Тесты

Тема

Общяя психология


Содержание


		3.1.4. Культура и искусство
     В каждом человеке в той или иной форме проявляется тяга  к прекрасному,
причем  ее  проявления могут принимать формы весьма специфические. Искусство
не существует само по себе.  С одной стороны, оно является отражением вкусов
и  нравов  определенной  части  общества,  с  другой  -- оно  формирует  их.
Во-первых, оно неоднородно. Есть  искусство официальное и неофициальное, для
детей и взрослых,  для богатых  и бедных,  для  законопослушных  и наоборот.
Во-вторых, оно не только удовлетворяет вкусы определенной части общества, но
и формирует  их. В-третьих, оно в той  или иной  мере  определяет  поведение
людей через эстетизацию одних форм поведения и дискредитацию других.
     В  данном случае  представляется  наиболее интересным последний  аспект
проблемы. То, что  называют соцреализмом, является одним из проявлений этого
явления.  Четко   просматривается   цель   этого  течения   --   эстетизация
социалистического строительства,  дискредитация всего, что этому  мешает. Но
соцреализм не являлся и не  является  чем-то  исключительным. Во все времена
существуют деятели культуры  и  искусства, воспевающие существующую власть и
форму  общественного устройства, независимо  от того,  какая  это  власть  и
каково это общество.
     Соцреализм упомянут не из  особой неприязни к нему, а лишь как наиболее
памятный пример.  Формальная  принадлежность  к  тому  или  иному  течению в
искусстве  ничего не говорит  о художественных  достоинствах  и  недостатках
конкретного  произведения.  В  рамках  того  же  соцреализма  создавались  и
произведения, о которых забывали на следующий день, и произведения, вошедшие
в сокровищницу мирового искусства. От того, что власть поощряет одни течения
и  преследует  другие,  или  безучастна к  творчеству деятелей  искусства, в
принципе ничего не меняется.  Всегда есть  довольные властью -- они будут ее
восхвалять.  Всегда  есть  недовольные  --  они  будут  ее  поносить. Просто
желающих получить конфетку всегда больше, чем тех, кто хочет пинка.
     Итак, есть искусство и культура, формирующие у человека представления о
прекрасном и уродливом. Естественно,  человек старается совершать прекрасные
поступки и избегать менее прекрасных.
     То,  что называют художественным  осознанием действительности --  штука
весьма  опасная и  с  ней  надо быть очень осторожным.  Художник,  создающий
произведение,  и  зритель,  его изучающий,  всегда  находятся  под  влиянием
каких-то идеологических установок,  привычек, традиций. Потому  всегда  есть
соблазн  поставить знак "минус" на явление жизни,  которое просто непривычно
или непонятно.
     Наши представления о жизни правильны, а потому отмечены печатью высокой
эстетики. Любые отклонения от этих представлений порочны, а потому уродливы.
Следовательно, борьба с отклонениями не  только правильна, нравственна, но и
прекрасна,  так  же  как  и  сами  борцы.  Неучастие,  а  то  и  того  хуже,
противодействие   этой   борьбе   неправильно,   безнравственно,   уродливо.
Соответственно,  должно  быть,  выглядят  и носители  порочных  идей,  люди,
совершающие аморальные поступки (вспомните Ломброзо).
     Несколько   отклоняясь  от   темы,  заметим,  что  формирование   таких
представлений производится не только  с помощью  искусства и  культуры, но и
пропаганды.  По  тому  или  случаю  можно  создать  произведение  искусства,
написать  статью в газету,  подготовить радио-  или  телепередачу.  В  любом
случае освещение события,  если оно только не сводится  к констатации факта,
не будет свободно от той или иной формы эстетической  и нравственной оценки.
Второй важный момент: отбирая факты, на их взгляд достойные освещения, люди,
естественно,  отбирают те, которые подтверждают  их  собственные  воззрения.
Вспомним  критику  пороков  капитализма  и  захваливание  социализма. Факты,
говорящие  об обратном игнорировались, извращались или сопровождались  таким
количеством оговорок,  что  их оценка менялась на  противоположную.  Третье:
факты, которые нам преподносят, далеко не всегда таковыми являются.
     Но это не весь арсенал. Для пропаганды используются и  достижения науки
и техники, как прямо (путем использования новейших технических устройств для
целей пропаганды),  так и путем толкования научных достижений как аргументов
в  защиту  своей  идеологии.  Естественно,  что  любое  достижение  в  руках
конкретного  пропагандиста  всегда предназначено  для всемерного восхваления
самого пропагандиста и его представлений и обращено против его врагов.  Так,
если  для  верующего  каждое   научное  достижение  является  подтверждением
могущества и величия  Бога, то для атеиста оно является  доказательством его
отсутствия. Иначе быть просто не может.  А потому человек, доказывающий, что
"научное  достижение  доказывает  правильность  такой-то  идеологии", скорее
всего,  является поборником  этой идеологии. Во всяком  случае,  то же самое
открытие  представителем  другой  идеологии  будет  использоваться  в  своих
интересах, в качестве доказательства правильности собственных представлений.
Если человек подбирает с земли камень, то не для  того, чтобы ударить  им по
собственной голове, а для того, чтобы обрушить его  на противников. Не имеет
значения вес камня, его цвет, форма. Годится любой.
     Таким   образом,   одной   из   важных   функций   искусства   является
ограничительная:  цель  --  эстетичность  поведения,  управление  поведением
граждан  через  эстетизацию  одних форм поведения  и  дискредитацию  других.
Разумеется,  эстетизируются   общественно   полезные   формы   поведения   и
дискредитируются   антиобщественные.   Но  так   бывает   не  всегда.   Если
произведение   искусства   воспевает   антисоциальную  личность   (например,
Фантомаса)   и   дискредитирует  социальные  институты   (правоохранительные
органы),  то оно  по своей сути деструктивно. Было бы неверно преувеличивать
значение подобных произведений, но так же опасно этого не замечать.
     

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы