“уризм: учебник

¬иктор ‘едорович Ѕуйленко

<< Ќазад | —одержание | ƒальше >>

І 5.2.  оммуникативна€ профессиограмма специалиста — —“

 ажда€ профессиональна€ роль имеет набор конкретных рабочих функций: организаторскую, управленческую, коммуникативную, диагностическую, прогностическую, социально-терапевтическую, воспитательную, посредническую и др. Ёффективность выполнени€ этих функций, соотнос€сь с определенными способност€ми человека и его личностными особенност€ми, в разной мере определ€етс€ целенаправленной тренировкой реализующих их действий. “ак, дл€ практического социального работника одной из основных функций €вл€етс€ умение активно слушать клиента. Ќо в то же врем€ эта функци€ €вл€етс€ менее существенной дл€ супервизора.

¬месте с тем ролевой репертуар дополн€ют несколько групп умений, которыми должен обладать специалист социальной сферы де€тельности (функциональный подход).

 огнитивные умени€.  валифицированный работник должен уметь: анализировать и оценивать опыт как свой, так и других; изучать и вы€вл€ть проблемы и концепции; примен€ть на практике свои знани€ и понимание проблем, а также исследовательские находки.

 оммуникативные умени€. –аботник должен быть в состо€нии: создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу; вы€вл€ть и преодолевать негативные чувства, которые вли€ют на людей и на него самого; определ€ть и учитывать в работе различи€ личностного, национального, социального и культурно-исторического характера; распознавать и преодолевать в отношени€х с людьми агрессию и враждебность, минимизировать €рость с учетом риска дл€ себ€ и других: содействовать предоставлению физической заботы нуждающимс€; наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношени€ между людьми: общатьс€ вербально, невербально и письменно; организовывать и брать интервью при различных обсто€тельствах; действовать в коллективе с другими работниками социальной службы; представл€ть себ€ в роли адвоката своего клиента.

 онструктивные умени€.  валифицированный работник должен уметь вырабатывать решени€, выдел€ть решени€, требующие предварительного согласовани€ с другими работниками, действовать в алгоритме выработки решени€, принимать решени€, предусматривающие сотрудничество с другими учреждени€ми, ведомствами.

ќрганизаторские умени€.  валифицированный работник должен уметь вести четкие и лаконичные записи, проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу, организовывать, планировать и контролировать работу, добывать информацию с помощью доступной технологии.

Ѕезусловно, работник специальных социальных служб должен владеть целым комплексом умений и навыков, обладать глубокими знани€ми в области психологии, экономики, геронтологии, социологии, педагогики, юриспруденции. «нани€ и умени€ в сочетании с соответствующими личностными качествами, свойствами и способностью к творчеству и самореализации могут рассматриватьс€ как готовность к профессиональной де€тельности.

ќпредел€ющей основой формировани€ и развити€ личности как профессионала €вл€ютс€ базовые качества, свойства человека.

ќснову личностной характеристики составл€ют профессионально обусловленные качества личности работника социальной сферы. ¬ частности, р€д исследователей (Ћ. ƒ. ƒемина, ≈. ». ’олостова и др.) выдел€ют следующие группы качеств работника социальной сферы: перва€ Ц психологические характеристики, €вл€ющиес€ частью способности к данному виду де€тельности; втора€ Ц психоаналитические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как специалиста-профессионала; треть€ Ц психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного оба€ни€.

¬ первую группу качеств включаютс€ требовани€, предъ€вл€емые профессиональной де€тельностью к психическим процессам: воспри€тию, пам€ти, воображению, мышлению; психическим состо€ни€м: усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как состо€нию сознани€; эмоциональным: сдержанность, индифферентность; волевым: настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам. Ќекоторые из этих психологических оснований €вл€ютс€ главными, без них вообще невозможна качественна€ профессиональна€ де€тельность. ¬ св€зи с этим представл€ет интерес классификаци€ качеств, данна€ ј.  . ћарковой, которые способствуют результативности де€тельности в современных услови€х: следование профессиональной этике; индивидуальна€ (социальна€ и экономическа€) ответственность (стремление видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обсто€тельствах); помехоустойчивость и конкурентоспособность; гибкость и оперативность, внутренн€€ диалогичность личности, адекватна€ самооценка и т. д.

 о второй группе качеств относ€тс€ психоаналитические качества, направленные на совершенствование специалиста как личности, как работника-профессионала. Ёто: самоконтроль, самокритичность, самооценка, стрессоустойчивость, самовнушаемость, умение переключатьс€ и управл€ть эмоци€ми.

  третьей группе качеств относ€тс€: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешн€€ привлекательность личности), красноречивость и др. Ёта группа качеств св€зана и базируетс€ на некоторых психологических теори€х коммуникаций (самопредъ€вление или самопрезентаци€).

Ѕольшое значение дл€ эффективного самопредъ€влени€ имеют внешний облик, одежда, окружающа€ обстановка, цветова€ гамма, пространственна€ и временна€ среда общени€. —ледует выделить в самопредъ€влении и такую личностную особенность специалиста социальной сферы де€тельности, как уверенность в себе, а также отзывчивость на нужды другого. “акой человек, как правило, вызывает доверие у других людей, спокоен, легко адаптируетс€ к изменению ситуации. “акое личностное качество работника социальной сферы свидетельствует, как правило, об уважении к другому человеку, дает ему надежду на улучшение ситуации, на то, что у клиента есть силы дл€ того, чтобы с этой ситуацией справитьс€, дает возможность социальному работнику про€вить заботу и инициативу в необидной, не ущемл€ющей достоинство человека форме, не ставит последнего в зависимость от работника социальной сферы.

»сследователи выдел€ют следующие показатели зрелости личности профессионала:

Ц понимание системы нравственных ценностей, менталитета данной профессии;

Ц способность к накоплению и анализу собственного профессионального опыта;

Ц проектирование себ€ как профессионала, умение построить оптимальный сценарий своего профессионального развити€ и следовать ему;

Ц максимальное использование человеком своих возможностей и их компенсаци€;

Ц выработка индивидуального стил€ профессиональной де€тельности как сочетание профессиональных задач и способов де€тельности, отвечающего возможност€м человека;

Ц адекватность и экономичность поведенческих профессиональных действий, блокирование трудовой де€тельности в случа€х превышени€ человеком своих возможностей, при угрозе самосохранению;

Ц способность максимально мобилизовать свои возможности, сконцентрировать усили€;

Ц умение сочетать высокую мобилизованность и концентрацию усилий в труде с учетом имеющихс€ возможностей, предупреждать перегрузки;

Ц способность поддерживать удовлетворенность трудом, позитивное отношение к себе как профессионалу;

Ц использование каждой новой возможности дл€ профессионального совершенствовани€, высока€ чувствительность к новым возможност€м, ответственность личности за неиспользованный шанс;

Ц способность к выработке индивидуального профессионального оптимума.

ќбщение €вл€етс€ многогранным процессом и реализуетс€ в разнообразных формах (межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение, коммуникаци€ и пр.). ќбщение Ц это, прежде всего, взаимодействие, взаимоотношение, сторонами которого €вл€ютс€ люди, субъекты общени€ (¬. ».  урбатов, ». ‘. ѕоручник). ѕроцесс общени€ включает в себ€:

Ц формирование и развитие личности (социализацию индивида);

Ц развитие общества и общественных отношений;

Ц обмен результатами де€тельности;

Ц создание и развитие общественных механизмов взаимодействи€ людей;

Ц социально-психологическую адаптацию людей;

Ц обмен эмоци€ми;

Ц обучение, передачу умений и навыков;

Ц обмен информацией;

Ц обмен де€тельностью;

Ц формирование отношени€ к себе, к другим, к обществу в целом.

ќбщение выражаетс€ во взаимоотношени€х типа:

1) ЂяЧяї (индивидуально-личностный тип общени€);

2) ЂяЧћыї (индивидуально-коллективный тип);

3) ЂћыЧћыї (коллективно-общественный тип).

 аждый тип общени€ характеризуетс€ своими чертами, специфической лексикой, имеет свои цели и задачи. —одержательный характер общени€ определ€етс€ предметом общени€.

Ётим объ€сн€етс€ многообразие видов общени€, каждому из которых присущи пластичность, способность модифицироватьс€ и переходить в другой тип общени€.

ќдним из главных направлений де€тельности работника социальной сферы €вл€етс€ работа с клиентом, в основе которой лежит общение прежде всего в его индивидуально-личностном выражении. —оциальный работник должен уметь выслушать и пон€ть, объ€снить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу довери€ в беседе и делового настро€ в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, сн€ть напр€жение.

¬ основе такой де€тельности лежит коммуникативна€ техника общени€, владение которой €вл€етс€ важным признаком профессиональной пригодности работника социальной сферы. ’арактеристики, составл€ющие профессиональный портрет социального работника с точки зрени€ владени€ им коммуникативной техникой, называютс€ коммуникативной профессиограммой работника социальной сферы.

—пециалист социальной сферы де€тельности должен:

Ц знать речевой этикет и уметь его использовать;

Ц уметь формулировать цели и задачи делового общени€;

Ц организовывать общение и управл€ть им;

Ц анализировать предмет общени€, разбирать жалобу, за€вление, ставить вопросы и конкретно отвечать на них;

Ц владеть навыками и приемами делового общени€, его тактикой и стратегией;

Ц уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прени€, диспут, круглый стол, деловое совещание, деловую игру, переговоры, торги;

Ц иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений, компромиссов и конвенций, делать оценки и предложени€;

Ц владеть техникой речи, риторическими приемами и фигурами, уметь правильно строить речь и другие публичные выступлени€;

Ц уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим услови€м, корректировать его поведение и оценки.

ќбращение

ƒамы и господа! Ёлектронные книги представленные в библиотеке, предназначены только дл€ ознакомлени€. ачественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. ≈сли ¬ы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

ћеню

ћеню

ћеню

 ниги о ремонте

ѕолезные советы