ОДЕЖДА

Уральская Историческая Энциклопедия

Содержание

ОДЕЖДА

традиционная народов У. Материал, из к-рого ее шьют, покрой зависят от окружающей среды, хоз. занятий, моды. Развитие О. нас. У. в ист. плане проследить трудно, т.к. она плохо сохраняется в археол. пам. Мало сведений о ней дают и ранние письменные источники. По археол. материалам эпохи ср.век. региона реконструируются прямые рубахи из льняной, шерстяной ткани, кожаные и плетеные пояса, меховые кафтаны, кожаная обувь типа поршневой, лыковый тип лаптей. По всей тер., вплоть до Зап. Сибири, были распространены украшения с шумящими подвесками. В сев. р-нах преобладала меховая О. На процесс формирования нац. О. оказывали определенное влияние соседние народы.

По этнографическим материалам XIX-XX вв. на тер. региона можно выделить четыре комплекса О. Первый из них - О. рус., коми-зырян, к.-п.. Мужская О. состояла из длинной туникообразной (без швов на плечах) рубахи из белого холста или пестряди, с длинными рукавами, прямым или косым разрезом ворота, к-рую носили навыпуск, подпоясывали плетеным, тканым или кожаным поясом. Мужские штаны шили из грубого холста или пестряди. Верхней О. были понитки, зипуны, армяки из сукна, прямоспинные и отрезные по линии талии, со сборами или фалдами и невысоким стоячим воротником. Зимой носили полушубки из овчины, крытые тканью, в сев. р-нах - О. из оленьего меха (коми-оленеводы, рус. - в дорогу). Головными уборами были шапки или шляпы с небольшими полями из самодельного сукна, зимой - шапки из овчины, на С. - из оленьего меха. Обувью служили лапти или кожаные, типа галош, башмаки, зимой носили валенки, на С. - обувь из оленьего меха. Существовала специальная охотничья О. - суконный лузан (безрукавка с незашитыми боками, капюшоном и большими внутр. карманами спереди и сзади для переноски грузов) или шабур и меховая или кожаная обувь с короткими суконными голенищами, кожаные сапоги. Женская О. состояла из рубахи с поликами (вставками на плечах), сборками у ворота и пышными рукавами, сшитой из белой ткани, пестряди, шелка. Поверх носили косоклинный сарафан (к-рый со второй пол. XIX в. вытеснялся прямым) из набойки, пестряди, синего холста, шелка, подпоясанный самодельным или покупным орнаментированным поясом, и передник. Верхняя О. и обувь аналогичны мужской. На голову девушки надевали повязки из ленты или позумента, замужние женщины носили повойники, сборники, кокошники и др., выходя из дома покрывались платком, зимой шалью. Украшениями служили серьги, бусы, кольца. С конца XIX в. сначала через зажиточных крест., особенно рус., распространялась городская О.

Второй комплекс включает О. поволжских (мордва, марийцы) и прикамских (удмурты) финнов, тюркоязычных чувашей, юж. групп хантов и манси. Удмурты и чуваши больше, чем др. народы этой группы, использовали пестрядь. Мужская О. близка таковой первого комплекса, добавляются прямоспинная халатообразная О. из белого холста, круглые бараньи шапки. Женская О. состояла из туникообразной рубахи из холста, украшенной вышивкой шелковыми или шерстяными нитками, полосами красной ткани, и штанов (у марийцев, мокши, чувашей, нек-рых групп удмуртов). Поверх надевали распашную О. из того же материала и с аналогичными украшениями. Рубаха постепенно сменялась платьем на кокетке. О. для прохладной погоды мало отличалась от мужской. У хантов и манси плечевая О., особенно суконные кафтаны, богато украшалась бисером. Различия в костюмах этого комплекса проявились еще и в форме головных уборов. У хантов и манси это налобные повязки, платки и треугольные косынки, у народов Поволжья и Приуралья - сложные головные уборы на жесткой основе разл. формы, покрытые вышитыми полотенцами. Обувью служили лапти (к З. от У.) и кожаные башмаки, украшенные бисером (к В.). Многообразные украшения выполнялись из монет, бисера, раковин-каури, шерстяных ниток, пуговиц. У мордвы было специальное набедренное украшение, у марийцев - разл. поясные.

Третий комплекс - О. тюркоязычных народов (татары Поволжья, Приуралья, прилегающих р-нов Зап. Сибири, башкиры), для к-рой характерно использование разл. покупных тканей, сукна, овчины, простегивание тканей, наличие безрукавок, сильная приталенность разнообразной плечевой О. Особенности О. этого комплекса состоят в том, что у всех бытовали рубахи и платья с воланами, женские штаны, мужские тюбетейки, войлочные шляпы и цилиндрические меховые шапки, женские налобные повязки, колпаки и шапочки, вышитые бисером и монетами.Женщины, выходя на улицу, покрывали голову платком. Обувью служили лапти или мягкие кожаные сапоги, зимой - валенки. В украшениях большое место занимал металл.

Четвертый комплекс - О. нас. сев. ч. региона: ненцев, сев. хантов и манси. Мужская О. шилась из меха и состояла из штанов, к-рые носили ворсом внутрь, и малицы - О. глухого (без разреза спереди) покроя, с пришитыми рукавами и капюшоном, к-рую подпоясывали поясом с висящим на нем ножом в ножнах. В сильные морозы и в дорогу поверх надевали парку или гусь (О. мехом наружу). Обувь - низкие кожаные или меховые с коротким суконным голенищем башмаки у обских угров, высокая, из полос камуса или поршневидная ровдужная (замшевая) - у всех. Уже во второй пол. XIX в. мужчины носили покупную О. Бытовала специальная О. из сукна - летняя или охотничья. У ханты и манси к нач. XX в. в качестве нац. О. сформировалось платье-рубаха на кокетке. Женская О. для прохладной погоды - из сукна, шир., прямая, с воротником. Зимой носили шубы из оленьего меха. Обские группы хантов и манси поверх платья надевали халат из хлопчатобумажной ткани, украшенный аппликативным орнаментом, шубы шили из шкурок лебедя. Головные уборы хантов и манси - платки, т.к. существовал обычай закрывать лицо перед определенными категориями родственников; ненки носили шапки из оленьего меха с ажурными мет. подвесками, спускающимися вдоль спины, и платки. Женская обувь мало отличалась от мужской.

Первый комплекс характеризует нас., к-рое занималось земледелием, жив-вом, охотой, а также з-дскими работами; второй - земледельческо-скотоводческое нас. к З. от У. и охотников и рыболовов, занимавшихся в небольшом объеме еще и земледелием и жив-вом - к В. Третий комплекс - одежда нас., в х-ве к-рого большую роль играло как жив-во, так и земледелие; четвертый комплекс - О. охотников и рыболовов тайги и оленеводов тайги и тундры.

Во второй пол. XX в. нац. О. носили пожилые люди коренных национальностей. К концу в. она приобрела характер праздничной для людей всех возрастов. Продолжает бытовать промысловая и дорожная О. Лит.: Белицер В.Н. Народы Среднего Поволжья и Приуралья // Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX - начало XX в.). Определитель. М., 1971; Прыткова Н.Ф. Верхняя одежда // Историко-этнографический атлас Сибири. М.; Л., 1961; Лебедева Н.И., Масалова Г.С. Русская крестьянская одежда XIX - начала XX в. // Русские: Историко-этнографический атлас. М., 1967; Народы Поволжья и Приуралья: Историко-этнографические очерки. М., 1985; Финно-угры и балты в эпоху средневековья: Археология СССР. М., 1987; Материальная культура: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 3. М., 1989; Молотова Т.Л. Марийский национальный костюм. Йошкар-Ола, 1992; Лебедева С.Х., Христолюбова Л.С. Традиционные одежда и украшения// Удмурты. Историко-этнографические очерки. Ижевск, 1993; Шитова С.Н. Башкирский народный костюм. Уфа, 1993.

Автор: Федорова Е.Г.

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы