ПЕРМСКИЕ (СЫЛВЕНСКИЕ) ТАТАРЫ

Уральская Историческая Энциклопедия

Содержание

ПЕРМСКИЕ (СЫЛВЕНСКИЕ) ТАТАРЫ

тер. группа татар, проживающих в осн. в басс. р. Сылва и населяющих 80 сел. в Перм., Лысьвенском, Березовском, Кунгурском, Ординском, Уинском, Октябрьском, Суксунском, Кишертском и Чернушинском р-нах Перм. обл.

В 1908 П.(С.)Т. насчитывали 30 тыс. чел. По данным переписи 1989 в 80 селах обл. было то же число татар. Кроме П.(С.)Т. в Перм. обл. проживают (преим. в г. и раб. пос.) татары - недавние (XIX - XX вв.) выходцы с тер. Татарии и др. регионов Волго-Камья. Всего в обл. 150 тыс. татар: 111 тыс. (74%) с родным татарским яз., 39 тыс. (26%) с родным рус. яз. (еще 96 тыс. владеют им свободно). Осн. антропологический тип - субуральский, яз. - татарский, вероисповедание - ислам.

В формировании П.(С.)Т. участвовали угры, поселившиеся в басс. Сылвы в V в., сибирские тюрки, проникшие сюда в конце VI-VII в. и вкл. Сылвенский край в сферу влияния тюркских каганатов (VI-VIII вв.), и башкиры, появившиеся здесь в IX в. В XI-XIII вв. на них распространяют свою власть волжские булгары. С XIII в. тер. расселения П.(С.)Т. входила в состав Золотой Орды, затем Казанского ханства и Ногайской Орды. Рус. подданство П.(С.)Т. приняли во второй пол. XVI в. В XVII-XVIII вв. их земли делились в адм. отношении на четыре четв.: Шаквинскую, Карьевскую, Верх-Иренскую и Верх-Сылвенскую, отражая племенные особенности. После образования Перм. наместничества (1781) тер. П.(С.)Т. была разделена между Перм., Кунгурским, Осинским и Красноуфимским у.

В нач. XVIII в. ч. П.(С.)Т. поселилась на землях башкир в басс. р. Тулвы (дер. Константиновка) и Быстрого Таныпа (дер. Сульмаш). В сов. время жители Константиновки стали писаться башкирами.

Традиционные занятия П.(С.)Т. - земледелие, скотоводство, пчеловодство, охота, в наст. вр. - с. х-во.

Традиционные пос. - с. и дер. по берегам рек. Планировка сел. - бессистемная, с конца XIX в. приобрела улично-квартальные формы. Дома большей ч. двухкамерные (изба и сени), реже трехкамерные (изба + сени + изба или изба + сени + клеть), пятистенные, с двухскатной и четырехскатной (ранее также с трехскатной и односкатной) крышей. Интерьер - сев.-ср.ур.

Комплекс женского и мужского нательного костюма одинаков - холщовая рубаха, выбойчатые, холщовые или суконные штаны.

Поверх рубахи - темно-зеленый китайчатый казакин без рукавов, сверху халат из толстого сукна или кафтан, зимой - шуба. Головной убор: у мужчин - тюбетейка, поверх ее белая войлочная шляпа, зимой - меховая шапка; у женщин - волосник в виде налобной повязки, одеваемый под покрывалообразный головной убор или платок и шапочка-наколка. Обувь - сапоги из мягкой кожи, узорные ичиги (у женщин), калоши из лыка, лапти, зимой - валенки. Украшения одежды - узорное ткачество, пестрядь, нагрудники. Традиционный костюм не употребляется с 1940-50-х.

Основа питания П.(С.)Т.: мучные, крупяные, мясные и молочные продукты. Любимое блюдо - бишбармак. Часто употребляют в пищу рыбу, дикорастущие ягоды и растения, грибы. Наиб. распространенный напиток - чай.

Нар. прикладное творчество - вязание, узорное ткачество, вышивка, набойка. Устное нар.творчество представлено сказками, преданиями, песнями. Лит.: Приуральские татары. Казань, 1990; Пермские татары. Казань, 1983.

Автор: Шумилов Е.Н.

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы