Тесты

Тема

Общяя психология


Содержание


		8-е занятие. Обобщение пройденного.

   1. Здравствуй.
   До этого было множество занятий, когда мы начинали с некого  упражне-
ния, позволяющего вспомнить то, что было на предыдущем занятии.  Но  се-
годня я предлагаю поздороваться просто так, без каких-то  дополнительных
идей. Просто попробуйте выразить свою радость от встречи.
   ё 5 минут.
   2. Ритмическая калибровка. 19.10-19.40
   Если вы вспомните ту небольшую таблицу, которую я вам давал по поводу
областей калибровки и подстройки.
   ТЕЛО
   Поза.
   Движения.
   Мимика.
   РИТМ
   Дыхание.
   Ритмические движения
   ГОЛОС
   Тембр
   Интонации
   Высота
   РЕЧЬ
   Предикаты
   Сейчас мы займемся калибровкой и  подстройкой  под  Внутренний  Ритм.
Ритм обычно очень хорошо описывает внутреннее состояние человека и может
очень хорошо помочь войти в его внутреннее пространство.
   Разбейтесь на тройки: Гипнотизер, Клиент, Режиссер. Гипнотизер встает
напротив Клиента, лицом к нему, а Режиссер становится за спиной Гипноти-
зера лицом к Клиенту так, чтобы последний его хорошо видел (а Гипнотизер
нет).
   1. Выражение ритма.
   Клиент идентифицирует свой внутренний ритм и делает открытое  выраже-
ние этому ритму, покачивая головой, постукивая ступней и  т.д.  но  так,
чтобы это было достаточно хорошо заметно и Гипнотизеру и Режиссеру.
   2. Калибровка.
   Режиссер сигнализирует Клиенту ускорять или замедляться, пока  Гипно-
тизер калибрует и подстраивается к внешним изменениям, которые сопровож-
дает сдвиги ритма. Учтите что надо дать время Гипнотизеру на  калибровку
и подстройку, прежде чем дать сигнал Клиенту к другому изменению.
   * Для этого иногда достаточно просто слушать внутри себя некую  мело-
дию или песню.
   Когда Гипнотизер думает, что он откалибровал Внутренний Ритм Клиента,
он подает ему сигнал прекратить его открытое проявление.
   3. Подстройка.
   Затем Гипнотизер рассказывает Клиенту историю, подстраивая свой голос
под его внутренний ритм, а Режиссер продолжает подавать сигналы  Клиенту
ускориться или замедлиться.
   Если Гипнотизер не способен к ним подстроиться,  то  он  сообщает  об
этом, и все возвращаются на второй шаг.
   4. Смена ролей.
   Хочу обратить ваше внимание на то, что это упражнение  гораздо  проще
выполнить, чем объяснить. Ведь то, что вам предлагается здесь делать  вы
делаете постоянно - это ведь основная область  подстройки  -  подстройка
под ритм. Просто подстройка под позу или движение более заметна и  более
наглядна. А для калибровки ритма требуется  быть  более  внимательным  и
наблюдательным.
   ё 20 минут.
   Обсуждение.
   Мне бы хотелось, чтобы вы научились слышать  музыку,  которая  звучит
внутри другого человека, улавливать его внутреннюю  мелодию.  Это  очень
просто - слушать мелодию. И тогда вы сможете понять его  намного  лучше.
Потому что вы уловите его суть, его главный ритм.
   И вы сможете слышать оркестр жизни, в котором каждый  человек  -  это
отдельная мелодия.
   После того, как Гипнотизер научится хорошо подстраиваться  под  ритм,
можно поменяться ролями. Хотелось, чтобы все побывали во всех  трех  ро-
лях.
   И все мелодии помогают и дополняют друг друга.
   И все мелодии складываются в одну большую Мелодию Жизни.
   А в ней ценна каждая своя маленькая мелодия. И потеря любой мелодии -
это потеря для всех. Ведь мы все нужны этому миру, и каждый в нем играет
свою роль. И без кого-то из нас Мир был бы не полным. В его мелодии  че-
го-то не хватало бы.
   Просто научитесь слышать эту Мелодию Жизни. И найдите в ней  свою.  И
вы сможете тогда слышать  мелодии  других  людей.  И  понимать  то,  что
действительно у каждого человека своя мелодия. И никто не вправе  решить
за него, какой она должна быть.
   Скрипка не может быть барабаном, а барабан - флейтой. В оркестре  ну-
жен каждый инструмент. И не смотря на то, что каждый играет  свою  мело-
дию, все они складываются в одно целое.
   И тогда вы поймете, что не смотря на то, что все  играют  по-разному,
но играют одно и то же.
   Великую Мелодию Жизни!
   ё 10 минут.
   2. Тест.
   * Учтите, что после вопросов даны только примеры ответов.
   Если до этого мы получали знания, то сейчас мы будем заниматься  про-
веркой того, насколько хорошо мы это усвоили. А что может помочь сделать
это лучше экзамена! Экзамена в первую очередь в том смысле, что вы  смо-
жете получить обратную связь относительно своих знаний. Тем, кто  сейчас
решил, что он испугался, могу  сразу  сказать,  что  вы  знаете  гораздо
больше, чем можете себе сейчас представить.
   Начнем мы с теста. Я буду задавать вам вопросы, а вы  будете  на  них
отвечать, причем письменно. А потом посмотрим, что у кого получилось.
   * Приведенные здесь вопросы даны только для примера,  как  впрочем  и
ответы на них. Например, можно немного развить  и  увеличить  количество
вопросов типа 5-го, или убрать 3-й. Это все я оставляю на усмотрение ве-
дущего.
   1. Сколько у человека репрезентативных систем?
   * Четыре:
   1. Визуальная (В);
   2. Аудиальная (А);
   3. Кинестетическая (К);
   4. Дигитальная (Ад).
   2. Напишите не менее 7 связывающих конструкций.
   1. если..., то;
   2. в связи с тем, как;
   3. в то время, как;
   4. чем..., тем;
   5. поскольку..., постольку;
   6. поэтому обязан;
   7. и;
   3. Попробуйте дать определение Карты и Территории.
   * Это достаточно свободное задание, и лучше во время обсуждения  дать
возможность высказаться всем желающим, затем совместно выберите  наилуч-
шее.
   4. Разбейте лист на 4 столбца и в каждом напишите не  менее  10  слов
для В, А и К каналов, а в последнем 10 внесенсорных (неопределенных).
   * На этот вопрос дается не более 10 минут.
   Визуальные
   Аудиальные
   Кинестетические
   Неопределенные
   ярко;
   ясно;
   резкость;
   четкость;
   синий;
   цветной;
   радужный;
   искристый;
   смотреть;
   приглядывать
   громко;
   тихо;
   ритмично;
   мелодия;
   слушать;
   разговор;
   беседовать;
   хрипло;
   бас;
   рычать;
   чувствовать;
   двигаться;
   тепло;
   мокро;
   ощущение;
   боль;
   ныть;
   подрагивать;
   прохладно;
   суть;
   уют;
   важно;
   определенность
   посредственно;
   возможность;
   приятно;
   странность;
   вероятно;
   осознание;
   понять;
   5. Перечислите "Врата Сортировки" и укажите характерные вопросы.
   1. Люди. Кто?
   2. Вещи. Что?
   3. Время. Когда?
   4. Место. Где?
   5. Ценности. Зачем?
   6. Процесс. Как?
   6. Напишите наиболее характерные внешние признаки людей в зависимости
от типа предпочитаемого канала.
   * То есть как физические, так и поведенческие особенности. См. табли-
цу "Типы Людей" в приложении.
   7. В каком канале я нахожусь?
   * Несколько демонстраций (5-7) разного типа людей, при  чем  одни  со
словами, другие нет.
   8. Какие фразы из  приведенных  ниже  являются  не  экологичными  для
большинства людей:
   * Просто перечислить номера.
   1. Здравствуйте, меня зовут Коля.
   2. Вечно ты опаздываешь.
   3. Когда приносят почту, у меня портится настроение.
   4. Никогда не делаешь ничего нормально.
   5. У вас боли, отеки, ноют глаза.
   6. Почувствуйте разницу.
   7. Как только вы входите в дверь, вы чувствуете опасность.
   9. Напишите не менее 5 внешних признаков транса:
   1) расширение зрачков;
   2) застывший взгляд;
   3) расслабление мышц лица;
   4) замедление дыхания;
   5) неподвижность;
   10. "Переведите" на В, А, К и нейтральный язык следующие слова и  вы-
ражения:
   1) уловить суть;
   2) широкие горизонты;
   3) грустный;
   4) звонкое имя;
   5) определенно;
   6) ...
   * См 6-е занятие.
   ё 50 минут.
   Обсуждение.
   * Во время обсуждения проверяется то, что написано и даются  объясне-
ния. При этом можно поменяться бумажками в парах,  чтобы  проверка  была
более объективной.
   ё 20 минут.
   3. Калибровка и Подстройка.
   Если в предыдущем задании проверялись в основном знания, то сейчас мы
будем проверять гораздо более важные вещи - ваше умение выполнять  опре-
деленные действия. Например, ваши способности подстраиваться и  калибро-
вать. Разбейтесь на тройки: Клиент, Гипнотизер и  Режиссер.  Для  каждой
микрогруппы надо сделать следующие карточки:
   В
   А
   Ад
   К
   Поза
   Дыхание
   Движение
   Ритм
   Люди
   Вещи
   Время
   Место
   Ценности
   Процесс
   Экология
   Гипнотизер садится напротив Клиента, а Режиссер за спиной Гипнотизера
таким образом, чтобы тот не видел карточек, которые он будет  показывать
Клиенту. А если он показывает карточку, например "Дыхание", то это озна-
чает, что надо изменить дыхание, "Поза" - соответственно позу.  Но  если
он показывает карточку "В" - это означает что надо перейти в  Визуальный
Канал, в первую очередь речью, характерными словами и прочее. Ну, и  по-
зой и движениями тоже.
   Если же показывают карточку "Экология", то Клиенту надо ввести в свою
речь неэкологичную фразу, а Гипнотизеру следует ее заметить  и  дать  об
этом сигнал Режиссеру.
   Задача Гипнотизера в том, чтобы это все не только откалибровать, но и
отзеркалить. Если Режиссер замечает, что Гипнотизер подстроился под  из-
менение, то он показывает Клиенту следующую Карточку.
   Если же Гипнотизер никак не может подстроится под какую-то  карточку,
например под "Дыхание", тогда стоит ее все равно сменить, но  через  ка-
кое-то время показать опять. И показывать ее несколько чаще остальных.
   * Не забывайте меняться ролями.
   ё 20 минут.
   ПЕРЕРЫВ.
   4. Введение в транс.
   А теперь посмотрим, насколько эффективно вы  можете  вводить  другого
человека в транс и работать с ним. Разбейтесь  на  тройки:  Наблюдатель,
Клиент, Гипнотизер. Клиент делает заказ Гипнотизеру,  задача  последнего
же ввести Клиента в транс и сделать внушение,  направленное  на  решение
проблемы. При этом погрузить в транс он может любым известным ему спосо-
бом. Наблюдатель оценивает процесс и следит за временем.
   Критерии оценки:
   1. Подстройка (поза, движения, канал и т.п.).
   2. Эффективность погружения в транс.
   3. Экологичность.
   4. Гладкость (связанность) речи.
   5. Достижение результата.
   * Учтите, что МК-1 не является группой, направленной на  качественную
работу с проблемами (как своими, так и Клиента), поэтому здесь в  первую
очередь отслеживаются навыки,  на  развитие  которых  направлена  данная
группа.
   ё 30 минут.
   5. Реклама.
   Разбейтесь на группы по 5-6 человек. Каждый  член  микрогруппы  будет
должен отрекламировать для остальных членов своей микрогруппы какой либо
предмет на свой выбор. При этом группой оценивается:
   1. Техничность (использование известных техник и правил).
   2. Экологичность.
   3. Конгруэнтность (соответствие невербальной  и  вербальной  информа-
ции).
   4. Гладкость речи.
   5. Изящность (красота) рекламы.
   * На подготовку дается около 10 минут.
   ё 30 минут.
   6. Прием на работу.
   А теперь давайте попробуем научиться применять те знания, которые  вы
приобрели на практике. Вы разбиваетесь на тройки. Один из вас будет  Ме-
неджером по Кадрам, а остальные двое - пришедшие наниматься  на  работу.
Оговаривается сразу, что работа и зарплата вас совершенно устраивают.
   Менеджер может выбрать того, который ему больше понравился,  либо  не
выбрать никого. Задача тех, кто нанимается, максимально подстроиться,  а
Менеджера - просто быть честным с самим собой.
   ё 7 мин.
   А сейчас Менеджеры производят свой выбор. После чего пытаются  объяс-
нить, почему он именно такой.
   ё 3 мин.
   Переходим в другие тройки. Самое главное, чтобы сейчас Менеджеры  по-
были в роли Нанимающихся На Работу.
   * Несколько смен партнеров.
   ё 30 мин.
   Обсуждение.
   Кого на работу брали чаще всех? А кому не удалось устроиться?
   * Говорят как Менеджеры, так и Нанимающиеся На Работу. Причем  задача
обоих выдать обратную связь и попробовать обобщить опыт: кого брали, ко-
го нет. При этом можно обратить внимание на то, что в реальной жизни Ме-
неджеры не звери, а вполне реальные люди со своими слабостями и  ограни-
чениями.
   ё 10 мин.
   7. Заключительный круг.
   Давайте сейчас сядем в общий круг. Вот уже почти закончилось  послед-
нее занятие этой группы, вы уже чему-то научились и умеете делать  неко-
торые забавные вещи. То есть вы сегодняшние совсем не те, что были, ког-
да пришли сюда. Вот я вам и предлагаю придумать сейчас небольшую метафо-
ру про то, чем отличаетесь вы сейчас и тогда. У вас есть несколько минут
подумать об этом.
   ё 20 мин.

   До свидания...



   Чувствительность.
   Цикл обучения.
   Как вы понимаете количество невербальных  сигналов  очень  велико.  Я
попробую вам дать небольшую таблицу, которая возможно поможет вам немно-
го разобраться в них. Это очень общий взгляд, но он  достаточно  неплохо
описывает типы проявлений.
   ТЕЛО
   Поза.
   Движения.
   Мимика.
   РИТМ
   Дыхание.
   Ритмические движения
   Моргание
   ГОЛОС
   Тембр
   Интонации
   Высота голоса
   РЕЧЬ
   Предикаты
   Время
   Врата Сортировки
   Очень часто то, что мы "говорим" невербально, может совершенно не со-
ответствовать тому, чтобы Вы хотели сообщить. Сегодня мы попробуем  нем-
ного поработать с этим.
   Но сначала давайте вспомним соотношение вербальной и невербальной ин-
формации. Как вы помните это соотношение приблизительно 1/6 и  5/6.  При
этом удобно представлять, что это делится следующим образом:

   * А где же ритм?
   Ну, во первых сейчас идет речь немного о разных вещах. Таблица  пока-
зывает, подо что можно подстраиваться, на что  обращать  внимание  чтобы
стать своим. Эта диаграмма же показывает доли в общем потоке информации.
То есть из половина всей информации приходится на Язык  Тела  -  мимику,
жесты, движения; треть - на Голос  -  интонации,  акценты,  ударения;  и
только шестая часть собственно на Содержание. К стати, содержания вообще
нет в таблице, там есть Речь, а это только форма подачи содержания. Нап-
ример, Врата Сортировки,это форма - об одной и той же вещи  можно  гово-
рить и о том, зачем она нужна, и что это такое, и как ею пользоваться.
   Теперь по поводу Ритма - я его выделил в отдельную блок,  потому  что
ритм наиболее сильно определяет внутреннее состояние. И если поза и дви-
жения наиболее заметны и под них проще подстраиваться, то под  ритм,  на
мой взгляд, подстраиваться важнее. Сам по себе он не несет большого  ко-
личества информации, но зато подстройка под него  очень  легко  помогает
стать "своим".
   А теперь давайте вернемся немного назад и вспомним о 3-х вещах, кото-
рые хорошо делают успешные люди.
   1. Они хорошо знают то, что хотят получить и имеют ясное  представле-
ние о предполагаемом результате в любой ситуации.
   2. Они весьма внимательны и чувствительны для того, что бы  заметить,
что они двигаются к результату или достигли его.
   3. Они имеют достаточно гибкости, что бы настойчиво изменять свое по-
ведение до тех пор, пока не получат то, что они хотят.
   И когда вы будете работать  обратите  внимание  на  все  три  пункта.
Большинство из вас плохо представляет, что же они хотят сообщить  -  они
плохо определили свою цель. Для того что бы это сделать я дам вам 2  ос-
новных правила для построения цели:
   Цель должна быть положительно сформулирована - то есть то, что вы хо-
тите получить, а не то, чего вы не хотите иметь. Например: "Я хочу пока-
зать, что я уверенный в себе человек", а не: "Я не  хочу,  что  бы  надо
мной смеялись". То есть мало цель сформулировать, важно  ее  сформулиро-
вать правильно.
   Вы должны ее хорошо представить - что означает, что вы достигли  этой
цели. По всем трем каналам: что вы будете чувствовать, что вы будете ви-
деть, что вы будете слышать. Представьте себе какая будет реакция у  лю-
дей, которые вам будут слушать: какое у них должно быть выражение  лица,
что они будут говорить, с какими интонациями, что вы сами при этом буде-
те чувствовать.
   * Можно сказать, что первый пункт  -  это  более  сознательная,  вер-
бальная часть, а второй - бессознательная, невербальная.
   Вообще говоря, что бы более четко определить цель таких правил гораз-
до больше, но сейчас пока хватит и этих двух.
   Когда вы будете выступать будьте достаточно чувствительны, что бы за-
метить нужную вам реакцию окружающих - ту которую вы  представляли  себе
при определении цели.
   И будьте достаточно гибки в своем поведении - меняя голос, интонации,
позу, движения и прочее до тех пор, пока вы не получите нужной реакции.
   Смысл моего общения заключается в той реакции, которое оно вызывает.
   Итак:
   Цель.
   Чувствительность.
   Гибкость.
   Когда начали изучать людей, которые успешны в самых различных  облас-
тях - начиная спортом и кончая бизнесом, то обнаружили, что все они  хо-
рошо умеют делать три вещи:
   1. Они хорошо знают то, что хотят получить и имеют ясное  представле-
ние о предполагаемом результате в любой ситуации.
   2. Они весьма внимательны и чувствительны для того, что бы  заметить,
что они двигаются к результату или достигли его.
   3. Они имеют достаточно гибкости, что бы настойчиво изменять свое по-
ведение до тех пор, пока не получат то, что они хотят.
   Это можно описать при помощи трех слов:
   Цель.
   Чувствительность.
   Гибкость.
   И продолжая говорить об успешных людях, хочу обратить  ваше  внимание
на то, что любое мастерство связано в первую  очередь  высокой  чувстви-
тельностью (или более широким восприятием).
   Уолт Дисней, знаменитый мультипликатор, мог различать до 1500  оттен-
ков цвета, в то время как обычные люди с трудом могут различить 150-200.
Хороший французский повар по вкусу определит не только сорт,  но  год  и
место выработки вина. Я думаю вы не будете спорить если я скажу, что лю-
бой хороший музыкант должен обладать очень тонким слухом. И так  практи-
чески во всех областях. Даже токарь  или  слесарь  должен  очень  хорошо
чувствовать свой станок и деталь, что бы получать высокий  результат.  А
опытная мамаша по оттенкам крика своего новорожденного определяет что он
конкретно хочет - пить, есть, писать, спать или у него просто что-нибудь
болит.
   Как вы уже поняли сегодня мы займемся чУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ.  В  какой-то
мере то, чем мы будем заниматься можно назвать расширением восприятия  -
вы будете учиться обращать внимание на такие вещи, на которые раньше  не
только не обращали внимания, но даже и не представляли, что на  это  его
можно обратить.
   Метафора о чувствительности как о приемнике.
   В прошлый раз мы много говорили о подстройке. Но прежде чем подстраи-
ваться еще надо определить, подо что именно. И вообще, если вспомнить  о
1/6 и 5/6, то неплохо бы  научиться  обращать  внимание  на  несловесную
часть общения. Только надо учитывать, что  она  устроена  совершенно  по
другому, чем вербальная. И если словами мы обычно говорим о  содержании,
то телом, интонациями, движениями сообщаем об отношении  и  оценке,  они
определяют контекст, а вместе они и образуют смысл коммуникации.
   И еще одно отличие. Слова обычно достаточно однозначны и  более-менее
для всех обозначают нечто схожее. А что для каждого конкретного человека
обозначает данное движение или интонация, нужно выяснять. По этому пово-
ду один анекдот.
   Турист шел по лугу, где паслись коровы. Увидев пастуха, развалившего-
ся под деревом, он подошел узнать время. В ответ на  вопрос  пастух,  не
вставая с земли, поднял вымя ближайшей коровы и ответил:
   - Половина второго.
   Турист отошел в полной задумчивости и,  побродив  немного,  вернулся,
подошел к пастуху и опять спросил который час. Пастух опять поднял  вымя
и ответил:
   - Без десяти два.
   - Но как вы по вымени определяете сколько времени?!
   - При чем тут вымя? Я его поднимаю, чтобы не загораживало часы на го-
родской ратуше.
   В НЛП процесс общения условно делится на 3 части:
   1. Калибровка. Когда вы калибруете, Вы определяете что  для  человека
значат определенные слова и фразы, на что и как он реагирует. При калиб-
ровке обычно соотносят вербальную и невербальную часть общения.  Как  вы
помните, ЧТО человек говорит больше относится к сознанию, а КАК - к бес-
сознательному. А если они говорят о разном  (например  сознание  говорит
"Да", а подсознание "Нет"),  то  выигрывает  бессознательное.  Но  чтобы
осознать, какое сообщение дает бессознательное, нужно немного потрениро-
ваться и обращать внимание на вещи, на которые вы раньше внимания не об-
ращали.
   2. Подстройка. При подстройке вы  пользуясь  результатами  калибровки
пытаетесь для человека стать "своим", повысить его бессознательное дове-
рие. Для этого существует множество способов, но обычно подразумевается,
что вы как бы копируете его невербальные реакции. Но это может  касаться
и содержания тоже.
   3. Ведение. После того, как вы подстроились, вы можете  начать  вести
человека - если вы что-то меняете в позе, голосе, движениях,  то  скорее
всего ваш партнер последует за вами. И вы его  сможете  направить  туда,
куда считаете полезным.
   И если на первой части занятия вы работали больше со словами, то сей-
час мы немного поработаем с тем, КАК человек что говорит.
   Один из фильтров - каналы восприятия.

   У человека 5 органов чувств: зрение, слух, ощущения, вкус и запах.  В
НЛП используют следующие обозначения:
   1. Визуальная (В). То, что мы видим. Образы, картинки, кино.
   2. Аудиальная (А). То, что мы слышим. Как речь, так и свист ветра или
звук капающий воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.
   3. Кинестетическая (К) (От "кинес" - "тело" по гречески). То, что  мы
чувствуем. Сюда же относится Запах и Вкус. Иногда хорошо поделить Кинес-
тетику на 3 части: тактильные - ощущения кожи;  внутренние  -  мышечные,
ощущение в желудке, тепло; мета-ощущения - оценочные  ощущения,  которые
нам сообщают об отношении: радости, любви, счастья, горя и  пр.Мета-ощу-
щения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голо-
ву.
   Кинестетику в свою очередь удобно поделить на 5 частей:
   1. Вкус;
   2. Запах.
   3. Кожная чувтсвительность (такитльные ощущения).
   4. Внутренние - мышечные, ощущение в желудке, тепло.
   5. Мета-ощущения - оценочные ощущения, которые нам сообщают об  отно-
шении: радости, любви, счастья, горя и пр. Мета-ощущения обычно располо-
жены в районе груди и иногда захватывают шею и голову.
   Обычно человек более ориентируется на один из каналов.
   Но самое забавное состоит в том, что человек как бы выбирает один ка-
нал, предпочитая его всем остальным. Это совершенно не означает, что ви-
зуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает  только,  что  зрение
для него более важно.
   1. Визуальная.
   1. Да - Нет.
   Весь человеческий опыт можно разделить на 3 части: то, что  мы  видим
(В, визуальная); то, что мы слышим (А, аудиальная) и то, что мы чувству-
ем (К, кинестетическая). Точно так же мы будем  говорить  о  Визуальной,
Аудиальной и Кинестетической калибровке. Чтобы понять,  что  это  такое,
давайте немного потренируемся.
   Мне нужен один желающий. Прекрасно.
   Сначала мы будем задавать тебе вопросы, на которые  скорее  всего  мы
уже знаем твои ответы. А ты внутри себя  будешь  на  них  отвечать  либо
"Да", либо "Нет". Соответственно и вопросы должны быть такими, чтобы  на
них можно было ответить только так.
   - Сейчас весна?
   - Мы сейчас находимся на улице?
   - На тебе черные брюки?
   - Тебе 80 лет?
   А все пытаются определить, чем отличается твое "Да" от  "Нет".  Когда
все решат, что они прекрасно потренировались, то мы начнем задавать  уже
весьма неоднозначные вопросы, ответы на которые мы пока не знаем, и про-
верять, а что ты на них внутри себя отвечал.
   - У тебя есть собака?
   - Ты живешь на 5-ом этаже?
   - Ты считаешь себя привлекательным?
   ё 15 мин.
   2. Нравится - не нравится.
   Если "Да" и "Нет" достаточно однозначные сигналы, то реакция "Нравит-
ся" - "Не нравится" обычно гораздо шире, от "н-у-у нравится..." до  НРА-
ВИТСЯ!!!!! Вот с определением именно этой реакции вы сейчас и поработае-
те. Разбейтесь на тройки. Один будет Демонстратором,  а  двое  других  -
Наблюдателями.
   Демонстратор называет 3-4 вещи, которые ему нравятся (женщины,  жаре-
ная картошка, собаки) и 3-4 вещи которые ему  совсем  не  нравятся  (на-
чальник, черный цвет, вставать по  утрам,  раздражение),  а  Наблюдатели
предлагают ему представлять их и пробуют откалибровать его "нравится"  -
"не нравится". Когда они решат, что у них  уже  хорошо  это  получается,
Наблюдатели начинают задавать вопросы Демонстратору о  его  отношении  к
чему-либо или просто предлагают представить некоторые  вещи  и  пытаются
определить его отношение. А он потом говорит, как он сам к  этому  отно-
сится.
   Н. - Как ты относишься к морю?
   Д. - Скорее нравится.
   Н. - Представь себе яичницу.
   Д. - Ну, яичницу я не очень люблю.
   * Во время этого упражнения надо избегать  вопросов  на  которые  Де-
монстратор бы отвечал "Да" или "Нет", типа: "Тебе нравятся жабы?". И хо-
тя вопрос касается оценки, наружу будут выдаваться сигналы "Да" - "Нет",
как того и требует вопрос.
   ё 15 мин.
   3. Выводы.
   Итак, сейчас вы получили некий опыт, а теперь я вам предлагаю сделать
некоторые обобщения, чтобы вы еще лучше смогли его не  только  осознать,
но и пользоваться им. Попробуйте найти те общие невербальные  проявления
отношения, что было у разных членов микрогруппы. Естественно, у  каждого
было что-то только его, но было и нечто, свойственное почти всем.
   ё 10 мин.
   4. Обсуждение.
   Итак, к каким выводам вы пришли?
   * Лист бумаги делится пополам, справа  записывается  те  невербальные
реакции, которые появляются когда человеку что либо "нравится", а справа
- "не нравится". Естественно, это касается не всех и не всегда.
   Нравится.
   Не нравится.
   1. Глаза открываются шире.
   2. Зрачок расширяется.
   3. Лицо расслабляется.
   4. Губы расслабляются, уголки поднимаются вверх.
   5. Плечи расслабляются.
   6. Лицо слегка розовеет.
   1. Зрачок сужается.
   2. Лицо напрягается.
   3. Напрягаются уголки губ.
   4. Плечи поднимаются.
   5. Лицо бледнеет.
   6. Напрягаются челюстные мышцы.
   7. Дыхание становится напряженным.
   Еще...
   Если вы считаете, что вам нужно еще немного потренировать  визуальную
чувствительность, то несколько упражнений
   То, что предлагается в этом упражнении - это один из общих подходов к
тому, как развивать чувствительность в канале. Но так как здесь мы зани-
маемся зрением, то и объяснение будет касатся именно его, а по поводу  А
и К - немного ниже.
   1. Осознай различия.
   Обычно мы не осознаем, как получаем результат. Что вроде как в  мага-
зине - кассир шелкает на аппарате, тот гудит и выдает чек с результатом.
Из чего этот результат получился мы как-бы даже и не знаем. Точно так же
и с нашим восприятием - мы получаем результат какого-то вычисления  про-
веденного на бессознательным, но как он получим очень часто не осознаем.
А в большинстве случаев не замечаем и сам  результат,  хотя  подсознание
настойчиво пытается достучаться со своим результатом до сознания.
   Метафора по поводу обучения письму.
   Различия между оценкой и конкретными примерами.
   Вот в этом упражнении вам и предлагается немного занятся  тренировкой
того, чтобы осознать, что происходит внутри нас,  из  чего  складывается
результат.

   Чем отличаются эти две буквы? Найдите как минимум 3 различия (то есть
можно 5, можно 20, а вот 2 или 1 нельзя) и проговорите их. Обычно мы за-
мечаем, что две вещи между собой различаются (результат), но  чем  конк-
ретно непонятно. Вот и попробуйте потренировать свою  чувтвительность  и
внимательность, и определите чем конкретно  различаются  эти  две  буквы
"А"?
   С тем же успехом можно поработать с различными подчерками - чем конк-
ретно они различаются? Здесь самое главное четко  проговорить  (хотя  бы
про себя), а еще лучше прописать эти конкретные различия.
   2. Аудиальная.
   Развивать можно не только зрительное восприятие, но и слух. Сейчас вы
разобьетесь на тройки. И будет делать следующее: один из  вас  (Водящий)
сядет на стул и закроет глаза, а два других будут хлопать в ладоши и на-
зывать свое имя. Например так:
   - Хло-о-п. Саша.
   - Хлоп. Вася.
   - Хло-о-п. Саша.
   - Хлоп. Вася.
   - Хлоп. Вася.
   - Хло-о-п. Саша.
   - Хло-о-п. Саша.
   - Хлоп. Вася.
   * Хлопать подряд не желательно. Это очень сильно сбивает.
   Когда Водящий решает, что он уже откалибровал все, что ему необходимо
и может определить "кто есть кто", он говорит "Стоп" и стоящие за спиной
продолжают хлопать, но имен уже не называют. А Водящий должен угадывать.
Если он ошибается, просто говорится имя  того,  кто  хлопал  в  действи-
тельности и работаете дальше.
   ё 15 мин.
   Обсуждение.
   ё 5 мин.
   Внутреннние голоса.
   Еще можно потренировать Аудиальную чувствительность определяя  разли-
чия внутренних голосов. Обычно мы не замечаем, что  когда  разговариваем
сами с собой, то разговариваем разными голосами. А вот чем конкретно они
различаются? Попробуйте потренироваться и найти эти различия  ,опять  же
не меньше 3 - то есть больше можно, а меньше лучше не надо.
   Итак, какой голос:
   1. выше, ниже;
   2. громче, тише;
   3. из какого места идет;
   4. источник звука ближе, дальше;
   5.
   6.
   7.
   8.
   3. Кинестетическая.
   Что для вас кинестетика, для остальных - визуальный канал.
   Кинестетическая колибровка.
   Разбейтесь на группы по 3 человек - Клиент и два Гипнотизера.  Клиент
садится и закрывает глаза, а Гипнотизеры в произвольном порядке нажимают
ему на плечи, называя свои имена. То есть все почти так же, как в "Ауди-
альной Калибровке", только вы не хлопаете в ладоши, а нажимаете на  пле-
чи.
   - Вжик. Саша.
   - Плюм. Вася.
   - Вжик. Саша.
   - Плюм. Вася.
   - Плюм. Вася.
   - Вжик. Саша.
   - Вжик. Саша.
   - Плюм. Вася.
   Когда Клиент решит, что он уже может различать, кто нажал, он  подает
сигнал и Гипнотизеры начинают нажимать уже не называя имен. После  того,
как Клиент угадывает 5 раз подряд вы меняетесь ролями.
   * Когда вы будете Гипнотизерами старайтесь двигаться чрезвычайно тихо
либо одновременно, чтобы Клиент не мог калибровать по звуку.
   Обсуждение.
   Давайте попробуем выяснить, какова ваша стратегия Кинестетической Ка-
либровки. Как вы узнаете, кто в данный момент нажал вам на плечо? Это не
касается того, что вы между собой сравниваете: силу  нажатия,  скорость,
дрожание и пр. Вопрос в том, как вы делаете вывод и определяете, что это
Саша, а это Петя.
   Возможно, кто-то слышит голос, который говорит ему имя; кто-то  видит
образ ладони, и в зависимости от цвета или яркости может определить, кто
сейчас нажимал. А может для кого-то нажатие одного человека более  "теп-
лое", а другого - более "холодное". Попробуйте обратиться внутрь себя  и
найдите ответ на этот вопрос.
   Еще...
   Вообще говоря, можно тренировать  каждую  часть  кинестетики:  кожную
чувствительность, внутренние ощущения, мета-ощущения, вкус и запах.
   Кожная чувствительность.
   Осознание.
   Возьмите несколько кусочков материи и попробуйте определить, чем  они
отличаются. При этом желательно, чтобы вы четко проговаривали (или  про-
писывали) эти различия. И помните, что нужно получить не впечатление,  а
то, как оно было получено. Один материал не более приятный, а  мягкий  и
теплый на ощупь.
   Чем куски материи могут различаться:
   1. мягче, жестче;
   2. более гладкий или более шершавый;
   3. тип плетения;
   4.
   5.
   6.
   7.
   Работать можно не только с кусками материи (при чем это могут быть не
только куски, но так же и просто различные части одежды - рубашка,  сви-
тер, майка, носок ...), но и с различными бумажками или кусочками  дере-
ва.
   Выбор.
   Возьмите 5-6 одинаковых по  размеру  кусочков  различной  бумаги  бо-
лее-менне похожих друг на друга и попробуйте не глядя определять их. Для
этого можно на них написать цифры.
   Краски.
   Точно так же, возьмите 4-5 кусочков одной и той же  бумаги,  и  раск-
расьте их разными типами красок: карндаш, ручка, фломастер, гуашь.  Ваша
задача определить их на ощупь.
   Внутренние ощущения.
   Осознание.
   Как вы помните, к внутренним ощущениям относятся как ощущения  внутри
мышц, так и в желудке или мочевом пузыре.
   Вспомните несколько внутренних ощущений и  попробуйте  описать  их  в
терминах:
   1. тепло - холод;
   2. дрожь, вибрация;
   3. тянущее ощущение;
   4. направление к/от;
   5. стоит на месте - двигается;
   6.
   7.
   8.
   Взвешивание.
   Для этого упражнения желательно иметь  более-менее  точные  весы.  Вы
накладываете например в сумку чего-то и пробуете определить вес. А потом
проверяете на весах - на сколько вы точны.
   Рассказ про рынок.
   Мета-ощущения.
   Вспомните эмоцию или переживание и попробуйте описать его в терминах
   1. тепло - холод;
   2. дрожь, вибрация;
   3. тянущее ощущение;
   4. направление к/от;
   5. стоит на месте - двигается;
   6.
   7.
   * Грусть - это теплое тянущее ощуение в плечах, вибрация спереди  по-
середине тела, но не на поверхности кожи, а внутри. И это ощущение начи-
нается где-то в горле и распространяется вниз, к  солнечному  сплетинию.
Оно скорее теплое, а вибрация мелкая.
   Вкус.
   Запах.

   1 Данные взяты из книги: Дж. О'Коннор, Д. Сеймор. "Введение в НЛП".
   2 По желанию ведущего можно начинать занятие не с "Здравствуй",  а  с
настроечной медитаци, во время которой просто предлагается  расслабиться
и перейти в рабочее состояние.
   3 При объяснении упражнения слово "транс" лучше пока опустить и гово-
рить просто про "погружение" или "углубление состояния".

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы