Мастер сновидений. Словарь-сонник.

Терентий Леонидович Смирнов

<< Назад | Содержание | Дальше >>

Словарь общих символов

Невозможно дать самые полные инструкции и все точные определения всем разнообразным символам, ко всем случаям толкования сновидений — они могут быть слишком индивидуальны — да это и не нужно! Важно усвоить главные принципы анализа снов и творчески использовать наиболее общие смысловые значения (обобщённую символику) приснившихся сюжетов:


АБСТРАКЦИЯ (отвлечённые образы и картины) — абстрактные сны с неясными, неопределёнными сюжетами и непонятными, сюрреалистическими образами, при которых какие-либо конкретные действия сновидящего отсутствуют; повествуют о четырёх возможных состояниях спящего: хроническое пересыпание, болезненность (физиологическая, нервная); неправильная работа со своими сновидениями (и по Кастанеде, Монро и др. подобным авторам в том числе); продвинутость, глубокая духовная практическая проработка своего подсознания, а также приближение к уровню осознания своего сновидения.

АВТОМАШИНЫ (легковые, грузовые) — лёгковой автомобиль является символом личной жизни, ехать в нём (в зависимости от характера движения, типа дороги и самой машины) означает тот или иной (по качеству) период жизни и общий ход дел или отношения в развитии. Рабочая грузовая машина — сообщает о степени «загруженности» сознания сновидца и является отображением его профессиональной, трудовой деятельности. Она дополнительно указывает на тяжесть, трудность мероприятия или взаимоотношения. Ехать в автомашине очень быстро — указывает, чаще всего, на замедление дел, тягостное ожидание какого-либо решения, итога.

АГРЕГАТЫ (механизмы) — побудительная сила, активность, энергия; сложность; автоматизм, механичность в смысле нескончаемого упрямого, бездушного повторения одного и того же (действия, ситуации).

АКТИВНОСТЬ, ПАССИВНОСТЬ — см. наблюдение- участие.

АТРИБУТИКА РЕЛИГИОЗНАЯ (крест, церковные принадлежности…) — угрызения совести; сигналы, поступающие из внутренней духовной сути человека, благие душевные порывы, стремление к чистоте и благородству; элементы помощи, обучения, защиты, наставления.

ВЕЩИ ДОРОЖНЫЕ (чемодан, сумка…) — имеют значение ноши, багажа, груза. И хотя «своя ноша не тянет», вещи подчёркивают нашу отягощённость, трудности, главным образом, негативные накопления по жизни, которые мы не в состоянии выбросить и вынуждены нести, влачить по пути. Крупный багаж (чемодан, сумка, рюкзак…) — символ дороги, путешествий («багаж новых впечатлений»). Это и груз отрицательных эмоций, переживаний в будущем, это и некий объём — женские половые органы (матка), в которых нечто вынашивается: планы, идеи, ребёнок. Вещи поменьше (сетка, хозяйственная сумка) — для женщины означают хозяйственные заботы, дела. А такие мелкие принадлежности, как кошелёк, портмоне, дамская сумочка, расчёска — подчёркивают более интимную сторону человеческого существования — любовные отношения, связи, надежды и устремления.

ВЕЩИ СТАРИННЫЕ — относятся к человеческому прошлому и имеют повышенную (музейную) ценность (редкость). Они могут подчёркивать тип воздействия (в будущем наяву) — влияния, идущие со стороны рода или духовную связь (фамильная ценность, реликвия). Старые предметы во сне также означают объекты ненужные, неуместные, отжившие, бесполезные, устаревшие (как хлам) или неприемлемые в обществе и вызывающие тем самым осуждение и насмешку.

ВОЗРАСТ (человека, объекта) — во сне относительно однозначен или двузначен. Быть старым (старой) — означает получение жизненного опыта, авторитета, мудрости, знаний (больше для мужчин) или болезнь, увядание, беду, плохой ход дел (также для мужчин, но более для женщин). Быть молодым (молодой) — указывает на легкомысленность, глупость или на счастье, излечение, здоровье, удачу. Возраст (состояние) материальных объектов: старые, ветхие вещи или предметы в сновидении могут восприниматься как отжившие, ненужные. Соответственна и трактовка — негативные смыслы предметов усиливаются. И в то же время старина, древность может придавать им дополнительную ценность, очарование, уникальность. А старые привычные предметы, вещи толкуются в более позитивном смысле, чем новые, т. к. они уже привычны и надёжны в использовании.

ВРЕМЯ (суток, года) — чаще всего, подчёркивает буквальный смысл происходящего в жизни сновидящего: «зима» — стагнация, бездействие, застой (застывание), отчуждение. «Весна» — пробуждение, активность, расцвет, хороший ход дел, удачное начинание. «Лето» — зрелость, горячка дел, время отпусков (отдыха и расслабления). «Осень» — результат, плоды, итоги, дары, награда, спад, увядание. Позднее вечернее время дня может так и означать, что уже поздно (что-либо изменить, сделать). Чем больше солнечного света в пространстве сна, тем лучше. Однако изредка символика и очень крупных, значительных трагических событий может сопровождаться испусканием интенсивного света, что говорит о неизбежных кармических последствиях, посланных «свыше», в назидание, как наказание (от Бога). «Ночь, тьма, мрак» — указывает на беспросветность положения наяву, бесперспективность. «Свет, день» — удача, ясность целей и мышления. «Утро» — хорошее начинание, благоприятствование, реальность возможностей и планов.

ВРЕМЯ как длительность событий (во сне) — сон иногда сам удерживает внимание на каком-либо месте, детали, действии. При этом время как бы застывает на процессе, «прокручивается» — тем самым сновидение подчёркивает особую длительность того, что представляет собой означенная фиксация. Например, «бежать во сне» и при этом ещё дополнительно «вязнуть», тормозиться, застывать на месте — сообщает о длительности помех, проблем, учитывая, что «бежать во сне», вообще, — к помехам и трудностям. «Кушать во сне» с фиксацией на процессе жевания имеет аналогичный эффект: мелкие неприятности, прокруты (пережёвывания) получают дополнительное усиление. Причём такая временная удлинённость события будет связана не обязательно с протяжённостью дневного (реального) времени, а, чаще, случается во внутреннем, субъективном восприятии. Напротив: быстрота, мгновенность событий и различных преображений указывает на внезапность, неожиданность, скоропостижность, быстротечность явлений и чувств спящего наяву.

ВХОД, ВЫХОД — по смыслу соответствует логике дневного мышления человека: «вход» или «выход» — это вход в новый определённый период жизни, активности, отношения, деятельности или «выход» из ситуации, переживания, области конкретных чувств, поведения и, таким образом, — завершение чего-либо.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ — в целом — для мужчины это его авторитет, должность, состояние дел, положение в обществе; для женщины — её привлекательность, отношения. Экстравагантный, необычный головной убор — неловкое положение, промах, оплошность. Старинные или оригинальные (как-то: убор индейского вождя, мушкетёрская шляпа, треуголка времён Наполеона, рыцарский шлем, чалма, сомбреро…) — означают соответствующие принятые на себя, несвойственные нам роли, и, зачастую, связанные с ними неудачи, крах, насмешку, осуждение, глупость.

ГОЛОСА — неразборчивые, поощряющие, гнусавые, хриплые, ругающиеся, льстивые либо кричащие — к сплетням, оговорам, неприятностям, обману. Зов по имени — к крупным жизненным переменам, предупреждение об опасности. Крики — к бедам, сильным переживаниям (иногда надуманным). Голос, осмысленно комментирующий, сообщающий некую разумную последовательную информацию, является проекцией демонического сознания (см. эмиссар, люцифаг). Подчинение ему или вступление с ним в контакт может со временем привести к трагическим последствиям. Существует ещё один Голос (проявляется в промежуточных стадиях сна) — «создающий сновидение» — в соответствии с его диктовкой легко внушаемое боди переводит смысл наговорённого в динамические образы. Этот Голос есть внутренняя речь, мысленное размышление самого спящего. И ещё одна звуковая трансляция относится к Голосу разумной структуры судьбы человека — для мужчины проявляется, чаще, женским голосом; для женщины — мужским голосом или отцовским.

ДЕЙСТВИЯ — собственное делание спящего в сюжете сновидения является уже некой потребностью, неудовлетворённостью, желанием, усилием и не относится к признакам пиковых счастливых сновидений. Как правило, во сне используется такое действие, к которому человек привык наяву, — повседневные домашние привычные работы, профессиональная деятельность. Нашему боди свойственно автоматизм, механическое повторение. Например: работа с документами, мытьё посуды, продажа товара (для продавца), работа за компьютером, изготовка изделий за станком (для токаря) и т. д. В отношении такого делания важно визуальное и внутреннее ощущение, насколько хорошо получается делаемое. Во многих случаях оно оборачивается прямым соответствием по смыслу наяву. Однако изредка сон использует смысловую инверсию: нечто получилось слишком плохо и не так — к хорошему результату наяву и удовлетворению, или наоборот. В целом действия во сне, в особенности повторяемые, нерезультативные, — это символы затруднений, хлопот, самообмана, напряжения, разочарования, неприятности, недомогания, потери. И в то же время при некотором завершающем делании (как результат усилий, плод труда) всё перечисленное может иметь знак плюс: достижение, удовлетворённость, реализация, приобретение. Например, «подметать» (пол) — к деньгам; обогнать всех на соревновании — к достижению цели (наяву).

ДЕНЬГИ — несмотря на то, что большинство людей устремлено к непрерывному денежному заработку (наяву), человеческое подсознание испытывает некое пренебрежение, снисходительность, неприятие денег. В сновидении деньги (получение денег наяву) очень часто предстают как навоз (дерьмо), бумага, мелочь. Бумажные деньги (во сне) — зачастую, снятся к обману, хлопотам, суете наяву, однако могут означать и некие вложения (если дают), — дополнительную жизненную энергию, состояние вдохновения, приобретение. Монеты, буквально — «мелочь», — это что-то незначительное (в делах, отношениях, приобретениях). Золотые монеты — к несчастью, горю или реже к добру (в зависимости от контекста). Старинные монеты означают удачу, знания. Фальшивые, старые, вышедшие из употребления деньги — к обману и самообману. Иностранные купюры, валюта — это надежды или разочарования в бизнесе, а также сила и власть.

ДЕРЕВО — способно выступить в очень многих смыслах: состояние тела спящего, его здоровья, жизненная структура, перспективы и направления роста или старения (цветения увядания); деятельность, результаты труда, связи со своим родом. Это также дерево познания: состояние учёбы, обучения, приобретений знаний или просто период жизни, отражающий ход дел и отношений (в зависимости от того, как произрастает и как выглядит — большое, низкое, стройное, корявое, сухое, зелёное). Ветви представляют собой энергетические возможности, желания. Ствол служит основой, иногда отражает состояние позвоночника спящего. Верхние части ветвей и ствола указывают на связь с космосом, духовную реализацию — это наши устремления «ввысь». Корни следует понимать буквально — как основу нашего существования, как связь с землёй, человеческим родом (личным, историческим и всеобщим (материальное положение, устойчивость), Листья соизмеряются с личной жизнью, состоянием сознания в текущий период, сиюминутной ситуацией (хотя и здесь, как и во всех остальных случаях важны детали: листья могут быть осенними жёлтыми, сухими, зелёными, большими, мелкими и т. д.). Дерево во сне — это процесс развития во времени. Дополнительно дерево может представлять собой конкретного человека (из окружения сновидца): мужчину или женщину; семью, судьбу или некую структуру (ментальную модель чего-либо). И даже возможно увидеть «вселенское дерево», отражающее космические процессы, что станет духовным познанием, откровением.

ДЕТИ — это радость или заботы, беспокойства взрослых, удача или неудача (в зависимости от того, как они выглядят). Ребёнок — означает начатое дело, так о неком результате труда с гордостью говорят — это моё детище (творческое, профессиональное…). Ребёнок во сне также может быть некой творческой идеей, планом, задумкой, которые нередко болезненно «вынашиваются», развиваются и, наконец, — «рождаются».

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ (во сне) — использование привычных навыков и автоматических действий, характерных для основной занятости сновидящего, в сюжете сна способно отражать разнообразные побуждения: стремление к результату, завершённости какого-либо дела или отношения, или же психологическое внутреннее состояние в предстоящем периоде жизни спящего (в зависимости от характера протекания рабочей ситуации). Кроме того, конкретная специфика профессии может подчёркивать те или иные черты личности и аспекты самовыражения.

ДОМ ЖИЛОЙ — см. жильё.

ДОРОГА — см. путь.

ДРАГОЦЕННОСТИ — см украшения.

ЕДА (продукты питания) — видеть свежие продукты питания (но не есть их!) всегда хорошо — к достатку, довольству. Еда — это то, что поддерживает нас (питает, даёт силу!). Обилие (изобилие), скудность, изысканность или степень свежести, испорченности продуктов сообщает о будущей ситуации, характере текущих дел или отношений напрямую, соответственно. Однако благодаря эффекту инверсии, слишком богатая, дорогая, изысканная еда (явства) может означать обратное, в основном, — иллюзии, несбыточное. Готовить блюда (жарить, кипятить, варить) — к дрязгам, помехам, скандалам.

ЕСТЬ (кушать) — есть что-либо во сне означает мелкие неприятности, помехи, получение не совсем того, что хотелось бы. Однако сладкие, мягкие или кремовые вкусовые ощущения — к благополучию и позитивным переменам и состояниям наяву. Вкус еды, вообще, при толковании является основополагающим и по смыслу прямой (напр.: сладко — хорошо, кисло или горько — плохо…). См. доп. «идиоматический словарь», «основной сонник» (вкус).

ЖЕСТЫ во сне — понимаются боди буквально, реже с перевёртышем, а их трактовка полностью зависит от ситуации.

ЖИВОТНЫЕ (звери) — в целом отражают инстинктивную (животную) природу человека: агрессию, алчность, коварство, хитрость, гнев, силу, пугливость, тревоги и опасения… Перечисленное относится ко многим диким зверям, тем не менее, они способны выступать и как помощники. Домашние животные намного безобидней, добрее и, чаще, представляют такие черты характера и состояния, как глупость, упрямство, преданность, нечистоплотность, привязанность, самодовольство, упитанность, беспечность, послушность, достаток. Звери во сне в целом также могут символически означать: врага, болезнь, опасность, возвышение (славу, успех), материальное благополучие. Смысл многих образов зверей во сне очевиден и буквален: «лисица» — хитрость, обман, коварная женщина; «волк» — враг, опасность, болезнь; «заяц» — испуг; «лев» — сила, власть и т. д.

ЖИЛЬЁ (жилые помещения) — представляет собой непосредственное поле восприятия сновидца, символ человеческого существования, личное пространство сознания, в котором пребывает человек. Дом — это наш тыл, кров, семейный очаг (отношения в семье), крепость, защита, наше психическое (умственное и эмоциональное) состояние, здоровье. Кроме того, дом может означать физическое тело спящего, его части и отдельные функции организма. Например: «чердак», «крыша» — голова, ум, состояние мыслительной деятельности и порядок в делах, приспособительные защитные механизмы психики (при психическом расстройстве говорят: «крыша поехала»). Крыша — это также защита. «Комната», «шкаф», «кухня» — желудок, пищеварительный тракт, утроба, жен. пол. органы, муж и жена-хозяйка. «Ванная» относится к очищению и обновлению чувств, настроений. «Библиотека», «кабинет» — личный опыт, дела, память, знания, тайна. «Кухня» — творчество (иногда говорят — «творческая кухня»), жена, семейные проблемы. «Спальня» — сексуальная жизнь, личные интимные тайны и любовные связи. «Пол» — устойчивость, положение, здоровье. «Окна» — глаза, взгляды на мир, мировоззрение. «Дверь» — приятие, «открытость», добродушие, защита, безопасность, возможность. «Стены» — окружение (то, чем мы отгораживаемся от остального), отношения. «Подвал» — прошлое, подсознательное, забытое; «погреб» — запасливость. «Общий внешний вид дома» — это общественное лицо владельца. При этом задняя часть дома — это то, что хозяин хочет скрыть от других. «Потолок» — некий предел нашего сознания, возможностей или также (как и крыша) — защита. «Порог» — граница, переход от одного состояния к другому, решимость (на что-то). Персонажи внутри дома — наши чувства, отношения, помехи, влияния, состояния сознания спящего. Другие дома — это дела, другие люди или возможности. Для женщины состояние дома дополнительно подчёркивает так важную для неё «домашнюю» атмосферу в её семье и отношения с близкими людьми. «Стройка» — это только начатое или планируемое (дело).

ЗВУКИ — резкие, слишком громкие, дисгармоничные, низкие (шипящие, дребезжащие, режущие, царапающие, сверлящие), словом, неприятные, — к плохим вестям и неприятностям. Красивые, приятные, умеренные, мягкие звуки — к радостным событиям, положительным итогам или встречам. Значение имеет ощущение, связанное со звуком во сне. Примеры: «шум воды» — к вестям, чувство быстротечности времени. «Шипение» — опасность, скандал. «Завывания, порывы ветра» — к беспокойству, напрасному волнению. Музыкальные звуки — см. музыка, в этом же и в «основном соннике».

ЗДАНИЯ (административные, служебные) — в отличие от зданий, в которых мы проживаем, в сновидении отражают профессиональную деятельность, «хождение по инстанциям» (дела) и положение в социуме, отношения и связи в коллективах. Значительной смысловой составляющей событий во сне внутри служебного здания является наша самооценка, а также потребность, стремление и характер дел. Так например, «идти (находится) в баню» — неудача, «в парикмахерскую» — неудовлетворённость, «в магазин» — нужда, «в различные административные помещения» — хлопоты, заботы, прошения. Залы, служебные кабинеты означают, как правило, прошение, ожидание или задержку.

ЗНАКИ (буквы, цифры, фигуры) — воплощают собой в свёрнутой символической форме: знания, состояния (сознания), ситуации, перспективу спящего. Закодированные в одном универсальном знаке смыслы, отражают соответствующие принципы. Примеры: «звезда» — гармония, военная тема; «спираль» — развитие; «крест» — конец чего-то, несчастья, страдания или защита; «круг» — цельность, замкнутость. Знаки могут отображать и сексуальность. Более сложная мистическая закодированная символика, иногда, сообщает о путанице, непонятном или же о неком тайном знании, посвящении. Своей смысловой знаковостью, естественно, обладают цифры и буквы (Напр., школьная «пятёрка», «двойка», от «А» до «Я»). Более сложной в трактовке является мандала (знак сложной формы, состоящей из вложенных друг в друга геометрических фигур) — в ней могут быть зашифрованы различные духовные знания. Существуют знаки религиозные (мусульманские, христианские, буддийские), магические, исторические (напр. фашисткая свастика), государственные (гербы), логотипы (фирменного товара) и др. — все они достаточно определённы в своём трактовании и указывают на связь с той или иной областью восприятия, контакта или переживания.

ИГРЫ — то, что не очень серьёзно, «понарошку», и в то же время «жизнь — это игра». А человек часто забывает, что он всего лишь играет различные роли, и тогда всё становится очень сёрьёзным. «Играть с кем-то», «играть во что-то», «играть на чём-то (на ком-то)», «играть на сцене»… Тема игр азартных, спортивных, детских, театральных или игр на музыкальных инструментах, чаще всего, имеет прямую символику будущих событий наяву в зависимости от того, как сыграл и какой был инструмент. Выиграть ход, забить гол, обойти, красиво (эффектно, складно) сыграть, одержать победу — надо понимать буквально. Но игра в карты, на сцене, зачастую, предстаёт ложью, обманом, самообманом. Играть на музыкальных инструментах означает те или иные отношения с людьми, в особенности с любимыми, встречи со знакомыми.

ИНСТРУМЕНТЫ (рабочие) — приспособления для преодоления жизненных трудностей и улучшения своего состояния. Во сне означают заработок, совершенствование какой-либо деятельности, быт. Некоторые инструменты подчёркивают негативный характер переживаний спящего: клещи, сверло (неприятности), бритва (опасность), ножницы (ссора) и т. д.

ИНСТРУМЕНТЫ (музыкальные) — в целом это то, что «используют», что внимательно «слушают», к чему прислушиваются, восторгаются, сопереживают. Это любовные отношения, общение и способность «сыграть» на чувствах других людей. Различные инструменты имеют разное значение. Так, напр., «скрипка», «гитара» указывают на женщину (из окружения спящего), любовные отношения. «Труба» — может оказаться очень болтливой, разглашающей тайны или предающей женщиной, а также сплетней или вестью. «Флейта» способна стать музыкальным фоном некого судьбоносного периода жизни или даже судьбы человека в целом и т. д. Таким образом, музыкальные инструменты являются символическим выражением других людей, встреч, настроений, сообщений, сексуальных символов и актов; характером протекания различных дел. Инструменты (не звучащие) — указывают на появившуюся перспективу, либо («не звучит!») на закрытую, неиспользованную возможность. Самому играть — самомнение или успех. Музыкантов (играющих) видеть — всегда хорошо. См. музыка ниже и отдельно в «основном соннике».

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ, ПОЯВЛЕНИЕ — следует понимать в прямом смысле в зависимости от того, какой объект (предмет или фигура) явился или исчез (в поле внимания спящего). Это появление или исчезновение относится к будущему событию, влиянию, чувству, отношению, желанию, интересу, состоянию самого сновидящего — буквально, напрямую.

КОЛИЧЕСТВО ЧЕГО-ЛИБО (единичное, множественное, мало, много…) — количественная мера, чаще всего, подчёркивает и усиливает смысл трактуемого символа в его прямом значении. Нередко сон использует противоположное значение (инверсию). Напр., получить целый чемодан денег во сне (в ожидании некой оплаты наяву) — означает не получить ничего.

КРАСОТА (во сне) — предстаёт почти всегда в позитивном значении — красотой природы, архитектурных зданий, ландшафтов, лиц, сочностью и яркостью красок, интенсивностью солнечного света и общей положительной эстетической аурой, что является типичным признаком пиковых, счастливых сновидений и исполнением сокровенных желаний в будущем наяву. Однако имеется одно исключение: видеть самого себя особенно красивым — к беде, болезни и даже смертельному риску.

ЛЕТАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ, ОБЪЕКТЫ — указывают на динамику, быстротечность значения этих объектов, а также на духовные и кармические влияния. Кроме того, они могут подчёркивать как странность, необычность ситуации (для тех объектов, для которых полёт не является естественным) и вмешательство в судьбу неких внешних, локальных энергий и также вкладывать свой собственный дополнительный смысл. Напр., летать на стуле указывает на профессиональные успехи. Вообще, все летающие люди (образы, персонажи, животные), полёты во сне самого спящего отражают духовный мир сознания, поле свободного перемещения, определённую роль и достижения самого спящего (за исключением, естественно, неких летающих демонических существ). Летать в самолёте, на воздушном шаре (в особенности, когда летательным аппаратом управляешь сам) — всегда достижения (при удачной посадке).

ЛЮДИ (мужчина, женщина, толпа, очередь…). Мужчина или женщина в целом во сне представляют собой то или иное чувство, ощущение, дело, событие, тип отношений или черты характера (самого сновидца). Отношение к ним, зачастую, определяется стереотипом привычных эмоциональных реакций, которые могут означать отношения с незнакомыми людьми или друзьями, подругами (наяву). Скопление людей, толпа — является признаком стихийности, общности (общественного мнения), силы события, потери индивидуальности. А затянувшаяся очередь, напр., в магазине будет относиться к задержке, ожиданию, неприятности и наяву. Незнакомая женщина в зависимости от того, как она выглядит и какого возраста, для мужчины означает ход его дел, какое-либо начинание, удачу или неудачу. Мужчина для спящего указывает на тип влияния. Мужчина же в женском сновидении, в зависимости от внешнего вида и возраста, соответственно показывает ожидание, надежду, помощь, удачу или неприятность. Женщина в сновидении спящей более относится к проблемам ревности, соперничества, материнских побуждений.

Изредка во сне мы можем проигрывать реальные отношения (модели поведения) с реальными знакомыми людьми и новыми знакомыми (потом это подтверждается наяву). Или же (ещё реже) вообще общаться и обмениваться конкретной информацией между боди других людей (одновременно пребывающими в одном и том же пространстве сновидения). Экзотические, оригинальные мужские или женские типы сообщают об иллюзиях, эротических устремлениях, неожиданности или необычности ситуации, а также о делах и отношениях, ассоциирующихся с данными экзотическими фигурами. Мифологические и сказочные мужские и женские персонажи во сне подчёркивают тот смысл или черты, которые они собой традиционно представляют (см. отдельно мифолог. сл.).

МЕБЕЛЬ (и то, что с ней происходит) — нередко означает психологическое состояние сновидца или состояние его внутренних органов, включая половые. Например, объёмные предметы иногда могут указывать на женские сексуальные органы, а длинные продолговатые предметы — на мужские (правда, фрейдовская символика почти не работает, или действуют, когда её полностью принимают). Мебель во сне — это также убыток (ссоры) или достаток (мир) в семье (поломанная или добротная мебель). Мебель может символизировать и конкретного человека из окружения спящего (напр. существуют такие метафоры: «он большой и твёрдый как шкаф», «она изящна и стройна как спинка кресла»). Перестановка мебели относится к желанию перемен или непосредственно к самим переменам. Конкретная мебель указывает на более узкие аспекты человеческого существования. Напр.: «ковёр» — слава, деньги, успех; «кровать» — отдых, интим, болезнь; «стул» — место, служебное положение; «стол» — материальное благополучие семьи («богатый, бедный стол») и т. д.

МУЗЫКА (мелодия) — является символом человеческих отношений, а также профессиональных падений и взлётов. Музыка во сне может сообщать о предстоящей встрече с друзьями, текущем настроении, каком-либо глубоком переживании. Кроме того, различные ритмические мелодии могут подчёркивать конец какого-то одного определённого периода в жизни человека (напр., окончание учебной сессии). Звучание определённого музыкального инструмента (или оркестра) нередко указывает на тип переживаний и характер отношения сновидца с определённым человеком. Например: романтические гитарные (скрипичные, фортепьянные) мелодии, чаще всего, символизируют любовные отношения, а классическая симфоническая музыка, более, говорит о сильных эмоциональных духовных переживаниях. «Джаз» иногда проявляется как насмешка, ирония. А громкие ударные ритмы («бьют по ушам») — к неприятным вестям, переменам и даже смертельной опасности. Музыка может дополнительно означать — удовольствие, утешение, иллюзорные обманчивые планы. Особое значение при толковании сюжетов с участием музыки играет тональность (настроение) мелодии, а также громкость, стройность (гармоничность) и тембр музыкального звука (ностальгический, темпераментный, какофонический и т. д.). См. доп. «Инструменты музыкальные» (в этом же словаре) и «Музыка» в основном соннике.

НАБЛЮДЕНИЕ, УЧАСТИЕ — принципиально разные позиции боди во сне. Эти позиции напрямую показывают, насколько спящий вовлечён в ситуацию сам или его сопричастность (сопереживание) происходящему событию и определяют степень самоконтроля и способность отстранения от ночного сюжета.

НАПИТКИ — решающим в интерпретации напитков во сне являются вкусовые (привкус) и температурные ощущения, если их пить. Принимать тёплые (а также кислые, солёные, горькие) напитки плохо — к бедам, разочарованиям, болезням, краху. Холодное, сладкое и горячее питьё — к благости, удаче, счастью. Видеть и пить следующие напитки неплохо: шампанское, лимонад, минералка, коньяк, виски, красное и белое вино, молоко, квас, сладкое кофе. Они могут означать праздник, удовлетворение, удовольствие, достижение целей, удачный ход дел. А вот водка и пиво, а также горькие, острые и солёные напитки, напротив, — к огорчению, неприятностям, сожалению и разочарованию в будущем наяву. Определяющим также является удовлетворение или неудовлетворение жажды. Последнее имеет прямой смысл (удовлетворённость и неудовлетворённость соответственно наяву). Особняком стоит чай — видеть или пить его почти всегда к безденежью.

НАПРАВЛЕНИЯ (верх/низ, справа/слева, впереди/сзади, близко-далеко) — в подсознании человека глубоко запечатаны следующие ориентиры: «направо» — правильное, лучшее направление, а также мужское. «Налево»: («пойти налево, на сторону») — ложное, ошибочное, женское. «Верх» — Бог, судьба, духовное, истина, высокое, высшие Силы, мечты и иллюзии. «Низ» — быт, земля, мирское, ад, низкое, низменное, страсти, устойчивость и материальность. «Впереди» — будущее, планы, надежды, обозримое. «Позади, сзади» — прошлое, коварство, неожиданность. «Близко» — ближайшее, доступное окружение; возможности; то, что наступит очень скоро. «Далёкое» — остаётся неясным, необозримым. Все эти перечисленные смыслы-ориентиры сон использует в своём прямом значении и активно отражает в своих сюжетах буквально. См. доп. расположение чего-либо в идиомат. сл.

НАСЕКОМЫЕ — то, что летает, жужжит, жалит, роется, кусается, отвлекает и в целом воспринимается, как пустяковое, незначительное, назойливое, способное доставить лишь мелкие неприятности и, тем не менее, создать вполне чувствительные помехи. В общем, насекомые — это не сильные (не глубокие), но повторяемые или навязчивые ощущения, мысли, чувства, которые могут привести к дисгармонии, лишить покоя и уверенности. Появление насекомых во сне может сообщать о неприятностях в будущем, о болезнях и незначительных психических дисгармониях. Нередко отдельные насекомые (муравей, бабочка, пчела…) выступают исключительно в созидательной роли (напр., вши или блохи — к получению денег, а бабочка — к встрече с любимым человеком).

НЕБО — символ того, что даётся, спускается Свыше. В зависимости от вида поднебесной это: беды (небо в чёрных или тёмно-кровавых тучах) или подарки, исполнение желаний (звёздное небо); бесперспективность (тёмное) или открывающиеся хорошие возможности (чистое, светло-голубое, солнечное небо). Солнце, луна, месяц, облака, звёзды, комета, метеор… — в зависимости от своей контрастности, яркости, цветовой гаммы придают событию соответствующую конкретику и окраску и обладают отдельным собственным смыслом. Различные знаки, надписи, образы и объекты в небе получают при толковании также своё дополнительное усиленное значение, так как являются посланием от самого Её Величества Госпожи Судьбы. Иногда знаки на небе сообщают о чём-то несбыточным, иллюзорном.

ОБУВЬ — то, чем мы ступаем по земле, т. е. как идём по жизни; символ дороги, новых или старых дел, знак любовных отношений (для женщин).

ОДЕЖДА — является определённым символом положения в обществе и элементом самосознания. Это то, как мы выглядим в своих собственных глазах и со стороны окружающих нас людей. Возможно «обнажить» свои чувства, «раздеть» другого человека (в смысле сделать беззащитным или разорить). Одежда — это социальная маска, маскировка; то, за чем прячется наше истинное «Я». Иногда в отношении одежды сон использует перевёртыш — слишком дорогая, шикарная или ни к месту одетая одежда означает обратное — бедность, крах устремлений, потеря авторитета. Одежда подчёркивает человеческую привлекательность и может означать имущественность (обогащение), карьеру, приятие в коллективе, поездку. В женских сновидениях одежда имеет особую повышенную дополнительную смысловую нагрузку, отражающую успех, тип или перспективу любовных отношений спящей и её деловых связей.

ОРУДИЯ ТРУДА (лопата, топор, пила…) — обладают смыслом приспособления, помощников, умения и навыков. Это то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми; это способность (или неспособность) к выживанию и профессиональное мастерство, а также выход из затруднительной ситуации и достижение цели.

ОРУЖИЕ (холодное, огнестрельное) — выражает угрозу, силу, «остроту» чувств, намерение, страсть, тип поведения (своего и других), опасность, агрессию, ссору, уверенность в себе, мастерство, авторитет спящего человека. Сновидящий может быть «вооружён» знанием, опытом, силой воли, упорством, умением выгодно использовать ситуацию. Подобные аспекты символически и предстают как оружие. А победа или проигрыш с использованием означенных предметов во сне часто оборачивается победой или проигрышем наяву.

ОТНОШЕНИЯ (связи) — то, что мы привычно делаем, как мы поступаем в отношении с другими людьми наяву, зачастую, переносится и в сюжет сновидения. При толковании характера предстоящих отношений по сну с другими людьми необходимо учитывать принцип инверсии (перевёртыша). Так например, ласкаться со своим мужем или любовником может сообщать о ссоре или расставании с ним наяву. А измена во сне будет означать верность в дневных отношениях. Однако такую инверсию в данной теме «отношения» сон применяет не повсеместно.

ОЩУЩЕНИЯ (запахи, осязание, вкус) — наиболее близки к жизненной, бытовой, приземлённой сути человеческого существования. В связи с этим ведущим в определении их знаковой функции во сне является критерий «приятно-неприятно».

Так осязание, зачастую, отчётливо выступает в ночном сюжете как приятное (гладкое, мягкое, пушистое, тёплое, сухое) или как неприятное (колкое, шероховатое, вязкое, липкое, мокрое). И в этом случае в зависимости от качества осязания (в сновидении) точно также будет проступать в прямом значении и будущие события наяву — точно таким же характером влияний или отношений. Ведь недаром о каком-либо предстоящем деле (ситуации) говорят: «ну, что ж, пощупаем». Или же о новом человеке выражаются подобным же образом: «что ж, пощупаем, что это за человек».

Запахи больше относятся к отношениям людей между собой наяву (любовным, профессиональным), а также могут указывать на предстоящие перемены в жизни спящего, связанные с поездкой, путешествием И в данном случае сон не использует инверсию — плохие, неприятные запахи оборачиваются по смыслу и характеру такими же делами, состояниями, отношениями в будущем. Слишком острые, бьющие в нос запахи, — к плохим влияниям, разоблачениям, осуждению. Ещё более прямой смысл несёт собой вкусовое ощущение.

Вкус во сне (особенно, отчётливо выраженный, скажем, горько или сладко) сообщает о качестве предстоящего события напрямую (плохом или хорошем соответственно).

ПЕРЕХОД, ПРОХОД — проявляется в своём прямом значении в роли переходных, промежуточных процессов, настроений, ситуаций и событий в жизни спящего, а также наделяет выбором и возможностью. И в зависимости от их типа (широкий, лёгкий или узкий, трудный проход) указывает на положительный или отрицательный аспект промежуточного этапа жизни онейронавта. Более значительной является символика тех пространств и ситуаций, с которыми данные переходы соединяют сознание сновидца и куда он попадает, где оказывается в конце.

ПОГОДА (в сюжете сна) — это погода в нашем собственном сознании (настроение) и «погода в доме» (в семье). Плохая или хорошая трактуется в своём буквальном смысле. См. доп. природа.

ПОЛНОЕ, ПУСТОЕ — любая ёмкость, объём, багаж, ящик, цистерна… передаёт соответствующий смысл буквально, как наполненность (позитив) или отсутствие (негатив), если, конечно, само содержимое предстаёт в созидательном аспекте (например, чистая, а не грязная вода; вино, а не мазут).

ПОЛОЖЕНИЯ (тела), ПОЗЫ — во сне отражают ситуативную данность: удачное стечение обстоятельств или затруднения. Одновременно это и наше состояние сознания. Как-то: сидеть (ожидание), бежать (трудности или целеустремлённость), лежать (лень, отдых, отстранённость от дел или позиция побеждённого — «лежачих не бьют»), идти (движение по жизни) и т. д.

ПОСВЯЩЕНИЕ во сне — предстоит период какой-либо новой деятельности (чаще всего, увлечения в области духовно-эзотерической, либо новый интерес к чему-либо вообще).

ПОСУДА (домашняя утварь) — символизирует домашний быт, гостей, приём, домашнюю работу (для женщины), праздничное застолье (если дорогая посуда и красивая сервировка). Посуда — это благосостояние и отношения в семье. «Разбить посуду», как известно, — к счастью. Посуда (чистая или грязная) — имеет отношение к состоянию женской души (в последующем наяву).

ПРЕДМЕТЫ — каждый предмет человеческого быта имеет своё сновидное значение. Кроме этого, предметы, явленные во сне, связаны с определёнными событиями, ощущениями, чувствами, местом, отношениями с людьми — с прошлой жизнью сновидца, в которой тот или иной предмет уже участвовал, присутствовал наяву. И при этом связь в памяти прошлого уже закрепилась и вызывает во сне соответствующие ассоциации. В этих случаях сон всегда стремиться показать нечто большее, чем просто предмет или вещь. Он передаёт оттенки различных смыслов. Однако, чтобы иметь такую смысловую нагруженность, вещь во сне должна эмоционально окраситься или обозначиться самым оригинальным образом (в непривычной перспективе, цвете, с необычным фантазийным искажением или просто попасть в фокус активного внимания). Большое разнообразие предметов аналогично разнообразию их смысловых значений и в сновидении. Но в целом, как и многие другие символы, они подчёркивают ту или иную специфику будущих событий и отношений.

ПРЕВРАЩЕНИЯ — трансформацию (быструю или постепенную) образа сна в другой образ следует понимать буквально. Так и наяву увиденный объект мы сначала можем воспринимать в качестве одного, а присмотревшись повнимательнее, — в качестве другого предмета или явления. Т. е. превращаемый во сне символ сначала может играть для нас одно значение, но потом обернуться совершенно другим смыслом. Кроме того, именно в такой же смысловой последовательности выстроятся и события будущей яви. Подобная оборачиваемость может также иметь вид причинно-следственной связи, при которой появление одного события влечёт за собой проявление другого. Кроме этого, сновидная превращённость есть главный элемент развития сюжета сновидения вообще по принципу ассоциативности. Так, например, сновидец (во сне) находится в лифте, нажимает кнопки, едет в нём и ощущает подъём или спуск, но потом это же пространство лифта неожиданно оказывается кабиной грузовой машины. А сновидец продолжает двигаться уже не вертикально, а горизонтально, по дороге. Во сне последний «переход-стыковка» находится вне обычной последовательной временной плоскости, который надо рассматривать как одномоментный, «веерообразный» слитный смысловой блок. Однако наяву он, естественно, совершиться по всем физическим законам последовательно.

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (земноводные) — к этому виду существ человек традиционно относится с разной долей отвращения, неприязни, страха, называя ползучих «тварями», «гадами», воспринимая их как нечто неприятное, низкое, скользкое, опасное. Во сне и наяву такое представление подтверждается в самой значительной мере. Пресмыкающиеся во сне связаны, чаще всего, с болезнями, воспалительными процессами, опасностью, врагами, плохими людьми. А нередко и с «низкими» чертами характера и инстинктивными побуждениями борьбы и выживания самого спящего (подлостью, коварством, изменой, неуязвимостью и угрозой другим людям). Змея во сне, помимо опасности, иногда может иметь дополнительную символику и выступать в аспектах сексуальности, мудрости, мистических знаний, приобщения к опасным тайнам или отражать состояние позвоночника онейронавта. Земноводные существа, быть может, выражают чуть менее негативные смыслы, не говоря уже о таком добром существе, как дельфин, исключая при этом, конечно же, такого кровожадного хищника, как акулу.

ПРИРОДА (ландшафт, природные явления) — всё красивое, яркое (но не блестящее!), просветлённое, отчётливое — будет благоприятным знаком для будущих событий наяву. А погодные, стихийные условия трактуются в своём прямом значении: плохая или хорошая погода соответствует неудаче или удаче наяву. Наиболее акцентированные природные явления или стихийные бедствия (такие, как гром, затмение, дождь, гроза, ураган, наводнение, туман, землетрясение) подчёркивают силу и характер предстоящих негативных перемен. Но и позитивных природных явлений совсем немало — ночноё звёздное небо (исполнение желаний), яркое, мягко светящееся солнышко, радуга… А прекрасный природный ландшафт всегда — к исполнению сокровенных желаний.

ПРОЗРАЧНОЕ (объект, фигура) — означает видимое насквозь, очевидное, ясное для сознания спящего или же неуловимое, призрачное, неустойчивое, мимолётное, временное и преходящее.

ПРОСТРАНСТВА — в которых непосредственно действует боди сновидца является одновременно полем сознания человека, в котором он в определённой степени находится и наяву. Это его «состояние сознания», которое, в первую очередь, выражается тем, что его волнует, заботит, к чему он стремиться, какие имеет взгляды на мир и пр. Как ни странно, но и в бодрствовании (с психологической и философской точки зрения) человек не заключён в конкретный «реальный» материальный объём, он не выходит за пределы своего «пузыря восприятия» (шара сознания). Всякий человек непрерывно движется в потоке собственных чувств, мыслей, ощущений, переживаний и забот. Существенным же является то, что субъект восприятия не осознаёт своего психического пространства наяву, а оно может восходить (в субъективном представлении) даже к планетарному и космическому будущему. А часто ли вы вообще заглядываете на небо и думаете о вневременных космических сферах?

В сновидении пространство нашего сознания «обнажено», не закрепощено физической условностью, поэтому мы можем летать среди звёзд, уходить под землю, плавать в глубинах океана и т. д. Континуум сновидения показывает онейронавту масштаб, перспективы, возможности, творческую сторону нашего образного мышления, которая имеет собственную символику. А эта символика, как мы показываем и доказываем, является далеко не абстрактной, а напрямую связана с нашим физическим существованием и судьбой в целом. Более того, с эзотерической т. зрения развитому уплотнённому боди Света действительно подвластны многие пространства беспредельной энергетической нематериальной и даже физической (!) вселенной. Но это среди обычных спящих людей, скорее, исключение, но ни как не правило. Для начинающихся же «ночных космонавтов» пространства сновидения трактуются в соответствии с обозначенными символами (небо, земля, дом, служебные залы и т. д.).

ПТИЦЫ — при всём разнообразии мира птиц на земле, птица в сновидении обычно выступает как весть (в древние времена работала голубиная или соколиная почта). Либо птица символизирует нового человека (гостя) в окружении сновидца. Необычные, оригинальные, экзотические птицы могут быть нагружены дополнительными или собственными частными смыслами: «редкая заграничная птица» — гость-иностранец или весть оригинальная, необычная или издалека, из-за границы. «Попугай» — насмешка, обман, разочарование; «индюк», «павлин» — важность, гордость, высокомерие; «феникс», «жар-птица», «синяя птица» — известные символы счастья, воскресения, духовного возрождения. Кроме того, некоторые другие птицы слишком определённо подчёркивают ту или иную черту, особенность происходящего события или характер самого спящего, знакомого спящего: «петух» — раздражительность, время; «ласточка» — благая весть; «воробей» — малозначность, везде успеть; «белый голубь» — мир, духовное откровение; «аист» — рождение ребёнка, семейное счастье, «ворона» — беда; лебедь — верность и т. д. Однако все хищные, особенно крупные хищные птицы, могут предстать в будущем для сновидца настоящей серьёзной опасностью или тяжёлой болезнью (если ещё унесут и заклюют).

ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ — конечное место, ситуация, в которых оказывается сновидящий в самом конце сюжета сновидения. А общие внутренние ощущения удовлетворённости или дискомфорта (в конце ночного кинематографа и по пробуждению) имеют буквальный прямой смысл и в будущей яви. Концовка сновидения вообще очень важна. Незавершённость, фрагментарность, незаконченность сновидения, обрыв сюжета сообщают о неразрешённой проблеме, кризисе, затруднениях в жизни спящего и о дальнейшей работе сна в этом направлении.

ПУТЬ (шоссе, дорога) — слишком прямой и однозначный символ, который эго сна использует, как правило, без каких-либо подтекстов и двойного дна. Каков путь во сне, участок дороги, по которому двигается спящий, таков будет и его жизненный путь или отрезок пути в будущей яви (скользкий, покрытый льдом, прямой, широкий, узкий, тупиковый, в ухабах, болотистый и т. д.). Перекрёстки, поперечные дороги обозначают наши возможности, соблазн («пойти на сторону»), выбор или отвлекающие препятствия. Дорога во сне (путь), чаще, отражает не событие яви, а начало и ход определённого нового периода жизни спящего наяву, либо перспективу какого-либо начинания.

РАЗМЕРЫ (чего-либо во сне) — определяют силу и значимость объекта, чувства, отношения, образа сна и выражают во сне прямой (не перевёрнутый) смысл. Так обычные предметы (объекты), представленные в ночном сюжете в увеличенном, оригинальном виде, означают их повышенную значимость, роль, вес. А мелкие масштабы в реальности больших объектов повествует об их смысловой незначительности или отдалённости (во времени и расстоянии) в будущем дневном восприятии. Гротеск маленьких деталей образов сна повествует об их особой важности. Длина, ширина, высота (чего-либо) подчёркивает и усиливает ту или иную смысловую «сторону» или признак явления (объекта). Если же сам сновидец предстаёт во сне более высоким и крупным (другие стали меньше), то это означает одно из двух: либо это высокомерие, гордость, самовозвеличивание; либо — действительный успех, при котором он и в самом деле оказался «выше» остальных. Быть маленьким самому — ощущение собственной беспомощности, незначительности, недоразвитости, не способности «достать», догнать остальных. Кто-то очень высокий или маленький — таково будет и чувство, событие дневной яви, или же соответствующее восприятие этого человека из окружения спящего. Такой (высокий или низкий) посторонний, либо знакомый человек будет обладать той или иной степенью силы, авторитета и значительности для спящего в будущем.

РАСТЕНИЯ — показывают состояние и развитие различной деятельности самого спящего, иногда внешние и внутренние влияния (рост, цветение, увядание…). Кроме того, некоторые растения наделены магической силой и могут выражать приобщение к тайным знаниям, неожиданную (чудесную) удачу и излечение. Очевиден и следующий прямой смысл: «заросли» — препятствия; «семена» — потенция, возможность; «сорняки» — вред, помехи, злые происки врагов; «зелёная трава» — надежда, ожидание.

РОДИТЕЛИ (родственники) — среди всех людей самыми значимыми для любого человека являются его отец и мать (брат, сестра). Родители во сне являют собой ведущую судьбоносную тенденцию какого-либо длительного или важного периода жизни спящего (в зависимости от того, как они выглядят и что делают и говорят). Образ отца, матери во сне подчёркивает и значимость события, и некоторую независимость этого события от сознания спящего. Отец — воплощает более решительный, грубый, испытательный поток сознания, рок, предупреждение, либо открывшуюся перспективу, с которыми входит в контакт сновидец. Мать — играет роль судьбы (её отрезка), награды, желания, карьеры, дела, препятствия в замужестве (для женщины). Позитивные образы отца или матери равносильны родительскому благословлению и удаче. Все остальные, другие родственники во сне чаще трактуются в негативных смыслах, как помехи, размолвки, неприятности. Умершие родители во сне имеют повышенную значимость: см. умершие родители во сне.

РЫБА (подводные существа) — является очень ёмким, многозначным символом. Среди его значений во сне могут проступать следующие смыслы: скрытые эмоциональные импульсы, вообще, различные состояния сознания; интуиция; активность, сексуальность, общее состояние дел («плавания по жизни»); жизненная сила, мудрость; холодность, равнодушие, отчуждение некой особы; религиозность, духовность (рыба традиционно выражает христианство; рыбаки, ученики Христа, — «ловцы душ человеческих»), удача, приобщение к тайным, эзотерическим знаниям, заботы, достаток, прибыль, болезни, опасность (если, напр. снится электрический скат, акула или морская змея); исполнение желаний (золотая рыбка) и, наконец, — прекрасная ориентировка в окружающей профессиональной среде и деловых связях (идиома: «плавает как рыба в воде»). С рыбой связано достаточно мало ночных сюжетов: рыбная ловля, рыбный рынок… Гораздо больше их вариаций. Зато скудность этих сонных картин легко компенсируется обилием образов самих рыб: плавающие, сушёные, мёртвые, экзотические, говорящие, летающие, замороженные, цветные, крупные, мелкие, громадные (кит), сказочные, мифические, золотые, аквариумные, хищные рыбы… И каждая из них наделена собственным смыслом, требующим отдельного рассмотрения. Более того, имеет своё дополнительное значение и сам вид рыбы (карп, щука, лосось и т. д.).

Но, чаще всего, рыба во сне (поймать) трактуется, как удача или болезнь. Есть рыбу — неприятность.

СВЕТ, ТЬМА — см. в р. время суток.

СЕКС — в основном, негативный по значению символ, который может выражать различное смысловое содержание: единение, оскорбление, эмоционально-физиологическую разрядку и досадную проволочку в намеченном предприятии. Психоаналитически процесс совокупления может подменяться (замещаться), оформляться, как различные раскачивающие, колебательные движения во сне (качание на качелях, езда с покачиванием). Непосредственно же сам половой акт во сне очень часто отражает задержку дел или застой в человеческих отношениях — всякого рода препятствия.

СМЕРТЬ ВО СНЕ — психологически, психоаналитически и духовно-эзотерически всё представленное в сновидении относится не ко внешнему, а к индивидуальному, «внутреннему» полю сознания спящего, к его собственным чувствам, мыслям, переживаниям, энергиям, желаниям, реакциям… Поэтому смерть во сне каких-либо персонажей или образов сна, в особенности врагов, в большинстве случаев трактуется позитивно. Такая «смерть» (гибель) означает конец наших негативных чувств, забот, переживаний, тревог. Это окончание дел, завершение какого-либо ответственного мероприятия, трудного периода жизни. Это покой, удовлетворение, глубокое расслабление, отдых; это исполнение желаний, достижение. В человеке всегда что-то отмирает и что-то зарождается. Имеется и такая психоаналитическая версия: убить кого-либо во сне (включая знакомых и близких людей) является ни чем иным, как детским примитивным желанием, чтобы эти люди не умерли, а просто исчезли, удалились, ушли на время из жизни сновидящего (так как чем-то мешают) — весьма сомнительная версия, так как сновидения вершатся по своим, иным строго обозначенным определённым законам!

Смерть (наяву живых) родителей во сне может оказаться обретением долгожданной свободы и независимости от них — благом и для самих родителей (за редким исключением прямых несимволических сканирующих снов. Правда, могут «умереть» и неосуществлённые планы, нереализованные упущенные возможности. Смерть во сне какого-либо знакомого человека может оказаться разлукой с ним, его отъездом, либо его успехом (наяву). Ещё печальней, когда умирает такое чувство, как любовь, но сновидца всегда может ожидать новая любовь, новые знакомства и перспективы. В очень и очень редких, исключительных случаях смерть других знакомых людей во сне оборачивается их смертью наяву. Однако наиболее благоприятно умереть или погибнуть во сне самому, потому что абсолютное счастье — эта полная смерть любых психических движений, проявлений; это полный судьбоносный успех, внутреннее недеяние и блаженство.

СОСТОЯНИЯ, СИТУАЦИИ (настроения) — являются самым первым элементом анализа сновидения, на который следует обратить внимание. Фоновые настроения во сне имеют двусмысленную основу. В одних случаях настроение (грусти, сожаления, ностальгии) во сне передаёт характер наступающего события буквально, а в других (раздражительность, примирение, подозрения в измене) по принципу инверсии — повествуют об обратном. А характер ситуации во сне (удачной или затруднительный) — чаще, отвечает прямой символикой будущего события, с которым столкнётся спящий в бодрствовании.

СПЯЩИЙ САМ — см. тело.

СТИХИИ (вода, воздух, земля, огонь) — отражают содержание человеческого состояния и общего развития событий наяву.

Вода — прежде всего, отражает эмоциональное состояние спящего, его настроение: тихая или спокойная, текучая или стоячая (застойная), волнующаяся, мутная, пенистая или прозрачная, чистая вода, водопад, фонтан — подобные признаки сообщают буквально сновидцу о том, какие энергии будут им управлять в будущем. То, что скрывается под водой, может означать прошлое (которое «всплывает»), бессознательное человека. Вода отражает и физиологическое состояние (здоровье или болезнь). Кроме того, конкретика условий, ситуаций во сне сюжета с водой (тонуть, выплыть, промокнуть, плыть по течению, брести в мутной воде…) указывает на характер настоящей ситуации, перспективу развития событий или её отсутствие наяву.

Воздух — в сновидении более событийный и относится к окружающим влияниям. Хотя возможен и всё тот же эмоциональный фон (напр. — «буря страстей», «вихрь событий»). Чистый, мягкий, ровный, прохладный или тёплый воздух сообщает, что наяву спящий будет продвигаться по жизни в общем режиме благополучия. Напротив, холодный, резкий или горячий, порывистый ветер говорит о внутренних дисгармониях и сильных негативных внешних помехах. С воздухом связана субстанция человеческой мысли, поэтому в последнем случае возможно и «смятение мыслей» и, как следствие, — смятение чувств.

Характер восприятия во сне почвы под ногами — земли, а также различных действий на ней также достаточно однозначен.

Земля — основа нашего существования и благополучия. Это — плодородность, равновесие, стабильность, доходы, наши «корни» (Родина, живописный, плодородный, земной, природный ландшафт) и это — стихийные бедствия (землетрясение, обвал, трясины, ямы, болота, пропасти). Сравните с глаголом — «пропасть» в смысле «исчезнуть» — т. е. то, куда нас засасывает, куда мы проваливаемся, куда нас закапывают. Поэтому в зависимости от ситуации во сне земля в целом выступает и как символ обогащения, труда, благополучия, достижения, так и — опасности, беды, несчастья, шаткого, неустойчивого положения. Быть (глубоко) под землёй — приобщение к магическим знаниям или к богатству.

Огонь — обладает свойствами вспыхивать, гаснуть; он беспощадно сжигает. Очень часто огонь во сне представляет человеческие страсти, капризы, порывы, ссоры, опасности, сексуальность, гнев, желания, разрушение. Однако существует огонь иного качества — тепло домашнего очага; огонь, поддерживающий жизнь (говорят: «в нём жизнь ещё теплится»). Существует огонь небесный и не только карающий, но и покровительственный, знаменующий, созидательный; огонь трансмутации и очищения — духовный огонь, выраженный вдохновением, высшей устремлённостью. Огонь также привносит свет (напр., от свечи). Поэтому помимо перечисленных негативных аспектов он может выражать и радость (сжечь всё плохое), и освобождение, и успех, и покровительство, и значительные перемены к лучшему. Возможно «сжечь» свою плохую карму (очистить), и можно «сгореть на работе». Хорошо, благоприятно, когда огонь во сне — чистый, яркий без дыма, копоти и черноты. В то же время, если нечто горит во сне, — то это, чаще, становится крушением жизненных планов спящего.

СУЩЕСТВА (сказочные, мифологические) — всегда несут тот смысл, который изначально заложен в соответствующих легендах и мифах и которые мы вбираем в сознание с самого раннего детства при обучении, общении, познании (чёрт, дед Мороз…). Реже сон отражает противоположный используемому символу замысел. См. словарь «Мифологический».

ТЕЛО (части тела) — по своему сновидному значению всех ближе к физическому и психическому состоянию человека. Удивительно и то, что различные части тела вплоть до клеточного микроуровня обладают собственным сознанием, т. е. имеют собственный разум! С этой т. зрения сновидение есть интегрированное проявление сознания различных пластов психики, выраженное частями тела самого спящего. По символическим значениям этих частей тела можно заранее предугадать различные физиологические нарушения и болезни. В то же время, отдельные части тела имеют более тесную собственную символику в своём событийном жизненном выражении. Например: «зубы» (в зависимости от вида) — отражают общее состояние здоровья или нездоровья спящего или указывают на других людей (родственников); «спина» — имеет отношение к нашему прошлому; «руки» — это дело, действие, ближайшее поле нашей активности; «волосы» — привлекательность, выражение жизненной энергии и настроения; «ноги — ход событий»; «кожа» — чувствительность, ранимость; «глаза» — взгляды на мир; «голова» — начальник и т. д.

ТОЛЩИНА (стены, земли, воды, объекта…) — выражает буквальный символ, справедливый и для бодрствования. Как количественная мера она означает — время, дистанцию, доступность, отдалённость или близость чего-либо. Напр., очень тонкая стена означает лёгкость её преодоления, доступность, близость желанного, а значительная толщина (глубина) воды показывает степень глубины собственного подсознания, вытесненного или отдалённого во времени, давно забытого прошлого.

ТРАНСПОРТ (трансп. катастрофы, аварии) — выражает суть нашего движения по жизненному пути. Общественный транспорт (электричка, автобус…) — текущие, незначительные, повседневные события в жизни спящего. Лодка, корабль, поезд представляют собой более значительные личные глубокие переживания, за которыми скрываются более глобальные, длительные периоды жизни (помехи или удачи в зависимости от характера движения). Метро — тайное, скрытое побуждение, духовная работа. Самолёт связан с исполнением желаний. А большинство дорожно-транспортных катастроф, аварий во сне следует понимать ни как действительные происшествия, а как жизненные неудачи, крах, расстройство планов спящего наяву, — как крах и катастрофа в его собственном сознании! Значительно реже, исключительно редко, катастрофы во сне оборачиваются несчастьями, бедой буквально наяву.

УКРАШЕНИЯ (драгоценности) — по смыслу трактуются двояко. Во сне они являют собой искушение, соблазн, тщету или действительное обогащение в чём-либо (напр. в знаниях). В значительной мере украшения подчёркивают характер любовных отношений (например, замужество, преданность или измену, развод). Об обмане (ненадёжности) сообщает дешёвая бижутерия, о предстоящем супружестве (верности) — обручальное кольцо. Яркость и сочность красок драгоценных камней во сне — к благу, счастью, познанию тайн или к иллюзиям. Женские украшения относятся к положению спящей в обществе, к её привлекательности, мечтам и надеждам. Клады (сокровища) относятся также к двусмысленным символам — к потере, обману или приобретению (в зависимости от сюжета).

УМЕРШИЕ НАЯВУ ЛЮДИ (явленные во сне) — те люди, которых уже нет наяву, продолжают жить (существовать!) в нашем сознании. В народной примете «видеть во сне умерших — к перемене погоды». И в этом есть доля истины — в результате резких перепадов атмосферного давления в образе близких умерших в сновидения людей наиболее легко проникают либо фантомы умерших знакомых, либо люцифаги из нефизических измерений ноосферы земли в целях изучения, контакта и воздействия на спящего. Суть последнего можно выяснить специальными приёмами лишь в осознанных снах. А поскольку энергия люцифагов является чужеродной (нечеловеческой), то определить их приход довольно несложно. И хотя люцифаги очень часто «прячутся» под образами наших любимых, ушедших в мир иной близких, при встречах с якобы нашими умершими родственниками мы вместо радости почему-то испытываем особый дискомфорт, сильное волнение и даже страх! Однако от выхода на прямой разрушительный энергетический контакт с подлинными представителями подземных инфернальных пространств нас спасает отсутствие полноценного дневного сознания, т. е. — неосознанность — что совместно с высокоскоростным действием нашего боди является нашей духовной защитой от них. Тем не менее, совсем нередко нам могут являться и «подлинные», «реальные» боди некогда живущих с нами близких людей. В этом случае контакт с ними сопровождается принципиально иными состояниями и настроениями. Эти настроения более доверительны, интимны, сокровенны и доброжелательны. В этом случае от умерших родственников мы можем получить и доброе напутствие, и предупреждение, и сообщение о будущих событиях, и — настоящую духовно-энергетическую поддержку и защиту (в особенности, если умершие были при жизни христианскими верующими). В остальных случаях умершие люди во сне представляют собой наши собственные проекции, показывающие так называемый «незавершённый гештальт» — незаконченные отношения с данным человеком. Такие нефизически продолжающиеся отношения выражаются потребностью в примирении, любви, близости, понимании, разрешении прошлых конфликтов. В результате подобные встречи становятся целительными и выражаются чувством печали, вины, сожаления, раскаяния — духовном очищением.

В целом умершие — это вестники из мира мёртвых, проводники или защитники. Очень важен сам сценарий сновидения с умершими и то, что нам они говорят. Иногда (особенно, когда они пытаются увести спящего к себе, в «свой» мир, поцеловать, что-либо взять или дать нам) сообщает сновидцу о том, что он либо скоро умрёт сам, либо с ним случится какая-либо серьёзная беда или болезнь, либо речь идёт просто о прощании с ушедшими из жизни, — они переходят в другие, надеемся, более высшие нефизические измерения. Во многих таких случаях случае они как бы требуют или просят поминовения и специальной церковной службы и молитвы за их упокой. Последний аспект дополняет современная психология — необходимо внутренне простить и отпустить свою память об ушедших родственников, знакомых, родителях (по другому: завершить гештальт — незаконченные при жизни сложные отношения и проблемы с умершим человеком).

Умереть во сне самому, напротив, — к удаче, покою, окончанию трудных дел. Незнакомые же мертвецы более относятся к пустым волнениям, концу тревог или сообщают о незначительном недомогании.

УМЕРШИЕ РОДИТЕЛИ ВО СНЕ (умершие ранее наяву) — приход их в сон человеку после своей физической смерти имеет несколько аспектов толкования. Среди них: попытка психологической защиты нейтрализовать сильные чувства потери, горя, утраты в связи с произошедшим; что, как следствие, приводит к гармонизации психической деятельности спящего. Одновременно умершие родители (родственники) выступают связующим элементом человеческого сознания с миром запредельным, потусторонним. И в этом случае значение их образа во сне значительно усиливается. Наши умершие родители приходят «оттуда» в ответственные периоды жизни спящего и служат знаком указания, совета, предупреждения, благословления. Иногда они становятся вестниками о смерти самого сновидца и даже забирают и сопровождают человека в мир иной (это вещие сны о собственной смерти!).

Особняком выступают наши умершие бабушки и дедушки — они приходят к нам в сновидение в самые-самые критические моменты нашей жизни. См. доп. примеры в статье «Как толковать сновидения?»).

УМИРАЮЩИЕ (УМЕРШИЕ) РОДСТВЕННИКИ И ЗНАКОМЫЕ ВО СНЕ (но здравствующие наяву) — сообщают об их благополучии, либо о разрыве (разлуке) отношений с ними. См. доп. смерть во сне.

УПРАВЛЕНИЕ (событиями, транспортом, действиями других) — ощущение своей уверенности, власти. Во сне равнозначно контролю над собой, событиями наяву и даже управлению своей судьбой.

ФРУКТЫ И ОВОЩИ (плоды).

Фрукты (плоды) являются дарами природы человеку в результате его усилий (или даром — дикие плоды). Фрукты во сне, как результат труда, очень символичны в зависимости от того, как они выглядят (зелёные, гнилые, перезрелые, искусственные…) — смысл будет соответствующий, прямой. Вкушать плоды — означает пожинать успехи. Фрукты могут символизировать радость, награду, любовь, познание, а также беды или неудачи, ссоры и расставания (например, в образе «яблоко раздора»). Цветущий фруктовый сад — один из самых счастливых сюжетов — символ будущего счастья.

Овощи — в целом несут более негативные оттенки смыслов. Например, овощи, произрастающие на земле и под землёй, передают соответствующий смысл и во сне — как тяжёлый или бесполезный труд, недостаток, потери, горести (гнилые, увядшие овощи). В отдельных случаях овощи способны символически выступить и как удовольствие, порядок. А такие растения. как редька, хрен, лук (репчатый) слишком однозначно указывают на остроту, едкость, горесть переживаемых в будущем событий (или защиту от простуды). Напротив, «рубить капусту» — может означать хороший заработок наяву (под «капустой» понимаются доллары). См. отдельно ягоды.

ЧИСТОТА, ПОРЯДОК ИЛИ БЕСПОРЯДОК (помещения, одежды, белья…) — отражает внутреннее состояние самого сновидящего. Чистота и порядок отражают гармонию, удовлетворённость, благополучие, удачу, социальное признание спящего. Напротив, пятна, грязь, беспорядок станут соответствующим дневным настроением.

ЦВЕТ — цвет во сне отражает настроение сновидца, а следовательно и характер протекания определённого отдельного периода его жизни или события. Мрачные, серые, однотонные цвета — соотносятся с унынием, невезением, бесперспективностью. В свою очередь, яркая красочная палитра (вне плохих ощущений) сообщает о столь же «яркой», удачной и интересной жизни в будущей яви!

ЦВЕТЫ — являются знаком событий и отношений. Цветы символизируют праздники, похороны, встречи, расставания, юбилеи, любовные отношения. Цветы во сне символически сообщают и о соответствующих предстоящих внутренних и внешних процессах в жизни самого спящего. Они повествуют о возможной радости или печали. Цветение (кустов, деревьев) относится к процветанию и успеху наяву. Полевые цветы — чаще, к радости и удаче. Комнатные (цветущие или увядающие цветы) означают соответствующие семейные радости или печали. Увядающие или искусственные цветы в общем определённо указывают на ухудшение человеческих отношений или дел.

ЭМОЦИИ (чувства, переживания) — эмоциональный фон сновидения является главным признаком толкования сна, который необходимо обязательно учитывать. Эмоции во сне отражают (обыгрывают) судьбоносные события и менее решающие текущие состояния сознания сновидца. На сильные эмоциональные переживания (во сне) следует обращать особое внимание. Однако в отношении эмоций сон нередко использует инверсию, обращая смыслы на противоположные. Например, сильно радоваться — к печали, а плакать — к радости, освобождению. Страх во сне может быть, как пустым, ложным, так и предстоящей серьёзной и более внутрипсихической проблемой наяву. Любить самому и чувствовать любовь к себе — всегда к благу (это признак пиковых счастливых снов). Не менее значительным является самое общее настроение сновидящего после пробуждения. Сюжет сновидения может быть очень плохим и даже трагическим, но если сновидец после такого ночного сюжета не испытывает никаких тяжёлых, мрачных эмоций, внутреннего дискомфорта, тягостных предчувствий и даже чувствует лёгкость при пробуждении — то никаких плохих событий в будущем наяву спящему не угрожает. Невозможно дать все рецепты, в каких случаях эмоциональные реакции спящего надо понимать буквально, а в каких заключён обратный смысл. Пожалуй, единственным прямым критерием будет общее хорошее настроение в течение нового дня — состояния отстранённости, внутреннего покоя, удовлетворённости.

ЯГОДЫ — ягодам символически «не повезло». Есть или видеть во сне многие ягоды (в особенности тёмного цвета), как показывает практика, очень часто сигнализирует человеку о будущих болезнях, обострениях хронических заболеваний и различных болезненных ощущениях. Возможна следующая ассоциативно-опережающая логика: больному нужны природные витамины. Так заболевшее дикое животное в целях излечения ищет для употребления в природе какую-либо травку или ягодку.


Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы