СВЯТИЛИЩЕ

Уральская Историческая Энциклопедия

Содержание

СВЯТИЛИЩЕ

(культовое, жертвенное место), место совершения в древности культовых и религиозных действий, обрядов, церемоний. Как правило, связано с яркими природными объектами - пещерами, гротами, скальными выходами, приустьевыми участками р., урочищами и др. или более древними почитаемыми археол. объектами: городищами, пос., могильниками. В святилищных комплексах, в отличие от поселенческих, значительно разнообразнее состав находок, шир. представлены предметы культовой пластики, украшения, элементы одежды, оружие и орудия труда.

Наиб. ранние С. связаны с рядом пещер Юж. У. с верхнепалеолитическими (палеолит) росписями -Каповой, Игнатиевской, 2-й Серпиевской. В темных, подчас труднодоступных гротах, украшенных рис. животных, антропоморфными и геометрическими фигурами, проходили важнейшие обряды. Позднее, в эпохи мезолита - жел. в., сакральная зона пещерных святилищ переносится в светлые сухие входные гроты. Материалы Канинской, Лобвинской пещер, Дыроватого Камня - прежде всего, наконечники стрел, украшения, керамика, редкие орудия труда, кости жертвенных животных - свидетельствуют о проводимых здесь культовых церемониях на протяжении мн. тысячелетий. В ряде пещерных С. (Адакская, Эшмесская, Чаньвенская, Шайтанская пещеры) представлены комплексы только жел. в.

Писаницы - наскальные изобр. горно-лесной ч. У. (Шайтанская, Писаный камень, Двуглазый камень, Идрисовская и др.) появились в конце кам. в. (неолит); рис. дополнялись и использовались в последующие эпохи металла. Нек-рые наскальные изобр. почитались мансийским нас. до XVII - XIX вв. Отражая традиционные мифологические и календарные представления древнеур. охотников, писаницы служили, видимо, местом отправления коллективных охотничье-промысловых обрядов. От последних у подножия скал с писаницами сохранились кальцинированные кости, обломки сосудов, изделия из камня.

Иссл. последнего десятилетия в лесостепи Зауралья обнаружено уникальное святилище Савин I. По нему можно судить о ранней стадии мифологических представлений и астрономических знаниях нас. лесостепного Зауралья энеолитического времени. Следующий этап развития этого феномена ярко представлен святилищем Синташта - пам. протогородской цивилизации Юж. У. первой половины II тыс. до н.э. Святилище - храм, сооруженный на кургане вождя, представлял собой 9-ярусную пирамиду, с основанием 72 м и высотой более 9 м, увенчанную куполом и священным столбом - "деревом жизни". На площадках каждого яруса совершались, по-видимому, обряды. Повторение в архитектуре протогородов (Аркаим, Синташта) и погребальных комплексах формулы Мандала, позволяет предположить картину мира, в к-рой ср. и нижний миры сооружались соответственно верхнему миру - миру Солнца. Святилище Синташта - ось связи трех миров.

В раннем жел. в. (VII-III в. до н.э.) на вершинах гор (Азов-гора, гора Караульная, грот Сухореченский), на высоких берегах оз. (Куяш-Огневское) горно-лесного и лесостепного Зауралья сохранились остатки захоронений душ древних металлургов иткульской культуры. Находки представлены птицевидными и антропоморфными изобр., круглыми бляхами и зеркалами.

На позднем этапе жел. в. в Приуралье и Сев. Зауралье появляются С. в виде костищ (Гляденовское, Туманское костище, Костища в Прикамье), где рядом с пережженными и сырыми костями животных на прокаленных глиняных площадках и в канавках лежат предметы вооружения и охоты, бусы, антропоморфная и зооморфная культовая пластика. В позднем жел. в. (2-я пол. I тыс. н.э.) эта традиция сохраняется в пам. ломоватовской культуры Верхнего Прикамья и молчановской культуры лесного Зауралья (Юдинское костище, Тынское костище). В этих пам. более очевидна связь святилищ с погребальным культом.

В позднем жел. в. (VI-XIII вв. н.э.) в горно-лесном Зауралье культовые действия происходили, видимо, непосредственно у мест мет. произв.: на площадках в основаниях останцев - Чертова городища, Шарташских каменных палаток, Кырманских скал. Наряду со следами мет. произв., найдены обломки сосудов, жел. скребки и наконечники стрел, фигурки лошади.

Находки на ур. С. от эпохи верхнего палеолита до XIX-XX вв. н.э. дают богатейший материал для реконструкции духовного мира древних финно-угров и индо-иранских народов. Лит.: Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Новисибирск, 1986; Петрин В.Т. Палеолитическое святилище в Игнатиевской пещере на Южном Урале. Новосибирск, 1992; Потемкина Т.М., Гусаков М.Г. Религиозные представления населения эпохи энеолита Зауралья // Религиозные представления в первобытном обществе. Тезисы докладов. М., 1987; Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта: Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей. Челябинск, 1992. Т.1.

Автор: Викторова В.Д., Чаиркин С.Е.

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы