Художественная работа по дереву

Екатерина Алексеевна Андреева

<< Назад | Содержание | Дальше >>

Немного истории

Дерево – материал не слишком долговечный, жизнь его короче, чем жизнь камня, и о великолепии резного убранства деревянных строений, возведенных руками древнерусских мастеров, можно только догадываться.

В древних летописях говорится о существовании дивно украшенных деревянных хором и церквей, но, к сожалению, их уже давно нет на свете. Дошедшие до нас летописи XI–XIII веков упоминают об артелях строителей, плотников и столяров, возводивших деревянные здания. Есть в этих письменных свидетельствах и упоминания о резчиках по дереву, работавших в крупных городах Древней Руси.

О том, что древнерусские резчики по дереву были настоящими виртуозами, говорят открытия, сделанные археологами. Так, в Новгороде были найдены фрагменты деревянной колонны из постройки, относящейся к XI веку. Покрытая рельефной резьбой колонна украшена изображениями грифонов и кентавров. Неизвестный мастер тщательно прорезал все детали фигурок мифических существ: шерсть, крылья грифонов, складки одежды кентавров. Звериный стиль, используемый в резьбе по дереву, был очень популярен и в других областях древнерусского искусства, узоры с такими мотивами покрывали металлические застежки рукописей, браслеты и серьги, белокаменные стены церквей и соборов.

Раскапывая древние городища и курганы, археологи нашли инструменты, которыми пользовались мастера, и среди них топор, тесло, ложкарь. С помощью топора обрабатывали внешние формы, теслом выбирали внутренние объемы деревянной посуды. Этот инструмент, немного похожий на мотыгу, и теперь используется мастерами народных промыслов.

Ложкарь (металлический стержень с кольцеобразным ножом на конце) применялся для выравнивания внутренних поверхностей ковшиков, ложек и другой деревянной посуды. Использовали резчики по дереву пилу, бурав и долото.

Посуда и другая домашняя утварь, украшенная резьбой, вносила в жизнь семьи ощущение праздника. Древние умельцы создавали предметы быта и целые скульптуры. В Государственном Эрмитаже хранятся вещи, созданные еще в V–III веках до н. э.: ковш с ручкой в виде птичьей головы, деревянный олень с большими ветвистыми рогами и др. Эти предметы поражают своей пластичностью, искусной передачей характерных движений диких и домашних животных.

Древние резчики использовали также растительные орнаменты – гирлянды из листьев, трав, цветов. Они вырезали фигурки фантастических существ: русалок, грифонов, львов с «проросшими» хвостами. В Средние века языческие мотивы стали переплетаться с христианскими.

Растительные орнаменты украшали оклады икон XIV века, алтарные двери и Царские врата. В XV веке создавались роскошные иконостасы, в которых деревянная резьба дополнялась золочением. До нас дошло имя резчика и скульптора Амвросия, работавшего в Троице-Сергиевом монастыре. Его резные деревянные кресты и иконы, выполненные из ценных пород древесины (палисандра, самшита, кипариса, грецкого ореха), отличались изысканностью формы и сложностью композиции.

В XV веке начала свою работу Кремлевская Оружейная палата. В числе других мастерских в ней была и мастерская резных и столярных дел, в которой в 1551 году появился один из шедевров русского декоративно-прикладного искусства – молельня Ивана Грозного, предназначенная для Успенского собора Московского Кремля. Это роскошный трон с шатровым верхом, густо покрытый сложными резными орнаментами и сюжетными композициями.

В XVI веке характер резьбы по дереву, сохраняя многие прежние традиции, значительно усложнился. Резьба стала выше, объемнее и живописнее, усложнились орнаментальные мотивы. Неистощимая фантазия резчиков проявилась в создании деревянного убранства древнерусских храмов. Настоящим образчиком их мастерства стал Коломенский деревянный дворец, который был спроектирован в XVII веке для царя Алексея Михайловича.

Те, кому довелось видеть это строение, называли его восьмым чудом света. Над созданием великолепной деревянной резьбы, украсившей дворец, трудились резчики, собранные со всего государства.

О том, как создавалось это чудо, писал в своем романе «Черные люди» Всеволод Иванов: «Режут хитро сквозные гребни на верховые князья-бревна на крышах, со львами, медведями, конями, орлами, петухами, рыбами, травами, цветками, стругают и режут причелины, подвески, подзорники – узорные прорезные доски со зверями, солнцами, фараонами, ровно полотенца шитые, режут наличники светличные с колонками, наличники краснооконные, волоковые с птицами райскими – с Сирином да с Гамаюном, со псами зубастыми, с виноградными гроздьями среди лапчатых листьев, двери резные с узорами на персидское да на китайское дело, с косяками узорчатыми, словно гладью вышитые, и все красят в алый, розовый, лазоревый, красный, желтый, изумрудный цвета, золотят чисто».

Не только храмы, дворцы и царские палаты были украшены резьбой. Талантливые мастера трудились и в далеких глубинках, маленьких городках и селах. В декоре простых деревенских изб прорезная и накладная резьба сочеталась с рельефными фигурами на гладком фоне. Резной орнамент можно было увидеть и на предметах, которыми пользовались в хозяйстве, например на прялках. С прялками крестьянки коротали долгие зимние вечера, с ними ходили в гости, а когда были заняты другими делами, вешали их на стену как дорогое нарядное украшение.

В каждой местности были свои характерные особенности и собственные узоры для украшения прялок. Так, в Вологодской губернии узоры трехгранно-выемчатой резьбы усыпали гребень и головку прялки, донце же оставалось гладким. Орнамент покрывался яркими красками.

А в Ярославской губернии красители не использовали, оставляя естественный цвет дерева. Среди рисунков, покрывающих прялки, можно было увидеть не только растительные или звериные орнаменты, но и жанровые сценки. В деревнях Нижегородской губернии гребень прялки оставляли гладким, резьба покрывала лишь головку и донце. Своеобразной была и техника исполнения: в светлую древесину осины, из которой делали прялку, мастера врезали части темно-серого мореного дуба.

Резными узорами покрывали не только прялки, но и другие предметы домашнего обихода. Геометрическая резьба украшала солонки, совки для сбора ягод, рубели, вальки и доски-штампы, предназначенные для выпекания пряников. На пряничных досках вырезали фигурки животных, птиц, рыб и даже людей.

В XVII веке зодчество, а вместе с ним и искусство резьбы испытало влияние иноземных традиций. Так, появился итальянский мотив виноградной лозы, ставший очень популярным.

В растительные узоры включались изображения сиринов (райских птиц с женскими головами) и других мифических и реальных птиц: попугаев, лебедей, орлов, гусей.

Фантастические существа (грифоны, сирины, русалки, единороги) были характерны только для светского искусства, церковная резьба XVII–XVIII столетий не допускала подобных мотивов. В этот период резьбу было принято покрывать позолотой самых разных оттенков: от красноватых до зеленоватых.

В начале XVIII века по указу Петра I мастерская резных и столярных дел вместе с другими мастерскими Оружейной палаты была закрыта. Большинство резчиков переехали в Петербург, в Адмиралтейство. Корабельное строительство требовало огромного количества мастеров, в том числе и искусных резчиков по дереву. Возле Петербурга было обустроено Охтинское поселение, где жили плотники, столяры, резчики. Пётр пригласил из-за границы в Россию опытных специалистов по декоративной обработке дерева, которые набирали учеников и обучали их. А русских мастеров царь посылал стажироваться в Европу.

Корабельное дело и резьба по дереву были в ту эпоху неразрывно связаны. Корабельные мастера изготавливали миниатюрные модели судов, используя чертежи и рисунки, по которым на верфях строились настоящие корабли. Эти модели отдавались в Адмиралтейство, их можно увидеть там и в наше время. Среди них были и миниатюрные суда, сделанные руками самого Петра.

Нос кораблей украшали деревянные скульптуры – иногда человеческие фигуры, но чаще всего стоящие на задних лапах львы с раскрытой пастью и развевающейся гривой.

В качестве элементов резного декора кормы использовались герои мифологии (нереиды, сирены, Нептун в окружении тритонов и дельфинов) и декоративные мотивы, популярные в XVIII столетии (раковины, гирлянды из тюльпанов, картуши и т. д.).

В XIX веке передовые представители русского искусства, стремившиеся сохранить национальные традиции резьбы по дереву, создали в Абрамцеве, подмосковном имении известного мецената С. И. Мамонтова, центр резьбы по дереву. Руководила мастерской и школой резьбы художница Е. Д. Поленова, сестра знаменитого живописца В. Д. Поленова. Художница ездила по селам и собирала все лучшее, что было создано народными мастерами-резчиками. Вещи, которые изготавливались в конце XIX столетия в Абрамцевской мастерской, поступали в продажу. Поленова выполняла рисунки для резной мебели, домашней утвари и других вещей. В качестве образцов использовались орнаменты вышивки, кружев, росписи.

В школе Поленовой обучались дети кустарей, жившие в этих краях. Среди них был и Василий Ворносков, сын плотника из деревни Кудрино, ставший в дальнейшем основоположником нового стиля – знаменитой кудринской резьбы (рис. 1).

Для своих работ Ворносков использовал мотивы и технику вологодской плоскорельефной резьбы с ее растительным орнаментом в виде пальчатообразных завитков и силуэтами птиц и зверей, знакомых по пряничным доскам XVII–XVIII веков. Наследие Ворноскова огромно: он создавал резную мебель, ларцы и шкатулки, домашнюю утварь, письменные приборы, деревянную скульптуру. Разработанные им приемы используют и современные мастера. В 1920-х годах Ворносков стал главой артели резчиков, куда вошли мастера Кудрино и соседних сел. А в Абрамцеве в 1918 году был открыт музей.

Рис. 1. Фрагмент резного кашпо работы В. Ворноскова

Знаменитую абрамцево-кудринскую технику применяют и в настоящее время. Для нее характерно сочетание растительных мотивов (побеги деревьев, гирлянды из листьев, ветвей, цветов, ягод) с изображениями птиц, рыб, зверей, всадников. В этой технике создаются долбленые, точеные декоративные изделия: солонки, лоточки, черпачки, ковшики, сухарницы, конфетницы, братины, блюда, вазы, шкатулки и т. д.

Широкую известность получила знаменитая богородская игрушка и скульптура. Еще в XV веке жители села Богородское, находившегося во владениях Троице-Сергиевой лавры, занимались народными промыслами, в том числе и резьбой по дереву. В собраниях музеев хранятся созданные в XVIII – начале XIX века игрушки: фигурки животных и птиц, гусары, барыни в нарядной одежде, крестьяне и крестьянки, а также многофигурные скульптурные композиции. Их основные темы – сцены из сельского быта, эпизоды басен и сказок.

Богородская скульптура имеет свою технику изготовления (рис. 2). Сначала кусок дерева обрабатывается топором, которым обтесываются крупные грани. В этот момент намечаются пропорции будущей фигуры. Затем стамесками удаляется все лишнее и уточняются детали. Обработка завершается особым инструментом – богородским ножом. Одна из характерных особенностей богородской игрушки – оставление следов от ножа и стамески, что позволяет увидеть красоту дерева и мастерство резчика.

Кудринскую технику используют резчики из мастерских подмосковного города Хотьково, открывшихся в 1947 году. Красивые коробочки, шкатулки, ларчики, пудреницы, украшенные резными вставками из кости, создаются хотьковскими мастерами из тиса, ореха, самшита, капокорня и других материалов.

Рис. 2. Современная богородская игрушка

С давних времен резьбой по дереву занимались в Нижегородской губернии. В XVII–XVIII веках умелые мастера вырезали из дерева ложки, чаши и ковши, украшенные красивой резьбой. В городе Семёнове в начале XX века по образцам из абрамцевской мастерской резчики изготавливали резные вазы, сахарницы, солонки, ложки, матрешек. А в Вятской губернии была популярна архитектурная резьба. Здесь создавалась долбленая деревянная посуда, развитие получило ложкарное дело. В конце XIX – начале XX века было налажено производство резных деревянных шкатулок, рамок, полочек, украшенных резьбой, росписью, выжиганием. С 60-х годов прошлого века здесь стали применять главным образом геометрическую резьбу и прием, при котором светлый резной орнамент контрастирует с темным фоном, покрытым лаком.

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы