Тесты

Тема

Общяя психология


Содержание


		   ПРЕДИСЛОВИЕ
 
   Один мой друг, взявший на себя  труд  критически  прочитать  рукопись
этой книги, писал мне, добравшись до ее середины: Вот уже вторую  главу
подряд я читаю с захватывающим интересом, но и с  возрастающим  чувством
неуверенности. Почему? Потому что не вижу четко их связи с целым. Тут ты
должен мне помочь. Критика была вполне справедлива; и  это  предисловие
написано для того, чтобы с самого начала разъяснить  читателю,  с  какой
целью написана вся книга и в какой связи  с  этой  целью  находятся  от-
дельные главы.
   В книге речь идет об агрессии, то есть об инстинкте  борьбы,  направ-
ленном против собратьев по виду, у животных и у человека. Решение  напи-
сать ее возникло в результате случайного совпадения двух  обстоятельств.
Я был в Соединенных Штатах. Во-первых, для того, чтобы  читать  психоло-
гам, психоаналитикам и психиатрам лекции о сравнительной этологии и  фи-
зиологии поведения, а во-вторых, чтобы проверить в естественных условиях
на коралловых рифах у побережья Флориды гипотезу о боевом поведении  не-
которых рыб и о функции их окраски  для  сохранения  вида,  -  гипотезу,
построенную на аквариумных  наблюдениях.  В  американских  клиниках  мне
впервые довелось разговаривать с психоаналитиками,  для  которых  учение
Фрейда было не догмой, а рабочей гипотезой, как и должно  быть  в  любой
науке. При таком подходе стало понятно многое из того, что прежде  вызы-
вало у меня возражения из-за чрезмерной смелости теорий Зигмунда Фрейда.
В дискуссиях по поводу его учения об  инстинктах  выявились  неожиданные
совпадения результатов психоанализа и физиологии  поведения.  Совпадения
существенные как раз потому, что эти дисциплины различаются и  постанов-
кой вопросов, и методами исследования, и - главное - базисом индукции.
   Я ожидал непреодолимых разногласий по поводу понятия инстинкт  смер-
ти, который - согласно одной из теорий Фрейда - противостоит всем  жиз-
неутверждающим инстинктам как разрушительное начало. Это гипотеза,  чуж-
дая биологии, с точки зрения этолога является не только ненужной,  но  и
неверной. Агрессия, проявления которой часто отождествляются с  проявле-
ниями инстинкта смерти, - это такой же инстинкт, как и все  остальные,
и в естественных условиях так же, как и они, служит сохранению  жизни  и
вида. У человека, который собственным трудом слишком быстро изменил  ус-
ловия своей жизни, агрессивный инстинкт  часто  приводит  к  губительным
последствиям; но аналогично - хотя не столь драматично - обстоит дело  и
с  другими  инстинктами.  Начав  отстаивать  свою  точку  зрения   перед
друзьями-психоаналитиками, я неожиданно оказался в  положении  человека,
который ломится в открытую дверь. На примерах множества цитат из  статей
Фрейда они показали мне, как мало он сам полагался на свою  дуалистичес-
кую гипотезу инстинкта смерти, которая ему - подлинному монисту и  меха-
нистически мыслящему исследователю - должна была быть принципиально чуж-
дой.
   Вскоре после того я изучал в естественных условиях теплого  моря  ко-
ралловых рыб, в отношении которых значение агрессии для сохранения  вида
не вызывает сомнений, - и тогда мне захотелось написать эту книгу.  Это-
логия знает теперь так много о естественной истории  агрессии,  что  уже
позволительно говорить о причинах некоторых нарушений этого инстинкта  у
человека. Понять причину болезни - еще не значит найти эффективный  спо-
соб ее лечения, однако такое понимание является одной из предпосылок те-
рапии.
   Я чувствую, что мои литературные способности недостаточны для  выпол-
нения стоящей передо мной задачи.
   Почти невозможно описать словами, как  работает  система,  в  которой
каждый элемент находится в сложных причинных взаимосвязях со  всеми  ос-
тальными. Даже если объяснять устройство автомобильного мотора - и то не
знаешь, с чего начать. Потому что невозможно усвоить информацию о работе
коленчатого вала, не имея понятия о шатунах, поршнях, цилиндрах,  клапа-
нах... и т.д., и т.д.
   Отдельные элементы общей системы  можно  понять  лишь  в  их  взаимо-
действии, иначе вообще ничего понять нельзя.
   И чем сложнее система - тем труднее ее исследовать и объяснить; между
тем структура  взаимодействий  инстинктивных  и  социально-обусловленных
способов поведения, составляющих общественную жизнь человека, несомненно
является сложнейшей системой, какую мы  только  знаем  на  Земле.  Чтобы
разъяснить те немногие причинные связи, которые я могу - как мне кажется
- проследить в этом лабиринте взаимодействий, мне волейневолей приходит-
ся начинать издалека. К счастью, все наблюдаемые факты сами по себе  ин-
тересны. Можно надеяться, что схватки коралловых  рыб  из-за  охотничьих
участков, инстинкты и сдерживающие начала у общественных животных, напо-
минающие человеческую мораль,  бесчувственная  семейная  и  общественная
жизнь кваквы, ужасающие массовые побоища серых  крыс  и  другие  порази-
тельные образцы поведения животных удержат внимание читателя до тех пор,
пока он подойдет к пониманию глубинных взаимосвязей.
   Я стараюсь подвести его к этому, по возможности, точно тем же  путем,
каким шел я сам, и делаю это из принципиальных соображений.  Индуктивное
естествознание всегда начинается с  непредвзятого  наблюдения  отдельных
фактов; и уже от них переходит к абстрагированию общих  закономерностей,
которым все эти факты подчиняются. В большинстве учебников,  ради  крат-
кости и большей доступности, идут по обратному пути и предпосылают спе-
циальной части - общую. При этом изложение выигрывает в смысле  обоз-
римости предмета, но проигрывает в убедительности. Легко и просто снача-
ла сочинить некую теорию, а затем подкрепить ее фактами;  ибо  природа
настолько многообразна, что если хорошенько поискать - можно найти  убе-
дительные с виду примеры, подкрепляющие даже самую бессмысленную гипоте-
зу.
   Моя книга лишь тогда будет по-настоящему убедительна, если читатель -
на основе фактов, которые я ему опишу, - сам придет к тем же выводам,  к
каким пришел я.
   Но я не могу требовать, чтобы он безоглядно двинулся по столь тернис-
тому пути, потому составлю здесь своего рода путеводитель, описав вкрат-
це содержание глав.
   В двух первых главах я начинаю с описания простых наблюдений типичных
форм агрессивного поведения; затем в третьей главе перехожу к его значе-
нию для сохранения вида, а в четвертой говорю о физиологии инстинктивных
проявлений вообще и агрессивных в частности - достаточно для того, чтобы
стала ясной спонтанность их неудержимых, ритмически повторяющихся проры-
вов. В пятой главе я разъясняю процесс ритуализации и обособления  новых
инстинктивных побуждений, возникающих в ходе этого процесса, - разъясняю
в той мере, насколько это нужно в дальнейшем для понимания роли этих но-
вых инстинктов в сдерживании агрессии. Той же цели служит шестая  глава,
в которой дан общий обзор системы  взаимодействий  разных  инстинктивных
побуждений. В седьмой главе будет на конкретных примерах показано, какие
механизмы изобрела эволюция, чтобы  направить  агрессию  в  безопасное
русло, какую роль при выполнении этой задачи играет ритуал, и  насколько
похожи возникающие при этом формы поведения на те,  которые  у  человека
диктуются ответственной моралью. Эти главы создают предпосылки для того,
чтобы можно было понять функционирование четырех очень разных типов  об-
щественной организации. Первый тип - это анонимная  стая,  свободная  от
какой-либо агрессивности, но в то же время лишенная и личного самосозна-
ния, и общности отдельных особей.
   Второй тип - семейная и общественная жизнь, основанная  лишь  на  ло-
кальной структуре защищаемых участков, как у кваквы и других птиц, гнез-
дящихся колониями.
   Третий тип - гигантская семья крыс, члены которой не  различают  друг
друга лично, но узнают по родственному запаху и проявляют друг  к  другу
образцовую лояльность; однако с любой  крысой,  принадлежащей  к  другой
семье, они сражаются с ожесточеннейшей партийной ненавистью. И  наконец,
четвертый вид общественной организации - это такой, в котором узы личной
любви и дружбы не позволяют членам сообщества бороться  и  вредить  друг
другу. Эта форма сообщества, во многом аналогичного человеческому,  под-
робно описана на примере серых гусей.
   Надо полагать, что после всего сказанного в первых одиннадцати главах
я смогу объяснить причины ряда нарушений инстинкта агрессии у  человека,
12-я глава - Проповедь смирения - должна создать для этого новые пред-
посылки, устранив определенное внутреннее сопротивление, мешающее многим
людям увидеть самих себя  как  частицу  Вселенной  и  признать,  что  их
собственное поведение тоже подчинено законам природы. Это  сопротивление
заложено, во-первых, в отрицательном отношении  к  понятию  причинности,
которое кажется противоречащим свободной воле, а во-вторых,  в  духовном
чванстве человека. 13-я глава имеет целью объективно показать  современ-
ное состояние человечества, примерно так, как увидел бы его, скажем, би-
олог-марсианин. В 14-й главе я пытаюсь предложить возможные меры  против
тех нарушений инстинкта агрессии, причины которых мне кажутся уже понят-
ными.
 
 
 
   

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы