МОНАСТЫРИ

Уральская Историческая Энциклопедия

Содержание

МОНАСТЫРИ

(греч. monasterion - уединенное жилище), 1) форма орг-ции общины монахов, живущих по определенному уставу и соблюдающих религиозные обеты; 2) комплекс богослужебных, жил., хоз. и др. построек, огражденный, как правило, стеной. Первым на У. был осн. в 1462 Чердынский Богословский М. епископом Ионой для крещения коми-пермяков. Наиб. активно процесс образования М. шел во второй пол. XVI-XVII в. в связи с колонизацией края.

Ур. М. возникали традиционными путями. Осн. ряда ур. М. связано с подвижнической деятельностью отд. монахов. Нек-рые из них выбирали для будущих обителей нас. пункты, расположенные ок. осн. дорог, адм. ц. Напр., Трифон Вятский основал в г. Хлынове Успенский М. (1580), в г. Слободском Богоявленский М. (1599/60; Иона Пошехонец - ок. Осинской слободы Преображенский М. (нач. 90-х XVI в.), в г.Верхотурье Николаевский М. (1604); Нифонт - ок. г.Тюмени Преображенский М. (1616). Др. монахи, движимые идеей пустынножительства, создавали обители на землях, принадлежавших коренному нас. и еще не освоенных рус. переселенцами. Напр., Исецкая пустынь (в дальнейшем Далматовский Успенский М.), осн. старцем Далматом в 1644, была первым рус. пос. в долине р. Исети. Активную деятельность по созданию сети М. в р-нах крест. освоения развил архиепископ Сибирский и Тобольский Киприан в 1620-21 в связи с созданием Сибирской епархии. По его инициативе в Верхотурском у. возникли Невьянский Богоявленский, Туринский Николаевский мужской М., Верхотурский Покровский женский М. Меньшее распространение, чем в европ. ч. России, получили ктиторские М., создававшиеся на частновладельческих землях. В 1559 - 1560 А.Ф.Строганов осн. Пыскорский Преображенский М. и перед смертью принял в нем постриг. В дальнейшем Строгановы обеспечили этот М. зем. владениями, крест., соляными варницами. На их средства в М. велось стр. храмов, келий и хоз. построек, приобреталось церковное имущество. Строгановы также стали ктиторами Пыскорского Введенского женского и Чусовского Успенского М. Как приходской возник Соликамский Вознесенский М., осн. в 1589 - 1591 посадскими людьми Соли Камской. Первоначально он управлялся вкладчиками. В XVII в. крупные М. европ. ч. России создавали на У. свои колонии (заимки), либо мелкие ур. М. приписывались к ним. Напр., в 1631 Чердынский Богословский М. был передан в управление Троице-Сергиевской лавры. Все ур. М. были общежительными (монашество). Как правило, рядом с мужским М. возникали женские и становились приписными к ним. Гос-во поощряло деятельность М., но не было заинтересовано в чрезмерном увеличении их богатств (вотчина духовная, мон. крест.). М. сыграли заметную роль в хоз. освоении У., духовном просвещении коренного и рус. нас. ( духовное образование). Для многих переселенцев мон. вотчины становились временным пристанищем на пути в Сибирь, где, пользуясь поддержкой М., можно было поправить свое мат. положение и получить соц. защиту. Далматовский М., имевший каменные укрепления, занимал важное место в системе оборонительных сооружений от набегов башкир, использовался в качестве тюрьмы, в него ссылались на исправление провинившиеся священноцерковнослужители.

В нач. XVIII в. на У. было 39 М. (в Вятско-Великопермской епархии - 11 мужских и 5 женских М., вместе с пустынями - 30, на тер. Сибирской епархии находилось 6 мужских. и 3 женских М.). В 20-е XVIII в. по Духовному регламенту ряд малобратственных М. были закрыты, а монахи переведены в др. М. Особенно это коснулось вятских М. - из 16 их осталось 10. В 1764 были введены штаты и кол-во М. значительно сократилось. Были упразднены Соликамский Вознесенский мужской и Преображенский женский, Верхотурский Покровский женский, Далматовский Введенский женский и др. Нек-рые из них были возобновлены в конце XVIII-XIX в. Все оставшиеся М. были разделены на 3 кл. по установленной норме штатных монахов и монахинь.

Во второй пол. XIX - нач. XX в. кол-во М. резко увеличилось, особенно женских. В отличие от предыдущего периода все новые М. возникали из общин (иногда начинались как богадельни), отличавшихся от М. тем, что чл. общины не принимали монашеских обетов, исполняя все правила, установленные для послушников. Обычно настоятельницею (настоятелем) общины являлась монахиня (монах). Общины переименовывались в М. при наличии достаточных источников содержания без участия казны и с условием учреждения к.-л. богоугодного заведения и церкви. На У. самым крупным из возникших подобным образом и единственным 1-классным был Ново-Тихвинский женский М. в Екат. (1809). В 1913 в нем находилось 135 монашествующих и 321 послушница. При М. были детский приют, школа, богадельня, странноприимный дом, свечной з-д, 18 мастерских (в т.ч. золотошвейная, иконописная, живописная). В 1909 - 10 на У. было 20 мужских и 41 женский М. (в Екат. епархии - 3 мужских и 10 женских, Перм. - 2 мужских и 7 женских, Вятской - 7 мужских и 7 женских, Оренб. - 2 мужских и 8 женских, Уфимской - 6 мужских и 9 женских). Декретами сов. прав-ва от 20 и 23. 01.1918 имущество М. было объявлено нар. достоянием и в 20 - нач. 30-х ХХ в. они были закрыты. М. вновь стали открываться в 90-е ХХ в. В конце 1994 на тер. У. действовало 5 мужских и 7 женских М. Лит.: Уральская икона. Екатеринбург, 1998; Булгаков С.В. Настольная книга для священноцерковнослужителей. Издание Московской Патриархии. 1993. Ч. 3; Савич В.А. Из истории монастырской колонизации и хозяйстве на Урале XVI-XVII вв. // Пермский краеведческий сборник. Пермь, 1928. Вып. 4.

Автор: Манькова И.Л.

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы