Тесты

Тема

Общяя психология


Содержание


		Что есть движение как развитие и чем оно отличается от экспансии?

     Движение объекта в сторону расширения объема одного из аспектов не
является реальным его движением как целого, это только "захват" по
одному из уровней, то есть экспансия.
     Рассмотрим разницу в понятиях "развитие" и "экспансия"
применительно к такому целому, как человек. Это целое, согласно методу
качественных структур, представим в следующем виде:
     Смещение акцента развития человека по вектору конструкции ведет к
укреплению его организма и к достижению цели абсолютного здоровья, но
это всегда лишь экспансия в этом направлении, а не движение всего
целого.
     Смещение развития человека по вектору функционирования ведет к
расширению сферы его социальной деятельности и направлено на достижение
абсолютного знания в соответствующей сфере, то есть это экспансия в этом
направлении, но опять-таки не движение всего целого.
     Смещение развития по вектору аспекта связи ведет к расширению
энерго-информационного входа и подразумевает в пределе абсолютную
энергию, являясь экспансией в этом направлении.
     Суть саморазвития как роста "территории влияния" есть направленное
движение по одному из векторов, при этом целокупного развития нет.
     По признаку направления саморазвития можно классифицировать все
известные системы самосовершенствования: экспансия по аспекту связи,
ориентация на "абсолютную энергию" (человек - "царь Космоса"), по
аспекту организации - "царь Природы", по аспекту функционирования -
"царь Мира".
     Нетрудно заметить, что все эти варианты самосовершенствования имеют
общее свойство - они не приводят к развитию целого, а являются лишь
расширением в одном из направлений. Целое же развивается лишь тогда,
когда есть целокупное движение, то есть когда движется точка
координатора. И если говорить о человеке, то его реальным развитием
будет развитие самосознания, а целокупным движением - движение
самосознания в пространстве Мира. Только тогда можно говорить о развитии
целого как такового, то есть тотальном развитии.
     Напрашивается естественный вопрос: что же есть гармония? Какое
развитие не вносит искажения в целое, не нарушает гармонии? Гармония
есть сбалансированность развития всех трех инструментов. Чтобы достичь
гармонии, нужно отказаться от экспансии, и тогда гармония будет возможна
при любом объеме всех трех аспектов целого, лишь бы они были включены в
целокупное бытие. (Здесь можно говорить только о такой качественной
характеристике инструментов как "объем", о мощности объемов как уровнях
экспансии инструментов).
     Каким образом можно достичь состояния сбалансированности,
целокупности?
     Попробуем найти ответ на этот вопрос, рассуждая о том, что же такое
жизнь человека с позиции экспансии?
     Человек, согласно территориальному императиву (все живое стремится
занять свою территорию), поглощает окружающую реальность, завоевывая
себе свое место в пространстве (жилище), свое место в обществе
(социальный статус), свое место в Мире (мой Мир).
     Поглощаемое человек переваривает, и все переваренное образует его
личную историю, тот след, который мы оставляем в жизни.
     Из-за того, что полностью проживать настоящий момент жизни мы не
успеваем, мы часто бываем похожи на пассажира в быстро мчащемся
автомобиле, который не в силах рассмотреть то, что мимо него проносится,
и все время разворачивает голову назад. Автомобиль - это наша жизнь, и
мы в ней - пассажиры. В какой-то момент страх смерти заставляет нас
повернуться спиной к тому, что впереди, и мы видим только свою личную
историю.
     Экспансия, которую мы все время наращиваем, приводит к разрушению,
а затем к коллапсированию в первоначальную точку. И наша жизнь выглядит
так: рождение, экспансия (поглощение), разрушение, коллапсирование,
смерть. Из нулевой точки в нулевую точку. Жизнь была, осталась личная
история, но было ли развитие?
     Тут есть некоторый шанс. Дело в том, что моменты стабильного
самосознания могут постепенно кристаллизовать в точке координатора нечто
от истинного "Я". Этот кристалл может быть причиной такого явления,
когда из пассажира мы превратимся в водителя, из поглотителя - в
производителя и станем авторами собственной жизни. Для этого нужно
перестать тратить силы на экспансию, "выровняться", сгармонизировать все
три инструмента, и когда в точке координатора будет выращен кристалл
истинного "Я", магнитный центр субъекта, может произойти поворот стре-
лок. Человек начнет жить от избытка, станет пассионарной личностью, то
есть производящей из себя.
     Без экспансии мы сможем почувствовать себя в Мире как дома, обретем
покой и тишину. Точка координатора будет точкой входа, и мы сможем
порождать, творить свою жизнь. Человек станет событием, ощутит себя в
Мире по-другому, а личная история потеряет свое значение. "И надо
оставлять пробелы в судьбе..." (Б.Пастернак).
     Жизнь станет событием и появится ощущение того, что у тебя всегда
есть все, действительно необходимое, исчезнет страх оказаться без чего-
то такого, что может понадобиться. Тогда и запасать-то ничего не нужно,
ибо есть постоянный источник- целокупное бытие.
     Что же движет человеком, если у него есть все? Избыток. Избыток
энергии, сил, времени, информации и т.д. И еще раз мы углубляемся в
смысл древнего высказывания: все истинное от избытка.
     Понятен становится смысл и другого высказывания: истинная вера
человека там, куда он идет, когда ему хорошо. Древние знали об этом, и
обучение во многих духовных школах состояло из двух частей: сначала
человека вооружали средствами для того, чтобы ему "стало хорошо", и если
после этого человек не уходил, его начинали учить действительно новому.
Ибо когда человеку плохо, он верит только в то, что ему помогает. И
трудно предсказать, во что он будет верить, когда ему станет хорошо.


     Немного "мистики"

     С позиций качественных структур реальное развитие человека как
целого можно представить следующим образом (допустив, что три основные
сущности мироздания - это материя, энергия, информация):

      В момент совмещения точки координатора человека с точкой
координатора мироздания человек испытывает особое переживание, которое в
древних школах называли просветлением; мы назовем это состояние нуль-
переходом. С этого момента наступает качественно иное восприятие Мира и
своего места в нем, и все дальнейшее, что происходит с человеком, можно
определить как движение целого в целом в точке координатора.

     * * *

     Итак, отметим теперь самое основное:
     1) Метод качественных структур есть способ думания о целом.
     2) При таком способе восприятия целого нет иерархической
соподчиненности, и все аспекты равнозначны.
     3) Вектор аспекта связи обладает свойством отклоняться в сторону
большего объема.
     4) Точка координатора занимает нулевую позицию.
     5) Если целое теряет точку координатора, оно разрушается.


     Пример из "задачника"

     В з г л я д     и з н у т р и     v 14

     Проиллюстрируем, что дает применение метода качественных структур
на примере такого целого, как "семья". Аспектом организации семьи
является общее хозяйство, аспектом функционирования - воспроизводство
потомства, аспектом связи- труд.Точкой координатора может быть любовь,
взаимное уважение или нечто другое, чувство, приводящее людей к
образованию и дальнейшему существованию семьи. Содержательная сторона
точки координатора и определяет тип семьи.
     Предположим, наступает момент, когда родители обнаруживают, что
достигли своего предела экспансии на аспекте организации (есть жилье,
машина, дача и т.п.) и смещают акцент внимания на детей ("теперь мы
живем для детей, пусть им будет лучше, чем было нам"). Аспект связи
(труд) смещается в сторону аспекта функционирования и обслуживает, в
основном, потребности детей. Точка координатора смещается в сторону
аспекта функционирования, и целое (семья) разрушается. Тогда мы слышим
жалобы на невнимательных детей, эгоистов, забывших своих родителей.


     

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы