Тесты

Тема

Искусство татуировки


Содержание

Приход татуировок в Россию

Советскими археологами были найдены древнейшие в мире (эпохи неолита) печатки для татуирования тела с ромбическо-ковровым орнаментом, воспроизводящим естественный узор дентина (строения кости) бивня мамонта, и статуэтки, покрытые таким узором. Узоры, похожие на него, постоянно присутствовали в русской вышивке и применяются до сих пор. Подобный орнамент и статуэтки, им покрытые, а также штампы-печати (пинтандеры), пригодные для древнего бодиарта (росписи тела), были найдены на территории проживания праславянских племен (территория Триполья-Кукутени) и датируются временем энеолита. Энеолитическая трипольская культура оставила после себя помимо статуэток множество образцов керамической посуды, по которой можно судить о миропонимании древних земледельцев и мотивах в их искусстве. Подобные им, но со своими особенностями, керамические предметы были найдены и в Средней Азии. Каковы же мотивы рисунков, наносимых на тело? Большей частью это символы, посвященные тематике плодородия и солнечных культов.

Скифосакский период

Следующий этап развития татуирования на территории современной России связан с великим переселением народов и кочевыми скифосакскими племенами, о которых еще М. В. Ломоносов сказал, «что из всех прародителей народа русского скифы не последними были». Применение татуировок в железном веке подтверждается и историческими сведениями (сообщения Геродота, Страбона и Иордана) и археологическими находками Евразии (алтайские мумии и сходные с ними мумии Тарима). Последовавший ход развития татуировки отследить трудно, и основные ее следы приходятся на азиатскую часть СНГ (сообщения и находки гуннского и кырыгизского периода Алтая). Мотивы татуировок кочевых племен были основаны на тотемистической практике шаманизма, выраженной в уникальном «зверином стиле», распространявшемся от фракийских племен на Балканах до Дальнего Востока и Китая.


Петр I ввел обязательное татуирование солдат. На запястье резался крест, в него втирали порох и забинтовывали
Монголославянский период

При выделении славянских племен из социума индоевропейцев имелось несколько обособленных очагов татуирования:

  • гетоскифский (западнославянский очаг, основу которого составляли мотивы иллирийцев, трибаллов, фракийцев и скифов),
  • скифосакский (центральноазиатский очаг, формировавшийся своеобразным нательным искусством массагетов и финноугров),
  • палазиатский (из которого вышел самобытный тюркско-монгольский обряд татуирования).

Однако в период великих походов на Запад, сначала Атиллы, затем многочисленных кочевых племен, окончившихся только в период формирования монгольской империи, отличия в татуировании значительно стерлись. А за триста лет татаро-монгольского ига на Руси общие мотивы устоялись настолько сильно, что выделение каких-либо этнических источников татуирования невозможно и по сей день. Можно лишь отметить, что татуирование к моменту образования Киевской Руси уже перешло из фазы этнической в социальную, дошедшее в этом качестве до начала возрождения искусства татуировки в 19-м веке, и служившее двум задачам — идентификации рода и клеймению преступников.

Средневековый период

В эпоху формирования Российской империи и ее бурной экспансии модификация татуировок проявилась в виде гербовых татуировок знати (дворян) и в способе наказания (речь идет о клеймении и насильственном уродовании преступников).

Как исключение стоит отметить: Петр I ввел обязательное татуирование солдат. На запястье резался крест, в него втирали порох и забинтовывали. Накалывали и личный номер. Варварская идея, зато распознавание погибших солдат в петровской армии было стопроцентным.

Нанесение клейма было реанимировано в екатерининский период: видимо, страсть императрицы ко всему китайскому (ведь именно ей мы обязаны «русско-китайскому» стилю в искусстве — палеху) распространялась не только на искусство. А период освоения окраинных территорий — колоний, как и во всем мире, дал дополнительный стимул к развитию татуирования.

Да и потом, уже в качестве моды, татуировка не обошла и Россию, хотя и тут у нее был свой, особый путь: с одной стороны, стойкая привязка к криминальной сфере, с другой — долгие годы абсолютного отсутствия информации извне и общения с зарубежными мастерами. Но, чего и следовало ожидать от русской находчивости, трудности только заставили мастеров татуировки быть изобретательными в творчестве. Коли больше негде взять, то они вынуждены были сами изготавливать инструменты, выдумывать образы и испытывать все изобретенное буквально на себе.

Мода на нательные рисунки, в основном на восточные японские мотивы, вошли в моду у представителей света и богемы. В России богемный бум был пресечен Октябрьской революцией. Ренессанс татуировки не заставил себя долго ждать — татуировка возродилась в тюрьмах и лагерях.

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы