Проекты мебели для вашего дома

Виктор Александрович Барановский

<< Назад | Содержание | Дальше >>

Мозаика

Мозаика – это орнаментальное или сюжетное изображение, выполненное из однородных или различных по материалу деталей (камень, стекло, керамическая плитка, дерево). Мозаика является одним из видов монументально-декоративного искусства, применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий, монументальных сооружений. Мозаику используют для украшения предметов декоративно-прикладного искусства – мебели, музыкальных инструментов и др.

В зависимости от используемых материалов, технических приемов выполнения и художественных особенностей мозаика имеет несколько разновидностей, среди которых особое место занимает мозаика по дереву. Наиболее известные и широко применяемые виды мозаики по дереву – инкрустация, интарсия, блочная мозаика и маркетри.

Инкрустация. Инкрустация представляет собой украшение изделия врезанными в его поверхность пластинками из металла, слоновой кости, перламутра и других материалов. При этом врезки (вставки) находятся на одном уровне с украшаемой поверхностью и отличаются от нее цветом и материалом.

Известны два способа выполнения инкрустации. Первый, когда вставка имеет большой размер и несложную форму. При ее выполнении сначала вырезают вставку, затем ее накладывают на изделие и оконтуривают острым предметом. По полученному рисунку делают выемку (гнездо), в которую вкладывают вставку.

Если орнамент представляет собой сложный ажур, применяют второй способ. Сначала на поверхность изделия наносят рисунок вставки. Затем по контуру рисунка делают неглубокий разрез так, чтобы не было отколов и отколов древесины, и выбирают стамеской выемку с чуть скошенными ровными краями. После этого в соответствии с выемками подгоняют вставки. На обратной стороне вставок и на дне выемок делают насечки для лучшего сцепления. Вставки закрепляют в выемках с помощью клея или мастики, после чего поверхность тщательно выравнивают.

Техника инкрустации была высоко развита в Древнем Египте. Сундуки, ларцы, саркофаги, стулья и кресла, изготовленные преимущественно из черного дерева, украшались вставками из слоновой кости, кусочков синего и белого фаянса, драгоценных и полудрагоценных камней.

В Древней Греции и Риме инкрустацию широко использовали для украшения изделий из дерева. В античную эпоху основным материалом для инкрустации была кость, обработка которой аналогична обработке твердых пород дерева. Украшения из кости представляли собой геометрические или растительные орнаменты, а также вставки в виде фигурок людей и животных. Нередко по кости гравировали тонкие узоры.

С древних времен известен способ имитации инкрустации по дереву с помощью цветных паст, которыми заполняли углубления, выбранные в древесине. Пасты, приготовленные из цветных пигментов, смешанных с клеем, имитировали слоновую кость, черное дерево, малахит, бирюзу и другие камни.

В средние века инкрустация по дереву уступила место таким видам декорирования изделий, как роспись, резьба и золочение, но с XVI в. в Италии, Франции, Голландии и других стран вновь стали применять ее для украшения мебели.

Процесс выполнения инкрустации сложен и трудоемок, поэтому она была постепенно вытеснена другими видами мозаики по дереву. В настоящее время инкрустацию по дереву выполняют лишь при изготовлении небольших сувенирных изделий, а также при реставрации старинной мебели.

Интарсия. Интарсия – это инкрустация деревом по дереву, при которой в углубления деревянной основы вкладывают деревянные пластинки-вставки, отличающиеся от основы цветом и текстурой. Когда говорят о мозаике по дереву, названия «инкрустация» и «интарсия» часто употребляют как синонимы. Это не является ошибкой, хотя понятие «инкрустация» более широкое.

Техника выполнения интарсии та же, что и при выполнении инкрустации, требует такой же точности и аккуратности. При выполнении деревянной мозаики в технике интарсии отдельные деревянные пластинки, составляющие узор, плотно пригоняют по кромкам, склеивают и вкладывают в массив украшаемого предмета, где режущим инструментом заранее выбирают углубление, равное толщине набора. Лицевую сторону пластинок тщательно сглаживают и полируют, а нижнюю оставляют шероховатой для лучшего сцепления с основой.

Так же как инкрустация, интарсия впервые появилась в Древнем Египте. Поскольку Египет не богат лесом, древесину ввозили из других стран, поэтому ценилась она очень высоко. Не удивительно, что древесину с красивой текстурой и ярким цветом стали применять для инкрустации изделий наряду со слоновой костью, металлами, перламутром и камнями. Легкость обработки, богатство декоративных качеств, прочность соединения с основой и органичное слияние с украшаемой поверхностью постепенно привели к тому, что древесина стала преобладающим материалом, используемым для украшения деревянных изделий.

Высокого уровня достигла интарсия в Древней Греции и Риме. Древнегреческие саркофаги, изготовленные из кипариса, кедра и тиса, украшали орнаментами сложных растительных форм, применяя самшит, клен, железное дерево, кизил. Чтобы изменить цвет древесины, древние греки пропитывали ее маслом, квасцами, кипятили в краске.

Наивысшего расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения в Италии. В середине XV в. только во Флоренции работало более 80 мастерских, изготовлявших изделия с мозаичными наборами. Мозаикой украшали церковную мебель и утварь. Мотивами украшений служили геометрические и растительные орнаменты. Для фона применяли темные породы древесины, для рисунка – светлые, и наоборот.

Со временем орнаментальные композиции становились все более сложными, многокрасочными. Появились изображения городских улиц в перспективе, городов, сцен из повседневной жизни, исторических событий. В сюжетных наборах применяли гравирование, травление и обжиг древесины для изменения ее цвета. Художественная ценность таких произведений в большой мере зависела от умения мастера правильно подобрать материал по текстуре и цвету. В некоторых случаях мозаичные наборы по художественной выразительности не уступали живописным полотнам.

Из Италии техника интарсии проникла во Францию. Германию и другие страны Центральной Европы. В Германии в XVI и начале XVII вв. было принято украшать мозаичными панно интерьеры общественных зданий. Немецкие мастера применяли гравирование, вводили в изображение элементы из слоновой кости и других материалов.

Особенностью интарсии как одного из видов мозаики по дереву является то, что в качестве фона для мозаичных украшений выступает массив древесины изделия.

Поскольку инкрустационно-интарсионная техника сложна и трудоемка, ее применяли лишь для украшения дорогих изделий, выполненных из ценных пород древесины. При этом отделка всех поверхностей делалась тщательно, чтобы фон не уступал по красоте вставным украшениям. Мебель, украшенная интарсией, была предметом роскоши и принадлежала самым богатым гражданам.

Блочная мозаика. Техника блочной мозаики состоит в следующем: по заданному рисунку из разноцветных брусочков или пластинок древесины различного сечения склеивают блоки, которые затем разрезают поперек на множество тонких пластинок с одинаковым рисунком. Пластинки можно вставлять в углубления или наклеивать на поверхность деревянных изделий.

Родина блочной мозаики – Древний Восток. В этой технике выполнялись украшения на персидских шкатулках. В средние века техника блочной мозаики стала известна в Италии, где получила дальнейшее развитие. Итальянские мастера наряду с древесиной склеивали в блоки и другие материалы – кость, рог. Такая мозаика стала известна под названием чертозианской (от названия монастыря Чертоза Павийская, в котором это искусство процветало). В Италии и Испании в XV-XVI вв. ее применяли для украшения нарядными геометрическими узорами стульев и кресел, бордюров, обрамлявших мозаичные панно.

Изготовление мозаичного украшения из блока менее трудоемко, чем другие способы мозаики. Процесс может быть механизирован, поэтому блочная мозаика находит применение и в настоящее время.

Иногда из блоков изготовляют орнаментальные украшения в виде тонких пластинок в форме квадратов, звезд или полос различной ширины. Пластинки вставляют в лист шпона, являющийся фоном, и вместе с ним наклеивают на поверхность изделия. Часто применяют сквозное крашение древесины в разные цвета, получая красочные орнаменты, которыми украшают сувенирные изделия, музыкальные инструменты и мебель.

В наши дни некоторые фирмы выпускают письменные и журнальные столы, крышки которых отделаны блочной мозаикой. В блок склеивают брусочки длиной 20 см и сечением 2 ? 2 см из древесины экзотических пород (амаранта, палисандра, красного дерева). Узор мозаики создают торцовые поверхности брусков. Вначале бруски склеивают по продольным кромкам в соответствии с рисунком в ряд, состоящий из 60 брусков. Затем на первый ряд наклеивают второй, третий и т. д. до шести рядов. Склеенный блок, состоящий из 60 брусков по длине и 6 по высоте, разрезают параллельно торцовой плоскости на тонкие пластинки, которые затем наклеивают на плиту-основу. Поверхность шлифуют и отделывают прозрачным лаком. Рисунок мозаики разрабатывает художник, после чего брусочки кодируют и набирают с помощью компьютера.

Маркетри. Маркетри – вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия.

Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI в. станка для производства строганого шпона. С этого времени и стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины – черного, красного или розового дерева.

В середине XVII в. во Франции для облицовывания впервые применили мозаичные наборы, которые изготовили из кусочков шпона по предварительному рисунку. Это и была новая техника. Маркетри быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив интарсию, применявшуюся ранее.

В маркетри объединены два процесса: интарсия – врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы древесины или другого цвета и – наклеивание всего набора.

Кроме врезки элементов мозаики в фоновый шпон, существуют и другие способы выполнения маркетри. Если мозаика представляет собой простой геометрический рисунок типа паркета из одинаковых прямолинейных геометрических фигур, то набор можно сделать путем склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Такой набор получил название паркетри (от слова паркет).

Если рисунок заполняет всю поверхность (фона нет или он незначителен но площади), элементы мозаики один за другим врезают и вклеивают в лист плотной бумаги (набор в бумагу), на которую нанесен контурный рисунок мозаики. Постепенно всю бумагу заменяют кусочками шпона.

В случаях, когда требуется получить несколько однотипных орнаментальных наборов, фон и рисунок вырезают одновременно с помощью лобзика. Два листа шпона, один из которых выбран для фона, а другой для вставки, наклеивают на бумагу и накладывают один на другой, скрепив в нескольких местах клеем. На верхний лист шпона наносят контур рисунка и выпиливают его лобзиком. Разъединив листы шпона, получают сразу два гнезда и две вставки, из которых изготовляют два набора, противоположных по цвету. Так как при этом способе элементы фона и рисунка вырезают одновременно, они плотно соединяются, обеспечивая высокое качество набора.

Техника маркетри наивысшего расцвета достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности.

Заметную роль в развитии маркетри сыграл французский мебельщик Андре Шарль Буль (1642-1732 гг.), обогативший маркетри применением наряду со шпоном ценных пород древесины, вставок из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепахи и перламутра. Техника Буля заключалась в том, что наложенные одна на другую и зажатые в тисках пластинки из разных материалов по нанесенному на верхнюю пластинку рисунку распиливали лобзиком или разрезали ножом. Соединяя элементы рисунка, вырезанные из верхней пластинки, с элементами фона, вырезанными из нижней пластики, Буль получал изящные переплетающиеся узоры, например, из блестящего металла на фоне черепахового панциря.

Как талантливый архитектор, художник и гравер, Буль проектировал мебель и выполнял все операции, связанные с ее изготовлением и отделкой. Мастерская Буля, в которой работали четыре его сына, со временем выросла в крупное мебельное предприятие, выпускавшее мебель в так называемом стиле Буль. Это крупные шкафы, комоды, декоративные столики, подставки и футляры для часов и др. изделия, отличающиеся строгой величавостью форм, богатством и безукоризненным качеством отделки. Изделия Буля бережно хранятся во многих музеях мира.

Кроме Буля, во Франции работали выдающиеся мастера маркетри Жан-Франсуа Эбен и Жан-Анри Ризенер, которые использовали экзотические породы древесины – красное, розовое и фиалковое дерево, амарант, палисандр, пальму, лимонное дерево и др.

В Германии в конце XVIII в. безукоризненной техникой мозаичных наборов прославился Давид Рентген, который выполнял не только наборы для украшения мебели, но и декоративные настенные панно. По художественной выразительности эти панно соперничают с живописными полотнами.

Русские мебельщики-краснодеревщики начали применять облицовывание и деревянную мозаику в начале XVIII в., а во второй половины XVIII в., когда в Россию стали ввозить древесину экзотических пород, мозаичные наборы получили очень широкую популярность. Можно назвать 12 панно, выполненных под руководством архитектора Антонио Ринальди для Большого Китайского кабинета в Китайском дворце в Ораниенбауме. Панно выполнены в технике маркетри из клена, платана, наплывов ореха и слоновой кости. Они отличаются тонким подбором текстуры и высоким мастерством исполнения.

Для украшения мебели маркетри стали широко применять в конце XVIII в. Из наборной мебели были распространены так называемые столики-бобики с крышкой в форме боба. Их столешницы обычно украшали набором в виде ваз с цветами или букетов цветов, иногда с гирляндами, а часто с паркетным рисунком.

Мозаикой украшали также бюро, шкафы, комоды. Русские мастера, многие из которых были выходцами из крепостных, создали немало высокохудожественных изделий с мозаичными наборами. Известными мастерами-мозаичниками были Никифор Васильев, Федор Пряхин, Матвей Веретенников. Сохранился дубовый стол для нот, на крышке которого выполнен набор, изображающий усадьбу графа Шереметева в Кускове. Это работа Н. Васильева. В наборе применены карельская береза, явор и мореный клен, груша, красное дерево, палисандр, черное дерево. Набор дополнен тонкой гравировкой.

В Государственном Историческом музее хранятся два ломберных столика работы М. Веретенникова. Столики сделаны из сосны и облицованы шпоном разных пород. На крышках столиков искусно выполнены наборы архитектурных пейзажей из древесины ореха, палисандра, мореной березы, клена, груши, мореного дуба и черного дерева.

В конце первой четверти XIX в. мозаика уступила место другим видам декорирования мебели – резьбе, накладным украшениям из металла – и лишь в начале XX в. она снова ненадолго появилась в мебели стиля модерн. В настоящее время наблюдается большой интерес к деревянной мозаике. Мозаика из дерева обладает высокими декоративными качествами. Теплотой цвета древесины, богатейшим природным рисунком, мягкими благородными тонами она приковывает внимание людей, доставляя большое эстетическое наслаждение.

В настоящее время наибольшее применение получила техника маркетри. Она имеет целый ряд преимуществ перед другими способами изготовления мозаичных наборов. Именно в шпоне в полной мере проявляются особенности древесины как декоративного материала, красота текстуры. В то же время шпон – наиболее доступный материал.

Техника маркетри проста, не требует применения сложного инструмента. Процесс изготовления деталей мозаики может быть механизирован, что позволяет организовать серийный выпуск изделий. Вместе с тем, благодаря разнообразило текстуры и цвета древесины, при одном и том же рисунке набора каждое изделие оригинально.

В технике маркетри можно создавать простые орнаментальные украшения для мебели и других деревянных изделий и сложные тематические композиции для украшения интерьеров жилых.

Для выполнения мозаичных работ в технике маркетри применяют все породы древесины в виде строганого или лущеного шпона. Шпон для мозаики должен быть более сухим (абсолютная влажность 4– 6%), чем для облицовывания, что предотвращает появление трещин в шпоне после приклеивания набора.

Художественные достоинства мозаичного набора во многом зависят от правильного использования природных декоративных свойств древесины – ее текстуры, цвета, блеска.

Текстура древесины – это рисунок, образующийся на поверхности древесины вследствие перерезания элементов ее строения. Чем сложнее строение древесины и разнообразнее сочетании отдельных ее элементов, тем богаче текстура. На характер текстуры влияют следующие факторы: ширина годичных слоев и степень различия в окраске ранней и поздней зоны годичного слоя; наличие и размер сердцевинных лучей; направление волокон от комлевой части к вершине, которое может быть прямолинейным и волнообразным; свилеватость, наблюдающаяся особенно резко в наплывах и капах; центрическое и эксцентрическое расположение годичных слоев в поперечном сечении.

Характер текстуры во многом зависит от того, какая часть дерева взята для раскроя (стволовая, комлевая или у развилин крупных ветвей и наплывов на стволе), а также от способа получения шпона и направления разреза древесины при строгании или лущении (радиальное, тангенциальное, тангенциально-торцовое).

Все многообразие текстур древесины может быть сведено к двенадцати видам.


(иллюстрация отсутствует)

Рис. 86. Виды текстуры древесины: 1 – без выраженного рисунка (груша, липа); 2 – мелкокрапчатый рисунок (бук, дуб, чинара); 3 – муаровый рисунок (красное дерево, волнистая береза, серый клен); 4 – полосатый рисунок (красное дерево, палисандр, орех); 5 – волнистый рисунок ( при специфических условиях роста дерева или обработке специальным ножом); 6 – V-образный рисунок (при тангенциальном разрезе годичных слоев); 7 – криволинейный рисунок (орех, ясень, карагач – при тангенциальном разрезе); 8 – листообразный рисунок (при тангенциальном разрезе); 9 – сучковатый рисунок (ель, сосна и др.); 10 – раковинный рисунок (кавказский орех, ясень, карагач – комлевая часть); 11 – рисунок «птичий глаз» (ясень, клен, карельская береза, украинский тополь); 12 – наплывной рисунок (при разрезе наплывов)


Древесину без выраженного рисунка с поверхностью ровного спокойного цвета, на которой едва заметно направление волокон, имеют черное дерево, груша, липа.

Бестекстурные участки шпона можно найти почти в каждой породе. Бестекстурную древесину применяют для создания спокойной цветной плоскости, чаще – фона мозаики, а также для мелких деталей в геометрическом орнаменте, прожилок и окантовок.

Мелкокрапчатый рисунок 2 древесины получается от разреза сердцевинных лучей. Такой текстурой обладают бук, дуб, чинара.

Муаровый рисунок 3 встречается в таких породах, как красное дерево, серый клен, береза (волнистая), древесина которых имеет шелковистый волнообразный отлив. Муаровые узоры используют в пейзажных композициях, а также в крупных растительных орнаментах.

Полосатый рисунок 4 характерен для красного дерева, ореха, палисандра. Текстура древесины состоит из узких или широких темных полос, получаемых при радиальной плоскости разреза. Текстуру с хорошо выраженными полосами используют для больших фрагментов в сюжетных наборах и в геометрических орнаментах. Волнистый рисунок 5 иногда подучается вследствие специфических условий роста дерева, но чаще искусственно при строгании пород дерева с полосатой текстурой специальным ножом. Волнистые узоры не следует применять для мелких деталей. Легкая, нерезкая волнистость хорошо воспринимается на больших плоскостях.

V-образный рисунок 6 с расходящимися от основания полосами получается вследствие тангенциального разреза годичных слоев и характерен для всех пород с различной окраской ранней и поздней древесины. Такой рисунок используют в сюжетных наборах.

Криволинейный рисунок 7 является следствием ненормальных условий роста дерева (искривление ствола, образование нароста) и получается при тангенциальном разрезе таких пород, как орех, карагач, ясень. Его используют в пейзажах, при изображении животных, птиц и т. п.

Листообразный рисунок 8 получается при тангенциальном разрезе дерева вблизи разветвлений.

Сучковатый рисунок 9 дают породы с большим количеством сучков, например акация, сосна, ель и др.; используется в сюжетных наборах.

Раковинный рисунок 10 встречается в комлевой части дерева и у развилин таких пород, как кавказский орех, карагач и ясень. На относительно ровной поверхности древесины попадаются раковины с перепутанным рисунком линий и темными пятнами. Представляет большую ценность для сюжетных наборов.

Рисунок «птичий глаз» 11 представляет собой отдельно разбросанные раковины с пятами разных размеров, обвитыми перепутанными линиями. Текстура «птичий глаз» получается из непроросших почек, образовавшихся под корой у таких пород, как клен, карельская береза, украинский тополь. Рисунок применяют в сюжетных набоpax и крупных орнаментах.

Наплывные рисунки 12 – самые живописные, они обладают высокими декоративными качествами. Капы и наплывы дают сплошной рисунок из перепутанных линий и пятен. Это наиболее ценный материал для сюжетных наборов.

Выбор породы древесины с текстурой, соответствующей рисунку мозаики, требует внимания и высокой квалификации как художника, так и исполнителя мозаики.

Цвет и блеск древесины. Цвет древесины зависит прежде всего от ее породы, но даже у древесины одной и той же породы цвет может быть различен. Так, древесина ореха обладает широким диапазоном цвета от желтого до почти черного, с различными оттенками желтого и коричневого цветов. Многообразна градация оттенков у древесины груши, явора и других пород.

Классификация пород по цвету древесины условна. Тем не менее отметим, что белый цвет имеют береза, клен, осина, липа, граб, ель, пихта; серый – грецкий орех, хурма, ясень, белая акация (ядро); черный – эбеновое дерево, макасар; коричневый светлый – орех, каштан, карагач, дуб, груша; коричневый темный – орех, палисандр, абрикос, тик; красный – маклюра, падук, махагони, ольха; красно-фиолетовый – амарант; бурый – дуб, карагач, лиственница, кедр, орех, тис, бук, махагони; розовый – груша, бук, ольха, чинара, яблоня; желтый – лимонное дерево, самшит, белая акация (заболонь), карельская береза, сосна.

Наибольшее количество пород древесины имеет розовато-бурые и красновато-коричневые тона, меньшее – желтые и сравнительно небольшое количество пород – красный, черный и серый тона. Однако, используя богатство оттенков каждой породы древесины, а также возможность улучшения и изменения естественного цвета древесины крашением, можно создавать наборы любого колорита.

Цвета отдельных кусочков шпона в мозаичном наборе влияют друг на друга, т. е. вступают в определенные отношения, создавая цветовую гамму. Отношение цветов может быть построено на контрасте, нюансе или тождестве, что определяется конкретной задачей. Цветовое решение мозаики подчиняйся художественному содержанию набора, его назначению. Если набор предназначен для украшения мебели, его цветовое решение должно быть увязано с назначением, формой и цветом украшаемого предмета.

Для достижения цветовой гармонии следует руководствоваться общими законами цветоведения, знать свойства цветов и закономерности их сочетания.

К свойствам цветов, имеющим значение при выполнении мозаики, относятся следующие: кажущееся удаление или приближение цветной поверхности к зрителю; слияние цветов на расстоянии; способность цветa влиять на кажущееся увеличение или уменьшение размеров детали; свойство казаться теплыми или холодными; изменение цвета при искусственном освещении.

Кажущееся удаление или приближение к зрителю цветных поверхностей играет важную роль в решении мозаичных наборов. Часто в наборах при неправильно выбранной степени интенсивности цвета, светлоты или контрастности отдельные элементы «вырываются» или «проваливаются», нарушая колористическую цельность мозаики.

Так как мозаика может восприниматься не только вблизи, но и на некотором отдалении, достаточном для проявления смешения цветов, в поисках контраста фона и деталей изображения следует учитывать, какие цветовые пятна на расстоянии могут слиться, а какие останутся видимыми. То же можно сказать о текстуре, видимость которой меняется в зависимости от отдаленности предмета.

На темном фоне светлые элементы кажутся больше, а темные на светлом фоне – меньше истинных размеров. Это надо учитывать при выборе масштаба деталей и цвета в орнаментах и при определении отношения цвета изделия к декоративной мозаичной вставке.

При искусственном освещении изменяются цветовой тон и яркость элементов мозаики. Нередки случаи, когда удовлетворительное в условиях естественного освещения цветовое решение при освещении лампами накаливания разрушается, цвета становятся блеклыми или грязными.

Расширить и обогатить палитру помогает умелое использование законов восприятия цвета, в частности закона хроматического контраста, о чем подробно рассказывается в главе «Цвет в конструировании мебели и в интерьере».

Надо знать, что, например, серовато-белый граб на оранжевом фоне становится белее, приобретая синеватый оттенок, а на зеленоватом фоне – розоватый оттенок, на фиолетовом – лимонно-желтый. Древесина красно-коричневых тонов (красное дерево) на красном фоне принимает приглушенный сероватый оттенок, на зеленом становится краснее и темнее. Древесина ореха серо-коричневого тона на фоне красного дерева приобретает зеленовалый оттенок, на светло-желтом – синеватый, а на зеленом – красноватый. На розовом фоне очень ярким становится нежный зеленый тон.

Умело применяя закон хроматического контраста, можно добиться впечатления нужного цвета там, где его фактически нет.

Если на однотонную поверхность слабой насыщенности нанести ажурный рисунок интенсивного цвета, то цвет фона приобретает оттенок, близкий к цвету рисунка. Такой прием объединяет цвета.

Влияние контраста снижается, если границу сопряжения цветов обвести узким, но резким темным или светлым контуром. Кроме того, контур повышаем четкость рисунка.

Темный контур создает впечатление тени, а светлый – канта. Оконтуривание мозаичных вставок узкой полоской черного дерева широко применялось в классической мебели.

Цвет и текстура древесины не всегда постоянны. Цвет древесины со временем меняется: красное дерево и дуб темнеют, береза желтеет, палисандр чернеет и т.д. Меняется цвет и под слоем лака, нанесенного на поверхность: древесина становится темнее, причем разные породы темнеют в разной степени. Текстура древесины под лаком, как правило, проявляется, становится ярче. Чтобы определить, как будет выглядеть тот или иной шпон под лаком, надо слегка смочить его водой.

Блеск древесины – это ее способность направленно отражать световой поток. Как известно, строго направленное отражение и, следовательно, наибольший блеск наблюдаются при освещении идеально гладких, зеркальных поверхностей. Матовые поверхности, имеющие однородные неровности, отражают световой поток не направленно, а рассеянно, равномерно во все стороны.

Поверхность древесины, даже самым тщательным образом обработанная, весьма далека от зеркальной, однако на продольных разрезах древесины встречаются участки со сравнительно небольшими структурными неровностями, вызывающими появление бликов, отсветов.

Степень блеска зависит от породы, плоскости разреза, наличия сердцевинных лучей. Характер блеска древесины у разных пород неодинаков: полуматовым (сатиновым) блеском обладает древесина бука, дуба, граба, тополя, березы, яблони, груши, липы; шелковистым – чинара, кедр, клен; муаровым – береза, серый клен, лавровишня и др. У некоторых пород встречается искристый блеск.

Блеск и цвет древесины зависят не только от природных свойств, но и от условий освещения, что называется светоотражением древесины. Под светоотражением древесины подразумевают способность к изменению оттенков в зависимости от угла падения светового луча по отношению к направлению волокон и месту расположения зрителя. При поворачивании поверхности древесины по отношению к источнику света или при перемещении зрителя наблюдаются переливы светотени: матовые места становятся блестящими, темные – светлыми, и наоборот, а цвет древесины меняет оттенок, приобретая золотистый или серебристый отлив.

Светотеневые переливы – ценное декоративное качество древесины, позволяющее обогатить ее текстуру при создании мозаичных наборов типа паркета. Это свойство древесины нужно учитывать при выполнении сюжетных композиций.

Изменение цвета древесины. При выполнении мозаичных работ нужно стремиться применять натуральную древесину, не подкрашивая ее. Однако иногда возникает необходимость изменить цвет шпона, усилить или ослабить его естественный тон, а также имитировать одну породу под другую. Для этих целей применяют глубокое крашение шпона.

Для глубокого крашения древесины красители должны характеризоваться высокой растворимостью, светопрочностью под лаковой пленкой, термической стойкостью при температуре 120-140°С, при которой производится облицовывание. Этим требованиям в наибольшей степени отвечают кислотные красители и протравы.

Для глубокого крашения шпона применяют кислотные красители для древесины коричневых и красных тонов: красновато-коричневые № 2, 3, 4 (ТУ 6-14-414-70), изменяющие оттенок красного дерева и имитирующие под него другие породы: орехово-коричневые № 11, 12, 13 и светло-коричневый № 16 (МРГУ 6-14-204-69) для подкрашивания ореха и имитации под него других пород. Кроме того, применяют кислотный коричневый краситель для кожи К и прямой коричневый светопрочный 200%-ный.

К протравам относятся химические реактивы, способные вступать в реакцию с дубильными веществами, содержащимися в древесине. В результате реакции образуются соединения, изменяющие цвет древесины. Примером действия протрав может служить окраска мореного дуба – древесины, пролежавшей многие годы в естественных водоемах (реках, озерах) и имеющей синевато-серый или зеленовато-коричневый цвет. Окраска дуба возникает в результате взаимодействия древесины с растворенными в воде железистыми и другими солями.

В качестве протрав широко применяются: хлорное железо и сернистое железо – железный купорос; хлорная медь и сернокислая медь – медный купорос; двухромовокислый калий – бихромат калия – хромпик; марганцевокислый калий.

При использовании для глубокого крашения кислотных красителей готовят растворы с концентрацией красителя 1-3%. Краситель растворяют в кипяченой или смягченной кальцинированной содой (0,1-0,5%) воде, нагретой до 60-70°С. После полного растворения красителя раствор фильтруют через два слоя марли и охлаждают до комнатной температуры.

Для приготовления протравы реактив растворяют в воде при температуре 18-20°С. Раствор отстаивают в течение 1 ч, а затем сливают. Готовят и хранят растворы красителей и протрав в стеклянной, керамической или эмалированной посуде.

Кусочки шпона, предназначенные для окрашивания, с помощью шлифовальной шкурки очищают от загрязнений и жировых пятен, затем влажной губкой удаляют с них пыль и погружают в раствор. Для сквозного прокрашивания шпон выдерживают в растворе в течение 5-6 суток.

О цвете окрашенного шпона можно судить только через 2-3 дня, после его полного высыхания. Чтобы получить желаемый тон окраски, необходимо сделать пробные выкраски. При этом надо учитывать следующее.

При применении кислотных красителей окраска наружных слоев шпона получается более интенсивной, чем внутренних, текстура завуалирована. Для получения равномерного тона и проявления текстуры наружный слой шпона шлифуют.

При использовании протрав цвет окраски зависит от содержания в древесине дубильных веществ, а так как оно может быть различным у разных кусков шпона одной и той же породы, то цвет этих кусков может получиться неодинаковым. При этом окраска по толщине шпона получается равномерной, текстура не вуалируется.

Для более равномерной окраски шпона при глубоком крашении рекомендуется применять комбинированные растворы, состоящие на 2/3 из раствора кислотного красителя и на 1/3 из протравы – железного купороса или хромпика.

Чтобы при окрашивании получить более чистые и яркие тона, а также с целью осветления цветового тона древесину отбеливают. Для этого используют следующие составы:

– перекись водорода Н2О2 в виде 30%-ного раствора с добавкой к нему 2% нашатырного спирта для активизации действия. Куски шпона погружают в раствор на 30-40 мин, затем в течение 20-30 мин выдерживают их на воздухе, после чего промывают теплой водой и высушивают;

– щавелевую кислоту в виде 5-6%-ного водного раствора. Шпон погружают в раствор с температурой 40-50°С и выдерживают в течение 5-6 ч. После обработки поверхность шпона нейтрализуют 3– 4%-ным раствором питьевой соды;

– универсальный отбеливатель для тканей (ТУ 6-15-577-76) в виде 5-10%-ного раствора в воде. Шпон погружают в раствор с температурой 50°С и выдерживают в течение 30-40 мин, после чего промывают в теплой воде и высушивают.

При отбеливании древесины нельзя помещать в один раствор шпон разных пород. Каждую породу обрабатывают отдельно.

Еще один способ обработки шпона – обжиг. Древесину обжигают, чтобы получить более темный тон или для достижения объемного эффекта – плавный переход от светлого к темному тону. Наиболее простой способ – обжиг в горячем песке. Мелкий чистый песок насыпают в металлическую емкость и нагревают до температуры не выше 200°С. В горячий песок кладут заготовленные для обжига куски шпона и выдерживают там, пока они не потемнеют. Если тон отдельных деталей мозаики должен светлеть постепенно, то эти детали погружают в песок вертикально, при этом нижние слои песка нагреваются сильнее, чем верхние, поэтому нижняя часть куска будет темнее верхней. Так получают тон, переходящий от светло-желтого до темно-бурого. Следует учитывать, что при шлифовании поверхность шпона несколько посветлеет.

Крашение, отбеливание и обжиг древесины следует производить в специальном помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией, вытяжным шкафом, водопроводом, столами с кафельным покрытием и шкафами для хранения красителей и реактивов.

Порошки красителей и химические реактивы (протравы) должны храниться в плотно закрытой посуде из темного стекла или керамической в прохладном месте. Для каждого вещества должна быть соответствующая этикетка.

При работе с красителями, протравами и отбеливателями надевают резиновые перчатки, так как красители плохо смываются с рук, а протравы и отбеливатели ядовиты и при попадании на кожу могут вызвать раздражение.

Необходимо соблюдать осторожность при переливании растворов во избежание попадания брызг в глаза. Пары некоторых веществ ядовиты, поэтому работать с ними надо в вытяжном шкафу.

Для вымачивания шпона применяют эмалированные или пластмассовые ванны с крышками, так как растворы не стойки к действию света и легко вступают в реакцию с металлами. Растворы нужно готовить в небольшом количестве перед использованием.

Электронагревательные приборы для обжига шпона должны быть установлены на металлическую или асбестовую плиту и иметь теплоизоляционный кожух. Куски шпона держат пинцетом, а погружают в песок с помощью металлического шпателя или ножа.

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы