СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ

Уральская Историческая Энциклопедия

Содержание

СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ

тюркское нас., проживающее к З. от р. Оби в степной и лесостепной зонах в осн. в сел. р-нах Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской обл., а также в Тюмени, Тобольске, Омске, Новосибирске, Томске, Таре, Барабинске и др. г. Зап. Сибири. По данным Всерос. переписи 1897, общая числ. составляла св. 46 тыс. чел., а по переписи 1926 - св. 70 тыс. чел. В последующих переписях 1939-1989 С.Т. не были специально выделены, их числ. показана вместе с "пришлыми" поволжскими и приур. татарами. Осн. ядро С.Т. вышло из среды ср.-век. кыпчаков, принимавших участие в формировании мн. тюркских народов. В процессе своего длительного и сложного этнического развития С.Т. контактировали с группами угорского происхождения, самодийцами, народами Саяно-Алтая, Ср. Азии и Казахстана, монголами, татарами Поволжья и Приуралья, башкирами и нек-рыми др. народами. Степень влияния указанных народов на этническое развитие С.Т. зависела от конкретных ист. условий, от продолжительности этих контактов и т.д.

С.Т. состоят из трех этнических групп - тоболо-иртышских, барабинских и томских татар, отличающихся друг от друга незначительными особенностями в нар.-разговорных языках, хоз. деятельности, мат. и духовной культуре. Каждая из осн. этнических групп С.Т. делится на более мелкие группы. Наиб. сильное влияние на этническое развитие С.Т. оказали среднеазиатские переселенцы в Сибирь - узбеки и таджики, изв. под обобщающим названием бухарцев (сибирские бухарцы) или сартов, а также татары Поволжья и Приуралья, переселившиеся в Сибирь в XV-XVII вв. Эти ранние переселенцы в Сибирь были ассимилированы С.Т. и к сер. XIX в. стали осн. компонентами С.Т. В лит-ре они именуются в зависимости от места обитания тюменскими, тобольскими, тарскими, барабинскими, томскими и т.д. татарами. Сами себя в дорев. период они называли, сохраняя тер. назв.: тубыллык (тобольские), томэнлек (тюменские), тарылык (тарские), бараба (барабинские) и др., часто называли себя мусульманами.

С.Т. располагают богатой традиционной нац. культурой и самостоятельным тюркским яз., сохраняющим солидный общетюркский пласт, обогащенный заимствованиями из арабского, персидского, монгольского, рус. и др. яз. В совр. лит-ре по сибиреведению С.Т. рассматриваются как самостоятельная этническая общность с присущими этносу такими устойчивыми признаками, как яз. и тер., этническое самосознание, конфессиональная общность, а на раннем этапе своей истории - соц.-полит. общность в виде Сибирского ханства. По мнению ряда иссл. (Ф.Т.Валеев, Н.А.Томилов, А.В.Головнев и др.) сохранение С.Т. как самостоятельного народа зависит от проведения конкретных мер, направленных на возрождение их культуры и языка. Важнейшее место среди этих мер занимает признание за С.Т. статуса коренного народа Сибири и предоставление им своего нац.-гос. образования в рамках Российской Федерации. Лит.: Томилов Н.А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. Томск, 1978; Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань, 1992; Шнейдер А.Р., Доброва-Ядринцева Л.Н. Население Сибкрая. Новосибирск, 1928; Закиев М.З. Основные этапы формирования татарского языка // Формирование татарского языка. Казань, 1986.

Автор: Валеев Ф.Т.

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы