Тюркские народы (тюрки) УРАЛА

Уральская Историческая Энциклопедия

Содержание

Тюркские народы (тюрки) УРАЛА

расселенные по обе стороны Среднего и Южного У. от Поволжья до Приобья, составляют северо-западную часть обширного тюркского этнокультурного пространства, ограниченного Средиземноморьем (турки) и Восточной Сибирью (якуты). Наряду с монгольскими и тунгусо-манчжурскими народами Т. относятся к алтайской языковой семье. На языках кыпчакской ветви тюркской группы говорят волго-уральские и сибирские татары, башкиры, ногайцы, казахи; язык чувашей образует булгарскую ветвь тюркской группы. Прародиной древних Т. многие исследователи считают предгорья Алтая и Саян. По древней легенде (зафиксированной китайскими источниками VI в. н. э.), тюркское племя произошло от четвертованного мальчика и укрывшей его в алтайской пещере волчицы. Там и родились 10 сыновей волчицы, одного из которых звали Ашина или Тюрк.

Начальный этап (III-II вв. до н. э.) расселения древних Т. связан, по-видимому, с формированием к северу от границ Китая державы хунну (сюнну) под началом шаньюя Модэ. В течение II-IV вв. н. э. часть разгромленных сяньбийцами хунну продвинулась к западу от Алтая вплоть до Закавказья и Южного У. В IV-V вв. сложившаяся при их участии гуннская орда покорила степи Евразии и разгромила Рим. В VI в. из южноалтайских степей на запад прокатилась новая волна тюркских (тюркютских) завоеваний, в ходе которых возник I Тюркский каганат, возглавляемый каганами тюркютского рода Ашина. В VII в. восточная часть территории распавшегося каганата была объединена вождями тюркютов во II Тюркский каганат, а на западе, в Прикаспии, потомки рода Ашина создали Хазарский каганат. В противоборстве с хазарами в Приазовье обособился военный союз тюрок-болгар, часть которого во главе с ханом Аспарухом ушла на Дунай, где возникло государство Дунайская Болгария, часть - на север в Поволжье, где сложилось государство Волжская Булгария.

По мере военно-политической экспансии тюрок распространялось их культурно-языковое влияние. На рубеже эр оно ограничивалось предгорьями Алтая и Саян; к IV в. н.э. охватило Верхнее Прииртышье и юг Средней Азии; к VI в. расширилось на все пространство евразийских степей; в начале II тыс. н. э., с продвижением на дальний юго-запад сельджуков и на дальний северо-восток предков якутов, тюркский мир в основном приобрел свои сегодняшние очертания (позднее частичному преобразованию его границ и внутренней структуры способствовали монгольские, московские и османские завоевания).

Ключевую роль в формировании уральской группы Т. сыграли булгары, создавшие в Х в. государство в Волго-Камье. К приходу булгар уральские степи и лесостепи уже были населены тюркскими племенами (савирами, сувазами и др.), смешавшимися здесь в эпоху гуннских и тюркютских войн с местным уралоязычным и ираноязычным населением. Вполне возможно, что от них происходят этнонимы современных народов: савиры~сибиры (сибирские татары), сувазы~чуваши. Вслед за булгарами в VIII-IX вв. из прикаспийских степей в Южное Приуралье двинулись баджгарды и бурджане, образовавшие во взаимодействии с булгаро-мадьярскими племенами народ башкир (башкорт). На рубеже I-II тыс. н. э. значительную роль в этнической истории Т. У. сыграли кимаки, огузы (торки) и особенно кыпчаки (половцы). В эпоху монгольских завоеваний на многие племена из Т. У., объединенных в улус Джучи (Золотая Орда, Дешт-и-Кыпчак), был распространен экзоэтноним "татары".

По данным арабских и древнерусских источников, в Х в. государственной религией булгар стал ислам. В XIV в. при хане Узбеке ислам вновь, после периода возрождения язычества при первых чингизидах, занял место основного вероисповедания Т. У. Большинство Т. У. - волжско-уральские и сибирские татары, башкиры, ногайцы, казахи - мусульмане-сунниты. Христианство (православие) приняли чуваши, кряшены (в Татарии), нагайбаки (в Башкирии). У многих групп Т. У. в обрядах и мировоззрении сохранились элементы доисламских и дохристианских языческих верований, напр.: представления о духах шурале (леший), су иясе (водяной), ой иясе (домовой) у татар и башкир; многоликий языческий пантеон во главе с небесным творцом Султи-тура у чувашей; ритуальные роли имче (знахаря), курымче (провидца) и сихэрче (колдуна) у сибирских татар. Лит.: Смирнов А. П. Волжские булгары. М., 1951; Гумилев Л. Н. Хунну. М., 1960; Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974; Марков Г. Е. Кочевники Азии. М., 1976; Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981; Томилов Н.А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI - первой четверти XIX вв. Томск, 1981; Закиев М. 3. Проблемы языка и происхождения волжских татар. Казань, 1986; Халиков А. X. Татарский народ и его предки. Казань, 1989; Валеев Ф. Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань, 1993.

Автор: Головнев А. В.

Обращение

Дамы и господа! Электронные книги представленные в библиотеке, предназначены только для ознакомления.Качественные электронные и бумажные книги можно приобрести в специализированных электронных библиотеках и книжных магазинах. Если Вы обладаете правами на какой-либо текст и не согласны с его размещением на сайте, пожалуйста, напишите нам.

Меню

Меню

Меню

Книги о ремонте

Полезные советы