Типы аварий

Энциклопедия выживания

<< Назад | Содержание | Дальше >>


Аварией, при которой возможно спасение, называют такую, при которой некоторые или все пассажиры могут выжить. Однако люди, переживавшие такого рода катастрофу, могут не выдержать возникших в результате этой аварии пожара, задымленности, или могут утонуть. Но если знать, что делать до и после одной из таких катастроф, можно увеличить шансы на спасение.

Если вы находитесь на борту самолета, который терпит аварию, для вас будет малоутешительна мысль о том, что существует вероятно не одна, а несколько причин, по которым должна была произойти авария вашего самолета.
Одна из причин может быть непосредственно связана с конструкцией самолета. Другой причиной может быть недостаточная работа авиакомпании по подготовке и инспектированию экипажей, эксплуатирующих и содержащих в исправности самолеты. Не исключается вина оператора авиационно-диспетчерской службы или проектировщика аэропорта. Виновными в аварии могут оказаться пилоты вашего самолета и даже пилот другого самолета. Потенциальных причин аварии может быть множество. Хотя за последние тридцать лет число аварий на воздушном транспорте значительно уменьшилось, и воздушный транспорт является одним из самых безопасных видов транспорта, но невозможно полностью исключить аварии самолетов.

Аварийные ситуации в полете.
Множество аварийных ситуаций, при которых возможно спасение, происходит в полете. Во избежание столкновения с другим самолетом летчик может совершить маневр уклонения. Самолет вследствие сильной турбулентности потока воздуха может внезапно испытать удар. На большой высоте самолет может неожиданно подвергнуться декомпрессии. Маневры уклонения, во избежание столкновения с другим самолетом могут происходить в то время, когда пассажиры прохаживаются в проходе между креслами.
В среднем от 15 до 20 аварии в год вызвано турбулентными потоками воздуха, обусловленными грозами, или восходящими воздушными потоками (градиентами ветра по высоте). При каждой такой аварии случаются в среднем от четырех до пяти травм. Большинство пассажиров (72%) получают легкие травмы, тогда как около половины стюардесс (52%) получают тяжелые травмы.

Декомпрессия.
Случается при резком падении давления внутри самолета. Существует целый ряд причин возникновения этого явления. Находящаяся под давлением часть самолета, включая пассажирский салон и кабину пилота, может быть разгерметизирована при пробое осколком взорвавшегося двигателя. Другой причиной быстрой декомпрессии может оказаться неправильно закрытая дверь, прикрывающая выход из кабины. Декомпрессия может идти медленно в том случае, если размеры щели будут создавать относительно малые утечки воздуха по сравнению с общим объемом воздуха в кабине. Пониженное давление воздуха может вызвать потерю сознания. Оно может даже спровоцировать сердечный приступ или привести в результате к кислородной недостаточности, поражению головного мозга или даже смерти.
Поэтому Федеральными авиационными правилами (ФАП) требуется обеспечивать каждого пассажира дополнительно кислородом на борту самолета всякий раз, когда самолет летит на высоте более 5 км.
При резкой декомпрессии кабина может наполниться туманом, который рассеивается за несколько секунд. По всей вероятности быстрое истечение воздуха через отверстие в стенке самолета будет сопровождаться сильным шумом. Кроме того, если самолет начнет быстрое снижение, это вызовет дополнительную тревогу у пассажиров. Поэтому неудивительно, что многие пассажиры не реагируют должным образом на эти обстоятельства.
Летальный исход вследствие декомпрессии на гражданском самолете явление крайне редкое.

Вынужденная посадка на воду.
Существуют два типа аварий на воде: при посадке на воду и при аварийном приводнении. Если взлет или посадка проходит над водным пространством, то при этом неожиданная аварийная ситуация может вынудить самолет пойти на приводнение. Такие незапланированные посадки на воду встречаются чаще, чем аварийные приводнения. Экипаж и пассажиры самолета при аварийном приводнении предупреждаются за некоторое время для соответствующей подготовки.
Посадки на воду более опасны по сравнению с аварийным приводнением, так как о посадках заранее не предупреждают и к ним не готовятся. К тому же в некоторых случаях на борту самолетов нет спасательных плотов. Хотя при длительных полетах над водными пространствами, где трасса удалена от ближайшего берега на расстояние более 90 км и где вероятнее всего аварийное приводнение, необходимость в обеспечении спасательными плотами не вызывает сомнения.
Хотя аварии на воде случаются редко, но когда они происходят, то часто кончаются травмами и гибелью людей.

Наземные аварии.
Подавляющее большинство аварий, происходящих на земле, относятся к таким, где возможно спасение, так как они обычно происходят при посадке или взлете, когда самолет находится у земли или на ней, а скорость самолета относительно небольшая. Более того, они, как правило, случаются около аэропортов, укомплектованных опытным техническим персоналом, оснащенным аварийным оборудованием.
Некоторые из наземных аварий, при которых возможно спасение, происходят в результате прерванных взлетов. В этих случаях самолет сходит с взлетно-посадочной полосы, сталкиваясь иногда со зданиями, деревьями или возвышенностями местности. Другими авариями, при которых возможно спасение, могут быть происходящие на этапе захода на посадку в аэропорт или при приземлении. Авария при заходе на посадку в аэропорт происходит, если самолет приземлится, не долетев до аэродрома. Это может случиться, если самолет израсходовал топливо, либо летит слишком низко, либо врезается в вершину холма или в деревья. Авария при посадке может произойти на взлетно-посадочной полосе, если самолет приземляется слишком грубо, что сопровождается поломкой шасси (конструкция посадочного устройства, включая колеса, которая обеспечивает опору самолета на земле). Встречаются также аварии при посадке, связанные с трудностями при стремлении пилота достаточно быстро посадить машину на взлетно-посадочную полосу. В некоторых случаях это приводит к тому, что самолет" проскакивает конец взлетно-посадочной полосы. Другие аварии при посадке происходят из-за воды на взлетно-посадочной полосе (что может вызвать глиссирование пневматиков) или из-за ее обледенения. В обоих случаях снижается эффективность торможения, что затрудняет своевременную остановку самолета.
Примерно в 20% случаев аварий при посадке, когда возможно спасение, возникает пожар. Обычно такой пожар вызывается воспламенением расплескавшегося топлива. Пожар часто начинается на внешней части самолета, но за 1-2 мин он может распространиться внутрь. В некоторых авариях пламя проникает в кабину до того, как самолет остановится.

Авариям на земле обычно в большей степени присущи случаи травм и гибели людей, чем на воде. Такие аварии ставят вопрос об обеспечении самолетом данной конструкции безопасности пассажиров внутри корпуса при аварийной посадке. В число соответствующих требований безопасности при аварии входит также сопротивление быстрому возгоранию и появлению токсичных выделений. Оба эти аспекта являются объектами обширных исследований, проводимых авиационной промышленностью. Столь же важным, как и требования безопасности при аварии самолета, являются подготовка пассажиров к аварийным ситуациям и действия пассажиров во время аварии.

Существенными факторами, влияющими на исход эвакуации, являются следующие:

1) метеорологические условия за бортом самолета (например, если скорость ветра слишком велика и ветер дует под критическим углом, нельзя будет воспользоваться надувным трапом);

2) местность, в которой происходит авария самолета (например, неудивительно, что больше пассажиров могут получить травмы, покидая самолет в аварийной ситуации, попадая на асфальтобетонное покрытие, а не на покрытую травой поверхность);

3) высота и положение самолета после его полной остановки (наклон самолета на одну сторону может привести к тому, что аварийные трапы примут почти вертикальное положение; крутизна трапа может привести к тому, что спасающиеся из выходов самолета будут перемещаться по трапу со слишком большой скоростью;

4) наличие огня и дыма либо на борту, либо за бортом самолета (эти факторы не только затрудняют безопасную эвакуацию, но заставляют проводить ее в более сжатые сроки).

Более распространенное и, вероятно, более угрожающее явление - это реакция пассажиров, получившая название "состояние бездействия". В авариях, где случается паника среди пассажиров, по крайней мере некоторые пассажиры смогут выйти из самолета. Но у пассажиров, которые пребывают в состоянии бездействия, останется мало шансов на спасение. Одна женщина рассказывала мне, что когда она находилась в горящем самолете, нераненная, а рядом с ней было несколько выходов, в голову ей приходили только мысли о предстоящей смерти. К счастью, ее муж смог резко вывести ее из этого состояния. Позже она прикинула, что добрая сотня людей смогла бы спастись, если бы они просто поднялись со своих кресел и прошли к выходам.

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы