КРАСНОУФИМСКИЕ МАРИЙЦЫ

Уральская Историческая Энциклопедия

Содержание

КРАСНОУФИМСКИЕ МАРИЙЦЫ

мари (самоназв.), черемисы (устаревшее русс. назв.). Живут в Свердл. обл., в Красноуфимском р-не (по переписи 1989 5395 чел. - 14,8% от общего числа), Артинском р-не (5630 чел. - 14,3%), Ачитском р-не (1559 чел. - 6,7%). По яз. и культ.-бытовым особенностям близки к луговым марийцам Ср. Поволжья, сылвенским марийцам Перм. обл. и марийцам Башк. Являются ч. вост. марийцев (этнографическая группа, проживающая за пределами коренной этнической тер.). Р-ны проживания входили прежде в Красноуфимский у. Перм. губ. Поселились в верховья р. Уфы в ходе миграции на В. в первой пол. XVII в. из Ср. Поволжья (Ветлужско-Вятское междуречье). Природные условия освоенных ими земель были такими же, как в Ср. Поволжье, поэтому К.М. смогли заниматься традиционным земледелием, скотоводством, лесными и домашними промыслами. К нач. XX в. сократилось число мелких пос. и за счет внутр. прироста увеличилось число ср. и крупных с. и дер. Преобладавшая беспорядочность застройки пос. определялась семейно-родовыми традициями. Мн. пос. назв. по им. первопоселенцев - основателей родов. Возле пос. обязательно находилась роща для языческих молений и жертвоприношений. Мн. семьи имели священные деревья на усадьбах, олицетворявшие семейно-родовых духов. На общие моления собирались в трех местах: на Ювинской горе, Тавринской горе, Карзинской горе. Преобладают компактные усадьбы, характерные для соседнего рус. нас. Обязательной постройкой старой усадьбы была двухэтажная клеть-амбар, к-рая изв. др. финно-угорским народам. Жилище в осн. двухкамерное (изба, сени) и трехкамерное (изба, сени, клеть или вторая изба), близко к рус., но в юж. местах имелись черты татарского и башк. влияния - нары, вмазанный в печь котел. Совр. жилище - большая изба, разделенная внутри на неск. комнат, наружный вид с резной и расписной декорировкой. Традиционный костюм бытует до сих пор, но из повседневного употребления вышел. Преобладает местная терминология одежды. В костюме К.М. проявились связи с соседним башк. нас. (покрой, расцветка, терминология, орнаментика, шумящие украшения). Сохранились традиционные черты питания. Ряд блюд заимствован из башк. кухни. От рус. заимствовали нек-рые напитки и способы приготовления пищи. Лит.: Сепеев Г.А. Восточные марийцы: Историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX - начало XX в.). Йошкар-Ола, 1975; Городской Г. О черемисах, проживающих в Красноуфимском уезде Пермской губернии // Этнографический сборник. СПб., 1864. Вып. VI; Сигов П. Марийцы (черемисы) Уральской области // Марий Эл, 1928. № 7-8.

Автор: Чагин Г.Н.

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы