ТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Уральская Историческая Энциклопедия

Содержание

ТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР

имеет хорошо развитую систему традиционных жанров: героический эпос (дастаны, баиты, исторические песни), сказки и народные шутки (киятл р х м м з кл р), легенды и предания (легенда-лар, риваятльл р, хик ял р х м с й л кл р), загадки (табышмаклар), пословицы и поговорки (м каль р х м йтемн р), песни: короткие, сюжетные, обрядовые и игровые, плясовые (кыска жырлар, сюжетлы жырлар, йола х м уен=бию жырлары). Сюда прежде всего следует отнести календарно-обрядовую поэзию. Так, шир. изв. являются нардуган жырлары. В дни нардуган собирались посиделки (утырма), проводились игрища с ряженьем, совершали гадания на кольцах (йезек салыш) и распевали магические куплеты (фал ачулар).

В дни весеннего солнцестояния при обходе дворов звучали н уруз жырлары или н уруз йтул р (коляды). Обряды проводов зимы (с р н б йр ме) сопровождались песнопениями с р н сугудар, исполнялись многие действия аграрно-магического характера. Во время весеннего паводка проводился жизнерадостный праздник жимч ч к в сопровождении жимч ч к жырлары (хороводно-игровых песен) в течение 7-10 дней. В эти дни звучали также жар-жарлар (ритуальные кликанья весны). Весенние праздники карга-туе (грачиный праздник), сабантуй также не обходятся без песнопений и заклинаний. В засушливые гг. во время янгыр боткасы в основном звучат к л ул р (песни-заклинания). По жанровому составу значительно сложнее свадебные песнопения татар. Среди них выделяются следующие: 1) Туй жырлары (собственно свадебные песни). 2) Сыктаулар (причитания) имеются у всех тюркских народов: у башкир - сенд у, у каракалпаков - сынсу, у ногайцев - кыз елатма и т.д. 3) Танкучатлар - прощальные песни невесты под свадебное утро. 4) Ш мчыраклар - песни дружины при проводах жениха в дом невесты (ак й). 5) Яр-ярлар (оды), присущие многим тюркским народам: у каракалпаков - хау-жар, у узбеков - ер-ер, у казахов - жар-жар, у ногайцев - хей-жар и т.д. 6) Бирн жырлары - песни, исполняемые при обмене подарками между свахами в доме жениха в день свадьбы. 7) Арбаулар: есть килен арбау (наставление-нравоучение, обращенное к молодухе), есть кияу арбау (наставление-нравоучение, направленное к жениху), а также яшьл рне арбау (наставление молодых). 8) Типс ул р - песни дружины при переезде невесты в дом жениха. 9) йтешл р - речитативно-песенное соревнование между близкими и друзьями жениха и невесты. 10) Бит ачулар - песни-советы невесте при представлении ее родственникам жениха. У башкир - бит асыузар, у каракалпаков - бит ашар и т.д. 11) Кияу ябулар -песни-наставления жениху в брачную ночь. 12) Баталар - назидания матери жениха, с к-рыми она обращается к своей невестке после заключения никах (брака) при первой встрече. Кроме того, можно было бы выделить и такие поэтические формы, как самаклар (присловья сватовства), хурлаурлар (корильные), мактаулар (величальные) и др.

Автор: Мухамедзянов Р.М.

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы