Мастер сновидений. Словарь-сонник.

Терентий Леонидович Смирнов

<< Назад | Содержание | Дальше >>

М

Матрёшки эффект сновидений — заключается в использовании ночным творцом специального приёма по принципу повторяемости в направлении ко внутреннему измерению. Например, открывает сновидец во сне коробку (или чемодан), а там видит ещё одну коробку. Открывает он и её, а внутри просматривается ещё одна, вскрывает он и её… и так почти до бесконечности. Подобный сон, как правило, заканчивается либо в разочарованности спящего, либо сновидец и вовсе просыпается. Этот приём в сюжете сна демонстрирует различные смыслы: тщетность усилий, тайну в тайне, нескончаемость процесса познания, повторяемость ситуации, тупик, неразгаданную и недоступную тайну. А также является одним из феноменов, указывающий на занятия чёрной магией.

Мифологическая, архетипическая функция сновидений — проявляется в активном использовании более общих, всеобщих, символических форм, образов, ходов, схем, сюжетов и жизненных сценариев во сне. К таким формам или творческим линиям относятся сюжеты впитанных с детства сказок, легенд, мифов, сюжеты первых прочитанных книг, наиболее общие родительские модели поведения и реакции, популярные детские игры и т. д. Это содержание того самого всеобщего архетипического материала, накопленного человечеством вообще, и конкретной культурной исторической традицией в частности. Это «похождения Героя», где последний в лабиринте всеобщего сюжета вступает в контакт с вечными представителями добра и зла (архетипами): Дьяволом, добрым и мудрым Старцем, Смертью (скелетом с косой), Царём и Царевной, летающим волком, сказочным медведем, Богом (Иисусом Христом)… Архетипическое проявление материала сновидений — более глобально, чем просто символическое выражение. Оно относится к функции судьбы, жизненному пути сновидца и функции личного мифа, который отражает основные, переломные этапы жизни, возможные ходы и пути сюжетного развития. Это главные вехи, масштабные периоды жизни и очертания личной судьбы в её ключевом и наиболее вероятностном смысле. См. архетипы.

Медленный сон — период пассивного, глубокого сна ББДГ (без быстро двигающихся глаз) или дельта-сна. Для этого периода характерно отсутствие воспоминаний о сновидениях, замедление дыхания, снижение кровяного давления, расслабление мускулатуры. Отдельные минифазы медленного сна могут сопровождаться фрагментарными образами, обрывочными мысленными спутанными рассуждениями. См. доп. циклы сна.

Метапсихическая («мистическая», «чудесная») функция сновидений — в своих проявлениях достаточно разнообразна и относится к той самой теме, которую привычно считают экстрасенсорной. В сновидении возможно очень и очень многое! Можно «случайно» попасть в чужой сон (который в это время снится другому человеку!). При этом возможно оказаться в контакте с другим спящим человеком и общаться с ним, и узнать от него определённую личную информацию (достоверную информацию, подтверждённую потом наяву!). Неким загадочным образом открывается тайный доступ, и своим ночным сознанием мы проникаем в некое частное прошлое или будущего другого спящего человека, которое также вскоре подтверждается…

Сновидения — проникновенны и вездесущи!

Мистическая функция реализуется и при многих других обстоятельствах. К ним, например, ещё относятся: наблюдение (во сне) незнакомых физических объектов или помещений (с последующим дневным подтверждением их характеристик) — «физическое» присутствие во сне; голосовая трансляция с сообщением (сновидцу) о прежде потерянных или запрятанных вещах, пропавших людях (опять-таки с доказательными фактами наяву), контакты с умершими и т. д. и т. п. Удивительным является то, что метапсихическая функция сновидений задействуется гораздо чаще, чем это принято считать, и задействуется совсем не у каких-либо исключительных «экстрасенсов», а у всех — совершенно у всех обычных, нормальных людей! Вот только они о ней ничего не помнят.

Метафазисный (промежуточный) межфазный эффект сновидений — связан с переходными (промежуточными) фазами общего сна, от глубокого — к фазе сновидений и обратно. Проявляется своеобразной фрагментарностью, «мерцанием», недостаточной энергетикой. В таких переходах пси-энергии сновидения как бы только намечаются, но для их реализации не хватает достаточной силы. См. доп. намеченные сновидения.

Метафора — перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых сторон (пр. «бронза мускулов», «говор волн»); сновидение в своей режиссуре совсем нередко использует метафору.

Метод — способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность.

Методы (приёмы, способы) работы со сновидениями психоаналитические — осуществлять поиск различных методов следует по словарям. См. в разделе «буквенно-цифровые коды».

Мнемоническая функция сновидений — тесно связана с работой многих других сновидных проявлений. Эта функция заключается в использовании в ночном сценарии прошлых жизненных ситуаций и опыта сновидца. Мнемоническая функция — это обращение к воспоминанию, к скрытым, подавленным слоям памяти и далёким переживаниям и реакциям. У эго-сна замечательная память, точнее, оно само является значительной частью памяти личности. Особенно большое значение мнемоническая функция приобретает в творческих процессах как доступ к долговременной, латентной памяти. В повседневной жизни мы используем очень незначительный объём памяти — всего в несколько процентов! Его можно обозначить, как оперативная память. Поэтому мнемоническая функция снов, имеющая дело со всем стратегическим запасом всего прошлого жизненного опыта человека, представляется сущностной и значительной.

Мнемонические эффекты сновидения — проявляется избирательно, неточно, ассоциативно: обрывками фраз, адресов, фрагментами просмотренных кинофильмов и телепередач, наиболее характерными присказками и возгласами, активацией в сознании рекламы, образами известных людей (артистов, политиков). А давно забытые или случайные люди во сне вытаскиваются из кладовой памяти, чтобы подчеркнуть нечто, связанное с этими людьми по ассоциации. Мнемонический эффект выражается и сведением различных по времени жизненных пластов в одну единую плоскость. Например, человеку снится период его студенческой жизни, но в ночном сюжете «на равных» будут действовать (и приниматься как должное) его друзья и знакомые и из школьного детства, и из более позднего профессионального окружения. Несовместимые во времени (дневной жизни спящего) персонажи как бы накладываются, смешиваются друг с другом и образуют единый сюжет. Мнемонические эффекты несут собой определённый символический смысл. Ср. с общей мнемонической функцией сновидений.

Многозначности эффект сновидений — относится к двусмысленности или многозначности какого-либо одного сложного образа сновидений. Он выражается такой многомерностью, многоплановостью, которая образуется из сочетаний двух и более смысловых элементов, порой несовместимых или противоположных по своему значению. Пример сложного образа сновидения, несущего сразу несколько различных смыслов: большие застывшие окаменелые рыбьи головы, торчащие из морской воды, к тому же напоминающие носы затонувших кораблей (какое нагромождение смыслов всего лишь в одной картинке!). Море — означает исполнение желаний, рыбьи головы — успех, но они окаменели, т. е. надолго омертвели (успеха ждать долго); затонувшие корабли — потерянные надежды и т. д. К этому же эффекту относится и некая приблизительная, нарисованная сном (промежуточная) картина, неопределённость объекта, что-то среднее между «тем» и «этим». Напр., одному человеку приснилась белая птица, но она в его субъективном восприятии стала одновременно как бы и курицей, и голубем — нечто среднее. Соответственен и синтез двух смыслов: курица — женщина, любовница, мать, жена; голубь — духовная весть, откровение, божий промысел… Или такой образ: — гриб, напоминающий крысу. Здесь мы наблюдаем совмещение одновременно сразу двух значений (гриб — приобретение, крыса — опасность, болезнь). Ср. графический эффект и феномен сжатия.

Мысль — атом, клеточка, элементарная единица мышления, для которой характерно наличие минимального смысла (семы). Мысли — это свёрнутая, внутренняя, словесная речь, свободно текущая или направленная на решение какой-либо теоретической или практической задачи. Отдельная мысль выступает в роли комочка смысла, свёрнутого, сокращённого в сознании слова или состава слов, несущего собой определённое понятие. Каждая мысль или идея образует многочисленные связи с другими мыслями, но общий поток мыслей, в результате которого образуются суждения или умозаключения, имеет строго линейный однонаправленный характер.

Мысли в сновидении — не так уж примитивны и схематичны. Сновидящее эго (боди) оперирует определёнными образцами мышления, цепочками и привычными ментальными штампами, побуждениями, решениями и планами (дневной личности), но эти цепочки почти всегда отрывистые, непродолжительные, краткие. Однако мысли во сне это не только слепое копирование и подражание мышлению наяву, но и творческое, своевременное использование собственного менталитета, приложенного к конкретной ситуации. См. доп. образ и мысль.

Мысли в промежуточных переходных фазах сна — не всегда представляют собой слишком короткое отрывочное мышление. В промежутках между медленным и быстрым сном сновидящий способен вполне логически и разумно рассуждать, вести осмысленную полемику и диалоги с другими людьми, оппонировать, оправдываться, спорить и пр. Подобный мыслительный процесс нередко переходит в развёрнутый сюжет полноценного сновидения.

Мысли и представления перед засыпанием — имеют повышенное значение, т. к. определяют погружение в соответствующее пространство сновидения, а также работу сна по определённым проблемам текущих дел или отношений. О чём думаешь перед засыпанием, о чём волнуешься — над тем и будут работать сновидения этой ночи. Повышенное значение имеет и символизм первых сонных картин. Как правило, он относится к предстоящему дню. Ср. гипнагогические сновидения.

Мышление (понятийно-категориальное) — аналитическая и познавательная способность личности, направленная на осознание окружающего мира, места человека в этом мире и решение определённых теоретических и практических задач; субъективное отражение относительной действительности в виде суждений, образов, идей, теорий, картин, символов и знаков. Мышление использует собственные приёмы, способы и операции. Среди них: абстракция, логика, выделение главного, поиск сходства или различия с другими объектами, построение целостной модели, выявление взаимосвязей между отдельными её элементами, отрицание, обобщение и пр. Имеется два основных вида мышления человека — абстрактное, образное (собственно, сновидения) и логическое, словесно-понятийное. Дневная личность использует комбинацию из этих двух видов мышления со значительным подавлением первого вида и преобладанием второго. В сновидении всё наоборот: преобладает мышление в психических образах и строго ограничивается словесно-логическая деятельность. Однако возможно говорить и о собственном мышлении физического тела (языком телодвижений), мышлении инстинктов, ощущений и эмоций.


Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы