колебаний СВЧ диапазона (до десятков ГГц), в быстродействующих переключающих устройствах, а также устройствах памяти с двоичным кодом.

Вольтамперная характеристика туннельного диода

ТУННЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ - квантовомеханич. явление, заключающееся в просачивании частиц (электронов, а-частиц и др.) сквозь потенциальный барьер. Т. э. обусловлен волновыми св-вами микрочастиц. Он лежит в основе альфа-распада радиоактивных ядер, автоэлектронной эмиссии, автононизации атомов в сильном электрич. поле, Джозефсона аффекта. Т. э. влияет на течение термоядерных реакций. На Т. э. осн. действие туннельного диода.

ТУРБИДИМЕТРИЯ (от лат. turbidus - мутный и ...метрия) - метод количеств. хим. анализа, осн. на измерении интенсивности света, ослабленного мутной средой. Измерения проводят в проходящем свете при помощи колориметров или спектрофотометров путём сравнения интенсивности поглощения света исследуемой и стандартной средами. Разновидность Т. - турби диметрическое титрование, при к-ром определяемое в-во титруют р-ром осадителя и устанавливают точку эквивалентности по максимуму помутнения. Т. применяют для определения сульфатов, фосфатов, хлоридов, цианидов, ионов свинца, цинка.

ТУРБИНА (франц. turbine, от лат. turbo - вихрь, вращение с большой скоростью) - двигатель с вращат. движением рабочего органа - ротора и непрерывным рабочим процессом, преобразующий в механич. работу энергию подводимого рабочего тела - пара, газа или жидкости; лопаточная машина. Рабочее тело поступает через направляющие аппараты на лопастную решётку и приводит ротор во вращение. Стационарные паровые турбины и газовые турбины широко применяют для привода генераторов электрич. тока (турбогенераторы), центробежных компрессоров и воздуходувок (турбокомпрессоры, турбовоздуходувки), питат, топливных и масляных насосов (турбонасосы). Трансп. паровые и газовые Т. используют в качестве судовых двигателей, соединяя их с гребными валами через понижающую зубчатую передачу - редуктор (турбозубчатые агрегаты) для получения оптим. частоты вращения гребных винтов. Газовые Т. широко используются также в авиац. двигателях (турбовинтовые двигатели и турбореактивные двигатели) и в отд. случаях - на локомотивах (газотурбовозы) и спец. автомобилях, требующих особо мощных двигателей. Гидравлические турбины строят в стационарном исполнении для привода тихоходных генераторов электрич. тока (гидрогенераторы) на гидроэлектрических станциях. Благодаря хорошей экономичности, компактности, надёжности и возможности получить большую единичную мощность Т. практически вытеснили поршневые паровые машины из совр. мировой энергетики.

ТУРБИННАЯ КАМЕРА - устройство для подвода воды к направляющему аппарату гидравлич, реактивной турбины. Т. к. должна обеспечить равномерное по всему периметру питание статора и направляющего аппарата, поэтому выполняется с суживающимся сечением. При напоре, превышающем 50 - 60 м, когда вода подводится к турбине по стальным трубопроводам круглого сечения, применяются стальные Т. к., охватывающие почти полностью статор (спиральные камеры). При напорах менее 40 - 50 м применяются бетонные Т. к.; поперечное сечение таких Т. к. обычно имеет трапецеидальную форму, угол охвата 180 - 190°.

ТУРБИННОЕ БУРЕНИЕ - способ проходки гл. обр. нефт. и газовых скважин, при к-ром вращение долота осуществляется турбобуром. Позволяет бурить сверхглубокие скважины.

ТУРБИННЫЕ МАСЛА - нефт. и синтетич. смазочные масла для турбин и турбокомпрессорных машин. Эти же масла применяют обычно в системах регулирования турбоагрегатов, а также в циркуляц. и гидравлич. системах разл. механизмов. Важнейшее св-во Т. м. - стабильность при эксплуатации. Кинематич. вязкость Т. м. составляет (20 - 60)Х 10-6 м2/с (при 50 °С), Гасп (в открытом тигле) 180-195 оС, tзаст до-150С.

ТУРБОБУР - забойный гидравлич. турбинный двигатель для бурения нефт. и газовых скважин. Многоступенчатая турбина, связанная с бурильным долотом, получает энергию от потока глинистого раствора, нагнетаемого в скважину по трубам. Применяются односекционные и многосекционные Т. для бурения скважин диам. 90 - 600 мм, а также колонковые турбодолота, в полом валу к-рых находится колонковая труба. См. рис.

Турбобур

ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - то же, что турбореактивный двухконтурный двигатель.

ТУРБОВИНТОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ (ТВД) - авиац. газотурбинный двигатель, у к-рого тяга в основном создаётся воз д. винтом и частично (до 8 - 12%) реакцией потока газов, вытекающих из реактивного сопла (см. рис.). Энергетич. хар-кой ТВД является эквивалентная мощность, равная сумме мощностей винта и реактивной струи. ТВД нашли широкое применение на дозвуковых пасс. и грузовых самолётах. На вертолётах получили распространение турбовальные двигатели, у к-рых выводной вал приводится во вращение отд., т. н. свободной турбиной (у них реактивная тяга практически равна нулю). Др. разновидностью ТВД является турбовинтовентиляторный двигатель (ТВВД). Его осн. движитель - винтовентилятор представляет собой малогабаритный высоко-нагруж. многолопастной возд. винт с лопастями особой (саблевидной) формы; сохраняет высокий кпд до больших доэвук. скоростей полёта.

Схема турбовинтового двигателя: 1 - воздушный винт; 2 - воздухозаборник; 3 - компрессор; 4 - камера сгорания; 5 - турбина; 6 - реактивное сопло

ТУРБОВОЗДУХОДУВКА - центробежная воздуходувная машина, применяемая в металлургии для дутья.

ТУРБОГЕНЕРАТОР - синхронный генератор 3-фазного тока с приводом от паровой или газовой турбины (см. рис.). Т. имеет неявнополюсный ротор (индуктор); угловая скорость ротора w определяется из условия f = 2ПИ*wр. где f - частота перем. тока, р - число пар полюсов (Т., предназнач. для ТЭС, имеют обычно р = 1, для АЭС - р = 2); охлаждение возд.. водородное или форсированное водородно-водяное. Мощность пром. Т. достигает 800 - 1200 МВт. В СССР 80% всей электроэнергии вырабатывается при помощи Т.

Турбогенератор с водородным охлаждением мощностью 150 МВт; угловая скорость вращения ротора 3000 об/мин, напряжение 38 кВ

ТУРБОЗУБЧАТЫЙ АГРЕГАТ - паровая турбина, соединённая с зубчатым редуктором. Используется на судах в качестве гл. двигателя и как привод насосов и ДР. механизмов большой мощности.

ТУРБОКОМПРЕССОР - 1)центробежный или осевой лопаточный компрессор для сжатия и подачи газа, приводимый в действие газовой турбиной; обеспечивает больший, чем у поршневого компрессора, кпд и исключает пульсации давления подаваемого газа.

2) Осн. агрегат газотурбинного двигателя, включающий установленные на одном валу компрессор и турбину для его привода и предназнач. для повышения давления рабочего тела. При большой степени повышения давления воздуха двигатель может иметь Т. низкого, ср. и высокого давления на соосных, механически не связанных валах (см., напр., ст. Турбореактивный двухконтурный двигатель).

3) Агрегат для наддува авиац. поршневых двигателей, включающий центробежный компрессор (нагнетатель) и вращающую его турбину, работающую на выпускных газах осн. двигателя (см. рис.).

Схема турбокомпрессора: 1 - отводной патрубок для регулирования подачи газа; 2 - рабочее колесо газовой турбины; 3 - сопловой аппарат турбины; 4 - рабочее колесо компрессора

ТУРБОЛЁТ - ЛА., У к-рого необходимые для осуществления полёта подъёмная и пропульсивная силы создаются турбореактивным двигателем, а аэродинамические поверхности отсутствуют. Тяга двигателя, превышающая вес Т., обеспечивает вертик, взлёт и посадку ЛА, а горизонтальная тяга создаётся за счёт управления вектором тяги (наклона ЛА). Для обеспечения устойчивости и управляемости Т. используются струйные и газовые рули управления.

ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНЫЙ НАСОС - кинетический вакуумный насос, в к-ром импульс движения передаётся молекулам газа от вращающихся твёрдых поверхностей. С помощью Т. н. можно достигать вакуума до 10-9 Па.

ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ (ТН А) - содержит турбину (паровую, газовую и т. д.) и приводимые от неё (часто через редуктор) один или неск. насосов. Применяется . в энергоустановках (напр., на ТЭС в качестве питательного насоса), реактивных двигателях (напр., в ЖРД с насосной подачей топлива), оросит, установках и т. д.

ТУРБОПРЯМОТОЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ТПД) - комбинир. воздушно-реактивный двигатель, в к-ром сочетаются конструктивные элементы и св-ва турбореактивных двигателей и прямоточных воздушно-реактивных двигателей. ТПД предназначены для ЛА со скоростным диапазоном, соответствующим Маха числам полёта Моо - 0 - 6. В ТПД с последоват. работой контуров от взлёта до достижения числа Моо - 2,5 - 3 работает газотурбинный контур, а затем только прямоточный. В ТПД с отд. камерой сгорания в прямоточном контуре в нек-ром диапазоне скоростей оба контура работают одновременно.

ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ТРД) -компрессорный воздушно-реактивный двигатель, в к-ром работа газовой турбины затрачивается на привод компрессора, а потенц. энергия газов за турбиной обеспечивает создание реактивной тяги при их истечении из реактивного сопла (см. рис.). На сверхзвук, самолётах, как правило, применяются ТРД с дополнит. (форсажной) камерой сгорания (ТРДФ), к-рая позволяет получить прирост тяги до 50%.

Схема турбореактивного двигателя: 1 - воздухозаборник; 2 - компрессор; 3 - турбина; 4 - форсажная камера; 5 - реактивное сопло; 6 - камера сгорания

Турбореактивный двухконтурный двигатель: а - схема; б - общий вид; 1 - вход воздуха во внутренний контур; 2 - лопатки вентилятора; 3 - вход воздуха во внешний контур; 4 и 4' - компрессор и турбина среднего давления; 5 в У - компрессор и турбина высокого давления; 6 - камера сгорания; 7 - турбина привода вентилятора (низкого давления); 8 - реактивное сопло

ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ТРДД) - турбореактивный двигатель с внутр. и нар. контурами движения воздуха (газа) и вентилятором, обслуживающим только нар. или оба контура (см. рис.). Тяга ТРДД создаётся реактивными соплами внутр. и нар. контуров или общим соплом, перед к-рым потоки смешиваются. Отношение расходов воздуха в нар. и внутр. контурах наз. степенью двухконтурности. Использование части энергии продуктов сгорания внутр. контура для турбинного привода вентилятора нар. контура уменьшает скорость истечения газов из реактивных сопел (по сравнению с одноконтурным ТРД), что улучшает экономичность (меньше потери кинетич. энергии с отбрасываемыми струями) и снижает шум двигателя. На пасс. и грузовых самолётах используются ТРДД с большой степенью двухконтурности (до 4 - 8), раздельными контурами и одноступенчатым вентилятором. На сверхзвук, самолётах применяются ТРДД с малой степенью двухконтурности, многоступенчатым вентилятором и форсажной камерой в наружном контуре или с общей форсажно-смесительной камерой (ТРДДФ). ТРДД часто называют также турбовентиляторными двигателями.

ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД - см. в ст. Реактивный снаряд.

ТУРБОХОД - самоходное судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.

ТУРБОЭЛЕКТРОХОД - см. Электроход.

ТУРБУЛЕНТНОЕ ТЕЧЕНИЕ (от лат. turbulentus - бурный, беспорядочный) - течение жидкости (или газа), при к-ром частицы жидкости совершают неустановившиеся беспорядочные движения по сложным траекториям. При Т. т. скорость жидкости и её давление в каждой точке потока хаотически изменяются. В отличие от ламинарного течения, при Т. т. происходит интенсивное перемешивание движущейся жидкости. Т. т. возникает в результате потери устойчивости ламинарного течения, наступающей при значениях Рейнольдса числа выше критиче с к о г о, характерного для данных условий течения. Напр., при течении жидкостей в круглых трубах ReK ~ 2300.

ТУРМАЛИН (нем. Turmalin, франц. tourmaline, от сингальского турамали - камень, притягивающий пепел) - минерал, сложный боросиликат изменчивого состава. Разновидности: шерл (чёрный, железистый), дравит (бурый, магнезиальный) и др. Нередко встречаются полихромные кристаллы Т., в т. ч. с зональным распределением окраски. Тв. по минералогия, шкале 7 - 7,5; плотн. 3000 - 3200 кг/м3. Прозрачные розовые, синие и зелёные кристаллы Т. - драгоценные камни. Т. применяется также как пьезооптич. сырьё.

ТУРНИКЕТ (франц. tourniquet) - вращающаяся дверь (крестовина), устанавливаемая в тамбурах зданий и сооружений, при входе в обществ. сады, на стадионы и т. п. для пропуска посетителей по одному человеку.

ТУРНИКЕТНАЯ АНТЕННА - разновидность телевиз. передающей антенны. Взаимно перпендикулярные вертик. решётчатые пластины Т. а., располож. в неск. ярусов одна над другой, обеспечивают равномерное круговое излучение, сконцентрир. в горизонт. плоскости.

ТУРНОДОЗЕР (от англ. turn - поворот, изменение направления и dozer - бульдозер) - машина для передвижки рельсовых путей и ленточных конвейеров. База Т. - трактор, рабочий орган - рельсозахватный механизм, к-рый выполнен в виде подвесных клещей. Применяется гл. обр. на карьерах.

ТУФ ВУЛКАНИЧЕСКИЙ (итал. tufo) - пористая горная порода, сложенная из уплотнённых твёрдых вулканич. выбросов. По хим. составу Т. в. разнообразен и отвечает составу лавы данного извержения (риолиту, андезиту, базальту и т. д.). Т. в. легко обрабатывается и широко применяется в качестве стенового и облицовочного материала, наполнителя в лёгких бетонах, а в молотом виде - как активная добавка к вяжущим в-вам (пуццолан, трасс). Т. в. используется также для футеровки тепловых агрегатов нек-рых пром. печей и труб.

ТУФОБЕТОН - лёгкий бетон с заполнителями из туфов.

ТУШЬ (нем. Tusche) - чёрная краска (жидкая или в виде твёрдых плиток - т. н. сухая Т.), не теряющая со временем чёрного цвета. Служит для черчения, рисования, копирования чертежей и т. п. Изготовляется из сажи (древесной, масляной, газовой и т. д.). Иногда Т. наз. аналогичные чёрной Т. цветные краски, изготовленные на основе каменноугольных красителей.

ТЭГ - см. Термоэлектрический генератор.

ТЭН, тетранитропентаэритрит, - мощное вторичное ВВ. Т. нерастворим в воде, обладает высокой детонац. способностью и чувствительностью к механич. воздействиям. Плотн. 1740 кг/м3. теплота взрыва 5,8 МДж/кг, скорость детонации 8,3 км/с. При темп-ре 200 °С самовоспламеняется, обычно с сильным взрывом. Т. применяется для изготовления детонирующего шнура, вторичных зарядов капсюлей-детонаторов, промежуточных детонаторов, а также в качестве сенсибилизатора аммиачно-селитренных ВВ.

ТЭП - см. Термоэмиссионный преобразователь энергии.

ТЮБИНГ (англ. tubing, от tube - труба) - чуг., стальные или ж.-б. сборные элементы в виде ребристых сегментов, из к-рых собирается обделка (обычно цилиндрич.) подз. сооружения. Наиболее широко применяют Т. при проходке шахтных стволов и туннелей метрополитенов.

ТЮБИНГОВАЯ КРЕПЬ - крепь, собранная из тюбингов, для крепления вертик., горизонтальных и наклонных выработок круглого сечения в слабых, неустойчивых породах или в обводи, песках. Пространство между крепью и вмещающими породами заполняется тампонажным р-ром, нагнетаемым через спец. отверстия в тюбингах.

ТЮНЕР (англ. tuner, от tune - настраивать) - радиоприёмное устройство, обеспечивающее тонкую настройку на нужную длину волны; не имеет собств. усилителя звуковой частоты, подключается к внеш. усилителю, напр., электрофона или магнитофона. Высокая точность настройки Т. обеспечивается с помощью интегрального цифрового синтезатора частоты л цифровой системы фазовой автоподстройки, а также пьезокерамич. фильтров сосредоточ. селекции. Большинство Т. имеет чувствительность не хуже неск. мкВ, отношение сигнал/шум - более 60 дБ, полосу воспроизводимых частот - до 20 кГц и выше.

ТЯГА - 1) сила, передаваемая движителю трансп. машины (наземной, водной, воздушной, космической). Применительно к тяговым трансп. машинам под Т. подразумевают силу, передаваемую от тягача (или локомотива) к буксируемым машинам (или поезду).

2) Т. в м а ш и н а х и механизмах - деталь, передающая движение, связывающая отд. детали или звенья механизма. Обычно вытянутая, круглого или прямоугольного сечения (сплошная, полая) или из фасонного проката (уголкового, таврового или др. профиля).

3) Т. в т о п о ч н ы х и вентиляционных устройствах - разрежение в данном участке трубопровода или канала, под действием к-рого осуществляется движение воздуха или газа. Различают естеств. тягу (разрежение создаётся за счёт разности плотностей нар. атм. воздуха и газов в газоходах, дымовой или вытяжной вентиляц. трубе) и искусственную (создаётся с помощью дымососа или вентилятора). Естеств. Т. возрастает с увеличением высоты вытяжной или дымовой трубы, с уменьшением темп-ры атм. воздуха и с увеличением темп-ры газвв в трубе.

ТЯГАЧ - машина для буксировки прицепов, полуприцепов, для установки навесного (с.-х., дорожностроит. и др.) оборудования. Имеет сцепное устройство, вывод тормозного привода к прицепу и полуприцепу и розетку для подключения их систем электропитания. По сравнению с обычными тракторами, автомобилями Т. часто имеют повыш. мощность двигателя и передаточные отношения в силовой передаче, укороч. базу. Различают Т. буксирные с тягово-сцепным механизмом и седельные, имеющие вместо грузовой платформы опорно-сцепной механизм для полуприцепов (см. рис.). Для транспортирования неделимых п тяжеловесных грузов применяют балластные Т. См. также рис. при ст. КАЗ.

Трактор-тягач

Седельный тягач с самосвальным полуприцепом

Двухосный тягач с навесным погрузчиком

ТИПОВАЯ МОЩНОСТЬ - произведение двух величин: тяги, развиваемой двигателем, и скорости движения, к-рую он сообщает трансп. средству (автомобилю, самолёту, судну н т. п.). Т. м. определяет полезную работу, выполняемую двигателем.

ТИПОВАЯ ПОДСТАНЦИЯ - электрич. трансформаторная подстанция для питания электроподвижного состава и др. потребителей на ж. д. электроэнергией. Различают Т. п. перем. тока, преобразующие 3-фазный перем. ток, получаемый от энергосистемы, в однофазный перем. ток, подаваемый в контактную сеть, и Т. п. пост. тока, преобразующие 3-фазный перем. ток в постоянный.

ТЯГОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА автомобиля - график изменения тягового усилия на ведущих колёсах автомобиля в зависимости от скорости движения. Т. х. может быть построена, если имеется графич. зависимость между крутящим (вращающим) моментом и частотой вращения вала двигателя. При этом скорость движения v (в км/ч) автомобиля определяется по ф-ле: v = 0,377 rкn/u1u0 , где rк - радиус колеса (в м), п - частота вращения вала двигателя (в об/мив), и1 - передаточное отношение данной ступени коробки передач, и0 - передаточное отношение гл. передачи. Тяговое усилие Р (в Н) для данной скорости движения находится из ф-лы: Р = Mu1u0/rк)nм, где М - крутящий момент на валу двигателя (в Н * м), nм - механич. кпд трансмиссии. Имея Т. х. и зная осн. конструктивные параметры автомобиля, можно определить его динами ч. качества. Аналогичным образом строится Т. х. др. трансп. машин (тягачей, колёсных тракторов и т. п.).

ТЯГОВООРУЖЁННОСТЬ - отношение тяги двигателей к взлётной массе Л А. Часто в качестве Т. принимается безразмерное отношение тяги к силе тяжести Л А. Т. влияет на взлётные качества, Макс. скорость полёта, скороподъёмность и др. хар-ки ЛА.

ТЯГОВЫЙ АГРЕГАТ - сцепленные секции локомотивов (электровозов управления) и вагонов-самосвалов (думпкаров), оборудованных тяговыми электродвигателями, однотипными с двигателями электровозов, что позволяет увеличить в 2 - 3 раза сцепной вес и включить в состав большее число гружёных вагонов. Т. а. применяются на открытых горных разработках, где ж.-д. пути имеют большие подъёмы. Т. а. могут быть оборудованы источниками автономного питания тяговых электродвигателей (напр., дизель-генераторная установка, к-рая размещается на электровозе либо в спец. секции). Автономное питание используется для привода Т. а. на неэлектрифицир. участках (напр., в местах погрузки).

ТЯГОВЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ железных дорог - подвижные самоходные единицы, с помощью к-рых осуществляется передвижение поездов по ж. д. К Т. п. с. относятся локомотивы, моторвагонный подвижной состав, тяговые агрегаты.

ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ - электродвигатель для привода колёсных пар подвижного состава на электрич. транспорте. В качестве Т. э. используют преим. двигатели пост. тока. От обычных электродвигателей отличаются конструкцией корпуса, повыш. надёжностью, видом механич. характеристик. Мощность Т. э. достигает неск. МВт.

ТЯГОМЕР - прибор для измерений разрежения в газоходе парового котла или печи. Обычно представляет собой дифманометр, одно колено к-рого соединено с газоходом, а другое с атмосферой. Применяются также Т. мембранные, с кольцевыми весами, колокольного типа.

ТЯГОТЕНИЕ, г р а в и т а ц и я, - взаимодействие (притяжение), существующее между любыми двумя частицами или телами и определяемое их массами; самое слабое из всех известных типов взаимодействия (напр., для двух электронов оно в 1042 раз слабее их электромагнитного взаимодействия). В ньютоновской теории Т. для двух материальных точек с массами m1 и m2, находящихся на расстоянии R одна от другой, справедлив закон всемирного тяготения Ньютона: F = Gm1m2/R2, где G - гравитационная постоянная. Этот закон является фундаментальным для всей небесной механики. Он определяет орбиты движения небесных тел (см. Кеплера законы), фигуры равновесия небесных тел, объясняет приливные явления и т. д. Точное измерение поля Т. Земли (гравиметрия) даёт сведения о распределении масс в Земле и используется в геол. разведке. Совр. теорией Т. является т. н. общая теория относительности.

ТЯГОТЕНИЯ ПОСТОЯННАЯ - то же, что гравитационная постоянная.

ТЯЖЁЛАЯ ВОДА - см. Вода тяжёлая.

ТЯЖЁЛАЯ ФРАКЦИЯ - 1) Т. ф. в нефтехимии - масляные фракции, выкипающие при темп-ре выше 300 °С при атм. давлении.

2) Т. ф. вминералогическом анализе - при разделении шлихов и дроблёного материала (горных пород или руд) на фракции по плотности к Т. ф. относят все минер. зёрна, тонущие в бромоформе, т. е. имеющие плотность более 2890 кг/м3. Основу Т. ф. составляют темноцветные породообразующие минералы, а также рудные минералы (магнетит, пирит и др. оксиды и сульфиды), барит, флюорит и нек-рые др. Большинство светлых породообразующих минералов попадают в лёгкую фракцию.

ТЯЖЕЛОВОДНЫЙ РЕАКТОР - ядерный реактор, в к-ром замедлителем нейтронов служит вода тяжёлая (D2O). Как правило, в Т. р. в качестве теплоносителя применяется тяжёлая или обычная вода, газ под давлением и органич. в-ва. Т. р. гетерогенного типа могут работать с природным ураном, что позволяет использовать их как двухцелевые реакторы. Благодаря малому поглощению нейтронов тяжёлой водой Т. р. может работать с достаточно высоким коэфф. воспроизведения (0,95) вторичного ядерного топлива. Осн. фактор, ограничивающий применение Т. р., - высокая стоимость тяжёлой воды.

ТЯЖЁЛЫЕ МЕТАЛЛЫ - металлы с плотн. более 8000 кг/м3 (кроме благородных и редких). К Т. м. относятся свинец, медь, цинк, никель, кадмий, кобальт, сурьма, олово, висмут, ртуть. В чистом виде, исключая гальванич. покрытия, используются свинец, медь, цинк, никель и отчасти кобальт, к-рые выпускаются в виде листов, прутков, проволоки, труб и т. п. изделий и полуфабрикатов.

ТЯЖЁЛЫЙ БЕТОН, обычный (цементный) бетон, - наиболее распространённый вид бетона со ср, (по объёму) плотн. 1800 - 2500 кг/м3, получаемый на заполнителях из плотных горных пород. Достаточно плотная структура Т. б. обусловлена рациональным подбором его состава и тщательным уплотнением бетонной смеси (вибрированием, центрифугированием и др. способами). Прочность Т. б. при сжатии 10 - 50 МПа. Т. б. применяется в осн. при возведении бетонных и ж.-о. несущих конструкций пром. и гражд. зданий и сооружений.

ТЯЖЁЛЫЙ ВОДОРОД - то же, что дейтерий.

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы